Languages

You are here

Становление информационных программ на французском телевидении (1950−1980-е гг.)

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Анисимова Е.Д. Становление информационных программ на французском телевидении (1950−1980-е гг.) // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2524

 

© Анисимова Екатерина Дмитриевна

аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), aniskatya@gmail.com

 

Аннотация

В статье рассматривается история становления информационных программ на французском телевидении. Автор изучает проблемы, с которыми сталкивались французские журналисты во время первых опытов создания «телевизионной газеты», подробно останавливается на освещении характеристик и особенностей каждого исторического этапа становления французских информационных программ. Исследование проводилось с привлечением архивов информационных программ, доступных на сайте Национального аудиовизуального института.

Ключевые слова: телевидение, Франция, RTF, ORTF, телевизионный репортаж.

 

Введение

Информационные программы на телевидении – одни из самых дорогостоящих и самых важных для рейтинга канала. Телевидение – борьба за зрителя, и «любая телекомпания, рассчитывающая на серьезный рейтинг, начинает с новостей и им, новостям, уделяет главное внимание» (Цвик, 2008). Вот почему для многих телеканалов «визитной карточкой» стали новостные программы.

Переход Франции в 2005 г. на «цифровое вещание» − телевидение высокой чёткости − способствовал бурному развитию ТВ в стране. В эфире появилось много новых тематических каналов, в том числе и информационных. Цифровые информационные круглосуточные телеканалы стремительно завоевывают французскую телеаудиторию, заметно потеснив традиционных вещателей. Они предлагают телезрителю оригинальный продукт, отличающийся определенным своеобразием, что способствует их растущей популярности.

Бурное развитие цифрового вещания во Франции привело к созданию сразу четырех информационных круглосуточных телеканалов (LCI, BFM-TV, Franceinfo, i-Télé). Данный факт позволяет говорить о том, что в настоящее время французский информационный медиапейзаж переживает своеобразную революцию. Так, частные и общественные медиагруппы реагируют на потребность французской аудитории в сиюминутной информации. По данным социологических опросов, французы называют подобные каналы «источником информации» и ставят их на второе место после интернет-сайтов и газет, а третье место занимают «традиционные» телеканалы. Таким образом, в стране создается мощное и профессионально подготовленное «телевидение быстрого реагирования». Каждый день благодаря практически непрекращающимся прямым трансляциям информационные каналы доказывают, что готовы конкурировать с информационными программами телеканалов общего интереса.

Современная динамика развития информационного телевещания Франции закономерно вызывает исследовательский интерес, в том числе и к историческим особенностям его развития.

 

Методология исследования и теоретическая база

Настоящая работа представляет собой первый этап исследования, посвященного особенностям развития и функционирования информационных круглосуточных цифровых каналов в системе телевещания Франции в период 2005−2020 гг. В представленной статье в центре нашего внимания – история развития информационных программ на французском телевидении. Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе обширного исторического материала показать эволюционный путь развития информационного телевидения, которое стало неотъемлемой частью современного аудиовизуального пейзажа Франции. В ходе проведенного автором исследования впервые представляются российскому научному сообществу многие программы информационного телевидения Франции, которые раньше были известны только по названию.

Становлению службы телевизионной информации посвящены работы таких отечественных исследователей медиа, как В.Л. Цвик (2008), С.П. Фурцева (1975), H.A. Голядкин (1995), A.M. Федорченко (1988), Ю.М. Власов (1985). Также были изучены работы, посвященные проблемам французских СМИ. Важную роль в формировании подхода к истории этого вопроса сыграли публикации Л.В. Шарончиковой (2011), И.В. Кирии (2005), Н.А. Голядкина (2009). Что касается французских исследований медиа, здесь необходимо упомянуть работы Ж.-Ж. Ледо (2013), П. Микеля (1984), М.-Ф. Леви (1999), Ж. Бурдона (1990), Ж.-П. Эскенази (1996), Э. Коэн (2004). Фундаментальным исследованием в этой области стала трехтомная энциклопедия «Общая история радио и телевидения» (Histoire générale de la radio et de la télévision) под редакцией К. Брошара (2006). Это одна из самых комплексных работ по истории французского телевидения во Франции. Кристиану Брошару удалось собрать редкие архивные документы. Для понимания отдельных деталей развития французского телевидения, важной стала литература, содержащая воспоминания и мемуары журналистов. Здесь необходимо выделить книгу К. Карьера (2013) «Ив Мурузи: свет и тени» (Yves Mourousi: ombre et lumière). Изученные труды позволили составить комплексное представление об истории телевидения, производстве и распространении телевизионного контента, основах экономического функционирования, стратегиях программной политики и других параметрах.

К сожалению, в современных зарубежных и российских исследованиях СМИ Франции нет отдельных работ, посвященных истории развития информационных программ на французском телевидении. Автору представляется необходимым и важным уделить этой теме больше внимания, так как во многом созданные в ХХ в. информационные программы послужили источником идей для формирования их аналогов на современном телевидении Франции (именно эта проблематика будет изучена на втором этапе работы).

Эмпирической базой для данной статьи выступили данные медиаметрических организаций («Медиаметри» (Médiamétrie)), находящихся в открытом доступе данные самих медиакомпаний и регулирующих инстанций (Высший Аудиовизуальный Совет (Conseil supérieur Audiovisuel, CSA)). Важную роль для формирования картины развития информационных программ послужили архивы Национального аудиовизуального института (Institut national de l'audiovisuel, INA)1. Следует сказать, что за последние 10 лет специалисты Национального аудиовизуального института проделали огромную работу, оцифровав и выложив в Сеть архивы большого количества телевизионных программ (более 14 700 000 часов), что способствовало более глубокому изучению заявленной темы исследования. Всего в ходе работы нами было отсмотрено более трехсот информационных бюллетеней за период 1950−1980 гг. В данной работе подробно представлены наиболее показательные, на наш взгляд, для каждого рассматриваемого периода программы. Стоит отметить, что наша выборка не всегда носила системный характер в силу доступности тех или иных оцифрованных сюжетов. Результаты проведенной работы представлены в сводной таблице в конце текста, обобщающей особенности развития информационных программ на французском телевидении в историческом плане с учетом характеристик формата, композиции, тематического разнообразия, что позволяет получить более четкое представление о концепции (редакционной модели) «телевизионной газеты» во Франции.

 

Зарождение информационных программ на французском телевидении

Во Франции с первых дней появления телевидения витала идея создать «телевизионную газету», сравнимую по скорости подачи информации с радионовостями и способную предоставлять зрителям актуальную информацию о событиях в стране и мире. Однако воплощению этой идеи мешали технические трудности и отсутствие материальной базы.

Первые опыты телевизионных новостей на французском телевидении относятся к 1946 г. Они связаны с появлением в эфирной сетке прообраза информационной программы – «Телегазеты» (Télé-Journal). Эта еженедельная передача каждый вторник предоставляла разнообразную информацию. Она открывалась неизменным выступлением журналиста- интеллектуала Пьера Парафа на самые важные темы недели, потом следовал обзор последних событий, новости спорта, кино, моды, информация с биржи и прогноз погоды.

Следующим опытом в освоении телеинформации стала программа «Парижские отражения» (Reflets de Paris). Вышедшая в эфир 12 марта 1949 г., она была посвящена исключительно парижским новостям2. Ее создатель Андре Уюг так сформулировал задачи новой передачи: «В первую очередь, речь идет об освещении парижских новостей, иногда даже опережая события. Идея – наглядно проиллюстрировать обычную жизнь Парижа, отражая каждый ее аспект. Благодаря нашим коротким репортажам мы стараемся найти и показать другую, неизвестную и увлекательную, сторону парижской жизни. Например, мне кажется интересным репортаж о профессии ремесленников. В нашей программе мы обращаем внимание на все и всему даем свой ритм, ведь прежде всего мы занимаемся телевидением» (Brochard, 2006: 387). Первый выпуск программы позволил телезрителям по-новому взглянуть на Монмартр и правила пользования современной бытовой техникой, а также, не покидая Париж, познакомиться с танцем фламенко и традициями Марокко.

В июне 1949 г. пришло время настоящего информационного выпуска. Владимир Порше, генеральный директор Радио и Телевидения Франции (RTF), и Жан Люк, программный директор телевидения, решаются запустить в эфир ежедневные новости о важных событиях дня и показать их зрителю в тот же вечер. Предполагалось рассказывать и о новостях культуры, только не с недельной задержкой, как раньше, а через несколько часов после окончания мероприятия3. Руководство и ведение программы было поручено двадцатилетнему Пьеру Сабагу.

Первый информационный выпуск состоялся 29 июня 1949 г.4 В самом начале программа выходила в эфир только три раза в неделю, и «у нее не было большого количества телезрителей» (Brochard, 2006: 386). Но уже через три месяца, в октябре 1949 г., телевизионные новости хронометражем 15 минут выходили в эфир в 21 час пять дней в неделю: понедельник, среду, четверг, пятницу и субботу. В историю французского телевидения вошел и первый новостной репортаж о кубке по воздухоплаванию им. Гордона Беннетта5, снятый 29 июня 1949 г. Пьером Сабагом и оператором Мишелем Вакевичем. Находясь в корзине воздушного шара, они снимали старт аэростатов. Но воздушный шар Сабага и Вакевича не смог набрать нужную высоту, и сильный ветер унес съемочную группу за 40 км от Парижа. При приземлении воздушный шар столкнулся с линиями электропередач, случился пожар, в результате которого, к счастью, никто не пострадал, Мишель Вакевич полностью снял происходящее. Репортаж получился не только зрелищным, но и сенсационным.

Первые годы были тяжелыми для редакции новой информационной программы. Денег и оборудования катастрофически не хватало. Французское телевидение создавалось и развивалось до начала 1980-х гг., в режиме государственной монополии на вещание на территории Франции. Оно финансировалось, как и радиовещание, государством за счет абонентской платы − своеобразного налога для владельца телевизора. Абонентская плата во Франции всегда была и остается ниже, чем в других европейских странах, поэтому прогресс был медленным, так как средств постоянно не хватало.

В распоряжении журналистов был один небольшой автомобиль и одна любительская камера 16 мм, которая принадлежала оператору Мишелю Вакевичу. Журналисты, как любители, сушили пленку на колесах от велосипеда, использовали подручный материал для монтажа и съемок. Изобретательности молодых телевизионщиков не было предела. Часто им не хватало времени на монтаж репортажей. Смонтированные в последнюю минуту, они тут же шли в эфир. Журналистам приходилось импровизировать, изобретая, например, имя героя. Со звуком тоже были проблемы. В камере Вакевича звуковая дорожка не была предусмотрена (Marcillac, 1996: 245). Решение было найдено с помощью принесенного кем-то механического граммофона. Под музыку с пластинок журналисты записывали свои комментарии тут же, в прямом эфире. «Это усиливало эффект присутствия и делало передачу более живой», − отмечает Кристиан Брошар (2006: 388).

В документальном фильме «Новости. Вся история»(Le JT, toute une histoire6) один из журналистовпервой редакции «Новостей», Пьер Черниа делится своими воспоминаниями: «Появление маленького телевизионного экрана привнесло непринужденность в общении. Раньше этого не было. Достаточно вспомнить опыт киноновостей, когда в зрительном зале показывали снятые видеофрагменты, и ведущий театрально озвучивал их перед публикой. То, что делали мы, это совсем другое. Мы не стремились к этой театральности. Наши комментарии были простыми. Например, «парижанка всегда остается парижанкой» или «завтра будет дождь». В наших комментариях мы использовали разговорный стиль, который было легко понять телезрителю».

Отсутствие денег и техники молодым журналистам заменяли их энтузиазм и находчивость. «Это правда, что у нас не было достаточного финансирования. Но этот опыт мне кажется великолепным и сегодня. Эти бытовые трудности – мои лучшие воспоминания. Мы работали с такой горячностью и энтузиазмом, что всё нам казалось легким и возможным. Мне был двадцать один год, а, как вы знаете, у людей в этом возрасте нет проблем», − вспоминает Пьер Черниа (Brochard, 2006: 387).Пьеру Сабагу удалось собрать в свою команду молодых и талантливых журналистов: Пьер Дюмайе, Жорж де Кон, Клод Лурсе, Пьер Черниа, Мишель Друа, Роже Дебузи − все они стали потом звездами французского телевидения.

Уже за три первых месяца в эфире «Новости» Сабага удвоили продажу телеприемников (Miquel, 1984: 194). Телевидение вышло за пределы студии, чтобы завоевать Францию. Именно актуальные события диктовали сюжеты: политические заявления, экономика, чрезвычайные происшествия, события в мире искусства, научные открытия. «Новости» освещают четыре или пять событий. Каждый сюжет делает и представляет один журналист. В январе 1950 г. был создан второй выпуск «Новостей», который выходил в 12:45. Этот информационный выпуск включал в себя все главные темы, которые будут развиты в вечернем эфире.

В качестве примера мы можем рассмотреть новостной выпуск от 24 августа 1950 г.7 Он длился 7 мин. 37 сек. Первые три минуты были посвящены спортивным событиям Европы. Новости открывались сюжетом о проходящем в Бельгии Чемпионате мира по трековым велогонкам. Тему спорта продолжили соревнования велогонщиков, выигравших недавно завершившуюся гонку «Тур де Франс». Следом шел сюжет о традиционных забегах с быками в испанской Памплоне, а за ним − репортаж из муниципальной арены городка Районна на юго-западе Франции. Там Кончита Синтрон, одна из самых знаменитых женщин-тореро своего времени, смело взмахивала плащом и боролась с быком. «Сегодня она явно не в лучшей форме», − сказал про нее журналист.

Второй блок новостей назывался «Неделя». Он длился 2 мин. 30 сек. И первым сюжетом в этом блоке стала новость о свадьбе сестры великого герцога Люксембургского. Она вышла замуж за бельгийского принца Антуана де Линь. Зрителям показали кусочки празднества королевской свадьбы в Люксембурге (служба в церкви, прогулка по городу в окружении толпы радующихся горожан). В следующем сюжете телезрители перенеслись в Лондон. Там у входа в Букингемский дворец на специальном мольберте висело объявление о появлении ребенка в королевской семье. В репортаже были показаны большие очереди, выстроившиеся у объявления о рождении принцессы Анны, второго ребенка королевы Елизаветы. «Каждый хотел прочитать эту новость сам», − сказал в закадровом комментарии журналист. Следом события стремительно перенеслись в Сингапур, где произошел пожар на свином заводе, который долго не могли потушить.

Корейская война стала третьим и последним блоком данного новостного выпуска. «С каждым днем ситуация на линии фронта становится все сложнее, а бои все активнее», − рассказывает журналист за кадром. На видео взрываются бомбы, едут танки, бегают солдаты, медики спасают раненых. Этот сюжет сменил репортаж об американских танках и самолетах-бомбардировщиках, готовых к отгрузке на корейский фронт. Весь блок длился две минуты ровно. 

Таким образом, можно отметить, что в данном новостном выпуске широко представлена международная и спортивная панорама событий, но отсутствуют новости, происходящие во Франции (за исключением корриды в Байонне). Представленные сюжеты отличает динамичный монтаж, живой комментарий и энергичная музыка. Сюжеты сменяют друг друга очень быстро, без закадрового текста журналиста и разделения на блоки, выполненного в форме заставки с напечатанным текстом, трудно было бы понимать, в каком месте происходит то или иное событие. 

 

Первые шаги « Телевизионной газеты»

В 1952 г. программным директором RTF становится Жан д'Арси8, который дал новый импульс телепроизводству. По мнению д'Арси, телевидение достигло достаточного прогресса, чтобы показывать передачи в прямом эфире. Он был убежден, что именно прямой эфир поможет сделать телевизионный эфир сбалансированным.

В 1954 г. структура «Новостей» меняется. Теперь у них есть ведущий, который объявляет сюжеты. Старая система их показа «одного за другим» себя изжила. Начиная с 1 ноября 1954 г. перед зрителями на экране появляется ведущий. «Новости» выходят в эфир в 20 час 15 мин. и повторяются на следующий день в 13 часов. Хронометраж вечерней программы 21 мин. 5 сек., а дневной – 14 мин. 30 сек. Впервые зрители видят всплывающие титры с именем ведущего, когда он появляется в кадре. Надо отметить, что первыми ведущими были сами журналисты. Эра профессиональных ведущих пока не наступила.

Политика постепенно занимает важное место в «Новостях». С 16 июня 1954 г. на телевидении начинаются так называемые беседы журналистов с главой правительства Пьером Мендес-Франсом. Эти беседы становятся довольно частыми, Мендес-Франс давал интервью журналистам даже во время своих поездок (последнее 29 января 1955 г.). Новый председатель Совета министров, Ги Молле продолжил эту традицию. Заняв свой пост, он в первый же день дал 20-минутное интервью Пьеру Сабагу, пригласив съемочную группу в Матиньонский дворец. В июне 1955 г. «Новости» вошли в состав «Дирекции информации». А 20−30 декабря 1955 г. после «Новостей» появляется специальный блок политической информации: телевидение впервые освещало парламентскую предвыборную кампанию. Политики все чаще появляются на телевидении со своими заявлениями. Первые обращения де Голля к французам по телевидению состоялись 13 мая и 23 июня 1958 г. А 28 сентября информационные программы широко освещают результаты референдума по Конституции Пятой Республики.

С 1958 г. в эфир выходит уже целых три новостных выпуска: в 13 часов 15 мин, 20 часов (основной), а также в 23 часа. Дневные новости только наполовину повторяют вечерние. Наладить ежедневный выпуск трех информационных программ – непростая задача, так же, как и выпустить все три программы в эфир получается не всегда, поэтому пока их трансляция нерегулярна. Но уже можно говорить о становлении информационного вещания на французском телевидении.

В 1960-х гг. в «Новостях» показывали каждое передвижение президента Шарля де Голля по стране и миру. Этим событиям отводилось лучшее место в программе и самый большой хронометраж, т.е. все остальные сюжеты освещались по остаточному принципу, «если хватит времени». 

Например, возьмем выпуск новостной передачи от 30 сентября 1964 г.9, она длилась 9 мин. 53 сек. Первым сюжетом стала новость о начавшемся турне Шарля де Голля по 10 странам Южной Америки. К 30 сентября французский лидер успел побывать в Венесуэле, Колумбии и Эквадоре. Журналист открыл сюжет таким закадровым текстом: «Между народами, которые хотят сблизиться, Атлантический океан − не препятствие. Эти слова сказал президент де Голль президенту Венесуэлы во время своего визита в эту страну». Французским зрителям показывают ликующие толпы местных жителей, которые приветствуют овациями де Голля во всех странах, которые он посещает. Каждому государству посвящен небольшой кусочек около 40 сек. Де Голль везде окружен толпой. В кадре президент жмет руки студентам и государственным деятелям, проезжает на открытой машине по улицам и постоянно улыбается. «50 тысяч венесуэльцев встречали де Голля на улицах Каракаса овациями», − делится с телезрителями журналист. «В Кито толпа, обезумевшая от восторга, пела Марсельезу», − продолжает он. «До 4 тыс. доходило скопление людей на улицах Боготы, где должен был проехать кортеж президента», − рассказывает он. 

Новости о появлении новой модели автомобиля SIMCA, а также об открытии магазина ковров в Париже продолжили информационную программу. Следующим сюжетом стало строительство дорожной развязки в Ле-Бурже. «35 км новых дорог к Рождеству станут подарком для автомобилистов от министра транспорта», − сказал журналист. «Быстрее, еще быстрее, поезда тоже адаптируются к этому девизу нашего времени», − замечает журналист, рассказывая о японском поезде, который может развивать скорость почти до 200 км/ч. Тему скорости продолжило и сообщение о новом американском сверхзвуковом самолете. В кадре он выполнял свой тестовый полет.

Завершил информационную программу блок о туризме. «11 миллионов туристов пересекли в этом году франко-испанскую границу», − с гордостью рассказывает журналист. Далее был репортаж девушки Анжелики, которая подробно рассказала, как отдохнула и как ей удалось избежать столпотворения на вокзалах, автодорогах и пляжах. Каждое ее заявление было подробно иллюстрировано. Все сюжеты, за исключением поездки Шарля де Голля и рассказа Анжелики об отпуске, были короткими − по 40−50 сек. каждый. Репортаж о поездке де Голля длился 3 мин., 2 мин. 45 сек. длился сюжет о каникулах. 

В это же самое время журналисты-ведущие учатся «существовать» в пространстве студии. Они пробуют новые методы ведения новостной программы: за столом, стоя, ищут манеру держаться и даже позволяют себе курить в кадре.

Параллельно технический прогресс не стоит на месте: совершенствуются камеры, которые позволяют оператором экспериментировать с техникой съемки, а журналистам – искать сюжеты все дальше от Парижа. Благодаря использованию «телевизионных машин» журналисты начинают работать «все ближе к месту событий», − пишет Эвелин Коэн (2004: 172). «Новости» приобретают характер «вездесущности».

 

На пути к современным новостям

В начале 1960-х гг. Пьер Сабаг заявляет, что современная версия «Новостей» никуда не годится, программу надо реформировать и по форме, и по содержанию. Сохраняя ведущих в кадре, Сабаг предлагает добавить больше интерактивности в их текст. Он также считает, что в информационной программе не хватает оперативности в освещении актуальных событий. По мнению Сабага, «Новости» должны отзываться на происходящее быстрее, чем печатная пресса. В октябре 1961 г. было принято решение о новой формуле «Новостей». Теперь программу ведут два человека. В студию приглашают не только политиков, но и квалифицированных экспертов, комментирующих и анализирующих события. Больше места редакция отвела видеоряду. Фотографии и схемы становятся постоянными элементами новостей.

Среди репортажей этого времени только 25−30% взяты с лент информационных агентств, все остальное – собственная продукция редакции. Однако не все может быть снято и выпущено в эфир из-за технических проблем. Телевидению по-прежнему не хватает денег для развития.

Производство выпуска новостей в 20 час, который длится всего полчаса, занимает целый день. В 1960-х гг. планерка начиналась в 10 утра. На ней решалось, какие события будут представлены в вечернем выпуске, а также распределялись темы между съемочными группами. К полудню начинался анализ лент международной информации. Примерная верстка программы составлялась сразу после обеда, точная − за час до выхода в эфир. Таким образом, журналисты пытались реагировать на события как можно оперативнее, чтобы рассказывать о том, что происходит в последнюю минуту. С течением времени второй ведущий исчез. Как объясняет Кристиaн Брошар, это произошло «по странным причинам: не хватало рабочих рук, так как журналисты уезжали в командировки» (Brochard, 2006: 415).

Только в апреле 1963 г. были созданы две отдельные редакции информации, прежде в рамках РТФ существовала общая редакция, готовившая информационные программы для радио и телевидения. «Новости» переживают серьезные изменения. Создается новая формула тележурнала новостей. Отныне программа должна стать еще динамичнее и интереснее. «Нужно эволюционировать, чтобы зрителю не было скучно»10, − заявляет в вечерних новостях министр информации Алан Перфит, представляя реформу новостной программы. Теперь журналисты должны сообщать информацию коротко и быстро. Это означает, что запрещается комментарий, приоритет отдается изображению. Новый принцип − показать как можно больше «свежей картинки». «Зрителям нужно показывать как можно больше изображения, интервью живых людей», − настаивает Перфит. Анализ событий сохраняется только для важных сообщений. Все делается, чтобы перенести зрителя на место событий. Композицию новостей составляют короткие сообщения, а хронометраж сокращается до 20 мин.

Из кадра исчезают журналисты. Их место занимают профессиональные ведущие. Теперь они больше не менялись каждый вечер. Напротив, они стали постоянными. Аудитория стала постепенно узнавать одних и тех же людей, рассказывающих им новости.

Ярким примером такой формы подачи новостей могут послужить новостной выпуск, например, от 27 июля 1964 г.11 Он длился 17 минут. Ведущий в кадре появлялся не всегда, он был только в середине. Все остальное время было отдано видеоряду. Все сюжеты были динамично смонтированы. Данный новостной выпуск получился франко-французским, в нем почти не были затронуты сюжеты, посвященные международным новостям (только одна новость). Так, всего было показано 10 сюжетов. Новости открывались сообщением о том, что знаменитый французский яхтсмен Эрик Табарли закончил очередное путешествие и прибыл в порт Гавра, где его ждали поклонники и семья. Зрителям также показали небольшое интервью мореплавателя. Следующим сюжетом, которому было посвящено почти 2 минуты, был материал об аварии на подземном руднике в Шампаньоле (Бургундия). Там отрезанными от поверхности земли оказались 16 человек. Журналисты подробно рассказали, что произошло и как планируется спасение людей12. Следующей новостью был сюжет о «посвящении в студенты» в элитной военной школе Сен-Сир, где только что закончились вступительные экзамены. Следом за ней была новость об аварии на железнодорожном переездена востоке страны, где столкнулись поездиавтобус. Здесь ведущий появился в кадре, чтобы объявить ее, затем на экранеочевидцы рассказывали о деталях ДТП. Автомобильную тему продолжила новость о параде ретро-автомобилей в центральной части страны. Шестым сюжетом в выпуске стало интервью с известным модельером Пьером Бальменом, который делился своими планами о будущих показах. Следующим в верстке был сюжет о вручении государственных наград Шарлем де Голлем, а далее − короткая заметка о начале госвизита во Францию премьер-министра Румынии Иона Маурера. Журналисты встречали политика в аэропорту Орли, показали фрагменты его речи. Сюжет о находке в Марсельском порту трех пушек времен наполеоновских войн завершил новостной выпуск. Аквалангисты, обнаружившие находку, рассказали, как нашли старинные артиллерийские орудия и как доставали их из воды.

Открытие второго канала французского телевидения состоялось 8 апреля 1964 г. Новостные программы попадают в конкурентную ситуацию. Теперь каждый канал стремится сделать свои программы более привлекательными для аудитории. Важной вехой в истории информационного телевещания стал 1965 г. − год президентских выборов, когда впервые французы избирали президента всеобщим голосованием. Каждый кандидат получил право на 2 часа эфирного времени. Телевидение впервые во Франции стало основным инструментом в борьбе за президентский пост, а 5 декабря результаты первого тура в течение всей ночи комментировались в прямом эфире.

Знаменательный период в истории французского телевидения связан с событиями мая 1968 г. (Шарончикова, 2011: 116−118). Власти всегда осуществляли контроль над радиовещанием и телевидением, и теперь информационные программы, под давлением Елисейского дворца, ничего не сообщали о происходящем. Журналисты радио и телевидения выступили против ограничения свободы слова и 18 мая объявили бессрочную забастовку, которая продлилась до 23 июня. Один выпуск новостей, контролировавшийся правительством, готовили около 20 журналистов, не присоединившихся к забастовке.

Кризис 1968 г. выявил недостатки управления аудиовизуальными СМИ, власти стали готовить реформу, пытаясь сделать систему более либеральной при сохранении государственной монополии на вещание. В 1974 г. была реформирована ORTF (бывшая RTF). Претерпела эволюцию и политическая информация. Несмотря на преобладание проправительственной позиции, информационные выпуски, аналитические программы представляли и мнение оппозиции. Франция стремилась к соблюдению плюрализма информации и комментирования новостей.

Информационные выпуски двух каналов становятся более автономными. В апреле 1969 г. оба канала (TF1 и А2) стали предлагать своим телезрителям региональные новости. Третий, региональный канал (FR3), вышел в эфир 31 декабря 1972 г.

 

Расцвет информационных программ

Период 1970−1980-х гг. − время «персонифицированных» новостей. Аудитория уже знает имена ведущих. Эти люди из телевизора, представляющие каждый день новости страны и мира, стали узнаваемыми и близкими для тысяч французов. В 1970-х гг. появляются первые суфлеры, которые создали возможность личностного контакта «ведущий-аудитория»13.

С 1975 по 1981 гг. новости в 20 часов на TF1 вел Роже Жикель, ставший благодаря своему «эмоциональному» стилю самым популярным ведущим. Каждый выпуск новостной программы он начинал с анализа важной темы. В историю вошла его знаменитая фраза «Франции страшно», открывшая программу 18 февраля 1976 г.14 Главный сюжет программы был посвящен потрясшему всю страну убийству 8-летнего Филиппа Бертрана. Эта фраза Роже Жикеля, оставшаяся в коллективной памяти, потом часто вырывалась из контекста и стала предметом различных интерпретаций.

Еще одной звездой эпохи был Ив Мурузи – ведущий новостей на TF1 в 13 часов с 1975 по 1987 гг. Его называли информационным «скоморохом» и «королем импровизации». Он произвел настоящую революцию в информационном вещании, устроив из него шоу. Мурузи не стеснялся подмигивать зрителям, остро шутить и вести прямые включения из самых необычных мест: с борта сверхзвукового самолета «Конкорд»15, операционной, президентского кабинета… «В каждом выпуске Мурузи старался пробудить у аудитории эффект соучастия. Программы с ним смотрело каждый день больше 10 млн человек» (Carrière, 2013: 183).

Телевидение конца 1970-х − начала 1980-х гг. стало по-настоящему массовым средством информации. Согласно социологическому исследованию, опубликованному в журнале «Телерама» в 1979 г., 66% французов смотрело телевизионные новости каждый день. Цифра еще более значимая − 30% граждан доверяло этому медиа, предпочитая его печатной прессе (25%) и радио (18%)16. С тех пор доверие аудитории к традиционным СМИ изменилось, по данным социологических исследований по заказу газеты «Круа» (Croix), на начало 2018 г. 56% доверяет радио, 52% – печатным СМИ, 48% – телевидению, 25% – Интернету17.

В середине 1980-х гг. телевидение переживает глубокие перемены. После отмены государственной монополии на вещание появляются коммерческие каналы, которые создают свои выпуски новостей. Этот процесс форсировал конкуренцию между новостными выпусками общественного и частного телевидения. Телеканалы борются за рекламодателей, а победой становится высокий рейтинг телеканалов. «Существовала негласная война между новостными журналистами, всем хотелось выпустить самую рейтинговую программу, побив, таким образом, конкурента», − рассказывает бывший ведущий новостей на TF1 Патрик Пуавр д'Арвор в документальном фильме «Новости. Вся история» (Le JT, toute une histoire )18.

В течение нескольких месяцев новости общественного телеканала Antenne 219 лидировали в аудиовизуальном пространстве Франции. У страны появилась телезвезда − Кристин Окран20. Ведущая стала первой женщиной, которой доверили вести на постоянной основе вечерние выпуски новостей на этом канале. Вскоре ее стали называть «королевой Кристин».

Конкурентную борьбу за аудиторию обострила приватизация в 1987 г. первого канала (ТF1). Директором информационных программ стала Мишель Кота. Канал сохранил свою аудиторию и вскоре опередил основного конкурента − общественный канал Antenne 2. У него появляются свои талантливые телеведущие Патрик Пуавр д'Арвор, Жан-Пьер Перно, Клер Шазаль. «Новости TF1» на много лет стали самыми рейтинговыми во Франции. В 1994 г. группа TF1 создает первый в стране круглосуточный информационный канал LCI (La chaine d'info).

Некоторые элементы эфира двух телеканалов – Antenne 2 и ТF1 – заставляют обратить внимание на существующую между ними конкуренцию. Каждый телеканал по-своему пытается выделиться и таким образом привлечь телезрителя. В первую очередь, следует отметить заставку новостей и джингл, т.е. «музыкальный позывной» информационной программы. Так, например, в 1988 г.21 у обоих телеканалов заставка новостей появляется на черном фоне, с практически мгновенно возникающим джинглом и логотипом программы. Музыка джингла обоих телеканалов очень динамичная, быстрая и стремительная. У ТF1 джингл длится 5 сек., а у Antenne 2 – 15 сек. Положение ведущего в кадре в начале программы – еще один важный элемент. Так, перед зрителями Antenne 2 появляется средний план ведущего, сидящего за столом и сразу говорящего «Дамы и господа, добрый вечер! Последние новости…», далее тут же появляется картинка новостей. Редакция ТF1 выбрала другую схему: телезритель видит ведущего на общем плане в студии, он расслаблено сидит на столе и говорит: «Новости продолжаются. Культура, спорт, международные события – обо всем об этом и не только на ТF1». Во время его 25 секундной речи камера медленно панорамирует справа налево, взгляд ведущего продолжает ее движение. План меняется с общего на средний. Далее начинаются новости. Можно сделать вывод, что ТF1 стремится сделать начало своих новостных программ более динамичным, используя музыку и движение камеры, а также более расслабленным (ведущий сидит и как будто бы ведет разговор в непринужденной обстановке). В свою очередь Antenne 2 пытается сразу «атаковать» телезрителя последними новостями и серьезным тоном ведущего. Используя такие методы, обе редакции пытаются удержать внимание зрителя, заставить его остаться на «первой» или «второй» кнопке.

В целом верстка новостей указанных двух телеканалов в этот период не очень различается, новости длятся около 30 мин., за ними следует прогноз погоды. Единственное различие: ТF1 заканчивает свои выпуски короткими информационными сообщениями о том, что значительного произойдет во Франции и в мире на следующий день, а Antenne 2 либо показывает итоги только что закончившихся спортивных соревнований или возвращается к важным новостям, с которых был открыт выпуск22. Так, например, ведущий ТF1 говорит, что завтра, 18 октября 1988 г., «в Версале открывается первая выставка, посвященная кредитным карточкам, а во Дворце конгресса и фестивалей вечером будет премьера спектакля "Свобода или смерть". Также завтра советский лидер Михаил Горбачев начинает официальный визит в Индию»23.

 

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что информационные программы на французском телевидении исторически развивались достаточно успешно. Они были активно вовлечены в политическое развитие страны и преодолевали препятствия технического характера в своей эволюции. Информация занимает исторически привилегированное место на общественном (а затем и на коммерческом) телевидении Франции, а вечерние новости стали витриной телеканалов.

На основании проведенного нами исследования исторических этапов становления информационных программ можно говорить о четырех периодах: зарождении информационных выпусков (1949 − начало 1952 гг.); появлении «телевизионных газет» 1952−1960 гг.; развитии новостных форматов 1960-е гг.; расцвете информационных программ 1970−1980-е гг. Каждый из выделенных этапов имеет свои характеристики и особенности. В обобщенном виде изученные нами в ходе работы особенности информационных программ с учетом характеристик формата, композиции, тематического разнообразия представлены в таблице.

Стоит отметить, что на современном этапе развития телевидения французские новостные программы получили то, к чему стремились с момента своего зарождения, − средства и возможности для освещения событий из любой точки мира. Но появилась и другая проблема – единое медиапространство. Закончилась эра телевидения, когда оно должно было раньше других СМИ выпустить в эфир видео. Теперь информация принадлежит всем, и появление новых круглосуточных цифровых информационных каналов еще более усложнило положение.

 

Таблица. Характеристика информационных программ 1949−1980 гг.

Этап

 

Особенности

 

Композиционные

элементы

 

Тематическая

наполняемость

1) Зарождение информационных выпусков 1949 − начало 1952 гг.

В кадре нет ведущего, зритель слышит закадровый голос журналиста, рассказывающего новости.

 

Средняя длина сюжета − от 30 сек до 1 мин 30 сек.

 

Хронометраж новостного выпуска − от 7 до 10 мин.

 

Периодичность выхода в эфир − 5 дней (понедельник, среда, четверг, пятница и суббота).

Сюжеты разделены на четкие блоки: спорт, мировые новости, национальные и политические новости.

 

 

Смена сюжетов происходит очень быстро.

 

У видео отсутствует интершум. Вместо него использована музыкальная дорожка (предпочтение отдается динамичным композициям), сопровожденная комментарием журналиста.

 

Используется «клиповый монтаж» кадров, они сменяют друг друга крайне быстро, длятся в среднем 1−2 сек.

 

Журналисты стараются выпускать новости максимально оперативно, «день в день», но это получается не всегда. Иногда приходится ждать, пока привезут пленку с отснятым материалом, и сюжет появляется спустя день или два в эфире.

Много внимания уделяется новостям спорта из страны и мира и международной панораме. Обязательно освещаются главные национальные политические новости (празднование дня Бастилии или крупные государственные визиты), часто встречаются и сюжеты из обычной жизни французов (например, вакцинация кроликов или начало охотничьего сезона). Такими сюжетами, как правило, заканчивается новостной выпуск. Журналисты стараются рассказать обо всем, поэтому сюжеты сменяются крайне быстро.

 

2) Появление «телевизионных газет» 1952−1960 гг.

В кадре появляется ведущий. Это журналист. Каждый раз это новый человек. Его «роль» − анонсировать сюжеты.

 

В день выходят две новостные программы, дневная повторяет несколько сюжетов из вечерних новостей накануне.

Хронометраж вечерней программы 21 мин, а дневной – 14−15 мин.

 

C 1958 г. в эфире уже три новостных выпуска в день, они больше не повторяются.

 

Периодичность выхода в эфир − ежедневно 7 дней в неделю.

Технический прогресс позволил осуществлять

запись и использование в монтаже двух аудиодорожек: интершум и звук с микрофона во время интервью. Теперь у зрителя появляется возможность услышать, какой был звук на месте съемки (звук аплодисментов, проезжающего автомобиля, крики манифестантов и т.д.), а также голос интервьюируемого человека, которого благодаря микрофону очень хорошо слышно.

 

Сохраняется четкое разделение на блоки в верстке, повышенное внимание к спорту сохраняется.

 

Заметным в верстке становится политический блок, ему в верстке отдается самый большой хронометраж и лучшее место в выпуске – посередине.

 

Сюжеты стали длиннее: от 1 мин 30 до 2 мин. В монтаже появляется движение камеры (различные панорамы), а кадры в среднем длятся около 3 сек. Зритель успевает рассмотреть, что происходит на экране.

 

Спорт и международная жизнь по-прежнему интересуют редакцию.

 

Одновременно, много эфирного времени уделяется внутренней политике. Большинство сюжетов посвящены Шарлю де Голлю.

 

Журналисты часто цитируют де Голля, включая в сюжеты объемные фрагменты его речей (иногда такой фрагмент может длиться до 30 сек).

 

Остальные сюжеты освещаются по принципу «если хватит времени».

 

Журналисты проявляют внимание к простому человеку. В эфир с завидной регулярностью выходят репортажи о простых рабочих и ремесленниках, о жителях французской глубинки и т.д.

 

 

3) Развитие новостных форматов 1960-е гг.

Ведущий в кадре остается, но происходит работа над текстом, чтобы зрителю было интересно слушать. Так вводятся элементы диалога со зрителем.

 

С 1961 г. новостные выпуски ведут уже два журналиста, а к ним в студию

приглашают гостей (политиков и экспертов), обсуждающих и комментирующих актуальные события. Вскоре от двух ведущих в кадре отказываются, новости снова ведет один человек.

 

Журналиста в кадре заменяет профессиональный новостной ведущий. Теперь новости каждый вечер представляет один и тот же человек.

 

Хронометраж новостных выпусков увеличивается до 20 мин.

 

Периодичность выхода в эфир − ежедневно 7 дней в неделю

 

Журналисты стараются использовать максимальное количество «свежей картинки» в одном новостном выпуске, которые должны перенести зрителя на

место событий и развить у него эффект присутствия.

 

Больше внимание уделяется качеству съемки и монтажу сюжетов. Заметным становится поиск красивых, необычных точек съемок, а также их вариация при съемке крупных, средних и крупных планов.

 

Картинка становится динамичнее, ее интереснее смотреть. В съемки добавляется движение («проходки» героев на камеру). Зритель видит, что камера двигается вместе с героем, задний фон тоже меняется.

 

Монтаж сюжетов – динамичный, кадры сменяются быстро, но при этом сохраняются планы, которые длятся по 3−5 сек. Как правило, это панорамы или наезды камерой (с общего на крупный план).

 

Политические новости Франции по-прежнему доминируют в верстке, но их влияние постепенно ослабляется. Выпуски становятся более автономными. Все чаще на экране появляются интервью с обычные людьми (например, интервью у прохожих или покупателей на рынке и т.д).

Международные новости по-прежнему интересуют журналистов, но им, за исключением крупных событий (выборов, катастроф, военных наступлений и т.д.) отводится не так много времени в эфире. Главное – то, что происходит во Франции.

В 1969 г. появляются отдельный выпуск только с региональными новостями Франции.

 

 

4) Расцвет информационных программ 1970−1980-е гг.

Благодаря постоянным ведущим в кадре происходит персонификация новостей. Этот

эффект усиливается и от появления суфлера, теперь журналистам не нужно читать текст по бумажке или учить его наизусть, они могут смотреть прямо в камеру, обращаться к зрителю.

 

В 1980-хх гг., после отмены государственной монополии на вещание, появляются частные телеканалы, которые занимаются выпуском собственных новостей. Происходит усиление конкуренции между телеканалами.

 

Форма выпуска: Заставка+ шпигель (анонс главных тем выпуска) + новости + финальные титры выпуска+заставка.

 

 

Хронометраж новостных выпусков увеличивается до 30 мин.

 

Периодичность выхода в эфир: ежедневно 7 дней в неделю.

 

Появляются сюжеты «без звука», когда закадровый текст читает не журналист, автор сюжета, а ведущий.

 

Все больше внимания редакции отдают внешней привлекательности новостной программы для зрителя (заставка, джингл, цвет и размер шрифта титров).

 

Меняется манера подводок ведущих к сюжетам. Камера плавно наезжает и отъезжает, ведущие не всегда сидят по центру кадра (они могут двигаться, стоять или сидеть сбоку кадра). Режиссеры создают ощущения непринужденности этих новостных программ. Этому способствует и тон ведущего. Он обращается к зрителям как друзьям, использует простые фразы или шутит. Некоторые ведущие записывают свои подводки из необычных мест (например, кабина пилота и т.д.), так они запоминаются зрителям и создают разнообразие.

 

В условиях конкурентной среды подобные эксперименты, поиск отличительных деталей служат также борьбе за зрителя. Важно, чтобы он как можно дольше оставался на определенной кнопке и ему захотелось вернуться.

 

По меркам технического прогресса данной эпохи, эфирная продукция очень качественная: все материалы отлично смонтированы, прекрасно сняты.

 

Телеканалам удается выдавать в эфир эксклюзивные материалы: интервью с труднодоступным собеседником или звездой нового фильма, оперативный комментарий (эксперт, политик и т.д.)

 

Новым принципом отбора сюжетов стала концепция близости к аудитории, то есть новостные программы теперь отдают свой приоритет французским информационным поводам, ими открывают выпуски (если в мире не произошло какого-то важного ЧП). К этим темам можно отнести и заявления политиков, проведение реформ, различного рода происшествия или победа сборной Франции на спортивных состязаниях. Эти новости касаются повседневной жизни французов, они могут на нее повлиять. Таким образом, журналисты затрагивают здесь личные заботы своей аудитории, ее проблемы, интересы и переживания.

Набирает популярность тема «культура-отдых» (от сюжетов, как отдыхают французы и выхода нового фильма, до крупных кинофестивалей и культурных форумов). По верстке они стоят в конце выпуска, ведь зритель должен улыбнуться и с удовольствием остаться на канале смотреть следующий за новостями фильм или сериал.

 



Примечания

  1. Видео доступно по ссылке: http://www.ina.fr/video/I07037275/faites-votre-tele-les-achives-de-l-ina-en-ligne-video.html
  2. Так, например, в выпуске от 16 апреля 1949 г. один из сюжетов был посвящен празднованию католической Пасхи в Париже. Впервые телевизионные камеры были поставлены во время службы в храме и снимали в информационных целях священника и молящихся. Можно было увидеть удивленные взгляды прихожан, не ожидавших, что их будут снимать. В выпуске от 25 апреля 1949 г. один из сюжетов был посвящен подготовке представления известного парижского иллюзиониста «Комеди Франсез» Жана Вебера. Беззвучный репортаж получится своеобразным уроком магии дома у актера. Вебер в окружении жены и дочки показывал журналистам последовательность подготовки и выполнения различных трюков, а в конце актер даже провел представление для соседей.
  3. Сегодня на сайте Национального аудиовизуального института выложено более 14 700 000 часов оцифрованных программ французского телевидения. К сожалению, наименьшее количество доступных видеоархивов в электронной версии относится к 1949−1950 гг. Примечателен сюжет о начале учебного года в 1949 г. Он начинался с веселой музыки и крупных планов школы, а затем общих и средних планов родителей с детьми, стоящими у школы. Зрителям показывали детей разных возрастов парижских школ, спешащих на первый в учебном году урок. Важная деталь: все было снято на камеру без звука, а музыка была «подложена» на монтаже.
  4. Начиная с 30 июня новости были полностью посвящены велогонке «Тур де Франс » в течение месяца. Так, в день открытия соревнования зрители увидели заполненную людьми площадь Пале-Рояль в Париже, они стали свидетелями старта гонки, а также завершения первого ее 130-километрового этапа Париж-Реймс. Зрителям показали, как велосипедисты проезжали по городским и деревенским улочкам, как спортсменов встречала публика. Все получилось очень живо и динамично. Видеоряд был сопровожден закадровым текстом журналиста, рассказывающего, сколько человек принимает участие в старте, как хорошо они едут, кто является фаворитом. Каждый день вся Франция наблюдала за тем, как развивается гонка и что происходит с итальянским чемпионом Фаусто Коппи, за которым пристально следили журналисты.
    Видео доступно: http://www.ina.fr/video/AFE85003142/tour-de-france-cycliste-1ere-etape-paris-reims-video.html http://www.ina.fr/video/I00006753/victoire-de-fausto-coppi-dans-l-etape-contre-la-montre-colmar-nancy-et-a-paris-video.html
  5. Кубок Гордона Беннета является одним из самых престижных и интересных воздухоплавательных мероприятий во всем мире. Первые соревнования прошли в 1906 г. Сам репортаж сохранился без звука. Режим доступа: https://fresques.ina.fr/jalons/fiche-media/InaEdu01233/le-premier-journal-televise-course-de-ballon-libre-muet.html
  6. Фильм Le JT, toute une histoire доступен по ссылке: http://www.ina.fr/video/CPD09007766
  7. http://www.ina.fr/video/AFE86004706
  8. Исполнял свои обязанности до 1959 г.
  9. https://www.youtube.com/watch?v=1yadAYgdnqY
  10. http://www.ina.fr/video/I12153266
  11. http://inatheque.ina.fr/doc/TV-RADIO/DA_CAF88048956_00/jt-20h-emission-du-27-juillet-1964
  12. В выпуске от 8 августа 1964 г. зрителям рассказали, что 9 человек удалось спасти
  13. Примеры новостных программ за этот период. Режим доступа: https://www.dailymotion.com/search/jt%2020h%201964/videos
  14. http://www.ina.fr/video/CAA87014358
  15. https://www.youtube.com/watch?v=Rw26TmKkNmg
  16. Télérama. 1979. 28 mars.
  17. https://www.la-croix.com/Economie/Medias/confiance-Francais-medias-traditionnels-progresse-2018-01-23-1200908029
  18. http://www.ina.fr/video/CPD09007766
  19. Antenne 2 официально стал называться France 2 только в 1992 г.
  20. Один из примеров новостных выпусков ведущей. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mRxozTjf-5E
  21. Заставка TF1: https://www.dailymotion.com/video/x1lzim; заставка «Антенн 2»: https://www.youtube.com/watch?v=LfeN_lw86ro
  22. Как, например, наводнение в Ниме 3 октября 1988 г. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LfeN_lw86ro
  23. https://www.dailymotion.com/video/x5t0tao

 

Библиография

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное общество. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2009.

Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1995.

Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Федорченко A.M. Всемирная корпорация новостей. М.: [б. и.], 1988.

Фурцева С.П. Мир площадью в сантиметры. Очерки об американской телеинформации. М.: Искусство, 1975.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М.: ЮНИТИ, 2008.

Шарончикова Л.В. Радиовещание и телевидение Франции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

 

Bourdon J. (1990) Histoire de la télévision sous de Gaulle. Paris: INA-Anthropos.

Brochard C. Histoire générale de la radio et de la télévision en France. 3 vol. Paris: La Documentation française, 1994−2006.

Carrière C. (2013) Yves Mourousi: ombre et lumière. Paris: Éditions Balland.

Cohen E. (2004) La télévision dans les démocraties. Années 30-années 1980. Paris: Amnis.

Esquenazi J-P (1996) Le pouvoir d'un média: TF1 et son discours. Paris: L'harmattan.

Ledos J-J. (2013). Dictionnaire historique de télévision. De ABC à Zworykin. Paris: L'harmattan.

Lévy M-F (1999) La télévision dans la République, 1945−1964. Paris: Complexe Eds.

Marcillac R. (1996) Chronique de la television. Paris: Chronique Editions

Miquel P. (1984) Histoire de la radio et de la télévision. Paris: Perrin.