Languages

You are here

Профессиональная подготовка журналиста как медиатора финансово-экономических знаний

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Вихрова О.Ю. Профессиональная подготовка журналиста как медиатора финансово-экономических знаний // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2484

DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.2

 

© Вихрова Ольга Юрьевна

аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), financialliteracymsu@gmail.com

 

Аннотация

СМИ являются одним из наиболее доступных инструментов повышения финансовой грамотности взрослого населения РФ. Однако эффективность выполнения данной функции напрямую зависит от уровня подготовки представителей профессионального сообщества. В данной статье, на основании изучения актуальных учебных планов направления 42.03.02 «Журналистика», реализуемого в российских вузах, а также экспертных интервью, автор анализирует актуальную подготовку журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики и их готовность выполнять функцию повышения финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: финансовое образование журналистов, СМИ и финансовая грамотность, финансовое образование, образование журналистов.

 

Введение

Для эффективной реализации СМИ функции повышения финансовой грамотности населения журналисты должны представлять аудитории достоверную, изложенную доступным языком, а также соответствующую интересам и потребностям граждан информацию. Проще говоря, финансово-экономические материалы для непрофессиональной аудитории должны быть понятны, интересны и полезны для потребителя. К сожалению, актуальная ситуация, сложившаяся в российском информационном пространстве, не соответствует данной модели и не способствует распространению тематических знаний среди населения и, в отдельных случаях, даже препятствует этому процессу.

Основными причинами являются:

  • искажение информационного поля рекламными материалами (Вихрова, 2018) и коммерциализация экономического контента (Иваницкий, 2006);
  • слабая подготовка журналистов;
  • главенство неадаптированных материалов пресс-служб и ведомств.

И если причинами первого параметра являются слабое госрегулирование деятельности СМИ и потребность последних выживать в условиях рыночной экономики всеми доступными способами, то второй и третий показатели находятся во взаимозависимости. Преобладание «сырых» и непонятных аудитории информационных финансово-экономических материалов в значительной степени обусловлено неумением журналистов работать с продуктами данного тематического поля. В результате «экономическая картина дня», предлагаемая потребителю, формируется из неадаптированных под его интересы шаблонов пресс-релизов, выдержек из официальных документов, а также ничего не значащих для него статданных и «сухих» цифр. В.П. Мингинос (2014 (б): 196) отмечает отсутствие в СМИ «публикаций, анализирующих и исследующих наиболее актуальные проблемы экономического развития нашей страны, а также отраслевые и структурные изменения в отечественной промышленности». В.Л. Иваницкий (2016: 4) предупреждает о том, что данная ситуация может привести к нарастающему общественному раздражению экономической политикой государства на фоне экономической неграмотности населения и формулирует проблему следующим образом: «Прохождение информации по пути «экономическая наука – журналистика – общество» осложнено сегодня отсутствием единого языка общения, единого понятийно-категориального аппарата.<…> Ситуация усугубляется слабой экономической и методологической подготовкой журналистов».

 

Научная новизна и методология исследования

Несмотря на то, что включенность журналистов в процесс повышения финансовой грамотности населения обозначена в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»1 и сформулирована в Стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017−2023 годы2, утвержденной Д.А. Медведевым, теоретические исследования данного вопроса ограничиваются узким кругом отечественных ученых. Вопросы экономического образования журналистов в разной степени рассматривались в работах Е.Л. Вартановой (2010), И.Н. Деминой (2011), С.Н. Кирьянова (2012), В.Л. Иваницкого (2016), Н. Добрецовой (2008) и В.П. Мингинос (2014 (а), 2014 (б)).

Менее чем через два десятилетия после перехода от плановой экономики к рынку, отечественные исследователи пришли к выводу, что настройка, регулирование и нормальное течение экономических процессов в обществе невозможны без участия журналистов. И что кадрам, обеспечивающим данное тематическое информационное поле, необходима специальная подготовка.

Рассматривая вопросы влияния средств массовой информации на общественное сознание, Е.Л. Вартанова (2010) впервые упоминает о роли СМИ в воспитании экономической грамотности и формировании потребительской привычки в условиях рыночной экономики. В статье «Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения» И.Н. Демина (2011: 188) также приходит к выводу, что экономическая информация дает аудитории возможность принимать экономические решения.

Развивая данную тему, С.Н. Кирьянов (2012: 171) отмечает, что медиа играют роль одного из важнейших субъектов информационно-маркетинговой политики в формировании финансового сознания населения, В.П. Мингинос (2014 (6): 197) приходит к выводу, что «Роль журналиста заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между участниками экономических процессов: государством, бизнесом и населением», а В.Л. Иваниций (2016: 21) подчеркивает, что «журналистика, заняв активную позицию, в конечном итоге может существенно повлиять <…> на создание национальной платформы массового экономического просвещения населения» и предупреждает, что противоположная ситуация «может привести к нарастающему общественному раздражению экономической политикой государства на фоне экономической неграмотности населения» (Иваницкий, 2016: 4).

На государственном уровне также высоко оценивают потенциал СМИ в отношении распространения общедоступного финансового образования среди населения. Власти РФ включают создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также проведение масштабной информационной кампании и распространение информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг в основные задачи проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Кроме того, в приказе Федеральной службы по финансовым рынкам России «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»3 одним из практических инструментов реализации поставленной задачи является Медийная программа, которая включает, в том числе:

  • участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радиопередач, посвященных, вопросам повышения финансовой грамотности и образованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;
  • подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ.

Рассматривая вопросы кадрового обеспечения профессионального поля, В.Л. Иваницкий (2016: 21) писал: «Необходима реализация целого комплекса мер, укрепляющих и развивающих институт национальной журналистики. Среди этих мер – дальнейшее уточнение экономическими предметами программ обучения на факультетах журналистики России, формирующими необходимые компетенции и прикладные навыки в области анализа социально-экономических процессов».

Для того, чтобы понять, при помощи каких дисциплин формируются навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у современных журналистов – выпускников бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» отечественных вузов, и достаточно ли данного набора предметов для осуществления деятельности, направленной повышение финансовой грамотности населения, автор статьи анализирует учебные планы бакалавриата факультетов журналистики российских вузов и, при помощи экспертных интервью с редакторами общественно-политических изданий (в том числе, и с углубленным деловым блоком), выясняет, достаточно ли полученных в ходе освоения программы знаний, для эффективного выполнения данной функции. 

 

Формирование навыков работы с финансово-экономической информацией у журналистов

Автором было проведено исследование, в ходе которого были применены как количественный, так и качественный подходы. Была сформирована генеральная совокупность, в которую вошли государственные и коммерческие вузы РФ, где студенты дневного отделения могут получить образование по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат). Общее количество учебных заведений составило 142. Далее методом сплошной выборки были проанализированы учебные планы данных вузов на предмет выявления дисциплин, формирующих у журналистов навыки работы с финансово-экономической информацией. Также были определены объем часов и место предметов в учебных планах.

Часть массива данных, использованных для анализа, находилась в свободном доступе и размещалась на сайте университетов. Порядка 30% нормативных документов (учебных планов) было получено в результате личного взаимодействия автора с представителями профильных кафедр и факультетов.

Дифференциация наблюдается как по качественному составу специализированной нагрузки, для большинства вузов ограничивающейся совокупностью дисциплин «Экономика и менеджмент СМИ» + «Экономика», но доходящей до шести-семи тематических предметов в ряде высших учебных заведений, так и по попредметному распределению часов в учебных планах. Это наглядно видно на полученных по результатам количественного анализа диаграммах (см. рис.1, 2; табл.).

Количественный анализ показал, что из 142 вузов, где обучают журналистов, в рамках базовой части учебного плана, 75 (52,82%) предлагают по 2 дисциплины, формирующие навыки работы с материалами финансово-экономической тематики, еще 33 (23,24% от общего числа) – по одному предмету, и три вуза (2,11%) не предлагают ни одной дисциплины. Лишь 31 высшее учебное заведение (21,83%) предлагает более двух удовлетворяющих поставленной цели предметов.

 

Рисунок 1. Соотношение вузов РФ по количеству обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» (в %)

 

Рисунок 2. Соотношение вузов РФ по количеству обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» (количество)

 

При этом 125 (88,03%) из 142 рабочих учебных планов содержат дисциплину «Экономика и менеджмент СМИ» («Медиаэкономика», «Экономика предприятия СМИ»). Второй по популярности является «Экономика» («Основы экономических знаний», «Экономическая теория»). Этот предмет предлагается в 123 учебных планах, что составляет 86,62%. Остальные дисциплины предлагаются несистемно. Иллюстрацией к этому служит количественный разрыв между вторым и третьим по популярности предметом (см. рис. 3). Третьей по популярности является «Деловая журналистика», которая предлагается лишь в 29 учебных планах (20,42%). Следующий за ней «Маркетинг» – в 18 (12,68%). При этом речь во всех вышеперечисленных случаях идет о наличии дисциплин как о базовой, так и в вариативной части. Единичными являются такие предметы как «Международные экономические отношения», «Малый бизнес» и «Экономическая география».

 

Таблица. Частота встречаемости в учебных планах (УП) наиболее распространенных дисциплин, формирующих у бакалавров дневного отделения направления 42.03.02 «Журналистика» навыки работы с финансово-экономической информацией (количество)

Наименование дисциплины

Базовая часть УП

 

Вариативная часть УП

Итого

 

Экономика и менеджмент СМИ (Медиаэкономика, Экономика предприятия СМИ)

119

6

125

Экономика (Основы экономических знаний, Экономическая теория)

118

5

123

Деловая журналистика (Экономическая журналистика, экономическая проблематика в СМИ)

7

22

29

Маркетинг (Основы маркетинга, Основы маркетинга в СМИ)

7

11

18

 

 

Рисунок 3. Встречаемость (распространенность) обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у студентов дневного отделения бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» в вузах РФ (количество)

 

 

Рисунок 4. Встречаемость (распространенность) обязательных дисциплин, формирующих навыки работы с материалами финансово-экономической тематики в учебных планах по направлению 42.03.02 «Журналистика» в вузах РФ (в %)

 

Для того, чтобы выяснить, готовы ли выпускники факультетов журналистики российских ВУЗов, освоившие бакалаврскую программу по направлению 42.03.02 «Журналистика» к работе с материалами финансово-экономической тематики в объеме, достаточном для ведения работы по повышению финансовой грамотности населения в СМИ, автором, в формате телефонного интервью, было проведено семь экспертных интервью, участниками которых стали редакторы экономических разделов общественно-политических СМИ, в том числе и с усиленными деловыми блоками.

В экспертную группу вошли:

  • Евгений Беляков, редактор отдела экономики общественно-политического издания «Комсомольская правда»
  • Олег Сапожков, редактор отдела экономической политики общественно-политической газеты с усиленным деловым блоком «Коммерсантъ»
  • Павел Анисимов, руководитель отдела экономики «Вести FM»
  • Василий Богданов, генеральный продюсер и ведущий телеканала «PRO Бизнес»
  • Евгения Обухова, редактор экономического отдела журнала «Эксперт»
  • Дмитрий Докучаев, редактор экономического отдела газеты «Московский комсомолец»
  • Борис Сафронов, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», редактор отдела финансов

Были выделены базовые вопросы для полуструктурированных интервью:

  • Периодически к Вам приходят новые сотрудники. Как Вы оцениваете подготовку соискателей – выпускников факультетов журналистики к работе с материалами финансово-экономической тематики?
  • Вы предпочитаете видеть в своем отделе выпускников факультетов журналистики или людей с экономическим образованием?
  • Можно ли утверждать, что выпускникам факультетов журналистики, для работы с материалами финансово-экономической тематики, недостаточно того объема экономических знаний, который на сегодняшний день предлагается в университетах?
  • Знаний из каких областей экономики, чаще всего, по-Вашему мнению, не хватает молодым журналистам?
  • Помимо отсутствия опыта работы, что, все-таки, является бОльшей проблемой – недостаток знаний в области экономики и финансов или неумение «перевести» финансово-экономическую информацию и термины на понятный и доступный для понимания аудитории язык?
  • Как Вы оцениваете функцию (роль) журналиста в повышении финансовой грамотности населения?
  • Какие знания, помимо экономических, на Ваш взгляд, необходимы журналистам для того, чтобы работать с материалами, нацеленными на повышении финансовой грамотности населения?

Единодушно оценивая роль СМИ в повышении финансовой грамотности населения как первостепенную, эксперты признают, что навыки работы журналистов с материалами финансово-экономической тематики далеки от требуемых не только для выполнения данной функции, но и от базовых – предъявляемых при работе с информацией данного профиля в рамках трудовой деятельности. Помимо того что выпускники не обладают достаточным количеством базовых экономических знаний, незнакомы они и с основными методиками работы с тематическим материалом.

Редактор экономического отдела «Коммерсантъ» Олег Сапожков отмечает, что в издании «практически не работают выпускники журфака <…> В составе отдела есть юрист, экономисты и даже один филолог, а журналистов, увы, нет совсем»4.

Аналогичная или схожая ситуация наблюдается и в других, представленных экспертами опроса, СМИ. (Исключением являются «Ведомости»). Однако, при этом эксперты отмечают, что выполнение функций журналистов выпускниками экономических факультетов не является «однозначным благом» и выходом из сложившейся ситуации. Евгений Беляков подчеркивает, что несмотря на нехватку у выпускников факультетов журналистики базовых знаний по экономике, данный пробел всегда можно ликвидировать образовательной литературой. Работа с выпускниками экономических факультетов более сложна.

«У них слишком глубокое понимание экономики. В нашей газете нужно объяснять популярно, а для них некоторые слова, которые они выучили в процессе получения образования, кажутся «само собой разумеющимися». Зачем объяснять слово «диверсификация», если это и так понятно?» – поясняет Беляков.

«Бывают люди с журналистским образованием, которые все быстро схватывают и могут разработать тему. А бывают люди с экономическим, которые не очень. Например, у нас были стажеры, специальность которых − мировая экономика. Им это не очень помогало. Важно именно желание вникнуть в тему и понять самые базовые вещи – именно они, в первую очередь, важны для читателя», − отмечает Евгения Обухова.

Формулируя причины сложностей, с которыми сталкиваются выпускники факультетов журналистики при работе с материалами финансово-экономической тематики, абсолютно все эксперты упоминают отсутствие базовых экономических знаний, неумение объяснять сложные экономические процессы, зависимости и показатели простым и понятным для аудитории языком, работать с формализованными документами и «оживлять цифры», а также неспособность анализировать информацию и расставлять информационные акценты таким образом, чтобы тематическая информация становилась интересной для неподготовленной массовой аудитории. Кроме того, внимание акцентируется на отсутствии интереса у выпускников журфака к экономической тематике и нехватке реальной практики участия в финансовых процессах.

Базовые знания экономики.

− Чаще всего, журналистам не хватает общего бэкграунда по экономике – то есть общих знаний. Все начинается с непонимания. Если человек не разбирается в вопросе, гораздо легче «включить» бюрократический язык, накопировать цитат из других изданий или открыть интернет и попытаться сделать умную заметку на тему. Недостаток базовых знаний и навыков приводит к подготовке «реферативных материалов», а также «копипасту» релизов и даже чужих заметок (Е. Беляков).

− Не хватает самого главного, основ: основ финансовой грамотности, и может быть, самых минимальных основ финансового анализа предприятий, банков, финансовых компаний. Потому что экономика – та, которую я помню из курса [факультета журналистики. – О.В.], − это именно теория, и она очень далека от того, с чем сталкивается потом корреспондент (Е. Обухова)

− У журналистов должен быть экономический бэкграунд. Чтобы что-то объяснить понятно и правильно, не исказив реальность, надо самому понимать проблему и какой именно слой этой проблемы можно доступно объяснить аудитории. К сожалению, тех знаний, которые сейчас есть у соискателей и большинства практикующих, с которыми приходится сталкиваться − недостаточно (Д. Докучаев)

− Как ни странно, журналистам, чаще всего, не хватает базовых экономических знаний. Пару недель назад я задал сотрудникам отдела финансов вопрос: «Прибыль – это актив или пассив?». И получил только один правильный ответ из четырех (Б. Сафронов).

Неумение трансформировать информацию и излагать ее интересным и понятным для неподготовленной аудитории языком/

− Экономический журналист, пишущий для широкой аудитории, должен «разжевать» «птичий» язык цифр и терминов и выдать текст, понятный большинству граждан, с яркими примерами, сравнениями. К сожалению, этому учит только зарубежная экономическая школа. У нас мало преподавателей, которые «натаскивают» студентов объяснять сложное просто (П. Анисимов).

− Финансово-экономические темы − очень сложные. Даже в «Эксперте» это должно быть изложено простым языком. Потому что если тема еще и специфическая, как, например, финансы, санация банков, промышленность, рост экономики, падение экономики, это все должно быть объяснено так, чтобы понял читатель, у которого нет подготовки (Е. Обухова).

− Задача журналистов − сделать материалы такими понятными и привлекательными, чтобы человек их действительно прочитал и понял. Часто встречаются статьи, наглядно демонстрирующие, что автор совершенно не разбирается в том, что пишет: он просто собрал по верхам факты. Очень сложно, но необходимо, чтобы человек и разбирался в экономике, и при этом умел грамотно объяснять (Е. Беляков).

− Темы необходимо описывать так, чтобы это было понятно обывателю. Нужно писать таким языком и подбирать такие разъяснения, аргументацию и комментарии, которые были бы понятны. Чистый язык бизнеса − неприменим (Д. Докучаев).

Самая сложная научная теория ничего не стоит, если ее за пять минут нельзя объяснить элементарно, неподготовленному человеку. Так и с финансово-экономической тематикой. Неумение сказать просто и понятно, в большинстве случаев, означает, что журналист сам не разобрался в теме. Прикрыть свое недостаточное понимание предмета, чаще всего, пытаются цитатами экспертов, законов и умными словами (Б. Сафронов).

Расстановка информационных акцентов.

Умение понять, какие именно экономические темы интересны для массовой аудитории, тоже относится к числу навыков, необходимых журналисту для работы, направленной на повышение финансовой грамотности населения.

 − Мы должны брать такие экономические темы, которые интересны, понятны и актуальны для всех. Разборки между компаниями, которые могут «сделать» первую полосу бизнес-изданий, для неподготовленной аудитории, часто, − пустой звук. Рост цен на хлеб – напротив. Каждую тему нужно проверять на «народность» − интересно ли это обычным людям без экономического бэкграунда (Д. Докучаев).

− Всегда нужно представлять себе воображаемого читателя: почему ему мог бы быть интересен Ваш материал, что Вы хотите ему сказать, и что бы можно было бы сделать из этой статьи. Помогает и «кулерный тест». Если Вы смогли заинтересовать экономической темой, о которой пишете, коллегу другого профиля (например, из отдела «Спорт» или «Культура), с которым встретились у кулера, – работать над материалом имеет смысл. Если это не получается, значит тема такая, что ее делать не надо делать. Читатель не обязан знакомиться с Вашим материалом, ему не платят за это деньги (Б. Сафронов).

Неумение работать с формализованной информацией (законодательными актами, документами и т.д.).

− Когда приходится и работать с документами и «прокручивать» какие-то законодательные истории, все журналисты выходят из ситуации по-разному. Например, в моем отделе нет людей, которые могут легко читать юридические документы, сразу в них все «схватывать» и разбираться. Приходится обращаться к экспертам, которым мы доверяем (Д. Докучаев).

− Тому, каким языком написаны законодательные акты, есть ряд объяснений, начиная с юридических и заканчивая философскими. Но читать это невозможно, не будучи специалистом. Однако, аудитории надо знать, что ей полагается по закону, на что она имеет право, или к чему ведут те или иные действия. Задача журналиста – переводить документы «на язык родных осин», объяснить аудитории, что там написано важного и интересного, а также что тот или иной закон меняет. Для этого нужно уметь читать такие вещи, уметь читать их правильно, а также знать минимально тему контекста, чтобы понять, о чем, вообще, этот документ. Кроме того, журналист должен быть в состоянии проанализировать, насколько стоит об этом писать. Ведь бывают технические документы, а бывают те, которые что-то в корне меняют (Б. Сафронов).

Отсутствие интереса к тематике.

− Причина – отсутствие интереса к нашей тематике, нелюбовь и неумение работать с цифрами, невладение «русским бюрократическим» и отсутствие понимания государственного административного устройства (О. Сапожков).

− Общий главный недостаток выпускников факультетов журналистики – это неготовность погружаться в тему, разрабатывать, смотреть на нее с разных углов, читать по этой теме и пытаться все свести к какому-то единому знаменателю (Е. Обухова).

− Мало кто идет в экономику. Видимо, существуют какие-то стереотипы. Даже когда в редакцию приходили большие делегации из университетов, а редактора говорили о том, что нужны сотрудники, большинство желали попасть в светскую хронику, либо писать про «социалку». В экономику не хотел никто (Е. Беляков).

− Важно сделать экономическую тематику привлекательной для студентов. Интуитивно людям кажется, что писать о спорте или светской жизни проще − там не надо разбираться в пенсионных схемах или знать какой-то терминологии. Понятно, что про экономику, не подготовившись, не напишешь − необходим определенный уровень знаний. Но простота спортивной или иной тематики – тоже иллюзия. У тех, кто пишет про культуру, концерты и светскую жизнь тоже должна быть какая-то база и свой бэкграунд (Д. Докучаев).

Неумение сопоставлять факты и анализировать информацию.

− Одними из главных и фундаментальных элементов, которым обучали студентов в Советском союзе − это анализ и синтез. Важно уметь разложить явление на составляющие или, взяв разные факты, увидеть, что на самом деле их совокупность означает что-то новое, другое. Умение синтезировать новую информацию и анализировать позволяет структурировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи и понятную логическую цепочку. К сожалению, сегодня в гуманитарных науках конкретно этому не учат. При этом умение синтеза для журналиста чрезвычайно важно: «Смотрите, один министр сказал то, другой банкир − это, а третий эксперт − вот это. И вес это означает вот что. Каждый из них кусочек умолчал, но я, как журналист это соединил, потому что умею синтезировать». К сожалению, это никто не преподает (В. Богданов).

С неумением анализировать и синтезировать соглашается и Е. Обухова: « Критично, когда ты не разбираешься в теме и не можешь свести разные детали в одно повествование. Например, если мы пишем о денежном рынке, надо видеть несколько тенденций и их последовательно описать. Ты должен понимать, что происходит на денежном рынке, какие там игроки, как они взаимодействуют, и потом уже, когда все понял, следующая задача − изложить это базово, понятным языком».

Необходимость наличия практики.

− Я часто привожу пример сотрудницы, которая пять лет писала о банковских вкладах и при этом ни разу сама их не открывала. В журналистике очень много теоретиков, и это плохо. Но журналист должен писать о том, что прочувствовал на себе. Ты имеешь право писать про вклады, если у тебя он есть. Если ты разбирался и изучал этот вопрос, а добавив экспертов, получил грамотный и правильный материал. Ни разу не открыв брокерский счет, не надо писать об инвестициях на бирже. Ты даже не сможешь «отфильтровать» экспертов по этой теме: понять, не ангажированы ли они, не врут ли. Журналисты должны начинать с себя, сами стать финансово грамотными и соблюдать все те правила, которые ретранслируют в своих заметках.

− Журналист не может говорить о том, чего сам «никогда не делал своими руками». Невозможно ставить в вину некомпетентность, если он готовит материал только на основании поверхностных впечатлений. В идеале журналист должен обязательно пройти не менее чем полугодичную стажировку в отрасли, в которой собирается работать. Обратите внимание, журналистика плоха в специфических областях, зато с «бытовой» все хорошо. Сталкиваясь каждый день близко с житейскими вещами, журналист без проблем пишет. А финансовая грамотность… − у нас ей не учат: знание экономики, финансов и бюджетов не преподается в принципе: ни в школе, ни в вузах. Журналисты − такие же как все, и им точно также ничего не достается (В. Богданов).

− Журналисты должны начинать с себя. Сами стать финансово грамотными и, в первую очередь, соблюдать все те правила, которые ретранслируют в своих материалах (Е. Обухова).

− Чтобы СМИ положительно влияли на уровень финграмотности в стране, сами журналисты должны повысить свою финансовую грамотность. Сплошь и рядом встречаются статьи, которые производят много шума, но, на самом деле, являются дезинформирующими аудиторию из-за непрофессионализма их авторов и редакторов (Б. Сафронов).

 

Заключение

На основании полученных в результате статистического исследования результатов, а также экспертных мнений, можно сделать вывод о том, что в условиях, когда достаточный уровень финансовой грамотности является не только ключом к личному финансовому успеху граждан и гарантом их финансовой безопасности, но и неотъемлемым элементом, необходимым для развития и поддержания стабильной экономической ситуации в стране, а СМИ являются одним из наиболее доступных для населения источников образовательной информации, в обязательный блок дисциплин факультетов журналистики РФ целесообразно включить общепрофессиональную дисциплину, нацеленную на формирование у студентов направления 42.03.02 «Журналистика» знаний, навыков, умений и профессионально-важных качеств, обеспечивающих эффективное выполнение СМИ функции распространения базовых финансовых знаний среди населения.

Для решения задачи выявления возможных и оптимальных вариантов формирования у студентов направления 42.03.02 «Журналистика» общепрофессиональной компетенции «Финансовая грамотность», автором будет проведено дополнительное исследование.

 



Примечания

  1. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» № P120338. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/fingram/about/targets/#ixzz4S36amlVv (дата обращения: 22.01.2018).
  2. Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» № 2039-р от 25 сентября 2017 года. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 10.01.2018)
  3. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения». Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-fsfr-rossii-ot-24092009-n-09-237pz/ (дата обращения:20.01.2018).
  4. Здесь и далее приводятся выдержки из интервью автора с участниками экспертной группы. 2018. Февр.−Май.

 

Библиография

Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/о-современном-понимании-сми-и-журналистики

Вихрова О.Ю. СМИ как инструмент повышения финансовой грамотности взрослого населения РФ // МедиаАльманах. 2018 № 2. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.5767

Демина И.Н. Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения // Изв. ИГЭА. 2011. № 3. C. 186−189.

Добрецова Н.Н. Освещение экономических тем в средствах массовой информации: учеб. пособие для вузов / под. ред. Н.Н. Добрецовой. Бишкек: Принтхаус, 2009.

Иваницкий В.Л. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика // Публикация в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-АФ «СМИ в меняющейся России». 2006.

Иваницкий В.Л. Экономическая журналистика в XX1 веке: на пути к взаимопониманию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. C. 3−26.

Кирьянов С.Н. Медийный императив формирования финансового сознания и повышения финансовой грамотности // Вестн. ТвГУ. 2012. № 1. C. 169−176.

Мингинос В.П. Степень разработанности научно-методической литературы по экономической журналистике // Мат. V Международной науч.-практ. конф. «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований». 2014. НИЦ «Апробация». C. 36−38.

Мингинос В.П. Экономическая журналистика России (в оценках публицистики и науки) // Изв. Южн. федеральн. ун-та. 2014. № 3. С.191−199.