Languages

You are here

Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Смирнов С.С., Образцова А.Ю., Вартанов С.А., Владимирова М.Б. и др. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2481
DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.17

 

© Смирнов Сергей Сергеевич
кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnov_s@rambler.ru

© Образцова Анастасия Юрьевна
научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), obraztsova.anastasia@gmail.com

© Вартанов Сергей Александрович
кандидат физико-математических наук, доцент Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), sergvart@gmail.com

© Владимирова Мария Борисовна
кандидат философских наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), tvmar2006@mail.ru

© Вырковский Андрей Владимирович
доктор филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a.v.vyrkovsky@gmail.com

© Галкина Марина Юрьевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), marina.galkina@mail.ru

© Колесниченко Александр Васильевич
кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. .Ломоносова (г. Москва, Россия), april-7@yandex.ru

© Фомичева Ирина Дмитриевна
доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), fomichira@gmail.com

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования российских информационных и информационно-разговорных радиостанций как обособленного сегмента национального радиорынка. В центре внимания находятся основные организационно-экономические характеристики крупнейших по аудиторным показателям вещателей. Определены действующие предприятия-участники сегмента, проанализированы составы их учредителей, имущественная принадлежность и доступные финансовые показатели. Статья является вводной частью комплексного исследовательского проекта «Структура работы российского радиожурналиста в цифровой среде».

Ключевые слова:радиостанция, формат, медиапредприятие, учредитель, холдинг, финансовый показатель.

 

Введение

Российский радиорынок сегодня является одним из наиболее конкурентных в мире. Только в столице (г. Москва) вещает более 50 радиостанций, что не типично даже для крупных городов Европы и США. Большое разнообразие участников обусловлено тем, что основной тенденцией развития российского радио в постсоветский период стала адаптация множества мировых форматов. На этот процесс повлияло несколько факторов: отказ от устаревших стандартов советского радио, возникновение зависимости от рекламы, формирование системы измерения аудиторий, идеализация западных подходов к программированию станций, попытка сократить разрыв с коммерчески развитыми зарубежными рынками, экономическая обоснованность использования успешных иностранных радиопрограмм и брендов.

Известно, что современные отечественные исследования в области медиаэкономики регулярно сталкиваются с проблемой, которая носит системный характер, – это нехватка достоверных релевантных данных о состоянии национальной медиаиндустрии. Конечно, ключевую роль в этом играет традиционная непрозрачность отрасли (юридическая размытость ее границ, отсутствие публичной отчетности игроков, наличие неформальных экономических отношений) (Смирнов, 2014, 2016). Но такую общую оценку неверно по умолчанию переносить на все сегменты (субсегменты) медиарынка, поэтому в рамках данной статьи поставлена одна конкретная цель – по возможности детально проанализировать организационно-экономические особенности ведущих информационных и информационно-разговорных радиостанций России. Эта часть радиорынка представляет особый интерес для изучения, поскольку она является площадкой для различных форм журналисткого контента, включая инновационные программно-жанровые решения.

 

Теория и методологические основы исследования

В международном и отечественном научном дискурсе, посвященном радиовещанию, можно выделить несколько направлений изучения особенностей радиорынка: 1. типология современных медиа (O'Neill, Jauet, Fossi, Lax et al. (eds.), 2010; Siapera, 2010; Gilmanova, Fatihova, 2015; Вартанова, 2014); 2. влияние Интернета на традиционные медиа: исследователи сходятся во мнении, что радио в новой среде существует вполне комфортно и что Интернет значительно расширил возможности радиовещания (Frary, 2017; Zamora, 2009; Попова, 2010; Литвиненко, 2014, 2015 (а, б); Асланова, 2013); 3. изменения бизнес-моделей (Вартанова, Вырковский, Макеенко, Смирнов, 2017); 4. трансформацию и гибридизацию форматов и жанров (Ball, 2009; Chignell, 2011; Смирнов, 1999; Smirnov 2012; Новиков, 2005; Сухарева, 2010; Егошкина, 2014); 5. вопросы инноваций в современном радиовещании, их реальной необходимости и пользы для повышения качества контента, улучшения коммуникации со слушателями, и расширения аудитории (Evans, 2018; Theodosiadou, 2018; Hutchins, Boyle, 2017; Stroobant, De Dobbelaer, Raeymaeckers, 2017; Wahl-Jorgensen, Berry, Garcia-Blanco, Bennett et al, 2017); 6. качество подготовки журналистских материалов для радионовостей (насколько важны радиорепортажи с места событий в сравнении с озвучиванием новостей (Reich, Godler, 2017) и особенности подготовки контента в течение короткого промежутка времени (Cushion, Lewis, Callaghan, 2017; El Issawi, Baumann, 2010; Болотова, Максимова, 2007); 7. сочетание современных технологий и классического радиовещания на наземных частотах (Вартанова, Вырковский, Макеенко, 2011; Кравченко, 2013; Круглова, 2005).

Технологические, экономические и социальные изменения также подталкивают развитие дискуссии в области определения формата радиостанций и отдельных программ (Егошкина, 2017; Болотова Е., Болотова Л., Круглова, 2010; Болотова, Кравченко, 2010; Кравченко, 2010; Макеенко, 2010; Сухарева, Аллахвердов (ред.), 2001; Сухарева, 2010). Представители радиобизнеса и исследователи медиаиндустрии выделяют несколько основных форматов (типов) радиостанций по соотношению музыки и информационных блоков в эфирном времени: информационный (музыки в эфире практически не бывает, большая часть материалов такой радиостанции представляет собой новости и дискуссии); информационно-музыкальный (60−70% составляют информационные блоки и 30−40% – музыка); музыкально-информационные и музыкальные (доля новостей не превышает 10−15% (Hill, Fenner (eds.), 2016)).

Группа информационных форматов, в свою очередь, подразделяется на All News (только новости), News&Talk (новости и разговорные программы) и All Talk (ток-шоу, большое количество интерактива) (Geller, 2012). Подобная специализация форматов информационных коммерческих радиостанций наметилась в США в начале 1950-х гг. под влиянием возникновения новых музыкальных станций и, как следствие, роста конкуренции на рынке в целом. Эти форматы (особенно, All News) характерны в основном для крупных рынков (во многом это обусловлено большими затратами) (Keirstead, 1980). Зарубежные радиовещатели обычно используют эти обозначения форматов для дифференциации контента и взаимоотношений с рекламодателями, в российской практике, однако, эти разделения встречаются редко. Отечественные радиостанции чаще самопозиционируются просто как информационные в противопоставление музыкальным. Но как синоним используется и термин «информационно-разговорные» станции. Поэтому во избежание разночтений мы будем придерживаться обобщающего понятия – «информационные и информационно-разговорные» станции (или All News и News&Talk).

Появление подобных вещателей на российском рынке, безусловно, стало важным витком его развития. На сегодняшний день с такими форматами успели поработать (запустить, перезапустить) многие медиахолдинги: «Газпром-Медиа» создает «Сити FM» (2006 г.), «Объединенные медиа» – деловое радио Business FM (2006 г.), ВГТРК – «Вести FM» (2008 г.), «Национальная Медиа Группа» меняет формат «Русской службы новостей» (2009 г.), сформирована единая информационная служба «Маяка» и «Радио России» (2002 г.) (Болотова (ред.), 2011). Издательские дома тоже не остались в стороне от новых тенденций: начинают вещание «Комсомольская правда» (2009 г.) и «Коммерсантъ FM» (2010 г.).

Тем не менее на данный момент информационное и информационно-разговорное радиовещание именно как отдельный сегмент российской медиаиндустрии остается почти не изученным. Поэтому в рамках данной статьи авторами были сформулированы следующие задачи:

  • определить ключевые хозяйствующие субъекты данного сегмента радиорынка;
  • установить имущественную принадлежность предприятий-вещателей;
  • проанализировать финансовую отчетность юридических лиц.

При изучении актуальных организационно-экономических характеристик информационных и информационно-разговорных радиостанций России авторами были использованы официальные данные Mediascope (Radio Index)1, Роскомнадзора2 и ГМЦ Росстата3, а также открытая информация самих вещателей.

 

Ключевые участники сегмента

Из всех объективных параметров, позволяющих ранжировать радиостанции, первыми и наиболее очевидными представляются аудиторные. За основу нами были взяты данные о среднегодовой доле вещателей (AQH Share) главного российского медиаизмерителя – исследовательской компании Mediascope. Из ТОП-листа проекта Radio Index за 2017 г. легко вычленяется актуальный перечень ведущих информационных и информационно-разговорных радиостанций России (см. рис. 1). В рамках данного исследования мы сразу выводим за скобки российские представительства иностранных радиостанций («Голос Америки», «Свобода»), а также российскую станцию Sputnik, вещающую на зарубежные страны. Не рассматриваются в качестве представителей изучаемого сегмента и разговорные (формат All Talk), но чисто развлекательные вещатели – «Юмор FM» и Comedy Radio. Формально в национальный ТОП (ТОП-30, AQH Share > 0,5%) не попадают отечественные станции «Коммерсантъ FM» и «Радио Культура», однако данные вещатели все же были включены в выборку, поскольку каждый из них представляет относительно редкую тематическую направленность. С этими оговорками делаем вывод о том, что в 2017 г. на федеральном уровне к ключевым информационным и информационно-разговорным станциям относилось двенадцать вещателей.

 

Рисунок 1. Среднегодовая доля аудитории (AQH Share, %) информационных и информационно-разговорных радиостанций России (2017 г., города с населением 100 тыс.+, аудитория Все 12+)

Источник: Mediascope (Radio Index) // Радиовещание в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., ФАПМК, 2018.

 

По данным официальных реестров Роскомнадзора (РКН) удается установить главные юридические характеристики игроков данного сегмента (см. табл. 1). Известная особенность российского медиарынка – несовпадение официальных наименований средств массовой информации и наименований их учредителей – к сожалению, наблюдается и у информационных и информационно-разговорных радиостанций (например, понять, что ООО «Медиановости» – это станция Business FM, без дополнительных сведений невозможно). Такая же ситуация наблюдается по сетям – франчайзи столичных вещателей в регионах, как правило, являются отдельными юридическими лицами с другими наименованиями. Но куда бóльшую проблему для структурного анализа сегмента создает отсутствие у многих станций отдельных, т.е. юридически самостоятельных, предприятий-учредителей (например, для станций «Вести FM», «Маяк», «Радио Культура» и «Радио России» еюв одном лице выступает самаВГТРК). В то же время в сегменте наблюдается полное «совпадение» учредителей СМИ и держателей лицензии на вещание, т.е. эти функции всегда выполняют одни и те же организации.

 

Таблица 1. Официальные наименования и учредители крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России (2017 г.)

Эфирный бренд радиостанции

Официальное наименование СМИ

Учредитель СМИ

Год начала вещания

Business FM

Бизнес ФМ Москва

ООО «Медиановости»

2007

Вести FM

Вести ФМ

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

2008

Детское радио

Детское радио

ООО «Аура-Радио»

2007

Коммерсантъ FM

Коммерсантъ

АО «Коммерсантъ»

2010

Комсомольская правда

Радио «Комсомольская правда»

АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

2009

Маяк*

Маяк

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

1964

Радио Звезда

Национальная радиостанция «Звезда-FM»

ОАО «Телерадиокомпания вооруженных сил Российской Федерации "Звезда"»

2005

Радио Культура

Культура

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

2004

Радио России**

Радио России

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

1990

Серебряный дождь

Серебряный Дождь

ООО «Радиостанция "Серебряный дождь"»

1995

Спорт FM

Спорт FM (Sport FM)

ООО «МедиаСпорт»

2006

Эхо Москвы

Эхо Москвы

ЗАО «Эхо Москвы»

1990

Источники: РКН, открытые данные компаний
*До 1991 г. «Маяк» находилась в составе Гостелерадио СССР и является старейшей из действующих радиостанций страны.
** Станция «Радио России FM» рассматривается как часть «Радио России».

 

Хронология запуска радиостанций показывает, что наиболее продуктивным для сегмента оказался период с 2005 по 2010 гг.: во второй половине экономически успешных «нулевых» появились целых семь из двенадцати участников. Отметим также, что в вопросе распространения сигнала российские информационные и информационно-разговорные радиостанции исторически были достаточно консервативными и хотя бы частично использовали весь доступный наземный частотный арсенал. Но к настоящему времени трансляция в диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ) и коротких (КВ) волн фактически закончилась. Последними от них отказались старейшие радиостанции ВГТРК: «Маяк» в 2013 г. прекратила использование ДВ и СВ, «Радио России» в 2014 г. – ДВ и КВ, а в 2016 г. – СВ. Таким образом, изучаемый сегмент радиовещания в аналоговом режиме сейчас располагается только на ультракоротких волнах (УКВ). Это участки диапазона УКВ с модуляцией FM, а именнонаиболее используемый CCIR FM (87,5 –108,0 МГц) и почти уже не используемый OIRT FM (65,9–74,0 МГц). Главным оператором эфирной связи для информационных и информационно-разговорных станций России выступает ФГУП «РТРС». Помимо аналоговых FM-частот вещатели еще точечно используют проводное распространение (в отдельных населенных пунктах «Радио России», «Маяк» и некоторые другие вещатели присутствуют в сетях ФГУП «РСВО»). Кроме того «Радио России», «Маяк» и «Вести FM» технически находятся в эксклюзивном положении, поскольку включены в состав первого цифрового мультиплекса (РТРС-1), согласно Указу Президента РФ № 715 «Об обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» от 24.06.2009. Что же касается Интернета, то сегодня все станции сегмента дублируют вещание на сайтах в режиме Audio streaming.

 

Структуры собственности в сегменте

В силу относительной немногочисленности игроков сегмент информационных и информационно-разговорных радиостанций России в меньшей степени затронут концентрацией (по сравнению с сегментом музыкальных станций). Четыре родственных вещателя – «Радио России», «Маяк», «Вести FM» и «Радио Культура» – входят в ВГТРК, два – «Эхо Москвы» и «Детское радио» – в «ГПМ Радио» (см. табл. 2). Во всех остальных случаях либо станция является единственной не музыкальной в своем холдинге (как «Спорт FM» в «Европейской медиагруппе»4), либо просто единственной станций холдинга (как «Радио Звезда» в «Медиагруппе "Звезда"»). Одна радиостанция – «Серебряный дождь» – вообще не является частью какого-либо объединения СМИ. Среди двенадцати вещателей пять являются государственными, семь – частными.

 

Таблица 2. Распределение информационных и информационно-разговорных радиостанций России по медиахолдингам (2017 г.)

Медиахолдинг

Количество станций

Наименования станций

ВГТРК

4

«Радио России», «Маяк», «Вести FM», «Радио Культура»

ГПМ Радио

2

«Эхо Москвы», «Детское радио»

Европейская медиагруппа

1

«Спорт FM»

Коммерсантъ

1

«Коммерсантъ FM»

Комсомольская правда

1

«Комсомольская правда»

Медиагруппа «Звезда»

1

«Радио Звезда»

Румедиа

1

«Business FM»

Источники: открытые данные компаний

 

Структуры собственности учредителей информационных и информационно-разговорных радиостанций в целом не отличаются сложными цепочками юридических лиц. Только в случае с ООО «Аура-Радио» («Детское радио»), ООО «МедиаСпорт» («Спорт FM») и ЗАО «Эхо Москвы» наблюдаются разветвленные имущественные связи внутри холдингов (см. табл. 3). В сегменте имеют место и простейшие схемы организации бизнеса, когда учредителями предприятия-вещателя выступают физические лица, например, как у ООО «Радиостанция "Серебряный дождь"» (Наталья Синдеева и ее партнеры). Правда, в случае с АО «Издательский дом "Комсомольская правда"» такая же номинальная принадлежность хозяйствующего субъекта является загадкой, поскольку исторически принято считать, что ИД «Комсомольская правда» контролирует «Группа ЕСН» Григория Березкина. В то же время цепочка учредителей АО «Коммерсантъ» вполне ясна и приводит лично к Алишеру Усманову, а ООО «Медиановости» (Business FM) – к Владимиру Лисину.

 

Таблица 3. Собственники крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России (2017 г.)

Учредитель СМИ (радиостанции)

Учредитель учредителя (1)

Учредитель учредителя (2)

ООО «Аура-Радио»

ООО «Аура Медиа» (100,00)

АО «Газпром-Медиа Холдинг» (99,97)

ООО «ГПМ Финансы» (0,03)

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Правительство России (100,00)

 

АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

Граждане России (100,00)

 

АО «Коммерсантъ»

ООО «Коммерсантъ Холдинг» (100,00)

Гражданин России (100,00)

ООО «Медиановости»

ООО «Румедиа» (100,00)

ООО «Румелко» (100,00)

ООО «МедиаСпорт»

ООО «Европейская медиагруппа» (100,00)

ООО «СДС Медиахолдинг» (51,66)

АО «МедиаПлюс» (46,90)

ЗАО «Европа Плюс» (1,44)

ООО «Радиостанция "Серебряный дождь"»

Граждане России (100,00)

 

ОАО «Телерадиокомпания вооруженных сил Российской Федерации "Звезда"»

АО «Красная звезда» (100,00)

Министерство обороны России (100,00)

ЗАО «Эхо Москвы»

ООО «Аура Медиа» (66,66)

 

 

 

EM Holding Company, LLC (33,02)*

Граждане России (0,31)

АО «Газпром-Медиа Холдинг» (99,97)

ООО «ГПМ Финансы» (0,03)

Источник: ГМЦ Росстата (доступ через Integrum)

*По данным ЗАО «Эхо Москвы» доля иностранного учредителя в капитале уже сокращена в соответствие с требованиями закона РФ «О средствах массовой информации» (1991).

 

Финансовые показатели участников сегмента

Финансовое положение информационных и информационно-разговорных радиостанций пока является наименее очевидной характеристикой сегмента. В целом типичная для российского медиарынка проблема заключается в том, что при отсутствии у вещателей отдельного хозяйствующего субъекта (юридического лица), искомой отчетности просто не существует. А общие показатели ФГУП «ВГТРК», АО «Коммерсантъ», АО «ИД "Комсомольская правда"» и ОАО «ТРК ВС РФ "Звезда"», к сожалению, не дают никакого представления о выручке и прибыли конкретных радиостанций. Таким образом, лишь в пяти случаях из двенадцати мы имеем потенциальную возможность увидеть официальные финансовые показатели вещателей как таковых. Однако из-за того, что ООО «МедиаСпорт» («Спорт FM»), видимо, не предоставляет в Росстат отчетности, круг финансово прозрачных игроков сужается всего до четырех – это ООО «Аура-Радио» («Детское радио»), ООО «Медиановости» (Business FM), ООО «Радиостанция "Серебряный дождь"» и ЗАО «Эхо Москвы». Поскольку сведения за один финансовый год слабо характеризуют экономику медиапредприятия, ниже (см. рис. 2−5) представлена пятилетняя динамика изменения основных операционных показателей вещателей – выручки, валовой и чистой прибыли (по РСБУ)5.

 

Рисунок 2. Пятилетняя динамика финансовых показателей ООО «Аура-Радио» (млн руб.)
Источник: ГМЦ Росстата (доступ через Integrum)

 

 

Рисунок 3. Пятилетняя динамика финансовых показателей ООО «Медиановости» (млн руб.)
Источник: ГМЦ Росстата (доступ через Integrum)

 

 

Рисунок 4. Пятилетняя динамика финансовых показателей ООО «Радиостанция "Серебряный дождь"» (млн руб.)
Источник: ГМЦ Росстата (доступ через Integrum)

 

Рисунок 5.Пятилетняя динамика финансовых показателей ЗАО «Эхо Москвы» (млн руб.)
Источник: ГМЦ Росстата (доступ через Integrum)

 

Безусловно, такая вынужденная ограниченность выборки не дает возможности составить исчерпывающее представление даже об экономике организаций-лидеров информационного и информационно-разговорного радиовещания. Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что выручка общероссийской радиостанции данного сегмента способна достигать 400–600 млн руб. Видно, что кризисные явления 2014−2015 гг. в той или иной степени негативно сказались на всех четырех вещателях – согласно отчетности, ими было зафиксировано сокращение выручки. И с сожалением можно констатировать, что на данный момент ни один из «прозрачных» участников не демонстрирует стабильной чистой прибыли. При этом, поскольку общий объем сегмента по объективным причинам остается неизвестным, не представляется также возможным рассчитать показатель Power Ratio (отношение доли выручки к доле аудитории, т.е. эффективность радиобизнеса) ни в среднем по изучаемой группе вещателей, ни по конкретным кейсам.

 

Заключение

Данное исследование прояснило многие организационно-экономические особенности сегмента информационных и информационно-разговорных радиостанций России, который в целом сформировался к концу 2000-х гг. Несмотря на несовпадения наименований электронных СМИ и их учредителей, удалось точно установить актуальный состав ключевых участников рынка, их юридическую принадлежность к медиахолдингам и относительно невысокий уровень концентрации собственности. При этом оценка финансового положения информационных и информационно-разговорных радиостанций, к сожалению, в большинстве случаев остается невозможной, что обусловлено общей спецификой экономического развития современных российских медиа. Тем не менее полученные данные вполне могут быть использованы в качестве основы при изучении организационно-экономических особенностей этого сегмента радиорынка на уровне регионов страны, а также учитываться как важные факторы в рамках исследования деятельности российских радиожурналистов. Речь идет и о влиянии интересов конкретных собственников на информационную политику станций, и о финансовых возможностях вещателей как работодателей.

 



Примечания

  1. Mediascope. Режим доступа: http://mediascope.net/
  2. ГМЦ Росстата. Режим доступа: https://integrum.ru/
  3. Роскомнадзор. Режим доступа: https://rkn.gov.ru/
  4. В июле 2018 г. сразу после завершения в России Чемпионата мира по футболу руководство холдинга ЕМГ объявило о смене формата «Спорт FM», поскольку с экономической точки зрения данный радиопроект не зарекомендовал себя как перспективный.
  5. Показатели официальной финансовой отчетности за 2016 г., сданные весной 2017 г., являются последними доступными данными на момент написания статьи.

 

Библиография

Асланова (Новаторова) С.В. Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции // Вестн.Нижегородск. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4. Ч. 2. С. 190−192.

Болотова Е.А., Болотова Л.Д., Круглова Л.А. Эволюция форматов и жанров информационного и аналитического радиовещания. Круглый стол // Журналистика и культура русской речи. 2010. № 2. С. 36−55.

Болотова Л.Д., Кравченко С.В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 79−89.

Болотова Е.А., Максимова М.Н. История создания и эволюция программной концепции радиостанции «Эхо Москвы» (1990−2006) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2007. № 3. С. 23−38.

Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 6−32.

Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И. Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее [Академичесие монографии]. М.: МедиаМир, 2017.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Егошкина В.А. Прагмастилистическая специфика развлекательного радийного дискурса // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 181−188.

Егошкина В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. 2017. № 2 (12). С. 61−68.

Кравченко С.В. Московский FM-диапазон: переформатирование коммерческих радиостанций // Меди@льманах. 2010. № 2. С. 62−68.

Кравченко С.В. Позиционирование радиостанции в условиях информационного рынка (на примере московского FM-диапазона): дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.

Круглова Л.А. Московское коммерческое радиовещание FM-диапазона: становление и развитие, содержательно-стилистические характеристики: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

Литвиненко И.В. От RSS к социальным сетям: возможности радио // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2014. № 8. Ч. 2. С. 82−86.

Литвиненко И.В. (а)Радиовещание и новейшие технологии (на примере сайта радио «Вести FM») // Меди@льманах. 2015. № 2. С. 67−70.

Литвиненко И.В. (б) Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования (на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015.

Новиков К.Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке: история и трансформация жанра, перспективы профессии. М.: ВК, 2005.

Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2010. № 6. С. 90−96.

Попова Е. Внеэфирные способы продвижения радиостанций (на примере московского FM-диапазона) // Меди@льманах. 2010. № 2. С. 54−61.

Радио: музыкальное, новостное, общественное… / под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. М.: Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса), 2001.

Радиовещание в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., ФАПМК, 2018.

Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей. Сб. мат-лов заседаний круглых столов в рамках конференции «Журналистика» (2004−2011) / под ред. Л.Д. Болотовой М.: Фак. журн. МГУ, 2011.

Смирнов В.В. Современная аналитическая журналистика. Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика. Р.-н/Д.: «МП КНИГА», 1999.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. [Академичесие монографии]. М.: МедиаМир, 2014.

Смирнов С.С. Новый этап нормативного формирования идентичности российской медиаиндустрии // Медиаскоп. 2016. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2095

Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 70−79

 

Ball J. (2009) FreeMix radio: The original mixtape radio show: A case study in mixtape «radio» and emancipatory journalism. Journal of Black Studies 4 (39): 614−634.

Сhignell H. (2011) Public Issue Radio: Talks, News and Current Affairs in the Twentieth Century. Basingstoke: AIAA.

Cushion S., Lewis J., Callaghan R. (2017) Data Journalism, Impartiality And Statistical Claims: Towards more independent scrutiny in news reporting. Journalism Practice 10 (11): 1198−1215. DOI: 10.1080/17512786.2016.1256789

El Issawi F., Baumann G. (2010) The BBC Arabic service: Changing political mediascapes. Middle East Journal of Culture and Communication 2 (3): 137−151.

Evans S.K. (2018) Making Sense of Innovation: Process, product, and storytelling innovation in public service broadcasting organizations. Journalism Studies 1 (19): 4−24. DOI: 10.1080/1461670X.2016.1154446

Frary M. (2017) Power to the podcast: Podcasting is bringing a whole new audience to radio and giving investigative journalism a boost. Plus, our handy guide to making your own podcasts. Index on Censorship 3 (46): 24−27. DOI: 10.1177/0306422017730789

Geller V. (2012) Beyond Powerful Radio: A Communicator's Guide to the Internet Age–News, Talk, Information & Personality. CRC Press.

Gilmanova A.N., Fatihova M.H. (2015) Typological analysis of Russian Mass Media. Social Sciences (Pakistan) 7 (10): 1798−1802.

Hill S., Fenner B. (eds.) (2016) Radio station formats. In: Understanding media and culture: an introduction to mass communication. Minneapolis: University of Minnesota, pp. 268–272.

Hutchins B., Boyle R.A. (2017) Community of Practice: Sport journalism, mobile media and institutional change. Digital Journalism 5 (5): 496−512. DOI: 10.1080/21670811.2016.1234147

Keirstead P.O. (1980) All-News Radio. Blue Ridge Summit. PA: Tab Books.

O'Neill B., Jauet P., Fossi M., Lax S.et al. (eds.) (2010) Digital Radio in Europe: Technologies, Industries and Cultures. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Reich Z., Godler Y. (2017) Being There? The Role of Journalistic Legwork Across New and Traditional Media. Journalism and Mass Communication Quarterly 4 (94): 1115−1129. DOI: 10.1177/1077699016687723

Siapera E. (2010) Cultural Diversity and Global Media: The Mediation of Difference. Oxford: John Wiley & Sons Ltd.

Smirnov V.V. (2012) Radio Broadcasting in New Russia: Specifics of Structure and Problems Functioning. Journal of Radio & Audio Media 2 (19): 278−287.

Stroobant J., De Dobbelaer R., Raeymaeckers K. (2017) Tracing the Sources. A comparative content analysis of Belgian health news. Journalism Practice 1: 1−18. DOI:/10.1080/17512786.2017.1294027

Theodosiadou S. (2018) From DJ talk to music journalism. Social Semiotics 1: 1−14. DOI: 10.1080/10350330.2018.1425319

Wahl-Jorgensen K., Berry M., Garcia-Blanco I., Bennett L. et al. (2017) Rethinking balance and impartiality in journalism? How the BBC attempted and failed to change the paradigm. Journalism 7 (18): 781−800. DOI: 10.1177/1464884916648094

Zamora L.N. (2009) Tres lustros del periodismo digital: Interactividad e hipertextualidad [Fifteen Years of Online Journalism. Interaction and Hypertextuality]. Comunicar 16 (33): 35−43. DOI: doi:10.3916/c33-2009-02-003