Languages

You are here

Статус Союза журналистов России в аспекте становления структуры современного медиаменеджмента

 

Ссылка для цитирования: Серебряный Р.А. Статус Союза журналистов России в аспекте становления структуры современного медиаменеджмента // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2480
DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.16

 

© Серебряный Роман Александрович
соискатель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, секретарь Союза журналистов России (г. Москва, Россия), smo3@bk.ru

 

Аннотация

Статья посвящена обоснованию особого статуса Союза журналистов Российской Федерации в структуре современного медиаменеджмента. Автор определяет ключевые критерии и параметры, которые обусловливают роль Союза журналистов России в выработке принципов объединения в профессиональной журналистской работе. Автор приходит к выводу об особом статусе Союза журналистов России, который состоит в объединении и выработке единой позиции внутри журналистского сообщества с целью повышения качества его деятельности и развития самоуправления.

Ключевые слова: медиаменеджмент, Союз журналистов России, журналистика, профессиональное объединение, саморегулирование.

 

Введение в проблему

Современная журналистика оказалась сегодня в условиях влияния новых вызовов на профессиональную деятельность журналиста, которые требуют соответственно и новых подходов к осмыслению функционирования журналиста и СМИ. Такими вызовами становятся, с одной стороны, информатизация, рыночные условия существования, появление и развитие гражданской журналистики, возрастание значения медиаменеджмента, с другой − дискредитация журналистской профессии и снижение квалификации журналистских кадров. Модернизация технологий управления в сфере СМИ, безусловно, связана с этическими проблемами журналистской деятельности, так как должна опираться на человеческие ценности, выработанные обществом. Поэтому крайне важно, чтобы журналистика демонстрировала сегодня обществу высокие нравственные ориентиры и была образцом реализации этических норм. В такой ситуации именно Союз журналистов России может стать эффективным инструментом современного медиаменеджмента в России.

В научном плане давно назрела потребность в осмыслении того, как влияет трансформация журналистской деятельности под воздействием информатизации, медиатизации и политизации общества на задачи управления информационным производством и принципы медиаменеджмента.

 

Исходные базовые предпосылки

Деятельность Союза журналистов России в современных условиях, безусловно, базируется на общих фундаментальных принципах деятельности профессиональных творческих союзов. Деятельность журналистов отличается сущностной спецификой, которая имеет значение для понимания особенностей медиаменеджмента. Это сочетание коллективности и индивидуальности, организационно-стандартизированных механизмов и творческого начала. С одной стороны, журналист является творцом уникальных авторских произведений, что подтверждается авторской подписью, которую он ставит в конце каждой своей публикации. Лучшие представители журналистской профессии становились и становятся известными авторитетами, чьи имена хорошо известны массовой аудитории. С другой стороны, авторская публикация является верхушкой того айсберга, который представляет собой комплексная коллективная работа большого количества представителей журналистского профессионального сообщества, от редактора до провайдера. Без них авторская публикация не дойдет до адресата или дойдет позднее, в искаженном виде и т.д. Такой тип профессиональной деятельности основан, по мнению А.А. Грабельникова (2008: 79), на производственно-творческом характере журналистского труда.

К сегодняшнему дню тенденции конвергенции, роботизации и информационного противоборства лишь добавили неоднозначности журналистской профессии и усложнили работу журналистов. Современный конвергентный журналист – это уникальный универсальный специалист широкого профиля, способный создавать мультимедийную публикацию на основе объединения различных форматов подачи информации. В то же время «массовый адресат в интернет-коммуникации стратифицируется по интересам и становится не массовым, а коллективным адресатом» (Иванова, Клушина, 2018: 59).

Большой урон статусу журналистской профессии наносят стремление заменить журналистов роботом или использование журналистов в политической борьбе и привлечение их к созданию и распространению искаженной или недостоверной информации. В то же время существенно обострились взаимоотношения между журналистами и обществом: небрежное отношение журналистов к такому базовому принципу журналистики, как достоверность информации, порождает усиливающееся недоверие к средствам массовой информации.

Справедливые требования сохранения и обеспечения свободы слова по-новому актуализируются ростом ответственности журналиста за распространяемую информацию. По мнению Е.П. Прохорова (2003), «проблема свободы творчества стыкуется с социальной позицией журналиста: мера свободы зависит от верности социальной позиции, ибо свобода только внешне кажется возможностью принимать любые решения, давать первые пришедшие в голову оценки, выдвигать кажущиеся субъективно привлекательными решения».

 

Актуальная ситуация

Итак, журналистское сообщество испытывает большие сложности в связи со снижением качества профессиональной деятельности и падением авторитета журналиста в современном обществе. Среди журналистов часто наблюдается пренебрежение профессиональными принципами и этическими правилами журналистской деятельности. Существенное снижение качества журналистского продукта связано и с вхождением в журналистское профессиональное сообщество людей без специального журналистского образования, а также с расширением медиапространства за счет блогеров, чьи блоги и аккаунты приравниваются к СМИ в качестве сегмента так называемой гражданской журналистики. Таким образом, объективные изменения в корпоративной среде связаны с тем, что журналистское профессиональное сообщество активно растет количественно, но качество журналистского продукта неуклонно снижается.

О значимости деятельности Союза журналистов как творческого неполитического общественного объединения для защиты интересов журналистов России пишут многие отечественные исследователи. Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в Челябинской области в конце ХХ столетия исследуют А.В. Драгунов и Н.О. Павлова (2017). Они подчеркивают, что именно Союз журналистов России влияет на развитие демократических процессов в обществе. Организация и деятельность профессиональных союзов в Вятско-Камском регионе в начале ХХ в. рассмотрена в статье Ю.А. Балыбердина (2007). Д.В. Сбруева (2012: 68) рассматривает общественно-экономические и политические предпосылки зарождения и развития внутрикорпоративных и государственно-общественных механизмов саморегулирования журналистского сообщества, указывая на то, что «производство и распространение информации − специфическая духовная, творческая деятельность, которая требует особого регулирования». О защите интересов журналистов на примере практики работы профсоюзных журналистских организаций Норвегии и Хорватии рассуждает А.Ф. Измайлов (2009). Процесс изучения особенностей управления СМИ особенно активизировался в России в конце XX в., когда СМИ перешли на рыночные отношения.

 

Становление понятия «медиаменеджмент»

Необходимость разработки новых решений эффективного руководства средствами массовой информации способствовала оформлению такого нового направления в журналистской науке, как медиаменеджмент. Причем необходимо было не только по-новому наладить эффективную работу журналистов в условиях рыночной конкуренции, но и сохранить высокий этический и моральный статус российской журналистики, что оказалось не просто. Поэтому Союз журналистов России должен был взять на себя не только защитные функции, но и отчасти управленческие, организационные, что вполне согласуется с мнением Е.Л. Вартановой (2007), которая считает, что, «учитывая сложность представлений об экономической природе и социальных функциях СМИ, мы предлагаем рассматривать менеджмент СМИ как комплексную сферу, включающую в себя процесс принятия решений на макро- и микроэкономическом уровне для обеспечения эффективного функционирования СМИ одновременно и как экономического, и как социального институтов».

Сам по себе термин «медиаменеджмент» был введен в науку зарубежными исследователями, которые опираются на классическое понимание менеджмента и особенно на его экономическую составляющую. Это, безусловно, правомерно и отражает потребность редакционных коллективов найти способы экономического развития в меняющихся условиях. Так, Б. Шерман (1995: 5) считает, что медиаменеджмент «состоит из 1) способности управлять и мотивировать сотрудников, 2) способности оперировать объектами и ресурсами способом, позволяющим оптимизировать издержки». Постепенно мы наблюдаем расширение понятия за счет внимания к организационной составляющей. Например, Р. Гилес (1987: 2) подчеркивает, что «медиаменеджмент включает работу с индивидами и группами индивидов для того, чтобы добиться целей газеты. Роли менеджмента включают планирование, организацию, работу с расписанием, распоряжение, контроль − и каждая из этих ролей использует человеческие, финансовые и материальные ресурсы». Наконец, некоторые ученые приходят к пониманию того, что менеджмент не может быть успешным без работы с самими журналистами: А. Альбарран (2009: 2) подчеркивает, что медиаменеджмент − «это процесс, с помощью которого индивиды работают с другими людьми и между ними для того, чтобы достичь организационных целей». А.Л. Кюнг (2008: 144) обращает внимание на креативность как один из самых важных компонентов управления в медиаменеджменте. В то же время есть понимание и особой значимости саморегулирования. Например, В.Л. Иваницкий (2010: 55) утверждает, что «регулярный менеджмент − это менеджмент процедур, закладывающий основу для саморегулирования рабочей среды на базе ее институциональных ценностей в рамках принятой тактики и стратегии фирмы». Понимание В.Л. Иваницким (2010: 52) коллектива как носителя институциональных ценностей прямо соотносится не только с отдельным редакционным коллективом, но и со всем коллективом российских журналистов.

Все вышесказанное в полной мере может быть отнесено и рассмотрено через призму редакционного управления в целях формирования в отечественной науке понятия медиаменеджмента. Действительно, к основным задачам медиаменеджмента относятся управление сотрудниками редакции и их мотивировка к профессиональной деятельности, планирование и организация работы редакционных коллективов и контроль за ней для достижения организационных целей. Далее развивает идеи о значении медиаменеджмента Н.Б. Кириллова (2013: 66), определяя предмет медиаменеджмента как систему управления информационной и коммуникационной сферой, влияющей на процесс формирования медиакультуры общества. Еще более существенным становится мнение А.В. Вырковского (2016: 40) о том, что «именно сейчас журналистская профессия переживает невиданную ранее гуманизацию, личность журналиста выходит если не на первый план, то уж точно становится одним из ключевых элементов успеха медиа». Следовательно, Союз журналистов, объединяющий огромное количество творческих личностей, также приобретает особую значимость. Не менее определяющими для понимания медиаменеджмента становятся замечания В.Л. Иваницкого (2010: 58) об институциональных ценностях как об основе саморегулирования рабочей среды. Хранителем и проводником этих ценностей, на базе которых и должна быть организована профессиональная журналистская деятельность в масштабах всех России, становится профессиональный творческий союз.

 

Союз журналистов России в системе медиаменеджмента

На российской почве именно социальная значимость отечественных СМИ определяет необходимость участия профессионального союза – Союза журналистов России – в корпоративном объединении всего журналистского сообщества. Поскольку информационный продукт или медиапродукт, журналистские публикации и в целом СМИ обладают высочайшим социальным эффектом, управление журналистикой не может быть обусловлено только лишь экономикой. Поэтому и подходы к медиаменеджменту должны формироваться и разрабатываться с учетом потребностей общества и пониманием важности и значимости роли и места журналиста в обществе. Крайне важно иметь единую консолидированную позицию по многим вопросам и открыто ее демонстрировать. Эту миссию и берет на себя Союз журналистов, действуя от имени и по поручению всех его членов в соответствии с Уставом и другими учредительными документами.

Союз журналистов России был создан в 1918 г. как профессиональная общественная организация работников средств массовой информации. Цели и задачи СЖР многообразны и прежде всего, конечно, касаются профессиональной деятельности журналистов. Эти цели и задачи обусловливают необходимость включения Союза журналистов России в систему медиаменеджмента в качестве особого инструмента организации российского журналистского сообщества.

  • Содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов прямо связано с организацией их творческой работы.
  • Распространение посредством СМИ идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, экстремизмом и терроризмом – это задача, которая определяет идеологию медиаменеджмента, соответствующую требованиям социальной ответственности журналистики.
  • Участие в создании необходимых условий функционирования средств массовой информации Российской Федерации, укрепление и развитие материально-финансовой базы, обеспечение профессионально-творческой независимости СМИ − все эти задачи также непосредственно связаны с управлением в сфере средств массовой информации.
  • Формирование культуры честной и свободной журналистики, базирующейся на общепризнанных принципах профессионального поведения и этики, – эта задача гармонично сочетается с наблюдающимся усилением роли медиакультуры в формировании общественного мнения под влиянием СМИ и в развитии общества в целом.
  • Защита прав и свобод журналистов, их экономических и профессионально-творческих интересов, авторских и смежных прав, чести, достоинства и деловой репутации также обоснованно расширяет поле медиаменеджмента, в которое вписывается индивидуальная работа с журналистами, особенно необходимая сегодня − в условиях обострения информационного противоборства и усиления рисков в журналистской работе.
  • Сотрудничество с профессиональными союзами, объединяющими журналистов, в целях содействия росту материального благосостояния и социального обеспечения, улучшения условий труда, быта и отдыха работников средств массовой информации, забота о ветеранах журналистики − все эти задачи вполне вписываются в общие установки управления деятельностью журналистского сообщества.
  • Развитие системы журналистского образования и повышения профессионально-творческого уровня российских журналистов в современных условиях становится неотъемлемой частью комплексного медиаменеджмента, так как активное развитие технологий ведет к кардинальным изменениям условий журналистской работы и необходимости в приобретении журналистами новых знаний, умений и навыков.
  • Сотрудничество с отечественными и зарубежными средствами массовой информации может составить еще один компонент комплекса мероприятий медиаменеджмента, позволяющий оперативно реагировать на вызовы времени.
  • Участие в международном журналистском движении, сотрудничество с Международной федерацией журналистов, отечественными и зарубежными журналистскими организациями – новый аспект медиаменеджмента, который необходим для своевременного регулирования профессиональных взаимоотношений.
  • Сотрудничество с международными правительственными и неправительственными организациями в области средств массовой информации также является сегодня необходимым условием для эффективного функционирования СМИ и успешной деятельности журналистов по освещению информационной картины мира.
  • Содействие внедрению международно-признанных профессиональных стандартов журналистики и журналистского образования в российскую практику, выработка отечественных профессиональных стандартов, контроль за их соблюдением – данные задачи также актуальны в связи с глобализацией многих сфер человеческой деятельности, прежде всего образования.
  • Организация работы с молодыми журналистами и популяризация лучших образцов творчества мастеров российской журналистики должны войти в комплекс управленческих задач как способ продвижения общих ценностей в отношении профессионального мастерства.
  • Разработка концепций развития организационно-массовых форм сотрудничества журналистов, средств массовой информации, изучение и распространение практического опыта − данные задачи Союза журналистов России обобщают все предыдущие как составные части того сегмента медиаменеджмента, который может обеспечить именно такая организация, как творческий профессиональный союз.

 

Выводы

Итак, выполнение данных задач обусловлено объективными причинами, их реализация является необходимым условием успешного функционирования СМИ. В то же время их реализация возможна лишь при участии определенного объединительного органа, который может способствовать выработке общих и единых для всего журналистского сообщества норм, правил и регулятивных рекомендаций по управлению деятельностью СМИ, их редакционных коллективов, журналистов как творческих личностей и их профессиональной подготовкой.

Особый статус Союза журналистов России в современной ситуации определяется возможностью объединения и выработки единой корпоративной позиции внутри журналистского сообщества с целью повышения качества его деятельности и развития самоуправления. Таким образом, творческое профессиональное объединение, коим является Союз журналистов России, в условиях современного развития общества становится необходимым субъектом медиаменеджмента, объединяющим журналистов общими установками и пониманием управленческих решений.

 

Библиография

Балыбердин Ю.А. Организация и деятельность профессиональных союзов в Вятско-Камском регионе в начале ХХ века // Известия Рос. гос. педагогическ. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. Т. 7. Вып. 28. С. 88−94.

Вартанова Е.Л. Чем управляют менеджеры СМИ? О природе современного медиаменеджмента // Медиаскоп. 2007. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/чем-управляют-менеджеры-сми-о-природе-современного-медиаменеджмента

Вырковский А.В. Теоретические представления о медиаменеджменте: основные подходы и проблемные зоны // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 29−44. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).29-44

Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С. Организация информационного производства на телевидении: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2008.

Драгунов А.В., Павлова Н.О. Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в Челябинской области в конце ХХ столетия // Вестн. Южно-Уральск. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 1. С. 110−113.

Иваницкий В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2010.

Иванова М.В., Клушина Н.И. Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации // Вестн. РУДН. Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 1. С. 50−62. DOI 10.22363/2313-2264-2018-16-1-50-62

Измайлов А.Ф. О защите интересов журналистов (из практики работы профсоюзных журналистских организаций Норвегии и Хорватии) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2009. № 17 (155). Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 150−153.

Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как феномен управленческой культуры информационной эпохи // Известия Уральск. федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 4 (119). С. 66−74.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие. 5 изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс.. 2003. Режим доступа https://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/svoboda-pechati-jurnalistskoy-30700.html (дата обращения: 15.03.18).

Сбруева Д.В. Общественно-экономические и политические предпосылки зарождения и развития внутрикорпоративных и государственно-общественных механизмов саморегулирования журналистского сообщества // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение и журналистика. 2012. № 3. С. 66−72.

 

Giles R.H. (1987) Newsroom management: A guide to theory and practice. Indianapolis: R.J. Berg & Company, Inc.

Küng L. (2008) Strategic Management in the Media: Theory to Practice. London: SAGE.

Sherman B. (1995) Telecommunications Management: Broadcasting Cable and the New Technologies. 2nd ed. New York: McGraw-Hill.