Languages

You are here

«Мирная журналистика» в противодействии терроризму

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Якова Т.С. «Мирная журналистика» в противодействии терроризму // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2477

 

© Якова Тамара Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), t-yakova@mail.ru

 

Материал подготовлен на основе доклада на панельной дискуссии «СМИ в противодействии терроризму и экстремизму» на Международном научном форуме «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения», прошедшем 19–20 апреля 2018 г. в Санкт-Петербургском государственном университете (Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»).

 

Аннотация

В докладе представлены результаты исследования американских и европейских массмедиа, освещающих тему противодействия терроризму и экстремизму. Анализ медиатекстов проводился на основе критериев «мирной журналистики» Й. Галтунга.

Ключевые слова: «мирная журналистика», массмедиа, терроризм, экстремизм.

 

 Массмедиа в современном мире являются важнейшим участником конфликтов, противоборств и противостояний разного уровня и масштаба. Они оказывают эффективное влияние на формирование общественного мнения по любым проблемам, причем спектр этого влияния может включать в себя кардинально противоположные точки зрения в зависимости от их принадлежности и задач, стоящих перед ними. Ярким примером тому может служить использование возможностей СМИ службами Исламского государства (запрещенного в РФ) для распространения идей терроризма и экстремизма. В противодействии этим идеям и их проявлениям мировое сообщество консолидирует усилия массмедиа в формировании единого информационного пространства для распространения идей миротворчества, толерантности и уважения к другим народам, религиям, культурам.

 Насколько успешно мировым массмедиа удается решать эту задачу, мы рассмотрели на примере анализа публикаций в американских и европейских изданиях: «Вашингтон Пост» (The Washington Post), «Хаффингтон Пост» (The Huffington Post), «Нэшенл Интрест» (The National Interest), «Дэйли Ньюс» (Daily News), «Дэйли Дот» (The Daily Dot), «Либерасьон» (Libération), «Гардиан» (The Guardian), Би-би-си (BBC)1, «Дэйли Мэйл» (Daily Mail) и др.

 Анализ публикаций проводился по критериям, разработанным норвежским исследователем Йоханом Галтунгом2 в рамках теории «мирной журналистики» (использование позитивных/негативных маркеров, отсутствие ангажированности СМИ, многопартийная ориентация, отсутствие экспрессивно окрашенной лексики, ограничение трактовок и нацеленность на построение доверия между сторонами конфликта) (подробно см.: Николайчук, Янгляева, Якова, 2018). Теория базируется на понимании роли СМИ во взаимоотношениях с обществом и государством, обоснованной автором в статье «Государство, капитал и гражданское общество»: «СМИ занимают все более значительное место в море конфликтов, становясь неотъемлемым каналом не только для гражданского общества (в его взаимоотношениях с государством и капиталом), но также и в контактах между государством и капиталом, направленных на достижение общественного согласия и налаживания диалога между ними» (Galtung, 1999). Теория «мирной журналистики» нашла свое развитие в трудах других медиаисследователей: Дж. Линча, (2010), А. Макголдрик (2005), Г. Волфсфельда (1997). Их работы базируются на основных принципах «мирной журналистики» (ориентир на мир, ориентир на правду, ориентир на людей, ориентир на решение проблемы) и предлагают методики для подготовки материалов СМИ, освещающих конфликты разного уровня (Николайчук, Янгляева, Якова, 2018: 300−324). В практике журналистской деятельности миротворческие материалы встречаются довольно редко, что подтвердили результаты проведенного исследования.

В процессе анализа публикаций в вышеуказанных изданиях (за февраль−апрель 2018г.) по теме исследования было выявлено, что большинство из них носят антитеррористический характер или являются нейтральными. В то же время в деятельности мировых массмедиа есть примеры, свидетельствующие о том, что даже авторитетные издания в погоне за прибылями и аудиторией нередко не только не противостоят распространению идей терроризма и экстремизма, а, наоборот, способствуют их тиражированию (вольно или невольно). Приведем несколько примеров.

 

Тиражирование экстремистских идей

 За два с половиной месяца до чемпионата мира по футболу (время проведения − с 14 июня по 15 июля 2018 г., место проведения − в 11 городах России) некоторые зарубежные издания, используя фейковые информационные поводы, опубликовали материалы, явно способствующие масштабному распространению страха и паники у населения перед терактами, которые якобы готовятся разными террористическими организациями. Массовая ежедневная газета Великобритании «Дэйли Мэйл» 1 апреля 2018 г. опубликовала материал под названием: «Боевики ИГИЛ нацелили на игроков и болельщиков чемпионата мира в России беспилотные летательные аппараты с бомбами»3. В тексте публикации приводится целый ряд тезисов, которые могут вызвать у аудитории страх и панику перед возможными терактами:

а) «Согласно сообщению Daily Star Sunday, приложение Telegram стало питательной средой для экстремистов. Эксперт по кибербезопасности сказал, что приложение страдает от террористов, замышляющих зверства на чемпионате мира по футболу»4 (Слово «зверства» выделено в тексте жирным шрифтом);

б) «… разведка предполагает, что угрозы следует воспринимать всерьез. Нет сомнений в том, что эта технология, если она будет использоваться ИГИЛ при террористических атаках на чемпионате мира, может привести к катастрофическим результатам»5 (в оригинале также выделено жирным шрифтом).

И заголовок, и текст публикации направлены на дестабилизацию настроений в обществе. Кроме того для усиления панических настроений материал иллюстрируется фотографиями взрывающихся беспилотников, которые ранее были опубликованы в Telegram, а также угрожающими плакатами ИГИЛ (запрещенного в РФ), посвященными чемпионату мира по футболу. На одном из них изображен известный испанский футболист Лионель Месси: он смотрит из-за решетки и плачет кровавыми слезами. Очевидно, что плакат направлен на запугивание населения, в первую очередь футбольных болельщиков, перед турниром. В этом случае британская газета, тиражируя данную информацию, выступает в роли «черного пиарщика» террористических организаций.

В заключении дается еще одна реплика, не подкрепленная аргументацией и содержащая ссылку на анонимный источник: «По словам Федерального управления уголовной полиции Германии, джихадисты могут попытаться использовать турнир в качестве шанса отомстить за нападения Владимира Путина на ИГИЛ в Сирии». Слово «нападения» несет в себе негативную коннотацию и демонстрирует субъективное отношение к конфликту в Сирии. Таким образом, авторы материала пытаются сместить акцент на оценку войны в Сирии и не только не противодействуют распространению идей терроризма, а, наоборот, способствуют их тиражированию. В тексте публикации нет отрицательного отношения к терроризму как к явлению, нет осуждения действий террористов, запугивающих население. Статья, очевидно, способствует выполнению одной из задач террористических организаций − дестабилизации настроений в обществе. Ранее подобные материалы опубликовала другая британская газета − «Сан» (The Sun), предоставившая подробную информацию об онлайн-джихадистской компании SITE Intelligence Group, с помощью которой были распространены плакаты экстремистского содержания6.

 

Контент из открытых источников

В качестве другого примера скрытого содействия распространению идей терроризма и экстремизма можно привести публикации двух американских онлайн-изданий «Дэйли Ньюс»7 и «Дэйли Дот»8. Первая опубликовала 21 марта 2018 г. статью под названием «Террорист-подрывник в Остине и новая эра открытых источников информации о терроризме: как Марк Энтони извлек выгоду из учебников Аль-Каиды»9. Суть материала заключена в следующей цитате: «Взрывы в Остине являются пугающим напоминанием того, что все обучающие изготовлению бомб материалы, опубликованные террористическими группами, по сути являются контентом общего пользования сообщества, легко доступным для использования и претворения в жизнь экстремистами разных взглядов»10. Далее в тексте цитируются «подробные пошаговые инструкции…, как сделать самодельную «ручную бомбу» и в заключение звучит призыв убедиться, что все именно так: «просто войдите в Интернет вместо похода в книжный магазин».

В другом издании − «Дэйли Дот»11 − 20 марта 2018 г. опубликован материал с еще более откровенным заголовком: «Шокирующе просто научиться изготовлению бомбы с растяжкой на YouTube12. В тексте статьи приводятся цитаты, которые откровенно рекламируют процесс подготовки взрывных устройств: «Если вы хотите собрать бомбу, есть несколько способов узнать, как это сделать, онлайн. Вы можете купить копию «Поваренной книги анархиста». Вы можете посмотреть на Facebook или даже Amazon <…> Но, если вы хотите создать взрыв, который будет произведен с помощью растяжки, <…> вы можете посмотреть обучающие видео на YouTube»13. Кроме того автор делится своими впечатлениями от поисков в Интернете обучающих видео на тему «Как собрать бомбу» и приходит к выводу, что таких материалов имеется достаточно в открытых источниках, и они − «информативные, эффективные и относительно короткие по длине»14.

В вышеприведенных публикациях не только рекламируется открытый доступ к террористическим материалам, но и подробно описываются разные способы распространения террористических идей. К тому же опубликованы некоторые фотографии, наглядно демонстрирующие строение бомбы и способы ее крепления (для чего?). А фраза из статьи «Экспериментируйте много раз, пока не овладеете навыком» звучит как призыв к действию. Мы можем предположить, что автор публикации хотел привлечь внимание читателей к проблеме опасности открытого доступа к подобным материалам, но в результате он самым активным образом способствовал распространению идей (и навыков) террористических организаций.

 

Журналистское сообщество против экстремизма в социальных сетях

В конце марта 2018 г. скандал, связанный с утечкой персональных данных пользователей социальной сети Facebook, привлек внимание массмедиа к меморандуму, написанному вице-президентом компании Эндрю Босуортом и опубликованному еще в 2016 г. Документ находился в открытом доступе, но до скандала не пользовался популярностью у читателей (это многостраничное положение о работе соцсети). 30 марта 2018 г. текст документа был опубликован на сайте BuzzFeed15; тезисы, оправдывающие экстремизм в Сети, были выделены особо, чтобы привлечь внимание аудитории. На цитату из меморандума «Кто-то лишится жизни из-за травли, <…> погибнет в теракте, организованном с помощью наших инструментов. И все же мы связываем людей» отреагировали многие авторитетные СМИ, подтвердив солидарность журналистского сообщества.

 «Вашингтон пост» 23 марта 2018 г. опубликовала статью под названием «"Возможно, кто-то умирает": вице-президент Facebook оправдывает запугивание и терроризм как цену "развития" соцсети»16. В публикации журналисты издания иронизируют над попытками Босуорта оправдаться: он «защищал сомнительные практики получения данных», «отстаивал рост соцсети любой ценой, видимо, даже смертью»17. Также приводится цитата Марка Цукерберга, который ранее дал оценку действиям своего коллеги: «Боз − талантливый лидер, который говорит много провокационных вещей <…> С этой позицией не согласно большинство сотрудников, включая меня. Мы никогда не верили, что цели оправдывают средства»18. В тексте четко выражена позиция издания, направленная на противодействие терроризму и экстремизму.

Публикации с осуждением высказываний вице-президента Facebook вышли и в других изданиях: в «Хаффингтон Пост» («Взрывная заметка Facebook защищает стратегию компании, даже если это приводит к смерти людей». 30.03.2018), в «Дэйли Мэйл» («Тысячи сотрудников Facebook сердятся на предателей компании после утечки меморандума от Эндрю Босуорта, который оправдывает рост фирмы ЛЮБОЙ ценой». 30.03.2018), на сайте «Си-би-эс Ньюс» (CBS News)19 («Заметка Facebook от 2016 г. предлагает сделать ставку на рост компании, а не на безопасность пользователей». 30.03.2018), в «Гардиан» («Вице-президент Facebook написал, что действия сайта были «де-факто хороши», даже если они приводили к смерти». 30.03.2018). Позиция «Гардиан» подчеркнута уже в лиде к материалу:  «Цукерберг говорит, что он не согласен с меморандумом 2016 года о том, что социальная сеть может стоить жизни или играть роль в террористических атаках»20. В литературном журнале «Атлантик» вышла статья «Идеологический империализм Facebook. Записка Эндрю Босуорта может казаться коварной, но ее общая идея очень популярна»21, в которой автор критически проанализировал ситуацию, связанную с публикацией меморандума Facebook. В тексте США названы «лукавым государством», а о компании Facebook говорится, что в начале своей деятельности она способствовала формированию «глобальной деревни» и развивала либеральные идеи, но теперь «эти идеи мертвы»22.

 

Антитеррористические кампании в СМИ

 Тема противодействия терроризму и экстремизму особенно часто поднималась в публикациях зарубежных массмедиа в связи с датами, связанными с терактами. В британских СМИ целый ряд материалов, посвященных контртеррористической деятельности, был опубликован в связи с годовщиной теракта на Вестминстерском мосту в марте 2017 г.23. На сайте Би-би-си в специальном разделе «Контртерроризм» в марте 2018 г. были размещены несколько статей, призывающих граждан к сотрудничеству с полицией. В статье «Полиция призывает граждан противостоять терроризму»24 декларируется обращение властей к населению об оказании помощи в противодействии терроризму (сообщать в полицию о подозрительных соседях, о странных посылках и поведении незнакомцев, обо всем, что заставляет людей нервничать). Приводится полицейская статистика об эффективности такой помощи (6000 отчетов реально пригодились в проведении расследований). Суть публикации – в тезисе о том, что каждый добропорядочный гражданин должен стать «гражданином против терроризма»25.

 В другой статье − «Полиция Шотландии поддерживает антитеррористическую кампанию Великобритании»26 − речь идет о росте гражданского сознания шотландцев, которые берут контртеррористическую безопасность в свои руки, активно помогая полиции; приведены результаты опроса: «82% граждан готовы незамедлительно сообщить в участок о подозрительном поведении соседа»27. В материале «Ллойд Гантон заперся, чтобы спланировать теракт на концерте Джастина Бибера»28 акцент ставится на возможности предотвращения терактов и рассказывается об одном из успешных дел полиции (подготовка теракта была раскрыта благодаря отслеживанию поведения подростка, завербованного террористами, в социальных сетях). Еще одним позитивным примером является статья в «Гардиан» под названием «Как города могут защитить своих граждан от атак транспортных средств?»29, в которой разъясняются практические действия в случае террористических атак при помощи транспортных средств. Подобные публикации можно прочитать и в других изданиях: спектр тем, которые рассматриваются в связи с антитеррористической деятельностью властей и общества, довольно широк и свидетельствует об актуальности проблемы для мировых массмедиа и для мирового сообщества.

 

Массмедиа о «слабых местах» в антитеррористической деятельности

Публикаций, в которых критически анализируется антитеррористическая деятельность государственных структур, встречается немного. Одна из них вышла в американском аналитическом издании по военно-политической тематике «Нэшнл интрест» (The National Interest)30 под названием «Америка должна еще раз подумать о том, кому она продает оружие»31 16 марта 2018 г. Автор Кристофер А. Пребл на актуальных примерах показывает, к чему приводит халатное отношение американцев к продаже собственного оружия без исключения всем участникам международных отношений, включая террористические организации. В статье критически рассматривается действующая в США система оценки рисков при продаже оружия другим государствам. «<…> Тот факт, что США продают оружие множеству стран − включая очевидно слабые, тиранические и опасные режимы − указывает на то, что «процесс оценки рисков проводится таким образом, чтобы не учитывать возможные риски»32.

Эксперты Института Катона33 Тревор Тролл и Каролин Дормини, на чье мнение ссылается автор статьи, предлагают другие инструменты оценки рисков, основанные на нескольких ключевых показателях (индекс нестабильности государств, рейтинг свободы, по версии «Фридом Хаус» (Freedom House), шкала политического террора, Глобальный индекс терроризма и данные о вооруженных конфликтах), и на их основании анализируют действия государства: «В мире есть большое количество опасных покупателей, и США продают оружие большинству из них». Ливия, Ирак, Йемен, Демократическая республика Конго и Судан демонстрируют высокий риск по всем пяти показателям, однако «с 11 сентября они приобрели у США оружие на сумму в среднем на 1,8 миллиарда долларов»34. Тролл и Дормини приходят к выводу, что «политика США заключается в том, чтобы продавать оружие практически всем, кто может себе его позволить, не задумываясь о последствиях». И последствия не заставляют себя ждать: американским оружием пользуются террористические организации в самых разных концах земного шара. Лишь благодаря критическим публикациям в СМИ такие факты становятся достоянием мировой общественности.

Несмотря на вышеприведенные примеры антитеррористических кампаний в СМИ и многочисленные отдельные публикации в американских и европейских изданиях, в которых осуждается терроризм и экстремизм, можно найти немало материалов, способствующих (в большинстве случаев − из-за безответственности журналистов и издателей) распространению идей террористических организаций. Результаты исследования показали, что примеры конструктивного подхода массмедиа к проблеме борьбы с терроризмом и экстремизмом в практике мировых СМИ встречаются редко, несмотря на понимание и признание профессиональным журналистским сообществом общеизвестного тезиса о том, что от выбора фактов и их эмоциональной окраски зависит, как аудитория воспримет информацию и как эта информация повлияет на ее поведение.

 



Примечания

  1. Исследовались материалы, опубликованные на официальном сайте Би-би-си (BBC). Режим доступа: http://www.bbc.com
  2. Йохан Галтунг – основатель и первый директор международного Института исследований проблем мира (ПРИО) в г. Осло (Норвегия), международных журналов Journal of Peace Proposals («Журнал мирных инициатив») и Journal of Peace Research («Журнал исследований проблем мира»); лауреат альтернативной Нобелевской премии мира, инициатор созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; консультант ООН, ОБСЕ, Совета Европы по проблемам урегулирования конфликтов.
  3. ISIS 'to target World Cup players and fans in Russia with drones equipped with bombs. Режим доступа: http://www.dailymail.co.uk/news/article-5567481/ISIS-target-World-Cup-players-fans-Russia-drones-equipped-bombs.html (дата обращения: 01.04.2018).
  4. «The Telegram app has become a breeding ground for extremists, according to the Daily Star Sunday who shared the plans. A cyber security expert said that the app has been plagued by terrorists plotting atrocities at the World Cup». Режим доступа: http://www.dailymail.co.uk/news/article-5567481/ISIS-target-World-Cup-players-fans-Russia-drones-equipped-bombs.html (дата обращения: 01.04.2018).
  5. «… that intelligence suggests the threats to be taken seriously. «There is no doubt that this technology, if used by Isis in terrorist attacks at the World Cup, can lead to catastrophic results». Режим доступаhttp://www.dailymail.co.uk/news/article-5567481/ISIS-target-World-Cup-players-fans-Russia-dro nes-equipped-bombs.html (дата обращения: 01.04.2018).
  6. https://www.thesun.co.uk/news/5854209/isis-lionel-messi-russia-world-cup-2018/ (дата обращения: 21.03.2018).
  7. «Дэйли Ньюс» (Daily News) − ежедневная газета города Нью-Йорка в США, основана в 1919 г. С 2007 г. ее владельцем и издателем является Мортимер Цукерман – один из крупнейших американских издателей (также он является главным редактором «U.S. News & World Report». «Дэйли Ньюс» − первая газета, напечатанная в формате таблоида.Режим доступа: http://www.nydailynews.com.
  8. «Дэйли Дот» (Daily Dot) − цифровая медиакомпания, освещающая интернет-культуру, основана Николасом Уайтом в 2011 г. Штаб-квартира «Дэйли Дот» расположена в Остине (штат Техас), офисы − в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
  9. The Austin bomber and our new age of open-source terrorism: How Mark Anthony Conditt likely benefited from Al Qaeda tutorials). Режим доступаhttp://www.nydailynews.com/ (дата обращения: 21.03.2018).
  10. The Austin bombings are a chilling reminder that all online bombmaking tutorials posted by terrorist groups are essentially shared community content, easily accessible for extremists of all stripes to consume and put into action. Режим доступа: http://www.nydailynews.com/opinion/austin-bomber-new-age-open-source-terrorism-article-1.3888244 (дата обращения: 21.03.2018).
  11. The Daily Dot − цифровая медиакомпания, освещающая интернет-культуру и жизнь в Интернете; создана в 2011 г. Режим доступа: https://www.dailydot.com/
  12. It's shockingly easy to learn how to make a tripwire bomb on YouTube. Режим доступа: https://www.dailydot.com/upstream/youtube-tripwire-explosion-tutorials/ (дата обращения: 21.03.2018).
  13. «If you want to make a bomb, there are multiple ways to discover how online. You can buy a copy of The Anarchist Cookbook. You can look on Facebook or even Amazon. But if you want to create an explosion that's set off by a tripwire, … you can watch tutorials on YouTube». Режим доступа: https://www.dailydot.com/upstream/youtube-tripwire-explosion-tutorials/ (дата обращения: 20.03.2018).
  14. Там же.
  15. Международный медиапортал, основанный в 2006 г. Джоном Перетти в Нью-Йорке. Режим доступа: https://www.buzzfeed.com.
  16. "Maybe someone dies": Facebook VP justified bullying, terrorism as costs of network's "growth". Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/the-switch/wp/2018/03/30/maybe-someone-dies-facebook-vp-justified-bullying-terrorism-as-costs-of-growth/?noredirect=on&utm_term=.bd5a62d07c1c/ (дата обращения: 23.03.2018).
  17. Там же.
  18. "Boz is a talented leader who says many provocative thingsю"…"This was one that most people at Facebook including myself disagreed with strongly. We've never believed the ends justify the means." Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/the-switch/wp/2018/03/30/maybe-someone-dies-facebook-vp-justified-bullying-terrorism-as-costs-of-growth/?noredirect=on&utm_term=.bd5a62d07c1c/ (дата обращения: 23.03.2018).
  19. CBS News. Режим доступа: https://www.cbsnews.com/
  20. "Zuckerberg says he disagrees with 2016 memo, which acknowledged site could cost lives or play role in terror attacks». Режим доступа: https://www.theguardian.com/technology/2018/mar/29/facebook-memo-mission-andrew-bosworth (дата обращения: 23.03.2018).
  21. https://www.theatlantic.com/technology/archive/2018/03/boz-memo/556961/
  22. Там же.
  23. 22 марта 2017 г. в Лондоне на Вестминстерском мосту террорист на автомобиле наехал на прохожих. Погибли несколько человек. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4118041 (дата обращения: 31.03.2018).
  24. Police call for 'counter-terrorism citizens'. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/uk-43465966 (дата обращения: 23.03.2018).
  25. "This is an opportunity for every good citizen to be a counter-terrorism citizen." Ibid.
  26. «Police Scotland back UK-wide anti-terror campaign». Режим достпа: http://www.bbc.com/news/uk-scotland-43460996 (дата обращения: 20.03.2018).
  27. Там же.
  28. «Lloyd Gunton locked up for Bieber terror plot». Режим доступа: http://www.bbc.com/news/uk-wales-43257323 (дата обращения: 02.03.2018).
  29. How can cities protect their citizens against vehicle attacks? Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2017/aug/18/how-cities-protect-citizens-vehicle-attacks (дата обращения: 11.04.2018).
  30. The National Interest − американское аналитическое издание по военно-политической тематике с печатным журналом, выходящим 2 раза в месяц, и популярным сайтом, который издает неправительственная политологическая организация «Центр за национальный интерес» (более известен как «Никсоновский центр», основан Ричардом Никсоном 20 января 1994 г.). Журнал связан с реалистической внешнеполитической школой. Был основан в 1985 г. Ирвингом Кристолом. The National Interest обращает внимание на то, каким образом культурные и социальные различия, технологические инновации, история и религия воздействуют на поведение государств.
  31. America Needs to Rethink Who It Sells Arms To. Режим доступа: http://nationalinterest.org/blog/the-skeptics/america-needs-rethink-who-it-sells-arms-24933. (дата обращения: 16.03.2018).
  32. Там же.
  33. Институт Катона − американская исследовательская и просветительская организация. Институт отстаивает принципы ограниченного государства, рыночной экономики, свободной торговли и расширения свободы личности.
  34. America Needs to Rethink Who It Sells Arms To. Режим доступа: http://nationalinterest.org/blog/the-skeptics/america-needs-rethink-who-it-sells-arms-24933 (дата обращения: 16.03.2018).

 

Библиография

Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Крылья хаоса. Массмедиа, мировая политика и безопасность государства. М.: ИКАР, 2018.

 

Galtung J. (1999) State, Capital, and the Civil Society: The Problem of Communication. In: Vincent R., Nordenstreng K., Traber М. (eds.) Towards Equity in Global Communication: MacBride Update. Cresskill, pp. 3−21.

Lynch J., McGoldrick, A. (2005). Peace journalism. Stroud: Hawthorne Press.

Lynch J., Galtung J. (2010) Reporting conflict: New directions in peace journalism. St. Lucia: University of Queensland Press.

Wolfsfeld G.(1997) Media and political conflictf: news from the Middle East. Cambridge: Cambridge University Press.