Ссылка для цитирования: Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып.3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2475
DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11
© Вьюгина Дарья Михайловна
преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), danya_vyugina@mail.ru
Аннотация
Интернет − неотъемлемая часть повседневной жизни сегодня. Доступ к Сети открывает возможности использования различных платформ, информационных источников, сервисов и программ. Как для исследователей, так и для медиаизмерителей все более актуальным становится вопрос: какие практики потребления Интернета как медиа являются самыми распространенными среди самой активной − цифровой − аудитории? Данная статья представляет результаты исследования медиапотребления Интернета цифровым поколением: автор проанализировал, какие виды деятельности являются самыми распространенными среди юной аудитории, для каких целей цифровые медиапотребители используют социальные сети и какую конкуренцию им составляют мессенджеры.
Ключевые слова: цифровое медиапотребление, цифровое поколение, поколение Z, социальные сети, мессенджеры.
Цифровое поколение, или поколение Z, очень важный объект как теоретических, так и практических исследований, представляющий собой активную аудиторию с самым высоким уровнем технологической грамотности (Palfrey, Gasser, 2008). Изучение этой группы населения в каждой отдельной области или стране имеет свои особенности, и Россия − не исключение. Благодаря глобальному развитию информационно-коммуникационных технологий формирование цифровой медиасреды также имеет глобальный характер, однако скорость и качество распространения этих технологий на локальном уровне различаются, что позволяет говорить о национальных особенностях развития цифровой аудитории. Именно молодое поколение несет в себе инновационный потенциал в использовании новых цифровых гаджетов и сервисов (Назаров, 2016), поэтому его изучение позволяет формулировать прогнозы и тренды медиапотребления.
Подробно применение поколенческого подхода в различных исследованиях мы рассмотрели в статье, посвященной особенностям медиапотребления цифрового поколения (Вьюгина, 2017). Одним из ключевых выводов стало то, что Интернет как медиа отвечает всем запросам поколения Z, представляет собой главный источник новостной, развлекательной и учебной информации и даже влияет на выбор самого используемого медиаустройства − смартфона. Это позволило перейти к более детальному изучению данной практики.
Сегодня медиапотребление поколения Z изучают в первую очередь исследовательские компании и медиаизмерители, такие, как Comscore1, Deloitte2, Nielsen3, GlobalWebIndex4, J'son&Partners Consulting5, а общие тенденции чаще всего встречаются в публицистических текстах и журналистских аналитических статьях. Безусловно, развитие Интернета и его влияние на медиапотребление рассматривается и в теоретических исследованиях: как формирование нового культурного пространства (Вартанова, 2015), как важный источник образовательного контента (Гуреева, 2017; Толоконникова, 2016), как процесс трансформации восприятия различных журналистских форматов (Аникина, Ермошкина, Искаков, Кобзев, 2016) и как особенности поведения пользователей социальных сетей (Щепилова, 2012). Опираясь на актуальные результаты исследований медиапотребления в мире, мы предположили, что доступ к Интернету является одной из базовых потребностей цифрового поколения в России, так как открывает доступ к различным видам деятельности, доступным подчас повсеместно благодаря расширению зоны покрытия, увеличению скорости и снижению стоимости мобильного Интернета. Этот фактор представляется особенно важным, так как главное медиаустройство, которое представители цифрового поколения используют активнее всего, это смартфон.
Таким образом, в рамках данного исследования мы постарались определить, какие виды деятельности в Интернете являются самыми распространенными среди юной аудитории, для каких целей цифровые медиапотребители используют социальные сети и какую роль в их жизни играют мессенджеры.
Методология исследования
Эмпирическая часть исследования − рассмотрение медиапотребления цифрового поколения − построена на результатах онлайн-анкетирования, проведенного в 2017 г. Опрос предлагал три типа вопросов: открытого и закрытого характера с возможностью дать свой ответ («Другое», «Ответ респондента»), а также шкалу оценок от 0 до 10, определявших частоту действия или выраженность признака. Все вопросы были помечены как обязательные, поэтому в финальной сводке учтены только те респонденты, которые ответили на все вопросы. Всего в опросе принял участие 401 респондент. Так как объектом данного исследования является медиапотребление представителей поколения Z, или цифрового поколения, главный критерий отбора респондентов − возраст участников, поэтому верхняя планка составила 21 год. Опрос распространялся целенаправленно среди учащихся старших классов двух московских и двух региональных школ, а также абитуриентов двух гуманитарных и двух технических вузов Москвы и Московской области. Несмотря на то что выборка не является стихийной или случайной, а носит систематический характер, данное исследование не может претендовать на статус индустриального и репрезентативного относительно генеральной совокупности (поколения Z России), результаты исследования позволяют сформулировать общие тенденции и вектор трансформации медиапотребления юной аудитории. При обработке полученных данных использовались общенаучные методы: систематизация, сравнение и оценивание. В процессе анкетирования была сделана попытка выявить особенности медиапотребления поколения Z: доступа к информационным источникам, предпочтений в выборе гаджетов, социальных сетях и мессенджерах.
Цифровое поколение: виды деятельности в Интернете
Интернет стал для юного поколения привычной и неотъемлемой частью реальности. Поэтому особенно важным нам представляется оценить, сколько именно времени проводит изучаемая нами аудитория в Сети (см. рис. 1). Более 90% респондентов выходят в Интернет каждый час или чаще; большинство пользуются Сетью несколько раз в час, а 30% − стабильно каждые 5−10 минут. Это означает, что взаимодействие с Интернетом как технологией происходит на регулярной основе и в очень активном режиме, поэтому доступ к глобальной Сети можно отнести к базовым потребностям представителей поколения Z.
Рисунок 1. Частота выхода в Интернет
Чтобы понять, почему Интернет так важен для представителей данного поколения, респондентам был предложен дополнительный вопрос, целью которого стало выявление основных видов деятельности в Интернете. Опрошенным было предложено поставить оценки от 0 до 10, где 0 − означает «не занимаюсь этим совсем»; 1 – «делаю крайне редко»; 10 – «делаю на регулярной основе, постоянно» (см. табл. 1).
Основным предназначением Интернета, по итогам опроса, стало общение и социальное взаимодействие. Это, безусловно, связано с техническими возможностями, упростившими коммуникацию и предложившими для этой цели многочисленные сервисы, в первую очередь социальные сети. Но не стоит забывать о том, что Интернет может быть также использован и на смартфонах, а значит, к сервисам для общения мы можем добавить мессенджеры, о которых подробнее будем говорить ниже.
Следующий по популярности ответ − поиск информации. Безусловно, самый легкий, быстрый и удобный способ найти какие-либо данные − запросить их в одной из поисковых систем. Но даже если удовлетворить тот или иной запрос с помощью результатов поиска не получается сразу, количество данных в Интернете превышает количество данных, размещенных на любых других носителях и в любых других хранилищах, нужно только выбрать правильный способ − в этом одно из главных преимуществ глобальной Сети, по мнению наших респондентов: они убеждены в том, что в Интернете можно найти любые данные. Более того, большая часть информации имеет уникальный характер, поэтому поиск в Интернете стал очень распространенной практикой поведения.
Привычными видами деятельности для изучаемой группы являются прослушивание аудиоконтента и просмотр видеоконтента, причем слушают музыку, подкасты, радио и аудиокниги респонденты чаще, чем смотрят онлайн-ТВ, видеохостинги, онлайн-кинотеатры. Возможно, это связано с тем, что потребление аудиоконтента доступно на мобильных устройствах с доступом в Интернет, требует меньшего внимания и может происходить в различных условиях, в том числе и «на ходу», чего нельзя сказать о просмотре видеоматериалов. Больше половины юной интернет-аудитории регулярно обращается к различным текстовым материалам: потребители следят за новостями, читают онлайн-издания, книги и различные посты в социальных сетях.
Так как мы рассматриваем интернет-аудиторию как активную, создание и публикация контента (видеоматериалов, текстов, изображений) − одна из очевидных опций активного поведения в Сети. Что характерно для аудитории медиа нашей страны в целом, большая часть ответов сконцентрирована либо на пассивной оценке 0 − эти респонденты пользовательский контент не создают никогда; либо на оценке 10 − активные потребители, создающие и публикующие различные материалы, поэтому средняя оценка этого вида деятельности среди всей группы составляет 4,7.
Несмотря на распространенное представление о том, что молодые люди увлечены игровыми практиками в Интернете, онлайн-игры заняли последнюю строчку в списке увлечений среди наших респондентов. При этом, если рассматривать подробный график оценок, бόльшая часть их распределилась между 0 (не используют никогда) и 10 (используют постоянно), что говорит о характере этого занятия, больше похожего на хобби, а потому не являющегося массовой потребностью, в отличие от общения или поиска информации.
Таблица 1. Предпочтения в выборе видов деятельности в Интернете
Виды деятельности в Интернете |
Средний показатель популярности среди респондентов (0−10) |
Просмотр видеоконтента (ТВ, видеохостинги, онлайн-кинотеатры) |
6,5 |
Онлайн-игры |
3,7 |
Общение и социальное взаимодействие |
8 |
Поиск информации в Интернете |
7,6 |
Чтение текстовых материалов (книги, СМИ) |
5,6 |
Прослушивание аудиоконтента (музыка, подкасты, радио, аудиокниги) |
7,4 |
Создание и публикация контента (видеоматериалы, тексты, изображения) |
4,7 |
Представители поколения Z не просто постоянные пользователи сети Интернет, они связывают с ней многие ежедневные потребности и проводят много времени онлайн. Это связано с тем, что Интернет открывает для них как пользователей, которым цифровые технологии доступны на интуитивном уровне, большой спектр возможностей. Проанализировав предпочтения в выборе видов деятельности среди респондентов, мы выяснили, что больше всего времени юное поколение проводит в общении и социальном взаимодействии. Также Интернет является основным источником как аудиовизуальной, так и текстовой информации. Отдельные группы создают пользовательский контент или увлекаются онлайн-играми, однако назвать эти практики массовыми нельзя.
Цифровое поколение: социальные сети
Так как общение и социальное взаимодействие являются самым распространенным видом практики в Интернете, особый интерес для нас представляет изучение платформы. Социальные сети являются непременным спутником ежедневной действительности представителей поколения Z: они упрощают и структурируют двустороннюю коммуникацию, являются одним из самых популярных источников различной информации и даже способствуют их участию в образовательном процессе6. По результатам нашего опроса, не используют социальные сети лишь два участника опроса (0,5%), а бόльшая часть респондентов имеет аккаунты на нескольких порталах одновременно (см. рис. 2). Поэтому изучение использования юным поколением социальных сетей представляется нам особо важным.
Самыми популярными социальными сетями, исходя из анализа ответов опроса, стали «ВКонтакте» и Instagram, причем пользователями первого сервиса являются почти все опрошенные (99%), а Instagram − сеть для публикации фотографий и коротких видеороликов − выбирает 70%. Facebook, Twitter и Google+ пользуются меньшей популярностью, так как не отвечают в полном объеме основным потребностям и требованиям поколения, которые мы отметим ниже. Snapchat и Tumblr используют еще реже, потому что они не имеют русскоязычных версий: весь интерфейс представлен только на английском языке. Среди предложенных вариантов ответов не было социальной сети «Одноклассники», потому что поколение Z не является основой целевой аудитории данной соцсети. Это было косвенно подтверждено тем фактом, что ни один из респондентов не предложил сеть «Одноклассники» в качестве варианта ответа. В раздел «Другое» попала социальная сеть, в которой пользователи задают вопросы друг другу − Ask.fm, а также сервисы блогов Diary.ru и YouTube, которые некоторые из респондентов, по всей видимости, также считают социальной сетью. Примечательно, что, несмотря на то, что в список не была включена сеть «Одноклассники», никто не упомянул ее даже в открытом ответе.
Рисунок 2. Предпочтения в выборе социальных сетей
Самой используемой социальной сетью (вопрос подразумевал выбор одного варианта из предложенных социальных сетей) респонденты выбрали «ВКонтакте» (85%), что не противоречит результатам первого вопроса. Это самая популярная сеть среди поколения Z по нескольким причинам: созданная в России, она имеет полностью русскоязычный интерфейс, большой выбор групп и пабликов с русскоязычным контентом; в качестве основной функции предлагает возможность интеракции с другими пользователями, при этом широкая аудитория подразумевает широкий выбор контактов и доступа к ним, а также возможность активного взаимодействия с ними; большое количество развлекательного и образовательного контента, а также экспертных сообществ.
Рисунок 3. Предпочтения в выборе самой используемой социальной сети
Такое большое количество опций, предлагаемых социальными сетями, подразумевает активное или, по крайней мере, частое использование рассматриваемых платформ. Поэтому мы постарались проанализировать частоту обращения к соцсетям. В целом его можно охарактеризовать как ежедневное (реже одного раза в день социальные сети используют лишь 1%) и очень активное: большинство опрошенных обращаются к своим аккаунтам каждый час (27%) или несколько раз в час (28%).
Рисунок 4. Частота использования социальных сетей
Такое активное потребление подразумевает большой спектр активных практик, которые предлагают социальные онлайн-платформы. В рамках онлайн-опроса нам представлялось важным выяснить, какие виды деятельности, предлагаемые рассматриваемыми сервисами, привлекают поколение Z больше всего (см. рис. 5). Исходя из ответов респондентов, самым распространенным занятием в социальных сетях является общение с определенным кругом людей (86%), что становится возможным благодаря технологии агрегирования контактов в различные группы и сообщества. Но исключительно общением присутствие в соцсетях не ограничивается: они становятся важным источником глобальных (на уровне страны и мира) и локальных (на уровне города, района, учебного заведения) новостей; они открывают доступ к новым контактам и информации − часть респондентов используют социальные сети по аналогии с поисковыми сервисами, а также обращаются к ним в процессе обучения. Одна из базовых функций социальных сервисов − создание личной страницы или аккаунта с целью продвижения собственного образа среди знакомых и друзей или в других группах пользователей заняло последнее место по популярности среди респондентов. В открытый ответ «Другое» попали в основном ответы, указывающие на потребление развлекательного контента, в первую очередь − прослушивание музыки или просмотр карикатурных изображений − мемов, но попадались и романтические ответы, например: «Вдохновляюсь и вдохновляю».
Рисунок 5. Виды деятельности в социальных сетях
Выбор гаджетов для регулярного использования соцсетей совпадает с глобальными предпочтениями (см. рис. 6): привычнее всего респондентам заходить в социальные сети с помощью смартфона (90%). Это объясняется не только тем, что смартфон − самый используемый гаджет, но и тем, что большинство сервисов удачно адаптированы для мобильных версий и их интерфейс понятен и удобен. Далее следуют ноутбук (27%) и стационарный компьютер (20%) как более сложные версии сайтов на десктопе. Важно отметить, что популярность стационарного компьютера среди юного поколения не падает: его в качестве гаджета для использования социальных сетей предпочло больше респондентов, чем распространенное мобильное устройство – планшет.
Рисунок 6. Предпочтения в выборе гаджетов для использования социальных сетей
Социальные сети, как одна из составляющих интернет-пространства, имеют очень важное значение для поколения Z: в большинстве своем респонденты нашего опроса обращаются к ним 1 раз в час. Онлайн-сервисы предлагают большой спектр возможностей для общения с различными группами пользователей, в том числе и таргетированными не только по возрасту или локации, но по интересам или предпочтениям, помогают регулярно обновлять и расширять круг общения. Однако не только эти функции привлекают активных пользователей: поиск определенной информации, в том числе и необходимой в образовательном процессе, получение свежей новостной информации о том, что происходит и в мире, и в школе, просмотр развлекательного контента − все это делает соцсети, особенно сервис «ВКонтакте», незаменимым спутником жизни юного поколения.
Цифровое поколение: использование мессенджеров
Последний раздел вопросов был посвящен использованию мессенджеров − приложений, позволяющих мгновенно передавать и получать информацию (сообщения) с помощью интернет-соединения. Изначально эти программы задумывались как альтернатива обмену сообщениями с мобильной тарификацией, а сегодня они представляют собой альтернативные каналы распространения текстовых сообщений и обмена файлами, в том числе и как односторонние каналы средств массовой информации, которые, например, запускают каналы прямой трансляции новостей. В России количество пользователей мессенджеров по данным на 2017 г. составило 50–60 млн человек, или 60% обладателей смартфонов7.
Для того чтобы понять, какие мессенджеры пользуются большей популярностью у поколения Z, респондентам было предложено выбрать несколько сервисов, которые они используют (см. рис. 7). Приложения, которые являются чатами распространенных социальных сетей, были намеренно исключены из этого списка с целью выявления самого популярного специального приложения. Исключение составляет сервис Facebook Messenger, который стал одним из первых приложений-мессендержов для мобильных устройств (смартфонов, планшетов), которое перешло из чата социальной сети в отдельный сервис.
Самым используемым мессенджером по итогам опроса стал сервис для мобильных устройств WhatsApp (66%), далее следует сервис, который может быть использован и на стационарных компьютерах, и на ноутбуках − Skype (58%), третье место по популярности занял Viber − первый сервис-мессенджер с функцией вызова без мобильной тарификации для смартфонов. Совсем непопулярными среди молодого поколения оказались сервисы ICQ и Allo (2% и 0,2% соответственно). Вопрос об использовании мессенджеров в принципе был исключен при наличии одного из вариантов ответа «Не использую мессенджеры» (7% респондентов).
Рисунок 7. Использование мессенджеров
Аналогичную расстановку сил показал закрытый вопрос, в котором респондентам предлагалось выбрать лишь один вариант ответа, − мессенджер, который они используют активнее всего (см. рис. 8). Больше всего респондентов выбрали WhatsApp (45%), на втором месте Skype (23%), третье место разделили Telegram и Viber (по 10% соответственно). В ответ «Другое» (6%) попали сервисы Discord и Curse − мессенджеры, распространенные среди поклонников онлайн-игр и используемые ими для связи во время игрового процесса.
Рисунок 8. Предпочтения в выборе мессенджера
Часть мессенджеров может быть использована не только на смартфонах, но и на мобильных и стационарных устройствах с доступом в Интернет. Поэтому респондентам было предложено пойти от обратного: указать, используют ли они мессенджеры на других гаджетах. Больше трети опрошенных пользуется данными сервисами на стационарном компьютере (37%). Это объясняется тем, что второй по популярности мессенджер Skype активно используется на компьютерах и ноутбуках, а указанный некоторыми респондентами сервис для общения во время онлайн-игр Discord в принципе доступен только на компьютере. Открытый ответ «Другое» после анализа ответов показал, что его выбрали те, кто мессенджерами не пользуется (аналогичные 6% респондентов, как и в первых двух вопросах).
Рисунок 9. Выбор гаджета для мессенджера
Основная функция мессенджеров, заключенная в том числе и в их названии (message – «сообщение») − это передача и прием моментальных сообщений. Однако новые технические возможности, которые появляются в том или ином приложении, открывают новые функции для потребителей: голосовые сообщения, голосовая и видеосвязь, каналы прямой трансляции. СМИ обращаются к мессенджерам как к информационным каналам, с помощью которых они создают повестку дня в рамках своей аудитории, например, в сервисе Telegram. Чтобы понять, как именно юное поколение использует приложения, помимо их первоначальной задачи − текстового общения − респондентам было предложено указать дополнительные практики использования перечисленных сервисов (открытый вопрос).
По результатам опроса, чуть более 50% респондентов указали, что используют мессенджеры «только для общения». На второе место (15%) попал ответ «Передача текстовых материалов, видеоматериалов и изображений»: это объясняется тем, что, с технической точки зрения, передача контента через мессенджеры экономична (при условии безлимитного подключения к Интернету) или даже не требует оплаты совсем (при беспроводном подключении к бесплатным сетям), а также происходит моментально и с помощью мобильных устройства. Также 10% респондентов указали «получение новостей», «свежие новости» и «новости» как одну из причин использования мессенджеров: из некоторых развернутых ответов следует, что популярна эта функция благодаря тому, что новости попадают в одну ленту общения с близкими, знакомыми и друзьями и потому, что все сообщения от СМИ поступают аудитории раньше, чем они сами узнают (найдут, прочитают, посмотрят) их, в большинстве случаев благодаря системе уведомлений мессенджеров. Равное количество голосов распределилось между функциями «совершаю звонки», «игры» и «учеба, обучение». Под учебой подразумевается коммуникация, связанная с организацией образовательного процесса: так как социальными сетями пользуются далеко не все ее участники, а мобильные телефоны есть у большинства, наладить контакт между учащимися, преподавателями и родителями, особенно в школьной среде, проще с помощью мессенджеров.
В процессе анализа данных о потреблении мессенджеров были получены следующие результаты: самым популярным сервисом среди представителей цифрового поколения оказалось приложение WhatsApp, вторым по частоте использования был выбран Skype. Именно популярностью второго мессенджера обусловлено большое количество респондентов, использующих приложения для общения не только на смартфоне, но и на других гаджетах. Основная приобретенная функция мессенджера − передача файлов, в том числе и большого количества (использование в качестве канала передачи контента), также часть респондентов подписываются на каналы трансляции СМИ, чтобы получать свежие новости и главные заголовки первыми с помощью уведомлений, однако большинство респондентов используют мессенджеры только для общения.
Подводя итог, можно сказать, что доступ к Интернету становится базовой потребностью для представителей юного поколения. Он регламентирует выбор гаджета и информационной платформы. Отсутствие сложностей во взаимодействии с различными сервисами, понятными этой группе пользователей на интуитивном уровне, открывает широкий спектр различных видов деятельности. Глобальная Сеть для них − это моментальное общение и обмен информацией на различных платформах, поиск данных и потребление всех видов контента в нелинейном режиме: когда и как им это нужно; производство и публикация собственного контента. Таким образом, мы можем утверждать, что Интернет стал одним из главных инструментов в удовлетворении базовых социальных и информационных потребностей среди цифрового поколения.
Одним из важнейших поводов оставаться онлайн постоянно являются социальные сети, особенно сервис «ВКонтакте», популярность которого обусловлена его русскими корнями и обширной базой контактов и информационных источников, позволяющей принимать участие в различных группах и создавать новые сообщества; узнавать новости локального и глобального характера, а также находить различные данные, недоступные в поисковых системах.
Мессенджеры стали новым популярным типом сервисов для общения, который может составить конкуренцию социальным сетям. Однако его функционал в процессе активного использования расширился, и теперь цифровое поколение использует его не только в качестве чатов для обмена сообщениями, но и как удобный канал для передачи и получения файлов, а также, например, получения новостей глобального и локального характера или специализированной информации с моментальным уведомлением.
Примечания
Библиография
Аникина М.Е., Ермошкина Т.А., Искаков Д.З., Кобзев М.В. и др. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2089
Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8–10.
Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2386
Гуреева А.Н. Медиатизация научно-образовательной деятельности в Интернете: сайт российского вуза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 3. С. 58–88.
Назаров М.М. Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребления // Информационное общество. 2016. Вып. 3. С. 27−36. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/0/d92d2afe4d615a584425803b004668b1?OpenDocument
Толоконникова А.В. Знания по запросам. Новые медиа как образовательная среда современных школьников // МедиаАльманах. 2016. № 5. С. 39−48.
Щепилова Г.Г. Поведение пользователей Facebook: исследовательский проект // Медиаскоп. 2012. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1220
Palfrey J., Gasser U. (2008) Born Digital. Understanding the First Generation of Digital Natives. N.Y.: Basic Books.