Languages

You are here

Типологические особенности итальянских журналов об изобразительном искусстве

Научные исследования: 

Ссылка для цитирования: Горлова Е.В. Типологические особенности итальянских журналов об изобразительном искусстве // Медиаскоп. 2018. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2451

 

© Горлова Екатерина Владимировна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gorlova.k@bk.ru

 

Аннотация

В статье ставится вопрос о типологических особенностях современных итальянских журналов, посвященных теме изобразительного искусства. Используя в качестве эмпирической базы журналы, издававшиеся на период 2016 г., и опираясь на методику типологического анализа, автор разрабатывает классификацию итальянских журналов об изобразительном искусстве. Автор считает, что изучение итальянских изданий об изобразительном искусстве и их типологических особенностей поможет российским медиа данной тематической категории в процессе самоидентификации.

Ключевые слова: журналистика, журналистика об искусстве, типология журналистики, типологический анализ, итальянская журналистика.

 

В Италии сфера искусства всегда была одной из наиболее значимых. Итальянцы гордятся своим художественным наследием и являются нацией, чью культуру можно назвать «визуалоцентричной», т. е. такой, в которой преобладает зрительный тип восприятия (Беззубова, 2012: 75). Именно в сфере культуры, в «городах искусств» (città d'arte) заложен «большой нереализованный потенциал развития» (Авилова, Квашнин (ред.), 2015) страны как с экономической, так и с социокультурной точек зрения.

Однако многим итальянцам искусство и культура, например, эпохи Возрождения, которая во всем мире ассоциируется, прежде всего, именно с итальянскими мастерами, не достаточна близка по нескольким причинам. Во-первых, за счет давности и постоянного стремления итальянского искусства к отказу от старого, к обновлению («процесс отказа от старого в пользу нового – есть поистине двигатель современного искусства») (Cappellesso, 2012). Во-вторых, Италия «возникла как национальное государство всего полтора века назад» (Авилова, Квашнин (ред.), 2015), поэтому многие граждане не воспринимают наследие − например Флоренции − как свое национальное наследие.

В то же время задача консолидации нации как в культурном, так и в социополитическом аспекте может быть названа наиболее актуальной для современной Италии. «Некоторые значимые факторы позволяют нам говорить об итальянской идентичности как единстве в многообразии. Уникальность Итальянской Республики заключается в сохранении культурного различия и социально-политического опыта частей страны и установлении между ними органичного баланса» (Тугай (ред.), 2014). Поэтому так сложен процесс «построения национальных идентичности и характера»: он соседствует с очень влиятельными местными культурой и самоидентификацией (Sorrentino, 2002: 43).

Активное участие в социокультурной жизни (attivismo socio-culturale) абсолютно соответствует итальянской культурной модели (Lista, 1994), являясь одной из важных черт национального искусства как в прошлом, так и сейчас. Художники, критики и другие участники художественного процесса должны требовать от себя же «собственной полезности и четкой отработки своей функции» (Vergine, 1976: 10), ведь они могут повлиять не только на собственное искусство, но и в целом на социальный климат, политическую, экономическую и культурную сферы жизни общества. Журналы же, посвященные изобразительному искусству, есть инструмент для пропаганды идей, концепций, теорий, стилей, техник и т.д., и в Италии они имеют длительную историю становления и развития (Cioffi, Rovetta (a cura di), 2007) и сложившуюся традицию функционирования: первые периодические издания, посвященные изобразительным искусствам, появились в стране в период первой Реставрации Бурбонов (1799–1805 гг.) (Sciolla (a cura di), 2004).

Данная научная статья посвящена результатам типологического анализа журналов об изобразительном искусстве Италии, включающего в себя изучение журнального рынка Италии, выявление тематически специализированных, посвященных изобразительному искусству журналов, исследование их первичных характеристик: целевого функционирования (миссии), тематики, целевой аудитории, географии производства и распространения, языка, периодичности, тиража, способа распространения. Исследование итальянских журналов об изобразительном искусстве и разработка типологических групп в рамках данной общности периодических изданий было предпринято, с одной стороны, с целью доказать, что СМИ об изобразительном искусстве в Италии обладают специфическими особенностями, которые определяют и подчеркивают их особый статус в медиасистеме Италии, с другой – с целью изучения этих специфических особенностей и выявления типологических характеристик данной группы журналов. Эта задача актуальна также и для российских журналов; в этом контексте привлекателен компаративный потенциал данного исследования. Решение теоретических и эмпирических задач происходило с применением методики типологического анализа, опирающегося на разработки российских теоретиков (Смирнова, Сивякова, Эббот, Фролова и др., 2013; Дзялошинскиий, Дзялошинская, 2012; Шкондин, Реснянская (ред.), 2009). Наиболее полное исследование темы истории итальянской периодики об изобразительном искусстве можно найти в книгах Дж. К. Шиолла (2004), Р. Чиоффи и А. Роветта (2007), Дж. Маффеи и П. Петерлини (2005). Для изучения итальянской медиасистемы, особенностей ее функционирования и теории журналистики мы обратились к научным разработкам К. Соррентино (2002), Л. Таиути (1996), Н.В. Уриной (2014) и др. В процессе исследования соблюдались принципы объективности и историзма.

Эмпирическую базу исследования составляют двадцать девять итальянских журналов об изобразительном искусстве (см. табл. 1), издававшихся на момент 2016 г.

 

Таблица 1. Журналы об изобразительном искусстве Италии

Название

Веб-страница

Год основания

Основные темы освещения

ArtApp

http://www.artapp.it/

2009

Зарубежное искусство, итальянское искусство, международный диалог культур, современное искусство, смежные темы

Arte («Искусство»)

http://www.cairoeditore.it/Arte/

1970

История искусства, мероприятия в сфере искусства, современное искусство, молодые художники

Arte Cristiana («Христианское искусство»)

http://www.scuolabeatoangelico.it/artecristiana.html

1913

Религиозное искусство, методология христианского искусства и литургии, проблемы современного религиозного искусства, изобразительное искусство, история искусства

Artibus et Historiae («Искусство и история»)

http://artibusethistoriae.org/

1980

Научные исследования в области искусства, междисциплинарные научные исследования, история искусства, современные тенденции в истории искусства

Artribune

http://www.artribune.com/

2011

История искусства, современное искусство, археология, теория искусства, смежные темы

Arte e Critica («Искусство и критика»)

http://www.arteecritica.it/

1993

Современное искусство, критика, теория искусства, урбанистика, история искусства, выставки и мероприятия в сфере искусства

Art e Dossier («Искусство и досье»)

http://www.artedossier.it/it/

1986

История искусства, современное искусство, мероприятия в сфере искусства, теория искусства

BIANCOSCURO («Белый темный»)

http://biancoscuro.it/

2014

Мероприятия в сфере искусства, отдельный жанр, современное искусство, история искусства, смежные темы

Boîte («Коробка»)

http://www.boiteonline.org/

2009

Современное искусство, история искусства, теория искусства

Cura («Забота»)

http://curamagazine.com/

2009

Современное искусство, кураторство, история искусства, мероприятия в сфере искусства

Flash Art («Вспышка искусства»)

http://www.flashartonline.it/

1967

Современное искусство, тенденции в сфере искусства, теория искусства, мероприятия в сфере искусства, итальянское искусство, зарубежное искусство

EQUIPèCO

http://www.equipeco.org/

2009

Теория искусства, современное искусство, тенденции в сфере искусства

Espoarte

http://www.espoarte.net/

2000

Современное искусство, региональное искусство, итальянское искусство, мероприятия в сфере искусства

Exibart.on paper («Эксибарт.на бумаге»)

http://www.exibart.com/

2002

Современное искусство, история искусства, мероприятия в сфере искусства, мероприятия в сфере искусства

INSIDEART («Внутри искусства»)

http://insideart.eu/

2004

Современное искусство, мероприятия в сфере искусства, теория искусства, тенденции в сфере искусства

HESTETIKA

http://www.hestetika.it/

2002

Смежные темы, современное искусство, теория искусства, научные исследования в области искусства, дизайн, стиль жизни

Juliet

http://julietartmagazine.com/it/

1980

Современное искусство, теория искусства, экспериментальное искусство, мероприятия в сфере искусства

Kaleidoscope («Калейдоскоп»)

http://kaleidoscope.media/

2009

Изобразительное искусство, современное искусство, экспериментаторское искусство, зарубежное искусство

Mousse («Мусс»)

http://moussemagazine.it/

2006

Современное искусство, изобразительное искусство, теория искусства, зарубежное искусство, мероприятия в сфере искусства

Nuova META («Новая половина»)

https://rivistaartenuovameta.it/

1980

Изобразительное искусство, теория искусства, критика, темы, смежные темы, история искусства, современное искусство

Nuovi Studi («Новые исследования»)

1996

Научные исследования в области искусства, теория искусства, античное искусство, искусство XIX–XX вв., история искусства

Rivista dell'Istituto nazionale d'archeologia e storia dell'arte («Журнал Национального института археологии и истории искусства»)

http://www.inasa-roma.it/pubblicazioni.html

1918

Археология, научные исследования в области искусства и археологии, теория искусства, история искусства

Ricerche di Storia dell'arte «Исследования по истории искусств»)

http://www.carocci.it/

1976

Изобразительное искусство, научные исследования в области искусства, прикладное искусство, коллекционирование, организация семинаров и академий, теория искусства

RivistaDADA («ЖурналДАДА»)

http://www.artebambini.it/attivita-editoriale/rivistadada/

2006

Искусство для детей, прикладное искусство, изобразительное искусство, история искусства

Rivista D'Arte («Журнал об искусстве»)

https://www.olschki.it/riviste/20

1903

теория искусства, методология, история искусства, критика, научные исследования в области искусства

Segno «Знак»)

http://www.rivistasegno.eu/

1976

Изобразительное искусство, современное искусство, зарубежное искусство, мероприятия в сфере искусства

SKart

http://www.skartmagazine.com/

2008

История искусства, современное искусство, дизайн, фотография, культурный туризм

SMALL ZINE («Маленький зин»)

http://smallzine.it/

2011

Современное искусство, теория искусства, зарубежное искусство, экспериментальное искусство

Studi sul Settecento Romano («Исследования Рима XVIII века»)

http://www.settecentoromano.altervista.org/

1985

История искусства, научные исследования в области искусства, теория искусства, архитектура, региональное искусство

 

Тема итальянских журналов об изобразительном искусстве не изучалась в России и мало изучена в самой Италии. Среди немногочисленных работ на эту тему наибольшее количество исследований посвящено историографической стороне вопроса: рассмотрению различных периодических изданий об изобразительном искусстве (а также других искусствах) в тот или иной период в отдельных регионах Италии. Являясь значимыми источниками сведений об историческом прогрессе периодики, посвященной искусству, данные исследования, однако, не затрагивают вопросы типологии, целевого функционирования, контента или оформительских моделей современных журналов об изобразительном искусстве, которые в Италии существуют в большом количестве и широком разнообразии и являются значимыми носителями информации для любителей искусства.

Изучение особенностей итальянских журналов об изобразительном искусстве представляется ценным по причине того, что в Италии традиция журналистики об изобразительном искусстве может быть названа устоявшейся, формы и механизмы работы изданий данной тематической ниши сформированы. Это отнюдь не исключает возникновения сложных вопросов, требующих теоретического решения и практической апробации. В России медиа, и в особенности отдельные нишевые издания, до сих пор находятся в процессе становления. Поэтому опыт развития и особенности итальянских изданий об изобразительном искусстве может быть полезен при разработке системы функционирования изданий этого типа в России.

 

Особенности медиасистемы Италии

В сфере журналистики в Италии в последние годы происходит «ускорение информационного процесса», «популяризация информационного продукта» (Sorrentino, 2002: 149), которые являются отголосками мировых трендов, также не чуждых Италии: глобализации, дигитализации, конвергенции. Однако итальянская медиасистема имеет и свои особенности: печатные СМИ в стране все еще популярнее Интернета (это может быть связано как с достаточно высоким средним возрастом населения в Италии, так и с низким уровнем развития Интернета в сравнении с другими европейскими странами) (Урина, 2016). Особенно это касается ежедневных газет и феномена free press – бесплатной прессы, которая становится все более популярной в Италии, особенно в крупных городах (Campus, Ciaglia, 2011).

Что касается онлайн-изданий об изобразительном искусстве, то, конечно, нельзя отрицать их существование. В первую очередь, это онлайн-версии печатных изданий, в них в основном появляются материалы, уже вышедшие в бумажной версии, но появляются и собственные материалы: преимущественно новости и информация о предстоящих событиях в сфере искусства. Некоторые онлайн-СМИ об изобразительном искусстве когда-то печатались, но из-за недостатка финансирования перешли к интернет-версии. Существуют также журналы, изначально созданные в онлайне, некоторые из них функционируют исключительно как веб-сайты, некоторые кроме того выпускают журнал или газету, которые можно скачать бесплатно или за небольшую плату в формате pdf.

Следует также обратить внимание на то, что слабое развитие интернет-изданий связано с недоверием рекламодателей к данному формату, в большинстве случаев онлайн-версии создают печатные СМИ, оплачивая функционирование веб-сайта из своего бюджета, создать же отдельное онлайн-издание, не поддерживаемое каким-либо печатным или аудио-визуальным СМИ, пока проблематично, в первую очередь, с точки зрения финансирования. А так как качественных онлайн-изданий достаточно мало, то и аудитория данного формата не растет, печатные периодические издания остаются популярнее онлайн-версий, а Интернет развивается медленно, особенно на юге страны.

Важной характеристикой итальянской медиасистемы можно считать то, что большую роль в ней играют локальные СМИ: это «определяется как своеобразием медиаландшафта страны (полицентризм, приоритет аудиовизуальных СМИ, разрыв в уровне развития между Севером и Югом), так и особенностями административно-территориального деления страны» (Урина, 2014: 47). Отсюда важным аспектом становится региональный фактор: периодические издания имеют различие в тиражах в зависимости от региона.

Итальянские журналы (la rivista) можно разделить на два типа: общего интереса и специализированные (Вартанова (ред.), 2006). Ко второму типу относятся исследуемые журналы об изобразительном искусстве, они имеют небольшой, по сравнению с лидерами журнальной индустрии (например, изданиями TV Sorrisi e Canzoni (671 тыс. экз.) или Famiglia Cristiana (318 тыс. экз.)), объем распространения. Важно уточнить, что в медиакитах итальянских журналов обычно указывают именно данные по распространению – «diffusione», а не тиража – «tiratura». Среднее распространение исследуемых журналов об изобразительном искусстве невысоко: например, у журнала Art e Dossier – 60 тыс. экз., Flash Art – 50 тыс. экз., Arte – 42 тыс. экз.

 

Проблемы современной сферы изобразительного искусства в Италии

Особенности итальянской медиасистемы – не исключительный фактор, влияющий на состояние и функционирование исследуемых журналов, так как они напрямую связаны со сферой изобразительного искусства. Являясь, несомненно, частью европейской художественной традиции, итальянское искусство, однако, всегда характеризовалось самобытностью и играло важную роль в мировой художественной культуре, зачастую определяя вектор ее направления (как это было, например, в период эпохи Возрождения). Значимыми художественными стилями, созданными в Италии в XX в., были: футуризм 1910-х – начала 1920-х гг., тесно связанный с массовой культурой и журналистикой (Фостер, Краусс, Буа, Бухло и др., 2015); метафизическая живопись (pittura metafisica) (Герман, 2003), возникшая также в 1910–1920-х гг.; арте повера (arte povera – «бедное искусство»), появившееся в 1967 г. в период засилья американского искусства, как некий ответ на минимализм (Barilli, 2007), и получивший не меньшее, чем арте повера, признание трансавангард (transavanguardia – «выходящее за пределы авангарда»), возникший в конце 1970-х гг. (Barilli, 2007).

Однако в последние годы итальянское искусство, пожалуй, все больше находится в тени, уступив пальму первенства преимущественно американским и английским художникам. Данная проблема вызывает дискуссии среди итальянских искусствоведов. Так, например, в 2015 и 2016 гг. прошел «Форум современного итальянского искусства» (Forum dell'arte contemporanea italiana), целью которого стало обсуждение «причин, повлекших за собой слабость и низкую конкурентоспособность итальянского современного искусства»1. И хотя Италия до сих пор является важным мировым центром искусства и на территории страны проходит множество знаковых мероприятий в этой сфере, включая Венецианскую биеннале – одну из ключевых в арт-мире − или международную ярмарку современного искусства Arte Fiera и др., – сама по себе сфера искусства в Италии на современном этапе своего развития небогата на имена молодых художников, способных представить нацию на международном уровне.

Итальянские СМИ об изобразительном искусстве могут, несомненно, повлиять на данную ситуацию: являясь доступным источником информации о художественной сфере, издания способствуют формированию объективного и многогранного взгляда на индустрию искусства у молодежи и людей, профессионально не связанных с этой сферой, журналы об изобразительном искусстве могут заниматься пропагандой начинающих и малоизвестных итальянских художников среди аудитории, оказывать информационную поддержку различным организациям и событиям сферы культуры и искусства как в Италии, так и за рубежом.

 

Типологические особенности итальянских журналов об изобразительном искусстве

Выборка итальянских журналов об изобразительном искусстве из всей массы итальянских периодических изданий основана на следующих критериях:

  • тип издания: в выборку попали только журналы. Газеты, монографии, каталоги и др. проанализированы не были; на данном этапе исследования, когда речь идет только о выявлении типологических особенностей итальянских журналов об изобразительном искусстве, основой выборки по критерию «тип издания» стали внешние признаки: объем, качество бумаги, периодичность, самонаименование издания как rivista (журнал);
  • тематика издания: журналы, основной темой освещения которых является изобразительное искусство;
  • ареал распространения: журналы, издающиеся в Италии и распространяющиеся на территории страны;
  • язык: журналы, выпускаемые только или преимущественно (более 50% материалов) на итальянском языке;
  • актуальность: журналы, которые издавались на момент исследования (2016–2017 гг.).

В итоге эмпирической базой исследования стали 29 журналов об изобразительном искусстве.

В процессе разработки типологии в качестве теоретической базы использовались работы российских теоретиков (Шкондин, Реснянская (ред.), 2009; Дзялошинскиий, Дзялошинская, 2012; Смирнова, Сивякова, Эббот, Фролова и др., 2013) в связи с тем, что среди итальянских исследований не представлены труды, посвященные типологии СМИ. Были использованы сразу несколько типологических систем с целью их анализа, синтеза различных подходов и разработки собственной типологии, соответствующей задачам исследования.

Журналы об изобразительном искусстве относятся к разряду тематически специализированных периодических изданий, входят в группу изданий с узким диапазоном информации («для всех» – «о конкретном») (Шкондин, Реснянская (ред.), 2009), при условии, что издание обращено к значительным аудиторным группам, широкой неспециализированной аудитории. Кроме того, издания данной тематики могут быть причислены к группе специализированных СМИ («не для всех») (Шкондин, Реснянская (ред.), 2009), обращенных к читателям-профессионалам в конкретной области (в данном случае − в сфере изобразительного искусства).

Разработанные в процессе данного исследования типологические группы (см. табл. 2) подтверждают тезис о том, что итальянский рынок журналов об изобразительном искусстве может быть назван насыщенным и разнообразным. Подобную тенденцию нельзя не признать положительной, ведь в мире, где СМИ «играют центральную роль как в нашей повседневной жизни, так и в социальных, культурных, политико-экономических аспектах современного мира, а также являются теми элементами, которые поощряют нашу неустойчивую способность наделять мир смыслами, выстраивать и разделять собственные сигнификаты» (Silverstone, 2002: 19), особенно важно поддерживать разнообразие источников информации, в том числе придерживающихся различных позиций.

 

Таблица 2. Типологические группы рынка журналов Италии

Критерий

Тип

Пояснение

Пример

Целевая функция

Просветительские журналы

Ставят своей целью популяризацию классического и современного искусства в массах и повышение искусствоведческой грамотности, приобщение общества к прекрасному

Art e Dossier, Arte, Arte Cristiana, Exibart.onpaper, INSIDEART, HESTETIKA, EQUIPèCO, SKart

Интегративные журналы

Ставят своей целью формирование целостного представления об искусстве и установление корреляции между различными направлениями искусства и сферами культуры, демонстрацию преемственности и взаимосвязей между ними

ArtApp, Artribune, Arte e critica, BIANCOSCURO, Boîte, HESTETIKA, Kaleidoscope, Nuovi Studi, Rivista dell'Istituto nazionale d'archeologia e storia dell'arte

Журналы, продвигающие региональное искусство

Ставят своей целью поддержку классического и современного итальянского искусства и/или искусства отдельного региона Италии

Espoarte, SMALL ZINE, Studi sul Settecento Romano

Научно-теоретические журналы

Ставят своей целью развитие науки об изобразительном искусстве и смежных сфер, публикуют научно-исследовательские работы, работы критиков, теоретиков, аналитиков и профессионалов в сфере искусствоведения, культурологии, изобразительного искусства

Artibus et Historiae, Rivista dell'Istituto nazionale d'archeologia e storia dell'arte, Ricerche di Storia dell'arte, Arte e Сritica, Nuova META, Nuovi Studi, Studi sul Settecento Romano

Институциональные журналы

Рассказывают преимущественно о современном искусстве, стремятся менять или поддерживать существующую институциональную логику сферы искусства, поощряющие и/или разрабатывающие новые, еще широко не признанные, тенденции, движения и теории в области искусства

Cura.magazine, Flash art, INSIDEART, Juliet, Mousse, Segno, SMALL ZINE

Религиозные журналы

Ставят своей целью сохранение, поддержку и популяризацию религиозного искусства, его правильную трактовку и пропаганду религиозных верований

Arte Cristiana

Детские журналы

Имеют педагогические цели, активно взаимодействуют с аудиторией, поощряя детское творчество

RivistaDADA

 

Аудитория

По степени осведомленности в теме: Неспециализированная аудитория

Степень осведомленности в теме невысокая: аудитория «любителей» изобразительного искусства

Exibart.on paper, SKart, Art e Dossier, Arte

По степени осведомленности в теме: Профессиональная аудитория

Степень осведомленности в теме высокая: для специалистов в области изобразительного искусства: исследователей, художников, кураторов, галеристов, коллекционеров и др., а также для специалистов в смежных областях

Nuovi studi, Studi sul Settecento Romano, Ricerche di Storia dell'arte, Rivista D'Arte, Rivista dell'Istituto nazionale d'archeologia e storia dell'arte

По степени осведомленности в теме: Смешанный тип

Степень осведомленности в теме не имеет значения: журналы, направленные как на профессионалов, так и на «любителей» изобразительного искусства

ArtApp, Artribune, BIANCOSCURO, HESTETIKA, Juliet, Boîte, EQUIPèCO, Segno, Espoarte, INSIDEART, Kaleidoscope, Nuova META, SMALL ZINE

По национальной принадлежности: Интернациональная аудитория

Журналы, ориентированные как на итальянскую, так и на зарубежную аудиторию

Arte Cristiana, Arte e Critica, Artibus et Historiae, Cura.magazine, Flash art, Mousse

Для возрастных групп:

Детская аудитория

Определяющий критерий аудитории: возраст

RivistaDADA

 

Периодичность

Ежемесячные журналы

Заявленная периодичность издания – один раз в месяц

Art e Dossier, Arte

Ежеквартальные журналы

Издание выпускается раз в три месяца

Exibart.on paper, Cura.magazine, HESTETIKA, EQUIPèCO, Espoarte, SMALL ZINE, RivistaDADA

Ежегодные журналы

Заявленная периодичность издания – один раз в год

Nuova META, Rivista dell'Istituto nazionale d'archeologia e storia dell'arte, Studi sul Settecento Romano

Выпускаемые раз в два месяца

Издание выпускается раз в два месяца

Artribune, Arte Cristiana, BIANCOSCURO, Flash art, Juliet, Mousse, Segno

Выпускаемые раз в четыре месяца

Издание выпускается раз в четыре месяца

Ricerche di Storia dell'arte

Выпускаемые два раза в год

Издание выпускается раз в полгода

Artibus et Historiae, ArtApp, Boîte

Не имеющие четкой периодичности/другая периодичность

Издания выпускаются без заявленной периодичности или их периодичность подвержена изменениям

Arte e Critica, Kaleidoscope, INSIDEART, SKart

 

Типологический спектр журналов об изобразительном искусстве в Италии достаточно широк, в некоторых тематических нишах наблюдается избыток журналов, а некоторые, напротив, остаются заполнены недостаточно.

Наличие большого количества журналов типа «научно-теоретические» (критерий «целевая функция») говорит о том, что ведутся научные исследования в области искусства, разрабатываются новые искусствоведческие теории, изучаются исторические и современные вопросы развития сферы искусства. Данная тенденция может положительно повлиять на развитие итальянского искусства, так как новым стилям и техникам в искусстве необходим достойный теоретический базис.

Преобладание «институционального» типа (критерий «целевая функция») среди итальянских журналов об изобразительном искусстве позволяет нам сделать вывод о том, что важными характеристиками исследуемых журналов являются:

  • выстраивание новой институциональной логики сферы искусства в стране, трансформации культурной политики;
  • поддержка молодых художников;
  • поддержка современного регионального и национального искусства Италии.

Несомненно, существует связь между изменениями в сфере искусства и культуры страны и трансформацией национальных изданий об изобразительном искусстве. Однако связь эта может быть и взаимообратной. Сфера искусства Италии, имеющая влиятельную и богатую художественную историю, на современном этапе своего развития не может быть названа мировым флагманом. Осознавая это, издания стремятся проявить внимание к современному итальянскому искусству и отдельным фигурам этой сферы, что является положительной тенденцией для развития искусства в Италии.

Отрицательной тенденцией можно назвать отсутствие журнала, в котором бы преобладала экономическая тематика. Это говорит о том, что рынок предметов искусства в Италии все еще слабо развит, а аудитория, которую могла бы заинтересовать экономическая сторона сферы искусства, все еще незначительна.

Разработанная типология позволяет сделать вывод о том, что итальянские журналы об изобразительном искусстве, в отличие от российских, более четко профилированы, они яснее осознают свою миссию и целевую аудиторию. Такие журналы в основном имеют длительную историю, но есть среди них и недавно созданные издания (наиболее яркий пример – журнал RivistaDADA).

Эксперименты итальянских изданий с формой (как, например, издание Boîte, представляющее собой коробку с карточками) свидетельствует о стремлении к уходу от традиционных форматов СМИ, что может быть особенно важно для журналистики об изобразительном искусстве – сфере, которая сама по себе постоянно стремится к отрицанию старого и созданию нового. Возможно, данные эксперименты в будущем приведут к обновлению системы печатных СМИ об изобразительном искусстве, однако на данный момент, несмотря на существование нескольких экспериментальных изданий, в целом итальянская журналистика всe-таки более подвержена традиционному подходу к созданию периодических изданий.

Типологический анализ современных итальянских журналов об изобразительном искусстве позволяет сделать вывод о том, что данная тематическая категория изданий может быть названа востребованной в Италии. Журналы отличаются разнообразием подходов к своей миссии и концепции, большинство из них имеет четкое представление о своей целевой аудитории и соблюдает указанную периодичность.

 



Примечания

  1.  Forum dell'arte contemporanea italiana. Режим доступа: http://www.forumartecontemporanea.it/chi-siamo (дата обращения: 22.08.2017).

 

Библиография

Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины ХХ века // Ученые записки Орловск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 75–79.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. М.: Азбука-классика. 2003.

Дзялошинскиий И.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания: учеб.-метод. пособие. М.: МедиаМир, 2012.

Европа: актуальные проблемы этнокультуры: мат-лы VII междунар. науч.-теоретич. конф. Минск, 21 января 2014 г. / отв. ред. В.В. Тугай. Минск: МГПТК полиграфии, 2014. С. 87–88.

Журналистика печатных СМИ / О.В. Смирнова, Е.В. Сивякова, С.М. Эббот, Т.И. Фролова и др. М.: Фак. журн. МГУ, 2013.

Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм и постмодернизм / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А Буа, Б.Х.Д. Бухло и др. / пер с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

Италия в начале XXI века: сб. ст. по итогам конф. ИМЭМО РАН / отв. ред. А.В. Авилова, Ю.Д. Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2015.

Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009.

Урина Н.В. Интернет-СМИ Италии в контексте цифрового неравенства // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2143 (дата обращения: 20.08.2017)

Урина Н.В. Локальные СМИ в медиапространстве Италии // Журналистика в 2013 году: Регионы в российском медиапространстве: мат-лы. междунар. науч.-практ. конф. Москва, 7–8 февраля 2014 г. / под ред. О.А. Бакулина, Е.И. Орловой, М.В. Шкондина. 2014. С. 47–48.

Энциклопедия мировой индустрии СМИ / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2006.

 

Barilli R. (2007) Storia dell'arte contemporanea in Italia: Da Canova alle ultime tendenze. Torino: Bollati Boringhieri.

Campus D., Ciaglia A. (2011) Il sistema dei media in Italia: libertà dei media, pluralismo e fiducia nell'informazione. XXV Convegno SISP. 2011. Università degli Studi di Palermo. Режим доступа: https://www.sisp.it/files/papers/2011/donatella-campus-e-antonio-ciaglia-962.pdf (дата обращения: 20.08.2017).

Cappellesso M. (2012) Arte e contestazione: Аrte in Italia tra gli anni Sessanta e Settanta. Università Ca' Foscari di Venezia. Venezia, Italia. Режим доступа: http://dspace.unive.it/bitstream/handle/10579/1567/825785-26920.pdf?sequence=2 (дата обращения: 10.09.2017).

Lista G. (1994) Dada: l'arte della negazione: catalogo della mostra. Roma: De Luca.

Cioffi R.,. Rovetta A. (a cura di) (2007) Percorsi di critica: un archivio per le riviste d'arte in Italia dell'Ottocento e del Novecento. Milano: Vita e Pensiero.

Maffei G., Peterlini P. (a cura di) (2005) Riviste d'arte d'avanguardia gli anni sessanta/settanta in Italia. Milano: Sylvestre Bonnard.

Sciolla G.C. (a cura di) (2004) Riviste d'arte fra Ottocento ed Età contemporanea: Forme, modelli у funzioni. Milano: Skira.

Silverstone R. (2002) Perché studiare I media? Bologna: Il Mulino.

Sorrentino C. (2002) Il giornalismo: che cos'è e come funziona. Roma: Carocci.

Taiuti L. (1996) Arte у media. Avanguardia e comunicazione di massa. Milano: Costa & Nolan.

Vergine L. (1976) Attraverso l'arte: pratica politica-pagare il '68. Roma: Arcana.