Languages

You are here

Фоторепортаж в журнале «Огонек» в годы перестройки (1985−1991 гг.)

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Крашенинникова М.А. Фоторепортаж в журнале «Огонек» в годы перестройки (1985−1991 гг.) // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2316

 

© Крашенинникова Мария Алексеевна
преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), mashagarnova@gmail.com

 

Аннотация

Статья посвящена «перестрочному» фоторепортажу в журнале «Огонек». Автор анализирует фотоснимки 1985−1991 гг., делает акцент на эволюции содержания фоторепортажа позднего СССР, выделяет новые темы, освещаемые журналом, анализирует изменения в подходах к визуальному освещению событий в стране и за ее пределами. Задача настоящего исследования – определить, как эволюционировало содержание фоторепортажа в журнале «Огонек», выявить динамику изменения представления о жанре, положения на журнальной полосе, места в идеологической системе советского государства.

Ключевые слова: фотожурналистика, фоторепортаж, журнал «Огонек», СССР.

 

Фоторепортаж, будучи одним из наиболее востребованных жанров фотожурналистики, особую популярность приобрёл в советской прессе. В России существующий корпус исследований по фотографии пополняется с каждым годом, однако работ, где фотожурналистика является специальным объектом изучения, немного. Часть исследований посвящена теории фотографии и фотожурналистики. Прежде всего, это труд Н.И. Ворона «Жанры фотожурналистики» (2012). В этой работе была подробно рассмотрена система жанров фотожурналистики, дана их классификация, приведены примеры их использования на страницах периодических изданий. Важно отметить, что в данной работе особое внимание уделяется фоторепортажу. Также к этой группе мы относим труды И.Д. Бальтерманц (1981), посвященные специфике советской фотожурналистики, Г.Ф. Волчек (1962), Л.П. Дыко (1962), А.И. Лапина (2015), В.В. Тулупова (2000). Другая часть исследований – работы по истории фотографии, опубликованные в разные годы, в которых затрагиваются отдельные аспекты развития фотожурналистики и, в частности, фоторепортажа. Это труды В.М. Березина (2016), А.С. Вартанова (1983), Л.Ф. Волкова-Ланнита (1980), А.А. Грабельникова (2008), В. Левашова (2012), С.А. Морозова (1986), Г.К. Пондопуло (1982, 2008), Л.В. Семовой (2015, 2016), В.Т. Стигнеева (2011, 2013, 2016), К.В. Чибисова (1987) и др.

Однако в отечественной историографии практически отсутствуют научные исследования, посвященные развитию фоторепортажа в период перестройки, во время которой этот жанр стал одним из символов советской журналистики позднего СССР. Между тем именно в этот период – один из самых ярких и динамичных в истории советской фотожурналистики – благодаря бόльшей открытости общественно-политической жизни отечественный фоторепортаж наполнился новым содержанием и подходами, став важным элементом формирования актуальной повестки дня в СМИ. Полагаем, что анализ развития советского фоторепортажа в период перестройки не только способствует устранению существовавших в изучении данной темы лакун, но также помогает выявить специфику фоторепортажа как одного из наиболее сложных жанров фотожурналистики, позволяет лучше понять особенности использования фоторепортажа в СМИ как в исторической перспективе, так и в наши дни.

Журнал «Огонек» – общественно-политическое и литературно-художественное еженедельное иллюстрированное издание, текстовые и визуальные материалы которого стали отражением социальных процессов, происходивших в конце 1980-х и начале 1990-х гг. В годы перестройки «Огонек» уходит от прежних канонов советской журналистики и выбирает новые темы и формы подачи общественно-политической повестки дня (что проявилось также и в визуальном содержании издания, в частности − в фоторепортаже). Фоторепортаж, как неотъемлемая часть визуального содержания «Огонька», был вписан в общую концепцию обновленного издания и находился под влиянием тех изменений, которые происходили в обществе: большая открытость в официально провозглашенной политике гласности, в обсуждении запретных прежде тем.

В рамках исследования нами были проанализированы 123 фоторепортажа, опубликованные в 364 номерах «Огонька» с 23.04.1985 по 26.12.1991. Наибольшее количество фоторепортажей было опубликовано в 1988 году, одном из наиболее событийных в истории позднего СССР (см. рис. 1). Именно этот период связан с эскалацией армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе, «армянскими погромами» в Азербайджане, началом вывода советских войск из Афганистана, значимыми политическими событиями в жизни страны (XIX Всесоюзная конференция КПСС). Важно отметить, что в это же время происходит разрушительное по своим масштабам землетрясение в Армении, крушение поезда в Тверской области, приведшее к человеческим жертвам. Эти события нашли отражение в фоторепортажах, опубликованных в журнале «Огонек» в исследуемый период. В частности, речь идет о таких фоторепортажах, как фоторепортаж Л.Н. Шерстенникова «Возвращение домой», снятом в Термезе на узбекско-афганской границе СССР, о возвращении из Афганистана советских военнослужащих; И.П. Потемкина «Железная дорога» о трагедии людей, ставших жертвами железнодорожной катастрофы в Тверской области; И.В. Гаврилова «Спасать живых» о землетрясении в Армении и др. (1988. № 22, 36, 51).

 

Рисунок 1. Количество фоторепортажей в журнале «Огонек» в 1985−1991 гг.

 

География фоторепортажа

География фоторепортажей, опубликованных в журнале «Огонек» в период перестройки, охватывала регионы и союзные республики, другие государства. Однако наибольшее количество фоторепортажей было снято в Москве; преимущественно на Красной и Манежной площадях, в Кремле, в Колонном зале Дома Союзов, а также на центральных улицах города. События, происходившие в Москве, отражены в 56 фоторепортажах, что составляет 46% от общего количества (см. рис. 2) – т. е. почти половину. События, происходившие в столице, были не только значимы для страны, но и географически доступны. Количественный показатель фоторепортажей из регионов и союзных республик – 51 фоторепортаж (41% от всех опубликованных в журнале в период перестройки). Наименьшее количество составили фоторепортажи из зарубежных стран – 16 сюжетов (13% от общего числа). Почти половина фоторепортажей, снятых в Москве, свидетельствует о важности происходящего именно в столице: политических событий, культурной жизни. При этом чуть меньшее суммарное количество фоторепортажей – из регионов и союзных республик.

 

Рисунок 2. География фоторепортажа в журнале «Огонек» в 1985−199 гг.

 

Помимо Москвы, наибольшее внимание было уделено Ленинграду, публиковались фоторепортажи и из других регионов страны. Кроме жизни российских городов, фоторепортажи «Огонька» также отражали события, происходившие в союзных республиках. Наиболее значимые из освещаемых там событий – фоторепортажи Ю. Романова о землетрясении в Таджикистане в 1985 г. и последующих разрушениях на Кайраккумском ковровом предприятии (1985. № 44); а также работа М.Г. Штейнбока о перекрытии горной реки Вахш в таджикском поселке Рогун (1988. № 6) и И.В. Гаврилова о землетрясении в Армении в 1988 г. (1988. № 51) и др.

Фоторепортажи из-за рубежа в основном были посвящены спортивным и культурным событиям (при этом в фокусе внимания журнала были победы советских спортсменов на международных соревнованиях, гастроли отечественных артистов), реже – экстремальным ситуациям или международным отношениям.

Если в первые годы перестройки (1985−1987 гг.) опубликованные фоторепортажи были в основном «витринного» характера (достижения советских спортсменов, государственные визиты первых лиц, успешный запуск атомной электростанции, спуск на воду ледокола и т.д.), то в последние годы существования СССР (1988−1991 гг.) в «Огоньке» чаще публиковали фоторепортажи, посвященные природным, техногенным, социальным катастрофам (землетрясение в Армении, сход поезда с рельсов в Тверской области, гибель подводников в Североморске, межнациональные и политические конфликты в республиках). Мы связываем это обстоятельство с большей степенью открытости СМИ в последние годы перестройки, общественным запросом на получение достоверной информации о происходящих событиях. Отметим также большую событийность трагического характера именно во второй половине периода перестройки.

 

Тематика освещаемых событий

Для исследования тематики фоторепортажей в «Огоньке» мы разделили все освещаемые темы на следующие: политика (внутренняя и внешняя, события ритуального характера), экстремальные ситуации (природные, техногенные катастрофы, кризисные явления в обществе, вооруженные конфликты), спорт, проблемы окружающей среды (экология), культура, наука, экономика, религия (см. рис. 3). За период с 1985 по 1991 гг. включительно в журнале «Огонек» было опубликовано 29 фоторепортажей об экстремальных ситуациях (24% от общего количества), 41 – на политическую тему (33%), 20 – о культуре (16%), 14 – на тему спорта (11%). Наименьшее внимание было уделено религии (5%), экономике (5%), окружающей среде (3%) и науке (3%).

 

Рисунок 3. Тематика фоторепортажей в журнале «Огонек» в 1985−1991 гг.

 

Политика.Освещение политических событий в фоторепортажах «Огонька» в период перестройки можно разделить на два этапа. Первый –1985−1987 гг. Данному временному промежутку присуще наименьшее число опубликованных фоторепортажей на политическую тему. Единственный политический фоторепортаж 1985 г. посвящен визиту Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Тюмень и Целиноград (1985. № 38). Это могло быть связано с тем, что в начале перестройки (еще до прихода в журнал нового главного редактора − В.А. Коротича) большее внимание уделялось другим традиционным для «Огонька» темам: официальным праздникам, культурным и спортивным мероприятиям. В политической же повестке дня доминировали тексты – репортажи со съездов, пленумов и прочих значимых, с точки зрения власти, событий. Данная тенденция продолжилась и в 1986 г.: единственный фоторепортаж на политическую тему был посвящен XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза (1986. № 11). На центральном, на наш взгляд, снимке этого фоторепортажа были изображены ряды делегатов, единодушно поддерживающих речь генерального секретаря, прозвучавшую с трибун президиума съезда (это выражается в показе действия – делегаты единогласно поднимают свои партийные билеты в знак одобрения слов, произнесенных лидером партии, аплодируют). Несмотря на отсутствие отдельного изображения генсека М.С. Горбачева, все снимки фоторепортажа образуют единую закольцованную композицию, в которой центральным незримым (особо значимым, непоказанным) образом является фигура лидера государственной власти, к словам которого одобрительно и уважительно относятся все присутствующие.

В 1987 г. в «Огоньке» было опубликовано уже два фоторепортажа на политическую тему. Они ничем не отличались в подаче события от фоторепортажей с политических съездов в доперестроечные годы. Это выражалось в демонстрации тех же взаимоотношений между властью и делегатами, в том же единодушном одобрении линии партии, которое персонализировано в лице генерального секретаря М.С. Горбачева, полном внимании к словам физически находящегося на возвышении (трибуне) лидера страны. Слову генерального секретаря, стоящего на трибуне, в рядах деперсонализированной массы людей, единодушно аплодирующих, придается особая значимость. Такая подача политических событий была использована в фоторепортажах «Огонька» и прежде (например, о XXVI съезде КПСС в 1981 г.), что позволяет нам говорить о неизменности в показе значимых, с точки зрения власти, политических событий в стране (1981. № 10).

Во время перестройки в стране обострились процессы во многих общественно-политических сферах, что, в свою очередь, нашло отражение в интересе общества к фоторепортажам в СМИ о происходивших событиях. В частности, в 1988 г. были опубликованы фоторепортажи о IV Всесоюзном съезде колхозников в Москве и о XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988. № 14). На примере этих двух фоторепортажей мы можем выделить существовавшие в то время подходы к освещению политических событий. Один из распространенных приемов – обязательная демонстрация масштаба мероприятия, что достигалось с помощью центрального панорамного снимка в стилистике прежних лет. Однако в рамках периода 1985−1987 гг. отечественный фоторепортаж в «Огоньке» показывает живое и неформальное общение между представителями власти – делегатами съезда, деформализацию в изображении политических фигур, выражающуюся в лишении образа власти особого статуса, в демонстрации ее близости к народу (этого эффекта удавалось достичь за счет того, что М.С. Горбачев изображался среди обычных граждан и пр.).

Подобный подход использовался и в другом фоторепортаже – о XIX Всесоюзной конференции КПСС: политические лидеры показаны в процессе живого общения, это уже не статичные фигуры, как их было принято изображать ранее. Через динамику и движение показаны живость и эмоциональность события. Таким образом, мы можем говорить о том, что помимо прежних подходов к отображению политических событий в стране, фоторепортаж начала перестройки приобретает и новые черты – бόльшую динамичность, наличие живого человеческого начала, деформализацию в показе государственного лидера и делегатов официальных мероприятий.

Наряду с отображением политических съездов в 1988 г. в фоторепортажах постепенно проявляются и другие темы: о ядерном разоружении, о рассмотрении иска гражданина И. Шеховцева о защите чести и достоинства к писателю А.М. Адамовичу и газете «Советская культура» (1988. № 34).

Таким образом, 1988 г. можно назвать переходным ко второму этапу – 1988−1991 гг. В этот период фоторепортаж о политической ситуации в стране уже приобретал новые черты: освещение оппозиционных мероприятий, острота поднимаемых тем, большая живость, естественность, упор на событийность и постепенный уход от замалчивания трагических событий. В 1989 г. фоторепортаж на политическую тематику усиливает свои позиции. Среди опубликованного «Огоньком» в 1989 г. знаковым в показе взаимоотношений человека и власти стал фоторепортаж Ю. Феклистова о самозахвате земель в Киргизии местными жителями, отчаявшимися получить жилье от государства (1989. № 33). Фоторепортаж строится вокруг ключевого кадра, в котором автор акцентирует внимание читателя на изображении огромного монолитного здания администрации города Фрунзе, своего рода символа силы и мощи государственной системы. Под ним располагается подчиненный ему другой кадр, на котором показаны жители, отчаявшиеся получить положенное им по закону жилье. Вокруг этого центрального кадра Ю. Феклистов выстраивает снимки процесса подготовки фундамента для строительства незаконных жилых домов напротив администрации города (как следствие отчаяния людей и жизненную необходимость взять решение этого вопроса в свои руки).

Данный фоторепортаж впервые за исследуемый нами период демонстрирует открытый конфликт между властью и группой людей, показывая их бессилие перед государственной системой и настрой самостоятельно решать возникающие проблемы. Противопоставление государственной системы и отдельных граждан достигается за счет показа огромного монолитного серого здания местной администрации как образа власти и нескольких людей, собравшихся для решения своего жилищного вопроса. Хрупкость стен маленьких домиков, возводимых на пустыре напротив здания местной администрации, – своего рода образ противопоставления государственной системы и «маленького человека». Таким образом, в этом знаковом фоторепортаже в «Огоньке» впервые была поднята проблема очевидного кризиса взаимоотношений между обезличенной властью и отдельным человеком.

Знаковыми в отражении взаимоотношений человека и власти в 1990 г. стали фоторепортажи о народных митингах в Харькове против местных властей и о массовых демонстрациях против ЦК КПСС в Москве (1990. № 6). Впервые за исследуемый нами период в «Огоньке» было показано недовольство советских граждан существующей политической и экономической обстановкой. Авторы фоторепортажей дают читателю возможность увидеть масштабность народных волнений, для этого используют верхние точки съемки в ключевых снимках. В частности, в фоторепортаже о массовых демонстрациях в центре столицы, впервые за исследуемый нами период направленных против власти ЦК КПСС, через центральный снимок большого количества участников показана масштабность происходящего. С помощью другого кадра вводится образ недовольного властью народа, что выражается в показе людей, вышедших на демонстрацию против действующей власти. На ключевых снимках хорошо видны лозунги против монополии власти ЦК – это дополняет фоторепортаж нарративными элементами, дает возможность понять основные претензии собравшихся на демонстрации людей к власти, направленные против однопартийной системы, а также отсутствия демократических выборов. Появление подобного фоторепортажа на страницах «Огонька», на наш взгляд, говорит о все более очевидном изменении подхода к отображению политических событий в стране – с «витринного» на проблемный.

Во второй половине исследуемого нами периода отражением трансформации образа политического лидера СССР стал фоторепортаж А. Гостева и Ю. Феклистова с XXVIII съезда партии, где генеральный секретарь ЦК КПСС изображен по-новому (1990. № 28). На центральном снимке показаны тревога и волнение М.С. Горбачева (это достигается за счет показа его лица крупным планом). Отметим, что в предыдущие годы во время официальных партийных мероприятий он изображался иначе: зачастую на выполненных с нижней точки фотографиях политический лидер, стоящий на возвышающейся трибуне, уверенно зачитывал речь, обращался к аудитории. Его внешнему облику, произносимым словам придавался дополнительный вес и особая значимость; подчеркивание статуса того, кто произносил эти слова, и важности его речей могло достигаться показом аплодирующей стоя, единодушной аудитории. На наш взгляд, трансформация визуального образа политического лидера в 1990 г. свидетельствует об «очеловечивании» образа руководителя страны. Соподчиненные центральному кадру снимки этого фоторепортажа демонстрируют отсутствие единства в рядах делегатов съезда (это достигается показом прений в ряду политических оппонентов, дебатов).

Другой значимый фоторепортаж с участием генсека – о IV Съезде народных депутатов СССР – примечателен наличием центрального снимка-символа (1990. № 52). Крупным планом авторы показали стоящих рядом Б.Н. Ельцина и М.С. Горбачева, которые смотрят в противоположные стороны – символ противостояния, найденный фотографом и использованный в фоторепортаже, непримиримости разных политических позиций, двух путей, по которым может дальше развиваться государство, двоевластия.

Напряженность политической обстановки также отразилась в фоторепортажах, опубликованных в 1991 г.: референдум о судьбе СССР (в фокусе внимания – пикеты в центре Москвы), выборы президента Чеченской республики (акцент на изображении вооруженных людей дает представление о том, что выборы проходят в обстановке эскалации угрозы насилия). Последний фоторепортаж (1991. № 13) мы относим к политической тематике, однако в нем также присутствуют черты разгорающегося конфликта.

Экстремальные ситуации.Экстремальные ситуации на начальном этапе перестройки отображались в фоторепортажах весьма дозированно: это проявлялось и в количестве опубликованных фоторепортажей (всего четыре фоторепортажа за период 1985−1987 гг.), и в их содержании (журнал делал больший акцент на имущественном ущербе, старался не показывать людские потери). В частности, подобные подходы применялись в опубликованных в 1985 г. фоторепортажах о землетрясениях в Мексике (1985. № 40), в Таджикистане на Кайраккумском ковровом предприятии (1985. № 44), об извержении вулкана Невадо-дель-Руис в Колумбии (1985. № 50). В фокусе внимания были не жертвы этих событий, а материальный урон.

В 1987 г. в «Огоньке» был опубликован фоторепортаж И.В. Гаврилова о сходе снежных лавин в горных районах Западной Грузии – первая попытка журнала периода перестройки показать не только материальное, но и человеческое измерение трагедий, раскрыть тему через горе отдельно взятого человека (1987. № 8). На выстроенных вокруг главного снимка кадрах автор показывает разрушенные дома, спасательную технику. Ключевой кадр фоторепортажа снят крупным планом и демонстрирует отчаяние на лице местного жителя, который потерял в результате стихии все свое имущество. Для показа масштаба трагедии фотожурналист использовал съемку с верхней точки. Это позволило ему шире осветить последствия схода снежных лавин. И.В. Гаврилов делает акцент на ущербе от природной стихии: в фоторепортаже показаны имущественные разрушения в небольшом горном селе. Дополнительный драматизм и трагизм сюжету придается за счет показа гористой местности: маленький разрушенный поселок находится в каменном «мешке», отрезанном от цивилизации, что заметно осложняет оказание помощи пострадавшим жителям и восстановление домов. Этот фоторепортаж также начал и новую для «Огонька» эпоху – человеческого измерения трагедий (ранее в исследуемый нами период «Огонек» воздерживался от снимков горя). Это выражается в ключевом кадре с изображением одного из местных жителей. Крупным планом автор показывает эмоциональное состояние своего героя, его беду, отчаяние. И если в 1985 г. «Огонек» в основном публиковал фоторепортажи о катастрофах за рубежом, а землетрясение в Таджикистане было снято с упором на материальный урон, без демонстрации человеческого страдания и жертв, то в 1987 г. журнал решает опубликовать фоторепортаж И.В. Гаврилова, где автор показывает эмоции людей, их лица, испытываемое ими горе. Можно сказать, что именно 1987 г. стал началом нового подхода в «Огоньке» к изображению трагических событий, и знаковым в этом плане был именно фоторепортаж о сходе снежных лавин в горах Грузии.

Экстремальные ситуации в 1988 г. отражены в «Огоньке» в фоторепортаже о крушении поезда на железной дороге в Тверской области на перегоне Березайка – Поплавенец Бологовского района (1988. № 36). Ключевым снимком фоторепортажа, на наш взгляд, является кадр, где автор показывает психологический портрет пострадавшей, акцентирует внимание читателя не только на физической, но и на душевной боли чудом выжившего человека, что достигается за счет изображения крупным планом лица раненной в железнодорожной аварии женщины. Несмотря на то что ни на одном снимке нет погибших (а в результате этой аварии погиб 31 человек), содержание центрального кадра с изображением искореженного и разрезанного автогеном вагона дает читателю возможность судить о масштабе трагедии.

Другим значимым событием трагического характера, отраженным в фоторепортажах «Огонька», стало землетрясение в Армении (1988. № 51). Фоторепортаж И.В. Гаврилова, первого фотожурналиста, оказавшегося на месте событий, достаточно натуралистично и детализированно показывает трагедию в Армении: на снимках, выстраиваемых вокруг ключевого кадра, – погибшие (ранее в фоторепортажах «Огонька» периода перестройки этого не было), раненые, убитые горем родственники, местные жители. На ключевом, с нашей точки зрения, снимке автор показывает отчаяние местного жителя, потерявшего в результате стихии семью и крышу над головой. На выстроенных вокруг этого кадра снимках И.В. Гаврилов передает атмосферу трагедии, для этого он использует общие планы, где видны ряды погибших. Отметим, что наименьший по своим размерам снимок этого фоторепортажа – с изображением прибывшего на место трагедии М.С. Горбачева, едва различимого в толпе людей. Генсек не является главным в этом фоторепортаже, и это подчеркивается с помощью небольшого размера опубликованного снимка. Иными словами, его роль не центральная, с ним не связывают восстановление порядка и помощь населению. Главные герои – простые люди, пострадавшие от разрушительного землетрясения. Именно они изображены автором крупно. При этом сам автор фоторепортажа И.В. Гаврилов утверждает, что «Огонек» напечатал «достаточно спокойные фотографии» из тех, что были сняты фотожурналистом на месте трагедии1.

Однако даже с учетом этого обстоятельства публикация подобного фоторепортажа в журнале и расставленные там акценты свидетельствует об изменении подхода к показу человеческих трагедий в «Огоньке». Подобная тенденция окончательно закрепилась и в последующие годы – экстремальные ситуации в 1989 г. также показаны в фоторепортажах «Огонька» через человеческую трагедию. В частности, в фоторепортаже из Североморска о гибели подводников с подлодки «Комсомолец» фотожурналист А. Захаров показывает боль и страдания близких погибших подводников (1989. № 18), что достигается изображением лиц скорбящих людей крупным планом. Трагизм произошедшего подчеркивается выбранным автором приемом – съемкой ключевого кадра с верхней точки, что позволяет показать масштаб трагедии, то, скольких людей коснулось горе в небольшом городе – базе Северного флота.

Другая важная освещаемая тема в рамках экстремальных ситуаций – кризисные явления в обществе. Проблемы социума – одна изновых для журнала тем – была впервые представлена в журнале в 1988 г. В частности, это нашло отражение в фоторепортажах о задержании «несунов»-правонарушителей (1988. № 4), о рейде милиционеров по профилактике пьянства (1988. № 16), о дне призыва в армию, которая показана не с парадной стороны, как было принято прежде, а через переживания новобранцев, их волнение перед неизвестным, страх (1988. № 42).

Кризисные явления в обществе в 1990 г. были представлены в фоторепортажах корреспондентов «Огонька» широко и достаточно остро: бунты заключенных в СИЗО Днепропетровска и Челябинска (1990. № 29), голодовка журналистов из ленинградской молодежной газеты «Смена» (1990. № 35), выступавших за независимость своего издания от государства. Проблемы общества, освещаемые в фоторепортажах «Огонька» в 1991 г., – это забастовки рабочих в Минске против экономической нестабильности (1991. № 18). В последние годы перестройки фоторепортаж в «Огоньке» все больше стремился к объективному освещению событий, показ многих сюжетов проходил через выражение психологизма происходящего. Все это способствовало показу человека в разных его состояниях: в радости и отчаянии, в горе и страданиях, в ситуациях, когда на первый план выходят драматизм и эмоциональный накал ситуации. Со страниц «Огонька» постепенно уходят привычные фоторепортажные штампы (внимание к «витринности» событий, сакрализация образа руководителя власти, формализация в отражении политической жизни страны и др.), и делается акцент на злободневности информационной повестки дня, на показе человека и его состояний – морального, физического, социального.

Фоторепортажи, посвященные экстремальным ситуациям в 1990 г., в основном освещали межнациональные конфликты: «армянский погром» в Баку (массовое насилие по отношению к армянскому населению Азербайджана), противостояние в Молдове, финалом которого стало провозглашение автономии Приднестровья, последовавшие за этим народные восстания в Кишиневе (Молдова) и Тирасполе (Приднестровье). Межнациональные конфликты, происходившие на границах СССР, стали одним из катализаторов политического кризиса начала 1990-х гг. Визуальное отображение этих событий в журнале «Огонек» было детальным, острым, авторы фоторепортажей стремились показать страдания людей, их переживания. Знаковым в этом отношении является фоторепортаж М.Г. Штейнбока и А.М. Джуса «Проникающее ранение» о событиях в Баку, где авторы при помощи съемки с верхней точки показали масштаб произошедшего (1990. № 6). Вокруг этого смыслового центра фоторепортажа расположились другие снимки, где были изображены последствия «армянских погромов»: убитые, пострадавшие, беженцы, что позволило сфокусировать внимание читателей на психологизме события, человеческих страданиях.

Освещение народных волнений в 1991 г. в основном было представлено в фоторепортажах о событиях августовского путча, о массовых выступлениях в Тбилиси против случившегося ранее ареста оппозиционно настроенных граждан (1991. № 35, 36, 40). Августовский путч 1991 г. был показан в фоторепортажах корреспондентов «Огонька» также через человеческое измерение трагедий (1991. № 35, 36). Это было достигнуто за счет снимков, выстроенных вокруг смыслового центра фоторепортажа, где с помощью крупного плана авторы сделали акцент на эмоциональном состоянии людей: танкистов, ждущих приказа, жителей города, собравшихся в центре. Фоторепортаж построен на контрастах: на показе безоружных горожан и рядом с ними военнослужащих, которые могут с минуты на минуту получить приказ убивать людей. Масштаб события дан при помощи снимка толпы с верхней точки на центральном кадре. С одной стороны, читатель видит человеческое «море», а на других снимках – переживания каждого участника этих событий через психологизм происходящего, эмоциональное состояние людей. И если первый фоторепортаж об августовском путче пронизан атмосферой ожидания, волнения, тревоги, то в следующем переданное ранее состояние напряжения «срывается», это наглядно показано через народное ликование от исхода события – провала планов ГКЧП. Авторы делают акцент на том, что провалу планов путчистов радуются танкисты, студенты, священнослужитель, иными словами, показывают, что эта радость всенародная, массовая. На наш взгляд, этот прием наглядно отражает «вшитую» в фоторепортаж мысль авторов – показать событие с точки зрения разных социальных групп, но объединенных общим ликованием. Через заголовки фоторепортажей («Они не пройдут», «Они не прошли!») «Огонька» прослеживается и позиция самого издания по отношению к путчистам. «Тревожный» фоторепортаж с одного из первых дней путча сменяется «ликующим» с празднования провала попытки госпереворота. Главные герои этих фоторепортажей – простые люди. Эти знаковые фоторепортажи также работают на новый подход «Огонька» к изображению кризисных явлений в обществе, трагедий – через человеческое измерение.

В целом освещение экстремальных ситуаций в фоторепортажах «Огонька» прошло путь от отображения имущественного ущерба, принесенного природными стихиями, до детального и человеческого показа боли и страданий отдельных людей. Во второй половине исследуемого нами периода перестройки журнал также показывал в своих фоторепортажах погибших, раненых. Это говорит о том, что на протяжении нескольких лет также произошло изменение культуры демонстрации трагедий и их участников.

Культура, спорт, религия. В исследуемый нами период журнал «Огонек» уделял значительное внимание событиям культурного и спортивного характера, что также отражалось и в опубликованных в то время фоторепортажах. Если в первые годы перестройки фоторепортажи о культуре и спорте занимали достаточно весомое место в тематическом разнообразии «Огонька», то в последние годы существования СССР их все чаще заменяли фоторепортажи о политических и экстремальных событиях, происходивших в стране. Фоторепортажи первых лет перестройки на тему культуры отражали значимые события, происходившие в этой сфере в исследуемый нами период, в частности проводимые мероприятия мирового значения (например, VIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского).

Спортивная тематика в фоторепортажах «Огонька» была представлена победами советских спортсменов: первенство Европы по легкой атлетике в Штутгарде (1986. № 36), футбольный матч между киевским и московским клубами «Динамо» (1986. № 50), всесоюзное авторалли «Память» (1986. № 51). Проведенный нами анализ показал, что магистральные линии развития фоторепортажа периода перестройки проявились и в освещении событий культурной, спортивной и религиозной тематики. С 1987 г. границы спортивной тематики расширяются: кроме фоторепортажа о финале кубка СССР по футболу (1987. № 25), в «Огоньке» появляются снимки о профессиональных соревнованиях среди стюардесс (1987. № 3), чемпионате по езде на водном скутере (1987. № 35), всесоюзной яхтенной регате (1987. № 39), что говорит о повышенном внимании «Огонька» к этим сюжетам. На наш взгляд, знаковым является фоторепортаж Р. Дмитриева «Сидячий волейбол» – о первом в СССР международном турнире среди инвалидов по сидячему волейболу, проходившем в 1987 г. в Эстонии (1987. № 22). Автор делает акцент на динамику игры и накал эмоций, сосредоточенность участников турнира и болельщиков, которые передаются через показ их лиц крупным планом. Данный фоторепортаж о спорте среди инвалидов – единственный опубликованный в «Огоньке» за исследуемый нами период. Деталь, отличающая данный фоторепортаж от изображения спорта высоких достижений, – сидячие позы спортсменов на центральном кадре. Это говорит о том, что фотокорреспондент стремился отразить это событие так же, как и спортивные мероприятия среди обычных спортсменов. Внимание «Огонька» к первому в СССР международному турниру среди инвалидов по сидячему волейболу свидетельствует о появлении новых подходов к освещению советского спорта и жизни людей с инвалидностью.

В 1988 г. впервые за исследуемый нами период в журнале появляется фоторепортаж о религиозном событии – праздновании 1000-летия крещения Руси (1988. № 25). Авторы Д.А. Лиханов и П.П. Кривцов делают акцент на деталях события – богатом внешнем и внутреннем убранстве храмового комплекса Троице-Сергиевой Лавры, большом количестве людей, пришедших на праздник, подчеркивая тем самым массовость события. Этот фоторепортаж открывает новую тему для «Огонька» периода перестройки – религиозную, освещение которой продолжится в фоторепортажах следующих лет. Фоторепортаж о праздновании 1000-летия крещения Руси стал отправной точкой для последующего отражения религиозной тематики на страницах журнала. В частности, в 1989 г. доля фоторепортажей на религиозную тему – 13% от общего количества. Мы связываем это обстоятельство с постепенным сближением церкви и государства, а также происходившими в тот год событиями: Всесоюзным фестивалем колокольной музыки в Ростове Великом и противостоянием верующих, отстаивавших свое право на храм в Иванове.

 

Герои фоторепортажа

Период перестройки ознаменовался изменениями в отображении героев опубликованных в журнале фоторепортажей. Если в 1985 г. фотокорреспонденты «Огонька» уделяли внимание в основном руководству СССР, персонализированному в лице генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, и его ближайшему окружению, титулованным спортсменам, известным деятелям культуры, то уже в 1986−1987 гг. эта тенденция претерпевает некоторые изменения. Герои фоторепортажа в журнале «Огонек» периода перестройки – обычные люди с их проблемами – постепенно вытесняют образы советских политических лидеров и «витринные» темы советской фотожурналистики (победы на международных соревнованиях советских спортсменов, концерты известных музыкантов и деятелей искусства). В 1988 г. «Огонек» также обращает внимание читателя на социально неблагополучные слои населения. А 1989 г. ознаменовался пристальным вниманием фоторепортеров к участникам забастовок. Это было связано прежде всего с началом политического противостояния в стране. В 1990−1991 гг. силами фоторепортеров «Огонька» на страницах журнала были представлены многие слои населения. И если предыдущие годы перестройки простые граждане отображались обособленно от образов политических лидеров, то в последние два года существования СССР все изменилось. За период 1990−1991 гг. фоторепортажи «Огонька» были посвящены различным слоям населения (подобное социальное разнообразие позволяло журналу быть ближе к своему читателю). Отметим, что М.С. Горбачев не был главным героем фоторепортажей в журнале «Огонек» (в отличие от журнала «Советский Союз») в исследуемый нами период.

 

Выводы

Проведенное нами исследование показало, что журнал «Огонек» в начале перестройки представлял собой образец «витринного» отображения СССР – политические съезды, канонические фоторепортажи о ритуалах – официальных праздниках и траурных процессиях. Однако процессы, происходившие в политической сфере, в жизни общества, оказали существенное влияние на содержание фоторепортажей в журнале «Огонек». Это проявилось прежде всего в выборе освещаемых событий, в тематике публикуемых фоторепортажей, в обновлении существовавших прежде визуальных канонов, подходов к съемке событий. Таким образом, на примере журнала «Огонек» мы прослеживаем эволюцию советского фоторепортажа периода перестройки. На протяжении семи лет политических, экономических и социальных преобразований и реформ отечественный фоторепортаж становился более социально ориентированным, политически острым, обращал внимание читателей журнала на экономические трудности, на аварии и катастрофы, на политическое противостояние, на межнациональные конфликты на территории СССР, на проблемы социума. Фоторепортажи из союзных республик, где один за другим возникали межнациональные конфликты, отражали кризисные явления в существующей политической системе.

Анализ фотографического содержания журнала показал, что состав героев фоторепортажей журнала «Огонек» в период перестройки претерпел определенные изменения: от публикации официальных изображений советских лидеров и деперсонализированных участников массовых мероприятий до показа жизни конкретных простых граждан и их проблем. На наш взгляд, это говорит о содержательном развитии фоторепортажа в исследуемый нами период, эволюции культуры отображения жизни советского человека, бόльшей приближенности к реальным человеческим образам, бытописанию.

 



Примечания

  1. Интервью И.В. Гаврилова журналу «Русский Репортер». Режим доступа:
    http://www.rusrep.ru/article/2013/03/24/gavrilov/ (дата обращения: 13.08.2016).

 

Библиография

Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Березин В.М. Фотожурналистика. М.: Юрайт, 2016.

Вартанов А.С. Фотография. Документ и образ. М.: Планета, 1983.

Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. 2-е изд. М.: Планета, 1980.

Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.

Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны // Вестн. ВолГУ. Сер. 8. 2008. Вып.7. С. 123−130.

Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. М.: Искусство, 1962.

Лапин А.И. Фотография как… 6-е изд., испр. М.: Тримедиа Контент, 2015.

Левашов В. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа Контент, 2012.

Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1986.

Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М.: Искусство, 1982.

Пондопуло Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. М.: ВГИК, 2008.

Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Ч. I. Фотография в России в XIX – начале XX в. Истоки советского фоторепортажа: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Часть II. Советская фотожурналистика 1920−1930-х гг. и Великой Отечественной войны: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.

Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894−1994: очерки истории отечественной фотографии.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

Стигнеев В.Т. От пикториализма – к фоторепортажу, очерки истории отечественной фотографии 1900−1950. М.: Арт Бридж, 2013.

Стигнеев В.Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. М.: ЛЕНАНД, 2016.

Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж: Изд-во Воронеск. ун-та, 2000.

Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987.