Languages

You are here

Создание сети коммуникаций ученых и исследователей: опыт «Центра науки» Пермской краевой библиотеки

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Якимова М.Н., Ванькова А.С., Подгородецких А.Р. Создание сети коммуникаций ученых и исследователей: опыт «Центра науки» Пермской краевой библиотеки // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2297

 

© Якимова Мария Николаевна
ассистент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Пермь, Россия), mari.yakimova@gmail.com

© Ванькова Алёна Сергеевна
заведующий отделом «Коммуникативная площадка научного сообщества» («Центр науки») ГКБУК «Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького» (г. Пермь, Россия), mas@gorkilib.ru

© Подгородецких Анастасия Романовна
главный специалист по международной деятельности отдела «Коммуникативная площадка научного сообщества» («Центр науки») ГКБУК «Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького» (г. Пермь, Россия), pnr@gorkilib.ru

 

Аннотация

В России все больше актуализируется развитие научного, изобретательского и предпринимательского потенциала страны, и в связи с этим создаются площадки для формирования компетенций и навыков среди исследователей. В данной статье представлен опыт по созданию сети коммуникаций ученых и исследователей отдела «Центр науки» Пермской краевой библиотеки, призванного создать благоприятные условия для коммуникаций пермского научного сообщества. В статье описаны опыт применения отделом технологии брендинга и набора инструментов по продвижению, а также отмечены особенности использования этих технологий при ведении международной деятельности.

Ключевые слова: позиционирование, коммуникации, международная деятельность.

 

Состояние экономической и социальной сфер жизнедеятельности российского общества обусловлено необходимостью интенсивного развития научного, изобретательского и предпринимательского потенциала нашей страны. «Формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики» является одной из ключевых целей общефедеральной государственной политики1. Руководством страны в политическую повестку дня включаются задачи по институциональному развитию сектора исследований и разработок, совершенствованию его структуры, системы управления и финансирования, обеспечению его интеграции в международное научно-технологическое пространство, формированию его современной материально-технической базы и т.д.2. Приоритетным направлением развития российского государства становится переход к инновационной и наукоемкой социоэкономической деятельности.

В этой связи Министерство образования и науки Пермского края еще в 2010–2012 гг. разработало свой «рецепт» стимулирования региональной исследовательской сферы. Поскольку, как отмечается в госпрограмме «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., «повысить эффективность и конкурентоспособность российской науки невозможно, рассчитывая только на дополнительное финансирование, и необходимо сочетание мер финансового характера с иными мерами»3, краевым министерством был отдан приоритет созданию благоприятных условий для коммуникаций пермского научного сообщества на современной, доступной, свободной от конкурентной межвузовской борьбы площадке. 30 сентября 2013 г. в Пермской краевой библиотеке состоялось открытие «Центра науки», призванного объединить молодых и опытных исследователей всего региона с целью популяризации и продвижения научных, изобретательских, предпринимательских компетенций и разработок.

Для решения поставленной задачи в настоящее время обновленная команда отдела ставит акцент на использование целого ряда средств, позволяющих укрепить и расширить сеть научных коммуникаций пермских исследователей. В данном случае речь идет о создании на одной площадке возможности находить необходимые связи и получать необходимые знания для развития компетенций ученых, проведения исследований, трансляции результатов исследований и служения одному делу – продвижению науки и новых изобретений и идей ученых в Пермском крае, России и за рубежом. Главным образом для этого инициируется и обеспечивается проведение конференций, семинаров, лекций, мастер-классов и прочих событий, направленных на обмен научными знаниями и опытом их участников, развитие интереса к исследовательскому и изобретательскому делу, наукоемкому и инновационному предпринимательству и прочее. Обеспечивается популяризация баз данных научных публикаций, в том числе Scopus, и информационных систем библиотеки, содержащих научные издания в электронном виде. Создаются условия для проведения групповых консультаций на иностранных языках − в частности китайском, востребованном исследователями, изобретателями и предпринимателями.

Настоящая статья посвящена описанию набора инструментов, с помощью которого создается сеть коммуникаций ученых и исследователей Пермского края. Хочется отметить, что нахождение отдела в государственном учреждении и подконтрольность исполнительным органам государственной власти наложили отпечаток на ведение коммуникационной деятельности «Центра науки»; регламентированность действий и строгая отчетность частично дали ограничение на «творчество» в выборе инструментов коммуникации и контент, но с другой стороны, обеспечили широкие возможности в установлении отношений с другими государственными учреждениями для достижения единых целей.

В первую очередь, было определено сформировать образ «Центра науки» как площадки, объединяющей исследователей Пермского края, региональных ученых и предпринимателей. Для этого была использована технология брендинга. По определению американского специалиста Ф. Котлера, бренд − это название, термин, символ, дизайн либо комбинация всех этих понятий, обозначающая определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя и выделяющая его среди товаров и услуг других производителей (Котлер, Вонг, Армстронг, 2010: 115). Путем формирования и продвижения бренда «Центр науки» планировалось создать такой образ отдела, который бы вызывал у его целевой аудитории эмоциональную приверженность (Темпорал, 2004: 30) и «правильные» ассоциации – ассоциации, повышающие лояльность к «Центру науки», а также к построению сети региональных коммуникаций ученых и исследователей.

Процесс брендинга отдела проводился по следующим этапам: сегментирование целевой аудитории с целью концентрации фирмы на одной группе потребителей с окончательным набором потребностей, позволяющей использовать для нее специально разработанный маркетинговый план для привлечения именно ее представителей (Курченко, 2008); выделение преимуществ отдела; создание идентичности бренда, т.е. уникального набора признаков, ассоциирующихся с брендом; позиционирование бренда, т.е. создание и поддержание понятного клиентам образа, имиджа (Викентьев, 2007: 10), направленного на получение брендом обособленного места в сознании целевой аудитории.

Иными словами, в первую очередь, командой «Центра науки» определялись сегменты целевой аудитории для налаживания коммуникаций и более точного подбора инструментов взаимодействия. Спецификой целевой аудитории стало единство рода профессиональной деятельности разных сегментов. Представители профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений, сотрудники органов власти, учреждений, коммерческих и общественных организаций, занимающиеся популяризацией и продвижением исследовательских компетенций, образуют как сегмент инициаторов событий, так и сегмент их участников.

На втором этапе брендирования, команда «Центра науки» приступила к выделению преимуществ отдела. К таковым были отнесены современные площадки библиотеки (три зала с дизайнерским интерьером, общей вместимостью до 260 мест, предназначенные для разных форматов событий), современное акустическое, звукоусилительное и видеооборудование, включая видеопроекторы, интерактивный стол, ноутбуки, планшетные компьютеры, а также оборудование для синхронного перевода. Наличие профессиональных кадровых ресурсов позволило отделу осуществлять фото- и видеосопровождение событий с последующей обработкой подготовленных материалов, графический дизайн рекламных материалов, создание журналистских и рекламных текстов, а также ведение официального сайта и официальных групп «Центра науки» в социальных сетях.

В-третьих, командой отдела были разработаны признаки идентичности бренда − фирменный стиль, логотип и слоган, которые подчеркивают ориентированность деятельности отдела на формирование коммуникаций ученых и исследователей и получение новых знаний.

Кроме создания положительного имиджа как уникальной площадки, «Центр науки» начал применять доступные и наиболее эффективные инструменты создания сети коммуникаций и инструментов коммуникации с целевыми аудиториями. В их число вошли event-management (событийный менеджмент), social media marketing (продвижение с помощью социальных сетей), разработка и ведение официального сайта, email – рассылка и рассылка с помощью интегрированной системы электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (ИСЭД ПК), взаимодействие со средствами массовой информации.

Event-management, или событийный менеджмент. Данный вид менеджмента, применяемый для проектирования и организации событий, оказывает существенную поддержку становлению и развитию бренда. Главная задача событийного менеджмента – создать событие, которое будут вспоминать после его проведения. Такой результат может быть достигнут при установлении эмоциональной связи с участниками события посредством воздействия на их чувства.

Команда отдела активно использует инструменты установления эмоциональной связи с целевой аудиторией, обеспечивая комфорт и приятные воспоминания о событиях. В частности, «Центр науки» организует стилизованные профессиональные фотосессии, кофе-брейки, конкурсы с подарками, уникальные тематические выставки отделов библиотеки и прочее.

Кроме того командой отдела реализуется политика по инициированию собственных событий, в том числе регулярных. Среди них региональные игры по проектному управлению, языковые консультации по китайскому языку, празднование Дня китайского языка «Китай в Перми», круглый стол «Английский в контексте современности» и международная конференция TEDx.

Разработка и ведение официального сайта «Центра науки» (http://sci.gorkilib.ru/). Основная цель сайта отдела – предоставление оперативной, доступной и полной информации о его деятельности. Сайт включает информацию о целях деятельности «Центра науки», его команде и возможностях, актуальные новости, интеграцию с социальными сетями и ресурсами для онлайн-регистрации на события. Дополнительный трафик посетителей на сайт привлекается с помощью анонсов в официальных группах отдела в социальных сетях. Помимо прочего осуществляется интеграция сайта с общедоступным ресурсом компании Google – календарем событий, который предоставляет целевой аудитории «Центра науки» свободный доступ к актуальной информации о планируемых событиях, загруженности площадок и изменениях в расписании отдела.

Social media marketing (SMM), или продвижение с помощью социальных сетей, основывается на привлечении внимания к бренду через социальные платформы. Командой отдела были созданы официальные группы «Центра науки» в социальных сетях «ВКонтакте» (https://new.vk.com/centrnauk) и Facebook (https://www.facebook.com/centrnauk/), поскольку целевая аудитория данных социальных сетей совпадает с аудиторией «Центра науки».

Ведение официальных групп в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook позволяет «Центру науки» делать акцент на открытой политике взаимодействия с потенциальной целевой аудиторией, в особенности с участниками событий. В режиме реального времени подписчики групп могут отслеживать актуальные новости, задавать интересующие вопросы и оставлять свои отзывы о деятельности отдела.

Кроме того участники социальных групп оперативно получают достоверную информацию о событиях, проходящих на площадках «Центра науки», в том числе в контексте других региональных, российских и мировых новостей науки, изобретательства и предпринимательства. Достигнут эффект присутствия «Центра науки» в жизни самого подписчика, поскольку диалог с группой длится на протяжении дня. Выстраивается эмоциональная связь с целевой аудиторией, когда команда «Центра науки» становится ей коллегой, помощником или собеседником.

Социальные сети, помимо прочего, позволяют продвигать электронные базы данных краевой библиотеки, используя красочный, привлекательный формат сообщений. «Центр науки» регулярно представляет преимущества баз данных, ориентированных на различные сегменты целевой аудитории.

ИСЭД ПК. Интегрированная система электронного документооборота Пермского края, к которой подключены региональные и муниципальные органы власти, а также образовательные учреждения − это уникальный административный ресурс, предоставляющий «Центру науки» дополнительные преимущества. Существующий регламент использования системы обязывает получателей писем в обязательном порядке реагировать на поступающие сообщения. С помощью ИСЭД ПК команда «Центра науки» привлекает к участию в событиях представителей средних учебных заведений, общеобразовательных школ и органов власти, однако не применяет инструмент при информировании о своей деятельности коммерческие организации и вузы.

Позволяет команде «Центра науки» оперативно и в удобной форме информировать целевую аудиторию и охватывать те сегменты, где использование других инструментов неэффективно, например кафедры и факультеты высших учебных заведений,email-рассылку. Как разновидность direct-маркетинга, email-рассылка производится регулярно по идентифицированной целевой аудитории участников событий согласно собственной базе адресов отдела.

Взаимодействие со средствами массовой информации как инструмент брендинга «Центра науки» используется путем подготовки и рассылки пресс-, пост-релизов событий. Команда отдела использует базу ведущих СМИ города и региона и регулярно информирует о наиболее значимых событиях, проходящих на площадках «Центра науки» по определенным тематикам.

«Центр науки» ставит перед собой задачу объединять молодых и опытных исследователей не только в масштабах региона и страны, но и в международном пространстве путем обмена компетенциями и разработками пермских исследователей с зарубежными экспертами. Взаимодействие с иностранными специалистами все же накладывает свой отпечаток на использование средств позиционирования отдела.

Важно отметить, что при осуществлении международной деятельности выделяется новый сегмент целевой аудитории, приглашенные из-за рубежа спикеры − исследователи, изобретатели, предприниматели и другие лица, ведущие работу по популяризации и распространению научных и предпринимательских компетенций.

Event-management, или событийный менеджмент. Для организации или сопровождения международных событий «Центр науки» привлекает экспертов в сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом и учащимися высших учебных заведений, представителями органов власти, коммерческих и общественных организаций Пермского края. Планируется выстраивание коммуникаций с консульствами и посольствами иностранных государств для приглашения представителей научного и бизнес-сообщества к проведению лекций при поддержке отдела.

Преимущества «Центра науки» позволяют применять передовые технологии для организации и сопровождения событий. Использование видеоконференцсвязи и новейшей техники дает возможность зарубежным экспертам удаленно присутствовать в залах библиотеки. При этом иностранные специалисты становятся не только слушателями, но и активными участниками дискуссий. Например, к круглому столу «Английский язык в контексте современности» в апреле 2016 г. посредством видеоконференцсвязи присоединились профессора из Великобритании, которые обсуждали доклады и делились своими наработками по заявленным вопросам в режиме реального времени. Современное акустическое, звукоусилительное и видеооборудование также позволяет производить синхронный и последовательный переводы, запись и прямую трансляцию событий.

Особым направлением международной деятельности «Центра науки» является проведение групповых консультаций на иностранных языках, востребованных исследователями, изобретателями и предпринимателями. В частности, отдел инициирует консультации на китайском языке с привлечением носителя языка. События, ориентированные на передачу практических и актуальных языковых навыков, оказывают значительное влияние на формирование и продвижение образа «Центра науки» как площадки для международных коммуникаций.

Помимо прочего командой отдела осуществляется переписка с зарубежными спикерами на английском языке, перевод официально-деловой документации и других необходимых материалов (презентаций, листовок и др.). Коммуникации на иностранном языке позволяют «Центру науки» устанавливать и поддерживать контакты с зарубежными спикерами, а также самостоятельно инициировать международные события.

Разработка и ведение официального сайта «Центра науки». События с участием зарубежных экспертов при поддержке отдела сопровождаются публикациями анонсов и пост-релизов на английском и русском языках. Перевод новостей осуществляется для привлечения англоговорящей аудитории, проживающей в Перми, к участию в событиях, а также для формирования в сознании людей представления о международном уровне деятельности «Центра науки». С целью повышения доступности сайта для англоговорящей аудитории командой отдела планируется создание английской версии сайта, воспроизводящей научно-ориентированную деятельность «Центра науки».

Social media marketing (SMM), или продвижение с помощью социальных сетей. Команда «Центра науки» размещает анонсы и пост-релизы международных событий в официальных группах отдела в социальных сетях на английском и русском языках. Это является необходимым для повышения удобства получения представителями англоговорящей аудитории информации о международной деятельности подразделения.

Таким образом, формирование и продвижение бренда «Центра науки» направлено на установление и расширение сети коммуникаций ученых и исследователей как регионального, так и международного уровней. Благодаря использованию технологии брендинга и использованию разнообразных инструментов продвижения площадки повысился уровень лояльности и интереса к «Центру науки» со стороны участников и инициаторов событий. Если в первом полугодии 2015 г. участниками событий являлся 4181 человек, то за этот же период 2016 г. участниками стали 5024 человека. Количество научно-ориентированных событий на площадках «Центра науки» при этом увеличилось со 107 до 129 единиц. Количество участников официальной группы отдела в социальной сети «Вконтакте» возросло с 395 до 694 человек. Стоит отметить, что работа по формированию и продвижению бренда подразделения в первом полугодии 2015 г. не велась.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что опыт «Центра науки» в создании сети коммуникаций ученых и исследователей Пермского края может стать ориентиром в области формирования и развития связей библиотек с общественностью или ее отдельными сегментами. Описанные в статье технологии и инструменты формирования бренда и взаимодействия с целевыми аудиториями общедоступны и универсальны в применении.

 



Примечания

  1. Постановление Правительства Росcийской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 годы». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175/
  2. Там же.
  3. Там же.

 

Библиография

Викентьев И. Приемы рекламы и public relations: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение. СПб: «ТРИЗ-ШАНС»; «Бизнес-пресса», 2007.

Котлер Ф., Вонг В., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2010.

Курченко О. Прямое попадание: целевые аудитории и сегментация: как это делать сегодня? // Новый маркетинг. 2008. № 5. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/segment/compact_group.htm

Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент / пер. с англ. / под ред. С.Г. Божук. СПб: Нева, 2004.