Languages

You are here

Газета «Монд дипломатик»: путь к независимости

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Субботин И.А. Газета «Монд дипломатик»: путь к независимости // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2282

 

© Субботин Игорь Алексеевич

аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, обозреватель отдела международной политики «Независимой газеты» (г. Москва, Россия), subbtn@gmail.com

 

Аннотация

В настоящем исследовании рассматривается история и современное положение французской ежемесячной газеты «Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique). В работе изучаются характерные черты редакционной и экономической политики газеты, позволившие ей занять уникальное положение в системе французских СМИ.

Ключевые слова: «Монд дипломатик», ежемесячная газета, качественная пресса, газетное приложение, редакционная политика, трансформация.

 

«Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique) – это ежемесячная качественная газета, которая выходит во Франции с 1954 г. Издание, которое посвящено преимущественно международным проблемам и событиям, можно назвать самобытным явлением как во французской, так и в мировой прессе. Над газетой работает небольшая редакция – около 20 человек1. На страницах издания также выступают приглашенные авторы – специалисты в области политологии, социологии и других наук, в связи с чем «Монд дипломатик» считается средством массовой информации, которое знакомит читателя с точкой зрения экспертного сообщества.

В течение нескольких десятилетий с момента своего создания «Монд дипломатик» была приложением известной французской газеты «Монд» (Le Monde) и предназначалась для представителей дипломатических кругов, однако в 1973 г. в редакционной политике и структуре управления ежемесячника начала происходить трансформация, которая привела к редакционной и экономической независимости газеты от «Монд» в 1996 г. Выявлению особенностей «Монд дипломатик» как типа издания и посвящено данное исследование.

Эмпирической базой послужили работы французских и латиноамериканских ученых, среди которых – историк французской прессы П. Эвено (2001), историк и социолог С. Жиль-Мейак (2006), медиааналитик П. Рабадан-Лопез (2011). Также автор опирался на воспоминания сотрудников «Монд дипломатик» и, в частности, заместителя главного редактора ежемесячника в 1998−2005 гг. Доминика Видаля, с которым удалось провести личную беседу2. В ходе исследования мы также опирались на работы крупнейшего специалиста по французской прессе Л.В. Шарончиковой (2014), посвященные истории развития средств массовой информации Франции.

Автор применил такие методы, как систематизация, классификация, сравнение, анализ и наблюдение.

 

Создание «газеты для дипломатических кругов»

Первый номер «Монд» – «старшей сестры» «Монд дипломатик» – вышел в декабре 1944 г. Право на издание газеты получил журналист Юбер Бев-Мери – бывший корреспондент влиятельной газеты «Тан» (Le Temps), выходившей во Франции до Второй мировой войны (Захарова, 2015: 105–133). Создание «Монд» инициировал генерал Шарль де Голль, который «желал, чтобы после освобождения Франции появилась газета, способная стать источником информации для национальной элиты, не связанная с какой-либо партией и которая выражала бы точку зрения Франции на международной арене» (Шарончикова, 2014: 26).

Как пишет специалист по французской прессе Л.В. Шарончикова (2014: 50), «полнота и высокое качество международной информации с первых дней отличали "Монд" от другой парижской прессы». Международные новости занимали примерно 30% всей газеты. В начале 1950-х гг. 30 из 78 штатных журналистов ежедневного издания были собственными корреспондентами за границей.

Тем не менее в начале 50-х гг. XX в. перед руководством «Монд» встала проблема перегруженности «международной» повестки дня. В те дни мир с интересом следил за работой ООН, за боевыми действиями в Индокитае и на Корейском полуострове, за делом Розенбергов в США и за волнениями в Восточном Берлине. Дискуссии вызвали, например, приход к власти Мао Цзедуна в Китае и смерть Иосифа Сталина в СССР. Внимание французских читателей было также приковано к борьбе алжирского народа за независимость.

Ю. Бев-Мери решил реализовать идею, которую предложил его венгерский друг – журналист Франсуа Онти, ставший впоследствии главным редактором «Монд дипломатик»3. Задумка заключалась в создании ежемесячного приложения «Монд», которое было бы посвящено исключительно вопросам международной политики и которое бы предоставило читателям анализ глобальных процессов – таких, как, например, деколонизация Африки и Азии или «холодная война». Поначалу Ю. Бев-Мери обдумывал название «Монд интернасьональ» (Le Monde international), однако позже в названии будущего приложения он решил использовать слово «дипломатия»4. В Древней Греции «дипломом» называли верительную грамоту, вручаемую посланцам для подтверждения их полномочий. Буквальное значение слова – «сложенный вдвое», что, по замыслу Ю. Бев-Мери, должно было визуально отсылать к газете. Так родилось название «Монд дипломатик», или просто – «Дипло».

И 2 мая 1954 г. ежемесячник появился в киосках. Его подзаголовок − «Газета для консульских и дипломатических кругов» (Ghiles-Meilhac, 2006: 10). Редакция приложения взяла «прицел» на представителей внешнеполитической сферы.

Первая полоса дебютного номера содержала обращение к читателям, в котором, в частности, говорилось: «Эта газета предлагает сотрудникам дипломатических и консульских служб всех стран и представителям основных международных организаций, а также их семьям информацию о тех событиях и проблемах, которые их особенно интересуют»5. В редакционной статье также было сказано, что «Дипло» должна восполнить существенный пробел в журналистике. «В настоящее время все международные институты издают специализированные вестники, но нет ни одного издания, которое бы дипломатические и международные круги рассматривали как свое собственное. Разумеется, Париж – место "жительства" этой газеты, и французский – ее язык; если он и потерял свою монополию в дипломатической жизни, то, по меньшей мере, он остается языком, наиболее распространенным в этой среде». Помимо этого редакция брала на себя обязательство «быть неукоснительно объективной и воздерживаться от того, чтобы занимать определенную позицию в отношении внутренних дел разных стран»6.

 В первое время тираж «Монд дипломатик» не превышал нескольких тысяч экземпляров, а каждый номер имел всего восемь страниц. При этом редакция состояла из небольшого числа штатных журналистов-международников. Однако нужно заметить, что вместе с их материалами на страницах ежемесячника печатались репортажи собственных корреспондентов «Монд» за границей и колонки, написанные политиками, французскими послами, а также иностранными дипломатами, которые находились на службе в Париже.

Как отмечал исследователь С. Жиль-Мейак (2006: 11), «Монд дипломатик» – это издание, которое отчасти создано руками дипломатов и которое предназначалось для них же. Содержание ежемесячника не ограничивалось общественно-политической тематикой. Например, были рубрики, посвященные вопросам культуры и истории, однако их информационное наполнение осуществлялось таким образом, чтобы французские граждане, которые состояли на дипломатической службе за границей, смогли почерпнуть что-то полезное для своей профессиональной деятельности.

Даже реклама на страницах «Дипло» представляла те товары и услуги, которыми пользовались дипломаты и члены их семей. Например, рекламировались дорогие рестораны или одежда и украшения, которые можно было бы надеть на торжественный прием или вручение награды. Вплоть до начала шестидесятых годов на последней полосе «Монд дипломатик» можно было найти рубрики «Мода» (фр. La Mode) и «В городе» (фр. En ville), где дипломатам и их женам давались советы, как одеваться.

Если говорить об общественно-политической тематике «Дипло», то в 50-х и 60-х гг. XX в. материалы газеты были посвящены заседаниям международных организаций таких, как ООН, ЕЭС, ЮНЕСКО, и важным событиям мировой жизни, например Бандунгской конференции (Конференция 29 стран Азии и Африки). «Дипло» фокусировала свое внимание на проблемах прав человека, свободы и социальной справедливости.

С. Жиль-Мейак утверждает, что в то время редакционная политика «Монд дипломатик» иногда отражала позицию министерства иностранных дел Франции. Например, ежемесячник неоднократно выражал поддержку молодому государству Израиль. В 1955 г. «Дипло» дала слово израильскому послу в Париже Якову Цуру, который написал колонку «Истоки и тенденции израильской дипломатии». А в 1958 г. – за несколько месяцев до избрания Шарля де Голля президентом Франции – редакция «Монд дипломатик» отвела семь полос под рекламный очерк о еврейском государстве – по заказу израильских дипломатов (Ghiles-Meilhac, 2006: 22−23).

 

Отделение от «Монд»

В течение почти двух десятилетий редакция ежемесячника зависела от руководства «Монд» на уровне управления и на уровне редакционной политики. Однако ситуация начала меняться, когда в 1973 г. главный редактор ежемесячника Ф. Онти оставил свой пост. В последнем номере, который вышел под его руководством, читатель мог найти вкладыш со статьей «Изменения в редакции "Монд дипломатик"», сообщавший следующее: «Франсуа Онти, который вместе с Юбером Бев-Мери основал "Монд дипломатик" в апреле 1954 г. и успешно руководил изданием в течение этих 18 лет, оставляет свои полномочия главного редактора первого января 1973 г.» (Ghiles-Meilhac, 2006: 49). Никаких других подробностей о смене руководства в «прощальной» заметке не сообщалось.

Кресло главного редактора «Дипло» занял один из штатных сотрудников ежемесячника Клод Жюльен – опытный журналист-международник, специализировавшийся на США и интересовавшийся странами третьего мира. Его назначение, которое в то время многие приняли благосклонно (Eveno, 2005: 202), можно с уверенностью назвать началом эпохи глобальных перемен в работе «Монд дипломатик» и началом формирования идентичности издания. Некоторые исследователи связывают с его приходом то, что у «Дипло» появилась своя редакционная политика, отличающаяся от «Монд». Это и привело к новой эпохе в жизни ежемесячника, полагают специалисты (Rabadan-Lopez, 2011: 8).

По оценке историка французской прессы Патрика Эвено (2005: 201), К. Жюльен всегда был приверженцем концепции критической, если не сказать – скептической, журналистики. Главный редактор «Дипло» был уверен, что журналист должен быть далек от «коридоров власти», должен быть в какой-то степени «непочтительным», пренебрегать «участием в обширных состязаниях в услужливости» и «относиться ко всему со скептицизмом, а не присоединяться к хору панегиристов»7. Это была сильная концепция, признает П. Эвено (2005: 202), которая, однако, порождает большое количество препятствий.

Сам К. Жюльен смело высказывался в адрес тех, кого считал причиной социальных и политических проблем: «Люди, наделенные властью, пользуются своим служебным положением, используют тьму полномочий и связей, а также свои наиболее посредственные таланты для того, чтобы поддерживать и развивать механизмы, которые монополизируют богатство, поощряют неравномерное распределение привилегий, культивируют коррупцию, заставляют сочувствовать диктаторам, эксплуатировать сотни миллионов бедных. Это порождает обиды, отчаяние, ненависть и вызывает волну недовольства, которая завтра может снести все, что власть имущие так хотят сохранить»8.

П. Эвено (2005: 202) описывает Жюльена как человека, страстно увлеченного своей работой, как цельную личность, которая обладает сильными профессиональными убеждениями. В то же время историк французской прессы отмечает, что, возможно, образ К. Жюльена в начале третьего тысячелетия смотрится слишком старомодно.

При этом главном редакторе «Монд дипломатик» превратилась в независимое и «острое» издание. Во-первых, К. Жюльен расширил тематический спектр: большой объем материалов посвящался роли стран третьего мира в международных отношениях и ближневосточным проблемам. Помимо этого «Дипло» предоставила читателям глубокий анализ широкого ряда проблем – не только международных, но и социальных, экономических и культурных. Во-вторых, редакция начала публиковать специализированные статьи, которые отличались научным взглядом на происходящие события. Иными словами, «Дипло» стала обращаться к экспертам и ученым. В-третьих, «Монд дипломатик» начала гораздо критичнее смотреть на процессы, происходящие в социальной и политической сферах. В результате этого газете пришлось увеличивать количество выпускаемых страниц.

Именно при Жюльене «Монд дипломатик» занялась благотворительностью. В октябре 1987 г. редакция попросила своих читателей пожертвовать деньги на то, чтобы открыть бесплатную подписку на ежемесячник в странах третьего мира, где «экономические трудности ограничивают доступ к информации»9. С октября 1987 по октябрь 1988 гг. проект под названием «Солидарные читатели» (фр. Lecteurs solidaires) собрал 52 366 франков10. «Мои скромные финансы не позволяют мне подписаться на вашу газету лично, – писал в редакцию один из читателей, студент. – Но я отдаю вам 50 франков, чтобы отправить ежемесячник в специальное учреждение где-нибудь в Африке»11. По состоянию на 2008 г., бесплатный абонемент работал в библиотеках и центрах коллективного чтения в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и в Европе12.

В 1988 г. редакция «Дипло» запустила журнал – «Маньер де вуар» (Manière de voir), который выходит один раз в два месяца. Каждый номер состоит из 100 страниц и посвящается только одной теме – какому-либо конфликту, континенту или региону, историческому периоду, экономическому, культурному или социальному вопросу. «"Маньер де вуар" является ценным инструментом для всех, кто хочет углубить свои знания, – анонсируется на странице издания в Интернете. – Например, для студентов первого, последнего или подготовительного курсов и шире – для всех, кто хочет получить не новостную, а фундаментальную информацию»13. В 2013 г. тираж журнала составлял 59 713 экз.

Словосочетание «маньер де вуар» (рус. − «точка зрения») в то же время служило определением для уникальной редакционной линии газеты, которая сознательно проводила границу между собой и другими изданиями. «В шуме и ярости современной прессы рефлексия, которую мы стараемся пробудить, становится ценной и очень редкой привилегией, – писал К. Жюльен. – Если современность выражается только в коротких статьях, кричащих или заманчивых фото, а также в словарном запасе, упрощенном до слабоумия, то определенно – мы провозглашаем себя ретроградами. Без всякого стыда. <…> Если современность определяется мягким центризмом, размытым и лживо успокаивающим компромиссом, экономией, ради которой нужно пожертвовать чем-то человеческим, презрением к бедным людям, повальным прославлением "победителей", народным культом преуспевающих знаменитостей, – теми вещами, которые идут рука об руку с падением мысли и леностью ума, – тогда решительно, в очередной раз, мы провозглашаем себя ретроградами»14.

Распространение газеты при К. Жюльене не прекращало расти: за то время, пока он руководил редакцией (1973−1990 гг.), оно увеличилось с 50 тыс. до 150 тыс. экз. в месяц (Rabadan-Lopez, 2011: 9). Однако самой главной заслугой К. Жюльена принято считать успешную борьбу за автономию «Монд дипломатик» от «Монд». Сначала эта независимость появилась на уровне редакционной линии, а после – и на управленческом уровне.

Нужно отметить, что вплоть до начала восьмидесятых во главе «Дипло» стоял собственный главный редактор, однако официально руководителем издания был директор «Монд», который имел право на вмешательство во внутренние дела коллектива. Импульсом для разрушения этой иерархической структуры стал уход с должности директора «Монд» Ж. Фове в 1982 г.

Успех К. Жюльена на должности главного редактора «Монд дипломатик» сделал его одним из перспективных кандидатов на роль преемника Ж. Фове. К. Жюльен даже был выбран соуправляющим акционерным обществом «Монд» в апреле 1981 г., однако некоторое время спустя общество журналистов «Монд» изменило свое решение, обвинив главреда «Дипло» в необъективной журналистике. По одной из версий, причина недовольства была совершенно иная. Проповедуя экономическую и редакционную строгость, К. Жюльен не устраивал некоторых людей, которые привыкли ценить сговорчивость и щедрость (Eveno, 2005: 203). Потеряв возможность занять пост директора «Монд», К. Жюльен вернулся в «Монд дипломатик» в мае 1982 г. Разрыв между двумя журналистскими лагерями – «Дипло» и «Монд» – стал почти непреодолимым.

Тем не менее электоральная кампания не стала «черной полосой» для ежемесячной газеты. Незадолго до своего ухода с должности Ж. Фове решил защитить «Дипло» и удовлетворить амбиции К. Жюльена, назначив его директором «Монд дипломатик»15. Иными словами, в группе «Монд» появились две должности директора, благодаря чему редакции ежедневной и ежемесячной газет стали практически непроницаемы друг для друга16. Однако К. Жюльена не удовлетворила частичная независимость: он хотел добиться полной автономии.

В 1989 г. представители акционерного общества «Монд» и сотрудники «Дипло» подписали соглашение о создании ориентационного совета (фр. conseil d'orientation), который бы на практике работал как административный совет17. Именно он выбирал следующего директора «Дипло», и исключительно перед ним директор «Монд дипломатик» должен был отчитываться о проделанной работе каждый квартал. Такого статуса не было ни у одного издания в группе «Монд».

В 1990 г., после ухода К. Жюльена, ежемесячник оказался в парадоксальной ситуации. С одной стороны, он фактически приобрел автономию, но с другой – он по-прежнему оставался частью акционерного общества «Монд». Эту проблему решил занявший в 1994 г. пост директора «Монд» Жан-Мари Коломбани, который сдержал свое предвыборное обещание и объявил о выводе «Монд дипломатик» в отдельный филиал. На заседании 24 января 1996 г. наблюдательный совет группы «Монд» одобрил предложение совета директоров о создании филиала «Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique SA) в форме акционерного общества с советом директоров и наблюдательным советом18. При этом группа «Монд» согласилась продать 49% акций образованного филиала.

Без читателей управленческая независимость «Монд дипломатик» была бы невозможна. Проживающий в Боливии 83-летний гражданин Германии Гюнтер Хольцман предложил редакции «Дипло» все свои сбережения – примерно 5 млн франков (1 млн долл. США) для того, чтобы выкупить часть акций нового филиала (Eveno, 2001: 176). На эти деньги сотрудники ежемесячника смогли приобрести 12% акционерного общества «Монд дипломатик», общая стоимость которого составляла 41 млн франков.

Купить еще одну часть акций – 23% (10 млн франков) – редакция «Монд дипломатик» попросила своих читателей. «Финансовые усилия, которые мы просим сделать сейчас, во времена кризиса и различных ограничений, очень важны. <…> Мы знаем, что наше издание отвечает вашим запросам, и мы по-прежнему убеждены, что 10 миллионов франков будут собраны. <…> В то время, когда распространяется интеллектуальная капитуляция, в то время, когда ветры социального недовольства окутывают наше общество, это – самый доступный способ реализовать свою мечту о свободной прессе, надежно укрытой от политического давления, от экономического запугивания и от рекламного шантажа»19. И читатели не смогли отказать своей любимой газете.

Таким образом, группа «Монд» получила 51% акций филиала, в то время как 12% и 23% приобрели ассоциации «Гюнтер Хольцман» (сотрудники «Дипло») и «Друзья "Монд дипломатик"» (читатели ежемесячника) соответственно. В последующие годы этим объединениям удалось выкупить все 49% ценных бумаг акционерного общества «Монд дипломатик», однако еще на момент образования филиала (1996 г.) эти две ассоциации стали обладать блокирующим пакетом акций, что позволяло и позволяет на сегодняшний день избегать внешних посягательств на независимость «Дипло».

Что касается директора ежемесячной газеты, то он избирается сроком на шесть лет наблюдательным советом «Монд дипломатик» по предложению ассоциации «Гюнтер Хольцман»20. По словам заместителя главного редактора ежемесячника в 1998−2005 гг. Д. Видаля, после отделения «Дипло» в отдельный филиал никто из руководства «Монд» никогда не пытался посягать на его редакционную политику21.

После обретения долгожданной независимости доходы «Монд дипломатик» существенно возросли, потому что теперь своей финансовой политикой редакция ежемесячника распоряжалась самостоятельно, рассказал Д. Видаль22. Эта самостоятельность вместе с масштабными событиями в мире (падение Берлинской стены, развал СССР, война в Боснии, конец апартеида в Южной Африке, израильско-палестинские договоренности) способствовала росту распространения «Дипло». В среднем продажи составили в 1989 г. 110 тыс. экз., а в 1996 г. – уже 165 тыс. За эти годы прибыль выросла в четыре раза и с учетом издержек составила 4 млн франков (Eveno, 2001: 175). При этом отметим, что рекламные доходы газеты невелики: это примерно 5% от прибыли «Монд дипломатик».

Финансовое благополучие позволило газете развивать свою активность в Интернете и принимать участие в сторонних проектах, близких ежемесячнику по духу. Например, в 1998 г. общество «Монд дипломатик» приобрело 35,4% капитала журнала «Трансверсаль» (Transversal), а в 2000 г. – 34% капитала издания «Политис» (Politis) (Eveno, 2001: 176). При этом ежемесячник начал активную экспансию за границей. «Эта международная открытость не нова, – писал Д. Видаль. – С самого начала газета "Монд дипломатик" претендовала на то, чтобы ее считали больше международным изданием, реализуемым во Франции, чем французской газетой, которая распространяется в других странах»23.

В 1995 г. у «Дипло» было всего четыре зарубежных проекта – в Германии, Швейцарии (на немецком языке), Италии и Мексике24. В 1996 г. руководство ежемесячника принимает решение создать новую должность – координатора зарубежных проектов. Эта кадровая реформа, по мнению некоторых исследователей, принесла успех международной экспансии «Дипло» (Rabadan-Lopez, 2011: 17). К 2010 г. число изданий «Монд дипломатик» за границей выросло до 70. По данным на 2011 г. ежемесячник выпускал 84 издания на 27 языках. Однако позже количество зарубежных версий «Монд дипломатик» пошло на спад, что некоторые исследователи связывают с последствиями мирового финансового кризиса (Rabadan-Lopez, 2011: 10).

По состоянию на первую половину 2016 г. «Дипло» имела 37 международных версий на 19 языках25. Они существуют, как правило, в трех форматах: в формате приложения, в формате отдельно функционирующего печатного издания и в электронном формате.

Зарубежные проекты ни в коей мере не являются убыточными для редакции «Монд дипломатик». «Мы продаем нашим партнерам права на выпуск нашего издания не очень дорого, – рассказывает Д. Видаль, – но у нас более 70 компаньонов, и это приносит неплохую прибыль». При этом интересно, что для руководства «Монд дипломатик» не столь важно то, с кем взаимодействовать. Идеологическая близость не имеет большого значения в вопросах сотрудничества с зарубежными изданиями. «Мы прагматичны. Все зависит от имеющихся партнеров. В той или иной стране они могут быть более или менее близки нам», – признается Д. Видаль26.

 «Монд дипломатик» считается первым печатным изданием во Франции, которое решило создать интернет-версию27. Первый французский интернет-сервер под названием «Сиберпорт» (фр. Cyberport) появился в 1994 г. на базе Национального аудиовизуального института (фр. l'Institut national de l'audiovisuel) Франции. Его создал инженер телекоммуникаций Филипп Кео, который предложил ряду изданий создать свои сайты и разместить их на новом сервере. Однако первоначально на это предложение согласилась только «Монд дипломатик» – остальные боялись делиться контентом бесплатно. «Все, как всегда, решили личные отношения. Филипп Кео установил хорошие связи с двумя представителями руководства ежемесячника <….> – Игнасио Рамоне и Аленом Грешем. <…> Они, что наиболее любопытно, не увидели серьезных коммерческих рисков в том, чтобы принять такое приглашение»28.

В феврале 1995 г. ежемесячник разместил в открытом доступе все материалы за первые три месяца 1994 г. А уже 28 марта 1995 г. «Монд дипломатик» опубликовала на своем сайте все статьи, выпущенные за последние 12 месяцев. Примеру «Монд дипломатик» последовали другие представители французской прессы. В течение 1996 г. пять ежедневных изданий вышли в киберпространство: «Либерасьон» (Libération), «Монд», «Юманите» (L'Humanité), «Трибюн» (La Tribune) и «Эко» (Les Echos). Если говорить о провинциальных изданиях, то за этот промежуток времени сайты появились у «Дерньер нувель д'Альзас» (Dernières Nouvelles d'Alsace) и «Уэст-Франс» (Ouest-France).

 

Антиглобалистское СМИ

Расхождения с «Монд». После К. Жюльена в 1990 г. директором и председателем совета директоров «Дипло» стал кинокритик испанского происхождения Игнасио Рамоне, который пробыл на этом посту 18 лет (переизбирался дважды – в 1996 и в 2002 гг.). В 1990-х гг. под его руководством издание приобретает антиглобалистский характер и еще больше подчеркивает свои концептуальные разногласия с другими французскими СМИ.

С момента падения коммунистических режимов в Восточной Европе (1989−1991 гг.) и войны в Персидском заливе все отчетливее прослеживалась проблема манипулирования информацией в мировых СМИ. В этом контексте, как отмечают некоторые исследователи, «Монд дипломатик» пыталась «сломать» доминирующую точку зрения и дать альтернативную оценку тем темам, которые привлекали внимание мировой прессы (Rabadan-Lopez, 2011: 12).

Так, газета раскритиковала участие США в войне в Персидском заливе в 1991 г. Она назвала операцию «Буря в пустыне» попыткой Вашингтона «сохранить доступ к дешевой нефти», «избавить всех от сомнений по поводу своей гегемонии и обеспечить военное превосходство Израиля»29. В ноябре 1993 г. «Дипло» упрекнула гуманитарную кампанию ООН в страдающей от голода Сомали в неэффективности, назвав ее «вульгарной колониальной операцией»30. В том же месяце в газете вышла статья под названием «Инструмент американской гегемонии», автор которой утверждал, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле, на основе которого в 1995 г. создана ВТО, выгодно только США31. «Дипло» стала газетой, которую читали антиглобалисты и внепарламентские левые, а также центральным элементом во французском движении солидарности с палестинцами.

В этот период ежемесячник начинает активно обличать своих французских коллег. В этом контексте необходимо вспомнить журналиста Сержа Халими, который с 2008 г. по настоящее время является директором и главным редактором издания. В своей книге «Новые сторожевые псы» (1997 г.) С. Халими раскритиковал «журналистов реверанса», деятельность которых, по его мнению, отвечает интересам «промышленных групп и финансистов». Для предпринимателей, писал С. Халими, не нужна журналистика – они рассматривают СМИ как производителей информационного товара. Главным образом в книге сотрудника «Дипло» досталось журналистам ежедневной «Монд», с которым у редакции ежемесячника были и так непростые отношения. Директор «Монд» в 1996−2006 гг., Эдви Пленель, ответил С. Халими на страницах «Монд дипломатик» в феврале 1998 г. В колонке под названием «Судилище журналистики» Э. Пленель осудил книгу, которая, по его мнению, характеризуется «нулевым сопровождением, нулевой точкой зрения, а также отсутствием того, что могло бы указывать на более сложную природу профессиональной действительности и внутренних конфликтов»32.

Редакционные линии двух изданий оставались диаметрально противоположными. Например, «Монд» одобрила военное вмешательство со стороны НАТО в конфликт на Балканах (Ghiles-Meilhac, 2006: 95), в то время как ежемесячник осудил действия Североатлантического альянса и подчеркнул глубокую зависимость Европы от властей США33. Почти такая же ситуация возникла на фоне террористических атак 11 сентября 2001 г. После трагедии в Соединенных Штатах «Монд» опубликовала редакционную статью Ж.-М. Коломбани, который сочувственно утверждал, что «все мы – американцы»34. Однако редакция «Монд дипломатик», в свою очередь, констатировала, что теракты являются последствием «незаконных, жестоких и зачастую тайных политических действий Соединенных Штатов в Латинской Америке, в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии»35.

«Дипло» и АТТАК. Что касается отношений «Дипло» с антиглобалистским движением, то нужно сказать, что редакция ежемесячника стояла у истоков международной организации АТТАК (фр. Association pour la taxation des transactions financières et pour l'action citoyenne − Ассоциация за налогообложение финансовых трансакций ради помощи гражданам), которая была создана в июне 1998 г. по инициативе И. Рамоне, ставшего почетным директором этого объединения. Председателем организации был избран сотрудник «Монд дипломатик» Бернар Кассен. Помимо редакции «Монд дипломатик», в ее создании участвовали профсоюзные организации, французские и иностранные ассоциации, а также представители изданий «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo), «Трансверсаль», «Политис».

Члены АТТАК выступали за введение так называемого «налога Тобина» – сбора со всех банковских операций, связанных с обменом валюты. Организация считала, что необходимо установить демократический контроль за финансовыми рынками, чтобы предотвратить последствия неолиберальной политики, в частности неограниченную циркуляцию капиталов через границы различных стран. Спустя несколько лет после создания французская секция АТТАК насчитывала 180 комитетов, а в организации состояло 28 тыс. человек36.

АТТАК стала одной из причин ссоры внутри «Монд дипломатик». Б. Кассен захотел переформировать международную организацию в политическую партию, чему воспротивились заместитель главного редактора Д. Видаль и Ален Греш, пришедший на должность главного редактора ежемесячника в 1995 г. Также внутри редакции назрели идеологические разногласия37. Д. Видаль и А. Греш выступили против позиции Б. Кассена, который открыто поддерживал закон о введении запрета на паранджу. Недовольство редактора и его заместителя также вызвал И. Рамоне, который выражал симпатии кубинскому лидеру Фиделю Кастро и движению ФАРК – революционным вооруженным силам Колумбии.

Весь этот комплекс разногласий стал причиной ухода с руководящих постов «Монд дипломатик» в декабре 2005 г. Д. Видаля и А. Греша, которые, впрочем, в то же время остались штатными журналистами ежемесячника. Читатели «Монд дипломатик» выразили обеспокоенность, не повлияют ли такие кадровые перемены на редакционную политику издания. «Это был период сильных политических разногласий, которые были преодолены в тот же момент», – рассказал автору данной работы Д. Видаль38. Бывший главный редактор и его заместитель вернулись к руководству редакцией по собственному решению.

За свой «бунтарский» дух ежемесячник даже получил определение – «диссидентское» издание. «Существуют действительно мощные диссидентские СМИ, – заявил в одном из интервью американский медиааналитик Эдвард Херман. – Возможно, в этом контексте лучший журнал в мире – это журнал под названием "Монд дипломатик", но не та посредственная французская газета "Монд", а "Монд дипломатик". Этот ежемесячник очень хорош»39.

 

Современное положение «Монд дипломатик»

В конце первого десятилетия XXI в. пресса столкнулась с последствиями экономического кризиса (Шарончикова, 2010). Как уже говорилось выше, «Монд дипломатик» не стала исключением (Rabadan-Lopez, 2011: 10). С новыми реалиями пришлось иметь дело уже новому директору ежемесячника – С. Халими, который пришел на смену И. Рамоне в 2008 г.

Просмотрев данные о ежегодных тиражах «Дипло», можно сказать, что уже в предкризисное время наметилась тенденция на снижение. В 2004−2008 гг. тираж «Монд дипломатик» сократился на 25,04% и достиг в 2008 г. уровня 242 692 экз. (прямые продажи во Франции – 129 20 экз.). К 2015 г. эта цифра сократилась до 199 702 экз. (распространение во Франции – 119 381 экз.)40. Однако Д. Видаль считает, что на редакцию «Дипло» экономический кризис никак не повлиял. По его мнению, падение тиражей слишком незначительно, чтобы говорить о каких-то последствиях кризиса41.

В июне 2010 г. у группы «Монд», которая владеет 51% акций «Дипло», возникли проблемы из-за долгов. Акционерное общество было вынуждено провести рекапитализацию, в результате чего его часть приобрели новые инвесторы. В связи с этим директор «Монд дипломатик» С. Халими опубликовал статью «"Монд" и мы», в которой писал: «В течение десятилетия <…> эта ежедневная газета стремилась навязать свое идеологическое влияние, формируя огромную медиагруппу. Для достижения этой мегаломанской цели, от которой она теперь отказалась, "Монд" купила огромное количество газет и влезла в долги сверх всякой меры, откуда и проистекают ее нынешние трудности»42.

В то же время С. Халими объявил, что рекапитализация группы «Монд» никак не отразится на работе «Монд дипломатик»: «щитом» для редакции станет структура собственности ежемесячника. «Рекапитализация "Монд" не изменит ничего ни в нашей правосубъектности, отличной от других изданий в этой группе, ни в нашей редакционной независимости. К тому же мы не контактировали ни с руководителями "Монд", ни с кандидатами на их покупку. Более того, наш ежемесячник не имел долгов, его убытки компенсировались из резервов, которые созданы в предыдущие годы. <…> В конечном счете, главную линию обороны нашей независимости держат те, кто регулярно покупает нашу газету в киоске, те, кто подписан на нее, и те, кто делает пожертвования. Такая поддержка никогда не подводила нас. Мы знаем, что сможем рассчитывать на нее в ближайшие годы»43.

В 2014 г. торговый оборот ежемесячника (10,7 млн евро) увеличился на 10,7% по сравнению с 2013 г. (9,6 млн евро)44. Как указано на сайте газеты, рост произошел по нескольким причинам: за счет удвоения числа подписчиков электронной версии издания, популярности спецвыпуска «Критический учебник истории» (Manuel d'histoire critique) и увеличения читательских пожертвований на 26%. Это позволило редакции компенсировать падение рекламных доходов, которые в 2014 г. сократились на 25% по сравнению с предыдущим годом. «Без чистых доходов от продажи нашего спецвыпуска и, самое главное, без пожертвований наших читателей такое финансовое оздоровление и укрепление нашей независимости было бы невозможным», – говорится в отчете «Монд дипломатик», опубликованном на сайте издания45.

Если говорить о портрете читателя «Монд дипломатик», то аудитория ежемесячника – это политики, дипломаты, управленцы, научные работники, преподаватели. Преимущественно это люди в возрасте 35−60 лет, которые обладают большим культурным бэкграундом и которые в то же время питают симпатии к «левым» политическим идеям (Ghiles-Meilhac, 2006: 14).

Одной из главных тем материалов «Дипло» остается геополитика. Например, ежемесячник, как и в 1990-е гг., критикует американскую внешнюю политику на Ближнем Востоке и выражает симпатию действиям России в контексте сирийского кризиса. Так, когда Москва в 2013 г. предложила мирную инициативу по химическому разоружению сил официального Дамаска, в «Монд дипломатик» вышла статья, автор которой похвалил «дипломатическую зрелость» президента РФ Владимира Путина46. После его решения отправить в Сирию российскую авиагруппу для борьбы с террористами в 2015 г. газета опубликовала материал, в котором отмечалось, что «для многих Путин оказался более решительным и эффективным, чем его американский коллега Барак Обама»47.

 

Исследованные нами этапы развития «Монд дипломатик» позволяют говорить, что газета прошла непростой путь – от приложения до издания с самостоятельной редакционной политикой. На эволюцию французского ежемесячника повлиял главным образом приход К. Жюльена к управлению редакцией. Ему удалось применить контент-стратегию, которая отличалась от политики «Монд» и стала импульсом к отделению «Дипло» от «старшей сестры».

Особенность этой стратегии заключается, прежде всего, в публикации материалов, для которых характерно критическое осмысление политических, экономических и социальных процессов, происходящих не только в мире, но и в самой Франции. Также отличительной чертой издания стали: привлечение к работе компетентных экспертов, ежемесячная периодичность выхода, позволяющая подготовить качественную аналитику, а также обращение к тем темам, которые зачастую выпадают из повестки дня других СМИ.

Безусловно, не последнюю роль в эволюции «Монд дипломатик» сыграла широкая поддержка со стороны читательской аудитории, что наглядно свидетельствует об успехе редакционной политики ежемесячника. Экономическое благополучие позволило «Дипло» реализовать проекты не только внутри Франции, но и за рубежом. Совокупность этих факторов сделала ежемесячник таким, каким его задумывали создатели, – международной аналитической газетой, которая выходит во Франции, нежели французской газетой, которая издается за границей.



Примечания

  1. L'Ours du «Monde diplomatique». Режим доступа: http://www.monde-diplomatique.fr/diplo/ours/ (дата обращения: 05.10.2016).
  2. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» Д. Видалем. 2014. Фев.
  3. Ramonet I. (2004) Cinquante ans. Le Monde diplomatique, avril.
  4. Там же.
  5. À nos lecteurs. Le Monde diplomatique, mai 1954, p. 1.
  6. Там же.
  7. Julien C. (2005) Le devoir d'irrespect. Le Monde diplomatique, juin, p. 3.
  8. Там же.
  9. Julien C. (1998) Une certaine manière de voir. Le Monde diplomatique, oct., p. 28.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Lecteurs solidaires. Режим доступа: http://boutique.monde-diplomatique.fr/monde-diplomatique-lecteurs-solidaires.html (дата обращения: 05.10.2016).
  13. Manière de voir. Режим доступа: http://www.monde-diplomatique.fr/mav/ (дата обращения: 05.10.2016)
  14. Julien C. (1998) Указ. соч.
  15. Ramonet I. (2004) Указ. соч.
  16. Qui sommes-nous? Le Monde diplomatique. Режим доступа: http://www.monde-diplomatique.fr/diplo/apropos/ (дата обращения: 05.10.2016).
  17. Ramonet I. (2004) Указ. соч.
  18. Там же.
  19. Julien C., Ramonet I. (1996) Aidez-nous à réussir la filialisation du Monde diplomatique. Le Monde diplomatique, févr, p. 4.
  20. Halimi S. (2010) «Le Monde» et nous. Le Monde diplomatique, julliet.
  21. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» ДВидалем.
  22. Там же.
  23. Vidal D. (2006) L'Internationale du «Diplo». Le Monde diplomatique, nov., p. 27.
  24. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» Д. Видалем.
  25. Editions internationales. Режим доступа: http://www.monde-diplomatique.fr/int/ (дата обращения: 05.10.2016).
  26. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» Д. Видалем. 2014. Фев.
  27. Jeanneney J.-N. (2012) «Le monde diplomatique» ouvre le bal sur la Toile. L'Histoire, avril, 4.
  28. Там же.
  29. Laurens H. (1991) Les aléas de l'hégémonie américaine au Proche-Orient. Le Monde diplomatique, jul., p. 15.
  30. Prunier G. (1993) L'inconcevable aveuglement de l'ONU en Somalie. Le Monde diplomatique, nov., p. 7.
  31. Lapitz P. (1993) Un instrument de l'hégémonie américaine. Le Monde diplomatique, nov., p. 13.
  32. Plenel E. (1998) Le faux procès du journalism. Le Monde diplomatique. fév.
  33. Aguirre M. (1996) L'OTAN au service de quelle sécurité? Le Monde diplomatique, avril, p. 11.
  34. Colombani J.-M. (2001) Nous sommes tous Américains. Le Monde.
  35. Ramonet I. (2001) L'adversaire. Le Monde diplomatique, oct.
  36. Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/ANTIGLOBALISTSKOE_DVIZHENIE.html?page=0,1 (дата обращения: 05.10.2016).
  37. Costemalle O. (2006) Attac diplomatique à la direction du «Monde diplo». Liberation, jan., 7.
  38. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» Д. Видалем.
  39. Propaganda in the free press: an interview with Edward Herman. Third world traveler (2003). Режим доступа: http://www.thirdworldtraveler.com/Propaganda/Propaganda_Free_Press.html (дата обращения: 05.10.2016).
  40. Association pour le controle de la diffusion des medias. Режим доступа: http://www.ojd.com/adherent/3158 (дата обращения: 05.10.2016).
  41. Интервью автора с бывшим заместителем главного редактора «Монд дипломатик» Д. Видалем. 2014.
  42. Halimi S. (2010) Указ. соч.
  43. Там же.
  44. Les comptes du « Monde diplomatique» en 2014. Режим доступа: http://www.monde-diplomatique.fr/2015/11/A/54153 (дата обращения: 05.10.2016).
  45. Там же.
  46. Zajec O. (2013) Cinglante débâcle de la diplomatie française. Le Monde diplomatique, oct., pp. 16−17.
  47. Malachenko A. (2015) Le pari syrien de Moscou. Le Monde diplomatique, nov., pp. 6−7.

 

Библиография

Захарова М.В. «Тан» качественная газета Франции в период Третьей Республики (1870−1940 гг.) // Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Фак. журн. МГУ, 2015. С. 105–133.

Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире. М.: МедиаМир, 2014.

Шарончикова Л.В. Пресса Франции в условиях финансово-экономического кризиса (2008 год) // Медиаскоп. 2010. Вып 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/578 (дата обращения: 05.10.2016).

 

Eveno P. (2001) Le journal «Le Monde»: une histoire d'indépendance. Paris: Editions Odile Jacob.

Eveno P. (2005) Claude Julien (1925−2005). Hermès: 43: 201−203.

Ghiles-Meilhac S. (2006) Le Monde Diplomatique et Israël 1954−2005. Histoire moderne de l'État juif à travers un journal français de référence. Paris: Éditions Le Manuscrit.

Halimi S. (1997) Les Nouveaux chiens de garde. Paris: Editions Raisons d'Agir.

Rabadan-Lopez P. (2011) Strategic development of political specialized magazines. The case of Le Monde diplomatique. Cardiff: Cardiff University Publ.