Ссылка для цитирования: Гасанов Н.А. Возможности гражданской журналистики в новых медиа в решении социальных проблем // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2261
© Гасанов Нариман Арифович
соискатель кафедры международной журналистики СПбГУ, руководитель проектов Компании ЗАО «ЦАФА «Гермес» (г. Санкт-Петербург, Россия), sn_a_82@mail.ru
Аннотация
В статье анализируется современная практика гражданской журналистики, направленной на актуализацию или решение социально значимых проблем с использованием интерактивных технологий. Участие граждан в самоорганизации рассмотрено с позиции медиатизации социально-политических процессов и ее особенностей в интерактивной интернет-среде. Исследование российской блогосферы показало, что интерактивная интернет-среда представляет наибольший потенциал для развития различных форм «гражданской журналистики» (в которой заняты преимущественно представители аудитории) и «журналистики участия» (зона социально активных журналистов) в любых масштабах − от индивидуальных выступлений до больших коллективных проектов.
Ключевые слова: интерактивные технологии, медиатизация, гражданская журналистика, блогосфера.
Введение
Актуальность исследования социальной проблематики в российской гражданской журналистике продиктована тем, что масштаб аудитории активных, но непрофессиональных исследователей действительности растет в сравнении с традиционными СМИ. Помимо роста стоит отметить и значение социального эффекта, который возникает по результатам выступлений гражданских журналистов в Интернете.
Исторически в российской медиасфере самыми влиятельными для аудитории и показательными, с точки зрения освещения социальной проблематики и организации социальных акций в режиме офлайн, стали блогеры, изначально пользователи «Живого Журнала». Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось подъемом «дневниковых» активистов; после закрытия рейтинга блогов на «Яндексе» в 2009 г. и расцвета социальных сетей в 2007−2010 гг. популярность блогеров на традиционных платформах пошла на спад. Но смена интернет-платформ в целом не повлияла на то, как блогеры могут влиять на медиаконструирование социальной реальности. Площадок стало больше, однако суть деятельности сводится к следующим традиционным вещам: информированию аудитории о текущих социальных проблемах, аналитической работе по выявлению причин и следствий социальных проблем, предложений решений/конкретных действий и их организации.
Одним из важнейших наблюдений, которые необходимо осмыслить с позиций политической коммуникации в публичной сфере, является нарастание интенсивности взаимодействия представителей власти с активными блогерами – лидерами мнений. Только за последние два года были высказаны предложения в адрес крупнейших блогеров по совместной работе в сфере противодействия экстремизму и продвижению внутреннего туризма. Помимо взаимодействия с политиками, значимым изменением можно считать взаимодействие независимых блогеров с коммерческими структурами и слияние индивидуальной социальной ответственности активистов Интернета с политикой социальной ответственности корпораций. Все эти актуальные наблюдения привели автора к анализу конкретных кейсов российской блогосферы.
От гражданина виртуальной среды – к гражданину реального общества
Участие граждан в социально-политических процессах представляет собой важный компонент современной политической системы и охватывает как институциональные, так и организационные компоненты современного политического процесса, способствуя воспроизводству институциональной среды и появлению новых организационных форм, обеспечивающих связь между властью и обществом. Интерактивное медиаконструирование социально значимой проблематики не может быть осуществлено без развития новых форм гражданского участия.
Однако гражданское участие в постсоветской России носит размытый и неструктурируемый характер, который усиливает отчуждение между властью и обществом. Перспективы гражданского участия во многом связаны с двумя взаимодополняющими факторами: во-первых, с развитием институциональной среды, расширяющей радиус доверия, поддерживающей стабильные и прозрачные «правила игры» и стабилизирующей социальные взаимодействия; и, во-вторых, с созданием организационных предпосылок взаимодействия граждан друг с другом и с органами власти и управления в обсуждении и разрешении социально-значимых проблем.
Одной из ключевых причин, блокирующих гражданское участие в российском обществе, является слишком слабая уверенность граждан в социальной эффективности своего участия. Поэтому роль интерактивной медиасреды, которая интегрирует сетевую самоорганизацию граждан вокруг социально-значимой проблематики, в развитии социального и политического участия оказывается принципиальной. Это тем более можно отнести к России, где существует явный институциональный дефицит, а традиционные формы социальной интеграции либо разрушены, либо демонстрируют свою неэффективность (Гудков, Дубин, 2007).
Новый тип сетевых социальных интеракций возникает сегодня в Интернете, где многочисленным случайным социальным контактам, возникающим на форумах и онлайн-конференциях, в чатах и блогах, придаются черты устойчивой коммуникации, которая формирует целые онлайн-сообщества. Ранее представить себе столь широкие и многообразные сетевые сообщества было практически невозможно.
Особенности постсоветской трансформации российского общества, связанные с очевидными тенденциями социальной «атомизации», выражающимися в катастрофическом разрыве социальных связей, разрушении структур доверия на фоне слома институциональной среды, требуют поиска новых подходов к решению проблемы социальной интеграции и созданию качественной институциональной среды. Переключение методологии и логики анализа этих тенденций в ракурс теории сетей здесь оказывается наиболее полезным. Согласно логике сетей, «атомом» общества является не индивид, а «сообщение», которое представляет собой основу коммуникаций, лежащих в основании социальных явлений. Именно сообщения определяют формы социальных образований и легитимизируют субъектов коммуникаций, укрепляя связи между ними.
Отсюда существенные возможности сетей в развитии гражданской самоорганизации и накапливании социального капитала. Изучая воздействие современных сетевых технологий на социальный капитал, Н. Бритвин (2008: 49), например, выявляет два основных направления такого воздействия: расширение возможностей личности по установлению и поддержанию коммуникаций и упрощение формирования новых сообществ за счет роста количества и масштабов коммуникаций в различных секторах жизни общества.
В условиях российского политического транзита, сопровождающегося размыванием институциональной среды, «атомизацией» общества, кризисом легитимности власти, апатией, низкой гражданской активностью, сокращением радиуса доверия (в том числе и к массмедиа), ростом конфликтов между явными и скрытыми группами интересов, модель «совещательной демократии» (анализ модели совещательной демократии подр. см.: Benhabib, 1996; Cohen, 1989; Dryzek, 1990; Gutmann, Thompson, 1996; Habermas, 1996) могла бы представить убедительные ответы на перечисленные выше вызовы и выявить возможности новых (непатерналистских и немобилизационных) форм гражданского участия.
Эта модель интегрирует два уровня анализа политического процесса: анализ институтов и публичной сферы, в которой реализуются политические действия, согласуются интересы, ведется борьба различных политических сил и групп гражданского общества.
Наиболее показательный пример роли интерактивной медиасреды в развитии гражданского участия – формирование сетей неправительственных организаций, имеющих сетевую природу, преодолевающую государственные границы. Эти структуры интегрируют те пласты общества, которые ориентируются на унифицированную систему общественно-политических ценностей (что вовсе не предполагает стирание культурных различий и самобытности).
Развитие гражданского участия в медиаконструировании социально значимой проблематики основывается на следующих принципах:
Необходимая для развития гражданского участия реализация каждого из перечисленных принципов в российских условиях сталкивается с существенными проблемами, которые связаны с исторически длительным доминированием патерналистской модели взаимодействия между властью и обществом. Длительный период существования самодержавного типа власти предопределил тот факт, что этот тип организации государственно-властных отношений и сегодня часто воспринимается в качестве базовой конструкции национальной идентичности.
Отсюда доминирование в политическом участии государственно-мобилизационных форм над автономными формами гражданского участия. Однако суть происходящих в постсоветский период политических трансформаций состоит в создании условий для развития автономного гражданского участия, наиболее адекватного в обществе «сетевого индивидуализма».
Роли пользователей Интернета в рамках гражданской активности
Гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью − ее можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Цель такого участия аудитории в журналистской деятельности – предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиями демократического общества (Решетников, 2015). Именно такое понимание гражданской журналистики, в противовес «журналистике участия» (когда активным гражданином становится профессиональный журналист), используется в данном исследовании.
Гражданская журналистика именно в интернет-среде отличается рядом качественно новых характеристик по сравнению с «досетевым» активизмом граждан.
Помимо характеристик функционирования гражданской журналистики, по результатам осмысления практики в теории были сформулированы роли активных пользователей Интернета. Так, исследователь Л. Браславец (2010) выделила роли авторов сообщений (это пользователь-публикатор, очевидец, ретранслятор, републикатор, коллектор, организатор/координатор, комментатор, эксперт, сатирик, публицист) и роли пользователей (реципиент, коммуникатор, комбинатор). В результате выявления ролей исследователь сделала вывод о том, что трансформация ролевого поведения автора и представителя аудитории в сервисах социальных сетей, по сравнению с традиционными СМИ (включая онлайновые), весьма значительна. Описанные роли обозначают сложный и диверсифицированный алгоритм включения пользователя в пространство гражданской журналистики в Интернете, отличный от классической дихотомии «автор – читатель».
Исследователи А.А. Гнедаш и Н.А. Рябченко (2014) предложили более компактную классификацию пользователей в Интернете, которые способны включаться в пространство гражданской журналистики. В общем виде границу online-социальной сети или online-сетевого сообщества, пишут они, формирует определенный смысловой концепт, разделяющийся участниками online-пространства и определяющий типы пользователей, составляющих online-социальную сеть:
«Лидеры мнений» запускают волновые эффекты распространения информации и, как следствие, изменяют информационно-новостное поле. К «лидерам мнений» можно отнести активных авторов, то есть, в нашем случае, блогеров, которые запускают информационный импульс по поводу социально значимой проблемы. «Сенсоры» − это пользователи, собирающие значимую информацию в рамках того или иного смыслового концепта, которые составляют контекст той информации, которую вносят «лидеры мнений». К таким представителям интернет-пространства можно отнести пользователей, которые включаются в дискуссии, подписание петиций, проведение общественных расследований, становятся авторами вики-страниц и др. «Реализаторы» − пользователи, которые технологически запускают «блоговолну», то есть копируют и распространяют значимую информацию о социальной кампании с комментариями или без, при этом роль «реализатора» может быть выбрана пользователем как сознательно, так и нет.
«Читатели» составляют большинство. Особенность этих пользователей заключается в том, что они постоянно находятся онлайн и практически не генерируют публичных сообщений. Однако при определенных условиях эти пользователи могут изменить свою роль на «реализатор». По сути основная работа «лидеров мнений» и «реализаторов» заключается в пробуждении таких спящих масс и мобилизации их на активные социальные действия. В качестве «репутационных игроков» выступают представители бизнеса и власти. Чаще всего они входят в сообщество или присоединяются к социальной кампании в тот момент, когда популярность сообщества достаточна высока. Представители бизнеса становятся «репутационными игроками» для того, чтобы реализовывать проекты корпоративной социальной ответственности, социальных инвестиций, корпоративного гражданства, которые появляются вследствие поведенческой стратегии разумного эгоизма (еnlightened selfinterest).
Меняющиеся роли пользователей Интернета, в конечном счете, влияют на границы профессионального журналистского пространства. На практике это ведет к тому, что читатели становятся партнерами журналистов и журналисты вовлекаются в решение проблем. Исследователи считают, что такая ситуация приводит к порождению новой модели журналистики, основанной на принципе журналистики как общественного блага (Хлебникова, 2011).
Социальная проблематика в российских блогах
Привлечение гражданских журналистов к деятельности СМИ по освещению социальных проблем не нова, ведь в традиционных газетах и журналах читатель нередко становился первым источником информации. Механизм задействования аудитории в производстве контента в этом смысле мало изменился – самым интересным сюжетам просто предоставляется место для более широкой аудитории. Однако в случае с блогами авторы текстов минуют этап взаимодействия с журналистами и занимают их место в цепочке обратной связи власти и общества. В рамках данного исследования мы выделили наиболее значимые проблемы, которые вызывали пики гражданского активизма в блогосфере (см. табл.).
Таблица. Классификация проектов гражданской журналистики по проблематике
Проблематика |
Проект |
Масштаб |
Особенности |
Экология |
«Блогеры против мусора» |
16 000 блогеров В ходе работы было собрано более 200 тонн мусора, проект получил премию «Ротор 2011» в номинации «Мероприятие года» |
Из регионального проект стал федеральным |
Здоровье |
«Блогеры против курения» |
100 бросивших курить |
|
Детство |
«Блогер за кассой» |
4 блогера в Калининграде и, как минимум, 1 в Екатеринбурге |
Социальная программа компании HEINEKEN |
«Мама, закрой окно» |
─ |
Волгоград, региональная акция |
|
«Блогеры − школьникам Донбасса» |
Собрано 76 тонн груза |
Тульская область |
|
Городская среда и туризм |
Велопробег «Я люблю Москву!» |
200 км маршрута |
Инициатива столичных блогеров. |
«Речной субботник» для блогеров |
─ |
Организатор − Государственный природный заповедник «Хакасский» |
|
Помощь незащищенным слоям населения |
«Подари дрова!» |
Собрано около 1 млн рублей, дровами обеспечено 163 дома. Также 101 семья ежемесячно получает продуктовые наборы |
Волонтёрское движение «Важное дело», Тверская область. |
«Из социальной сети – в социальную работу!» |
Известно об одном блогере, принявшем участие в акции |
Инициатор − Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
|
«Тула − ветеранам Донбасса» |
5 этапов, в рамках каждого собрано около 40 тонн продуктов |
К блогерам подключились депутаты и чиновники |
|
Другое |
Социальные эксперименты – «Макс Браун»; «Ракамакафо» |
Например, «Реакция людей на селфи» и «Потерянный кошелек». |
Самые популярные пранкеры России Rakamakafo, лауреаты «ТОП 50» 2015 г. совершили движение от социальных видеоисследований того, помогут ли прохожие упавшему на улице человеку или жертве изнасилования, к роликам-расследованиям |
|
«Блогер меняет профессию» |
Нет данных |
Сотрудники полиции пригласили блогеров посмотреть на работу полиции изнутри (межмуниципальное управление МВД России «Оренбургское») |
Крупнейшим социальным проектом блогосферы стала акция «Блогеры против мусора». Это первая акция в 2011 г. более чем в 120 городах России, собрала под своей эгидой 16 000 активных представителей блогосферы и социальных сетей. Вместе с ними на уборку мусора во дворах и парках вышли представители культуры и бизнеса, общественные деятели, молодежь и пенсионеры. В ходе работы было собрано более 200 тонн мусора, проект получил премию «Ротор 2011» в номинации «Мероприятие года», а журнал «Русский Репортер» включил идейного вдохновителя акции Сергея Долю в список 100 самых авторитетных людей России. Проект получил масштабное освещение как в блогосфере, так и в СМИ.
Закономерен для российской действительности тот факт, что активистов и аудиторию в большей степени интересуют проекты, связанные с помощью детям, пожилым, ветеранам или незащищенным слоям населения. В результате масштабного освещения акций в СМИ происходит разрешение ситуации в социальном пространстве. Например, участники петербургского сообщества молодых родителей littleone «достучались» до губернатора Петербурга, в результате чего был принят закон об ужесточении условий содержания собак бойцовых и сторожевых пород. Другими важными темами являются развитие городских пространств, вопросы здоровья и здорового образа жизни. В последние несколько лет популярными стали видеоблогеры, которые проводят социальные эксперименты. Одним из самых популярных у аудитории стало исследование «Человеку плохо», в рамках которого один из блогеров изображал человека, которому резко становится плохо на улице, вызывая у проходящих мимо людей ответную реакцию, а второй записывал эксперимент на видео (эксперимент проводился в России и в США). В таком формате не подразумевается прямая помощь или организация социального действия в реальности, однако реакция на подобные социальные эксперименты оказывается масштабной, поскольку они обнажают глубину общественных проблем. Например, авторы экспериментов утверждают, что можно говорить о различии поколений в реакциях на агрессивное поведение в публичном пространстве: люди моложе 30 лет оказались более безразличными, чем более старшие поколения.
Важный эффект социальных акций в блогосфере заключается в стимулировании реакции со стороны власти. Журналисты, анализируя публичность блогосферы, подчеркивают, что «власти не просто так модерируют блогосферу: они действительно нуждаются в получении адекватной информации через альтернативные каналы связи с обществом»1. От мониторинга блогосферы представители власти перешли к активному освоению пространства, выступая инициаторами проектов и побуждая самих блогеров к активным действиям. Коммерческие предприятия сотрудничают с блогерами в рамках программ социальной ответственности (табачные производители борются с курением, производители алкоголя предотвращают продажи детям и т.п.). В последние несколько лет блогеры привлекаются к добровольной помощи в деятельности государственных учреждений. Например, Ростуризм заявил о намерении привлечь блогеров для продвижения внутреннего туризма в Интернете и социальных сетях, а антитеррористическая комиссия – в работе по профилактике терроризма в Интернете. Летом 2015 г. состоялся круглый стол, объединивший депутатов и популярных блогеров на тему «Как прийти к суверенитету, используя Интернет и блогосферу». По итогам встречи один из участников встречи Виктор Пешков (блогер gmorder) предложил создать сообщество национально-ориентированных блогеров.
Важно отметить, что блогосфера представляет собой не только и не столько пространство спланированных акций, сколько для спонтанного возникновения общественной реакции по поводу сообщения. Исследование не включает количественный анализ соотношения спланированных и спонтанных социальных акций в блогосфере, тем не менее следует выделить их особую роль для активизации обратной связи между властью и обществом в пространстве массовых коммуникаций. Показательна история врача-хирурга ожогового центра НИИ им. Склифосовского, который в своем блоге поделился проблемой нехватки медицинских материалов, и за сутки аудитория сообщения расширилась от администрации больницы до жителей других регионов, которые немедленно приступили к сбору денежных средств.
Наконец, социальная активность в блогосфере демонстрирует то, что инструменты воздействия на социальную среду не зависят от профессионализма авторов сообщений. Показателен пример перехода журналистов, создавших благотворительный проект «Нужна помощь», которые работали с аудиторией в формате блога и на открытых блоговых площадках, придя в итоге к собственному социальному СМИ «Такие дела». За время работы проекта с 2012 по 2015 гг. было собрано более 50 млн рублей, выпущено более 90 публикаций о социально значимых проектах и проблемах, оказана помощь и поддержка более чем 55 благотворительным системным проектам. В описании своей миссии профессиональные журналисты делают акцент на действии, которое совершается через слово: «Нам надоела ситуация, когда журналисты пользуются тяжелым положением людей для собственной выгоды и не приносят никакой пользы своей публикацией»2.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Интернет-среда и, в частности, блогосфера демонстрируют наибольший потенциал для развития различных форм «гражданской журналистики» (в которой заняты преимущественно представители аудитории) и «журналистики участия» (зона социально активных журналистов) в любых масштабах − от индивидуальных выступлений до больших коллективных проектов.
Блогосфера выступает пространством открытого диалога для интернет-пользователей, выступающих в различных ролях, профессионального сообщества журналистов, власти и широкой «пассивной» аудитории. Инициатором диалога при этом становятся не только блогеры, но и представители власти и бизнес-структур, использующие пространство блогов для стратегических коммуникаций.
Социальная проблематика российских блогов охватывает широкий спектр социальных проблем, в котором ключевое место отводится детям, пожилым людям и незащищенным слоям населения. Инструменты, используемые в медиаконструировании социальной повестки, эволюционировали от записи в блоге до сложных видеоблогов и самостоятельных социальных СМИ.
Примечания
Библиография
Браславец Л. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей // RELGA. 2010. № 13(211). Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2714&level1=main&level2=articles
Бритвин Н.И. Социальные сети как прообраз общественного устройства // Власть. 2008. № 1. С. 45−49.
Гнедаш А.А., Рябченко Н.А. Конструктивные и деструктивные социально-политические практики в online-пространстве современной России: «фейлы», «кейсы», «механики» // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 40−54.
Гудков Л., Дубин Б. Посттоталитарный синдром и апатия масс // Пути российского посткоммунизма: Очерки. М.: Изд-во Р. Элинина, 2007. С. 8−63.
Решетников Д. Гражданская журналистика и интернет-СМИ: подходы к постановке проблемы // RELGA. 2015. № 7(295). Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4274&level1=main&level2=articles
Хлебникова Н.В. Общественные инициативы в медиапространстве гражданской журналистики: дис. … канд. филол. наук. М., 2011.
Benhabib S. (1996) Towards a Deliberative Rationality and Models of Democratic Legitimacy. In: Benhabib S. (ed.) Democracy and Difference: Contesting the Boundaries of the Political. Princeton: Princeton Univ. Press, pp. 67–94.
Cohen J. (1989) Deliberation and Democratic Legitimacy. In: Hamlin A., Petitt P. (eds.) The Good Polity. London: Blackwell, pp. 17−34.
Dryzek J. (1990) Discursive Democracy. Cambridge: Cambridge Univ. Press.
Gutmann A., Thompson D. (1996) Democracy and Disagreement. Cambridge (Ma): Harvard Univ. Press.
Habermas J. (1996) Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge (Ma): MIT Press.