Languages

You are here

Частное и общественное телевидение Греции в годы финансового кризиса (2009−2016 гг.)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Плехова О.В. Частное и общественное телевидение Греции в годы финансового кризиса (2009−2016 гг.) // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2206

 

© Плехова Ольга Владимировна

соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), olplekhova@yandex.ru

 

Аннотация

Греческие СМИ не только не избежали кризиса, ударившего по экономике и обществу Греции, но и стали его наглядной иллюстрацией. В статье рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются греческие телеканалы национального вещания в годы кризиса, о способах их преодоления и адаптации к существованию в условиях значительного сокращения рекламного рынка и снижения финансирования; также дается краткий обзор «кризисной» программы передач.

Ключевые слова: Греция, финансовый кризис, частное телевидение, общественное телевидение, ЕРТ.

 

Экономический кризис, ударивший по Греции в конце 2000-х гг., глубоко затронул все аспекты общественной жизни, не оставив в стороне и СМИ. Более (и очевиднее) всего кризис отразился на греческом телевидении. Уменьшение доходов от рекламы, увольнение журналистов, закрытие каналов, изменения в контенте телепередач − лишь немногие его последствия, которые продолжают ежедневно изменять расстановку сил на телевизионном рынке Греции.

В рамках данной статьи автор делает попытку проиллюстрировать такие изменения. На момент написания статьи единственная попытка осмыслить с научной точки зрения сложные и многосторонние связи СМИ и экономического кризиса была предпринята коллективом греческих авторов в работе под названием «Кризис и СМИ» (Πλειός (επιμ.), 2013), тем не менее таким вопросам, как организация и экономика греческого телевидения, посвящено немалое количество исследований. В частности, Н. Смирнэоса (2010), Г. Пасхалидиса (2005), С. Папатанасопулоса (1993, 1997), М. Комнину (2001), Т. Карзиса (1981), Т. Дулкери (1999), И. Вову (2010, 2013) и, конечно же, С. Кастораса (1990, 1994), которого можно смело назвать одним из основных теоретиков в области организации телевидения в Греции. Изучая эти исследования, безусловно, нельзя не заметить расхождения во мнении греческих и отечественных исследователей1.

Поэтому задачи автора заключаются не только в том, чтобы дать читателю краткое представление о расстановке сил на телевизионном рынке Греции на начало финансового кризиса в стране и показать, как она меняется в условиях ограниченного финансирования и резкого снижения доходов от рекламы, но и показать, как повышенная конкуренция и борьба за рекламодателя в действительности сказывается на качестве телепрограмм коммерческих каналов. Для этого автору представляется важным проанализировать контент телевизионных передач в годы кризиса, чтобы проследить качественные изменения в нем и выявить общие тенденции и характеристики. Также в задачи автора входит рассмотреть преобразования, происходящие с общественным вещателем в годы кризиса2.

Данные задачи достигаются методом анализа и систематизации объемного эмпирического материала, состоящего преимущественно из публикаций в греческих печатных СМИ и медиаресурсах. Особое внимание уделяется методам описания и обобщения, что помогает дать максимально полную картину процессов, протекающих в греческих визуальных СМИ национального вещания в годы кризиса. Автор считает, что собранные и представленные в статье статистические и аналитические данные будут полезны для будущих теоретических исследований на тему СМИ в период кризиса, а также исторических исследований аудиовизуальных СМИ в Европе.

Для понимания изменений, происходящих на телевизионном рынке Греции в годы кризиса, представляется важным обозначить расстановку сил на нем до начала кризиса.

После принятия закона 1866/19893, разрешавшего частное телевидение, к началу 1990-х гг. в Греции сложилась система телеканалов национального вещания, которая состояла из трех каналов общественного телевидения (ЕТ1, ЕТ2 и ЕТ3)4, двух крупных частных (Mega и ANT1)5, нескольких более мелких частных (Star Channel, Alpha6, Alter, Skai) телеканалов и более сотни каналов местного вещания7. Неоправданно большое число телеканалов сосуществовало в условиях очень маленького рынка с ограниченными возможностями8, и кризис лишь ускорил процесс «естественного отбора».

До начала экономического кризиса крупные частные телеканалы традиционно инвестировали в информационные и развлекательные передачи: так, канал Mega всегда отдавал предпочтение комедийным и драматическим сериалам, которые имели особый успех9, а ΑΝΤ1 делал ставку на ежедневные телесериалы Никоса Фосколоса. В эфире более мелких частных телеканалов преобладали художественные фильмы, иностранные телесериалы и информационные телепередачи, основным жанром которых были ток-шоу, которые постепенно вытеснили журналистские расследования.

Частные телеканалы составляли серьезную конкуренцию общественному вещателю ЕРТ, значительно снизив с момента своего появления его рейтинг. Так, в октябре 1989 г., ЕРТ1 отдавало предпочтение 37,7% зрительской аудитории, ЕРТ2 − 24,3% (Πασχαλίδης, 2005: 180), а с появлением частного телевидения крупнейшие частные телеканалы Mega и ANT1 получили доли свыше 30% (Παπαθανασόπουλος, 1994: 270). В результате этого ЕРТ потерял большую часть доходов от рекламы и свои лучшие кадры, которые перешли на частные телеканалы, предложившие им лучшие условия труда и более высокие гонорары. В условиях жесткой конкуренции с частными телеканалами в конце 1990-х гг. ЕРТ предпринял ряд успешных мер по улучшению позиций своих телеканалов.

В первые годы нового тысячелетия проиcходил постепенный рост доходов и влияния телекомпаний, который оборвался с наступлением в стране экономического кризиса. Экономический кризис стал причиной их резкого падения не только в экономическом плане, но и с точки зрения социального влияния10. Средства массовой информации Греции более, чем любая другая отрасль, отражали общество, в котором они функционировали: общество чрезмерного потребления и главный доход компаний отрасли всегда основывались на потреблении − это был доход от рекламы. За десятилетие с 1998−2007 гг. реклама в греческих СМИ увеличивалась в среднем на 8% в год и достигла «потолка» в 2007 г., 2008 г. оказался годом «застоя», а 2009 г. уже принес «свободное падение». Падение продолжилось и в последующие годы. Доходы греческих СМИ от рекламы и их динамика с 2002 до 2012 гг.11 для наглядности демонстрируются в таблице 2.

Таблица 1. Доходы греческих СМИ от рекламы в 2002−2012 гг. (в млн евро)

Год

Газеты и журналы

Радио

Телевидение

Всего

2002

857

88

713

1658

2003

988

99

721

1808

2004

1156

116

771

2043

2005

1293

114

785

2192

2006

1430

119

794

2343

2007

1548

166

942

2656

2008

1592

215

862

2669

2009

1332

166

715

2213

2010

1180

124

583

1887

2011

940

88

566

1594

2012

608

64

469

1141

Источник: Αναζητώντας παλιές δόξες: τα ελληνικά ΜΜΕ, το κοινό, το περιεχόμενο και η κερδοφορία τους, Η εφημερίδα των Συντακτων. 15.12.2013. Режим доступа: http://archive.efsyn.gr/?p=159547

 

Очевидно, что падение доходов от рекламы было обусловлено общим спадом потребления в условиях кризиса. «Контрольным выстрелом» по рынку телевизионной рекламы стало введение с 1 января 2011 г. дополнительного налога на телевизионную рекламу в размере 20%. Резкое снижение доходов от рекламы неизбежно привело к потребности снижения телекомпаниями расходов. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве телевизионного контента, что особенно заметно, если изучить программу передач: в годы кризиса греческие телеканалы больше предпочитают однородность и сходство своих программ и не стремятся к уникальности. Программа практически всех крупных телеканалов национального вещания в годы кризиса строится по следующему «рецепту».

Иностранные телесериалы. Крупнейшие телеканалы Греции − Mega и ANT1, традиционно славившиеся собственными телесериалами, − в годы кризиса прекращают съемки по причине высоких затрат и транслируют иностранные «мыльные оперы», отдавая предпочтение дешевым латиноамериканским12 и турецким13 телесериалам.

Конкуренцию в заполнении прайм-тайма дешевыми телесериалами им составляет еще один «гигант» − телеканал Star. Хотелось бы отметить странное явление: «благодаря» кризису начинается сближение двух враждебных культур − греческой и турецкой. Дешевые турецкие телесериалы буквально заполнили греческий прайм-тайм и пользуются большой популярностью у греческой аудитории, собирая большое количество поклонников14. Несмотря на отдельные протесты, культурологи и политики в целом положительно оценивают данное влияние, которое, как предполагается, способно сломать сложившиеся за века турецкого владычества стереотипы о турецкой нации и в результате сблизить народ двух враждующих испокон веков стран.

Обсуждения. В большинстве информационных передач преобладает диван или стол, вокруг которого приглашенные делятся мнениями по разным вопросам. Критики называют это явление «болезнью клуба разговоров» и «социальной болтовней». Подобные передачи распространены в кризисные годы на греческих телеканалах и призваны заменить собой полноценное информирование15.

Полное отсутствие детских передач. Из эфира телеканалов полностью исчезают детские программы, и маленькие телезрители вынуждены смотреть передачи для взрослых. Согласно данным AGB дети по причине отсутствия детских передач смотрят мыльные оперы, которые транслируются в детские часы16. Некоторые каналы утверждают, что у них в программе есть передачи для детей, но на поверку этими передачами оказываются американские и японские мультфильмы, полные насилия. Эти передачи не выполняют никакой образовательной роли. Критики с горечью признают, что высококачественные передачи для детей остались в далеком прошлом17.

Чтобы продемонстрировать, что это явление «кризисное», достаточно привести данные исследований компании AGB. Согласно этим данным, доля детских передач в эфире телеканалов стремится к нулю. Единственным телеканалом, оставшимся верным детской аудитории, оказался телеканал ET1 общественного телерадиовещания, который продолжает уделять молодой аудитории ту же долю эфирного времени, что и раньше (см. табл. 3).

Таблица 2. Доля детских передач на телеканалах (в %)

Телеканал

Декабрь 2010

Mega

0*

ANT1

0,1**

ET1

13,1***

Alpha

0,1

SKAI

0

ET3

0,2

Alter

7,7

 * Для сравнения, в 1997−1999 гг. доля детских передач на канале составляла 6,1−7,3%.
** В 1997−1999 гг. доля детских передач на канале составляла 6,7−6,9%.
*** В 1997−1999 гг. доля детских передач на канале составляла 11,8−14,5%.

Источник: данные исследований компании AGB Nielsen Media Research (ΤV: H μαύρη τρύπα της παιδικής ζώνης, εφ. Μακεδονία. 12.12.2010).

 

Телевизионные игры. Телевизионные игры, от которых когда-то отказались телеканалы, получают «вторую жизнь». Телеканалы вновь открывают свои полупустые сейфы, несмотря на финансовый кризис, чтобы повысить свою популярность у зрительской аудитории. При этом у них нет отбоя от зрительских заявок на участие, только телезрители на сей раз ожидают не славы, а получения наличных средств. Для большинства участников это единственная надежда выйти из финансового тупика и погасить долги. Большую часть участников составляют безработные молодые люди с высшим образованием, домохозяйки, студенты, государственные служащие и пенсионеры.

Так, между собой конкурируют возобновленная телеигра Deal с Христосом Ферендиносом на канале ANT1, где еженедельно разыгрывается 150 тыс. евро, и новая телеигра Money Drop с Григорисом Арнаутоглу на канале Mega с «бюджетом» 300 тыс. евро в неделю.

Реалити-шоу. Право на существование в годы кризиса получают телепередачи, отвечающие двум условиям: 1) не требуют больших затрат на производство и 2) привлекают большое число телезрителей. Классическим вариантом таких передач являются реалити-шоу. На греческом телевидении появляется великое множество лайв-шоу с участием домохозяек, поваров-любителей, моделей, фермеров и т.п. Поэтому большая доля эфирного времени отводится именно им. Еще одной причиной для расцвета реалити-шоу становится разрешение на косвенную рекламу. В соответствии с Указом Президента № 109, опубликованным в «Правительственной газете», дается «зеленый свет» косвенной рекламе18, с почти годовой задержкой после опубликования соответствующей европейской директивы19. Это оказывается хорошим подспорьем для телеканалов в условиях борьбы за рекламу, но это также подразумевает и то, что телеканалы подходят к выбору своих передач с учетом этого нового критерия. То есть выбираемые программы должны быть пригодны для размещения косвенной рекламы. Так иронически описывает ситуацию газета «Катимерини» (Καθημερινή): «Какие продукты могут быть "помещены" в сериал "Остров"20, ведь в те времена на Спиналоге люди не знали о мобильных телефонах21, ноутбуках и колготах для массажа? Исторические сериалы потеряны для рекламы»22. Зато косвенная реклама вполне гармонично вписывается в реалити-шоу и в так называемые передачи real life. Все, что нужно для дома, от электробытовых приборов до инсектицидов и маргарина, вмещается в такой формат передач, делая премиальной рекламной площадкой кулинарные передачи и реалити-шоу типа «Одинокий фермер ищет...».

Реалити-шоу кризисного периода можно условно разделить на несколько категорий.

Кулинарные реалити-шоу. Самым успешным из них стало Master Chef с Евгенией Манолиду на телеканале Mega. Финал передачи, в ходе которого был оглашен победитель, собрал 60,7% зрительской аудитории23. Конкуренцию ему составило созвучное шоу на канале ANT1 Top Chef с Илиасом Мамалакисом (18,1%24). Еще одно реалити-шоу подобного формата под названием «Кошмар на кухне» (Εφιάλτης στην Κουζίνα)25 с Гектором Ботрини на канале Alpha было омрачено самоубийством участника, который с целью спасения своей таверны пригласил телеканал, но результат не оправдал ожиданий. Это в очередной раз продемонстрировало общественности, что шоу подобного формата носят развлекательный характер только для аудитории, а для участников являются последней «соломинкой для утопающего».

Танцевальные и музыкальные реалити-шоу. Одно из популярнейших − Dancing with the Stars на канале ANT1, которое на протяжении 5 лет своего существования собирает 25−48% зрительской аудитории. Канал предлагает в качестве альтернативы песенное реалити-шоу Just the two of us, которому отдают предпочтение 23,3−29% телезрителей26. Телеканал Alpha также ищет музыкальные таланты в нескольких циклах шоу Greek Idol (до 27%)27 .

Прочие. Наиболее успешные − «Дом с начала» (Σπίτι από την αρχή)28, несколько циклов шоу о ремонте на телеканале Alpha, шоу знакомств на том же канале («Невеста для моего сына» (Μια νύφη για τον γιο μου), «Одинокий фермер ищет» (Αγρότης μόνος ψάχνει29), шоу The Real Housewife о частной жизни и ежедневных заботах шести известных греческих женщин и шоу «Не говори об этом невесте» (Μην το πεις στη νύφη)30 на телеканале ANT1.

Циклы передач на «кризисную тематику». В годы кризиса телеканалы делают ставку на циклы передач с актуальной «кризисной» тематикой. Так, небывалой популярностью у телезрителей пользуется цикл передач телеканала Alpha под названием «Прощай, Греция» (Αντίο Ελλάδα.), который «идет по следам тех, кто эмигрировал в поисках лучшей жизни», и цикл кулинарных передач телеканала Skai «Готовлю экономично» (Μαγειρεύω οικονομικά).

Необычный цикл передач социальной поддержки ввел в свою программу и телеканал Star. При рекордном проценте безработицы в стране, достигающей 53%, в сотрудничестве с судоходной компанией Louis Hellenic Cruises канал предлагает безработным в возрасте от 20 до 40 лет по предъявлению свидетельства безработного 50 бесплатных четырехдневных туров по греческим островам на двух человек с полной оплатой проживания и питания. Передача пользуется большим успехом у молодых безработных.

Еще одна актуальная передача, «Правдивые сценарии», появляется на канале общественного телевидения ΕΤ3. Ее цель − найти и показать организации и объединения, которые в разгар кризиса демонстрируют примеры натурального обмена или дают другие оригинальные идеи. Например, рассказывается об объединении Πελίτι из г. Драма, члены которого с 2002 г. обмениваются между собой услугами и продуктами собственного производства, такими, как оливковое масло, мясо, сыры, овощи, керамические изделия и животные, или об объединении «Оволос», состоящем из 5000 членов, которые продают и покупают услуги и продукты за «оболы»31.

Отсутствие «звездных» гостей. Большинство телеканалов не способны «потянуть» выступления в своем эфире звездных гостей. Согласно комментариям в прессе, помимо высоких затрат это могло быть воспринято обществом, переживающим годы кризиса, как провокация.

Новые лица. Еще одной характеристикой «кризисного» телевещания является предпочтение, отдаваемое молодым репортерам и неизвестным телеведущим, с которыми нет необходимости подписывать дорогостоящие контракты. Так, несмотря на общее негативное влияние на отрасль, кризис открывает дорогу молодым талантливым журналистам, желающим реализовать себя на этом поприще.

Только передачи, привлекающие рекламу. Способность телепередач привлекать рекламодателей является, пожалуй, самым главным критерием в период кризиса. В результате значительно беднеет программа утренних часов и выходных дней, так как большинство каналов считает эти часы невыгодными, поскольку доходы от рекламы несопоставимы с затратами на производство передач. Каналы бросают всю свою «тяжелую артиллерию» на прайм-тайм (с 21:00−24:00 ежедневно), который приносит относительную выгоду.

Повторы передач. Повторы старых передач и сериалов всегда были лучшим решением для каналов в летний сезон. Лучшим решением они стали и в кризисные годы. Кроме того существует негласная договоренность между каналами о том, чтобы раньше начинать и позже заканчивать летний сезон, телепрограмма которого состоит преимущественно из повторов.

Крупнейшие греческие телеканалы национального вещания в годы кризиса вынуждены в буквальном смысле бороться за выживание, прибегая к различным методам. К сожалению, не все телеканалы выходят из этой борьбы победителями, и на рынке телевещания в Греции в 2010−2015 гг. происходят постоянные перестановки сил.

Так, один из крупнейших телеканалов общенационального вещания, Alter32, несмотря на попытки удержаться на плаву, прибегает к повторам передач и «пропускает» регулярные выпуски новостей, но в 2011 г. все же объявляет себя банкротом. В 2012 г. телеканалу не удается выполнить главное условие для возобновления своей работы – выплатить задержанные зарплаты своим сотрудникам, и на протяжении всего 2013 г. вместо «белого шума» зрители видят на частотах канала цветную заставку с надписью: «Скоро снова рядом с вами». Здание телеканала было окончательно опечатано 11 октября 2013 г., и в настоящее время его передачи можно увидеть только в Интернете, где он вещает посредством web live streaming.

Два других крупнейших телеканала, Alpha и Star33, ранее конкурировавшие друг с другом, в попытке выжить в условиях экономического кризиса с июня 2010 г. начинают многоуровневое сотрудничество, заключающееся на начальном этапе в совместном использовании видеокамер, передвижных студий и пр., с возможностью дальнейшего сотрудничества на уровне конечного продукта34.

Большие изменения в годы кризиса претерпевает и общественное телерадиовещание.

Семь телевизионных каналов, двадцать девять радиостанций, 4547 сотрудников и накопленный долг в размере 110 млн евро − цифры, отражающие то, чем является в годы кризиса общественная телерадиокомпания ЕРТ.

С целью сокращения расходов в 2010 г. ЕРТ начинает массовые увольнения внештатного персонала, насчитывающего 1100 человек, что вызывает волну протестов и забастовок в рядах ЕРТ. Забастовки контрактников становятся регулярными, что почти полностью парализует работу информационного сектора. Это демонстрирует общественности и другим СМИ, что основной объем работы в телерадиокомпании с многотысячным персоналом выполняют именно внештатные сотрудники35. Помимо сокращений персонала в телерадиокомпании ЕРТ начинается «генеральная уборка»: тщательно пересматриваются контракты и расходы последних лет. В результате проверок в мае 2011 г. на скамье подсудимых оказываются 15 человек, 8 из которых занимают руководящие должности в телерадиокомпании36. Всего в результате проверок, проведенных в ЕРТ, в прокуратуру передано 21 дело.

В попытке вернуть утраченное доверие зрительской аудитории к общественному телерадиовещанию, которое по причине скандалов, неоправданных расходов и высоких зарплат некоторых сотрудников уже долгое время находится «под прицелом» других СМИ, министр культуры и туризма Павлос Геруланос заявляет о намерении понизить абонентскую плату в целях «правильного функционирования ЕРТ». Это заявление вызывает большой резонанс в обществе: одни предлагают полностью упразднить абонентскую плату, другие − передавать ее не ЕРТ, а в счет выплаты государственного долга.

На тему абонентской платы и доходов ЕРТ ведутся споры, в результате которых принимается решение о выходе общественного телерадиовещания с рекламного рынка. Во многом к такому решению подталкивает то, что в 2010 г. доход от рекламы составляет всего 2% от доходов ЕРТ, при этом телекомпания с целью привлечения рекламодателей вынуждена конкурировать с частными телеканалами и постоянно проигрывать в этой неравной борьбе. С конца 2010 г. начинаются попытки санации ЕРТ, и принимается ряд других мер по улучшению работы компании: для интерактивности и обратной связи с общественностью учреждается служба «Адвокат телезрителя» (Συνήγορος του τηλεθεατή), которая призвана начать диалог с телезрителями, чтобы «последние чувствовали, что ЕРТ их слышит». Также с целью повышения открытости и прозрачности в Интернете публикуется стоимость большинства передач, с которой может ознакомиться любой желающий.

Несмотря на то что в результате мер и санации начинает даже образовываться профицит, 11 июня 2013 г. общественный вещатель прекращает свою работу. Вместо него создается «Новое греческое радиовещание, Интернет и телевидение» (Νέα Ελληνική Ραδιοφωνία, Ίντερνετ και ΤηλεόρασηΝΕΡΙΤ), при этом размер абонентской платы уменьшается с 4,24 евро до 3 евро в месяц с абонента.

Партия СИРИЗА (Коалиция радикальных левых), победив на выборах 25 января 2015 г., исполняет обещание возобновить работу ЕРТ, данное в рамках своей предвыборной кампании, и ЕРТ действительно возобновляет свое вещание с 11 июня 2015 г. Юридически оно является продолжением не старого ЕРТ, а ΝΕΡΙΤ, но суд первой инстанции признает, что 2915 сотрудников ЕРТ были уволены при закрытии общественного вещателя в июне 2013 г. противозаконно и постановляет восстановить их на рабочих местах в компании-преемнике.

Размер же абонентской платы остается на прежнем уровне (3 евро в месяц), поэтому перед новым ЕРТ стоит очень сложная задача − функционировать с полным составом персонала37 при ограниченных средствах, при этом обеспечивая достойное общественного вещателя качество передач.

Дольше других каналов в годы кризиса держится «на плаву» крупнейший частный телеканал Mega: компания Τηλέτυπος, которая владеет самым крупным (до недавнего времени) телеканалом Греции Mega Channel, сталкивается с угрозой приостановления своей деятельности только спустя 6 лет постоянных убытков. Mega − единственный телеканал, который зарегистрирован на фондовой бирже и регулярно публикует свои балансовые отчеты, поэтому мы можем составить вполне объективное представление о его финансовом положении. Компания Τηλέτυπος лишается более половины своих доходов за последние восемь лет (см. табл. 4).

Таблица 3. Доходы телеканала Mega 2008−2015 гг. (в млн евро)

Период

Доходы

(от рекламы и пр.)

январь−сентябрь 2015

41,26

2014

78,297

2013

77,265

2012

84,635

2011

100,285

2010

112,148

2009

139,38

2008

168,94

 

Источник: MEGA: Ακόμα και οι μεγάλοι πέφτουν. Режим доступа: http://insidestory.gr/article/mega-akoma-kai-oi-megaloi-peftoyn?token=697EC5FAHA

 

Снижение доходов приводит к убыткам, которые канал начинает нести с 2009 г., при этом его банковский долг постоянно увеличивается (см. табл. 5).

 

Таблица 4. Долг телеканала Mega в 2008−2015 гг. (в млн евро)

Период

Общая сумма займа

январь−сентябрь 2015

116

2014

120,68

2012

124,684

2012

123,49

2011

120,366

2010

92,889

2009

88,4

2008

58,8

 

Источник: MEGA: Ακόμα και οι μεγάλοι πέφτουν. Режим доступа: http://insidestory.gr/article/mega-akoma-kai-oi-megaloi-peftoyn?token=697EC5FAHA

 

Акционеры дважды предпринимают попытки спасти положение, вкладывая средства38, но денежные вливания не способны остановить движение канала по наклонной вниз, которое продолжается и в последующие годы. Сейчас банки больше не выдают каналу займы и требуют погасить долги.

Помимо огромных долгов еще одна проблема не способствует принятию смелых решений со стороны акционеров канала – неопределенное будущее телевещания в стране. После окончательного перехода Греции на цифровое вещание, который завершается только в 2015 г., правительство поднимает вопрос лицензирования каналов. После долгих споров объявляется аукцион на выдачу четырех лицензий на национальное телевещание, участие в котором по условиям его проведения требует со стороны участников не менее 3 млн евро, при этом данная сумма никак не гарантирует каналу получение лицензии.

Аукцион проводится в сентябре 2016 г. Его победителями становятся Яннис Алафузос (Skai), Иоаннис Калогрицас, Тодорис Кириаку (ANT1) и Вангелис Маринакис (Alter Ego)39. При этом лицензии не получают такие крупные каналы, как Alpha и Star (телеканал Mega исключается из числа участников на предварительном этапе). Так, спустя почти тридцать лет телевизионной «анархии»40 в Греции вводятся правила, регламентирующие использование телевизионных частот и открывающие новую страницу в истории греческого телевещания41.

Таким образом, в годы экономического кризиса в Греции происходит постоянная перестановка сил в сфере телевещания и значительное изменение программы передач телеканалов. Проведенный анализ телевизионного контента демонстрирует, что, оказавшись в условиях жесткой конкуренции и борьбы за рекламодателя (и, как следствие, зрителя), большинство греческих коммерческих телеканалов национального вещания готовы отказаться от предписываемого конституцией обязательства обеспечения качественного уровня передач42 и пожертвовать своей социальной миссией и даже интересами культурного развития страны, чтобы подстроиться под запросы и вкусы аудитории, являющейся потребителем массовой информации.

В данном случае находит подтверждение тот факт, что массовая информация и аудитория отражают друг друга. На примере Греции конкурентоспособность и экономическая выгода каналов действительно вернее обеспечивается «дешевыми», нежели качественными передачами, прежде всего с учетом ценностей, желаний и ожиданий массовой аудитории. В итоге больше всего потерь в эфирном времени несут искусство, культура и детские передачи.

Обобщая, можно утверждать, что в годы кризиса частные греческие телеканалы национального вещания предпочитают однородность и сходство своих программ, не стремясь к уникальности. При этом они делают ставки на низкозатратные передачи, привлекающие большое число телезрителей (и как следствие, рекламодателей), такие, как иностранные телесериалы, обсуждения, реалити-шоу. Исключение составляют телевизионные игры, которые хотя и являются дополнительной статьей расходов для телеканалов, но обеспечивают им большое число телезрителей, которые надеются найти выход из финансового тупика. Отличительная особенность кризисной программы коммерческих телеканалов − наличие циклов передач на «антикризисную» тематику. Во время кризиса также заметно ограниченное присутствие на греческих телеканалах «звездных» гостей и высокооплачиваемых журналистов, которых заменяют молодые репортеры и малоизвестные телеведущие.

В годы экономического кризиса в Греции крупнейшие частные телеканалы вынуждены постоянно бороться за выживание, балансируя на грани закрытия, и некоторые проигрывают в этой борьбе, не в силах продолжать исполнять свои обязательства перед кредиторами, работниками и телезрителями (Alter, Mega). Другие находят выход в налаживании сотрудничества с бывшими конкурентами, чтобы общими усилиями противостоять трудностям (Alpha, Star).

В отличие от коммерческих телеканалов, общественный вещатель ЕРТ в годы кризиса пытается оправдать свою общественно-политическую роль, предпочитая полностью отказаться от конкурентной борьбы с коммерческими каналами и погони за экономической прибылью. Несмотря на многочисленные проблемы и временное закрытие, общественный вещатель все же предпринимает попытки финансового оздоровления, ищет новый курс и пытается стать более открытым для общества, налаживая «обратную связь» с аудиторией и публикуя стоимость своих передач (при этом пытаясь сохранить их достойный качественный уровень). В настоящий момент ЕРТ все еще переживает последствия своего закрытия в 2013 г. и, очевидно, еще не скоро будет готов вновь конкурировать с коммерческими телеканалами.

В годы экономического кризиса пришедшее к власти правительство А. Ципраса не только восстанавливает работу общественного вещателя, как обещало своим избирателям в рамках предвыборной кампании, но и впервые за 27 лет существования частного телевидения в стране проводит торги и выдает лицензии на национальное телевещание наиболее финансово жизнеспособным телекомпаниям. Поэтому можно надеяться, что в Греции уже в ближайшем будущем сложится новая, лишенная прежних «недомоганий», система национального телевещания.


Примечания

  1. В некоторых вопросах эти мнения даже противоположны. Так, С. Касторас (1994) утверждает, что конкуренция телерадиокомпаний приводит не к улучшению качества программ, а, наоборот, к его ухудшению, поскольку вместо желаемого плюрализма мнений и высококачественных передач приводит к совершенно противоположному результату, равно как и вместо повышения доходов зачастую ведет к экономическому краху, в особенности маленькие станции, которые не способны выжить в жестких условиях конкуренции. Он также считает, что погоня за экономической выгодой не освобождает, а, наоборот, еще сильнее типизирует производимый информационный продукт. Этот вывод противоречит мнению российского теоретика Е.Л. Вартановой (2003), которая считает одной из экономических особенностей телевидения то, что под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества продукта, и утверждает, что конкуренция стимулирует улучшение качества телепрограмм. Также С. Касторас в противоположность «порочной спирали», описанной Е.Л. Вартановой со ссылкой на европейских медиаэкономистов, считает, что экономическая выгода каналов вернее обеспечивается «дешевыми», нежели качественными передачами, и у этого «феномена» множество причин (начиная с разнообразных истинных и мнимых нужд, ценностей, желаний, ожиданий, перспектив и др. отдельных лиц и аудитории в целом).
  2. Так, С. Касторас (1994) убежден в том, что общественному телерадиовещанию угрожает не только поражение в жесткой конкурентной борьбе с коммерческими станциями, более того, со вступлением в эту борьбу оно рискует забыть и свою общественную и политическую роль, оправдывающую его существование.
  3. Опубликован в «Газете правительства Греции» (Εφημερις Της Κυβερνήσεως) 06.10.1989 г. (ΦΕΚ 222/Α/6-10-1989).
  4. Принадлежали корпорации телерадиовещания «Греческое радио и телевидение» (Ελληνική Ραδιοφωνία Τηλεόραση – ЕРТ).
  5. Два крупнейших канала Греции MEGA и ANT1 (Antenna) изначально имели большой успех и с момента своего создания (в ноябре и декабре 1989 г. соответственно) конкурировали между собой, на протяжении долгого времени попеременно занимая два первых места в рейтингах. За время своего существования они не меняли ни владельцев, ни названий, но корректировали свои программы в соответствии с запросами аудитории. Так, оба канала сосредоточились на социальной тематике после того, как в 1990 году интерес аудитории к политике и политическим партиям стал ослабевать, несмотря на то, что каналы изначально поддерживали и продолжали поддерживать две крупнейшие политические партии: каналMEGA партию ПАСОК, а канал ANТ1 партию Неа Димократия.
  6. Постепенно вошел в тройку крупнейших частных каналов.
  7. Среди местных телеканалов, имевших влияние, можно выделить TeleCity, 902 TV, Seven X, High, Kontra, Makedonia TV.
  8. В стране с населением 10 млн на 2008 г. существовало 116 телеканалов.
  9. «Δύο Ξένοι» («Два чужака»), «Αίθουσα του Θρόνου». («Тронный зал»).
  10. Обвал всемирных компаний-гигантов, таких как Enron, Worldcom, Northern Rock, Lloyds, Royal Bank of Scotland, Lehman Brothers и др., обнажил механизм создания «пузырей», и общественность начала искать жестокую правду, которая долгое время скрывалась с молчаливого согласия СМИ (преимущественно, телевидения). Вопрос достоверности средств массовой информации, а также их информационной составляющей (также преимущественно телевидения) встал особо остро в период кризиса. Отношения общественности и СМИ претерпели значительные изменения в последние годы и характеризуются потерей доверия к их содержанию, как показывает статистика: по результатам опроса, соответствует ли действительность тому, как она преподносится в СМИ, телевидению доверяют меньше других СМИ.
    Похожие результаты демонстрируют и европейские исследования: уровень доверия к телевидению в Греции намного ниже, чем в среднем по Европе: в Греции телевидению доверяют только 22% опрошенных, в то время как в Европе доля считающих телевидение достоверным источником информации достигает 53%. Результаты исследований свидетельствуют о том, что реальность, создаваемая телевидением, имеет все меньше общего с реалиями повседневной жизни, с которыми сталкивается рядовой греческий телезритель в годы кризиса (по данным из публикации С. Маньятиса в «Редакторской газете» ( Εφημερίδα των Συντακτών. 10.12.2012).
  11. В 2013 г. тенденции спада доходов от рекламы продолжились во всех СМИ, за исключением телевидения.
  12. Сериал Cuidado con el angel (телеканал Star); сериалы: Contra Viento y Marea, La fea mas bella, In tetas no hay paraiso (телеканал Alpha); сериал Patito Feo (телеканал Mega).
  13. Сериалы: Dudaktan kalbe', Ezel, Kismet (телеканал ANT1); сериал Gumus (телеканал Makedonia TV); сериал Aks-i Memnu (телеканал Mega).
  14. «Королем» прайм-тайма сразу на нескольких каналах (Mega, ANT1, Makedonia TV) становится турецкий телесериал Binbir gece («1001 ночь»). В частности, на канале ΑΝΤ1 телесериал в среднем собирает 28,2% зрительской аудитории, что составляет 1.256.000 телезрителей (Κους-κους. Μακεδονία. 22.09.2010). В летнее время повтор телесериала смотрят 40% аудитории (Η επιδημία της επανάληψης. Μακεδονία. 15.07.2010).
  15. Благодаря тому, что подобные передачи рассматриваются как информационные, доля информационных передач на греческих каналах в годы кризиса достаточно велика (от 31,6% до 71,4%). Τι μας σερβίρουν τα κανάλια. Μακεδονία.31.10.2010
  16. Так, вышеупомянутый турецкий телесериал «1001 ночь», побивший все рекорды популярности, на канале ΑΝΤ1 смотрят 15,2% детей в возрасте 4−14 лет (Η επιδημία της επανάληψης. Μακεδονία. 15.07.2010)
  17. Τηλεμαχίες Του Άκη Φωτόπουλου. Μακεδονία. 05.08.2010.
  18. В соответствии со статьей 12 Указа президента (Ст. 11 Директивы 2010/13), «запрещается размещение продукта. В исключительных случаях размещение продукта допускается в фильмах или телесериалах, созданных для распространения в аудиовизуальных СМИ, а также в спортивных и легких развлекательных программах».
  19. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. «О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в Государствах − членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг (Директива об аудиовизуальных медиауслугах)».
  20. Телесериал канала Mega, собирающий в годы кризиса наибольшее число зрителей в прайм-тайм.
  21. Большую часть рекламы на греческом телевидении традиционно составляет реклама мобильных телефонов.
  22. Tζιαντζή M. Κακό χωριό οι λίγες διαφημίσεις. Καθημερινή. 13.11.2010
  23. Master Chef: τελικός, δάκρυα Μανωλίδου, τηλεθέαση. 29.12.2010. Режим доступа: http://www.fimes.gr/2010/12/master-chef-telikos-thletheash-video/
  24. Money Drop, Master Chef, Top Chef. Режим доступа: http://newz-gr.blogspot.ru/2010/10/money-drop-master-chef-top-chef.html
  25. Собирает около 25% аудитории. Режим доступа: http://www.gtvs.gr/archive/index.php/t-24083-p-2.html
  26. http://www.entertv.gr/article/333850/ti-noymera-tiletheasis-sygkentrose-tin-tetarti-just-two-us
  27. http://www.gtvs.gr/archive/index.php/t-24083-p-2.html
  28. 14− 20% зрительской аудитории. Режим доступа: http://www.stifora.gr/article.php?id=18749
  29. 18−24% зрительской аудитории. Режим доступа: http://www.gtvs.gr/archive/index.php/t-24083-p-2.html
  30. Около 12% зрительской аудитории. Режим доступа: http://tv.pathfinder.gr/news/1515648.html
  31. Обол (όβολός) − монета в Древней Греции, равная 1/6 драхмы.
  32. В 2009 г. канал занимал 4 место по популярности у зрителей.
  33. В 2009 г. каналы занимали 3 и 5 места (соответственно) по популярности у зрителей.
  34. Данная мера стала для каналов необходимым средством выживания, так как телекомпания Star в борьбе с кризисом ранее уже закрыла свой корреспондентский отдел в Салониках, пересмотрела существующие договоры с третьими лицами, понизила зарплаты штатным сотрудникам и расторгла контракты с внештатными, а канал Alpha в 2009 г. сократил 163 сотрудника.
  35. «Многочисленные штатные сотрудники не в состоянии справиться с программой. Внештатники уходят, и хаос растет»,− пишет газета «Македония» 1 июля 2010 г.
  36. Им предъявляется обвинение в неправильном управлении бюджетом телерадиокомпании в период с 2005−2008 гг. Конкретно речь идет о трех делах: о подписанном 24 января 2005 г. договоре с четырьмя техническими советниками, которые не выполнили свои работы на сумму 220 тыс. евро и двух контрактах, подписанных в 2006 г. с компанией Backstage, один из которых имеет отношение к Фестивалю Салоников, другой − к Рождественскому концерту во Дворце музыки.
  37. По сравнению с NEРIT, где работали 648 постоянных штатных сотрудников.
  38. В 2012 г. было внесено 10,1 млн евро, в 2013 г. 15,1 млн евро.
  39. В результате аукциона в бюджет поступает 246 млн евро за четыре лицензии:
     SKAI (Яннис Алафузос) – 43,6 млн евро; Иоаннис Калогрицас – 52, 6 млн евро; ANT1 (Тодорис Кириаку) −75,9 млн евро; Alter Ego (Вангелис Маринакис) – 73,9 млн евро.
  40. На протяжении 27 лет телеканалы в Греции не имели лицензии на вещание.
  41. Уже в процессе подготовки статьи к публикации стало известно, что выдача лицензий посредством проведения аукциона может быть признана антиконституционной, при этом каналы, не получившие лицензию, смогут продолжить вещание, а победителям аукциона будут возвращены уплаченные средства.
  42. Имеется в виду п. 2 ст. 15 конституции Греции: «Радио и телевидение находятся под непосредственным контролем государства; их деятельность направлена на объективную и на равных условиях передачу информации и известий, а также распространение произведений литературы и искусства. При этом должен обеспечиваться качественный уровень передач, диктуемый их социальной миссией и интересами культурного развития страны».

 

Библиография

     Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

    Βώβου Ι. (2010) Στοιχεία για μια μετα-ιστορία της ελληνικής τηλεόρασης. Στο: Βώβου Ι. Ο κόσμος της τηλεόρασης. Αθήνα: Ηρόδοτος, σελ. 93−140. 
    Βώβου Ι. (2013) Κρίση και στα ΜΜΕ: Η τηλεοπτική «κουλτούρα της κρίσης. Στο: Πλειός Γ. Η κρίση και τα ΜΜΕ. Αθήνα: Παπαζήσης, σελ. 313−347.
    Δουλκέρη Τ. (1999) Ελληνική Τηλεόραση- Εμπειρική έρευνα. Αθήνα: Παπαζήση.
    Καρζής Θ. (1981) Η Ελληνική Τηλεόραση- Προβλήματα και λύσεις. Αθήνα: Κάκτος.
    Κάστορας Σ.(1990) Οπτικοακουστικά Μέσα Μαζικής Επικοινωνίας. Αθήνα: Παπαζήση.
    Κάστορας Σ. (1994) Ραδιόφωνο και Τηλεόραση, Οργάνωση-Λειτουργία. Αθήνα: Παπαζήση,
    Κομνηνού Μ. (2001) Από την αγορά στο θέαμα. Αθήνα: Παπαζήση.
    Παπαθανασόπουλος Σ. (1997) Η Δύναμη της Τηλεόρασης. Η Λογική του Μέσου και η Αγορά».
    Αθήνα: Καστανιώτη.
    Παπαθανασόπουλος Σ.(1993) Απελευθερώνωντας την Τηλεόραση. Αθήνα: Καστανιώτη.
    Πασχαλίδης Γ. (2005) Η ελληνική τηλεόραση. Στο: Βερνίκος Ν., Δασκαλοπούλου Σ., Μπαντιμαρούδης Φ. και άλλοι. Πολιτιστικές βιομηχανίες: διαδικασίες, υπηρεσίες και αγαθά. Αθήνα: Κριτική, σελ. 173−200.
    Πλειός Γ. (επιμ.) (2013) Η κρίση και τα ΜΜΕ. Αθήνα: Παπαζήσης.
    Σμυρναίος Ν. (2010). Οικονομική συγκέντρωση και θεσμικό πλαίσιο της ιδιωτικής τηλεόρασης. Ο κόσμος της τηλεόρασης. Αθήνα: Ηρόδοτος, σελ. 141−174.