Ссылка для цитирования: Круглова Л.А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2205
© Круглова Людмила Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru
Аннотация
В статье сравниваются более 20 различных российских печатных СМИ и их интернет-версии. В выборку попали преимущественно столичные СМИ − как общей направленности, так и специализированные. Сравнение проводилось по следующим критериям: периодичность, тираж/количество пользователей, команда, стиль издания, контент, дополнительные опции, реклама. Автор приходит к выводу, что веб-версии журналов − за редким исключением − пока мало отличаются от печатных вариантов. Порталы газет также являются, по сути, лишь их цифровым отражением и слабо используют потенциал, который дает новая технологическая площадка.
Ключевые слова: печатные издания, веб-версии, конвергенция, визуализация, новые медиа.
Развивающаяся технологическая среда внесла кардинальные изменения как в глобальные, так и в региональные медиасистемы. Это уже неоспоримый факт. Еще несколько лет назад, в связи с развитием Интернета и освоением новых кибер-площадок, традиционные медиа говорили об усилении конвергентной составляющей своего контента. Традиционные медиа, в частности периодические печатные издания и радиостанции, в своих веб-версиях уже более двадцати лет осваивают новые для себя средства подачи и передачи информации. Радиостанции стало возможно читать и смотреть, а газеты и журналы, соответственно, смотреть и слушать. Открывшиеся перспективы в новой технологической среде поначалу воодушевили издателей традиционных СМИ, они стали осваивать не только новые для себя медиаплощадки, но и новые виды коммуникации, «изобретать» и экспериментировать с аудиовизуальными коммуникациями. С марта 1995 г., когда в Рунете появилась электронная версия «Учительской газеты» (это была простая подборка текстов, экспортированная из бумажной версии)1, традиционные медиа прошли несколько этапов развития: экспериментов, реконструкции и модернизации (Лукина (ред.), 2010: 174−230). «В 2014 году россияне в среднем уделяли медиа (газетам и журналам, радио, ТВ, Интернету) около 8,5 часов в сутки. Среднестатистический гражданин тратил 4 часа на ТВ, почти 3 часа на радио, 1,5 часа на Интернет и около 10 минут на чтение журналов и газет» (Балмаева, Лукина (ред.), 2016: 6).
Эксперты выделили общие признаки модернизации печатной индустрии, связанные с использованием Интернета:
Здесь важно и «индустриальное понимание массмедиа как отрасли, производящей единый продукт – содержание» (Вартанова (ред.), 2015: 9). Технологическое развитие, которое лежит в основе процесса конвергенции СМИ, привело к новым явлениям в медиаэкономике и журналистике, что позволило выявить несколько уровней этого процесса − технологический, экономический/индустриальный и профессиональный (Barr, 2000; Flew, 2005). На экономическом/индустриальном уровне конвергенцию СМИ можно рассматривать как порожденный технологическим развитием процесс интеграции трех прежде слабо связанных отраслей экономики − медиаиндустрии (традиционные печатные СМИ, ТВ и радио), компьютерной (информационные технологии) и коммуникационных индустрий (телекоммуникации, телефония, технологии вещания). «Благодаря конвергенции медиаорганизации оказываются способными достигать экономических эффектов, используя кроссмедийность контента, т.е. способность коммуникационных медиапродуктов, созданных для одной технологической платформы, распространяться посредством и других медиаплатформ» (Лукина (ред.), 2010:18). На профессиональном уровне, анализируя конвергенцию в журналистике, становится понятным, что основной ценностью СМИ (и новых, и старых) становится контент. Исследователи выделяют три основные стадии производства контента: создание, преобразование/редактирование и упаковка/распространение (в зависимости от площадки). В число возможных позитивных последствий процесса конвергенции для экономики газетной индустрии входят:
В итоге кардинально меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации (Kung, Ricard, Towse, 2008).
The New York Times в Инновационном отчете за 2014 г. констатировала уход от классической схемы потребления информации: «Трафик на главную страницу падает каждый год, месяц за месяцем. Трафик на главные страницы рубрик − незначительный»3. При этом общий трафик на сайте The New York Times не падает. Просто люди стали заходить через «другую дверь» − через поиск и социальные сети.
Раньше, 15−20 лет назад, пользователи находили интернет-издания с помощью каталогов и рейтингов. Они попадали на главную страницу медиа, добавляли ее в закладки и становились лояльной аудиторией, «ядром». Сейчас основными источниками трафика для цифровых медиа стали социальные сети, поиск и маркетинг (обменные сети, покупка трафика) − все они ведут пользователя прямиком на страницу материала.
За время становления Интернета для традиционных медиа в России стала отчетливо заметна основная тенденция − гибридизация интернет-ресурсов медиа. На сайтах большинства радиостанций, печатных СМИ и телевидения присутствуют все конвергентные компоненты − текст, фотографии, «звук», видеоконтент, естественно, в разных соотношениях, а также дополнительные опции, такие, как блоги, форумы, связь с социальными сетями, возможность комментирования статей и так далее.
Для того чтобы понять, что происходит с конвергенцией российских традиционных СМИ сегодня, было проанализировано более двадцати различных печатных СМИ и их интернет-версий. Выборка была произвольной среди наиболее популярных газет и журналов − как федеральных, так и региональных, преимущественно столичных, как общей направленности, так и специализированных (газеты «Коммерсантъ», «РБКdaily», «Советский Спорт», «Спорт-Экспресс», «Российская газета», журналы Cosmopolitan, Women's Health, Harpers Bazaar, «Русский репортер», «Вокруг света», «Огонек», Esquire, Interview, «Афиша» и др.). Сравнивались издания и их интернет-версии по нескольким показателям: периодичность, тираж/количество пользователей, команда, дополнительные опции интернет-версий, стиль издания, количество фотографий, видеоконтент, рубрики, статьи, заголовки, реклама.
Периодичность
Как правило, периодичность печатных СМИ и их интернет-версий не совпадает. Если газета выходит ежедневно, то сайт обновляется в режиме реального времени или несколько раз за день. Обновления касаются в основном новостной ленты, которую собирают либо RSS-потоками, либо «вручную» редактор. Лента обновляется 7/24. Новый номер газеты, например «Коммерсанта», выкладывается практически сразу после верстки и отправки номера в печать. Журналы, как правило, обновляют свой сайт ежедневно новостями, дополнительными материалами и анонсируют новый номер. Периодичность «Коммерсанта» − шесть раз в неделю (с понедельника по субботу). Информация на сайте обновляется несколько раз в течение дня, здесь есть очень удобная, с точки зрения восприятия информации, функция − «Одной строкой». Это короткое, длиной в одну строку, сообщение о самых свежих и актуальных событиях, которое обновляется в среднем каждые 2−3 минуты. Журнал Esquire дополняет ежедневно свою интернет-версию рубриками «Фото дня» и «Видео дня», которые пользуются популярностью. Контент печатного издания «Огонек» публикуется в интернет-версии журнала каждый понедельник. Однако помимо этого на сайте ежедневно обновляется новостная лента.
Разделы сайта Women's Health обновляются с разной периодичностью: новости (за исключением выходных) публикуются ежедневно, остальные – несколько раз в неделю. А вот материалы журнала Interview появляются на сайте с задержкой от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от эксклюзивности и актуальности. Сайт Cosmo ежедневно наполняется информационными материалами или развлекательными рубриками (тесты, опросы). Обновления на сайте появляются не реже, чем 1 раз в день, причем во всех разделах («Новости», «Культура», «Красота» и т.д.).
Ежедневное обновление информации происходит на портале газеты «Спорт-Экспресс», а также в течение дня по мере поступления (например, результаты матчей). «Советский Спорт» попадает на прилавки киосков ежедневно, кроме воскресенья. Кроме того по вторникам выходит еженедельник «Советский Спорт. Футбол». Часто издательство организует спецвыпуски, посвящённые знаковым спортивным событиям (Олимпиада, Чемпионат мира) в формате журнала. Сайт «Советского Спорта» обновляется по мере появления спортивных новостей и интервью. Это происходит с интервалом в пять-семь минут. Авторские материалы появляются примерно 1 раз в час.
Таким образом, газеты в интернет-версиях все-таки соответствуют процессам конвергенции, хотя бы новостными блоками. Журналы же, в большей степени, поддерживают активность на сайтах развлекательным контентом.
Тираж
Если еще несколько лет назад печатный тираж в большинстве случаев превышал число пользователей, то сейчас наметилась и обратная тенденция. Зачастую это зависит от политики редакции и работы над сайтом − хочет ли издание развивать и вкладываться в свою интернет-версию. Печатное издание «Русский репортер» выходит один раз в неделю, тиражом в 168100 экз. Согласно показателям, посещаемость интернет-издания в день составляет 67733 человека. У «Коммерсанта» − газеты формата А2 тиражом около 125 000 экз. − в среднем около 1,5 млн просмотров в сутки и приблизительно 500 000 посетителей в сутки. Тираж «Российской газеты» − 171005 экз., посещаемость сайта − около 950 тыс. человек в сутки. Тираж «Огонька» 69 000 экз., сайт набирает приблизительно 40 000 просмотров в день. Например, тираж журнала Esquire – 85 000 экз., посещаемость сайта – в среднем более 950 000 в месяц. Журнал Interview выходит 9 раз в год, его тираж не менялся с первого до 26 номера и составляет 100 000 экз. Посещаемость обновляемого 4−5 раз в день сайта, по данным «Рамблер Топ-100»4, за март 2014 г. составляет 156 981 уникальных посетителей и 408 743 просмотра страниц. Тираж номера Women's Health в среднем составляет 83000−85000 экз. По данным LiveInternet5 сайт http://www.whrussia.ru в течение 31 дня посетило 334927 пользователей из России. Тираж Harper's Bazaar составляет 90 000 экз. Ежемесячный охват сайта − 500 000 уникальных пользователей, а ежедневный охват составляет чуть больше 20 000 уникальных пользователей. Индекс популярности по данным «Рамблер Топ-100»6 − 53 190. Тираж Cosmopolitan 750 000 экз., он распространяется по подписке и в розницу, имеет цифровые копии журнала (Zinio, iPad-версия и.т.д.) − 20 000 экз.
Общий тираж «Спорт-Экспресса» – около 200 тыс. экз., газета распространяется в 310 городах. 7 февраля 2014 г. был побит рекорд посещаемости портала – впервые в его истории в течение суток на него зашло более миллиона пользователей (1,05 млн чел.). Также в ноябре прошлого года сайт вышел в лидеры рейтинга TNS среди российских спортивных интернет-изданий, опередив всех основных конкурентов7. В то же время тираж газеты «Советский Спорт» составляет 400 тыс. экз., аудитория − 517 900 человек. Посещаемость сайта за сутки составляет примерно 225 997 человек. Несколько раз за 2014 г. на сайте фиксировалось более миллиона человек за сутки, но все эти даты были связаны с крупными спортивными событиями. Тираж газеты «РБК daily» – 80 тыс. экз. По данным Liveinternet8, ежедневно сайт газеты «РБК daily» читает свыше 250 тыс. пользователей. Размер ежемесячной аудитории – 4,8 млн человек. Тираж «Вокруг света» в 2014 г. составлял 244 892 экз. Посещаемость сайта за месяц уникальными пользователями составляет 975 414. За сутки – 41439 чел.
По цифрам тиражей газет и журналов можно понять, какой редакционной политики придерживается издание: «print-first» или «web-first». И сразу становится понятно, когда печатные издания делают ставку на Интернет9.
Команды
Как правило, один и тот же журналистский коллектив работает и над печатной и над интернет-версиями. В веб-версии может добавляться к основной команде технический персонал, дизайнеры, выпускающие редакторы, а также сотрудники, отвечающие за связь с социальными сетями.
На сайте журнала «Вокруг света» указано, что следят за порталом www.vokrugsveta.ru всего лишь два человека: шеф-редактор и выпускающий редактор, тогда как над самим печатным изданием трудится около 20 человек. За сайтом Harper's Basaar следят три человека − шеф-редактор, младший редактор и контент-менеджер. Сайт российского Interview в своей нынешней форме запустился в декабре 2011 г. синхронно с выходом бумажной версии. Его содержанием и обновлением занимается специальная команда, являющаяся частью редакции одноименного издательского дома. В печатной версии есть несколько отделов: мода, красота, культура и стиль жизни, арт-отдел. Сайтом Cosmo и социальными сетями занимается специальная команда редакторов сайтов (разделены также по тематическим разделам), SMM-менеджеров, копирайтеров спецпроектов и собственных корреспондентов. Наличие отдельной команды, которая занимается интернет-версией издания, сразу позволяет понять степень модернизации СМИ и редакционную политику медиа.
Дизайн
Попытка сохранения фирменного графического стиля издания, как правило, присутствует на всех интернет-порталах изданий. Макет интернет-версии включает в себя элементы идентификации «прародителей» − газеты или журнала. Выразительные средства, задействованные в стилистике издания, трансформируясь, становятся частью фирменного стиля его сайта. Они могут включать в себя характеристики, связанные с форматом полосы, колонками и так далее; фирменные цвета; пробельные, шрифтовые, изобразительные, декоративные элементы и многое другое (Беляев, 2008).
В «Коммерсанте» текстовые материалы превалируют над иллюстративными, то есть приоритет отдается содержанию в буквальном смысле слова. Поэтому шрифтовое оформление способствует максимальной легкости восприятия материала. Количество используемых гарнитур не превышает двух-трех, средства выделения стандартизированы, оформление предельно упрощено, убрано все лишнее, что может исказить смысл сообщаемого. Этому помогает и особая стилистика рубрик и заголовков. Заголовочный комплекс выполняет функции навигатора. Стремление к однозначности − преобладающая интонация издания, и это определяет общую идеологию и принципы оформления. Использование композиционных средств строится на тех же принципах.
Шрифты и стиль сайта «Коммерсанта» соответствуют печатному изданию. Иллюстрированного материала на порядок больше, чем в печатной версии. Название газеты в сегодняшних номерах «Коммерсанта» выровнено по левому краю полосы, гарнитура и начертание шрифта остались прежними (Franklin Gothic Book, жирный), однако название стало компактнее за счет уменьшения кегля. Твердый знак («Ъ»), ставший узнаваемым логотипом, переместился в правый верхний угол над заглавием как своеобразный знак качества «Коммерсанта». Анонсы номера из малопривлекательных мелких строчек были преобразованы в аккуратные равные блоки, в которых подзаголовки интересных новостей номера печатаются белым шрифтом. Заголовочный комплекс отбит жирной линейкой снизу. Все это сделало верхнюю часть первой полосы значительно светлее, легче, проще и привлекательнее для читателя.
И по оформлению, и по содержанию, и по функциям страница издания «Коммерсант.ru» напоминает сайт информационного агентства. Информация подается в виде коротких новостных сообщений. Рядом с новостью − время, когда сообщение было опубликовано на сайте, что позволяет понять читателям, насколько свежа информация. «Фишка» − новость дня короткой строкой.
Фирменный стиль Interview − шрифт BaronMTModern, большие портретные фотографии, белый фон и много «воздуха» − выдерживается и на сайте, пусть и с некоторыми упрощениями (например, менее тщательная проработка соотнесения фотографий и текста с выделяемыми цитатами).
Логотип журнала Women's Health представляет название издания, начертанное характерным шрифтом с тенью (цвет, как правило, яркий флуоресцентный), меняется от номера к номеру. В оформлении используется специально разработанный для издания шрифт MrsClare. В журнале применяется единый стиль заголовков. Чаще всего они встречаются двух типов − черные и двухцветные. Лиды статей выделяются цветом, жирным шрифтом, кеглем большего размера. Цветом, специальными выносками и маркированным списками в тексте выделяются важные моменты, советы, акценты, а также имена авторов материалов и задействованных экспертов. Стандартная верстка полосы состоит из 4 колонок (хотя возможны и исключения в целях более целесообразной компоновки материалов). В оформлении портала принято единое стилевое оформление. Интересно, что цвета шрифта заголовков при отображении статьи в списке на главной странице (чтобы избежать монотонности, они чередуются) отличаются от цвета при открытии конкретного материала (как правило, черного). Лиды статей выделяются курсивом. Сайт повторяет используемый в печатной версии логотип, при этом цвет остается неизменным.
В случае газеты «Спорт-Экспресс» от формата, размеров полосы и количества полос номера зависит объем газеты, таким образом, при правильной верстке возможно поместить в номер больше материалов. Здесь они расположены очень компактно, статьи по своему местоположению напоминают фигурки тетриса. Размер жирного шрифта заголовков во много раз больше размера шрифта основного текста, заголовки кажутся гигантами, поэтому взгляд читателя сразу падает на них и он сразу по заголовкам может для себя «отфильтровать» статьи по значимости, что-то отложить на потом. Сами заголовки интересные, броские, шрифт и его размер в том, чтобы увлечь, заинтересовать читателя, играют значимую роль. В ленте статей заголовки имеют такой же размер шрифта, что и основной текст, только сам шрифт жирный. При переходе на страницу с самой статьей размер шрифта заголовков немного увеличивается. Тексты на сайте выложены в удобном для чтения и восприятия формате, глаза не устают. Размер шрифта некрупный: для того чтобы вся основная информация была размещена на главной странице, а полоса прокрутки в то же время не растянулась на километры. Внизу каждой страницы (кроме «Спорт-Экспресс ТВ») имеется карта сайта для быстрого доступа к рубрикам.
На сайте и в печатной версии Harper's Bazaar применяется одинаковый шрифт, в заголовках и лидах – с засечками, остальной текст – рубленый. Название издания также имеет шрифт с засечками. Верстка в печатном издании в некоторых местах довольно хаотична, что присуще любому глянцевому журналу. Возможно, проблема в том, что на малом количестве страниц нужно разместить все новинки косметического и модного рынка за месяц. На сайте верстка куда лучше. Её можно разделить на три блока. Первый – шапка, где расположены рубрики сайта. Под шапкой слева находится весь контент, а справа − так называемый сайдбар. Все выполнено в минималистичном стиле с преобладанием белых и черных цветов, как и в печатной версии. Шрифт в печатной версии и интернет-издании используется одинаковый (Inherit). И в заголовках, и в тексте шрифт рубленый.
Верстка в печатной версии журнала «Огонек» четырехколонная: вертикальные колонки, между которыми по мере необходимости ставятся подписи под снимками, выноски. Дизайн каждой рубрики отличается: где-то коллажируются фотографии, где-то преобладает текст. Верстку интернет-издания можно описать следующим образом: четыре блока, первый из которых вмещает в себя рубрики издания. Слева находится раздел со ссылками на ежедневные новости. Справа – ссылки на статьи из печатной версии журнала, в центре находится весь контент.
Стиль журнала Cosmo ярок и узнаваем. В первую очередь, из-за фирменного шрифта Cosmopolitan, используемого в названии издания.Цветовое оформление журнала также легко узнаваемо. Оно содержит в основном оттенки розового и золотистого цветов, используются также другие пастельные тона. В большинстве материалов используются шрифты «с засечками». Стоит отметить, что в рекламных макетах не допускается использование шрифтов и видов верстки, используемой в журнале. Сайт всегда остается верен своему ярко-розовому оформлению. Шрифты используются традиционные, «с засечками». Графическое оформление журнальных статей на сайте в некоторых случаях изменяется: добавляются новые фотографии и используются методы верстки, отличные от журнальных.
В печатной и интернет-версии журнала «Вокруг света» используется один и тот же шрифт, однако на сайте в материалах жирный курсив используется куда чаще и порой это излишне. Верстка в журнале в основном многополосная, очень удобная для восприятия читателя. На сайте же используется исключительно однополосная верстка, что тоже весьма удобно для чтения.
Далеко не всегда издание уделяет должное внимание навигации своих веб-версий. Например, создается впечатление, что сайт «Советский Спорт» запутан. При широте и неоднородности спорта, придать ей четкую структуру несложно. Если сравнить sovsport.ru с, например, sportbox.ru, то последний портал намного удобнее.
Стали доступны приложения «Российской газеты» для IPhone, Android и т.д., а также сервисы RSS-ленты и раздел «Документы» – законопроекты, вступающие в силу. MOBILE «Коммерсанта» − это версия для iPod Touch, iPhone, а также на мобильных устройствах на платформе Windows Mobile.
Сайт «Спорт-Экспресс» – преобладание коротких синтаксических конструкций. Верстка довольно удобная, но для того, чтобы знать, где какой раздел располагается, необходимо привыкнуть, как и к любому другому сайту: информации действительно очень много, и она разнообразна. На сайте также можно найти интересующую информацию без лишних сложностей. Она структурирована по темам.
Портал Cosmo обладает красивым, интересным интерфейсом, который способствует восприятию информации. Информация на страницах сайта имеет четкую структуру и привлекательный вид, а содержимое страницы − соответствует названию. За счет тщательно продуманной структуры журнала «Вокруг света» и его интернет-версии, навигация в этом издании очень удобна.
В большей степени влияет на формирование дизайн-модели выбранная стратегия развития издания. Интернет-версии газет и журналов могут выступать как фактически отдельные «издания», «с собственным штатом журналистов и источников информации, а могут быть и дополнениями к печатным изданиям, размещающими на своих страницах только те материалы, которые вышли или должны выйти на страницах газеты или журнала. Такие сайты можно отнести к «порталам» − полноценным источникам разносторонней информации, нацеленным на создание постоянной аудитории, на закрепление определенного круга читателей, необязательно совпадающего с аудиторией печатного издания. Они обычно имеют сложные многоколоночные макеты и сложную разветвленную структуру. Другой тип интернет-версий периодических СМИ представляют собой как бы онлайн-"приложения" к печатному изданию, дающие возможность ознакомления с дополнительными материалами. Они нацелены на то, чтобы не заменять само издание, а служить средством закрепления аудитории за газетой/журналом. Кроме того, интернет-версии такого типа могут служить своеобразной "визитной карточкой" издания, в том числе и для рекламодателей» (Беляев, 2008: 53−54).
Содержание
В большинстве случаев, основной контент интернет-версий – это практически не измененные или слабо измененные (сокращенные) статьи печатной версии. Мультимедийный порталы в основном встречаются у изданий, входящих в мультимедийный холдинг. Редко, когда издания создают отдельный самостоятельный портал для своих СМИ, удачным можно назвать, пожалуй, только опыт радиостанции Business FM и портала BFM.
Интернет-страница газеты «Коммерсантъ» расположена на сайте одноименного издательского дома. На общих правах с газетой на этом же сайте существуют страницы других изданий: журналов «Власть», «Деньги», «Огонек», «Секрет фирмы», Weekend, «Каталог», «Автопилот», а также «Тематические приложения» к газете и картина дня в «Коммерсант.ru».
Контент печатного издания и интернет-портала Women's Health различаются. Это видно даже из названий рубрик: «Красота», «Идеальное тело», «Гид по стилю», «Личное дело» в журнале; на сайте: «Фитнес», «Здоровье», «Мода и красота», «Правильное питание». Впрочем, часть материалов из прошлых номеров журнала через некоторое время дублируется на сайте. Что касается удобства, то постоянный набор рубрик, подробное содержание и качественный дизайн позволяют легко находить нужные материалы. Сайт тоже достаточно удобен для читателя: каждая рубрика имеет дополнительные подразделы (оформлены в виде выпадающих списков), доступен поиск по тегам. Единственное, что кажется неудобным то, что в блоке популярных материалов тексты размещаются без учета хронологии (т.е. на первом месте может быть старая статья).
Ведущие жанры газеты «Спорт-Экспресс» – репортаж, информационная заметка, интервью; также газета выделяется отличными спортивными аналитическими статьями с мнениями экспертов; в команде работают профессиональные фотокорреспонденты. Освещение событий − из мира спорта, где главное место отдается футболу: лента статей, лента новостей, материалы свежего выпуска газеты «Спорт-Экспресс», расписание и трансляции матчей, «Спорт-Экспресс ТВ», фоторепортажи, видео, результаты матчей. Информация обновляется в течение дня, например, по итогам матчей, тогда как в газете эти итоги можно увидеть только на следующий день в новом выпуске. Таким образом, можно сказать, что сайт является не веб-версией газеты, а параллельным, самостоятельным проектом.
Контент в двух версиях Harper's Bazaar разительно отличается друг от друга. Например, из печатного издания на сайт попадает очень небольшое количество материалов. И, наоборот, в печатном издании можно лишь изредка встретить материалы, которые есть на сайте. Поэтому эти два издания существуют отдельно, и их смело можно назвать дополняющими друг друга. На сайте, в отличие от печатного издания, преобладают развернутые тексты с небольшим количеством фотографий.
Сильных изменений при переносе тексты в журнале Interview не претерпевают (заголовки остаются теми же, но подзаголовки, как правило, расширяются, однако выбор выносимых цитат порой отличается от того, что на бумаге). Помимо «перепечатки» материалов бумажной версии, сайт генерирует и собственный контент: новости поп-индустрии, подборку предстоящих и прошедших мероприятий («Календарь Interview»), рубрику Interview Loves, в которой рассказывается о наиболее интересных, красивых и полезных, по мнению редакции, вещах, продуктах и изобретениях.
Все материалы как на сайте, так и в журнале «Вокруг света» выдержаны в одном стиле, написаны общедоступным языком очень интересно и увлекательно. Однако на сайте встречаются очень часто те материалы, что опубликованы в номере печатного издания. И, наоборот, то, что есть на сайте, очень редко попадает на страницы «Вокруг света».
Большинство изданий сохраняют на своих сайтах основные рубрики печатных версий, лишь добавляя специальные рубрики, обусловленные технологической средой, как уже упомянутые «Фото дня» и «Видео дня» журнала Esquire.
Структура газеты «Коммерсантъ» состоит из следующих постоянных рубрик: «Новости», «Политика», «Деловые новости» и «Культура и спорт». Также в газете имеются рубрики, которые печатаются непостоянно: «Первые лица», «Сведения о банкротствах», «Мировая практика». Рубрики на сайте «Коммерсанта» остались неизменными: «Главное», «Политика», «Бизнес», «В мире», «Происшествия», «Общество», «Культура» и «Спорт». В современном виде сайта еще появилась рубрика «Новости», ранее эту рубрику называли «Лентой новостей», она располагалась отдельным блоком на сайте.
Примерно так же обстоят дела и у «РБК daily». В верхней части сайта есть горизонтальное меню, на котором отображаются основные темы, которые освещает издание: «Политика», «Общество», «Экономика», «В мире», «Индустрия», «Потребрынок», «Финансы», «Телеком+Медиа», «Свой бизнес», Autonews, «Спорт» и Lifestyle. Этот перечень почти полностью дублирует рубрикацию в газете.
Заголовки издания тоже, как правило, не меняют на своих порталах. И это несмотря на новые требования технологической среды к поиску информации − ориентированность заголовков на поисковые машины.
Заголовки в «Огоньке», как на сайте, так и в печатной версии журнала часто являются цитатами из последующего текста, яркими и цепляющими, а иногда в форме вопроса.
Заголовки «Вокруг света» − как на сайте, так и в печатной версии журнала − в основном отличаются краткостью и четкостью. Так, зачастую, прочитав название заголовка, можно сразу понять, о чем пойдет речь в материале, например: «5 необычных музеев Берлина» или «4 случайности, изменившие ход истории». Однако встречаются заголовки с использованиям метафор, например, «Земля Богов» (о Греции), «Квадратный космос» (о творчестве Малевича), но их существенно меньше.
В печатной версии журнала Women's Health используются преимущественно метафорические, игровые заголовки («Воздушная гимнастика» – о фитнесе на свежем воздухе, «Щит и меч» – о щитовидной железе), подзаголовки не используются. Для портала характерны повествовательные информационные заголовки («Правильная разминка перед бегом»), заголовки-вопросы («Зависть полезна?»), заголовки с двоеточием («Фитнес на любой возраст: тебе 30»)
На сайте «Cosmo» стараются придерживаться экспрессивных заголовков. Однако самыми употребляемыми являются заголовки-вопросы («Как правильно начать свой день?», «Как начать питаться правильно?», «Зачем тебе нужен короткий роман?»). Вторым по распространенности заголовком является заголовок-факт («Саша Пивоварова представит новую коллекцию Loudmut», «Тренд: белые стрелки»).
В печатном издании «РБК daily» − классические интригующие заголовки, с использованием метафор, эпитетов, цитат и устоявшихся выражений. В издании от 4 июня 2014 г. на первой странице в центральной части − три заголовка основных статей и первые абзацы текста этих статей.
Заголовки: «Вклад "Неучтенный"», «Сервер за решеткой», «Прощание с баклажкой». Слева на первой странице вынесены в колонку «Сегодня в номере» названия нескольких менее важных статей и короткие описания каждой; некоторые заголовки довольно интригующие, например: «У партнера был неправильный опыт» или «Газпром потянет на свои». Большая часть заголовков на главной странице сайта переделана с учетом SEO-оптимизации и сокращена − в основном они не имеют под собой описания и иллюстраций, только короткие фразы. Причем они доступно передают основную идею или проблему статьи не только для поисковых машин, но и для посетителей сайта. Важно отметить, что в центральной части сайта вверху, слева, расположен визуальный слайдер − область с меняющимися самостоятельно фотографиями. Каждая фотография подписана менее понятным заголовком из статьи, которая также вышла в газете за сегодняшний день. Например, название «Прощание с баклажкой» расположено на той же фотографии, которая иллюстрирует эту статью в печатном издании.
Еще несколько лет назад казалось, что новая технологическая площадка даст «развернутся» журналистам, не ограничивая рамками газетной колонки, даст пространство фотографам. Однако в действительности оказалось, что читатель в Интернете другой, более быстрый, а рамки более жесткие, чем пространство печати.
Визуализация
Преимущественно главным инструментом визуализации на сайтах является привычная для печати форма − фотография. Появляются также и видеоматериалы, а иногда и аудио (плейлисты), но это скорее исключение, чем правило. Фотографий, как правило, столько же, в некоторых случаях это фотопроекты, не вошедшие в издание. Популярный вид подачи фотографий − фотогалереи. Видеоматериалы издания, естественно, представлены только в интернет-издании (в основном редакция выкладывает их на канале YouTube).
В «Русском репортере», как правило, каждое видео соответствует своей теме, закреплено за определенной статьей. Также в электронном издании есть и проекты, сопровождающиеся набором видеоматериалов. Популярны и видео развлекательного характера. Привлекают и UGS в рубриках вроде «Ты репортер». На сайте можно обнаружить видео в основном под тегом «Среда РР». Аудио нет. Инфографика используется в случае необходимости представления числовых данных или систематизации информации. На сайте можно найти ссылки на социальные сети, используемые журналом: Twitter, Facebook, «ВКонтакте», YouTube, Instagram. В «Живом Журнале» существует сообщество, посвященное «Русскому репортеру».
К материалам на сайте «Коммерсанта» прилагается больше фотографий, некоторые статьи также предоставляют видеоролики. Интересный тип иллюстраций, который отсутствует в представленных выше изданиях, − это фотоленты. Фотолента − небольшое слайд-шоу из определенного количества фотографий, каждая из которых сопровождается кратким описанием. Каждая фотолента представляет собой иллюстрацию к определенному событию. К примеру, фотолента о ливнях во Франции состоит из 7 фотографий, на которых изображены жертвы и последствия катастрофы.
Иллюстрации в журнале Women's Health занимают порядка 50% его объема. Чаще всего используются портретные фото в движении, фото продуктов, о которых идет речь в тексте. Кроме того встречаются дизайнерские иллюстрации, несложная инфографика (например, результаты опросов). Каждый материал на сайте сопровождается как минимум одной иллюстрацией, в некоторых обзорах используются галереи картинок. Интересным элементом оформления являются схемы, изображающие различные упражнения (в статьях о фитнесе). Некоторые из них берутся из фотобанков.
В разделе «Спорт-Экспресс ТВ» издания «Спорт-Экспресс» – интересные видео интервью, лучших голов и т.д. с разделением на подрубрики («Программы», «Новости», «Голы», «Футбол», «Хоккей» и др.), а также с отнесением их в группы по популярности и времени – «Главное», «Самое свежее», «ТОП-10». Последнее сделано для ознакомления читателей с наиболее значимыми и последними событиями и быстрого доступа к популярным видео. Можно посмотреть все имеющиеся видеотрансляции, например, на сегодняшний день, если нажать в верхней строке сайта на одноименную ссылку. Также на сайте можно найти свежий выпуск газеты в формате pdf, архив фото. Можно слушать онлайн-трансляции различных спортивных соревнований. В газете больше текста, чем фото. Чаще всего к одному интервью, репортажу и т.д. прилагается 1 крупное черно-белое фото в качестве визуального оформления. В каждой статье много цветных дополнительных фото, которые не вошли в газету (ограничение объемом издания), может быть видео.
В печатной версии журнала «Огонек» фотографии составляют 50% контента. Некоторые полосы полностью состоят из фотографий большого формата. На сайте тот же объем фотографий. Разница лишь в их формате: если в печатной версии они занимали целые полосы, то в электронной версии фотографии представлены небольшого размера (но есть возможность увеличить).
На сайте Cosmo в качестве иллюстраций к журналистским материалам используется в среднем от одной до трех фотографий в зависимости от объема материала. Фотографии публикуются качественные и четкие. Также есть раздел «Галерея», в который регулярно выкладываются фотографии с ведущих мероприятий.
На сайте «Вокруг света» фотографий выложено больше, чем опубликовано на полосах журнала. Фотографии и прочие иллюстрации занимают в журнале около четверти общего объема. Все фотографии качественные и яркие, хорошо обработаны. Так, на сайте «Вокруг света» ежедневно публикуется «Фото дня». Лучшие снимки из «Фотоблогов» читателей сайта попадают на страницы журнала.
Интерактивность и блоги
Новые формы и возможности общения с аудиторией − один из важнейших плюсов новой технологической площадки. Благодаря Интернету издатели смогли увидеть своего читателя и иногда − с удивлением − узнать, что же он предпочитает и хочет читать в издании. Читатель в Интернете не хочет, в большинстве своем, быть пассивным газетным читателем. Он хочет диалога, а не монолога.
Газета и сайт «Советского Спорта» интерактивные. Они постоянно поддерживают связь с читателями. Существует так называемая «Прямая линия», когда в редакцию периодически приглашаются известные спортсмены и тренеры, которые в прямом эфире отвечают на вопросы читателей. С октября 2012 г. на сайте был запущен проект «Народная газета», где свои записи оставляют пользователи портала, а лучшие материалы попадают на одноименную полосу газеты. Интерактивный характер «Советский Спорт» приобретает в социальных сетях. В «Российской газете» также публикуются комментарии посетителей сайта. На сайте «Коммерсанта» есть раздел блогов журналистов. Причем пишут в блогах далеко не все. Кто-то из авторов становится более популярным, кто-то менее. Форма подачи в газетном материале и в блоге журналиста различаются. Блог − место для мнения журналиста по поводу произошедших событий. В своих журналистских материалах авторы не высказывают свою точку зрения. Они, как и полагается, предлагают читателю достоверную информацию с комментариями разных задействованных сторон сюжета. Это очень уважительное отношение к читателю. Нет навязывания частного мнения. Читатель сам сможет сделать вывод, а если ему все-таки станет интересно, что же думает автор, ему прямая дорога на странички блогов «Коммерсанта». Издание имеет аккаунт во многих социальных сетях − «ВКонтакте», Twitter, Instagram, Facebook. Обновление информации происходит ежедневно. Также на сайте Interview есть возможность оставлять комментарии и «делиться» текстам в социальных сетях, есть опция RSS-подписки и покупки pdf-версии бумажного издания.
На страницах журнала Women's Health регулярно публикуются дневники бьюти-редактора и фэшн-директора журнала, блог главного редактора. В разделе «Блоги» публикуются посты колумнистов журнала: главного редактора, консультирующего психолога и диетолога. Кроме того существует общий блог, на страницах которого редакторы делятся личным опытом. В каждом номере в рубриках «Есть контакт!» и «Хороший вопрос» публикуются читательские письма с вопросами и мнениями, а также ответные комментарии редакции. Кроме того с командой журнала можно связаться по электронной почте. На сайте доступно несколько способов обратной связи: комментарии к материалам (для зарегистрированных пользователей), рубрика «Вопрос эксперту», также можно задать вопрос на страницах социальных сетей, где есть опросы, тесты, личный кабинет (в нем отражена активность пользователя, можно настроить уведомление об ответах на комментарии).
На сайте Harper's Bazaar есть возможность делиться публикациями в следующих социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Pinterest, Google+и Twitter. Можно изучить архив выпусков начиная с января 2013 г. Также доступна версия для iPad.
На сайте «Спорт-Экспресс» есть рубрика «Общение», которая представлена двумя подрубриками – «Сообщества» и «Конференции». В разделе «Сообщества» предлагаются дневники журналистов и сотрудников редакции. Необходимо зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии. В разделе «Конференции» есть возможность пообщаться с журналистами издания (например, Борисом Левиным или Еленой Вайцеховской), задать вопросы и выдвинуть предложения по работе обновленного раздела «Футбол», задать вопросы по поводу работы сайта, спросить о планах развития, дать советы, а также обсудить технические и организационные вопросы работы сайта интеллектуальных онлайн-игр.
У «Огонька» блогов нет. Есть блоги на сайте ИД «Коммерсантъ», где располагается «Огонек».
На сайте Cosmo можно зарегистрироваться в личном кабинете и участвовать в обсуждениях и комментариях к статьям. На сайте возможно подписаться на еженедельную рассылку новостей или оформить подписку на электронную версию журнала.
Уже несколько лет существует приложение для смартфона с новостями от РБК «Новости РБК». Новости там не выделены в отдельный раздел, очень многих материалов, которые выкладываются на сайте http://www.rbcdaily.ru, в печатном издании нет. В приложении всего 6 разделов: «Главное», «Финансы», «Спорт», «Автоновости», «Технологии» и «Стиль». В каждом разделе сверху вынесена самая актуальная новость. Упрощение разделов РБК говорит о направленности приложения на конкретную целевую аудиторию: молодых, активных бизнесменов и предпринимателей, у которых нет времени вводить в адресную строку браузера название сайта и для которых газетный формат − это «прошлый день».
Обратной связи больше уделяется внимание в интернет-версии издания «Вокруг света», чем в ее печатной форме. В самом журнале единственная связь с читателями − их публикующиеся снимки, которые, по мнению редакции, достойны быть представлены на страницах «Вокруг света». На сайте же помимо «Блогов» и «Фотоблогов» читателей есть еще и рубрика «Вопрос-ответ». Каждый зарегистрированный читатель на сайте издания «Вокруг света» может вести свой блог и рассказывать о своих путешествиях и открытиях. Надо сказать, эта рубрика ежедневно пополняется новыми материалами, но все-таки нуждается в развитии.
Заметен спад в недавно еще популярном тренде − возможности ведения блогов на страницах издания. Для этого некоторые издания даже приглашают известных людей. Лишь единицы блогов становятся популярными, и связано это с искренностью ведущего, актуальностью тем, периодичностью и интеллектом автора.
Социальные сети
Успех издания в Интернете во много зависит от умения прийти на те площадки, где находится его потенциальная или желаемая аудитория. И это еще один этап модернизации «старых» СМИ. Практически все издатели встраиваются в социальные сети YouTube, Facebook, Twitter или «ВКонтакте». Дополняют основной контент сайта − в довольно редких случаях − форумами, тестами, тестами для iPhone/iPad. Например, «Огонек» в социальных сетях можно почитать только на Facebook (7 898 участников). И то страница лишь дублирует сам сайт, который, в свою очередь, дублирует печатную версию. Издание «Советский Спорт» представлено в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Facebook и Twitter. Больше всего подписчиков у сообщества «Советского спорта» «ВКонтакте». Выкладываются в социальные сети своеобразные «приманки» на сайт. Это либо яркое фото, какой-либо вопрос или заголовок и ссылка на сайт издания. Выкладываются и новости, причем довольно оперативно (в газете, кстати, тоже есть колонка новостей, в ней приводятся события из мира спорта, менее значительные по масштабу, которые не разбирают аналитически). Контент Twitter и «ВКонтакте» практически одинаковый. На сайте представлены и блоги известных журналистов, спортсменов и спортивных функционеров. Большей популярностью у читателей, судя по комментариям, пользуются блоги баскетбольного комментатора Владимира Гомельского и футбольного эксперта Евгения Ловчева. Публикации этих авторов печатаются и в газете, но колонка блога в печатном варианте нерегулярная. Руководство и коллектив сайта и газеты, кстати, представляют совершенно разные люди. Газета печатает то, что считает нужным, а сайт размещает у себя газетные публикации. Таким образом, контент сайта полностью включает в себя контент газеты. Все статьи, напечатанные в газете, присутствуют на сайте в почти неизменном виде, за исключением нехватки на сайте нескольких фото. Газета «Советский Спорт», в свою очередь, тоже периодически использует форматы сайта. Например, колонка в печатной версии под названием «Инстаграм дня».
С любой страницы вверху сайта «Спорт-Экспресс» (кроме «Спрот-Экспресс ТВ») можно, нажав на соответствующий логотип, перейти в группу одной из социальных сетей: «ВКонтакте», Twitter, Facebook, «Одноклассники», Google+. Также издание представлено каналом на YouTube. Как написали некоторые журналисты в разделе «Конференции на сайте», у них нет нужды заводить свои блоги, т.к. они пишут в издание о том, что считают нужным и интересным. Журналист Игорь Ларин, например, имеет свой блог, но из-за нехватки времени не успевает отвечать читателям, поэтому создал на сайте свою конференцию для общения. Чтобы войти в раздел «Сообщества» (дневники журналистов и сотрудников «Спорт-Эксперсс») и оставлять комментарии, можно воспользоваться уже существующим логином и паролем на Liveinternet. Таким образом, журналисты используют сайт с двойной эффективностью: работают, наполняя сайт статьями, и общаются со своими читателями.
У Women's Health есть официальные страницы в таких социальных сетях, как Facebook и «ВКонтакте». В сообществах публикуются анонсы материалов сайта, информация о мероприятиях, проходящих при поддержке издания эксклюзивные фото и видео. Журнал Cosmo имеет также свои странички и в социальных сетях (Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Instagram), ежемесячно меняющих оформление страницы в соответствии с оформлением журнала. В журнале размещены анонсы аккаунтов в разных социальных сетях. В журнальной рубрике «Cosmo на связи» ежемесячно публикуются лучшие цитаты или фразы читателей, оставивших свое мнение в блогах и социальных сетях.
Представительства РБК существуют во всех самых популярных на сегодняшний день социальных сетях («ВКонтакте», Facebook, Google+, «Одноклассники», Foursquare и Twitter). А в «Живом Журнале» профиль с названием «РБК» почему-то удален, и любой пользователь может взять себе этот свободный «никнейм». Есть еще одна ключевая социальная сеть, которая по неизвестным причинам тоже не присутствует в digital-пуле Консалтинговой Группы, − это Instagram. На сегодняшний день Instagram используют очень многие новостные ресурсы разных масштабов и целевых аудиторий. Например, там зарегистрированы Russia Today, The Moscow Times и «РИА-Новости».
У «РБК daily» нет «личных» аккаунтов в социальных сетях − существуют только страницы в социальных сетях, которые публикуют общую информацию РБК, все они идут с подзаголовком «СМИ, новости, издательское дело» или «Информационное агентство РБК». Социальные сети РБК ведет отдельная команда SMM-менеджеров, в которой нет представителей редакции «РБК daily». Там можно найти публикации как из «РБК-ТВ» или «РБК daily», так и из журнала РБК.
Контент в социальных сетях немного отличается от печатной версии. РБК внимательно изучил пользователей своих социальных сетей и разделяет информационные потоки в разных социальных сетях, учитывая потребности целевой аудитории. Учитываются технические возможности социальных сетей (объем текста, фотоподборки, ссылки − встраиваемые и невстраиваемые, возможность предварительного просмотра материала и так далее), объем текстового контента (он зачастую зависит не столько от оригинальных настроек конкретной площадки, сколько от потребителей информации, которые присутствуют на площадке: например, во «ВКонтакте» посты РБК гораздо короче, чем в Facebook − подбираются разные изображения для каждой сети.
Вместе с печатным номером «Вокруг света» порой выходят вложения, такие, как, например, карты той или иной страны, брошюры с перечислением интересных мест, рекомендованных к посещению, и так далее. На сайте журнала можно «полистать» и почитать предыдущий номер − актуальность сохраняется. На сайте «Вокруг света» указано, что у издания есть страницы в следующих социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook и Twitter. Новости в первых двух публикуются каждый день, а вот на странице Twitter последняя «новость» написана 29 сентября 2013 г.
Правильно найти свою аудиторию в социальных сетях − сегодня это уже необходимость. Во многом это зависит от редакционной политики издания, дальновидности их руководителей и работников SMM-служб.
Реклама
Рекламодатели, как правило, на сайте другие, чем в издании, и в печатной версии их больше. А реклама в интернет-версии в основном контекстная или представлена традиционными мультимедийными баннерами, сверху и сбоку электронной страницы, что является традиционным и отвлекает меньше внимания. Реклама занимает около 30% от объема всей газеты «Коммерсантъ». Как правило, реклама занимает не более половины объема полосы (чаще всего ровно четверть пространства). Во время пребывания на сайте появляется баннерная реклама, закрыть которую нельзя. Рекламы на сайте Interview очень мало (в основном это баннеры и «байрики» партнерских проектов), в отличие от бумажной версии, где представлен весь спектр товаров мира моды и дизайна.
В электронной версии «Огонька» рекламы меньше. Как правило, это баннер справа от основного контента. В печатной версии реклама в целом занимает одну-две полосы, что неудивительно, учитывая, что пресса живет за счет рекламы, тогда как интернет-изданию нужны совсем небольшие средства для существования.
Реклама в журнале Cosmo всегда красочная и бросается в глаза. Часто в качестве рекламы читателям предлагают всяческие пробники. Процентная доля занимаемой рекламы от всего журнала − около 50%. Реклама представлена как рекламными блоками, так и рекламными статьями. На сайте продукция, рекламируемая в журнале, частично сохраняется.
Рекламные материалы Women's Health занимают около 40% (допустимый максимум) объема издания. Главным образом продвигаются продукты, соответствующие тематике журнала: фитнес-клубы, спортивное питание, косметические средства. Политика журнала не допускает публикацию рекламы табака и крепких спиртных напитков. На сайте журнала реклама не размещается.
Рекламы в издании «Спорт-Экспресс» очень мало − меньше десяти процентов в номере. Основной доход идет главным образом за счет подписки и розничной продажи газеты. Рекламные блоки есть. Они выделены в специальную колонку и поэтому чтению особо не мешают. Динамичной баннерной рекламы, которая надвигалась бы на текст и которую приходилось бы собственноручно убирать, нет.
Рекламодатели в журнале и на сайте Harpers Ваzaar одинаковые. В основном это бренды дизайнерской одежды и украшений. Реже − реклама гостиниц и различных салонов красоты. Стоит отметить, что в печатной версии рекламы намного больше, чем на сайте.
На портале «Вокруг света» рекламы гораздо меньше, чем в журнале, где очень часто на правой полосе разворота мы видим рекламу товара или услуги.
Большие доходы от рекламы на интернет-площадках для печатных изданий для многих игроков рынка остаются мифом. Онлайн-версия для рекламодателей большинства изданий остается лишь дополнительной опцией и … не всегда желанной.
Выводы
Сайты печатных изданий в основном остаются «дополнительной статьей расходов» печатной версии. Конвергенция заметна лишь на порталах изданий, входящих в крупный мультимедийный холдинг, где собирается контент всех внутрихолдинговых компонентов («Коммерсантъ», «Комсомольская правда»). На сайтах меньше рекламы, есть постоянно обновляющиеся новости, навигация по статьям, бесплатные сервисы, есть архивы издания и опции развлекательного характера. Интерактивность, мультимедийность – главные особенности сетевых изданий. Аудио- и видеоматериалы вносят разнообразие в содержание интернет-страниц и помогают прочувствовать событие еще острее. Но далеко не все издания пользуются этими преимуществами.
Но, по сути, веб-версия пока не отличается от печатного варианта, а является лишь цифровым отражением. Электронная версия бумажного варианта должна раскрывать пользователям больше возможностей и функций, заключать в себе больше интерактивных материалов, что способствовало бы привлечению внимания к информации. При наблюдаемом стремительном снижении тиражей печатных СМИ одна из самых очевидных возможностей выживания «старых» СМИ – соответствие неизбежным процессам конвергенции.
Так, по последним исследованиям, «практически никогда» не читает ежедневные газеты половина москвичей (50%). При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет. Регулярная аудитория общественно-политических журналов намного меньше – около 2% москвичей, еще 76% «практически никогда» журналы не читают10.
Примечания
Библиография
Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версий как результат трансформации модели печатного издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2008. № 2. С. 52−62.
Интернет-СМИ. Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.
Как новые медиа изменили журналистику (2012–2016) / науч. ред. С. Балмаева, М. Лукина. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.
Медиасистема России. Учеб. пособие / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015.
Barr T. (2000) Newmedia.com.au: The Changing Face of Australia's Media and Communications. St Leonards, N.S.W., Australia: Allen & Unwin.
Flew T. (2005) New Media. An Introduction. 2d ed. Oxford: Oxford University Press.
Kung L., Ricard R., Towse R. (2008) Internet and Mass Media. Los Angeles; London: Sage.