Ссылка для цитирования: Сангаре Ш.К. СМИ Мали: структура, общественная значимость и тенденции развития // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2201
© Сангаре Шейкна Калифа
аспирант Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (Бамако, Мали), cheicknasangar@yahoo.fr
Аннотация
Статья посвящена развитию средств массовой информации в Мали. В публикации рассматриваются общие условия в стране и их влияние на развитие СМИ, особенности развития печатных изданий и их популярность в стране, роль радио и телевидения в малийском обществе, развитие электронных СМИ и их место в медийном ландшафте Мали.
Ключевые слова: Мали, СМИ, газеты, радио, телевидение, электронные издания.
Введение
На африканском континенте расположено более 50 государств, многие из которых являются terra incognitа для жителей России. Поэтому очень часто о ситуации на континенте судят по тем новостям, которые мелькают на страницах СМИ либо тиражируются по телевидению и в электронных изданиях. Республика Мали в таком случае чаще всего будет ассоциироваться с восстанием туарегов на севере страны и захватами заложников исламскими террористическими группировками, связанными с Аль-Каидой, в том числе в ноябре 2015 г. в столице Мали Бамако. При этом мало кто помнит, что многие исследователи называют республику примером построения демократии в Африке, и для этого существует множество оснований.
Для исследования развития малийской демократии необходимо проследить особенности медийного ландшафта Мали на современном этапе, что мы и постараемся осуществить. Теоретической базой настоящей статьи стали работы предшественников, посвященные развитию СМИ в Мали. В частности, публикации М.К. Кейта (1995) и Т. Перет (2005). Вместе с тем стоит обратить внимание на тот факт, что бόльшая часть аспектов развития средств массовой информации в республике практически не исследовалась специалистами и нашла отражение только в официальных публикациях и отчетах.
Политические и социальные условия развития СМИ в Мали
Во многом развитие СМИ Мали обусловлено особенностями становления и развития малийской государственности. Поэтому, рассматривая медийный ландшафт в стране, необходимо коротко охарактеризовать те политические реалии, которые оказывают влияние на развитие общества и демократии в целом. Республика Мали является довольно крупным государством (24-е место по территории в мире), расположенным в Западной Африке. Страна образовалась после Второй мировой войны в результате распада колониальных империй. Однако на практике строительство собственной государственности далось нелегко: с 1968 по 1991 гг. республика управлялась авторитарным режимом. Только после свержения диктатуры Муссы Траоре в 1991 г. Мали встала на путь построения демократического государства.
Благодаря этому сегодня Мали представляет весьма интересный пример в мировом сообществе, ведь это одна из беднейших стран планеты, для которой, тем не менее, характерен демократический характер выборов. Несмотря на имеющиеся ограничения, можно привести доводы в пользу уникальности и зрелости демократии в стране начиная с 1992 г.: чередование президентской власти, открытая политическая борьба во время президентских, парламентских и местных выборов, многопартийность, отсутствие этнических и религиозных партий, в отличие от большинства африканских стран, свобода печати, эффективная децентрализация (703 коммуны, 10 000 муниципальных советов)1. Так, на сегодняшний день число зарегистрированных политических партий составляет 1762.
Тем не менее в последние годы страна переживает не самые лучшие времена, что вызвано очередным восстанием туарегов, последовавшим после свержения их покровителя, ливийского лидера Муаммара Каддафи, и их бегством из Ливии. Сложности с народами северной части Мали обусловлены тем, что сама республика − полиэтническое государство. После начала восстания туарегов малийская армия не смогла выдержать их натиск, так как многие из них составляли костяк элитных сил Каддафи и были вооружены новейшим оружием, захваченным в Ливии. 6 апреля 2012 г. туареги провозгласили создание Независимого Государства Азавад (Azawad), которое включило в себя три северных региона страны: Гао, Тимбукту, Кидаль и часть Мопти в 825,000 км2, составляющую почти две трети площади Мали (с 10% населения государства). Столицей самопровозглашенного Азавада стал древний город Тимбукту3.
Дестабилизация ситуации на севере страны стала причиной военного переворота в столице Бамако, в ходе которого был свергнут президент Амаду Тумани Турэ. Но под давлением международного сообщества военные власти быстро передали полномочия гражданским. Однако на севере страны среди сепаратистов быстро стало расти влияние исламистских группировок, которые сумели захватить власть и вынашивали планы расширения своего влияния. Это стало основанием для организации военной операции французских войск на севере Мали, начавшейся в январе 2013 г. Операция, поучившая название «Сервал» (11 января 2013 г. – 14 июля 2014 г.), завершилась вытеснением исламистов и началом переговоров с умеренными сепаратистами, завершившихся подписанием мирного договора только в 2015 г.
Несмотря на достигнутую стабильность на севере страны, и сегодня еще достаточно сильно влияние фундаменталистских группировок. Наиболее влиятельными из них являются «Ансар ад-Дин» (Ansar Dine − в переводе с арабского – «защитник веры»), «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (Al-Qaïda au Maghreb islamique), «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (Mouvement pour l'unicité et le jihad en Afrique de l'Ouest), выделившиеся из состава «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» в 2011 г. по причине внутренних разногласий.
Все вышеназванное создает особые условия для развития средств массовой информации в Мали, которые развиваются в демократических условиях, однако в весьма сложной внутриполитической обстановке, несомненно, оказывающей влияние на развитие СМИ.
Развитие печатных СМИ
Особенности распространения печатных СМИ в Мали обусловлены несколькими факторами. С одной стороны, это простой способ влияния на общественное мнение, особенно в условиях плюрализма и демократии. С другой стороны, издание газет требует постоянных финансовых затрат, которые сложно окупить в стране, где бόльшая часть населения живет за чертой бедности. Поэтому малийские газеты представляют собой чаще всего не коммерческие, а политические и идеологические проекты, позволяющие оказывать информационное влияние на общество. При этом следует учитывать, что грамотность в Мали находится на уровне 33,4%. Этот показатель особенно низок среди сельского населения и женщин4.
История развития печатных СМИ в Мали связана с официальной газетой «Эссор» (L'Essor), которая является старейшей франкоязычной африканской газетой, существующей с 1947 г. В период диктатуры Муссы Траоре эта газета была основной в стране. В настоящий момент это единственное издание, публикующее официальные документы.
Вместе с тем в 1980-х гг. в стране постепенно стали появляться альтернативные издания. Известный историк, профсоюзный активист, Альфа Умар Конаре, занимавший пост министра спорта, искусства и культуры с 1979 по 1980 гг. в 1983 г. основал кооператив «Жамана» (Jamana), который стал издавать одноименный журнал, посвященный вопросам общества и культуры. Сам Конаре являлся одним из самых плодовитых журналистов издания. При этом многие авторы «Жамана» рассматривали возможность создания информационной газеты. И эта идея была ими реализована в 1989 г., когда 17 марта вышел первый номер «Эко» (Les Echos), являющейся до сих пор одной из самых популярных в стране5. Издание позиционировало себя как «голос безгласных», освещало социальные вопросы, политику, открывая широкие возможности для дебатов, демонстрируя радикализацию взглядов, откровенные претензии на многопартийность и проведение Национальной конференции. Еще одним частным изданием, появившимся в тот период, стало «Ля Ру» (La Roue), первый номер которого увидел свет в июле 1989 г. В феврале 1990 г. был издан и первый номер газеты «Орор» (L' Aurore), созданной молодыми журналистами, которые резко критиковали режим Траоре, сосредоточившись на социально-экономическом анализе (Perret, 2005).
Переход к демократии является вехой в развитии средств массовой информации. По сути, в Мали плюрализм СМИ предшествовал политическому плюрализму. О стремительном росте печатных изданий после свержения диктатуры говорит тот факт, что в 1992 г. в стране имелось 60 печатных СМИ, которые можно распределить по группам следующим образом: 2 ежедневника, 13 еженедельников, 1 издание с периодичностью раз в две недели, 22 ежемесячных, 13 с периодичностью раз в две недели, 4 с периодичностью раз в два месяца, 3 ежеквартальных издания, 1 с периодичностью два раза в квартал, 1 с периодичностью раз в полугодие и 1 событийное издание (Keita, 1992: 84).
По данным на 2012 г. в Мали издавалось более 250 государственных и независимых газет, из которых регулярно выходило только около 50. Из независимых изданий 9 составляли ежедневники, 28 – еженедельники, 9 выходили раз в две недели. Основным языком большинства печатных издания является французский. Особое место среди государственных изданий занимают издающиеся на местных языках ежемесячно газеты «Кибару» (Kibaru), «Ксибаре» (Xibaaré) и «Кабару» (Kabaru), а также издаваемая культурным кооперативом «Жамана» тиражом в 30000 экз. на языке бамбара (которым в качестве первого или второго языка владеет около 90% населения страны) газета «Екабаара» (Jekabaara)6.
Отрицательными факторами, негативно влияющими на развитие печатных изданий в стране, следует считать: нехватку средств на издание газет; нехватку квалифицированного персонала и прежде всего журналистов; излишнюю политическую ангажированность изданий; отсутствие широкого выбора типографии и оборудования. В связи с этим многие газеты (за исключением основных) не надолго задерживаются в медиасфере страны.
Для всех печатных СМИ существует проблема распределения тиража, которая является настоящей «головной болью», потому что обширность территории страны создает сложности со своевременной реализацией газет и увеличивает расходы на транспортировку, да и получить оперативно информацию при такой системе распространения невозможно. Поэтому распределение газет в стране ограничено в основном границами Бамако (до кризиса 2012 г. около 90% газет страны распространялось в Бамако). Основной массив читателей газет находится именно здесь. В связи с этим почти все газеты печатаются в малийской столице, а потом распространяются по всей стране. Единственным исключением из этого правила является ежедневник «Сегувия» (Segovian), издаваемый в Сегу. Тираж большинства газет низок, он оценивается в пределах 500 и 1500 экз. Скорость циркуляции изданий достигла в 2012 г. от 300 до 1500 экз. каждый день. По данным на 1997 г. потенциальная читательская аудитория печатных изданий составляла 57000 человек (в основном мужчин)7.
Типичная малийская газета представляет собой 12- либо 16-страничное издание, у которого обычно первые и последние две страницы публикуются в цвете. При этом вторая и последняя страницы отводятся чаще всего под рекламу. Обращает на себя внимание и тематика большинства малийских газет. В частности, основной массив публикаций посвящен внутриполитическим новостям. При этом разделы о культуре, обществе, спорте и т.д. у части изданий вообще отсутствуют. Материалы, посвященные международной политике, также встречаются нечасто. Все это говорит о том, что самое пристальное внимание в Мали местными газетами уделяется политическим вопросам, которые доминируют в большинстве изданий.
Малийский рынок специализированных изданий (экономических, научных, образовательных и т.д.) имеет свою специфику. Из-за высокой цены типографских расходов и количественной незначительности потенциальной читающей аудитории многие из подобных изданий закрываются. Исключениями чаще всего являются специализированные журналы министерств и ведомств (таможня, бизнес, экономика и др.), которые издаются при поддержке властей и распределяются на местах.
Радио в Мали
Одним из ключевых средств массовой информации в Мали, как и в других странах Африки, является радио. Низкий уровень грамотности в стране (среди взрослых только 33,4%), простота и низкая цена оборудования для приема и вещания, незначительные инвестиционные затраты, способность передавать даже в отдаленных районах определяют важность радиоиндустрии во многих развивающихся странах8.
Широкое распространение радио в Мали обусловлено и тем фактом, что оно дает возможность транслировать информацию на многочисленных местных языках и наречиях. При этом радио обходит проблему неграмотности и отсутствия практики письменности, особенно на национальных языках. Одновременно оно стимулирует прямое использование в СМИ местных языков и их развитие. Это гарантирует культурный плюрализм и становится инструментом развития малийского полиэтнического общества.
История малийского радио началась еще в колониальный период. В 1957 г. по инициативе французов было создано «Радио Судан», которое было ориентировано на пропаганду политики и культуры колонизаторов. В период диктатуры до 1990 г., в Мали, по сути, была только одна радиостанция. Вся информация распространялась ею. Ее редакторская деятельность полностью отражала идеологию власти и была направлена на идеологическую «обработку» граждан с целью сохранения правящего режима. Со свержением диктатуры и развитием революции после 26 марта 1991 г. малийское радио переживает масштабные преобразования. Мали делает выбор в пользу полного плюрализма СМИ, что привело к появлению первых частных радиостанций.
При этом стоит обратить внимание на то, что первые независимые радиостанции в Мали возникли до того, как это было разрешено действующим законодательством. Изначально это были аполитичные радиостанции, созданные в образовательных целях за счет привлечения средств иностранных неправительственных организаций, на которые власти не обращали внимания. Так, в 1987 г. для обучения в сельских районах было создано радио «Кайе» (Kayes), работающее без лицензии при поддержке двух итальянских неправительственных организаций. Этот проект нашел дальнейшее продолжение в 1990-х гг. посредством создания аналогичных проектов радио «Фоко» (Foko) в Сегу, «Кенедугу» (Kenedougou) в Сикасо, «Кюириме» (Kuyirimé) в Кутиале (Fougère, 2012: 23).
На волне революции после свержения диктатуры появилась возможность свободно высказывать свое мнение. Это коснулось и радиоэфира. Уже в период антиправительственных выступлений в эфир начали выходить передачи радио «Бамакан» (Bamakan). В октябре 1991 г. вышло в эфир радио «Либерте» (Liberté) в качестве первого частного коммерческого радио, созданное бизнесменом Алмами Самори Туре.
Либерализация в радиоэфире привела к тому, что медийный ландшафт страны кардинально изменился. Это вынуждало правительство перейти от временных мер регуляции к принятию постоянного законодательства, что создало бы благоприятную среду для общественного и коммерческого вещания. В 1995 г. в стране уже было 52 радиостанции: из них 15 − в Бамако, 37 − в остальной части страны. Наиболее перегруженными городами по количеству радиостанций стали Кайе, Сикасо, Сегу, Гао (Tudesq, 2002: 52).
В соответствии с Указом от 10 мая 2002 г. № 02-227/P-RM «О типовых уставах частных вещательных радиокомпаний» все радиостанции Мали делятся на несколько видов, определяющих их правовой статус.
Частное некоммерческое радио. К этой категории радиостанций относятся городские, пригородные и сельские радиостанции, а также радиоассоциации, объединяющие несколько каналов, чья деятельность в основном посвящена удовлетворению потребности в информации местных сообществ, образованных по территориальным, социальным, религиозным и иным признакам. Учредителями такого рода радиостанций могут быть частные ассоциации, сообщества или религиозные некоммерческие организации. Чаще всего такие радиоканалы работают в отдельных местностях и ограничиваются региональным вещанием. Именно они пользуются большой популярностью в стране, так как выдают в эфир местный материал, близкий людям. Отдельным подвидом частного некоммерческого радио выступают религиозные радиостанции.
Деятельность этого типа радио носит общественный характер, оно не может получать значительных доходов от рекламы (получение прибыли не должно доминировать в их деятельности), минимум 70% эфира должны занимать местные программы, отвечающие за продвижение и распространение национальной и региональной культуры. Законом установлено, что частные некоммерческие радиостанции «не должны получать финансирование, подарки, завещания, гранты или дары в натуральной форме от политических партий; они должны обнародовать цену своих услуг и сохранить регулярные счета, уплачивать установленные налоги и сборы»9.
Коммерческое радио.Коммерческое радио определяется законом как «бизнес-ориентированное», и его деятельность регулируется законодательством о коммерческой деятельности. В частности, коммерческое радио может получать прибыль, заниматься рекламной деятельностью и другими услугами связи10. Многие коммерческие радиоканалы, такие, как «Кледу» (Klédu), созданный в июле 1992 г., параллельно с трансляцией собственных передач широко применяют ретрансляцию иностранных радиоканалов («Голос Америки», Би-би-си (ВВС) и др.) (Tudesq, 2002: 53).
Общественное (государственное общенациональное) радио. Общественное радио Мали сформировалось на основе единого государственного канала. В период диктатуры Муссы Траоре государственное радио было представлено государственным монополистом – «Радио и Телевидение Мали» (РТМ) (Radiodiffusion Télévision du Mali – RTM), образованным на основе «Радио Мали» сразу после запуска первого малийского телевизионного канала в 1984 г. После свержения диктатуры Закон Мали от 5 октября 1992 г. № 92-021 способствовал преобразованию РTM в «Службу радио и телевидения Мали» (ОРТМ) (Office de Radiodiffusion Télévision du Mali – ORTM) с правом юридического лица, государственным администрированием и автономным управлением. 2/3 бюджета OРTM формируется за счет государственных инвестиций В то же время закон позволяет государственному радио заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать на рекламе. Эта особенность определяет обязательства OРTM перед государством и указывает на то, что названные теле- и радиоканалы выполняют миссию государственного радио и телевидения. От «Службы радио и телевидения Мали» требуется разработка программ на национальном, региональном и местном уровнях, чтобы обеспечить охват всей территории страны. Для повышения эффективности работы государственного радио в 1992 г. был создан второй канал радио OРTM11.
С государственным радио в Мали весьма трудно конкурировать частным радиостанциям. Это обусловлено как государственной поддержкой (включая финансовую), так и кадровым потенциалом. Так, на OРTM (включая радио и телевидение) в 2015 г. работало более 900 сотрудников.
Особенностью развития радио в Мали является наличие большого количества пиратских любительских радиостанций в деревнях, вещающих по несколько часов в день. Вещание осуществляется любителями, сумевшими собрать самодельный радиопередатчик из подручных материалов, который покрывает несколько километров в округе. Все они действуют без соответствующего разрешения, поэтому подсчитать их точное количество в стране сложно.
На сегодняшний день большой популярностью в Мали пользуются столичные радиостанции: «Бамакан», «Либерте», «Kледу» − и многочисленные общинные радиостанции. Вышеназванные радиостанции основаны в Бамако, и их информационный эфир по большей части связан именно со столицей. Общинные радиостанции и государственное OРTM ориентированы по большей части за пределы Бамако12.
В 1999 г. в стране было 122 радиостанции. На сегодняшний день существует 500 радиостанций. По крайней мере, две новые радиостанции появляются в Мали каждый месяц. В таких условиях уместно даже говорить о своеобразной гонке в создании новых радиостанций. Например, в умеренно населенных городах, таких, как Сегу (130,690 жителей в 2009 г.) и Сикасо (225,753 жителей в 2009 г.), несколько лет назад действовало четыре и шесть радиостанций соответственно. А в типичной (только не по количеству радиостанций) малийской деревне Ниафунке функционировало сразу две собственных радиостанции (Coulibaly, 2013: 308).
Несмотря на все вышеперечисленные успехи в сфере развития радиокоммуникаций в Мали и огромную популярность этого вида средств массовой информации, тем не менее в республике имеются и проблемы в этой области. В частности, радио, которое влияет на слушателей по всей стране и широко распространено на местных языках, показывает, между тем, все обнаруженные недостатки в других франкоязычных странах Африки: слабые технические возможности, нехватку необходимого количества квалифицированных журналистов, низкий уровень зарплат или волонтерский характер работы журналистов. В радиоэфире многих станций особое внимание уделяется новостям, среди которых доминируют региональные и внутриполитические.
Телевидение Мали
Телевидение, как и радио, выделяется тем, что в условиях высокой безграмотности, характерной для стран Африки, является доступным для широких масс населения способом донесения информации. Правда, стоит сделать одну оговорку: телевидение серьезно уступает радио по уровню доступности приемников и охвату территории страны качественным сигналом.
По сравнению с соседними странами, телевидение в Мали появилось достаточно поздно – 22 сентября 1983 г. Причем это было приурочено к 24-й годовщине независимости страны. Отличительной особенностью малийского телевидения стало то, что на его развитие сразу были выделены значительные средства за счет гранта и технической помощи ливийского правительства на общую сумму в 2,5 млрд франков (3 811 225 евро). Причем сама телевизионная станция в Бамако, как и телевидение в Мали, понимались как «подарок Ливийской Джамахирии малийскому народу».
В 1985 г. Франция передала Мали современную передвижную телестанцию на три телекамеры, что расширило возможности телецентра в Бамако. В этом же году телевидение Мали стало использовать получаемую из Франции по системе спутниковой связи видеоинформацию. Прием обеспечивался двумя станциями космической связи, построенными в окрестностях Бамако. В 1986 г. началась трансляция национальных телепрограмм в Сегу, в 1989 г. – в Мопти, в 1990 г. – в Сикасо, в 1993 г. – в Куликоро (Tidiane, 2009: 137−138).
Новый шаг в развитии национального телевидения Мали был сделан 5 октября 1992 г., когда в соответствии с законом № 92-021 был образован «Офис радио и телевидения Мали» (ОРТМ). Тем самым была изменена система управления телевизионной отраслью и окончательно оформлен первый национальный канал Мали, по сей день носящий название – «OРТМ».
На сегодняшний день «OРTM» осуществляет аналоговое вещание посредством 59 станций на большей части территории Мали, кроме того канал присутствует в сети кабельных операторов Мали и других стран Африки, осуществляет трансляции через спутник, а также посредством сети Интернет. Основную часть эфира занимают передачи на французском языке (80%). Вместе с тем канал осуществляет трансляцию передач еще на 10 языках различных этносов, населяющих государство (бамбара, бозо, сонгай, малинке и др.). Часть эфира заполняется за счет проектов французских партнеров, в частности «Канала Франс Интернасьональ» (Canal France International – CFI). Общий объем вещания достигает 18 часов в сутки13.
В настоящее время в рамках «OРTM» действует второй национальный канал – «ТМ2», который транслируется только в цифровом формате либо в кабельных сетях Мали, поэтому пока имеет меньший охват в сравнении с первым каналом, «OРTM» (вещание осуществляется в окрестностях Бамако в радиусе 50 км). Второй канал малийского телевидения начал свою работу 31 декабря 2011 г.14 Он стал первым шагом на пути к цифровому телевидению в стране.
Современный канал «ТМ2» по своей тематике направлен на молодежь и женскую аудиторию, поэтому среди продуктов канала преобладают развлекательные передачи и кинофильмы. Правда, присутствуют в программе канала новостные выпуски, общественно-политические передачи и интервью с известными политиками и общественными деятелями. Общий объем вещания канала достигает 12 часов в сутки.
В новых условиях широкого распространения сети Интернет «OРTM» предпринял попытку расширения своего присутствия в Сети. При поддержке немецких партнеров был создан динамический сайт, который отвечает технологическим требованиям вещания в Сети. Сайт уже отображает ряд основных радио- и телевизионных программ видео- и аудиоконтента, в первую очередь, новости, которые активно дублируют другие информационные ресурсы Мали и Африки. Показательно, что на сайте доминирует видео, подготовленное телеканалом «ТМ2».
Особенностью малийского телевидения является наличие частного панафриканского канала «Африкабль» (Africable), ориентирующегося на разные франкоязычные страны континента. Это обусловлено как общим колониальным наследием, так и стремлением руководства канала расширить свою телевизионную аудиторию за счет соседних государств. Последнее, безусловно, продиктовано экономической выгодой (в том числе за счет рекламы и привлечения спонсорских средств). Телеканал «Африкабль» начал вещание 26 июня 2004 г. Его офис разместился в Бамако. Инициаторами создания собственного канала стали местные операторы кабельного телевидения, входящие в «Ассоциацию африканских частных телевизионных операторов» (l'Аssociation des opérateurs de télévision privée d'Afrique)15.
Особенностью телевизионной сети республики является наличие панафриканских религиозных каналов, таких, как «Суна» (Sunna) и «Шерифля ТВ» (Cherifla TV). Кроме того на протяжении последних полутора лет в стране появились новые частные каналы. Среди них «Энержи ТВ» (Energie TV), «Оронья ТВ» (Horonya TV), «Оризон ТВ» (Horizon TV), «Ренуво ТВ» (Renouveau TV), «Либерте ТВ» (Liberté TV). Но они еще не получили широкого распространения в стране, и финансовые возможности многих не дают им возможности активно развиваться. Однако сам факт появления частных каналов свидетельствует о процессе демократизации в сфере телевизионных СМИ и росте конкуренции в борьбе за зрителя.
В то же время стоит учитывать, что среди малийцев из-за высокого уровня бедности и отсутствия телевизионных приемников доступность телевидения довольно низка, по сравнению со странами Европы. Об этом говорят, в частности, статистические данные о количестве телевизоров в различных регионах страны по состоянию на начало 2015 г., согласно которым только каждое третье домохозяйство в стране имеет собственный телевизионный приемник. Причем максимальное количество телевизоров сконцентрировано в столице, в которой проживает каждый девятый малиец16.
Об имеющихся сложностях с развитием телевидения в Мали свидетельствуют и опросы зрителей, согласно которым самым популярным каналом в стране является «OРTM» (предпочтение ему отдают 40% опрошенных), на втором месте «Африкабль» (27%). Цифровой канал «ТМ2» был назван менее 5% респондентами. По гендерному признаку мужчины отдают предпочтение «OРTM», а женщины – каналу «Африкабль». Этот же канал предпочитают и лица в возрасте от 15 до 19 лет. Третье и четвертое место в опросах заняли французские каналы «ТВ5 Монд» (TV5 Monde) – 12% и «Франс 24» (France 24) – 6%. И это притом, что они доступны далеко не всем пользователям. Интерес вызывает и тот факт, что особое доверие к французским каналам выразили лица с высоким уровнем образования, в то время как лица с низким уровнем образования отдали предпочтение «OРTM» и «Африкаблю»17.
Таким образом, несмотря на то, что из-за финансовых сложностей и географических особенностей в Мали телевидение очень ограниченно и охватывает немногим более 35% населения, в последние десятилетия оно стремительно развивается, о чем свидетельствует начало перехода к цифровому формату вещания, появление второго национального канала, частных и региональных телевизионных проектов, вещание из Бамако панафриканского частного телеканала «Африкабль» и увеличение присутствия на малийском медиарынке иностранного телевизионного продукта.
Электронные СМИ
Информационное пространство СМИ Мали быстро меняется, особенно под давлением новых информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, мы являемся свидетелями распространения интернет-изданий. Благодаря этому в Западной Африке приводят Мали в качестве примера высокого уровня плюрализма в средствах массовой информации.
Особенностью электронных СМИ является то, что они весьма мобильны и не ограничены в объеме размещаемой информации. Кроме того, на страницах интернет-изданий могут быть представлены текстовые материалы (в том числе газетные статьи), фотоматериалы, аудио- и видеофайлы. Также особенностью интернет-изданий является возможность размещения на своих ресурсах чужих «горячих» материалов с указанием источника информации (что, правда, делают далеко не всегда) либо размещение ссылок на эти материалы, Это также увеличивает посещаемость и популярность основных малийских интернет-изданий. Кроме того ключевые печатные и аудиовизуальные СМИ также получают возможность создать собственные интернет-версии, правда, этой возможностью в Мали из-за недостатка средств воспользовались немногие. Среди позитивных примеров можно привести сайты газеты «Ле Эко» и телеканала «ОРТМ».
Вместе с тем негативно на развитие интернет-изданий влияет уровень бедности в стране и высокая для многих стоимость услуг поставщиков Интернета, а также низкий уровень грамотности в стране. Одним из ведущих интернет-изданий является ресурс «Мали Джет» (Mali Jet), запущенный в 2008 г. На нем размещается актуальная информация о жизни в стране и мире. Основными тематическими разделами, по которым распределена информация, являются следующие: «Регионы» (с подразделом «кризис на Севере»), «Политика», «Выборы», «Одной строкой», «Различные факты», «Международные новости», «Общество», «Экономика», «Спорт», «Народ», «Видео», «Гороскоп». Большая часть новостей, заимствованных из различных источников, сопровождается подборками фотоматериалов и видеофайлами. Особое внимание уделено размещению на сайте информационных выпусков «ОРТМ» с официальной информацией18.
Большой популярностью в Мали и за ее пределами пользуется интернет-сайт «Маливеб» (Maliweb), созданный в 2002 г. группой компаний «Медиа Сервис Маливеб» (Media Services Maliweb). На нем также представлены различные материалы местной и международной прессы с указанием ссылок на первоисточники. Основными разделами на сайте являются: «Политика», «Экономика», «Север» (имеется в виду север страны, охваченный политическим кризисом), «Спорт», «Различные факты», «Здоровье», «Мир», «Радио», «Видео». В последнем разделе содержатся различные видеоматериалы, заимствованные как у основных телеканалов (включая информационные выпуски «ОРТМ»), так и из других источников. Вкладка «Радио» содержит прямые ссылки на 15 радиоканалов Мали с возможностью прослушивать их посредством Интернета в режиме online (в том числе передачи на национальных языках)19.
Популярным и востребованным информационным интернет-ресурсом Мали является «МалиАктю» (MaliActu). Его структура напоминает вышеприведенные интернет-СМИ, но имеет и свои особенности. Вверху страницы находятся ссылки на следующие разделы: «Суму-Донсо» (Sumu-Donso), представляющий собой архив видеоновостей культурного характера (от светских мероприятий до традиционных обрядов); «Актуальное», содержащий основные политические новости из Мали и других стран; «ТВ» (online-трансляция «ОРТМ» и «ТМ2»), «Радио» (трансляция 21 радиоканала Мали и международных станций), «Правительство», «Общество», «Жизнь». Кроме того под основными вкладками на главной странице содержатся прямые ссылки на самые рейтинговые теле- и радиоканалы, позволяющие смотреть и прослушивать их в прямом эфире. На главной странице также имеются тематические разделы с новостями, многие из которых повторяют вышеуказанные тематические вкладки. Обращает на себя внимание наличие отдельной тематической вкладки «Север Мали», что подчеркивает значение противостояния с туарегами и последующих событий для страны и общества. В левой части страницы находится лента новостей, где содержатся последние новости по мере их появления20.
Четвертым крупнейшим интернет-изданием Мали является «Журналь дю Мали» (Journal du Mali), основанный в 2009 г. Ресурс принадлежит компании «Дангаса Медиа САРЛ» (Dangassa Medias SARL), которая также является владельцем веб-сайта «Журналь дю Фасо» (Journal Du Faso) и имеет офис в Париже. Данное издание отличается от других развернутой структурой, представленной в виде ссылок на первой странице сайта. В частности, портал содержит следующие разделы и подразделы: «Политика» (подразделы: «Внутренняя», «Международная», «Выборы 2013»), «Экономика и бизнес» («Сельское хозяйство и рыбалка», «Промышленность и сфера услуг», «Туризм», «Бизнес», «Финансы»), «Общество» («Образование», «Окружающая среда», «Диаспора», «СМИ», «Различные факты», «Наука и технологии»), «Спорт» («Футбол», «Баскетбол», «Иные виды»), «Культура» («Кино, театр, книги», «Музыка», «Искусство», «Культура»), «Здравоохранение» («Актуальное», «Здоровье в фокусе»), «Дебаты и мнения» («Трибуна», «Юмор», «Полемика»), «Персоналии» («Обзор», «Таланты», «Молодые таланты», «Гости редакции», «Женщина – лидер»), «Досье» («Кратко», «Анкеты», «Репортажи»), Интервью». Особенностью «Журналь дю Мали» является также то, что редакция сайта выпускает одноименный еженедельный цветной журнал, pdf-версия которого размещается на сайте21.
Кроме вышеназванных информационных интернет-ресурсов в стране появляются все новые электронные СМИ, которые очень сложно контролировать и отслеживать специалистам, так как находиться они могут за пределами республики. Все это свидетельствует о стремительном развитии электронных СМИ в стране, востребованных как в Мали, так и за ее пределами, так как именно они позволяют узнать о ситуации в стране, послушать радио и посмотреть малийское телевидение, даже находясь на другом континенте.
Заключение
Все вышеназванное позволяет говорить о том, что в Мали средства массовой информации развиваются в условиях плюрализма и демократии, а следовательно, дают возможность донести до широких масс населения различные точки зрения на ситуацию в стране. С учетом уровня образования в стране, финансовых возможностей населения и технического оснащения аудиовизуальных СМИ наиболее популярным и востребованным в стране остается радио. Развитие телевидения сдерживается высокой стоимостью телевизионных приемников и оборудования, позволяющего организовать вещание в самых отдаленных регионах. Печатная пресса, в свою очередь, ориентирована только на грамотную часть населения, как, впрочем, и интернет-издания. Развитие последних представляет серьезную угрозу для печатных СМИ, но сдерживается высокой стоимостью компьютеров и гаджетов в стране, а также недоступностью Интернета для значительной части населения.
Примечания
Библиография
Fougère P. (2012) Etat, idéologie et politique culturelle dans le Mali postcolonial (1960−1968). Sherbrooke: Departement d'histoire Faculté des Lettres et Sciences humaines Université de Sherbrooke. Режим доступа: http://savoirs.usherbrooke.ca/bitstream/handle/11143/5684/MR88908.pdf?sequence=1
Kéïta M.K. (1995) La presse écrite au Mali. Bamako: Institut Panos.
Keita M.K. (1992) Réflexion sur la presse écrite. Politique Africaine 47(Octobre): 79−85.
Perret T. (2005) Médias et démocratie au Mali. Le journalisme dans son milieu. Politique Africaine 1(97): 18−32. Режим доступа: https://www.cairn.info/revue-politique-africaine-2005-1-page-18.htm
Tidiane D. (2009) Histoire de la télévision en Afrique noire francophone, des origines à nos jours. Paris: Karthala.
Tudesq A.J. (2002) L'Afrique parle, l'Afrique écoute: les radios en Afrique subsaharienne. Paris: Karthala Editions.