- Русский
- English
Integration of Television Programmes with Social Networks in Bangladesh (a case study of the Ekattor TV channel)
Кхан Мд. Абдул Кабил
аспирант кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского Университета Дружбы Народов, inb.moscow@gmail.com
MD. Abdul Kabil Khan
PhD student at the Chair of Mass Communications, Faculty of Philology, People’s Friendship University of Russia, inb.moscow@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается проблема интеграции средств массовой информации с социальными сетями и описываются различные формы такой интеграции в Бангладеш. В этих целях автор попытался определить понятие «интеграция с социальными сетями», проанализировав программы этого формата на примере телеканала «Икаттор», а также выявил преимущества и недостатки использования данным каналом всех видов социальных сетей.
Ключевые слова: интеграция, социальные сети, коммуникация, Интернет.
Abstract
The article examines the problem of mass media integration with social networks and describes various forms of such integration in Bangladesh. To this end, the author has attempted to define the concept of “integration with social networks”, analyzed the programmes in this format in a case study of the Ekattor TV channel and also revealed the advantages and limitations of the use by the channel of all kinds of social networks.
Key words: integration, social networks, communication, Internet.
Цифровая революция, произошедшая в последние 20 лет, заметно изменила жизнь людей во всем мире. Глобализация и быстрое развитие инновационных технологий не только оказывают влияние на повседневную жизнь людей, но и требуют нового качества работы средств массовой информации, что наблюдается в работе массмедиа Народной республики Бангладеш.
Бангладеш − одна из развивающихся стран в Южной Азии с населением 160 млн человек. В последнее время в стране быстрыми темпами развиваются различные виды СМИ, в частности телевидение. Благодаря разнообразию тематики и жанров передач, а также их интерактивности телевидение получило широкое распространение.
Постановлением Правительства страны в 2013 г. был создан «Институт Кино и Телевидения» (Bangladesh Film and Television Institute, BFTI), основной задачей которого является подготовка будущих специалистов в данной области.
В монографии «Бангладеш: история и тенденции развития традиционных медиа и новых медиа» отмечается, что «положение телевидения в Бангладеш улучшается, и оно постепенно становится важным инструментом государственного образования, развлечения и источником информации»1.
Самый крупный телеканал в стране − «Бангладеш Телевижн» (Bangladesh Television). Им владеет государство. В последние годы начали набирать популярность и частные каналы: «Эй-ти-эн Ньюз» (ATN NEWS), И-ти-ви (ETV), Эн-ти-ви (NTV) и др. В 1995 г. появился первый частный спутниковый канал. Всего в стране работает 25 телеканалов. Из них три принадлежат правительству.
Очевидно, что сегодня большинство частных телевизионных каналов практикует внедрение своих программ в социальные сети. Особенно это заметно на круглосуточных новостных каналах. В связи с информационной перегрузкой, дефицитом времени и особенностями восприятия с экрана зрительская аудитория ожидает большей визуализации информации. Фотографии, видео, инфографика и аудио позволяют быстрее получать необходимую информацию. Следует отметить, что человечество переходит сегодня от текстового мышления к визуальному. Новые технологии, начиная с мобильной связи и электронной почты и заканчивая блогами, позволяют распространять информацию быстрее, чем радио и телевидение.
Интернет пришел в Бангладеш относительно поздно и стал развиваться с 1996 г. В последние несколько лет он получил значительное распространение. Однако этого пока недостаточно для такой густонаселенной страны. Низкие тарифы от мобильных операторов и дешевые смартфоны позволяют увеличивать число пользователей Интернета. Потребителей все больше интересует получение новостей в режиме онлайн. По данным «Комиссии по регулированию телекоммуникаций в Бангладеш» (BTRC), в конце января 2015 г. пользователей Интернета насчитывалось около 43 млн человек2.
Современное телевидение изменилось, как изменилось и качество аудитории3. Зрители просматривают программы, используя мобильные устройства, смартфоны, ноутбуки и планшеты. Они имеют возможность связаться со студиями популярных программ с помощью социальных медиа − Twitter, Facebook и Skype. Зрители оставляют комментарии, участвуют в обсуждении различных тем, предлагаемых телеканалами, с ведущими на телевидении при помощи видеозвонков.
Социальная интеграция в телевизионную практику − естественный шаг во взаимосвязи с потребительской деятельностью. Исследования показывают, что потребители в настоящее время занимаются этим через «Мультиэкранность» (Multi-screen)4. Во время просмотра телевизионных программ зрители могут выражать свое мнение непосредственно с помощью планшета, смартфона или ноутбука. Популярные события в мире занимают ключевое место в социальных медиа. Так, например, во время проведения Чемпионата мира по футболу в Бразилии значительная часть зрителей следила за матчами через Facebook, Twitter, Instagram и различные приложения для мобильных устройств. Только в Twitter за это время появилось 672 млн сообщений5. Эти инструменты позволяют пользователям всегда оставаться на связи, быстро реагировать на телевизионные передачи, обмениваться фотографиями, публиковать свое мнение для интернет-аудитории.
Все больше и больше телевизионных программ интегрируется в социальные медиа, и сегодня сюжеты выпусков ТВ-новостей доступны в бесплатных видеоресурсах YouTube или Dailymotion. В наши дни СМИ должны стремиться к тому, чтобы их информация была принята и оценена аудиторией, а также искать новые формы взаимодействия. Согласно результатам исследования, проведенного Ником Ньюманом, сотрудником Института изучения журналистики «Рейтер», специалистом в области медиастратегии, предполагается, что 2015 г. станет годом мобильного видео. В прошлом году рост мобильного траффика в видеопросмотрах составил 84%. Устойчивый рост ожидается и в 2015 г. В докладе по результатам исследования отмечается, что мессенджеры (приложения для обмена сообщениями), такие как Line, Viber, WhatsApp, становятся новыми социальными медиа, показывая 15% ежеквартального роста, и уже составляют конкуренцию традиционным социальным сетям, привлекая к себе значительную часть аудитории мобильного Интернета6.
Интеграция СМИ с социальными сетями
Термин «интеграция» (от лат. Integrati – «соединение») в «Оксфордском словаре» толкуется, как «объединение частей в одно целое». Интеграция СМИ с социальными сетями – двунаправленный процесс. С одной стороны, это процесс распространения того или иного телеканала в популярных социальных медиаресурсах Facebook, LiveJournal, VK, Twitter. Это позволяет значительно расширить охват аудитории. Чем больше каналов социальной сети, тем больше активных пользователей, что позволяет быстрее получить более полное мнение у целевой аудитории относительно того, насколько востребован данный контент. С другой − это эффективное средство, позволяющее аудитории воздействовать на отбор телеканалами контента.
Интернет становится основной платформой для интеграции в Сети, потому что, в отличие от иных способов представления информации (на телевидении, радио и в прессе), он позволяет распространять контент в любом виде − от текстов до видеосюжетов.
Сегодня исследователи и журналисты рассматривают интеграцию как комплексный процесс, осуществляемый сразу в нескольких измерениях. Эксперты продолжают понимать этот термин по-разному. Так, например, Л.М. Землянова пишет: «В коммуникативистике этот термин используется для обозначения взаимодействия и объединения различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации в коммутирующихся телекомпьютерных и телефонно-кабельных линиях»7. В соответствии с идеей французского социолога Ж. Бодрийара, интеграция СМИ должна иметь тесную связь с аудиторией, а также использовать ответы пользователей при создании медиаконтентов8. Российский исследователь Е.И. Панченко в своей работе «Интеграция интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: новая публичная сфера или пространство контроля» отмечает: «Идея новых отношений интернет-СМИ и пользователя в том, что не читатель приходит в СМИ, а массмедиа стремятся попасть к пользователям социальных сетей. Именно благодаря этому взаимодействию с участием аудитории происходит высокая интерактивность и увеличение числа пользователей»9.
Очевидно, что интеграция – это мегапроцесс, в рамках которого происходит взаимодействие, слияние и другие процессы в установлении связей между СМИ и аудиторией. Многие исследователи рассматривают этот термин с разных сторон, с особым вниманием к разным проявлениям аудитории. Для этих исследователей понятие интеграции СМИ с социальными сетями − суть основы появления новых медиа, а сам термин «интеграция СМИ» − практически синоним терминов «новые медиа», «конвергентные СМИ» или «мультимедийные СМИ».
В этой связи можно сделать вывод, что интеграция СМИ представляет собой соединение элементов различных типов массмедиа с социальными сетями для создания медиапродукта.
Платформы интеграции СМИ в социальных сетях
Взаимоотношения с целевыми аудиториями ТВ развиваются. Если посмотреть любое из наиболее популярных шоу на телевидении, то можно увидеть на экране символ (#) − «хэштэг» (hashtag) из Twitter. Это метка, используемая в социальных сетях для поиска опубликованного мгновенным вариантом обмена мыслями и чувствами.
Кроме этого через интерактивный сайт пользователи могут участвовать в процессе интеграции с помощью разных социальных ресурсов. Зрители взаимодействуют с контентом в режиме реального времени. Онлайн-видеоконтент лидирует в поиске. После интернет-гиганта Google YouTube стал вторым популярным поисковым ресурсом.
Для интеграции телевизионных программ с помощью социальных сетевых платформ необходимо иметь социальные медиастратегии для оказания помощи в поисковой оптимизации и в интернет-распределении.
Популярные социальные платформы для интеграции включают:
Интеграция с социальными сетями телеканала «Икаттор»
Что касается телевидения в Бангладеш, то зрителю предлагается большой выбор из государственных и частных каналов. На сегодняшний день один из самых популярных новостных телеканалов − «Икаттор ТВ» (Ekattor TV), принадлежащий частной компании «Севенти Медиа Лимитед» (Seventy Media Limited). Этот круглосуточный спутниковый канал официально был запущен 21 июня 2012 г.
Сегодня почти все интерактивные контенты канала «Икаттор» доступны на разных платформах социальных сетей. Актуальные и срочные новости можно получить с официальных страниц социальных сетей этого канала. В ходе интервью с сотрудниками телеканала выяснилось, что Facebook − самая популярная пользовательская платформа телеканала. У него есть 12 фан-страниц «Мне нравится» (Like page) на Facebook10, который используют для продвижения медиапродукта телеканала. Кроме Facebook, у телеканала есть профили в Twitter, YouTube, Skype и даже в Linkedin (ресурс для поиска и установления деловых контактов). На официальном канале YouTube, который начал работать с 29 ноября 2011 г., периодически выкладываются популярные сюжеты, телепрограммы и новости. Twitter не пользуется такой популярностью, как Facebook, хотя аккаунт Twitter существует уже с мая 2012 г. Последний раз аккаунт Twitter обновлялся 12 июля 2015 г.
Официальный сайт полностью поддерживает дизайн современного телеканала. Это динамичный сайт, созданный на языке программирования PHP, но из-за недостатка квалифицированных специалистов сайт не обновлялся с 12 февраля 2014 г. На сайте телеканала (www.ekattor.tv/LiveTv.php) зрители могут получать информацию в прямом эфире.
Для анализа использования платформы социальных сетей в интеграции телевизионных программ была выбрана программа «Бангладеш Шонзог» («Общение с Бангладеш»), выходившая в эфир в период с 30 января по 27 февраля 2015 г. В еженедельной информационной программе «Бангладеш Шонзог», впервые вышедшей в эфир 9 мая 2014 г., обсуждаются текущие социальные проблемы страны. Программа выходит каждую пятницу. Ее основной жанр − аналитико-познавательный, содержащий элементы ток-шоу, телемоста и интервью. В программе отражаются наиболее интересные и важные события уходящей недели. В ней участвуют эксперты, сотрудники правоохранительных органов, журналисты, а также простые зрители. Цель программы − услышать мнения простых людей, привлекая их новыми проектами, посвященными самым злободневным темам в стране. По словам ведущей программы Назнин Мунни, главная цель – дать возможность высказать свое мнение в студии людям из разных районов страны.
Материалы, распространяемые в Сети, иногда становятся основным источником передач. В этой программе зрители, находящиеся перед телеэкранами, общались со студией при помощи социальных сетей, электронной почты и звоноков по телефону. Передачи содержали самую разную информацию: о состоянии внутреннего туризма, о создании безопасного итернет-пространства, о причинах самоубийств, об общественно-политической обстановке в стране.
При анализе программы «Бангладеш Шонзог» выяснилось, что больше всего употреблялись слова «граждане» и «общественные беспорядки» в стране. Зрители, находясь дома, непосредственно участвовали в программе, задавая вопросы по телефону во время прямого эфира. Также вопросы поступали из разных концов страны и других стран по электронной почте, Facebook и Skype. Особую активность проявляла аудитория в возрасте от 20 до 35 лет. В каждом эпизоде дискуссии в студии участвовало приблизительно 3−4 человека. Посредством видеоконференции в обсуждении проблем участвовали депутаты парламента, преподаватели вузов, общественные и культурные деятели. Ведущий программы выступал в роли модератора дискуссии и задавал вопросы участникам по теме передачи.
С первых выпусков в программе «Бангладеш Шонзог» успешно используется краудсорсинг11 (crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») для выявления трендов темы. По словам Дж. Хау, «краудсорсинг представляет собой радикально новый подход к созданию продуктов»12.
Каждый раз накануне новых передач публикуются анонс на странице Facebook, в котором рассказывается о следующей передаче и приглашении всех желающих участвовать в передаче с предложением отправлять вопросы по электронной почте или оставлять свои комментарии на Facebook. Во время прямого эфира на экране появляется комментарий пользователей Facebook в режиме реального времени. Это один из примеров интеграции современных телевизионных программ с социальными сетями, которая практикуется на многих известных телеканалах мира. Следует отметить, что в программе «Бангладеш Шонзог» используется единственная социальная сеть − Facebook.
Сегодня в Бангладеш известны практически все популярные социальные сети, и число их пользователей только увеличивается. Для охвата большего числа аудитории желательно иметь страницы во всех популярных сетевых ресурсах. Кроме Facebook, Twitter тоже может стать удобным инструментом для общения с новыми потенциальными пользователями. Следует создать единый хэштег. Например, хэштег # «БангладешШонзог», который можно использовать для всех публикаций в социальных сетях (Instagram, Twitter и Facebook). Видеосюжеты после трансляции каждой программы можно добавить на свои каналы в YouTube или Dailymotion, предоставив возможность зрителям увидеть передачи, которые они не смогли посмотреть в прямом эфире. Фотографии из передач публикуются на фоторесурсах Instagram или Flickr. В программе «Бангладеш Шонзог» не используются бесплатные мессенджеры аудио- и видеозвонков, а используются только обычные городские номера. Мы полагаем, что для звонков и отправки мультимедийных сообщений можно привлекать такие бесплатные приложения, как Viber и Line. Следует отметить, что во время прямого эфира Skype является единственной возможностью для интернет-звонка. Независимо от места нахождения, зритель может подключиться к студии и задавать вопросы. Практически не используется способ связи SMS-сообщения, но любой желающий может прислать SMS на короткий номер, указанный на SMS-портале. После обработки сообщения, пришедшие на портал, появляются на экране.
В редакции канала пока нет отдельной группы журналистов, специализирующихся только на работе с новыми медиа, что зачастую отражается на эффективности их использования. Подготовка таких журналистов − одна из актуальных задач телеканала «Икаттор». По нашему мнению, перед руководством канала в работе по интеграции в социальные медиа стоят следующие задачи.
Заключение
Интерес современной телеаудитории состоит не только в восприятии новостей, но и в желании самим участвовать в создании информационных продуктов и выкладывать их в Сети. Также практически все программы современного телеканала представлены во всех популярных социальных сетях, из которых зрители могут получить необходимую информацию о данной программе, таким образом, происходит интеграция телевидения с социальными сетями.
Эффективная работа журналиста невозможна без хорошо налаженной коммуникации с аудиторией. С развитием социальных сетей увеличилось взаимодействие зрителей с редакцией. Инструменты социальных медиа позволяют осуществлять эффективную коммуникацию читателей, слушателей и зрителей. Современное телевидение в Бангладеш, в частности телеканал «Икаттор», использует в своей практике мировой опыт в подготовке и распространении информационных программ с учетом потребностей пользователей.
Программа «Бангладеш Шонзог» действительно представляет собой интегрированный производственный продукт. Несмотря на все достоинства этой программы, использование интеграции с социальными сетями вызывает ряд вопросов. Так, например, качественная информация и новые медиа должны работать более активно с новыми контентами. Для качественной интеграции телеканалу целесообразно подготовить специалистов в данной области, а также расширить платформы социальных сетей. Тем не менее, проведенный анализ показывает, что использование интеграции телевизионных проектов с социальными сетями имеет перспективу дальнейшего развития.