Languages

You are here

Парадигма изменения отношения к профессии: от довузовского образования до диплома

Научные исследования: 

Paradigm of Change in the Attitude to the Profession: from Pre-University Education to Getting a Degree

 

Алексеева Татьяна Спартаковна

кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, natasha.alex2010@yandex.ru

Tatyana S. Alekseeva

PhD, Associate Professor at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, natasha.alex2010@yandex.ru

 

Аннотация           

В статье прослеживается изменение отношения абитуриентов и студентов к профессии журналиста, начиная с довузовского образования и заканчивая получением степени бакалавра. На основе опроса слушателей Школы юного журналиста и студентов факультета журналистики МГУ выявляются основные тенденции этого процесса и факторы, способствующие ему.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, рейтинг, расстановка приоритетов, тенденции отношения к журналистской деятельности, гуманитарные знания, профессиональные ожидания и требования.

 

Abstract

The main concern of the article is to trace the changes in the attitude of university applicants and undergraduate students to the profession of a journalist from pre-university education to getting a Bachelor’s degree. On the basis of the opinion poll conducted among the students attending The School of a Young Journalist and the students of the Faculty of Journalism Moscow State University, it is possible to single out the main trends in this process and the factors facilitating its promotion.

Key words: professional orientation, rating, prioritization, trends in the attitude to journalism, knowledge of humanities, professional expectations and requirements.

 

Одной из доминантных потребностей современного человека, вне всякого сомнения, является самореализация в профессиональной деятельности. Динамичность и резкая обозначенность всех жизненных процессов предполагают максимально раннюю, четкую и, по возможности, неполивариантную профессиональную ориентацию. Речь идет не столько о выборе какого-то одного вида деятельности, сколько об определенном векторе поиска применения своих способностей в таких областях, как педагогика, экономика, управление, логистика, торговля и менеджмент и т.д.

Интересно отметить, что нередко рекомендации психологов и специальных центров профориентации расходятся с желаниями и намерениями абитуриентов и соискателей, не говоря уже о расплывчатости и приблизительности этих рекомендаций. Дело в том, что при этом не учитывается подчас абсурдное несоответствие представления о будущей профессии ее реальному состоянию. Поэтому довузовское образование, ориентированное именно на ознакомление с этой реальностью, не только развеивает иллюзии и «отсекает заблудившихся», но и дает потенциальному студенту шанс осознанно сделать важный шаг, сопоставить свои возможности с требуемыми профессиональными качествами, даже выбрать узкую специализацию в достаточно широком поле деятельности.

В качестве примера «приблизительности» можно привести некоторые вопросы стандартной анкеты, предложенной одиннадцатиклассникам одной из московских школ:

1. С какой областью деятельности вы связываете свою будущую профессию?

  • информационная техника и технологии;
  • техника, производство;
  • медицина;
  • строительство;
  • транспорт;    
  • торговля;
  • сервис, обслуживание населения, услуги;
  • экономика, организация и управление;
  • армия;
  • право, юриспруденция, полиция;
  • психология;
  • искусство;
  • литература, история;
  • другое (что именно?).

2. Можете ли вы назвать конкретные профессии, которые представляют для вас интерес?

3. Какими, по вашему мнению, основными качествами должны обладать представители этих профессий?

4. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии:

  • соответствующий вашим личным особенностям и способностям характер работы;
  • благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, рабочий график и др.);
  • возможность постоянного повышения квалификации;
  • возможность профессионального роста, успешной карьеры;
  • востребованность на рынке труда;
  • престижность профессии;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • просто нравится такая профессия, хотя мало о ней знаю.

К числу наиболее «иллюзорных» в изначальном представлении относится и журналистская деятельность. Причем романтический ореол успешно сочетается с жаждой вполне реальной славы и баснословных гонораров.

Существует немало исследований, посвященных выявлению особенностей профессиональной деятельности журналиста. Среди них необходимо отметить труды Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, А.В. Колесниченко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Л.Г. Свитич1. В них, помимо всего, затрагиваются и вопросы журналистского образования и трансформации отношения студентов к выбранной профессии.

На это отношение, причем не только студентов, но и абитуриентов, воздействует множество факторов и, в первую очередь, медиасреда, как в широком, так и в узком смысле слова. В данной статье мы намеренно ограничились лишь фактором профессиональной ориентации и университетского обучения, чтобы сосредоточить внимание на их недостатках.

Работающая уже почти 50 лет на факультете журналистики МГУ Школа юного журналиста (ШЮЖ) позволит проследить изменение представлений о профессии и отношения к ней, начиная с девятиклассников и заканчивая бакалаврами.

Сразу же необходимо констатировать печальную истину: журналистика ни в каких рейтинговых списках не проходит как престижная, или даже востребованная, профессия. И тот факт, что в последнее время IT-специалисты, логисты и инженеры потеснили с первых мест юристов и экономистов, никоим образом не повлиял на рейтинг журналиста. Тем не менее публичность профессии, привлекательная возможность всероссийской (а может быть, и шире) известности привлекает на факультеты и в вузы этого профиля  много абитуриентов.

Для выявления изменения понимания сути профессии и отношения к ней были отобраны слушатели Школы юного журналиста в конце второго года обучения и студенты факультета журналистики МГУ − 1, 2, 3 и 4 курсов бакалавриата соответственно также в конце учебного года. Подобного рода подход обусловлен тем, что программы очень насыщенны,  некоторые из них подчас  пересекаются, а также существованием лекционных курсов и семинарских занятий, тематика и проблематика которых предполагает постепенное усложнение, детализацию и конкретизацию (например, лекции по основам журналистики; знакомство с индустриальными модулями; выбор соответствующего модуля и освоение профессии в его рамках). Поэтому логично выявить мнение слушателей и студентов именно в конце каждого года обучения.

В опросе участвовали по 50 человек в каждой позиции, что позволяло  сделать его достаточно широким и в то же время ограничить строгими рамками. Поставлены были три вопроса.

  • Как вы представляете себе выбранную профессию?
  • Как изменилось ваше отношение к профессии за год (для ШЮЖ − за два года) обучения?
  • Какие знания необходимы журналисту для успешной работы?

 

Опрос, проведенный среди слушателей Школы юного журналиста, выявил несколько тенденций представления о будущей профессии.

  • Эйфорическое восприятие, футурологическое благополучие и гармония. При этом полное отсутствие какой бы то ни было конкретики. Вот наиболее репрезентативные примеры:

«В будущем я вижу себя успешным журналистом. Активным, творческим, а главное, стремящимся выйти за рамки стереотипов и шаблонов. Не смогу ради денег согласиться на неприятную мне работу, буду работать лишь в свое удовольствие».

«Я вижу себя успешным журналистом, работающим на телевидении или в каком-нибудь журнале».

«В будущем я вижу себя PR-специалистом. Хочу, чтобы моя профессия приносила мне радость, хочу любить свою работу и приносить радость людям».

  • Социальность, возможность общения с людьми и конкретной помощи им:

«В своей будущей профессии я вижу главное − общение с людьми, оказание какой-то помощи тем, кто в ней нуждается».

«Я выбираю социальную сферу. Мой идеал в журналистике – Л. Парфенов».

  • Потребность в известности, жажда славы:

«Я вижу себя редактором крупного журнала».

«Я изменю представление о России во всем мире».

«Все будут узнавать меня на экране, как Познера и Андрея Малахова».

  • Возможность влиять на людей, общественное мнение:

«Я вижу себя человеком, чье мнение будет иметь значение».

«Хочу быть общественным деятелем, человеком, серьезно влияющим на жизнь миллионов людей. Для начала – просто аналитиком».

  • Стремление избежать лжи, подтасовки фактов, оппозиционность:

«Хочу работать не на государственном ТВ-канале, не в государственной газете, как можно меньше лгать».

«Хочу быть редактором собственного оппозиционного журнала».

  • Настоятельная потребность «дополнить» журналистику другой профессией:

«Думаю, что юридическое образование необходимо, чтобы писать на правовые темы».

«Закончу журфак и биофак».

  • Совершенно четкое представление не только о журналистской специализации, но и о будущем месте работы:

«Вижу себя корреспондентом “Новой газеты”. Мне очень нравятся статьи Юлии Латыниной».

«Мое будущее рабочее место – репортер на канале “Москва-24”».

«Колумнист в “Афише”, Esquire».

  • Школа юного журналиста – место общения, получения гуманитарных знаний. Будущая профессия совершенно иная.

 

Анализируя выявленные тенденции (располагающиеся в порядке убывания количества респондентов), стоит отметить полное отсутствие материальных претензий и ожиданий: мощная творческая мотивация оказывается на этом этапе гораздо сильнее трезвого расчета. Отрадным фактом представляется и превалирование стремления помощи людям над стремлением прославиться. Наконец, немаловажно отметить тенденцию к овладению гуманитарными знаниями.

Студенты первого курса, казалось бы, должны немногим отличаться в своих представлениях об уже выбранной(!) профессии от слушателей ШЮЖ. Однако два фактора – год, проведенный на факультете в качестве студентов, и первые попытки собственной журналисткой практики в СМИ – весьма существенно повлияли на их приоритеты. Приведем в сокращении некоторые наиболее интересные ответы.

«Мое отношение к журналистике после поступления на факультет изменилось: я поняла, что многие журналисты занимаются пустословием, словоблудием. Это видно на лекциях по основам журналистики. Мы проходим, какие бывают тексты, как их писать, какие проблемы в них затрагиваются <…> А когда мы эти тексты сами-то писать будем? Эти лекции кажутся бессмысленными. Читаю на них “Песнь о Нибелунгах”, и мне не стыдно, что не слушаю».

«Теперь я знаю, что журналисты в большинстве − жуткие циники. Журналистика не так проста внутри: нужно подать информацию так, чтобы не задеть власть, верующих, феминисток, оппозицию и Бог знает кого еще! Плюс большинство из того, что будет напечатано, все равно выбросит редактор. Весь мир (в том числе и в России) как будто восстал против журналистики: СМИ лгут, а все журналисты продажные. Но за способность доносить до людей хоть что-то, на что-то влиять я уважаю журналистику».

«Не знаю, что за миссия у наших преподавателей, но пока все они твердят одно и то же: “Журналистом быть трудно, плохо и не нужно. Никто не любит журналистов”. Кое-кто уже даже сомневается, а не стоит ли сбежать из этой профессиональной области, пока не поздно?».

«В своем выборе пока не разочарована, как многие мои однокурсники».

«Поступив на журфак, я нашла здесь то, что искала. Я ни в чем не разочаровалась и ни о чем не пожалела».

«Мне все так же хочется работать журналистом, выбор профессии – мое осознанное решение. Возможно, что-то изменится после первой практики».

Нетрудно выявить две основные тенденции: 1) укрепившаяся и, если можно сказать, осознанная эйфория; 2) сомнение, рефлексия и даже начальная стадия разочарования. Третья, отсутствующая у абитуриентов, тенденция – высокая требовательность к профессии, стремление к осуществлению ее мессианской функции. Нельзя не выделить и потребность в собственной журналистской практике, в том числе и как возможности разрешить возникшие вопросы и сомнения. Последняя тенденция – настораживающая – должна заставить пересмотреть не только отдельные формулировки, поведенческие и ментальные особенности того или иного преподавателя, но, быть может, и концепцию лекций и семинарских занятий на первом курсе в целом. Речь не идет о непременном удовлетворении всех запросов студенческой аудитории, независимо от их сути. Не стоит забывать: именно в начальных стадиях обучения журналиста заложено формирование его личности, и образование здесь  неотделимо от воспитания. Помимо традиционных форм – лекция, семинар, практикум – стоит ввести регулярные встречи с журналистами, посещение редакций СМИ, широко применять различные геймы. Уже на первом курсе целесообразно дать студентам возможность профессиональной самореализации: например, создание интернет-проекта; творческие конкурсы студенческих групп («Лучший репортаж», «Новость дня», «Ток-шоу, которого не было»); пресс-конференции, блицы и т.д. И не в рамках одной группы, а именно всего курса, т.е. некоего своеобразного журналистского сообщества.

Второй год обучения на факультете демонстрирует более трезвое, уравновешенное и конструктивное отношение к профессии. Это обусловлено следующими факторами: преодоление подсознательного страха ошибки в выборе своего пути; знакомство с индустриальными модулями и возможность апробации теоретических знаний (выпуск учебной газеты, радиовыпуск); первый опыт самостоятельного исследования – курсовая работа, предполагающая проявление индивидуальных аналитических и творческих способностей.

«Хочу попробовать себя в качестве медиаменеджера. А вообще, в идеале, меня интересуют новостные интернет-издания. Понимаю, что это уже всем приелось, но “кто информирован, тот вооружен”. А кто информирован первым, у того еще и фора».

«Это звучит утопично, но я хочу работать в лучших традициях русской (и советской) школы журналистики. Хочу ориентироваться при этом на честность Ю. Щекочихина, смелость А. Боровика и оригинальность В. Аграновского».

«Может быть, это нехорошо, но очень хотелось бы, чтобы хватало денег на содержание себя и своей семьи».

«В журналистике хочу быть больше творческим человеком, нежели “поставщиком новостей”. Журналистика стиля жизни мне гораздо интереснее, нежели другие направления, ведь в мире, где постоянно говорят о войнах и конфликтах, очень не хватает красоты, эстетики».

«Моя мечта – театральная критика. Причем интересен не столько спектакль, сколько “закулисье” и люди искусства».

«Буду издавать качественный журнал о видеоиграх: обзоры, фесты, игровые новости».

На втором курсе обнаруживается многообразие интересов студентов и спонтанное ощущение лакун в образовании, причем особенно в экономике и правоведении. К числу самовыявленных ими недостатков относится неумение четко, образно, оригинально сформулировать свою мысль  вербально. Именно в это время сомнения и рефлексия первого года уступают место поиску своей индивидуальности и самокритике.

Без всякого сомнения, можно сказать, что отношение к профессии третьекурсников представляет наибольший интерес и заставляет серьезно задуматься и преподавателей, и работодателей. Год специализации подчас кардинально меняет исходные представления, и в связи с этим сразу же встают вопросы: не слишком ли поздно начинается эта специализация? не затягивается ли «общеознакомительный» период? хватит ли двух оставшихся лет для самореализации? успеет ли студент стать востребованным для работодателей или им при виде бакалавриатского диплома вспоминается древняя мудрость: Caveat emptor (лат. – пусть покупатель будет осмотрителен)? Приведем самые яркие высказывания студентов.

«Я, поступая на факультет, видела себя, как и многие другие, “звездой” телевидения. Особой любви к печатной журналистике я никогда не испытывала. Однако, проучившись два года и дойдя до момента, когда каждому студенту необходимо выбрать специализацию, я поняла, что журналистикой в ее чистом виде я заниматься не хочу, даже на ТВ. Поэтому я выбрала кафедру PR, которая включает в себя всего понемногу. На мой взгляд, в PR больше путей, которые ты можешь для себя выбрать. Возвращаться в журналистику не буду».

«Скорее всего, после окончания я не буду штатным журналистом: не интересно».

«Я работаю по профессии в штате и могу сказать, что на факультете учат совершенно другой профессии. Реальная журналистика от “факультетской” отличается невероятно, примерно как телеканалы “Россия-24” и “Дождь” или радио “Вести FM” и “Эхо Москвы”. Отличия кардинальны, но при этом − что одно не сахар, что другое».

«В 14 лет я прошла стажировку в “Новой газете” и с тех пор мечтала работать в подобном издании и разоблачать чиновников. Сейчас мне 20, и я уже два года работаю в PR. Нет ни одного издания, готового менять свою позицию, идти на диалог, хвалить тех, кого не принято. Поэтому каждый день дуть в чужую дудку – это уж нет!».

«На 3 курсе я поступила на радиокафедру. Сейчас мне не просто нравится – я очень хочу работать и развиваться в этой сфере. Я четко знаю, на что именно стоит сделать упор, как двигаться дальше».

«Я поступила на факультет ради кафедры PR. Два года изучая журналистику в чистом ее виде, я не полюбила ее. Хотя всегда уважала эту профессию, наверное исходя из незнания того, как плохо обстоят дела в СМИ России. Свою кафедру обожаю, преподавательский состав потрясающий, занятия интересные».

«Отношение к профессии изменилось. Если раньше я думал, что журналистика – это профессия энергичная, полевая, то теперь я понимаю, что это скучная профессия. Поэтому просто получаю общегуманитарное образование. Из-за этого же пошел на кафедру социологии».

Какие тенденции можно выявить в настроениях студентов-третьекурсников? Во-первых, совершенно очевидно, что это высказывания вполне зрелых людей, как с точки зрения нравственного взросления, так и с профессиональной. Во-вторых, заметно  четкое деление на pro и contra. В-третьих, многие студенты уже работают, причем даже в штате. И, наконец, появляется не просто разочарование в профессии, что хотя и печально, но вполне естественно, но и угрожающее неприятие некой «журналистики в чистом виде» и противопоставление ей PR. Надо отметить, что при этом студенты практически стопроцентно удовлетворены работой тематических модулей; к числу пожеланий относится лишь расширение тематики.

Именно на третьем курсе лакуны в общегуманитарном образовании становятся особенно ощутимы, и уже на пороге бакалавриатского выпуска и Выпускных квалификационных работ (ВКР) на четвертом курсе формируются в список востребованных дисциплин курс психологии и социальной психологии; логика; этика; религиоведение; современный русский язык, особенно стилистика; право; мировая и отечественная история; экономика. Радио- и телегруппы хотели бы слушать курс орфоэпии и техники речи, а пиарщики – этикета. Надо заметить, что в этом списке не только дисциплины, которых нет в учебных программах, но и те, которые в ней присутствуют, однако не в ожидаемом студентами объеме. Естественно, составлять программы, ориентируясь на запросы аудитории, невозможно. И все-таки надо констатировать: запросы эти, по меньшей мере,  разумны, по большей – необходимы в журналистской деятельности.

Эта деятельность четверокурсниками объективируется уже не абстрактно, а с учетом обучения на факультете, изучения и освоения опыта мэтров журналистики и наличия собственного опыта работы в СМИ. Поэтому требования профессионализма занимают немалое место в их ответах.

«За то время, которое я провела в стенах журфака, я поняла, что в наше время большинство журналистов, особенно молодых, просто лишены профессионализма и совершенно не имеют понятия о журналистской этике».

«Факультет сформировал достаточно четкое представление о профессии. Но само отношение к ней, конечно, изменилось. Окунувшись в журналистскую деятельность, я столкнулась с тем, что работает в СМИ, на мой взгляд, слишком много непрофессионалов, незнакомых с элементарной журналисткой этикой, не думающих о последствиях своих выступлений».

Здесь уместно вспомнить, как точно и ярко характеризует это явление Г.В. Лазутина: «Журналисты не просто создают массовые информационные потоки, они создают и те последствия, которые вызывают в обществе потребление их продукта»2. «Саморегулирование журналистского сообщества переживает кризис, который оборачивается разрушением этической состоятельности нашей профессии»3. И то, что вопросы журналистской этики так остро ставятся выпускниками, не может не радовать.

В качестве приоритетных тематических направлений избираются социальная, культурная и социокультурная сферы, потеснив политику.

«Я хочу работать в пресс-центре какого-нибудь благотворительного фонда: реальная возможность не только помочь, но и спасти – это самое прекрасное в журналистской профессии».

«До поступления на факультет я мечтала о такой неженской работе, как военный корреспондент: репортажи из “горячих точек”, адреналин, жизнь по принципу “каждый день как последний”. Но теперь я уверена: красота действительно спасет мир. Красота людей, природы, произведений искусства, человеческих отношений».

«Когда четыре года назад прошел через ЕГЭ, забыл об этом, как о страшном сне. А теперь мне не все равно: образование в школе превратилось в натаскивание на ЕГЭ, не хочу быть болваном и не хочу того же своим детям. Буду снимать сюжеты и документальные фильмы о школе».

Выпускные квалификационные работы бакалавров уровнем зачастую выше дипломов специалитета. И важно отметить их, несомненно, креативный характер; в лучших сочетается интерес исследователя и порыв творца.

Рассматривая парадигму изменения отношения к профессии абитуриентов и студентов факультета журналистики, можно сделать как оптимистические, так и весьма неутешительные выводы. К числу первых относятся: нравственное и профессиональное взросление; успешный поиск своей творческой индивидуальности; критический взгляд на себя и окружающую действительность; желание сказать свое слово urbi et orbi и сделать их лучше; осознание высокой миссии журналисткой профессии. Негативные итоги представлены следующими позициями: разочарование в профессии; нехватка общегуманитарных знаний, необходимых журналисту; претензии к стилю и качеству преподавания; противопоставление «журналистики в чистом виде» PR, рекламе, новым технологиям и т.д.

Невозможно каждый год менять программы обучения, но есть же междисциплинарный подход, есть спецкурсы и спецсеминары, есть нереализованные возможности мастер-классов, есть, что очень важно, полилог преподавателя и студентов. Дело не в том, чтобы к окончанию факультета довести отношение студентов к профессии до фанатичного поклонения, и даже не в том, чтобы не дать им разочароваться в ней. Стены факультета должны покидать люди образованные, владеющие словом, осознающие свою ответственность перед обществом.

 


 

  1. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. М., 2015; Дзялошинский И.М. Социальная ответственность журналиста. Правовое и этическое регулирование деятельности СМИ в России. М., 2006; Колесниченко А.В. Практическая журналистика. 15 мастер-классов. М., 2014; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2010; Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учеб. пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М., 2003; Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учеб. пособие. М., 2011. (Vartanova E.L. O sovremennykh media i zhurnalistike. Zametki issledovatelya. Moskva, 2015; Dzyaloshinskiy I.M. Sotsial'naya otvetstvennost' zhurnalista. Pravovoe i eticheskoe regulirovanie deyatel'nosti SMI v Rossii. Moskva, 2006; Kolesnichenko A.V. Prakticheskaya zhurnalistika. 15 master-klassov. Moskva, 2014; Lazutina G.V. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista: Uchebnik dlya vuzov. Moskva., 2010; Oleshko V.F. Zhurnalistika kak tvorchestvo. Ucheb. posobie dlya kursov «Osnovy zhurnalistiki» i «Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista». Moskva, 2003; Svitich L.G. Professiya: zhurnalist. Ucheb. posobie. Moskva, 2011.)
  2. Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 27. (Lazutina G.V. Ukaz. soch. S. 27.)
  3. Там же. С. 31. (Tam zhe. S. 31.)