Languages

You are here

Особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Development Features of Russian Talk Radio Stations’ Websites

  

Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ), kat-journ@yandex.ru

Ekaterina A. Baranova
PhD, Associate Professor at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University, kat-journ@yandex.ru

 

Аннотация

Летом – осенью 2014 г. автор, используя метод глубинного интервью, провел опрос, в котором приняли участие редакторы интернет-версий четырех радиостанций: «Эхо Москвы», «Вести FM», «Серебряный Дождь» и «Звезда». На их примере в статье  рассматриваются особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций.

Ключевые слова: сайты радиостанций, интернет-версии радиостанций, эфирный и неэфирный контент.

 

Abstract

In summer/autumn 2014, the author, using an in-depth interview method, conducted a survey among the web editors of the Ekho Moskvy, Vesti FM, Serebryanyi Dozhd and Zvezda radio stations. On their example, the paper examines the development features of Russian talk radio stations’ websites.

Key words: radio stations’ websites, radio stations’ online versions, on-air and off-air content.

 

Работы зарубежных авторов, посвященные вопросу развития радиостанций в эпоху Интернета, стали появляться в начале 2000-х гг. Авторы обращались к разным вопросам: угрожает ли  развитию радиостанций такое явление, как подкастинг, «который позволяет каждому, у кого есть ПК, создавать радиопрограммы и распространять их в Сети»1; как процесс дигитализации повлиял на поведение слушателей2. Изучался и вопрос организации работы радиоредакции в условиях мультимедийного ньюзрума3.

По мнению автора, наиболее полно тема развития радиостанций в эпоху Интернета и медиаконвергенции была раскрыта в статье «Радио превращается в р@дио: конвергенция,  интерактивность и тенденции развития радиовещания»4. Автор статьи отмечает, что радиоиндустрия становится все более зависимой от глобальной Сети. Радиостанции, как правило, сегодня можно слушать онлайн, у них есть странички в соцсетях, на сайтах радиостанций присутствуют блоги, видеоматериалы, в том числе видео по запросу, подкасты, а также пользовательский контент. Увеличились и интерактивные возможности радиостанций5.

Первые работы отечественных авторов, посвященные освоению радиостанциями интернет-платформы, начали появляться в середине второй половины 2000-х гг. В 2005 г. В. Колодин защитил диссертацию на тему «Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов»6. Автор изучил феномен сетевого радио; определил основные группы радиосайтов; обратил внимание на интерактивные возможности сайтов радиостанций.

В основном отечественные исследователи концентрировались на изучении развития сайтов зарубежных радиостанций. Так, например, М. Рыбакова анализировала сайты немецких радиостанций. Она обращает внимание на то, как отличаются сайты общественно-правовых радиостанций от интернет-версий частных радиостанций в плане контентного наполнения, подачи информации и условий доступа на радиосайт. На примере «ДойчландРадио» (DeutschlandRadio) Рыбакова подробно  описала организацию сайта общественно-правовой ТРК7.

Н. Зыков рассматривал основные направления развития радиостанции «Голос Америки» в новом тысячелетии, русская служба которой в 2008 г. прекратила радиовещание на коротких волнах и сконцентрировалась на развитии сайта8.

А. Колчина анализировала новый этап развития «Радио “Свобода”» после его перехода на интернет-вещание в 2012 г.9  Автор в основном рассматривает вопрос трансформации редакционной политики «Радио “Свобода”» в период с 1991 по 2013 гг., а также обращает внимание на развитие сайта, отмечает, что «с 2009 г. на РС начинает активно развиваться блогерство, информационные сообщения и программы сопровождаются видео- и изобразительным рядом. Появляется возможность комментировать материалы и обсуждать их в социальных сетях»10.

Возможно, отсутствие серьезных исследований, посвященных развитию сайтов отечественных радиостанций, связано с тем, что интернет-версии лишь некоторых из них превращаются в самостоятельные мультимедийные ресурсы с большой долей оригинального нерадийного контента только сегодня. По мнению Ольги Дарницкой, редактора сайта www.silver.ru, «онлайн-ресурсы российских радиостанций запаздывали с развитием (особенно по сравнению с газетными сайтами),  т.к. перед  ними стоял вопрос, чем именно наполнять сайт (с печатными СМИ все ясно: их контент – это в основном текстовые материалы), – уникальным радийным контентом, к примеру, как на «Серебряном Дожде», или уходить в новостные порталы, как это сделали «Эхо Москвы» или Love Radio11.

Летом – осенью 2014 г. автор данной статьи, используя метод глубинного интервью, провел опрос, в котором приняли участие редакторы интернет-версий четырех радиостанций: «Эхо Москвы», «Вести FM», «Серебряный Дождь» и «Звезда». По нашему мнению, их опыт позволяет выделить различные модели развития сайтов российских разговорных радиостанций. Под моделью мы понимаем развитие сайта с точки зрения его контентного наполнения: соотношения радийного и нерадийного контента; наличия видеоматериалов; организации пользовательского контента, развития интерактивных возможностей сайта. Становление интернет-ресурсов, как правило, неразрывно связано с развитием их  интернет-отделов. Поэтому мы также изучали вопрос их организации на вышеуказанных радиостанциях.

 

Сайт радиостанции как новостной портал (на примере сайта радиостанции «Эхо Москвы»)

 На сайте радиостанции «Эхо Москвы» − www.echo.msk.ru − представлено примерно 90% того, что идет в эфире в виде подкастов и видеотрансляций эфиров, а также в текстовом варианте – в виде расшифровок. Однако последние несколько лет на сайте радиостанции появляется все больше оригинального (нерадийного) контента. «Еще пару лет назад соотношение эфирного и неэфирного контента было 50 на 50. Сейчас 70 процентов контента сайта – контент нерадийный. Мы агрегируем материалы с других сайтов, новостных агентств. К тому же у нас большой штат блогеров, которые присылают свои материалы»12, – рассказывает Виталий Рувинский, главный редактор сайта www.echo.msk.ru. Развивать контентное наполнение сайта решили, так как радийный контент сильно ограничен форматом – по сути это только интервью и новости.

Поэтому начиная с 2007 г. на сайт радиостанции стали активно привлекать блогеров, которые сегодня пишут специально для www.echo.msk.ru, либо разрешают перепечатывать свои материалы. До этого небольшие редкие тексты на сайт писали радиожурналисты. Журналисты с радио и сейчас пишут для интернет-версии, но их это делать не обязывают.

На сайте постепенно набиралась база зарегистрированных пользователей. При регистрации они оставляли о себе подробную информацию: как их зовут, из какого они города, чем занимаются и чем увлекаются. В редакции решили, что их можно использовать как авторов, и стали предлагать людям из регионов писать на сайт. Сейчас они уже сами предлагают свои услуги. 

Привлечение блогеров для наполнения сайта оригинальным контентом – интересный опыт. Редакция не связана с ними договорными обязательствами и может прекратить сотрудничество в любой момент. «Внештатных авторов на зарплате у нас нет, – отмечает Рувинский. – Нам нравится ситуация, когда блогер нам ничем не обязан и мы ему ничем не обязаны. Мы получаем от него увеличение посещаемости сайта, комментирование. Он – тоже получает немало. Сайт “Эхо Москвы” – раскрученная и популярная площадка. Были примеры, когда публикация на сайте помогала нашим авторам найти работу в СМИ и сделать журналистскую карьеру»13.

Работой с блогерами занимаются всего два сотрудника интернет-редакции. Они ищут новых авторов и интересные материалы, а также редактируют авторские тексты (обычно минимально, только в плане грамматики и оформления: что-то выделяют, добавляют фотографию). Все серьезные правки делают на сами авторы.

На сайте есть правила по работе с блогерами. Там четко указано, какие тексты были бы интересны редакции. «Например, если пишет строитель из Челябинска, мы ждем от него материалов двух видов: либо об интересных событиях в Челябинске, свидетелем которых он был, либо материал, связанный  со строительством – т.е. профессиональной деятельностью человека, в которой он разбирается. Если он пишет о том, как России и Украине дальше существовать, – то мы ему отказываем»14, – поясняет Рувинский.

 

Сайт радиостанции как площадка для размещения радийного контента (на примере сайта радиостанции «Вести FM»)

Первоначально виртуальное представительство радиостанции «Вести FM» размещалось на ресурсе Vesti.ru (страница начала функционировать с 2010 г., до этого у радиостанции, начавшей вещание в феврале 2008 г., виртуального представительства не было вообще). Когда стало понятно, что возможности для развития страницы radio.vesti.ru весьма ограниченны (в том числе с точки зрения мультимедийного контента), было принято решение подготовить полноценный веб-ресурс – www.radiovesti.ru, который заработал в мае 2011 г.

Как отмечает Светлана Бирюкова, руководитель группы интернет-вещания «Вестей FM», «главный источник материалов для сайта – эфирные материалы радиостанции. Большинство программ можно послушать и (или) посмотреть видеотрансляции на сайте, а также почитать расшифровки. Доля неэфирного контента – от 10 до 40 процентов»15.

Неэфирный контент – это материалы с других интернет-сайтов, в основном – экономические новости, результаты спортивных соревнований, информация о погоде, которую предоставляют сайты-партнеры. Фотоматериалы сайт тоже получает по большей части от партнеров, но иногда – от собственных корреспондентов.

 

Сайт радиостанции как площадка для размещения эфирного контента в виде подкастов  (на примере радиостанции сайта радиостанции «Звезда»)

На сайте радиостанции «Звезда» (www.radiozvezda.ru) можно послушать подкасты любых программ, но почитать расшифровки или посмотреть видеотрансляции нельзя. Нет на сайте и неэфирного контента: новостных материалов, статей, блогов. В редакции не планируют дальнейшее развитие сайта в сторону наполнения его оригинальным нерадийным контентом, не планируют также развивать и видеорадио. Сайт развивается как интерактивная площадка для общения со слушателями. Например, есть такая нестандартная для сайтов радиостанций услуга, как озвучивание художественных произведений по заявке слушателей.

 

Сайт радиостанции как площадка для размещения небольшой доли радийного контента (на примере сайта радиостанции «Серебряный Дождь»)

Сайту www.silver.ru около 10 лет, изначально он был площадкой для размещения анонсов программ и новостей радиостанции. С 2009 г. на интернет-ресурс стали выкладывать эфиры в виде аудио, видео и расшифровок программ. После этого аудитория сайта значительно расширилась.

И сейчас на сайте доступны только некоторые радиопрограммы. «Идея выкладывать эфиры наших программ на сайт “Серебряного Дождя” обсуждалась много раз. И в результате мы решили этого не делать по нескольким причинам. Во-первых, слушая записи эфира через сайт, вы не слушаете радио. Айпады, аудиокниги, диски, кассеты и прочие носители – наши враги. Они убивают радио. Во-вторых, тонкость и драматургия радио, на наш взгляд,  в том, что оно сиюминутно. Если вы что-то пропустили – значит, вы этого больше не услышите. Поэтому ловите момент и слушайте радио»16, – объясняет Ольга Дарницкая. Сейчас silver.ru – это также и интерактивная площадка для общения со слушателями.

 

Развитие видеорадио

Такой феномен, как видеорадио, появился на сайтах отечественных разговорных радиостанций более пяти лет назад. До сих пор видеотрансляции эфиров на сайтах радиостанций вызывают много вопросов: непонятно, как будет дальше развиваться видеорадио; какой интерес смотреть на диктора в студии, который  просто читает текст; как улучшить качество видеокартинки  и нужно ли это вообще; как сделать видеорадио интереснее.

«Серебряный Дождь» – одна из первых российских радиостанций, которая начала осуществлять видеотрансляции своих эфиров. Сегодня на сайте выкладываются трансляции только тех программ, в которые приходят гости. «К примеру, на программу “Отцы и дети” приглашают известных людей: актеров, режиссеров, писателей; они рассказывают о своем детстве и юности. Их не просто приятно слушать, но на них еще и интересно смотреть: на их жестикуляцию, мимику и эмоции, с которыми они рассказывают истории из своей жизни»17, – поясняет Дарницкая.

Видеорадио на сайте www.echo.msk.ru появилось более семи лет назад. Начинали с простой вебкамеры, с нее шла трансляция на YouTube. Сегодня на сайте «Эхо Москвы» транслируются все эфиры.

А вот на интернет-версии «Вестей FM» видеорадио появилось только в прошлом году. «Идея видеотрансляции вынашивалась давно (о ней в том числе просили слушатели), но вплотную к ее реализации приступили лишь в 2014 году»18, – рассказывает Светлана Бирюкова. Пробная видеотрансляция весной 2014 г. показала, что интерес к ней высок. Количество желающих смотреть «Вести FM» почти сразу достигло количества желающих слушать.

В редакциях российских радиостанций задумываются над тем, как улучшить качество картинки. В 2010 г. Сетевизор предложил сайту «Эха Москвы» свои услуги − качество видео стало лучше, количество пользователей видеорадио возросло и оно стабильно высоко», – рассказывает Рувинский.

В интернет-редакциях «Эха Москвы», «Вестей FM» и «Серебряного Дождя» стараются сделать видеорадио более интересным для зрителя. На сайте www.echo.msk.ru в видеозаписи эфиров включают фрагменты внеэфирного времени, когда гость только приходит в студию и ведущие готовятся к эфиру. «Внеэфирные разговоры интересны людям: что происходит в тот момент, когда гость еще не в эфире, но уже в студии, о чем он говорит с ведущим»19, – поясняет Виталий Рувинский. Когда на радио идет реклама, пользователи сайта видят, что происходит в это время в студии, о чем переговариваются ведущие и гости.

На «Серебряном Дожде» экспериментируют с новыми форматами, например, снимают видео с тест-драйвом автоновинок в рамках радийной программы об автомобилях.  Пока видеотрансляции эфиров пользуются большей популярностью.

В интернет-редакции «Эха Москвы» стараются сделать видеорадио не только интереснее, но и удобнее для пользователя. Недавно появилась возможность голосовать на сайте, когда голосование объявляют в эфире. Результаты в специальном окошке выводятся и на сайте. Еще одна новая функция – «кардиограмма эфира». По результатам голосования на сайте в реальном времени выстраивается график.

Недавно также стали разбивать некоторые эфиры на логические смысловые куски и озаглавливать их. Пользователь может переходить от одного куска к другому, а что-то может пропустить.

 

Организация пользовательского контента

Помимо эфирного и неэфирного контента, на сайтах разговорных радиостанций присутствует и пользовательский контент. В основном он представлен в виде комментариев. Сайты радиостанций пошли по пути многих газетных сайтов, которые не позволяют оставить комментарии без предварительной регистрации. Это связано с тем, что модераторы часто не справляются с наплывом негативных комментариев. На сайте www.echo.msk.ru иногда вообще закрывают комментирование некоторых статей. «Например, к материалам памяти. Когда уходит из жизни “спорный” человек, как, например, Валерия Новодворская, приходится удалять 90 процентов комментариев»20, – рассказывает Рувинский. Поэтому интернет-редакция пришла к выводу о том, что к такого рода материалам нужно закрывать комментирование, т.к. это вопрос этики.

 Сейчас на сайте радиостанции есть несколько ступеней регистрации, каждая из которых открывает все больше возможностей для пользователей. На первой ступени есть ограничения по тому, сколько комментариев можно оставить в день; последняя ступень (когда человек оставляет максимально полную информации о себе) позволяет оставлять неограниченное число комментариев без премодерации. В редакции уверены, что, когда человек оставляет о себе всю информацию, это его дисциплинирует.

На сайте радиостанции была сделана попытка структурировать комментарии: пользователь может поддержать каждый комментарий, поставив «плюс». «Минус» решили не вводить, чтобы не побуждать людей к негативу. Это позволяет посмотреть, какое мнение популярнее, интереснее; есть также возможность смотреть первые и последние  комментарии.

На сайте www.radiovesti.ru пользователи могут заранее оставлять вопросы гостям радиостанции или задавать вопросы во время прямых эфиров программ, оставляя сообщения на сайте; предлагать тему для спецпроектов.

На www.silver.ru есть интерактивные проекты, направленные на привлечение слушателей. «Пользователь сайта может попробовать себя в роли поэта или автора пьесы,  найти и опробовать лучшие веломаршруты в Москве, половить рыбу вместе с нашими ведущими или просто рассказать парочку историй из своей жизни»21, – рассказывает  Дарницкая.

 

Развитие интернет-отделов

С развитием сайтов радиостанций, развивались и их интернет-отделы. Онлайн-редакция «Эха Москвы» в 2007 г. состояла из четырех человек – сейчас она включает уже 14 сотрудников (редакторы и модераторы). 12 редакторов работают посменно. Их силами сайт обновляется круглосуточно, с 6 утра до полуночи. Ночью обновляются только новости, этим занимается дежурный новостник.

Сотрудники интернет-редакции посещают редакционные планерки. Радиоведущие всегда отсылают к интернет-версии, говоря, например, что видеоролик события или более подробную информацию слушатель можете посмотреть на сайте. «Радиоведущие, планируя дневные программы, спрашивают у сотрудника из интернет-отдела, что интересного на сайте и в Интернете, что обсуждают в соцсетях. Очень часто люди, сидящие на лентах новостей, могут упустить какую-то тему, которая не значима на лентах новостных агентств, но взорвала Интернет»22, – объясняет Рувинский.

Совместные планерки между интернет- и радийной редакцией проводят на «Серебряном Дожде» и «Вестях FM», а также осуществляют взаимодействие по обмену контентом. Но планов по созданию единой редакции на радиостанциях пока нет. По мнению Ольги Дарницкой, «мультимедийная редакция больше подходит для печатных изданий и их сайтов»23.

Сайт «Звезды», развивающийся как площадка для размещения эфирного контента в виде подкастов и интерактивная площадка для взаимодействия с пользователями, не требует наличия большой интернет-редакции. На данный момент там работает один человек, отвечающий за взаимодействие с пользователями и выкладывание радийного контента на сайт.

 

Результаты проведенного опроса позволяют говорить о существовании как минимум четырех моделей развития российских разговорных радиостанций с точки зрения их контентного наполнения:

  • сайт радиостанции как новостной портал с большой долей оригинального неэфирного контента и наличием радийного контента, представленного в виде подкастов, расшифровок и видеотрансляций эфиров;
  • сайт радиостанции как площадка для размещения радийного контента (в виде подкастов, расшифровок и видеотрансляций эфиров) с небольшой  долей неэфирных материалов;
  • сайт радиостанции как площадка для размещения эфирного контента в виде подкастов;
  • сайт радиостанции как площадка для размещения небольшой доли радийного контента (в виде подкастов и видеотрансляций эфиров).

Они отличаются друг от друга по степени того, насколько сайт является самостоятельным мультимедийным ресурсом, т.е. какой процент материалов составляет оригинальный нерадийный контент. А также по присутствию на сайтах радийных материалов: доступны ли все или большинство из них на интернет-ресурсе и в каком виде: в виде расшифровок, подкастов, видеотрансляций.

Результаты опроса свидетельствуют также о том, что видеорадио (несмотря на большое количество вопросов, которые связаны с его развитием) пользуется спросом у посетителей радиосайтов, позволяет привлечь новых пользователей на интернет-ресурс. Данные исследования говорят и о том, что сайты российских разговорных радиостанций развиваются как интерактивные площадки.

 


 

  1. Berry R. Will the iPod Kill the Radio Star? Profiling and Podcasting as Radio // Convergence.  2006. Vol. 12 № 2. P. 143.
  2. Cordeiro P. Reconceptualizing Audience Research and Survey Strategies for Radio: Portuguese Case // Iletisme: arastirmalari. 2011. 5 (1). P. 75−101.
  3. Usher N. Reshaping the public radio newsroom for the digital future // The Radio Journal, Radio Journal: International Studies in Broadcast & Audio Media. 2012. 10 (1). P. 65−79.
  4. Cordeiro P. Radio becoming r@dio: Convergence, interactivity and broadcasting trends in perspective // Participations: Journal of Audience and Reception studies. 2012. V. 9. Is. 2. P. 492−510.
  5. Ibid, P. 497.
  6. Колодин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов: дис. … канд. филол. наук. Тольятти, 2005. (Kolodin V.A. Radioveshchanie v Internete: printsipy funktsionirovaniya, tipologiya i struktura saytov: dis. … kand. filol. nauk. Tol'yatti, 2005.)
  7. Рыбакова М. Новые технологии и радиовещание в сети Интернет (на примере DeutschlandRadio – «ДойчландРадио») // Медиаскоп. 2008. Вып. № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/218 (Rybakova M. Novye tekhnologii i radioveshchanie v seti Internet (na primere DeutschlandRadio – «DoychlandRadio») // Mediaskop. 2008. Vyp. № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/218)
  8. Зыков Н. «Голос Америки» в новом тысячелетии: развитие коммуникативной стратегии // Медиаскоп. 2012. Вып. № 3. −  URL: http://www.mediascope.ru/node/1133 (Zykov N. «Golos Ameriki» v novom tysyacheletii: razvitie kommunikativnoy strategii // Mediaskop. 2012. Vyp. № 3. −  URL: http://www.mediascope.ru/node/1133)
  9. Колчина А. «Радио “Свобода”» в новой России: трансформация редакционной политики (1991−2013 гг.) // Медиаскоп. 2014. Вып. № 1. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1489
    (Kolchina A. «Radio Svoboda» v novoy Rossii: transformatsiya redaktsionnoy politiki (1991−2013 gg.) // Mediaskop. 2014. Vyp. № 1. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1489)
  10. Там же. (Tam zhe.)
  11. Интервью автора с О. Дарницкой, редактором сайта www.silver.ru. 2014. Ноябрь, 14. (Interv'yu avtora s O. Darnitskoy, redaktorom sayta www.silver.ru. 2014. Noyabr', 14.)
  12. Интервью автора с В. Рувинским, главным редактором сайта www.echo.msk.ru. 2014. Сент., 12. (Interv'yu avtora s V. Ruvinskim, glavnym redaktorom sayta www.echo.msk.ru. 2014. Sent., 12.)
  13. Там же. (Tam zhe.)
  14. Там же. (Tam zhe.)
  15. Интервью автора с С. Бирюковой, руководителем группы интернет-вещания «Вестей FM». 2014. Июль, 16. (Interv'yu avtora s S. Biryukovoy, rukovoditelem gruppy internet-veshchaniya «Vestey FM». 2014. Iyul', 16.)
  16. Интервью автора с О. Дарницкой. (Interv'yu avtora s O. Darnitskoy.)
  17. Там же. (Tam zhe.)
  18. Интервью автора с С. Бирюковой. (Interv'yu avtora s S. Biryukovoy.)
  19. Интервью автора с В. Рувинским. (Interv'yu avtora s V. Ruvinskim.)
  20. Там же. (Tam zhe.)
  21. Интервью автора с О. Дарницкой. (Interv'yu avtora s O. Darnitskoy.)
  22. Интервью автора с В. Рувинским. (Interv'yu avtora s V. Ruvinskim.)
  23. Интервью автора с О. Дарницкой. (Interv'yu avtora s O. Darnitskoy.)