Languages

You are here

Особенности блогинга в системе политической коммуникации России, США и Великобритании

Авторы материалов: 

Characteristics of Blogging in Political Communication in Russia, the USA and Great Britain

Зуйкина Кристина Львовна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, kris.zuy@gmail.com

Kristina L. Zuykina
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, kris.zuy@gmail.com

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования политического блогинга на примере России, США и Великобритании. Данные, полученные в ходе работы, позволили выявить специфические черты функционирования данного вида социальных медиа, связанные с особенностями политической коммуникации в Сети и репрезентации политической сферы определенной страны.

Ключевые слова: блогинг, политическая коммуникация, репрезентация, социальные медиа.

 

Abstract

The article presents the results of a research into political blogging in a case study of Russia, the USA and Great Britain. The collected data made it possible to identify some specific features of functioning of this kind of social media related to the characteristics of political communication via the Internet and political representation of a particular country.

Key words: blogging, political communication, representation, social media.

 

Введение

Развитие Интернета и связанных с ним сетевых технологий заметно трансформировало все сферы жизни общества, в частности политическую. Так, согласно исследованию центра «Пью Рисерч» (The Pew Research Center), в США 10 лет назад только 22% федеральных ведомств имели свои онлайн-сервисы. На сегодняшний день это число составляет почти 90%. Благодаря этому, например, примерно 2/3 американцев получили возможность платить налоги онлайн. 40% обращаются к правительственным ресурсам для получения каких-либо сведений, 1/3 обновляет водительские права или авторегистрацию через Сеть, 2/3 участвуют в онлайн-дебатах по вопросу правительственной политики, 13% читают правительственные блоги1.

Меняются и особенности политической коммуникации. Как известно, медиа являются основным каналом распространения информации в политике и зачастую единственным определяющим инструментом ее репрезентации. Развитие технологий Web2.02 и новых медиа, соответственно, позволило заметно изменить специфику функционирования политической коммуникации (во многом благодаря усилению процесса медиатизации политики). Так, «с одной стороны, определение повестки дня теперь больше не является дуополией политиков и журналистов, а с другой стороны, благодаря Интернету расширился и круг комментаторов»3. Благодаря интерактивности новых медиа реципиенты получили возможность воздействовать на медиаконтент – изменять и участвовать в его создании, тем самым формируя двустороннюю модель коммуникации «от многих ко многим» (many-to-many).

Новые условия ставят новые задачи и перед политическими акторами. Если раньше заботой политиков было подготовить «эффектное» выступление для публичного потребления, теперь они вынуждены думать о том, что любое их сообщение, попадая в Сеть, может быть подвержено сомнению, критике или модификации4. Кроме того, сами политические акторы вынуждены рассматривать интернет-технологии в качестве незаменимого инструмента в политике, например, распространяя сообщения определенной политической направленности в Сети (особенно в предвыборный период), взаимодействуя с устоявшимся электоратом и привлекая новые голоса, создавая медиаобраз, а также осуществляя сбор данных о пользователях, что затем может быть использовано в микротаргетинге, и т.д.

Особая роль в политической коммуникации отводится социальным медиа, которые стимулируют гражданскую активность в политической жизни. Отметим, что под социальными медиа в данной работе мы понимаем совокупность веб-сайтов и приложений, которые на основе технологий Web 2.0 позволяют пользователям генерировать контент, обмениваться им и коммуницировать друг с другом. В данном случае многие исследователи5 приводят в качестве удачного примера организацию предвыборных кампаний Б. Обамы (2008, 2012 гг.), в которых использование социальных медиа позволило внести существенный вклад в победу кандидата от демократов. В силу последних событий на Украине нам представляется необходимым привести некоторые актуальные данные на этот счет: многие протестующие узнали о протестах из социальных сетей − 49% из Facebook, 35% − из соцсети «ВКонтакте». 47% ответили, что именно через социальные сети получали от своих друзей, коллег ценную информацию о протестах. Респонденты объяснили свой выбор тем фактом, что соцсети и Интернет в целом являются «наиболее достоверными источниками информации, которые дают общее представление о настроениях и о том, что происходит, нежели телевидение»6.

В этой ситуации Интернет стал не только значимым источником информации, но и платформой для мобилизации протестующих, что наиболее заметно проявилось после событий «Арабской весны» как раз на Украине.

Значимое место в системе социальных медиа отводится политическим блогам. Под политическим блогом мы понимаем разновидность веб-блога, т.е. одного из видов социальных медиа, представляющую собой регулярно-обновляемую ленту публикаций в форме текста, фото, видео, мультимедиа, располагающихся в обратном хронологическом порядке, автор(ы) которых специализируется(ются) на освещении политических вопросов, связанных как с внутренней политикой на разных уровнях (локальном, федеральном), так и с внешней.

Популярность политических блогов, на наш взгляд, объясняется, главным образом, наличием альтернативной информации, широким спектром представленных точек зрения, чего в условиях финансового давления и правительственного контроля нет в традиционных медиа. А это позволяет блогам выступать в качестве форума для свободного анонимного обмена мнениями по злободневным вопросам. Кроме того, как показывает практика современных революций и протестных движений, блоги зачастую становятся центрами объединения оппозиционно настроенных пользователей, результат чего проявляется уже в офлайне (например, российский блогер А. Навальный не раз на своей странице призывал подписчиков «выходить на улицы»). А согласно исследованию ФОМ по изучению гражданской активности в Сети, «люди, проявляющие гражданскую активность в интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Они чаще выражают готовность организовывать общественные мероприятия и принимать в них участие, а также жертвовать деньги на такие мероприятия»7. Этот аспект гражданской активности, особенно проявивший себя в арабских революциях, во многом подтолкнул исследователей к более детальному изучению политического блогинга. Работы касаются роли политических блогов в гражданской активности, пользовательского поведения8, расстановки сил, особенностей политических кластеров в блогосфере9, роли блогов в процессах демократизации общества10, протестах11, использования материалов политических блогов в качестве источника информации12, тематического изменения блогов на фоне протестов13 и т.д.. Однако большинство работ либо сконцентрировано на качественном, а не количественном описании блогов, либо затрагивают изучение какого-то отдельного аспекта блогинга − тематику, частотность употребления определенных категорий в период выборов, доверие к материалам блогов, зависимость политических взглядов пользователей от политических взглядов блогера и т.д.

Целью же нашего исследования было выявить характерные особенности политического блогинга как сегмента политической коммуникации в Сети на примере трех стран – России, США и Великобритании, где политические блоги являются достаточно популярными.

 При этом мы предположили, что политический блогинг, как часть политической коммуникации определенной страны, отражает политические и культурные особенности региона блогера. Например, национальный колорит проявляет себя в специфике политической репрезентации в Сети, времени публикации текстов, масштабе описываемых событий, жанровом разнообразии материалов блогинга.

 

Методика исследования

Для достижения цели нашего исследования мы использовали метод контент-анализа, который позволяет выявить основные закономерности организации и особенности информационного и коммуникационного потоков в Сети. Для проведения контент-анализа был разработан кодификатор, состоящий из двух частей, направленных на изучение внешних и внутренних характеристик блогов. Во «внешней» части анализа мы рассматривали количество опубликованных материалов за период исследования, время публикации материала блога, количество откликов на каждый конкретный текст как в целом за период исследования, так и в среднем на один материал (т.е. число всех комментариев, полученных за период исследования, разделенное на количество всех материалов), частоту репостов одного материала (т.е. количество всех репостов, разделенное на число всех материалов). Кроме того, во «внешнюю» часть анализа были включены категории «структура обсуждения текста» и «средства передачи содержания».

Внутренняя часть анализа включала следующие категории: «география дискуссии», «жанровая специфика материалов блогов», «аспект темы», «сфера жизнедеятельности общества в политическом контексте», «знак отношения к предмету обсуждения», «уровень субъектности», «характер контента», «тип аргументации», «тип графических элементов» и «функция визуального материала». Отметим, что в категории «география дискуссии» (или «уровень рассмотрения темы») были сформулированы следующие признаки: «региональный», «общенациональный» и «мировой/международный». К группе региональныхотносились материалы, связанные с освещением событий, происходящих в конкретном регионе страны и имеющих значение в первую очередь для него, как в стране автора блога, так и за рубежом. К общенациональным относились материалы, посвященные событиям, вопросам, связанным со всей страной или имеющим значение в масштабах всей страны, как в стране блогера, так и за рубежом. К мировым/международным – события в масштабах всего мира или связанные с несколькими странами. Также, говоря о визуальном материале, мы имели в виду как иллюстративный материал (фото, карикатуры, таблицы, скриншот и т.д.), так и видео. Кроме того, важным представляется отметить, что в изученном массиве текстов встречается оригинальный и вторичный контент, но для нас является значимым рассмотрение коммуникации в целом.

В настоящем материале представлены результаты частотного анализа текстов коммуникации, а также результаты исследования, полученные с помощью компьютерной программы статистической обработки данных SPSS. Так, для исследования связи между различными характеристиками коммуникации в блогосфере мы использовали таблицы сопряженности (кросс-табуляция), которые позволили определить частоту совместного появления значений двух исследуемых признаков. Использование таблиц сопряженности позволяет ответить на два вопроса: зависимы ли две характеристики текстов друг от друга и насколько сильна их связь14?

 

Выборка

Выбор политического блогинга США, Великобритании и России для исследования обусловлен разными моделями демократии в этих странах, поскольку репрезентация политической сферы в Сети во многом зависит от внутриполитических особенностей государства. Так, американскую демократию характеризует многообразие групп интересов, разнообразие ассоциаций гражданского общества, элитистский характер, система сдерживания и противовесов и т.д. Британская модель, хотя и тяготеет к американской (формально монархическое государство, но с демократической сущностью), все же имеет свою специфику, которую характеризует значимая роль обычаев и традиций в английской государственности, исторически сложившаяся политическая культура, господство права, высокий уровень легитимности политической власти и институтов и т.д. В России постепенно складывается собственная, национальная модель демократии, которая сочетает в себе некоторые принципы западной демократии и в то же время признаки авторитаризма, например: низкий уровень развития институтов гражданского общества, доминирование исполнительной власти над судебной и законодательной.

Для исследования было отобрано по два наиболее популярных блога в каждой стране (согласно последним рейтингам в этой сфере на момент исследования). В процессе формирования выборки была изучена специфика создателей блогов и особенности функционирования блогов, в результате чего было выделено два критерия: профессиональный уровень блогера в политической сфере (в качестве блогера должен выступать не политик, т.е. для нас представляло интерес изучение политического блогинга как части так называемой гражданской журналистки, а не заранее подготовленных PR-материалов) и количество авторов блога, поскольку в западном сегменте в блогосфере преобладают коллективные блоги, а российский блогинг остается все еще авторским феноменом.

В рамках нашего исследования были рассмотрены следующие российские блоги: индивидуальный блог Рустема Адагамова (http://drugoi.livejournal.com/) и коллективный блог «Техномад» (teh_nomad, http://teh-nomad.livejournal.com, официальным представителем блога является Максим Лобанов). Так, блог Рустема Адагамова занимает третье место в рейтинге всех ЖЖ-пользователей с числом постоянных читателей 78 965 человек и 2,5 млн полученных комментариев на момент исследования, что значительно превышает число читателей следующих по популярности блогов (например, у блога А. Носика 40 тыс. подписчиков)15. А на коллективный российский блог подписано около 11 тыс. человек16 (первое место среди подобного рода блогов).

Среди британских блогов были выбраны: ведущий среди индивидуальных блогов, «дневник» Даниэля Ханнана (http://blogs.telegraph.co.uk/news/author/danielhannan/), у которого более 50 тыс. читателей, и коллективный ресурс «Гвидо Фокс» (Guido Fawkes) (http://order-order.com/), руководителем которого является Пол Стейнс, с более чем 250 тыс. уникальных пользователей в месяц. Ресурс «Гвидо Фокс» занимает первое место среди британских политических блогов17 (для сравнения − у второго по популярности коллективного блога более 60 тыс. читателей18).

Среди американских блогов отобраны: индивидуальный блог Мишель Малкин (http://michellemalkin.com/) – ведущий среди консервативной направленности блогов «дневник» с 400 тыс. уникальных пользователей в месяц19 − и коллективный блог «Дэйли Кос» (Daily Kos) (http:// www.dailykos.com) с более чем 6,5 млн уникальных пользователей в месяц20, руководителем, основателем которого является Маркос Мулицас Зунига. Название блога образовано от его армейского прозвища «Кос». В данном случае исследуемые блоги уступают по числу подписчиков нескольким другим политическим блоговым ресурсам, однако в рейтингах занимают ведущие места21, поскольку при их составлении учитывалось не только число подписчиков/аудитория блога, но и цитируемость в СМИ, авторитетность в политическом сетевом пространстве, экспертная оценка и т.д. (этот факт относится к рейтингам блогинга всех стран).

Кроме того, стоит отметить, что небольшой объем выборки не дает возможности сделать выводы обо всех политических блогах в странах исследования, однако позволяет расширить имеющийся объем данных, сделать промежуточные выводы и выдвинуть предположения относительно особенностей данного сегмента интернет-пространства, поскольку для исследования были выбраны ведущие площадки политического блогинга.

Период исследования − две недели перед референдумом в Крыму (с 3 по 16 марта 2014 г.) и две недели после него (с 17 по 30 марта 2014 г.). Выбор периода обусловлен значимым на политической арене как в России, так и за рубежом событием – проведением 16 марта референдума о статусе Крыма. Данное событие не осталось незамеченным ни одним мировым СМИ и вызвало сильный резонанс откликов в Интернете. Сравнительный анализ блогов трех стран на фоне данного информационного повода позволяет выявить ряд особенностей национального политического блогинга.

Всего было проанализировано 302 блоговых материала. Непосредственно отобранных для анализа - 225, т.е. 77 материалов не соответствовали критериям отбора (например, среди них были материалы рекламного характера, не относящиеся к политике, статистика посещаемости блога, сбор средств для поддержки блога и др.). Из числа отобранных материалов 82 представляли российский политический блогинг, 65 – британский, 78 – американский.

 

Результаты

Время публикации текстов. В России большинство материалов политические блогеры публикуют днем, т.е. с 12 до 18 часов (46% материалов), следом идет количество утренних публикаций (34%) (см. рис. 1).

 

Рисунок 1

В Великобритании и США акцент в публикациях как раз смещен на утро – 46 и 63% соответственно. Только в Великобритании разницы между количеством утренних и дневных публикаций практически нет; в США днем выходит материалов на 40% меньше, чем утром. Вечерних материалов больше всего выходит в России – 16% по сравнению с 9% по Великобритании и 5% по США. Интересно, что ночью больше всего публикаций выходит в США – 9%, по Великобритании ночных материалов не было вообще, а в России их 4%. Эти данные мы объясняем, во-первых, наибольшим числом новостей в утреннее и дневное время, а во-вторых, особенностями медиапотребления аудитории и пользовательских предпочтений каждой из стран в течение дня. Так, по данным Росстата22, пик пользования Интернетом у россиян приходится на день, а именно на время около 16.00, затем постепенно спадает до 22.00. Причем вечером россияне предпочитают выходить в Сеть с мобильных телефонов и планшетов. В Великобритании пик потребления новостей через Интернет приходится на утро (31%). Также всплески пользовательской активности наблюдаются днем (во время ланча, т.е. ≈ 13.30) (20%) и ближе к 17.00 (25%)23. В США интернет-активность пользователей наблюдается утром (начиная с 7 утра до 11) (по дороге на работу), затем днем во время перерывов на ланч и обед, а также около 7 вечера. Далее интернет-активность спадает, т.к. вечер американцы предпочитают проводить за просмотром телевидения24, что объясняет низкие результаты по количеству вечерних публикаций в сети. Хотя к позднему вечеру (параллельно с телевизионным прайм-таймом) возрастает активность использования мобильных устройств (на базе iOS и Android)25. Возможно, это связано с параллельным потреблением двух и более медиа. А спад интернет-активности начинается после 2 часов ночи.

 

Особенности передачи содержания материалов

Отметим, что в целом для ведущих политических блогов трех стран характерна передача содержания посредством текста вместе с картинкой (58%). Далее следует передача содержания через текст в сочетании с видео (25%), что говорит о тенденции к визуализации в блогинге. А визуализация, в свою очередь, создает образ («набор символов, каждый из которых имеет особое значение»26), который определенным способом воздействует на потребителя информации. Интернет позволяет создавать мультимедийные тексты, в которых тема раскрывается не только через текст, но и благодаря визуальным элементам – фото, видео, инфографике и т.д. Кроме того, встречаются тексты, в которых сочетаются два и более визуальных элемента, например, фото+видео. Видео в данном случае позволяет «оживить» статичные текстовое сообщение и изображение.

Тенденция сочетания текста и иллюстрации также характерна и для исследуемого сегмента блогосферы отдельных стран – России и Великобритании (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Средства передачи содержания в блогах трех стран (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране)  

Средство

 

Страна

Текст

Текст

+

иллюстрация

Текст

+

видео

Иллюстрация

Видео

Другое

Россия

1

61

35

1

1

0

Великобритания

2

83

15

0

0

0

США

41

34

24

0

0

1

 

А вот в американском политическом блогинге примерно в равных соотношениях присутствуют материалы с визуальными элементами и содержащие только текстовую информацию. Это можно объяснить большим количеством публикаций в политическом блогинге данной страны, особенно если брать блог, в котором работает целая команда авторов, сопоставимая с коллективом СМИ, и иногда в нем публикуется более 20 текстов в день. А, учитывая особенности размещения текстов в блоге – вертикально-выстроенная лента, большое количество визуальных элементов («визуальный шум») отвлекало бы читателя от важных элементов − того же текста.

Принимая во внимание богатые технологические возможности для публикации материала в блоге, мы рассмотрели, какой вид иллюстративного материала пользуется наибольшей популярностью в ведущих блогах стран исследования. Оказалось, акцент во всех странах делается на классические фото и видео, а также в большей степени в британском блогинге встречается скриншот (чаще твиттера какого-либо политика, т.е. новость «делается» из информации социальных сетей) (см. табл. 2). Инфографика, при всей ее возрастающей сегодня популярности, используется в большей степени в британском блогинге. А в американском встречаются материалы, дополненные политической карикатурой.

В исследовании мы также ставили перед собой задачу выяснить, влияют ли особенности передачи содержания в блогах на число комментариев и репостов материала. Отметим, что за выбранный период исследования количество комментариев в сумме у российских блогеров составило 46 655, у британских – 15 489, у американских – 5 590.

 

Таблица 2. Иллюстративный материал (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране, сумма превышает 100%, возможно несколько вариантов)

 

Страна

 

Графический элемент

Россия

(N=113)

Великобритания

(N=114)

США

(N=100)

Графики

4

11

3

Карикатуры

0

3

5

Фото

81

62

28

Таблицы

1

0

0

Рисунки

1

0

0

Демотиваторы

3

6

4

Скриншот

11

20

6

Отсутствуют

12

12

54

 

Среднее число комментариев в меньшей степени будет отличаться от этих данных, тем не менее, у российских блогов – 569, у британских – 238, а у американских – 72, что говорит о большем пристрастии россиян, чем у англичан и американцев, обсудить какую-то проблему в Сети. Можно предположить, что это связано с более открытым коммуникативным пространством вне цензуры в Сети, в частности в блогах, которые выступают форумом для обсуждения значимых политических вопросов, где можно выразить свое мнение открыто, учитывая возможность анонимного высказывания. На сайтах СМИ такой возможности практически нет, обычно форум модерируется. Кроме того, в российском исследуемом нами сегменте политического блогинга зачастую появляются материалы, которые по различным соображениям не публикуются в СМИ, таким образом, вызывая особый интерес для обсуждения. Вероятно, отчасти это связано с низким уровнем плюрализма мнений в российских СМИ и их свободы. Так, согласно последним данным исследования «Всемирный индекс свободы прессы»27, Россия в этом рейтинге занимает только место 148-е место из 179, в отличие от Великобритании (29-е место) и США (32-е).

Что касается количества репостов, то за выбранный период исследования материалы российских политических блогеров получили 4083 репоста, британских – 4596, американских – 27019. Среднее число репостов одного материала: для России − 50, для Великобритании – 71, для США – 346. Так, россияне склонны в большей степени к обсуждению темы, а англичане и особенно американцы – к распространению информации. При этом подсчет шел по количеству репостов в Twitter (это был единственный ресурс для репостов, который присутствовал на всех блоговых платформах исследуемых блогов).

Наше исследование показало, что материалы политического блогинга, которые содержат визуальные элементы – фото и видео, привлекают пользователей к обсуждению текста в большей степени, чем просто текстовый блоговый материал. Причем в большей степени это относится к британскому и российскому блогингу (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Число комментариев и репостов, приходящихся на различные средства*

(% от числа комментариев или репостов по каждой стране)

Страна

 

 

Средство

Россия

Великобритания

США

Комментарии

N=44 803

Репосты

N=3 639

Комментарии

N=15 126

Репосты

N=4 126

Комментарии

N=5 202

Репосты

N=26 813

Текст

1

1

1

1

43

54

Текст + иллюстрация

68

82

81

78

47

32

Текст + видео

31

17

18

21

10

14

*В список средств вошли только наиболее используемые в блогах

 

А вот материалы американского блогинга и с визуальными элементами и без них вызывают ответную реакцию аудитории примерно в равных соотношениях. Можно предположить, что интерес к публикациям, которые дополнены визуальным материалом, связан с функциями визуального материала. Так, в большинстве случае он сопровождает, иллюстрирует текст, делая его легче для восприятия и в то же время добавляя к этому информацию. Для российских ведущих политических блогов не последнее место занимает функция передачи атмосферы событий в материалах (см. табл. 4). Это связано с превалированием в общей тематике блогинга материалов о событиях на Украине: публикуются фоторепортажи с погромов, митингов в поддержку Крыма по России, видеосюжеты с портала YouTube о событиях в разных украинских регионах и т.д.

 

Таблица 4. Функция визуального материала (% от общего числа проанализированных текстов в каждой стране, сумма превышает 100%, возможно несколько вариантов)

 

Страна

 

 

 

Функция

Россия

(N=161)

Великобритания

(N=131)

США

(N=104)

Сопровождает, иллюстрирует текст

55

68

55

Передает атмосферу событий

50

9

8

Добавляет тексту юмор/иронию

20

31

23

Привлекает внимание

18

6

1

Добавляет эмоции

18

17

16

Не несет смысловой нагрузки

0

0

0

Другое

 

0

0

1

 

В британском и американском блогах визуальный материал также осуществляет функцию дополнения текста юмором/сарказмом (в меньшей степени это характерно для российского блогинга), что в предвыборной риторике (для Великобритании – выборы в Европарламент, для США – выборы в конгресс) кажется вполне обоснованным. Причем в популярном политическом блогинге США и России визуальный материал часто выполняет несколько функций. Так, по нашим подсчетам, среднее число функций визуальных элементов одного блогового материала (сумма числа всех функций, деленная на число материалов) для российского блогинга составляет 1,6, для британского – 1,2, а для американского – 1,5, т.е. зачастую визуальный материал не только иллюстрирует текст, но и добавляет в текст юмор и/или эмоции, например.

 

Особенности контента политического блогинга

В последнее время становится особо заметной тенденция к профессионализации блогов. Топовые блоги все больше напоминают интернет-СМИ, успешно монетизируются, а пишет материалы для блога не один человек, а целый коллектив авторов. Особенно ярко эта тенденция выражена в зарубежном блогинге. В топе российского сегмента все еще превалирует число блогов одного автора, хотя контент все больше напоминает материалы СМИ. В связи с этим, рассматривая жанровую специфику блогинга, мы разделили все блоговые материалы на группы, используя известную классификацию жанров периодической печати28: информационные, аналитические и художественно-публицистические, которые, как оказалось, вполне соответствуют всем материалам. В результате мы увидели, что в российском популярном политическом блогинге превалируют материалы информационного жанра (74%), причем заметки, что можно соотнести с общей тенденцией российских СМИ к большему числу публикаций именно в этом жанре29. А в британском и американском блогинге больше всего материалов приходится на аналитические жанры – 45 и 60% соответственно (см. табл. 5), хотя в британском блогинге их количество практически совпадает с числом аналитических материалов.  

 

 Таблица 5. Жанровая специфика текстов блогинга трех стран (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране)

 

Жанр

   

Страна

Информационный

Аналитический

Художественно-публицистический

Россия

74

21

5

Великобритания

37

45

18

США

9

60

31

 

Интересно, что материалы топовых политических блогов США и Великобритании в больше степени похожи на дневниковые записи, колонку, где дается оценка какому-либо вопросу, выражена авторская позиция, производится анализ какой-либо проблемы, тогда как в российском топовом блогинге большее число материалов передает факты без анализа, хотя благодаря визуальным элементам зачастую авторская позиция проявляется имплицитно.

С жанровой спецификой во многом связан и характер контента блогов. В целом в топовом политическом блогинге трех стран преобладают материалы оригинального контента (65%), а 35% − контента вторичного: это может быть репост материала из СМИ, другого блогера, часть информации из заметок информационных агентств. Обычно подобный блогерский материал идет со ссылкой на источник. Рассматривая характер контента отдельно по странам, отметим, что в популярном американском и британском блогинге почти все материалы − оригинального характера, что и предполагает аналитические материалы, которые преобладают в блогинге этих стран (см. рис. 2).

 

Рисунок 2

 

В российских политических блогах примерно равное соотношение оригинального и

вторичного контента с преобладанием второго. Написание материала информационного жанра чаще всего основывается на данных какого-либо источника, только в большинстве случаев в российском политическом блогинге эти данные остаются без анализа: данные говорят сами за себя, предлагая читателю самому сделать выводы. Оригинальный контент зачастую также начинается с информации из какого-либо источника, и лишь затем идет авторский комментарий.

Характер контента связан и со знаком отношения к предмету обсуждения. Отметим, что знак отношения (положительное/ нейтральное /отрицательное отношение к предмету обсуждения) определялся на основании лексико-стилистических и семантических особенностей характеристик предмета обсуждения (эмоциональной окраски того или иного понятия, позитивной/негативной коннотации слов). Например, один из материалов американского продемократического блога «Дэйли Кос» со знаком «минус» посвящен череде скандалов под названием «Кристигейт» (Christiegate), которые связаны с именем губернатора Нью-Джерси Крисом Кристи, вероятным претендентом на президентский пост от республиканцев в 2016 г. Подводя итог действиям губернатора (скандал с перекрытием Вашингтонского моста; нецелевое использование средств, предназначенных на помощь пострадавшим от урагана Сэнди; политическое взяточничество), автор отмечает, что в большей степени в этом скандале его поражает, «помимо разгула преступности, крайнее безразличие к жизням других людей»30. А все это, в свою очередь, отображает «истинное лицо республиканской партии 2014». Сам по себе скандал уже не вызывает положительного отношения, а лексика с негативной коннотацией («взяточничество», «разгул преступности») усиливает эффект. На практике информационные материалы обычно нейтральны по содержанию, тогда как аналитика и тем более публицистика предполагают наличие ярко выраженной авторской позиции по отношению к предмету обсуждения, что подтверждают и наши данные (см. рис. 3). По России больше всего материалов с нейтральным знаком, а по Великобритании и США – с «минусом».

 

Рисунок 3

 

Этот факт актуален и при отдельном рассмотрении оригинального контента блогинга (особенно в отношении российского сегмента с преобладанием вторичной информации), т.к. авторы ведущих политических блогов даже при заимствовании контента выстраивают его в соответствии со спецификой своих блогов, что говорит о целостности коммуникативного пространства данного сегмента интернет-среды. Отрицательный знак объясняется тем, что большинство материалов блогинга – анализ какой-либо злободневной проблемы, например реформы здравоохранения (если брать США), которая критикуется как продемократическим, так и прореспубликанским блогами.

Проведенное исследование также подтверждает наличие зависимости отношения автора поста к предмету обсуждения от жанра материала (см. табл. 6). При расчетах мы использовали таблицы-сопряженности. Данные, указанные на пересечении строки и столбца, обозначают относительную частоту (в процентах) совместного появления значений двух признаков. Чем выше показатель в ячейке, тем чаще в изученных текстах одновременно встречаются две характеристики (например, информационный жанр и положительный знак отношения). Так, в нашем случае из таблицы видно, что материалы информационных жанров в большей степени нейтральны, а аналитика и публицистика чаще содержат негативное отношение авторов к предмету дискуссии.

 

Таблица 6. Частота совместного появления двух признаков (знака отношения и жанра материала) (%)

Страна

 

Жанр

Россия

Великобритания

США

+

0

+

0

+

0

Информационный

9,8

38

18,3

7,7

16,9

12,3

1,3

1,3

6,4

Аналитический

2,4

3,7

14,6

4,6

7,7

32,3

9

12,8

38,5

Художестенно-публицистический

1,2

3,7

6,2

12,3

5,1

11,5

14,1

 

Как было отмечено ранее, в рамках проведенного исследования нас интересует в целом массив политической коммуникации, однако при внимательном рассмотрении оригинального контента эти характеристики оказываются характерными и для него. Так, в российском блогинге информационные материалы оригинального контента нейтральны, аналитика и публицистика со знаком «минус» (см. табл. 7).

 

Таблица 7. Частота совместного появления двух признаков (знака отношения и жанра материала) в оригинальном контенте (%)

Страна

 

 

Жанр

Россия

Великобритания

США

+

0

+

0

+

0

Информационный

6,1

19,5

6,1

6,1

11

7,3

1,2

1,2

6,1

Аналитический

1,2

1,2

8,5

3,7

6,1

25,6

8,5

9,8

36,6

Художественно-публицистический

1,2

2,4

3,7

8,5

4,9

9,8

12,2

 

Также рассматривая результаты исследования, можно отметить преобладание в топовом политическом блогинге трех стран материалов, связанных с общенациональной проблематикой (см. табл. 8). Если говорить о блогинге по странам, то в большей степени этот факт относится к западным блогам. В российском сегменте примерно в равных долях есть материалы регионального (например, в российском блогинге встречались материалы по Нижегородской, Вологодской областям, а также Крыму, Одессе) и общенационального уровней, а также больше, по сравнению с британским и американским блогингом, россияне уделяют внимание международным/мировым событиям (тема российско-украинских отношений). На фоне общей тенденции большего потребительского интереса к региональной печати и интернет-сайтам печатных изданий на Западе мы предполагаем, что в случае с блогами подобной дифференциации нет: топовые политические блоги все-таки охватывают значимые политические события, касающиеся всей страны (выборы).

 

Таблица 8. Уровень рассмотрения темы (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране)

Уровень

 

Страна

Региональный

Общенациональный

Мировой/ международный

Россия

38

38

24

Великобритания

0

94

6

США

15

77

8

 

Материалов, посвященных международным событиям, в частности украинскому кризису, минимальное число. В этой связи интересны результаты эксперимента ирландской компании «НьюсУип» (NewsWhip)31, исследователи которой 5 марта 2014 г. (что совпадает с нашим периодом исследования) сравнили первые полосы 30 крупнейших европейских и североамериканских газет с данными о наиболее популярных материалах с их сайтов в соцсетях. Выяснилось, что в шести бумажных изданиях, в том числе в «Вашингтон Пост» (The Washington Post), «Нью-Йорк Таймс»(The New York Times), «Уолл-Стрит Джорнал» (The Wall Street Journal), «Гардиан» (The Guardian), украинский кризис был на первой полосе, тогда как в Сети материалы на эту тему популярностью не пользовались. Вероятно, учитывая специфику поведенческих особенностей сетевой аудитории, таких материалов на данную тематику было минимальное количество и в зарубежном блогинге, в то время как в российском блогинге результаты нашего исследования можно соотнести с уровнем интереса россиян к региональным и общенациональным событиям. Так, согласно данным ФОМ, более трети опрошенных россиян (38%) больше интересуются событиями общенационального характера, а 30% − происходящим в их регионе32. Интерес к международным/мировым новостям, на наш взгляд, обусловлен периодом исследования – ситуацией на Украине. При этом мы понимаем, что возможны содержательные сдвиги, учитывая выбранный период исследования, но нашей целью является изучение политической коммуникации. И в данном случае выбор периода обусловлен целями исследования.

Анализ аспекта политической тематики блогинга показал, что большинство материалов данного периода исследования посвящено выборной тематике (см. табл. 9). Что касается России, то этот факт как раз связан с обсуждением проведения референдума в Крыму. Также по аналогии один из материалов был посвящен возможности референдума в Калининграде по его отделению от России и присоединению к Германии. В топовом британском и американском блогинге выборная тематика также опережает другие, только связан этот аспект либо косвенно с украинскими событиями, либо со своей внутренней политикой. Например, в британском блогинге по аналогии с референдумом в Крыму обсуждается референдум по вопросу о независимости Шотландии (прошел в сентябре 2014 г.), а также референдум о выходе Великобритании из состава ЕС. Кроме того, предметом для дискуссии были выборы в Европарламент. В США тема выборов сейчас крайне актуальна. в преддверии осенних парламентских выборов в конгресс. Кроме того, уже активно обсуждаются возможные кандидаты для президентской гонки-2016. События на Украине упоминают в контексте внутреннеполитических вопросов, сравнивают лидеров двух стран, при этом отмечают волевой характер В.В. Путина, который «борется с медведями, добывает нефть», в отличие от американского президента, который «носит мамины джинсы, темнит и разглагольствует»33.

 

Таблица 9. Аспект темы (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране, сумма превышает 100%, возможно несколько вариантов)

Страна

 

Аспект темы

Россия

(N=109)

Великобритания

(N=115)

США

(N=140)

Характер принимаемых решений, действий

23

21

31

Законотворческая деятельность

4

2

4

Выборная тематика (выборы, референдум, предвыборные кампании, дебаты)         

24

35

50

Реформирование

9

6

22

Скандалы

0

26

9

Практическая деятельность соц. субъектов     

1

0

1

Судебная практика/криминал 

5

5

5

События/новости

42

20

15

Другое

1

0

3

 

С выборной тематикой также связан аспект характера принимаемых решений. Ведущие площадки американского блогинга акцентируют свое внимание на реформировании (обсуждение реформы здравоохранения), а британские – на скандалах (этот факт в большей степени касается блога «Гай Фокса» (Guy Fawkes), который специализируется на тематике политических слухов и скандалов, чем он во многом обязан своей популярности).

Но в политическом блогинге представлены не только сугубо политические темы, также сквозь призму политики рассматриваются различные сферы жизнедеятельности общества. Наше исследование показало, что в целом в топовом политическом блогинге наибольшее внимание уделяется социальной сфере в политическом контексте (21% от общего числа проанализированных публикаций), примерно в равной степени присутствуют материалы по экономике (17%), культуре/истории (18%), а также военной тематике (вооруженные конфликты) (19%). Если рассматривать блогинг отдельных стран, то в российском политическом блогинге наибольшее внимание уделяется вооруженным конфликтам, что опять же связано с текущей ситуацией на Украине (см. табл. 10). В британском и американском блогинге акцент делается на экономику (кризис еврозоны; бюджетный дефицит; безработица и т.д.) и социальную сферу, которая тесно связана с экономикой. Культуре/истории большее внимание уделяется в британском блогинге. Возможно, это связано в целом с национальным менталитетом, отношением к традициям. А вот тема религии фигурирует только в американском блогинге, что объясняется значимостью этой сферы в жизни американцев в целом и в частности - в политике: например, в России избиратели не будут выяснять, каких религиозных взглядов придерживается тот или иной политик, а в США этот факт будет одним из ключевых при голосовании.

 

Таблица 10. Сфера жизнедеятельности общества в политическом контексте (в % от общего числа проанализированных текстов в каждой стране, сумма превышает 100%, возможно несколько вариантов)

Страна

 

Сфера

Россия

(N=105)

Великобритания

(N=105)

США

(N=133)

Социальная сфера

24

39

47

Экономика

12

35

32

Культура/история

11

20

22

Спорт

1

0

1

Вооруженные конфликты

36

5

9

Наука и образование 

5

0

11

Религия

0

0

6

Другое

16

6

5

 

Выводы

Сегодня политическая коммуникация в Сети является одной из главных форм виртуального политического участия, а блог становится важным средством для его реализации. Благодаря особым свойствам интернет-среды (интерактивности, гипертекстуальности), в Сети формируются два важных источника политического влияния на пользователя – «иллюзия моделирования информационного пространства (его уверенность в собственном управлении информационными процессами) и моментальная обратная связь с коммуникатором»34. В этих условиях блоги становятся все популярнее среди пользователей и зачастую выступают в качестве альтернативных источников информации, в особенности в странах с сильным финансовым и правительственным контролем традиционных СМИ. Безусловно, в каждой стране складывается своя система политической коммуникации в Сети, с национальными особенностями устройства страны, экономики, медиасистемы и т.д. В данной статье представлена первая часть результатов сравнительного анализа ведущих площадок политического блогинга трех стран: России, Великобритании и США, которые позволяют сделать следующие выводы.

  • Практически все популярные российские политические блоги размещаются на платформе «Живого Журнала», где есть возможность наряду с текстом размещать фото и другие иллюстративные материалы, видео, проводить опросы. Британцы и американцы используют в качестве площадки для блога чаще всего какое-либо СМИ либо собственный сайт.
  • Значительное количество комментариев и репостов пользователей дает основание сделать вывод о заметном интересе аудитории всех исследуемых стран к материалам политического блогинга.
  • В целом для топового политического блогинга трех стран характерна передача содержания посредством текста, сопровождаемого иллюстрацией (чаще всего фотографиями). Эта же тенденция характерна и для блогинга отдельных стран – России и Великобритании.
  • Превалирование отрицательного знака отношения к предмету обсуждения в популярном политическом блогинге позволяет сделать вывод о функционировании блогов как форумов для выражения собственной позиции, дискуссий по злободневным вопросам прежде всего критически настроенным пользователям.
  • Российские блогеры больше внимание уделяют освещению региональных и общенациональных событий (причем большинство материалов касается своей страны или Украины, что объясняется периодом исследования), тогда как ведущие политические блогеры Великобритании и США акцентируют внимание в материалах на событиях общенационального характера.
  • В исследуемом сегменте политического блогинга всех стран доминируют материалы, посвященные каким-либо значимым политическим событиям и новостям (в основном касающимся выборной тематики). На втором месте находятся блоговые материалы, затрагивающие характер принимаемых решений, действий властей.
  • Рассматривая другие аспекты жизни общества в политическом контексте, отметим, что заметная разница в тематическом соотношении наблюдается по аспекту вооруженных конфликтов, которому российские блогеры уделяют больше внимание, что объясняется опять же периодом исследования (ситуация на Украине), тогда как политические блогеры Великобритании в большей степени уделяют внимание экономике, истории/культуре, социальной сфере. Эти же факты относятся и к американскому блогингу.
  • Также британцы и американцы в большей степени публикуют материалы первичного содержания, высказывая собственную точку зрения по тому или иному вопросу. Россияне делают акцент на безоценочной информации: факты со ссылкой на источник с небольшими комментариями.

Таким образом, можно отметить, что политический блогинг остается значимым сегментом интернет-пространства, а также важной формой политической коммуникации во всех странах. Принимая во внимание специфику выборки, можно сделать вывод, что результаты не позволяют судить обо всем политическом сегменте блогосферы выбранных стран, тем не менее выбор самых популярных и значимых площадок для анализа дает основание сделать определенные выводы. Кроме того, стоит отметить, что данные результаты, возможно, в большей степени связаны с выбранным периодом исследования, поэтому для их верификации стоит рассмотреть в дальнейшем другой период исследования.

 


 

  1. According to a 2010 survey by Pew Internet and American Life Project // The Next Wave. P. 19
  2. Web 2.0 – концепция проектирования веб-сайтов, в основе которой лежат следующие принципы: активное участие пользователей Сети в создании, распространении контента, веб-страница как открытая платформа для дискуссий и обмена данными, работа сайтов на основе баз данных, возможность постоянно преобразовывать сайты (добавлять приложения, новые функции и т.д.).
  3. Gurevitсh M., Coleman S., Blumler J. Political Communications – Old and New Media Relationships // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2009. September. Vol. 625. № 1. P. 171.
  4. Ibid.
  5. E.g. Stieglitz S. Dang-Xuan L. Social media and political communication: a social media analytics framework // Social Network Analysis and Mining. 2013. December. Vol. 3. Is. 4. P. 1277−1291; Grow G., Ward J. The role of authenticity in electoral social media campaigns // First Monday. 2013. April. Vol. 18. № 4. − URL: http://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/4269/3425
    doi:10.5210/fm.v18i4.4269
  6. Onuch O. Social networks and social media in Ukrainian “Euromaidan” protests. – URL: http://www.washingtonpost.com
  7. Гражданская активность в Интернете по данным ФОМ. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10985 (Grazhdanskaya aktivnost' v Internete po dannym FOM. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10985)
  8. E.g. Pole A. Blogging the Political: Politics and Participation in a Networked Society. NY., 2010.
  9. E.g. Etling B., Alexanyan K. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization. Cambridge, 2010.
  10. E.g. Dumova T., Fiordo R. Blogging in the Global Society: Cultural, Political and Geographical Aspects. Information Science Reference. Hersley, 2012.
  11. E.g. E-Nawawy M. Egyptian Revolution 2.0: Political Blogging, Civic Engagement, and Citizen Journalism. London, 2012.
  12. E.g. Gerber T. New Media, Political Information, and Opposition Views in Russia: A Cautionary Note Based on Survey Evidence. − URL: http://www.ponarseurasia.com
  13. Koltsova O., Koltcov S. Mapping the Public Agenda with Topic Modeling: The Case of the Russian LiveJournal // Policy & Internet. 2013. № 2.
  14. Аптон ГАнализтаблицсопряженности. М., 1982. С. 17. (Apton G. Analiz tablits sopryazhennosti. Moskva, 1982. S. 17.)
  15. Бирюкова Л., Гликин М. Власти решили взяться за блогеров // Ведомости. Власть. 2013. Июль, 15. – URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/14166941/bloger-pod-prismotrom (Biryukova L., Glikin M. Vlasti reshili vzyat'sya za blogerov // Vedomosti. Vlast'. 2013. Iyul', 15. – URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/14166941/bloger-pod-prismotrom)
  16. Блоги Р. Адагамова и «Техномад». – URL: http://teh-nomad.livejournal.com/profile, http://drugoi.livejournal.com/profile (Blogi R. Adagamova i «Tekhnomad». – URL: http://teh-nomad.livejournal.com/profile, http://drugoi.livejournal.com/profile)
  17. http://blogs.telegraph.co.uk/news/author/danielhannan/; Chadwick A. The Hybrid Media System: Politics and Power. NY., 2013. P. 47.
  18. http://leftfootforum.org/
  19. http://www.intermarkets.net/
  20. http://www.ebizmba.com/articles/political-websites
  21. Напр.: http://www.peoplecount.org/blog/2013/02/the-top-10-political-blogs-peoplecount-org-picks/
  22. Росстат узнает, как россияне освоили компьютер и Интернет. − URL: http://rosstatistika.livejournal.com/8635.html (Rosstat uznaet, kak rossiyane osvoili komp'yuter i Internet. − URL: http://rosstatistika.livejournal.com/8635.html)
  23. According to Digital News Report 2013 by Reuters Institute. − URL: http://www.digitalnewsreport.org/
  24. According to Nielsen’s Q3 Cross-Platform report. − URL: http://www.nielsen.com/us/en/newswire/2013/a-loyal-companion-radio-remains-a-great-way-to-reach-local-consumers.html
  25. According to Arbitron Inc., Flurry, Chitica. − URL: http://www.arbitron.com; http://www.flurry.com/; https://chitika.com/browsing-activity-by-hour
  26. Бергер А. Видеть – значит верить. М., 2005. С. 69. (Berger A. Videt' – znachit verit'. Moskva, 2005. S. 69.)
  27. According to “2013 Press Freedom Index”. URL: http://fr.rsf.org/IMG/pdf/classement_2013_gb-bd.pdf
  28. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. (Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy pechati. Moskva, 2000.)
  29. Тертычный А. А. Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ // Медиаскоп. 2010. Вып. № 4. − URL: http://www.mediascope.ru/node/675 (Tertychnyy A. A. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy zhanrov rossiyskikh SMI // Mediaskop. 2010. Vyp. № 4. − URL: http://www.mediascope.ru/node/675)
  30. Daily Kos. − URL: http://www.dailykos.com/story/2014/03/11/1283940/-Chris-Christie-gave-pieces-of-9-11-wreckage-to-his-cronies-as-gifts#
  31. According to NewsWhip. − URL: http://blog.newswhip.com/index.php/2014/03/people-powered-front-pages-rock
  32. Центр интереснее регионов. − URL: http://rusplt.ru/society/fom-opros-novosti-7444.html (Tsentr interesnee regionov. − URL: http://rusplt.ru/society/fom-opros-novosti-7444.html)
  33. Lergo R. American authoritarians loves them some Putin-style strong men. URL: http://www.dailykos.com/
  34. Горошко О.И., Жигалина Е.А. Quo Vadis? Политические коммуникации в блогосфере Рунета // Russian Cyberspace. 2009. V. 1. № 1. URL: http://www.digitalicons.org/issue01/pdf/issue1/Political-Interactions-in-the-Russian-Blogosphere_O-Goroshko-and-E-Zhigalina.pdf (Goroshko O.I., Zhigalina E.A. Quo Vadis? Politicheskie kommunikatsii v blogosfere Runeta // Russian Cyberspace. 2009. V. 1. № 1. − URL: http://www.digitalicons.org/issue01/pdf/issue1/Political-Interactions-in-the-Russian-Blogosphere_O-Goroshko-and-E-Zhigalina.pdf)