Languages

You are here

Становление онлайн-СМИ научной тематики в Италии

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Formation of Online Science Media in Italy

 

Овчинникова Ольга Михайловна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ovchol@mail.ru

Olga M. Ovchinnikova
PhD Student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, ovchol@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматриваются итальянские специализированные онлайн-СМИ научной тематики. Изучается эволюция и определяется место данного сегмента сетевых СМИ в современной панораме интернет-ресурсов, занимающихся освещением науки. Формулируются базовые признаки вебзинов. На их основе анализируются отдельные онлайн-издания научной тематики в Италии, определяются основные черты и тенденции развития этого сегмента.

Ключевые слова: научная коммуникация, СМИ Италии, онлайн-СМИ, вебзин.

 

Abstract

The Italian special interest online media covering science is considered in the paper. The author studies the evolution of this segment is and evaluates its place among other Internet resources covering science. Main features of webzines are formulated. Based on them, the author analyzes particular special interest online editions covering science to describe the main features and trends of this segment.

Key words: science communication, Italian mass media, online media, webzine.

 

Италия известна своими глубокими научными традициями и богатой историей популяризации науки. Изучение этой сферы представляет ценность для исследования зарубежного опыта коммуникации между наукой и обществом, внимание к которой в последнее время значительно возросло и в России1. В отечественных исследованиях встречаются единичные упоминания научно-популярного сектора итальянского медиаполя2, однако отдельные работы по этой теме на сегодняшний день отсутствуют.

Особый интерес представляет изучение зарубежного опыта освещения науки в современных информационных условиях, которое также, несмотря на актуальность, почти отсутствует в российских исследованиях. В этом смысле итальянская онлайн-среда является интересным полигоном для исследования. В последнее время Италия демонстрирует стремительную «интернетизацию» (в 2012 г. эта страна стала европейским рекордсменом по скорости прироста сетевой аудитории3), которая сопровождается освоением итальянцами новых онлайн-форматов4 и ростом числа интернет-ресурсов, в том числе сетевых СМИ. Значительную их часть составляют нишевые, тематические проекты. В данной работе мы изучим состояние научно-популярного сегмента этих СМИ.

Цель работы состоит в том, чтобы дать характеристику итальянским специализированным онлайн-СМИ научной тематики на современном этапе. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • определить место интернет-изданий научной тематики в системе онлайн-СМИ;
  • представить панораму современных интернет-форматов, в рамках которых ведется освещение науки;
  • изучить эволюцию специализированных онлайн-СМИ научной тематики в контексте истории онлайн-СМИ в Италии;
  • выделить основные признаки вебзинов;
  • на основе этих признаков изучить состояние интернет-изданий научной тематики в Италии на современном этапе, рассмотрев отдельные журналы.

Рабочей гипотезой статьи является следующее предположение. Специализированные онлайн-издания исторически стали одним из первых, базовых форматов в сфере освещения науки в Интернете. Сегодня по своим типологическим признакам они все меньше напоминают онлайн-журналы (вебзины), превращаясь в мини-порталы.

В качестве эмпирической базы исследования выбраны интернет-ресурсы, относящиеся к специализированным научно-популярным онлайн-СМИ Италии: «Галилео» (Galileo), «Оджишиенца» (Oggiscienza), «Улисс» (Ulisse), «Эос» (Heos)5 и др. – за 2013-2014 гг.

В методологии, использованной при проведении работы, выделяются методы сравнительного, количественного и системного анализа, а также контент-анализ.

 

Онлайн-СМИ научной тематики: к вопросу терминологии и типологии

Под онлайн-СМИ мы подразумеваем, в соответствии с трактовкой, предложенной М.М. Лукиной, «род ресурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации»6. В качестве синонимичных будем использовать понятия «сетевые СМИ» и «интернет-СМИ».

Место онлайн-СМИ научной тематики можно рассматривать в различных классификациях, однако, прежде всего, они являются частью общей системы онлайн-СМИ. В 2000-х гг. российские исследователи предложили множество вариантов систематизации этих ресурсов на основе разных признаков, но общей тенденцией стало выделение двух классов сетевых СМИ в контексте их связи с офлайн-средой:

  • онлайн-версии печатных изданий, интернет-представительства информационных агентств и сайты телеканалов и радиостанций;
  • специализированные интернет-проекты, существующие только в Сети, не имеющие печатных аналогов и использующие особые стандарты7.

Другие специалисты сосредоточились на веб-изданиях (слово «издание» здесь используется по аналогии с печатными СМИ) и выделили среди них следующие группы:

  • клоны несетевых изданий;
  • издания, существующие только в Интернете;
  • смешанные издания8.

В ходе развития онлайн-СМИ «клоны несетевых изданий» практически ушли в небытие – сегодня абсолютное большинство электронных версий изданий представляют собой комплексные информационные ресурсы, построенные в соответствии с логикой интернет-пространства.

Научная тематика представлена в обеих «выживших» и активно развивающихся категориях онлайн-СМИ. Так, в Италии она освещается:

  • в научных рубриках на сайтах газет общего интереса («Коррьере делла Сера» (Corriere della Sera), «Репубблика» (La Repubblica), «Ла Стампа» (La Stampa) и др.) и одного из журналов общего интереса («Панорама» (Panorama))9;
  • в научных разделах сайтов информационных агентств (АНСА (ANSA)) и сайтов телеканалов и радиостанций (относящихся преимущественно к РАИ (RAI – Radiotelevisione Italianа – Итальянское радио и телевидение))10;
  • на сайтах научно-популярных изданий («Фокус» (Focus) и др.), теле- и радиопрограмм («Суперкварк» (Superquark) и др.)11.

Из интернет-СМИ, не имеющих аналогов в офлайне, о науке рассказывают:

  • в научных разделах онлайн-СМИ общего интереса («Блого» (Blogo), «Пост» (Il Post) и др.)12;
  • по веб-ТВ («Шиенца-ТВ» (Scienza.tv) и др.) и веб-радио научной тематики («Радио Шиенца» (Radio Scienza) и др.)13, в специализированных онлайн-изданиях (многие из них уже упомянуты и подробно рассматриваются ниже).

Это лишь основные ресурсы в секторе интернет-СМИ, занимающиеся освещением науки. В современных условиях структура этой сферы и сами информационные ресурсы все больше усложняются, форматы нередко «смешиваются», порождая своего рода промежуточные площадки, и на них также возникают научно-популярные проекты. Яркий пример таких инициатив – передача «Мёбиус» (Moebius) на сайте дочерней радиостанции газеты «Соле 24 Оре» (Sole 24 Ore)14. Кроме того, наука представлена и в активно развивающихся новых форматах Веб 2.0 (подробно они представлены ниже).

Одним из «долгожителей» в стремительно меняющейся интернет-среде является сегмент специализированных онлайн-изданий. Он по-прежнему богато представлен в Интернете. В итальянских классификаторах СМИ их часто называют онлайн-журналами или вебзинами (от англ. webzine (web + magazine) – интернет-журнал)15. Действительно ли онлайн-издания научной тематики сегодня могут классифицироваться как вебзины, нам и предстоит выяснить. Этот вопрос, который на первый взгляд кажется чисто терминологическим, важен и по сути: он поможет понять, как эти издания функционируют на современном этапе, насколько они жизнеспособны и какие перспективы имеют.

В российских исследованиях данный сектор мало изучен, общепризнанная трактовка самого термина «вебзин» отсутствует, поэтому будем ориентироваться на уже существующие определения этого понятия в зарубежной литературе. Изначально понятие «зин» (от англ. zine – сокр. от magazine – «журнал») подразумевало андерграундное, любительское издание, посвященное музыкальным и субкультурным течениям, литературным жанрам, телевизионным сериалам и т.д. Однако с распространением Интернета и проникновением мейнстрима в некогда обособленные социокультурные области этот термин, дополненный различными приставками («э-зин» (от англ. e-zine: electronic + zine – «электронный журнал»), «фэнзин» (от англ. fanzine: fan + magazine – «журнал для любителей») и т.д.), все чаще стал обозначать любое некоммерческое онлайн-издание.

Оксфордский словарь английского языка определяет вебзин как «журнал, публикуемый в электронной форме в Интернете»16. Большой словарь итальянского языка дает ему следующее определение: «В Интернете – мультимедийный журнал, направленный на аудиторию любителей»17. Исследователи, говоря о природе этих СМИ, по-разному трактуют характер информации в них. Итальянский специалист в области новых медиа Серджио Маистрелло характеризует вебзины как электронные «полулюбительские» журналы, которые противопоставлены «официальным» изданиям, выпускаемым крупными издательскими группами18. Немецкие исследователи определяют этот тип ресурсов следующим образом: «интернет-портал, выполненный в стиле журнала», который «предлагает комплексный редакционный контент, как правило, создаваемый профессиональными журналистами и содержащий такие материалы, как статьи, авторские колонки, интервью и т.д.»; кроме того, онлайн-издания «основываются на классических периодических изданиях (иллюстрированных журналах, специализированных и массовых журналах), но, как правило, оснащены интерактивными элементами, такими как система оценки и функция комментирования»19.

Видно, что единой модели и определения вебзинов не найдено. Однако лейтмотивом в характеристиках этого формата звучат такие аспекты, как:

  • ориентация на сравнительно узкую аудиторию, интересующуюся той или иной тематикой;
  • схожесть формата с журнальным;
  • независимость от крупных издательских групп, отсутствие «материнских» печатных изданий;
  • некоммерческий характер.

Как любые специализированные онлайн-издания, научно-популярные вебзины следует рассматривать не только на фоне других интернет-СМИ, но и в контексте тематической сферы, к которой они принадлежат. Освещением науки в Интернете сегодня занимается широкий круг площадок и форматов. В российских исследованиях на сегодняшний день отсутствует устойчивая классификация таких ресурсов. В 2011 г. Е.А. Макарова выделила некоторые типы научно-популярных сайтов (по всей видимости, в первых двух пунктах подразумеваются онлайн-издания соответствующей тематики): «Одни из них являются собственно сетевыми, другие функционируют как электронные версии научно-популярных периодических печатных изданий, выпускаемых научными и просветительскими организациями и институтами, третьи представляют собой личные странички ученых и популяризаторов науки (в настоящее время они стали появляться и в социальных сетях)»20. Однако это лишь малая часть сегодняшнего «научного» Интернета. Даже если не затрагивать обширный пласт ресурсов Веб 2.0, предназначенных для профессиональной коммуникации ученых и образовательной деятельности, и рассматривать только площадки, ориентированные на широкий круг пользователей, перечень научно-популярных ресурсов получается весьма обширным. Помимо уже упомянутых площадок (специализированные рубрики на сайтах традиционных СМИ, онлайн-версии и мобильные версии научно-популярных журналов и т.д.), освещением науки занимаются:

  • специализированные онлайн-СМИ (интернет-издания, научно-популярное онлайн-ТВ и радио, агентства научных новостей) и другие новые медиа (форумы, подкасты, вебкасты, SMS-оповещения, блоги, wiki, социальные сети и др.);
  • научные разделы/сообщества информационных порталов, новостных агрегаторов, видеохостингов и т.д.);
  • корпоративные сайты научных, научно-технических и просветительских институтов, организаций и ассоциаций;
  • сайты научных мероприятий (фестивалей науки, научных выставок и форумов, научно-популярных лекториев и т.д.).

Как видно, тематические вебзины на современном этапе существует в насыщенном медиаландшафте. Как изменились онлайн-издания на этом фоне и в каком состоянии они находятся сегодня? Уместно ли их по-прежнему называть вебзинами? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим на примере Италии становление интернет-СМИ и, в частности, их научно-популярного сегмента.

 

Онлайн-издания в Италии: исторический экскурс

В Италии о наступлении эпохи Интернета заговорили во второй половине 1990-х гг. История онлайн-журналистики в этой стране началась в 1994 г. с появления сайта небольшой сардинской газеты «Уньоне Сарда» (Unione Sarda); в следующем году в Интернет начали выходить и общенациональные газеты. В основном их сайты представляли собой вышеупомянутые «клоны» печатных изданий, дополненные простыми рекламными баннерами. В этот период медиагиганты ограничивались минимальными вложениями в электронные версии, поскольку отношение к новой коммуникационной среде было преимущественно скептическим.

На этом фоне особое значение приобрели молодые веб-ресурсы, взявшие на себя функции СМИ – хотя еще в довольно ограниченном объеме. В 1995 г. родились признанные пионеры этого сектора – американские вебзины «Салон» (Salon), «Слэйт» (Slate), «Сак» (Suck) и «Фид» (Feed)21. Эти издания «были рождены в Сети и для Сети и не имели традиционной бумажной газеты за плечами»22, однако располагали значительной ресурсной базой своих основателей (прежде всего, компании «Майкрософт» (Microsoft) и издательской сети «Бордерз Букс энд Мьюзик» (Borders Books & Music)).

Вебзины в первоначальном смысле слова, т.е. не связанные с крупными корпорациями и издаваемые силами любителей, возникли еще на заре становления Интернета. Из-за разрозненности и малоизвестности первых любительских онлайн-изданий их следы теряются, однако известно, что значительная их часть издавалась студентами и распространялась с помощью электронных досок объявлений (bulletin board system). Одним из первых таких вебзинов был «Тринколл Джорнал» (Trincoll Journal)23, выпускавшийся студентами знаменитого Тринити Колледжа (Trinity College), еще в 1993 г.

В Италии первые официальные вебзины (т.е. издания, позиционирующие себя таковыми) появились в середине 1990-х гг. Так, весной 1996 г. в Милане был зарегистрирован «Аффари Итальяни» (Affari Italiani) – онлайн-журнал общего профиля, открытый на базе крупнейшего итальянского портала «Либеро» (Libero)24.

Развитие онлайн-изданий было обусловлено, в первую очередь, простотой и гибкостью нового формата. «Для того чтобы создать сетевое издание, вовсе не обязательно вкладывать большие деньги, искать типографию, рассчитывать оптимальный тираж и платить за распространение. Можно выйти в онлайн, потратив совсем немного, и еще получать прибыль от рекламы в случае успеха проекта, который зависит в большей степени от журналистского мастерства и в меньшей – от технических возможностей»25. Однако экономическими мотивами объяснение не ограничивается – подъем вебзинов был предопределен и уникальным характером формата. Серджио Маистрелло пишет: «Находясь посередине между профессиональным электронным изданием и простой информационной страницей, вебзины порой могут завоевать значительную популярность, поскольку они <…> заполняют пустоты в структуре массовой информации, оставленные крупными изданиями, другими традиционными СМИ и корпоративными интернет-ресурсами»26.

Интернет с самого своего рождения неразрывно связан с научным миром, поэтому неудивительно, что наука, как объект медиаосвещения, стала одним из первопроходцев в новой информационной среде. На фоне пассивности традиционных медиабрендов в Интернете в середине 1990-х гг. и, как следствие, скудного освещения науки в их веб-представительствах, в этот период особое развитие получили тематические онлайн-проекты. В Италии пионером на этом пути выступил онлайн-журнал «Галилео» – «первое итальянское интернет-издание, посвященное темам научных исследований и технологических разработок, а также глобальным общественно-политическим проблемам, таким как защита окружающей среды, права человека и миротворчество»27. Сайт был создан в январе 1996 г. в Риме группой ученых и научных журналистов, а уже в следующем году стал первым итальянским онлайн-изданием научной тематики, зарегистрированным как СМИ.

Развитие интернет-ресурсов, независимых от крупных издательских групп, вскоре позволило говорить об отдельном секторе вебзинов: к концу 1997 г. в Италии насчитывалось 128 изданий, спустя еще год – 197. Среди тематических групп при этом лидировали онлайн-журналы о культуре, искусстве и о местных событиях. Научно-популярную сферу в 1998 г. представляли 10 вебзинов, а на следующий год – 18 изданий28.

Тем временем до Италии дошли эффекты бума «новой экономики». Прежнее настороженное отношение медиабизнеса к малознакомой информационной среде сменилось настоящей эйфорией, что привело к масштабному подъему онлайн-СМИ. За один только 1999 г. количество итальянских сайтов, предлагающих журналистские материалы, увеличилось на 200%29. Изменился и подход медиаконцернов к собственным электронным ресурсам: открылись отдельные интернет-редакции, увеличилось разнообразие предлагаемых на сайтах материалов и сервисов и т.д.

Такая активизация во многом была вызвана все увеличивавшейся конкуренцией с новыми онлайн-инициативами, среди которых центральное место занимали вебзины. В 2000 г. в количественном отношении они триумфально обогнали электронные версии бумажных изданий (772 против 559 соответственно), когда последние только начали приходить к пониманию специфики новой среды и налаживанию работы в ней. Сайты многих традиционных изданий в этот период представляли собой примитивные сайты-визитки, в то время как в случае вебзинов сама природа формата не только не допускала отсутствия контента, но и предполагала его постоянное совершенствование. Поэтому «процветание “независимых” инициатив, продолжилось, и они более не подразумевали “любительский” характер работы: читателю предлагалось все больше публикаций, выполненных на профессиональном уровне»30. Менялось не только содержание онлайн-журналов, но и их формат. По мере эволюции многие из них превращались в своего рода специализированные порталы: в 2001 г. около 10% вебзинов наряду с редакционными материалами предложили каталоги, карты сайта, форумы, чаты, объявления и другие сервисы31.

Что касается онлайн-журналов научной тематики, в 2000 г. в Италии публиковалось 30 таких вебзинов (на фоне 36 электронных версий научно-популярных изданий), спустя год их количество пополнилось семью новыми изданиями. По скорости увеличения этот сегмент находился на 10-м месте из 20 тематических категорий вебзинов32.

Онлайн-журналистика в начале нового тысячелетия формировалась на фоне активного «круговорота» информационных сайтов. Бурный интернет-рост прекратился вместе с окончанием инвестиционного бума, но итальянский сектор новостных сайтов еще некоторое время продолжал расти. С 2001 по 2003 гг. в Италии появилось 541 онлайн-издание. При этом многие любительские проекты, не имевшие солидной материальной и журналистской базы, прекратили свое существование: за тот же период в Италии закрылись 300 вебзинов. Таким образом, за два года сектор вебзинов хоть и вырос (на 21%), но несопоставимо с периодом 2000-2001 гг. (когда рост составлял 177%). При этом количество вебзинов научной и медицинской тематики увеличилось на 19%, и в 2003 г. составило 55 изданий33.

В середине 2000-х гг. известный научный журналист Джованни Каррада оценивал рынок научно-популярной информации в итальянском сегменте Интернета следующим образом: «В настоящий момент насчитываются десятки вебзинов, посвященных науке, но только два из них − “Бойлер”(Boiler)34 и “Галилео” − не ограничиваются освещением отдельных областей, как астрономия или педиатрия. Несмотря на отсутствие усилий по продвижению сайтов, у изданий есть своя аудитория. Так, “Галилео” ежемесячно читают 60 тыс. пользователей, среди которых особенно много ученых, часто выступающих и в качестве авторов, и преподавателей»35. Действительно, особенности формата способствовали появлению большого числа монотематических (т.е. концентрирующиеся на освещении одного-двух разделов науки) изданий: они оптимальны для освещения даже самых узких областей науки. Один из ярких примеров таких изданий в Италии – онлайн-журнал «Молекьюлар Лаб» (Molecular Lab), посвященный биотехнологиям и генной инженерии. Он был основан в 2003 г. и до сих пор сохраняет ведущие позиции среди монотематических научных ресурсов в Италии.

Во второй половине 2000-х гг. число онлайн-изданий продолжало расти, но значительно медленнее, чем в период становления интернет-журналистики. Многие издания закрывались или становились заброшенными. Схожие тенденции в это же время наблюдались и на итальянском рынке бумажных научно-популярных изданий (так, недолго просуществовали журналы «Эксплора» (Explora), «Кварк» (Quark), «Ньютон» (Newton)). Если для бумажных изданий основной причиной закрытия стал неудачный выбор бизнес-модели, то в случае с вебзинами большую роль сыграло стремительное изменение онлайн-среды, усиление позиций крупных медиаконцернов в ней и увеличение конкуренции. Так или иначе, освещением науки к началу следующего десятилетия в Италии занимались 84 веб-ресурса36.

 

Итальянские онлайн-издания научной тематики сегодня

В настоящее время в Италии насчитывается, по разным данным, от 67 до 81 вебзина, посвященных науке и близким к ней темам: проблемам здоровья, экологии и т.д.37. Значительную часть этого массива составляют монотематические журналы, т.е. издания, концентрирующиеся на освещении одной отрасли науки (естественно, речь идет лишь о превалировании такой тематики – междисциплинарный характер современной науки обусловливает появление в материалах изданий и других научных разделов). Такая специализированность предполагает сравнительно небольшую аудиторию этих изданий − просмотры в среднем исчисляются десятками тысяч в месяц.

Регулярное посещение онлайн-ресурсов, освещающих науку, нельзя назвать распространенной среди итальянцев привычкой, однако аудитория таких изданий постоянно растет: с 2007 по 2013 гг. доля потребителей научной информации в СМИ, обращающихся к этим ресурсам и блогам ученых, выросла с 5,7% до 11,1%. При этом на фоне других форматов (газет, телепередач и др.) онлайн-площадки отличаются высокой долей постоянных читателей (82%)38. Сложно определить вклад онлайн-изданий в увеличение аудитории «научного» интернет-сегмента (поскольку при подсчетах они были «объединены» с блогами, интенсивно развивающимися в последние годы), но данные о постоянных пользователях подтверждают тезис о высокой лояльности аудитории вебзинов.

Для анализа отдельных онлайн-СМИ были выбраны издания, отвечающие следующим требованиям:

  • имеющие в качестве основного предмета освещения научную тематику и связанные с ней вопросы, при этом не являющиеся образовательными ресурсами;
  • имеющие политематический характер (освещающие различные области науки);
  • обновлявшиеся в 2013-2014 гг. с периодичностью не реже, чем один раз в неделю.

В результате были отобраны четыре издания: «Галилео», «Улисс», «Оджишиенца» и «Эос». Они были проанализированы на основе признаков вебзинов, сформулированных нами выше.

Онлайн-журнал «Галилео», флагман освещения науки в итальянском сегменте Интернета, выпускается с 1996 г. одноименной ассоциацией культуры, которая состоит преимущественно из ученых и научных журналистов. Некоммерческая природа журнала компенсируется рекламными доходами, а также прибылью от услуг, которые редакция оказывает другим СМИ, научным организациям, музеям и т.д. в сфере научной коммуникации и популяризации.

Редакция состоит из пятнадцати сотрудников, активное участие в наполнении сайта принимают также фрилансеры (в условиях кризиса доля таких авторов увеличилась во всей итальянской журналистике и особенно в научно-популярной сфере) и сами ученые. Издание обновляется ежедневно, причем каждый день в нем появляется в среднем от двух до семи материалов.

По формату «Галилео» действительно напоминает журнал, но в соответствии с духом времени он очень пластичен и легко приспосабливается к индивидуальным нуждам пользователей: тематические рубрики превратились в тэги, а из всего объема публикаций читатель может составить «собственный» журнал, отобрав интересующие материалы по тематике, типу публикации и жанру. Возможен также выбор режима просмотра всех публикаций по принципу хронологии, популярности и количества комментариев.

«Журнальная» часть ресурса дополнена опросами, календарем актуальных научных мероприятий, облаком тэгов, а также ставшими неотъемлемой частью информационных сайтов ссылками на аккаунты издания в социальных сетях. В настоящее время ежемесячная посещаемость «Галилео» составляет 70 920 просмотров39.

Журнал «Улисс» был создан в 2011 г. «Медиалабораторией» Высшей международной школы передовых исследований (Scuola Internazionale Superiore di Studi Avanzati (SISSA)) в Триесте. «Медиалаборатория» занимается сбором и анализом опыта Школы в области научной коммуникации (как для специалистов, так и для широкой аудитории), накопленного с начала 1990-х гг. Издание характеризует себя как «портал Высшей международной школы передовых исследований, посвященный научной информации, исследованиям, их главным действующим лицам и отношениям науки с обществом»40. Проект финансируется Школой и управляется редакцией, состоящей из пяти человек.

«Журнальная» часть портала дополнена вспомогательными разделами: «Спроси у Улисса» (рубрика, в которой ученые отвечают на вопросы детей), «Против света» (подборка фотографий, сделанных в научных лабораториях), «Библиотека» и др. Впрочем, все эти разделы не обновлялись с 2010-2011 гг. и сейчас представляют собой архив. Активной остается лишь центральная часть на стартовой странице, которая ежедневно заполняется несколькими новыми материалами.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что полные версии этих публикаций находятся на сайте другого проекта триестской Школы – «Оджишиенца». Этот «журнал об итальянской и зарубежной науке, запечатленной в своем развитии день за днем», появился в апреле 2009 г.; за пять лет существования издания в нем опубликовали свои материалы 106 авторов. Большинство из них – ученые, многие являются студентами или выпускниками магистерской программы «Научная коммуникация» в Высшей международной школе передовых исследований.

Материалы распределены по традиционным для научно-популярных журналов тематическим разделам: «Исследования», «Актуальное», «Углубленное изучение» (ежемесячные обозрения по определенным темам) и «События». Их дополняют рубрики «Парк ляпов» (обзор псевдонаучных новостей в итальянских СМИ), «Мультимедиа» (инфографика, подкаст, видеоматериалы и фотографии) и др., а также полный архив издания, облако тэгов, опции RSS-трансляции, голосования и рекомендации материалов сайта в социальных сетях.

Как и «Улисс», журнал «Оджишиенца» лишен рекламных баннеров и публикуется за счет вложений своих основателей. Хотя издание размещается на блоговой платформе «Вордпресс» (Wordpress), оно зарегистрировано как СМИ. Ежемесячная посещаемость «Оджищиенца» в настоящее время составляет в среднем 63 240 просмотров41.

Онлайн-журнал «Эос» был основан в 1997 г. журналистом Умберто Пивателло. Издание выходит на базе издательства «Эос Эдитриче» (Heos Editrice), созданного в том же году в Вероне. Журнал поддерживается доходами от рекламы, а также подписки на PDF-версию издания (еженедельник распространяется посредством электронной почты) – эти услуги предлагаются на различных этапах посещения ресурса. Так, прочитать полные версии материалов можно только в PDF-формате – на самом сайте они представлены лишь частично. Кроме того, на сайте активно рекламируется и продукция «Эос Эдитриче». Обилие рекламы и «частное» происхождение издания отличает его от других рассмотренных нами журналов.

«Эос» отличается также довольно устаревшим дизайном и отсутствием таких привычных пользователю опций, как тэги и интерактивные функции (комментирование, рекомендации в социальных сетях и т.д.). Это, вероятно, объясняет низкую посещаемость «Эоса», по сравнению с другими онлайн-изданиями: сейчас она в среднем составляет 21 750 просмотров в месяц42.

В заключение приведем данные о посещаемости сайта журнала «Фокус» − самого читаемого научно-популярного издания в Италии. Она составляет 691 140 просмотров ежемесячно43. Прямое сопоставление этого показателя с посещаемостью «небольших» онлайн-изданий представляется не совсем корректным: слишком различны модели изданий и ресурсы, которыми они обладают, однако данные цифры помогают лучше понять место рассмотренных интернет-проектов в освещении науки в Сети. Их оценка приведена нами в заключении.

 

Выводы

Многие специализированные онлайн-издания определяют себя или трактуются в медиаклассификациях как вебзины. Данный формат родился на основе андерграундных, любительских изданий, обозначение которых с развитием Интернета распространилось на некоммерческие онлайн-издания в целом.

Опираясь на существующие определения в зарубежных источниках и собственный анализ сектора, мы выделили следующие признаки вебзинов: ориентация на сравнительно узкую аудиторию, интересующуюся той или иной тематикой; схожесть формата с журнальным; независимость от крупных издательских групп; некоммерческий характер.

 Первые вебзины появились в США в первой половине 1990-х гг. В Италии издания исключительно сетевого характера стали возникать в середине девяностых годов ХХ века. На этапе становления итальянской онлайн-журналистики важную роль сыграли издания научной тематики. Уже в 1996 г. появилось первое издание подобного типа – интернет-журнал «Галилео», а спустя два года в Италии насчитывалось 10 научно-популярных изданий. Таким образом, формат онлайн-журналов действительно является «долгожителем» в современной панораме веб-ресурсов, занимающихся освещением науки.

Во второй половине 2000-х гг. онлайн-издания продолжали расти, но значительно медленнее, чем в период становления интернет-журналистики. В настоящее время в Италии насчитывается от 67 до 81 вебзина, посвященных науке и близким к ней темам (проблемам здоровья, экологии и т.д.). Значительную часть этого массива составляют монотематические журналы. На фоне узкоспециализированных веб-журналов присутствует несколько значительных изданий, освещающих широкий спектр научных тем. Большинство из них появились в 1990-х – начале 2000-х гг. и за прошедшие годы стали признанными лидерами в этой сфере.

Издания имеют сравнительно небольшую аудиторию, однако они стремятся расширять ее, в отличие от традиционных вебзинов, которым свойственна ориентация на узкий круг пользователей. Об этом может свидетельствовать модернизация рассмотренных изданий (этой тенденции не следует лишь журнал «Эос»), использование социальных сетей и т.д. Впрочем, является ли это реальной попыткой расширить аудиторию или лишь стремлением придерживаться современных канонов интернет-среды, остается под вопросом.

Несмотря на происходящие изменения, нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о переходе изданий научной тематики в формат мини-порталов. Центральное место в них по-прежнему занимает регулярно пополняемый массив текстов и фотоматериалов, распределенный по тематическим рубрикам, которые формируют структуру сайтов. Однако все большее место на научно-популярных ресурсах занимает мультимедийное содержание и интерактивные функции. Примечательно, что последние внедряются не только с помощью современных форматов, например социальных сетей, но и посредством таких традиционных для научно-популярной сферы рубрик, как «Спроси ученого».

Как и на заре становления Интернета, онлайн-СМИ научной тематики сохраняют независимость от крупных издательских групп. В основном они учреждены немедийными и некоммерческими структурами. Активную роль играют образовательные и исследовательские организации, а также сами ученые – что в целом традиционно для популяризации науки в Италии. Многие из них в последние годы перешли на профессиональный уровень освещения науки, например, в рамках набирающих популярность магистерских программ специального образования в сфере научной коммуникации.

Обозначенная специфика онлайн-СМИ научной тематики порождает следующие сценарии их развития. С одной стороны, обособленность от крупных издательских групп и некоммерческий характер лишают эти площадки возможности масштабного продвижения и взаимодействия с широким кругом интернет-пользователей. С другой − для своей аудитории за прошедшие годы специализированные онлайн-СМИ стали своеобразным ориентиром и сформировали вокруг себя устойчивое сообщество любителей науки. Судя по опыту последних лет, издания продолжат ориентироваться на узкую аудиторию. За ее внимание также борются новые форматы – научные блоги, веб-ТВ, подкасты и т.д. Дальнейшая судьба изданий зависит от того, сумеют ли они найти баланс между своей уже устоявшейся моделью и новыми информационными вызовами.

 


  1. Об этом говорит, в частности, открытие в 2013 г. магистерских программ «Научная коммуникация и журналистика» и «Высшая школа научной журналистики» в МГУ имени М.В. Ломоносова и в МГИМО соответственно.
  2. См.: Гофман И.Ю. Типология итальянских еженедельников и некоторые особенности системы еженедельной печати // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1998. № 4; Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии. СПб, 1997; Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945–1990 гг. М., 1999; Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996. (Gofman I.Yu. Tipologiya ital'yanskikh ezhenedel'nikov i nekotorye osobennosti sistemy ezhenedel'noy pechati // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 1998. № 4; Sokolov V.S., Vinogradova S.M. Periodicheskaya pechat' Italii. Sankt-Peterburg, 1997; Urina N.V. Ital'yanskaya zhurnalistika v 1945–90 gg. Moskva, 1999; Urina N.V. Sredstva massovoy informatsii Italii. Moskva, 1996.)
  3. Europe Digital Future in Focus 2013. − URL: http://www.comscore.com/
  4. См.: Урина Н.В. Италия: «Blog Generation» как предмет дискуссии // К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2009. (Urina N.V. Italiya: «Blog Generation» kak predmet diskussii // K mobil'nomu obshchestvu: utopii i real'nost' / Pod red. Ya.N. Zasurskogo. Moskva, 2009.)
  5. http://www.galileonet.it; http://oggiscienza.wordpress.com; http://ulisse.sissa.it; http://heos.it
  6. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М., 2010. С. 341. (Internet-SMI: Teoriya i praktika: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Pod red. M.M. Lukinoy. Moskva, 2010. S. 341.)
  7. Коротков А.В., Карякина К.А. Интернет в системе информационных процессов: учеб. пособие для студентов. М., 2006. С. 46.. См. также: Давыдов И. Массмедиа Рунета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. Аналитический доклад. Часть II // СРЕDА. 2000. № 12. С. 31–35; Лукина М.М. СМИ в домене Ру: Хроника, цифры и типы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2001. № 6. С. 63–73. (Korotkov A.V., Karyakina K.A. Internet v sisteme informatsionnykh protsessov: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva, 2006. S. 46; Davydov I. Massmedia Runeta. Osnovnye tendentsii razvitiya i analiz tekushchey situatsii. Analiticheskiy doklad. Chast' II // SREDA. 2000. № 12. S. 31–35; Lukina M.M. SMI v domene Ru: Khronika, tsifry i tipy // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2001. № 6. S. 63–73.)
  8. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005. − URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm (Kalmykov A.A., Kokhanova L.A. Internet-zhurnalistika. Moskva, 2005. – URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm)
  9. http://www.corriere.it/scienze/; http://www.repubblica.it/scienze/; http://lastampa.it/scienza/tuttoscienze; http://scienza.panorama.it/
  10. http://www.ansa.it/scienza/; http://www.geoscienza.rai.it; http://www.rainews.it/dl/rainews/speciali/scienza-d3337878-2a0b-4451-afdb-91b543a23379.html?refresh_ce; http://www.raiscuola.rai.it/categorie/scienze/110/1/default.aspx;
    http://www.radio3.rai.it/dl/radio3/programmi/PublishingBlock-aaee447d-8a68-46e9-b13f-43525399e0d8.html?refresh_ce
  11. http://www.focus.it/; http://www.cairoeditore.it/Airone/;
     http://www.superquark.rai.it/dl/portali/site/page/Page-ad21ead1-3428-49d2-bd05-fc3ee659d609.html;
    http://www.la7.it/gaiascienza/
  12. http://www.blogo.it/news/scienze-salute/; http://www.ilpost.it/scienza/
  13. http://www.scienze.tv/cms/; http://www.space-itv.com/; http://medialab.sissa.it/scienzaEsperienza/radioSE/archivio; http://www.radioscienza.it/fisicast/
  14. http://www.radio24.ilsole24ore.com/programma/moebius/
  15. http://web.tiscalinet.it/ingcelsi/guideweb/rivistesci.htm; http://www.ipse.com/webzit/websci.html
  16. http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/webzine
  17. Grande Dizionario Hoepli Italiano, 2011. − URL: http://dizionari.repubblica.it/italiano.php
  18. Maistrello S. Quel che resta del giornale. Evoluzione e implicazioni dell’informazione giornalistica sul World Wide Web: tesi di laurea in Scienze Politiche / Università degli Studi di Trieste. Trieste, 1998. P. 193.
  19. Minol K., Spelsberg G., Schulte E. and Morris N. Portals, blogs and co.: the role of the Internet as a medium of science communication // Biotechnol. J. 2007. № 2. P. 1130.
  20. Макарова Е.Е. Популяризация науки и новые информационные технологии // Медиаскоп. 2011. № 4. – URL: http://mediascope.ru/node/966#3 (Makarova E. Populyarizatsiya nauki i novye informatsionnye tekhnologii // Mediaskop. 2011. № 4. URL: http://mediascope.ru/node/966#3)
  21. http://www.salon1999.com; http://www.slate.com; http://www.suck.com; http://www.feedmag.com
  22. Pratesi F. Breve storia del Giornalismo on line. – URL: http://www.ecn.org/hackerart/visionatotale.php?ID=6327&argomento=Giornalismo%20on%20line&autore=Pratesi%20Francesco
  23. http://www.trincoll.edu/zines/tj/
  24. http://www.affaritaliani.it, http://www.libero.it
  25. Назарова Д.В. Становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания: 1996–2007 гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2007. С. 50. (Nazarova D.V. Stanovlenie i razvitie ezhednevnoy ital'yanskoy gazety «Repubblika» kak mul'timediynogo izdaniya: 1996 – 2007 gg. : diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / MGU imeni M.V. Lomonosova. Moskva, 2007. S. 50.)
  26. Maistrello S. Op. cit. P. 193.
  27. http://www.galileonet.it/redazione
  28. Media italiani su Internet: nel 2000 una crescita non solo quantitativa. URL: http://www.ipse.com/osserva/osserva00.html
  29. Назарова Д.В. Указ. соч. С. 48. (Nazarova D.V. Ukaz. soch. S. 48.)
  30. Media italiani su Internet: nel 2000 una crescita non solo quantitativa. − URL: http://www.ipse.com/osserva/osserva00.html
  31. Media italiani su Internet: la crescita continua anche nel 2001. − URL: http://www.ipse.com/osserva/osserva01.html
  32. Media italiani su Internet: nel 2000 una crescita non solo quantitativa. − URL: http://www.ipse.com/osserva/osserva00.html
  33. Continua la crescita dei giornali online ma nell'ultimo biennio molti hanno chiuso. − URL: http://www.ipse.com/osserva/osserva03-4.html
  34. http://boiler.it
  35. Carrada G. Comunicare la scienza. Kit di sopravvivenza per ricercatori. Roma, 2005. P. 123.
  36. http://www.ipse.com/webzit/websci.html
  37. Там же. (Tam zhe.); http://www.freeonline.org/dir/c-117/Scienza
  38. Bucchi M., Saracino B. (a cura di). Annuario Scienza Tecnologia e Società 2014. Dieci anni della scienza in società. Bologna, 2014. Цит. по: http://www.scienzainrete.it/contenuto/articolo/giuseppe-nucera/scienza-e-gli-italiani-dieci-anni-di-rivelazioni/maggio-2014
  39. http://www.statshow.com
  40. http://ulisse.sissa.it/chi_siamo
  41. http://www.statshow.com
  42. Там же. (Tam zhe.)
  43. Там же. (Tam zhe.)