- Русский
- English
Chapter «Society» in All-Russian Periodical Press: Conception and Practical Analysis
Фролова Татьяна Ивановна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, t_frolova@bk.ru
Tatiana I. Frolova
PhD, Associate Professor at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, t_frolova@bk.ru
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга общероссийских газет, проводившегося в 2012−2014 гг. Объектом наблюдений стали публикации раздела «Общество» и тематически близкие им тексты в качественных и массовых изданиях. На основе ответов на вопросы, обусловленные структурой гуманитарной медийной повестки, составлена обобщающая оценочная характеристика каждого издания как представителя той или иной типологической группы и сформулированы наиболее значимые признаки, отражающие общее состояние социальной проблематики в них, тенденции развития. Обзор показал, что при наличии общих черт, ставших объектом критики, практика массмедиа достаточно разнообразна и содержит ряд обнадеживающих симптомов.
Ключевые слова: рынок печатных СМИ, качественные и массовые газеты, медиаконтент, тематические медийные повестки, гуманитарная повестка СМИ.
Abstract
The article provided the results of the monitoring of all Russian newspapers, which has been conducted in 2012−2014. The object of the research is the body of publications from the section «Society» and topically close to them texts in the quality newspapers and in the mass press. The generalized estimation characteristic for each edition as a representative of one or another typological group was compiled on the basis of the answers for questions which are determined by the structure of the humanitarian media order of the day. Also on this basis were formulated the most significant features, which are reflected the general condition of the social problems and tendencies of development. Review shows that practices of mass media have some general features, which has become the objects of the criticism, but it is still enough diversified and includes a row of encouraging symptoms.
Key words: market of the print media, quality and mass newspapers, media content, thematic media agendas, humanitarian agenda in the media.
Гуманитарные ценности и человеческое развитие как главный ресурс исторического прогресса, идея антропоцентризма в обществе будущего широко представлены в современных научных исследованиях1. Практика массмедиа также все чаще оценивается с позиций соответствия гуманитарным ценностям – как в общественных дискуссиях, так и в теоретических построениях. Противоречие между гуманитарной миссией, общественной справедливостью и процессами, вызванными коммерциализацией массмедиа и их «политейментом»2, создает условия для внимания к содержанию информационных потоков и оценке их с позиций соответствия миссии. Одним из начальных звеньев в процессе конструирования концептуальной гуманитарной повестки – тематического сегмента контента изданий, отражающего состояние социально-гуманитарной сферы общественной жизни, – является анализ текущей практики СМИ.
В данной статье отражены результаты мониторинга печатных СМИ, осуществленного в 2012–2014 гг. Опираясь на представления о структуре гуманитарной повестки (в качестве компонентов структуры рассматривались: инфоповоды, характер тематизации и персонализации, жанры и конкретные текстовые формы, тип авторства, позиции и другие элементы3), мы предприняли обзор разделов «Общество» (или аналогичных им по смыслу), используя метод традиционного качественного анализа. Статья ограничивается презентацией результатов анализа общероссийских СМИ. Обзор включал поиск ответов на следующие вопросы: есть ли в данном издании раздел «Общество» и какова система сопровождающих его рубрик? Каков объем присутствия социальной проблематики в общем контенте этого СМИ? Как часто такие тексты представлены на первой полосе в качестве главной темы номера? На полосе «Мнений»? Каковы особенности предъявления компонентов данной тематической повестки?
Роли и состоянию рынка печатных СМИ в современной исследовательской литературе уделено немалое внимание4. Несмотря на то что новый медиапорядок5 и складывающаяся национальная медиасистема предрекают традиционным печатным СМИ довольно проблемные перспективы, сегодня они по-прежнему занимают серьезные позиции и динамично развиваются: новейшие цифровые устройства не смогут в среднесрочной перспективе полностью заменить печатные издания.
Структура рынка печатных СМИ достаточно сложна6. В группе печатных СМИ (не будет преувеличением утверждать, что и в общенациональной медиасистеме в целом) особая роль принадлежит общероссийским газетам. Их роль уникальна, несмотря на то, что в национальном медиапотреблении они, как известно, занимают всего 2%. Важнейшая функция этих газет – быть универсальным средством коммуникации, «собирать» общество и выявлять наиболее значительные проблемы для социума в целом7. Роль газет исторически связана с их дислокацией в столице, с возможностью постоянного и оперативного взаимодействия с ньюсмейкерами и участием в производстве общенациональной повестки дня.
По мнению исследователей, в сложившихся условиях, когда понимание успешности издания упрощается и часто сводится к рейтингу в ущерб качеству контента, а абсолютному большинству изданий не удается соответствовать полному перечню типологозначимых признаков общенациональности, основным критерием «общероссийскости» следует считать значимость проблематики как для центра, так и для регионов, т.е. характеристики содержания8. Тематическая универсальность, заложенная в концепции этих изданий, создает предпосылки для сбалансированности контента, однако реальная практика не всегда соответствует ожиданиям. Сложившаяся ситуация не мешает тем не менее целому ряду изданий позиционировать себя общероссийскими. В этой группепредставлены качественные и качественно-массовые универсально-тематические ежедневные общеполитические газеты («Российская газета» («РГ»), «Известия», «Новые известия», «Независимая газета», «Новая газета»); массовые издания («Московский комсомолец» («МК»), «Аргументы и факты» («АиФ»), «Комсомольская правда» («КП»)) и издания, адресованные деловому сообществу – также универсально-тематические с акцентом на информацию делового характера («Коммерсантъ», «Ведомости»). В каждой из этих подгрупп социально-гуманитарная проблематика представлена неодинаковыми объемами и достаточно разнопланова по содержанию.
Качественные газетные издания
Для газет, именуемых качественными, характерны «только значимые факты и темы, только значимые персоны, только журналисты высокого профессионального уровня, только эксперты-специалисты»9, что предопределено информационными потребностями образованного слоя аудитории, на который рассчитана качественная пресса. Предполагается, что на этой площадке журналисты вместе с ответственными гражданами обсуждают наиболее важные вопросы общества и предлагают альтернативные пути их решения. При этом в научной литературе нередко можно столкнуться с утверждением, что в фокусе качественной прессы сосредоточены «две суперсферы – политика и экономика». Здесь усматривается явное противоречие: каким образом объяснить тот факт, что социальная сфера, первостепенная важность которой в осуществлении реформ не вызывает сомнений, оказалась вне фокуса? Дело, однако, не в теоретических построениях – практика также заставляет задуматься над этим вопросом.
Справедливость требует признать, что сегодняшняя ситуация все же значительно отличается от практики 1990-х гг., когда социальная проблематика либо замалчивалась и вытеснялась, либо была представлена сенсационно-драматическими формами. Проблемы человека и общества осознаны и признаны, но в немалой степени это признание на словах. Качественность, на наш взгляд, определяется не доминированием в повестке политико-экономических тематических приоритетов, а профессиональной компетентностью в отражении и оценке всех реалий, их полнотой, качеством предъявления и интерпретации общественных процессов, привлечением разнообразных экспертных ресурсов, владением коммуникативными техниками, соответствующими проблематике. Если же качественность ассоциируется с проблемно-тематической селективностью, то это скорее свидетельствует об обратном. Практическая суть проблемы, как мы считаем, состоит в том, что для репрезентации гуманитарно-социальных проблем многими журналистами и изданиями не найдены форматы, соответствующие стилистике качественных СМИ; они продолжают видеть социальную сферу исключительно в «одеждах», знакомых по практике коммерчески ориентированных изданий, в результате чего значительная часть реалий оказывается за пределами их внимания. Политизированность качественной прессы имеет ряд конкретных проявлений: это недостаточные объемы присутствия социальной проблематики; позиционность, подчас граничащая с тенденциозностью и подчиняющая широкие человеческие реалии интересам отдельных групп; избирательность персонификации; недостаток эффективных форм. Более детальную картину гуманитарных медиарепрезентаций дает обращение к практике отдельных изданий.
«Российская газета». По освещению социальной проблематики это издание занимает особое место среди качественных изданий: здесь она представлена достаточно объемно и разносторонне – 20–25%. В основном социальная проблематика сконцентрирована в разделе «Общество» (рубрики «Гуманитарного блока»: «Здоровье», «Наука», «Образование», «История», «Экология», а также «Социальные проблемы», «Семья», «Дети», «Религия», «О жизни», «Утраты»), а также в разделах «Власть» (рубрики «Граждане»: Общественный контроль, Права человека, Миграция, Демография и «Социальная сфера»: Пенсии и пособия, Помощь пострадавшим, Социальная защита), «Экономика» (рубрика «Работа»: Занятость, Зарплата, Охрана труда, МРОТ). Оценивая практику газеты, следует выделить активно посещаемый (более 10 млн посетителей ежемесячно, свыше 40 млн просмотров страниц10), интернет-портал «Российской газеты» с удобной навигацией, которая позволяет мониторить, помимо тематических рубрик, и профильные организации, и регионы. Так, пометкой «Новое» снабжены страницы, отведенные Министерству здравоохранения и Министерству науки и образования, а также Совету по правам человека, уполномоченным по правам ребенка и человека – это публикации, освещающие узкотематические сегменты социальной сферы, разделенные на новости, статьи и отдельные сюжеты; это персональные рубрики журналистов («Большая перемена с Ириной Ивойловой», «Социология с Екатериной Добрыниной»). Чаще, чем другие тематические направления, социальная проблематика представлена в качестве главного материала номера; на новостных общетематических полосах она также выступает на равных с другими повестками. «РГ – Неделя» (до 30–35% объема) еще внимательнее к проблемам людей, социальная проблематика здесь преобладает как в информационно-аналитическом, так и в потребительском ракурсах. Под социальной журналистикой «РГ» понимает проблемы различных социальных слоев – работоспособного населения, пенсионеров, учащихся, детей.
Представленный перечень позволяет высказать несколько суждений: во-первых, опыт «РГ» доказывает, что правительственная официальная газетасумела найти формы, которые позволяют ей, не вступая в конфронтацию с основной линией, представлять социальное бытие во всей сложности, не обходя острых углов; во-вторых, не менее важно то, что качественное издание способно создать средства и инструменты, репрезентирующие гуманитарную проблематику на достойном уровне; в-третьих, умение наладить диалог с читателем, возможность публиковать много полезной информации, использование многоканальных связей и т.д. показывает, что в принципе социальная миссия и прагматика взаимодействия с аудиторией не обязательно исключают друг друга. Стремление следовать заявленной миссии – консолидировать общество – проявлено в различных компонентах и структурах гуманитарной повестки «РГ»: полноте и сбалансированности содержательной структуры, выборе информационных поводов, жанровом разнообразии, характере персонализации, соотношении новостных, полезных и проблемных материалов (впрочем, доля последних, а также острота конфликтов могла бы быть и более выраженной). «РГ» сегодня – уважаемая газета, одна из тех, кто представляет социальную проблематику наиболее полно, динамично, современно, разнообразно и рассматривает ее как самостоятельную и значимую «суперсферу», не уступающую политике и экономике.
«Коммерсантъ». Качественное общеполитическое издание, адресованное политической и деловой элитам, уделяет освещению социальных проблем определенное внимание (6–8%), не соответствующее вместе с тем объективным потребностям самого делового сообщества. Раздел «Общество» по концептуальности, полноте и качеству анализа значительно уступает другим неспециальным (то есть не являющимися собственно деловой информацией) направлениям. Подбор текстов в нем нередко носит случайный характер. Социальная проблематика широкого плана имеет шанс заинтересовать издание в тех случаях, когда речь идет о крупных политических решениях, или о существенных расходах, или попадает в рубрику «Инциденты». Социальная сфера (а это и есть человеческое большинство) выглядит со страниц респектабельной газеты затратной, конфликтной, обременительной, неспособной к самоорганизации и принципиально нереформируемой.
Способствует ли такое освещение полномасштабному, соответствующему современным концепциям социальной ответственности бизнеса развитию? Едва ли. Вполне естественно, что для газеты, адресованной прежде всего деловому сообществу, социальная проблематика не является приоритетной. Но «Коммерсантъ» позиционирует себя как газета универсального типа, как общенациональное издание, к тому же она одна из тех, кто формирует качественные стандарты новой российской журналистики. Значит, ей следует заниматься постоянным мониторингом внешней среды бизнеса, включая сюда социальную сферу наряду с другими. Перспективы экономического развития, социальная стабильность, дружественность внешней среды, состояние трудовых ресурсов очень важны прежде всего для самого бизнеса. Пока следов такого подхода обнаружить не удается.
Впрочем, нельзя обойти вниманием такой успешный проект «Коммерсанта», как многолетняя и плодотворная деятельность в рамках Российского фонда помощи (www.rusfond.ru). Во многом благодаря этому проекту в деловом сообществе изменилось отношение к благотворительности; практика публикаций с обращениями о помощи распространилась на большинство периодических изданий. По нашим данным, «Коммерсантъ» публикует до половины всех сообщений федеральных СМИ о работе благотворительных фондов11. И все же реалии и гуманитарные потребности аудитории значительно разнообразнее, чем это, безусловно, успешное направление в деятельности влиятельного издания.
«Известия». Опыт «Известий», переживших ребрендинг в 2011 г., в освещении гуманитарных реалий демонстрирует еще одну тенденцию, в разной степени характерную для всех качественных изданий, но здесь проявившуюся со всей определенностью: речь идет о диффузии социальной проблематики. Раздел «Общество» концентрирует сообщения о чрезвычайных происшествиях и событиях вокруг них; есть спецпроекты, «Здоровье» и «Образование»; немного информации помещается в разделах «Вся Москва», «Армия», «Наука»; иногда, нечасто, социальные темы появляются на полосе «Мнений» – итого в среднем 15–17%.
По данным редакции12, концепция отдела «Общество» звучит следующим образом: «Повседневная жизнь россиян глазами журналистов. Проблемы, события, которые волнуют наше общество». Однако в соответствующем разделе о проблемах повседневной жизни россиян говорится крайне мало, подавляющее большинство текстов – это новости о чрезвычайных происшествиях, произошедших в России: громких убийствах, авариях, судах, расследованиях и т.д. Героями публикаций становятся либо преступники и убийцы, либо высокие чиновники и крупные бизнесмены и олигархи. В этом разделе практически нет материалов, которые бы повествовали о жизни обычных людей. При этом публикации данного раздела имеют высокую цитируемость, он является вторым по популярности после отдела «Политика» в соответствии с внутренним рейтингом газеты, который рассчитывается по данным, предоставляемым автоматической системой мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия»13. Большинство текстов имеют положительную модальность. Это происходит в том числе из-за того, что журналистам нужны эксклюзивные новости, а следовательно, источники информации – чиновники. Получается замкнутый круг: о чиновниках надо писать хорошо и «не обижать», чтобы затем получать у них новую эксклюзивную информацию. Из актуальных проблем внимание уделяется только «скандальным» проблемам: коррупции в госорганах, миграции, распространению наркомании. Социальная сфера оказывается обременительной и затратной не только для государства, но и для издателя газеты. Тексты, освещающие положение дел в социальной сфере, на практике плохо (по сравнению с «ЧС») читаются и мало цитируются конкурирующими изданиями, поэтому в рамках концепции издания писать о них издателю невыгодно.
Подобный подход – распыление и событийная избирательность – не только не создает целостного представления о сфере социального, но и способствует деконцептуализации важнейшего тематического направления. Такая информационная стратегия свидетельствует о недооценке роли социального в общественном развитии, его второстепенности в концепции издания. Это особенно прискорбно, если принять во внимание традиции «Известий» – и очерковую школу советского периода, и практику постсоветской эпохи, когда социальной тематике отводилось достойное место, и сложившуюся сильную группу репортажа, и то, что «Мнения и комментарии» вместе с читательскими письмами привлекали внимание прежде всего постановкой острых социальных проблем, а тематические полосы о здоровье и образовании были лидерами этих направлений во всей российской периодике.
Обобщая, можно сказать следующее: выход за пределы раздела «Общество» – в качестве «темы номера», на новостных разворотах, в дополнительных рубриках и спецпроектах – приветствуется в том случае, если в издании есть самостоятельный, концептуально продуманный и выстроенный тематический раздел, посвященный проблемам людей. Такие выносы лишь поднимают статус данной проблематики, акцентируют те или иные ее стороны, актуальные для текущего момента. В практике сегодняшних «Известий» тактика иная – не поднять, а, напротив, снизить значимость социального его раздроблением и произвольностью отбора фактов.
«Новая газета».Традиционный раздел «Общество» именуется в «Новой газете» «Жизнь людей» и вместе с материалами на темы общества и человека в других рубриках составляет весомую часть ее содержания – 20–30% и более.Ее приоритетное внимание к гуманитарной проблематике достойно внимания. Практика этой газеты уникальна: не только собственно социальные темы, но нередко и многие другие рассматриваются здесь в человековедческом ракурсе, с позиций соответствия общественных явлений гуманистическим идеалам. Правозащитная проблематика для нее – не просто тематическая доминанта, но принципиальная профессиональная и гражданская позиция. Высокий профессиональный уровень газеты, гражданское мужество ее сотрудников, масштабность, глубина, беспрецедентность всего, что относится к правам личности и социальным проблемам в освещении «Новой газеты», – отличительные свойства издания. Очень часто такие материалы становятся темой номера и выносятся на первую полосу.
Еще в самом начале своей деятельности издание позиционировало себя как газета о людях и для людей. Героями публикаций могли стать учитель, врач, инженер. Концепция газеты предполагает: чтобы заинтересовать читателя, не нужно никаких аномалий и отклонений от нормы – драмы происходят и в обычных российских семьях, но в «Новой газете» достаточно часто появляются человеческие истории и другие объемные тексты, информационным поводом для которых становятся чрезвычайные обстоятельства, в которых оказались люди. Однако, что важно, авторы этих публикаций, в отличие от авторов массовых изданий, стремятся не только уделять внимание проблемам отдельных людей, но и выявлять тенденции и влиять на них: способствовать диалогу, оказывать давление на властные структуры, воздействовать на изменения в масштабах города, области и страны. Журналисты «Новой газеты» проводят серьезные исследования, касающиеся социальных реформ, причин терактов, поддержки социально незащищенных людей.
Коллективом газеты найдены многочисленные методы и способы возвысить человеческое и социальное бытие как предмет журналистики, порой реабилитировать социальный статус журналиста. Методы познания и способы предъявления гуманитарных реалий в «Новой газете» также оригинальны: это различные виды репортажей (событийные, проблемные, социальные – в последних акцент делается на описание жизни и характеров людей, изучение социальных типов), социальные расследования, «портрет явления», открытые письма.
Вместе с тем приходится признать, что в некоторых ситуациях политическая оппозиционность издания предрешает ее оценки и суждения и создает угрозу объективности. Стратегия негативизма, некие базовые установки нередко приводят к тому, что акцент переносится на критику политической системы и ее представителей. Всякая человеческая история – это повод для демонстрации политической позиции, что не всегда уместно. Ярко выраженная оппозиционность газеты создает условия для сомнений в истинности ее гуманистической миссии, поддерживаемой коммуникационными стратегиями. Едва ли такое противоречие полезно для развития того ценного опыта, который, несомненно, составляет сильную сторону этого издания.
«Ведомости». Практика этого издания – эталона качественности, как считается в профессиональных кругах, – в каком-то смысле символична: здесь нет раздела «Общество». Если во всех качественных изданиях, за редкими исключениями, социальная проблематика присутствует, но уступает по качеству и объему главным тематическим повесткам, то здесь она в качестве самостоятельной не представлена вообще – и этот факт выражает главную на сегодня проблему гуманитарной повестки: необходимость признания ее равенства и, возможно, даже приоритета с учетом ее объективной значимости для российского общества – такое признание фактически еще не состоялось. Изредка материалы социальной проблематики встречаются в новостном разделе «Главное». Однако в одном из важных для газеты разделов «Мнения» такие тексты не редкость: авторы газеты не прочь порассуждать о бедности, социальной пропасти в обществе и многом другом, понимая взаимосвязь общественных процессов, целостность реальной повседневности. При этом редакция не считает нужным и правильным заняться непосредственными репрезентациями этой сферы. В уважаемой газете деловая проблематика связана с политикой, с законодательными решениями, но не со сферой человеческих трудовых ресурсов, их воспроизводством и качеством. Налицо труднообъяснимое противоречие, которое газете, несомненно, следует преодолевать.
Массовые газеты
Иной информационный ландшафт можно наблюдать в так называемых массовых изданиях. Как правило, они не удостаиваются серьезного анализа в научных исследованиях, отношение к ним критическое, подчас пренебрежительное. Часть из них – «желтая» пресса, весьма превратно трактующая человеческий интерес и гуманитарные ценности. Действительно, популярные издания с большими тиражами ориентированы на массового, усредненного читателя, их стилистика нередко строится на упрощениях, редуцировании сложных проблем, повышенном внимании к скандалам, перенасыщенности практическими советами, развлекательной информации невысокого качества. Функционально массовые издания ориентированы на привлечение максимально широкой аудитории и, таким образом, на коммерческий успех. «В интерпретации массовых газет мир обывателя вполне удобен, понятен, не отягощен социальными и политическими коллизиями, непротиворечив, а события, как правило, быстротечны»14, – приговор исследователей достаточно суров.
Однако, если оценивать массовые газеты с позиций отражения в них социогуманитарной проблематики, оказывается, что односторонне негативные оценки не соответствуют их реальной практике. Это становится особенно очевидно при учете состояния репрезентаций социальной сферы в качественных изданиях, где – при всем содержательном разнообразии и неодинаковости подходов – социальная сфера все же уступает и по объему, и по значимости, и по качеству исполнения – другим тематическим повесткам. Пресса влияния до сих пор не считает гуманитарные реалии надежным и весомым инструментом влияния. Массовая пресса делает ставку на привлечение широкой аудитории; разнообразный «человеческий интерес» составляет основу или весомую часть его контента. Раздел «Общество» представлен в этих газетах множеством рубрик; не всегда в печатных версиях он оформлен как самостоятельный раздел, но в интернет-версиях, где потребность в структурировании контента выше, такой раздел всегда наличествует и дифференцирует реалии социальной сферы множеством подразделов. Не будет лишним также отметить, что в текстах других тематических направлений нередко прочитывается гуманитарный подтекст; политико-экономические, культурные и иные реалии, представленные в этих изданиях, имеют тенденцию к «очеловечиванию». Имеются в гуманитарной повестке массовых газет и другие особенности, которые уместно рассмотреть на примере конкретных изданий.
«Московский комсомолец». Нередко издание считают символом массовых СМИ, однако его типологическая характеристика не так однозначна и, как минимум, спорна. Может быть, в этом и кроется секрет его популярности, состоящей в умении в течение многих лет сочетать несочетаемое.
Первое, что буквально бросается в глаза, – богатство жизненных проявлений, незнакомое качественным изданиям; присутствие социальной проблематики достигает 30–35% от всего объема. Репортеры газеты оперативно откликаются на все более или менее значительное, что происходит в обычной повседневной жизни, не оставляя без внимания и действия ветвей власти, и функционирование социальной инфраструктуры. Тщательно отслеживаются все решения властей, важные для разных групп аудитории, – к этой задаче «МК» подходит со всей возможной тщательностью. По части обращения к различным информационным поводам газета – безоговорочный лидер. Первополосные тексты – это почти всегда динамика социальной жизни. Гораздо чаще, чем в других изданиях, события повседневности становятся темой номера. В «МК» огромное число рубрик и разделов по всем социальным направлениям, для самых различных возрастных, профессиональных и прочих специальных групп читателей: «Анатомия жизни», «Семь я», «Ты и я», Alma mater, «Родительское собрание», «Здоровье» и др. Экономика повседневности также тщательно отслеживается в специальных рубриках: «Кошелек», «Личные деньги» – и не сводится исключительно к бытовым советам; газета пытается пояснить, используя экспертный ресурс, сложные явления рядовому читателю. Можно сказать, что «МК» − пусть и в характерном для себя формате − поднимает статус повседневности (приглашение уважаемых экспертов, качественная эссеистика на социальные темы не редкость для газеты).
Сохраняют свое место разнообразные жанры и творческие формы: и очерк, и репортаж, и расследование, и интервью, и классическая корреспонденция; при этом значительная часть текстов в своей основе имеет реальную жизненную ситуацию. Это позволяет почувствовать естественный ход событий, обратиться к конкретным проблемам конкретных людей. Ситуативный подход интересен еще и тем, что реальная ситуация дает возможность видеть многие проблемы комплексно, рассмотреть типичные ситуации, просчитать алгоритм их решений, распространить информацию о позитивном опыте. Наконец, в них действуют живые лица, а не процессы и тенденции. Эмоциональное взаимодействие газеты с аудиторией, читателей друг с другом через воссоздание фрагментов реальной жизни очень важно для поддержания социальной стабильности. Масса разнообразных ситуаций не рождает фрагментарности, но создает впечатление естественной полноты жизни. Газета не боится «сложных» тем. Едва ли кто-то может соперничать с «МК» в поиске новых тем, сюжетов, судеб. Это одна из немногих газет, которая позволяет себе обращаться к объемным полосным текстам. В области правозащиты газета также последовательна и принципиальна. Неутомим «Московский комсомолец» и в поиске свежих форматов. Если бы не массовые издания, многие пласты реальной жизни остались бы вообще за пределами публичного поля. Эти и другие особенности, как правило, остаются без внимания серьезных исследователей. Их привлекают процессы коммерциализации, в контексте которых и оценивается их деятельность – зачастую односторонне негативно.
Впрочем, не стоит обходить стороной и этот аспект деятельности газеты: стремясь к яркости, броскости, стараясь завладеть вниманием как можно большего числа читателей, газета постоянно балансирует на грани, отделяющей живое и естественное от скандала, сенсации, «наживки». «МК» всегда за человека, но каких принципиальных позиций он придерживается в интерпретациях, каковы его ценностные ориентиры в основных социальных проблемах, ясно далеко не всегда. «Хорошо – плохо», «да – нет» – не в частных случаях, а в оценке трендов – этот аспект для «МК» может быть зыбким, невнятным. Заголовки-провокации, субъективизм в оценках, непроверенные факты, преобладание картинки над смыслом, этические просчеты, фирменный стиль и многое другое существенно снижают значимость и эффективность того, что хорошо ощущает «МК», – быть ближе к реальной жизни своей аудитории, не уходить от «сложных тем» и нравственных коллизий, видеть в частных проявлениях, в обыденности и повседневности ее социальный смысл. Отдельные выступления газеты – увы, это происходит нередко – вызывают досаду от того, что смысл явления от читателя ускользает по причине «богатой фактуры», неумеренно выставленной напоказ там, где требуется движение к пониманию сути. В «МК» также налицо противоречие – между осознаваемой миссией и следованием стратегиям, диктуемым логикой коммерциализации. В какой мере удается лавировать между ними, каждое из массовых изданий решает самостоятельно и, в сущности, определяет тем самым свое творческое лицо.
В то же время вопрос о том, какая цель объективно преобладает в информационных стратегиях массовых газет – коммерческая или общественная – не так однозначен, как принято считать. Заметим, к примеру, что обильно представленные в массовой журналистике проявления социальных девиаций вызывают гневные отповеди медиакритиков, как правило, отказывающих им в праве попадания в поле зрения СМИ. «Дикие» истории интерпретируются ими исключительно как средство повышения тиражей и рейтингов15. Как следствие, такие истории действительно остаются достоянием «желтой» прессы и телевизионных праймов, не подвергаясь серьезной общественной экспертизе. Нежелание «пачкать руки», ошибочная уверенность в том, что для подобных реалий не могут быть найдены адекватные стандартам качественных СМИ форматы, уводит в информационное подполье огромные жизненные пласты и консервирует их в далеком от современности состоянии. Между смыслом и явлением − и в массовой, и в качественной прессе (в разных формах и по разным причинам) − определенно существует вакуумное пространство, которое может быть заполнено материалом, свидетельствующим о движении и общества, и журналистики по пути понимания значимости и необходимости развернутой гуманитарной повестки.
Картины повседневной жизни, развернутые в «МК», «КП» и «АиФ», ориентированы на широкую аудиторию и по сути являются коммерческим инструментом для их владельцев – за что и снискали скептические оценки в разнообразных научных обзорах (подчеркнем: предметом глубокого анализа они до сих пор не стали). Однако это только одна сторона явления, называемого «массовой журналистикой». Важно обратить внимание на то, что подобная информация отсутствует в других изданиях. Массовые издания ценны детализированными описаниями «микромиров повседневности»16: житейскими историями, судебными очерками, социальными расследованиями, специальными репортажами, хроникой происшествий и т.д. – ценны и для своей целевой аудитории, ощущающей причастность к социуму хотя бы таким образом, и для общества в целом как источник уникальной информации, сигнализирующей о состоянии общественного большинства. Такая информация является ценным материалом для социологов, психологов, антропологов, которые нередко используют этот информационный ресурс в солидных научных исследованиях.
Следовательно, констатация особенностей массовой прессы не может вызывать исключительно негативные оценки – подобная информация, безусловно, нужна аудитории. Однако обыденность (будничность, прозаичность), в которой скрыта глубокая социальность, не остающаяся вне осмысления в научном и художественном контекстах, требует того же и от актуальных текстов СМИ – тогда и возможно рождение «оперативного знания о действительности»17. Проблема в том, что концепции изданий, транслирующие такую информацию, не предполагают качественного осмысления, а те, которые могли бы это сделать, не располагают достаточным эмпирическим материалом, ведущим к необходимости выводов и обобщений. Мы снова возвращаемся к проблеме смыслового вакуума в освещении гуманитарной проблематики, которая всплывает всякий раз, когда анализ текущей практики СМИ приводит к необходимости сделать выводы.
«Жизнь», «Твой день». Таблоиды – относительно новое явление в российской медиасистеме. Как и массовые издания, они мало изучены, но считается, что они «предельно полно отвечают эталонам таблоида… примитивизации смысла, усиленной преобладанием невербального текста»18. Предельная упрощенность и ориентация исключительно на развлечение выхолащивает даже то содержание, которое представлено на их страницах – новости из жизни звезд шоу-бизнеса и социальные девиации. В отличие от массовых изданий, представляя повседневность, они не показывают ее как целостный социокультурный жизненный мир, как самоочевидное условие жизни человека. Полноты ощущения жизненной картины − чем сильна массовая пресса − не возникает, и задач, которые она реализует, таблоиды также не решают. У них остается только одна функция – коммерческая, и этим все сказано.
Итак, если подвести итог обзора газетной периодики, то надо признать, что она прочно удерживает свое место на медиарынке. В содержании газет находят выражение различные тематические повестки, соотношение между которыми не одинаково и определяется различными внешними и внутренними факторами. Объем и качество гуманитарных повесток, представленные в настоящем обзоре, в целом достаточно проблемны: сравнивая качественные и массовые издания с позиций полноты реализации гуманитарной повестки, приходится признать, что ни одна, ни другая группа в целом не являются достаточно эффективными. Качественная пресса, осознавая «тренды» и «вызовы», не выработала достаточных средств, соответствующих форматам изданий, чтобы обеспечивать полноту и выразительность картины социального бытия. Она все еще не считает гуманитарную проблематику равной среди равных. Массовая пресса более динамична и полнокровна в области поиска и предъявления реалий, но часто не может этим грамотно распорядиться и не дает качественного анализа. Жизненные миры социальных групп, отраженные в этих моделях, в основной своей части не пересекаются. Не только в обществе, но и в СМИ мы наблюдаем сегментацию и поляризацию, препятствующую общенациональной идентичности.
В этом контексте интересны результаты, представленные в диссертации А.А. Гладковой. Исследовав прессу Нидерландов за 100 лет, автор установила, что в период социального размежевания (система «четырех колонн», 1900–1970 гг.) газеты были автономными и закрытыми, концентрировались на событиях внутри своих групп, были сильно политизированы. После распада системы (1980–2000 гг.) общество гомогенизировалось, а пресса деполитизировалась, перестав быть политически аффилированной и став «изданиями для всех», ориентируясь на общие гуманитарные ценности и консенсусную демократию. В газетах повысился интерес к человеку и его индивидуальным качествам, а не политическим пристрастиям. Это весьма поучительный для сегментированного и политизированного российского общества опыт19.
В то же время нельзя не видеть, что в общероссийских газетах идет движение в этом направлении, заметен интенсивный поиск содержательных и жанровых основ, которые бы подняли статус гуманитарной повестки, уравняли бы ее в правах и качестве с другими тематическими повестками (именуемыми «hard content»). Такой опыт в российских газетах уже есть; серьезным симптомом движения является и то, что типологически качественные и массовые газеты сближаются. Если в качестве платформы такого сближения утвердится адекватный общественной потребности уровень внимания к гуманитарным реалиям, то это повысит жизненные перспективы сегодняшних газет.