Languages

You are here

Система печатных СМИ в Греции в условиях экономического кризиса

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The System of Print Media in Greece in Conditions of Economic Crisis

 

Вамвака Параскеви
аспирантка кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, vamparaskevi@gmail.com

Vamvaka Paraskevi
PhD student at the chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, vamparaskevi@gmail.com

 

Аннотация

В статье исследуются важнейшие типологические характеристики наиболее авторитетных печатных изданий Греции. Автор рассматривает экономический кризис как многогранное явление, изучает его влияние на медиарынок Греции, исследует такие его аспекты, как «кризис качества», «кризис читательского доверия» и «кризис нравственности».

Ключевые слова: система печатных СМИ Греции, экономический кризис, «кризис качества», «кризис читательского доверия», «кризис нравственности».

 

Abstract

The article describes the most important characteristics of Greek print media. Special attention is paid to the impact of economic crisis on the media market in Greece. Author examines such aspects as "crisis of quality", "crisis of reader’s confidence" and "crisis of morality".

Key words: system of Greek print media, economic crisis, "crisis of quality", "crisis of reader’s confidence", "crisis of morality".

 

Система печатных СМИ Греции обладает рядом национальных особенностей. В частности, греческие газеты и журналы отличаются политической ангажированностью. Как правило, на содержание материалов оказывают большое влияние политические взгляды издателя. Среди греческих газет и журналов есть консервативные, поддерживающие партию «Новая демократия»1, и социалистические, в материалах которых отражается позиция партии ПАСОК2. Национальные ежедневные газеты Греции можно условно разделить на две основные группы: издания левого направления − «Та Неа» («Новости» −Τα Νέα)3, «Элефтеротипия» («Свободная пресса» − Ελευθεροτυπία)4, «Этнос» («Народ» − Έθνος)5; пресса правого (неконсервативного) направления − «Катимерини» («Ежедневная» − Καθημερινή)6, «Элефтерос Типос» («Свободная печать» − Ελεύθερος Τύπος)7.

Однако следует отметить, что при этом большинство греческих изданий не позиционируют себя как партийные, не афишируют свою политическую направленность, стремятся к объективному освещению важнейших событий и явлений общественной жизни.

 

Периодизация истории печати Греции

История печати Греции, как и любой другой страны, включает несколько этапов развития. Первый – период зарождения так называемых «персональных газет» − начинается с издания в Вене первой греческой газеты после освобождения Греции от турецкого ига в 1790 г.8 Для второго периода (80-е гг. XIX в. – начало Второй мировой войны) было характерно появление общенациональных газет. Третий (1941– 1944 гг.) можно назвать периодом Сопротивления: в годы нацистской оккупации греческие СМИ вели масштабную подпольную деятельность. Четвертый – годы гражданской войны и реакции (1944−1974 гг.). Пятый – начало формирования современной системы греческих СМИ в условиях становления демократии (1974−1981 гг.). В шестой и наиболее длительный период (он охватывает 28 лет, 1981–2009 гг.) происходит окончание формирования современной системы греческой печати в условиях дальнейшего развития демократии. С 2009 г. по настоящее время продолжается период существования греческих печатных СМИ в условиях экономического кризиса.

 

Типологические особенности газетно-журнальной периодики Греции

Пресса в Греции исторически тяготеет к западной модели развития, но тем не менее обладает ярким национальным своеобразием, которое раскрывается в важнейших типологических характеристиках изданий.

По периодичности греческие газеты делятся на две группы: ежедневные газеты («Элефтерос Типос», «Катимерини»); воскресные («То вима тис Кирьякис» − «Воскресная трибуна» − Το Βήμα της Κυριακής), «Кирьякатики Элефтеротипия» («Воскресная свободная пресса» − Κυριακάτικη Ελευθεροτυπία). Ежедневные издания, в свою очередь, делятся на утренние и вечерние.

В Греции выходит 22 воскресные общенациональные газеты. Они очень популярны. До начала экономического кризиса большинство общегреческих ежедневных газет имели свои воскресные версии, и у них была хорошая репутация, благодаря высокому качеству аналитических публикаций. Этим были обусловлены их высокие тиражи: «Этнос тис Кириакис» («Народ Воскресения» − Έθνος της Κυριακής) – 90 тыс. экз., «То Вима тис Кирякис» – 81 тыс. экз. За последние четыре года некоторые ежедневные газеты стали выходить только по выходным дням, например газета «То Вима» («Трибуна» −Το Βήμα. – тираж 95,6 тыс. экз.), которая выходит только по субботам и воскресеньям. Самые популярные воскресные общегреческие газеты − «Прото Тема» («Первая тема» − Πρώτο Θέμα)9 с тиражом 125 тыс. экз. и «Реал Ньюс» (Real News)10 − 92 тыс. экз.

По ареалу распространения издания есть региональные газеты. Региональные газеты выходят под одной «шапкой» и имеют внутренне другую наполненность номера – так называемые местные части. 90% греческого газетного рынка – региональные издания (в Греции их обозначают общим термином «провинциальные»). Во всех важных регионах Греции (Македония, Пелопоннес, Кикладес, Фракия и т.д.) издается от четырех до семи ежедневных газет. В десятку крупнейших по тиражу ежедневных региональных газет входит утренняя газета «Агелиофорос» («Посланник» − Αγγελιοφόρος)11. Газета издается в Салониках и распрострается в Северной Греции. Ее тираж составляет 6,5 тыс. экз.

Стоит отметить, что в Греции главную роль в формировании общественного мнения играет афинская ежедневная пресса, которая одновременно является национальной. Это объясняется особенностями исторического развития страны, при котором столица превратилась в некое «государство в государстве»12. В Афинах выходит 23 ежедневные газеты. Их общий разовый тираж составляет 247 тыс. экз.13 Среди качественно-массовых газет первое место по тиражу занимает «Та Неа» (13 тыс. экз), на втором месте «Элефтерос Типос» (5,6 тыс. экз.), на третьем – «Этнос» (5 тыс.экз)14. Большинство столичных газет распространяется во всех регионах Греции.

Еще один важнейший типоформирующий признак − аудитория, на которую рассчитано издание. В этом случае пресса подразделяется на качественную, качественно-массовую (смешанную) и бульварную. В Греции наиболее распространены типы качественной и массовой прессы. Однако каждая из газет имеет свой индивидуальный облик.

Как в качественных, так и в массовых изданиях основу номера составляет политическая тематика. Предпочтение отдается, как правило, событиям и вопросам внутриполитической жизни. Большинство крупных газет и журналов имеют собственных корреспондентов и авторов за рубежом, но освещение событий международной жизни осуществляется в основном с помощью западных информационных источников. Политизированность греческой печати объясняет тот факт, что ведущая роль в ее системе, как и в системе всех средств массовых информации Греции, принадлежит газетам. Большинство коммерческих журналов не влияют на общественно-политическую жизнь страны. Исключением, пожалуй, являются общественно-политические журналы «Эпикера» («Актуальные» – Επίκαιρα) и «Хот Дог» (Hot Dog), которые имеют хорошую репутацию благодаря качеству аналитических материалов.

Важную роль играет принадлежность печатного издания к той или иной информационной группе или издательскому концерну. Этот критерий считается важным, так как от позиции группы / концерна в определенной степени зависит политическая ориентация издания. Никто в Греции не спутает газеты «Элефтеротипия» и «Катимерини». «Элефтеротипия» придерживается социал-демократической концепции, «Катимерини» позиционирует себя как орган правоцентристской ориентации, который оказывает значительное влияние на свою либеральную аудиторию.

 

Система распространения печати в Греции

В 1873 г. вышла первая ежедневная газета − «Эфимерис» («Газета» − Εφημερίς)15. Ее появление было связано с потребностью читателей в ежедневном чтении информационных материалов. Последовавший рост населения и экономическое развитие Афин привели к созданию целостной системы распространения и продажи газет. В 1875 г. греческий издатель Шумейкер Спирос приступил к созданию первого агентства по распространению центральных газет16. Появление агентства способствовало увеличению продаж газет. Постепенно распространение и продажа газет вышли за границы Афин. В 1912 г. Шумейкер Спирос основал второе агентство по распространению прессы, под названием «Компания греческой прессы» (Εταιρεία Ελληνικού Τύπου).

В 1914 г. греческое правительство разрешило получение лицензий на работу киосков, которые располагались вблизи газетных издательств. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., было создано новое агентство по распространению печати − «Агентство афинской газеты» (Πρακτορείο Εφημερίδων Αθηναϊκού Τύπου). В 1952 г. было создано «Центральное агентство газет и журналов» (Κεντρικό Πρακτορείο Εφημερίδων και Περιοδικών). Оба эти агентства осуществляли доставку прессы до середины 1990-х гг., когда стало ясно, что требуется модернизация поставок греческой печати.

Следует отметить, что 1945 г. знаменует новую эру в развитии доставки газет. Благодаря расширению автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского транспорта была организована сеть агентств в регионах, и таким образом постепенно была охвачена вся территория страны. Небольшие агентства по распространению прессы были созданы в 219 городах и поселках Греции.

В стремлении справиться с растущими потребностями в транспортировке прессы, задержками в движении, задействовать неиспользуемые развивающиеся рынки, издатели пришли к выводу, что существует необходимость в разработке грамотной стратегии по развитию сетей и точек продаж. Именно поэтому в конце 1990-х гг. были созданы две новые компании: «Аргос» (Argos) и «Европи» (Europi)

«Аргос»17 была основана в 1998 г. с целью брокерского распространения газет и журналов. В настоящее время фирма является крупнейшим дистрибьютером печати в Греции. В составе акционеров компании – ряд авторитетных греческих издателей. Сегодня компания использует формулу распространения газет и журналов по всей территории Греции через дилеров: их насчитывается 50 в регионах и 60 – в Афинах − Пирей – Салониках; они обслуживают 9 тыс. торговых точек. По данным компании «Аргос», в 2012 г. обработано 1,1 тыс. наименований газет и журналов, полученных от 210 издателей.

Компания «Европи»18 основана в апреле 1999 г. акционерами крупных греческих издательских домов, и, получив разрешение Министерства печати и массовой информации, она начала работу 13 декабря 1999 г. В Совет директоров входят 11 издательских компаний. Дистрибьюторская сеть включает в себя центральную организацию, распределительные центры в Афинах – Пирей, 70 филиалов в Греции и около 10 за рубежом, что является немаловажным фактором, т.к. большое количество греческих читателей долгие годы живут за рубежом.

 

Крупнейшие газетные концерны

Уже давно на газетном рынке Греции лидирует «Журналистская организация Ламбракиса AO» (Δημοσιογραφικός Οργανισμός Λαμπράκη Α.Ε.)19. Вместе с дочерними компаниями она издает политическую газету «То Вима тис Кирьякис», а также онлайн-версию газеты «То Вима» и журналы, освещающие широкий круг тем и рассчитанные на большую читательскую аудиторию.

ИГ «Ламбракиса» успешно осваивает информационное пространство страны. Ее дочерняя компания, «ДОЛ ДИЖДИТАЛ АО» (DOL DIGITAL AE), владеет самым большим греческим интернет-порталом − www.in.gr, а также консолидированным капиталом радиостанции FM «Вима» (Βήμα) и крупной компании «ИРИС ПРИНТИНГС АО» (IRIS PRINTINGS SA), имеющей вертикально интегрированный промышленный блок печати и охватывающей весь спектр полиграфических услуг – от изготовления торговой бумаги до упаковки. Еще одна дочерняя компания, «СТУДИО АТА АО» (STUDIO ATA AE), участвует в производстве телевизионных программ станции «МЕГА-канал» (MEGA) и является акционером сети распространения прессы «Аргос».

Издательская группа «СКАЙ» (SKAI)20 является одной из крупнейших греческих медиагрупп. В нее входят три радиостанции: «Скай 100,3» (Skai 100,3), «96,3 РЭД» (96,3 RED), «99,2 и мелодии» (99,2 Μελωδία), а также информационный портал www.skai.gr, портал «СКАЙ ШОП» (SKAI SHOP) и книжное издательство «СКАЙ БИБЛИО» (Σκάϊ Βιβλίο). Акционером радиостанции «Скай 100,3» является медиагруппа «Алафузу» (Αλαφούζου)21, издающая газету «Катимерини».

 

Рекламный рынок Греции в условиях экономического кризиса

Степень независимости того или иного СМИ определяется долей доходов, получаемых ими от рекламы, а также от государственных и частных субсидий. Поскольку страна с 2009 г. переживает экономический кризис, рынок рекламодателей заметно сокращается. Критическая ситуация на рынке рекламы сохраняется до сих пор. Так, в 2012 г. на 28,41% сократился приток рекламы в печатные СМИ22. Соответственно уменьшились и расходы рекламодателей.

Согласно данным службы «Медиа Сервис» (Media Service), в настоящее время доходы греческих массмедиа от рекламы составляют 1,1 млрд евро против 1,6 млрд в 2011 г. Наибольшее снижение рекламных поступлений характерно для журналов (на 39,4% меньше, чем в 2011 г.). Крупные финансовые потери понесли и газеты (на 29,9% меньше, чем в 2011 г.)23.

Негативные финансовые результаты за последние годы привели к тому, что коэффициенты платежеспособности упали, а выдаваемые кредиты увеличились, что привело к резкому ухудшению финансового положения медиакомпаний. Эти два аспекта особенно важны, поскольку они используются аналитиками и кредитными агентствами для оценки долгосрочной способности компаний по удовлетворению долговых обязательств. Если учесть, что предел прочности и безопасности, предложенный кредиторам, был довольно низким, компания будет сталкиваться с трудностями по выплате новых кредитов и относительно увеличения затрат по займам. В общем, чем меньше размер собственных средств по отношению к своим обязательствам, тем меньшая защита предоставляется кредиторам бизнеса и тем большее давление оказывается на тех, кто должен выплатить обязательства и процентные платежи. И наоборот, когда иностранный капитал очень мал по сравнению с капиталом владельцев, то положение фирмы считается вполне безопасным.

«Журналистская организация Ламбракиса AO» (Δημοσιογραφικός Οργανισμός Λαμπράκη Α.Ε.)24, издательский дом «Либери AO» (Εκδόσεις Λυμπέρη Α.Ε.) и «Имако МедиаAO» (ΙΜΑΚΟ MEDIA Α.Ε.) имеют самые высокие проценты взимания кредитов и их коэффициент платежеспособности ниже, чем в 2010 г. «Имако Медиа АО» был вынужден приостановить работу в январе 2012 г. и в настоящее время не в состоянии выполнить свои обязательства. Большое сокращение доходов (в основном от рекламы) в сочетании с относительно высокими эксплуатационными расходами и неспособностью обращения за новыми заимствованиями, привели к банкротству. Аналогичный процесс последовал и с издательским домом «Х.К. Тегопулос АО» (Χ.Κ. Τεγόπουλος Α.Ε.), в результате чего был приостановлен выпуск газеты «Элефтеротипия» (22 декабря 2011 г. вышел на тот момент последний номер, возобновление выпуска произошло только через 2 года). Несколько дней спустя компания подала в суд, на основании статьи 99 Кодекса Греции о банкротстве.

Анализ финансового положения восьми ведущих медиакомпаний показывает резкое ухудшение экономической ситуации в медиакомпаниях в 2009 и 2010 гг.25 Однако в период, предшествующий кризису, доходность от общего объема инвестиций на большинстве предприятий была низкой или отрицательной, и индекс платежеспособности, как правило, также демонстрировал высокий уровень задолженности. Исключениями являются издательство «Катимерини АО» (Καθημερινή ΑΕ), показывающее стабильность, а также компания «Антенна Групп АО» (Αντέννα Group Α.Ε.), которая существенно улучшила свои позиции после продажи в октябре 2008 г. своего дочернего предприятия «Нова Телевизия» (Nova Televizia) в Болгарии. Такое развитие событий привело к значительному увеличению активов и собственного капитала компании.

Однако из-за экономического кризиса и приостановления выпуска газеты «Элефтеротипия» с октября 2012 г. издается новая качественная газета, под названием «Эфимерида тон синдактон» («Газета редакторов» − Εφημερίδα των Συντακτών). Большинство журналистов, которые работают в газете, ранее работали в «Элефтеротипии».

 

Выводы

Факт экономической зависимости прессы от капитала греческие деятели СМИ признают открыто. Кроме того, многие из них считают его основной причиной кризиса на рынке печати. Большое значение имеет тот факт, что на греческом медиарынке функционируют тресты, большинство владельцев которых являются промышленными и финансовыми предпринимателями.

Однако, несмотря на существование большого и растущего числа СМИ, небольшая группа влиятельных предпринимателей продолжает контролировать рынок. В 2008 г. четыре самые крупные печатные издательства − («ДОЛ» (ΔΟΛ) ), «Х.К. Тегопулос АО», «Катимерини AO», «Пигасос АО» (Πήγασος Α.Ε.) − контролировали 69,7 % рынка по сравнению с аналогичными показателями в 2000 г. − 57,3%, в 1995 г. − 62,9% и в 1990 − 59%26.

Надо отметить, что монополизация СМИ в Греции способствует пропаганде политики властей, поскольку владельцы концернов оказывают большое влияние на политическую составляющую изданий. В связи с этим исследователи отмечают значительное снижение уровня доверия читателей к прессе. Можно констатировать, что кризис доверия к печати существует как отражение кризиса доверия к политической власти. При этом особенно важно, что имеется в виду не просто власть, принадлежащая нынешнему или какому-либо иному правительству, а весь институт государственной власти.

Другая сторона кризиса печати – кризис качества. Явление, в греческой медианауке получившее название «китринизмос» («желтизна»), заключается в том, что в прессе утверждается тенденция смещения к массовому типу изданий. Причина этого явления кроется в том, что в условиях падения доверия к прессе, падения тиражей издатели стремятся поднять популярность газет и журналов за счет «массовости». Хотя рынок печатных СМИ в Греции насыщен и, изучая многообразие греческих газет и журналов, можно составить общее представление о том, что происходит в стране, общество должно читать материалы в СМИ различной политической направленности, поскольку нередко аудитория считает полученную информацию неполной и предвзятой.

 


  1. «Новая демократия» (Νέα Δημοκρατία) − политическая партия правоцентристского толка в Греции. – URL: http://nd.gr/static/home.html («Novaya demokratiya» (Νέα Δημοκρατία) − politicheskaya partiya pravotsentristskogo tolka v Gretsii. – URL: http://nd.gr/static/home.html)
  2. Всегреческое социалистическое движение − политическая партия левоцентристского толка в Греции (ПАСОК (Πανελλήνιο Σοσιαλιστικό ΚίνημαΠΑ.ΣΟ.Κ)). – URL: http://www.pasok.gr (Vsegrecheskoe sotsialisticheskoe dvizhenie − politicheskaya partiya levotsentristskogo tolka v Gretsii (PASOK (Πανελλήνιο Σοσιαλιστικό Κίνημα − ΠΑ.ΣΟ.Κ)). – URL: http://www.pasok.gr)
  3. «Та Неа» греческая вечерняя ежедневная газета, издается в Афинах. – URL: http/:www.tanea.gr («Ta Nea» − grecheskaya vechernyaya ezhednevnaya gazeta, izdaetsya v Afinakh. – URL: http/:www.tanea.gr)
  4. «Элефтеротипия» − утренняя ежедневная общественно-политическая газета, одна из наиболее популярных в стране, издается в Афинах,. – URL: http/:www.eleutherotypia.gr («Elefterotipiya» − utrennyaya ezhednevnaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta, odna iz naibolee populyarnykh v strane, izdaetsya v Afinakh,. – URL: http/:www.eleutherotypia.gr)
  5. «Этнос» – вечерняя качественно-массовая газета. – URL: http/: http://www.ethnos.gr («Etnos» – vechernyaya kachestvenno-massovaya gazeta. – URL: http/: http://www.ethnos.gr)
  6. «Катимерини» греческая вечерняя ежедневная качественная политико- экономическая газета, издается в Афинах. – URL: http/:www.kathimerini.gr («Katimerini» − grecheskaya vechernyaya ezhednevnaya kachestvennaya politiko- ekonomicheskaya gazeta, izdaetsya v Afinakh. – URL: http/:www.kathimerini.gr)
  7. «Элефтерос Типос» − ​​греческая вечерняя ежедневная газета, печатается в Афинах. – URL: http/: http://www.e-typos.com/ («Elefteros Tipos» − grecheskaya vechernyaya ezhednevnaya gazeta, pechataetsya v Afinakh. – URL: http/: http://www.e-typos.com/)
  8. Калядина Е.В. Буржуазная печать Греции: формирование двухпартийной системы пропаганды, основные тенденции развития на современном этапе (1981−1987 гг.): автореф. дис…. канд. филол. наук. М., 1989. С. 8. (Kalyadina E.V. Burzhuaznaya pechat' Gretsii: formirovanie dvukhpartiynoy sistemy propagandy, osnovnye tendentsii razvitiya na sovremennom etape (1981−1987 gg.): avtoref. dis…. kand. filol. nauk. Moskva, 1989. S. 8.)
  9. http://www.protothema.gr
  10. http://therealnews.com
  11. http://www.agelioforos.gr
  12. Калядина Е.В. Указ. соч. С. 10. (Kalyadina E.V. Ukaz. soch. S. 10.)
  13. http://oem.gr/main/index.php/diadiktio/569-oi-ellinikes-efimerides-sto-diadiktyo?showall=1 все данные в 2009 г.
  14. http://oem.gr/main/index.php/diadiktio/569-oi-ellinikes-efimerides-sto-diadiktyo?showall=1 все данные в 2009 г.
  15. Дрогидис Д.А. Коммуникация и пресса. Салоники, 2009. C. 207. (на греч. яз.) (Drogidis D.A. Kommunikatsiya i pressa. Saloniki, 2009. S. 207. (na grech. yaz.))
  16.  http://www.publicityguide.gr/index.php?id=11672&cat_id=620&city=%CE%98%CE%B5%CF%83%CF%83%CE%B1%CE%BB%CE%BF%CE%BD%CE%AF%CE%BA%CE%B7
  17. http://www.argoscom.gr/index.php?lang=el&section=1&stpg=PublishersTblAjax#
  18. http://www.europi.gr/circulation.asp
  19. http://www.dol.gr/taytothta.aspx
  20. http://www.skai.gr/skai-group
  21. Медиагруппа «Алафузу» входит в состав концерна «СКАЙ».
  22. http://www.anatropinews.gr
  23. Там же. (Tam zhe.)
  24. После того как Георгиос Папандреу оставил пост премьер-министра Греции в 2011 г., он осудил компанию «Ламбракиса АО» за ее вмешательство в дела правительства, так как эта компания хотела получить кредит от Национальным банка. В своем ответе руководитель компании Ламбракиса представил совершенно иную версию событий. Георгиос Папандреу был обвинен во «вмешательстве в отношения между банками и газетами», в результате чего даже бывший премьер-министр объявил во время их последней встречи в Мэгаро Максиму, что «это Лабракису что-то нужно».
    Этот эпизод является лучшим примером взаимообмена между политической властью и СМИ. Независимо от точности излагаемых жалоб, ситуация, которая получается в итоге, складывается не в пользу этих людей. Необходимо подчеркнуть, что время нового режима еще не закончилось, но интенсивность нарастания кризиса неизбежно ведет к новой реальности в области медиаиндустрии, которую мы пока не можем предсказать.
  25. Таким образом, на основании финансовых результатов за период с января по сентябрь 2011 г. «ДОЛ» показал дефицит размером в 31,4 млн евро, «Пегасос АО» − 28,7 млн евро, «Катимерини ΑΟ» – 10,1 млн евро, компании «Х.К. Тегопулос АО» − 17 млн евро, компании «Блумберг» (Μπλούμπεργκ) 1,1 млн евро, «Телетипос АО» (Τηλέτυπος Α.Ε.)− 25,7 млн евро, «Хаидеменос АО» (Χαϊδεμενος Α.Ε.Β.Ε) − 0,588 млн евро. Кредиты, выданные этим компаниям, составили: «ДОЛ» − 135 млн евро, «Пегасос АО» − 152,2 млн евро, «Катимерини АО» − 42,7 млн евро, издателький дом «Χ.Κ. Тегопулос АО» − 51 млн евро, «Блумберг» − 1,9 млн евро, издательский дом «Техникес Экдосис АО» (Τεχνικές Εκδόσεις Α.Ε.) − 0,9 млн евро, «Телетипос АО» (Τηλέτυπος ΑΕ) − 102,80 млн евро, «Хаидеменос АО» (Χαϊδεμένος Α.Ε.Β.Ε) − 16,5 млн евро.
  26. Кризис и СМИ / Под. ред. Г. Плиос. Афины, 2013. С. 37. (на греч. яз.) (Krizis i SMI / Pod. red. G. Plios. Afiny, 2013. S. 37. (na grech. yaz.))