Languages

You are here

Французская газета «Тан»: исторический очерк (1861−1942 гг.)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

The History of French Newspaper The Temps (1861−1942)

 

Захарова Милана Владимировна

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, milana.z@mail.ru

Milana V. Zakharova              

PhD in philology, Assistant Professor at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, milana.z@mail.ru

 

Аннотация

В статье представлена краткая история французской газеты «Тан» в 1861−1942 гг. Особое внимание уделяется редакционной модели издания, благодаря которой «Тан» стала газетой интеллектуальной элиты Франции. Исследуются также причины репутационного кризиса издания в конце 1930-х гг.

Ключевые слова: качественная пресса, экономика газеты, международная информация, «Тан», репутация издания.

 

Abstract

The article describes the history of French newspaper The Temps in 1861−1942. The author pays special attention tothe editorial model which made The Temps the leading newspaper of French intellectual elite. The article also analyses the newspaper’s reputational crisis in the thirties.

Key words: quality press, economy of the press, international information, The Temps, reputation of a newspaper.

 

Газета «Тан» (Le Temps - «Время») – своеобразный феномен французской прессы в период Третьей Республики (1870−1940 гг.). Она была ежедневной газетой экономической, политической и интеллектуальной элиты Франции, придерживающейся умеренных политических взглядов. Ее содержание, репутация за рубежом и способность определять политический курс делали ее самой влиятельной газетой страны. Это была газета элиты, газета для элиты, с ее престижем не могло сравниться ни одно издание Франции. История издания и интересна, и поучительна. Именно эта газета, выполнявшая функцию информационного органа французской элиты в конце ХIХ – начале ХХ вв., была со всей строгостью осуждена этой же элитой после Второй мировой войны и не получила разрешения на выход1. Ее место на послевоенном информационном фоне займет новая газета − «Монд» (Le Monde), которая получит не только имущество и персонал закрытого издания, но и станет наследницей высоких стандартов журналистского мастерства. «Монд» и сегодня, в год своего семидесятилетия, является одной из самых авторитетных ежедневных газет Франции.

 

У истоков. Создание «Тан» О. Неффтцером

Ежедневная газета «Тан» была основана протестантом из Эльзаса Огюстом Неффтцером. Он родился в 1820 г. в Колмаре в семье скромного достатка. Блестяще окончив школу, поступил на факультет протестантской теологии в университет Страсбурга, однако отказался от карьеры пастора. В 1840−1842 гг. преподавал в сельскохозяйственном учебном заведении Бургундии. Он чувствовал, что способен на большее, искал применение своим талантам. В 1843 г. он приезжает в Париж и начинает свой путь в журналистике в газете Эмиля де Жирардена «Пресс» (La Presse), там он прошел путь от простого журналиста до секретаря редакции.

В 1858 г., после того как Жирарден продает свою долю в газете банкиру Моизу-Полидору Мийо, Неффтцер занимает место главного редактора «Пресс». Однако меньше чем через год он вынужден был уволиться. В это время Неффтцер вместе с Шарлем Долфюсом основал «Ревю жерманик э франсез» (Revue germanique et française), чтобы познакомить французов с Германией, а немцев – с Францией. Программу этого издания составляли свобода, либерализм, административная децентрализация, отделение церкви от государства (немыслимое вольнодумство!), обязательное начальное образование. В 1859 г., после того как «Пресс» купил банкир Солар, Неффтцера вновь приглашают на прежнюю должность. Но в 1861 г. он уже окончательно покидает издание, чтобы основать собственную ежедневную газету, которую задумал давно.

К этому времени ему исполнился 41 год, он был известным и уважаемым человеком. Протестант либеральных взглядов, полиглот, поклонник Канта и Гегеля, известный переводчик с немецкого языка, он был прекрасным журналистом, имеющим твердые убеждения. Неффтцер прошел школу Жирардена, освоив профессию менеджера даже раньше, чем профессию журналиста. Он хорошо знал, что в газете важны не только политические новости и комментарии, что читателю нужны и экономические, и литературные рубрики. Он отдавал себе отчет в том, что создание новой газеты будет нелегким делом.

«Тан» появилась в сложное и противоречивое время. Вторая империя (1852−1870 гг.) мало чем отличалась от предшествующих авторитарных режимов, которые уделяли контролю над прессой особое внимание. Каждая газета обязана была получить предварительное разрешение на выход, внести залог, платить гербовый сбор и почтовый налог. Только в 1860 г. произошли первые послабления в области регулирования печати2. Слабеющая императорская власть разрешила выход новых политических газет в надежде раздробить набиравшие вес оппозиционные силы: чем больше будет газет, тем меньше будет аудитория каждой из них. Некоторые новые газеты не только позволяли себе критику режима, но и − со всей возможной осторожностью − находились к нему в оппозиции. Одним из таких изданий стала газета «Тан» − орган экономических кругов с либеральными тенденциями во взглядах.

Первый номер «Тан»3 появился 24 апреля 1861 г. и был датирован 25 апреля: так по традиции поступали все парижские ежедневные издания, выходившие во второй половине дня – ведь в провинцию они доходили только на следующий день.

Программа этой газеты может быть охарактеризована одним словом – свобода. «Тан» выступала не только за свободу прессы, но и за свободу в более широком смысле слова: политические свободы, демократические реформы, свободу вероисповеданий, свободу экономической деятельности и предпринимательства. Здесь, тем не менее, важно иметь в виду, что демократизация, за которую ратовала «Тан», имела, по выражению одного из ее сотрудников, аристократический характер. Она не была газетой для широких народных масс.

В первом номере Неффтцер представляет программу издания. Газета должна выполнять общественно-полезную функцию, а не служить некой политической доктрине. Она должна просвещать граждан, рассказывать об их правах и обязанностях. Служение прогрессу, образование читателей в вопросах политики, экономики и пр., стремление к моральной свободе личности – вот миссия нового издания. При этом газета ни в коем случае не предлагала готовые суждения и оценки, ее цель – научить публику думать самостоятельно. «Разум – это свобода, убеждения – это свобода… Освободить души, возвысив их, дать стране граждан свободных, твердых убеждений, человечеству – настоящих людей, таковы наши намерения, такова задача, которую мы ставим перед собой»4, – писал издатель.

Неффтцер хотел делать серьезную газету, для которой главным были бы достоверность фактов, глубина анализа, большое разнообразие тем.

Журналистов он набрал из числа своих многочисленных друзей и знакомых. Кто же входил в редакцию газеты? Какой проблематике она уделяла наибольшее внимание? Сам Неффтцер вел ежедневную рубрику «Бюллетень» (Bulletin), которая представляла собой статью в одну колонку на первой странице, в которой он рассматривал основные события дня, публиковал материалы о жизни зарубежных стран. Его работоспособность впечатляла, особенно в первые, самые трудные годы жизни издания. В отдельных номерах выходило до трех статей за его подписью. Неффтцер настаивал на тщательной проверке каждого факта, каждого сообщения. Лично отбирая каждый материал номера, он установил правило − давать только точные сведения. Достоверность стала незыблемым правилом. Для французской журналистики, которая в это время не брезговала питаться и слухами, это стало настоящим открытием.

Политическими проблемами занимался и Эдмон Шерер, проработавший в газете до самой своей смерти в 1889 г. Хорошо образованный, с разносторонними интересами, он был известен своими трудами по философии, занимался политической деятельностью. В «Тан» писал практически на любые темы, включая литературу, и писал много (подсчитано, что из-под его пера в газете вышло более 3 600 статей). Политические события освещал также и Ш. Долфюс, и сотрудничавшие с газетой время от времени Альфонс Пейра, Анри Бриссон, Жюль Ферри, Клемент Дювернуа и др.

Важной находкой Неффтцера, определившей своеобразие газеты, стало создание широкой сети зарубежных корреспондентов. Они освещали в «Тан» важные события за рубежом, а также присылали в редакцию вышедшие там новые книги (к слову, рецензии на произведения иностранных авторов стали настоящим новшеством). Луи Бланк присылал письма из Лондона, Жюль Амигес – из Турина и Флоренции, Андре Эрдан был корреспондентом «Тан» в Риме, Луи Шейнгерле – в Германии, Жан-Мари Гуардиа писал о жизни балканских стран. Большой раздел международной информации делал газету редким исключением на фоне французской прессы, которая в это время проявляла незначительный интерес ко всему, что происходит за пределами страны.

Буквально с первых номеров «Тан» взяла на себя миссию вестника индустриализации Франции, ее модернизирующегося капитализма. Промышленная революция, начавшаяся в последние десятилетия Второй империи, колоссальный экономический рост, небывалый рост деловой активности – каждое достижение прогресса, служившее величию Франции, находило свое отражение. С полным основанием можно говорить и о том, что репутацию газеты интеллектуальной элиты страны «Тан» начала завоевывать еще при Неффтцере. Действительно, неполитическая часть «Тан» сразу прославилась своим разнообразием. Финансовые и экономические рубрики вели несколько авторитетных в этих сферах журналистов. В газете были агрономическая и научная рубрики; много рубрик, посвященных культуре, литературе, музыке, изобразительному искусству. Франциск Сарсей, сотрудничавший в «Тан» в течение 35 лет, стал известным театральным критиком. Книжные новинки представляли читателям Неффтцер, Долфюс, Шерер, за критику художественной литературы отвечал Альфред Мезьер, профессор иностранной литературы в Сорбонне, член Французской академии. В последние месяцы своей жизни (январь−октябрь 1869 г.) в газете публиковался Сент-Бёв.

Так газета, «не принадлежащая никакой партии, никакой школе, никакой группе»5, отличающаяся умеренностью и объективностью, постепенно занимала позицию независимого, строгого и непредвзятого эксперта, как того и хотел ее основатель. Новость становилась товаром без окраски, новостью-товаром. Неффтцер считал, что информация должна быть нейтральной, бесцветной, отражающей реальное положение дел. «Мы находимся у истоков объективности, понятия, которое будет определять развитие журналистики вплоть до недавнего времени»6, – пишет историк прессы М. Мартэн.

 

Экономика газеты

Общество газеты «Тан», созданное 15 мая 1861 г., было акционерным коммандитным товариществом с капиталом 400 тыс. фр., который состоял из 800 акций по 500 фр. каждая. За свой вклад в компанию (50 тыс. фр. залога) и за выполнение обязанностей директора О. Неффтцер получил 20% акций стоимостью 80 тыс. фр. Подписка на акции оставалась открытой, и в 1865 г. капитал общества вырос до 1 млн фр., а в 1874 г. он был сокращен до 900 тыс. фр. (1 800 акций номиналом по 500 фр.)7.

Кто входил в состав акционеров издания? Полных данных не сохранилось. Акциями владели друзья Неффтцера, разделяющие его взгляды, – Ш. Долфюс, Николя Клод, Андре Кехлин, ряд известных протестантов из регионов Гавр и Мазаме, барон д’Эрланже, семья д’Эйхталь. Кстати, акционеры протестанты Эльзаса были крупными промышленниками в области текстильной, хлопковой, металлургической индустрии8. Большой пакет акций приобрели Дом герцогов Орлеанских и герцог де Пентиевр, однако когда именно это произошло, не известно9. Также акционерами газеты стали политические деятели, придерживающиеся либеральных взглядов: Казимир-Перье, Одилон Барро, Дювержье де Оранн и некоторые сотрудники издания, например Адриен Эбрар.

Можно сказать, что лицо, характер и место «Тан» в системе периодической печати Франции конца ХIХ – начала ХХ вв. было определено двумя личностями, стоявшими у истоков создания газеты: Огюстом Неффтцером – выдающимся журналистом, пользующимся большим авторитетом, и Адриеном Эбраром − его преемником и последователем. Но если о Неффтцере, его творческой биографии и взглядах известно многое10, то Эбрар до сих пор остается «темной лошадкой». Он не оставил никаких бумаг и архивов. По свидетельству современников, он обладал жизнерадостным и веселым нравом, имел интересы в самых разных сферах деятельности, причем во многих из них ему сопутствовал успех. Однако это, пожалуй, все, что можно сказать о человеке, который более 40 лет обладал практически неограниченной властью над самой респектабельной газетой республики.

Адриен Эбрар родился 1 января 1834 г. в городе Гризоле в департаменте Тарн и Гаронн. Изучал право в Тулузе, после чего имел непродолжительную адвокатскую практику в Монтобане. Приехав в Париж, сотрудничал в газете «Курье де Пари» (Le Courrier de Paris). Вскоре, когда Эбрару исполнилось 27 лет, его заметил Неффтцер и предложил работу в «Тан», которую как раз создавал. Так жизнь А. Эбрара оказалась навсегда связанной с этим изданием.

В 1867 г. А. Эбрар становится совладельцем издания, а также берет на себя функции управляющего, которые ему передает О. Неффтцер. Почему это произошло, не известно. Возможно, Неффтцер так и не смог оправиться после смерти 17-летнего сына в сентябре 1865 г. Возможно, газета испытывала финансовые сложности.

Очень быстро Эбрар сосредоточил в своих руках практически всю власть, и Неффтцер стал отдаляться от газеты. И 15 мая 1872 г. О. Неффтцер за 100 тыс. фр. уступает А. Эбрару «все права на акции, издания и обязанности, которыми он обладал в собственности газеты»11. Где последний нашел необходимые для совершения сделки деньги, не известно12.

Интересно, что до 1870 г. предприятие не приносило прибыли. Дивиденды впервые были выплачены акционерам в 1873 г. – 30 фр. за акцию, а в 1882 г. сумма достигла 100 фр. или 20% номинальной стоимости акции. Цена одной акции в 1880 г. возросла до 1 100 фр13. Такой успех объясняется отменой гербового сбора в 1870 г. (при тираже 10 тыс. экз. он составлял 216 тыс. фр.), увеличением доходов от рекламы и ростом тиража. В августе 1861 г. тираж «Тан» составлял 3 200 экз., в 1867 г. – 10 тыс. экз., в 1871 г. – 15 тыс. экз., в 1882 г. – более 25 тыс. экз., причем две третьих распространялось по подписке14. Газета выходила на четырех полосах, с 1911 г. – на шести. Цена издания составляла 15 сантимов в Париже, 20 сантимов в провинции, а стоимость годовой подписки, соответственно, была 54 и 64 фр. Это была не дешевая газета.

Прогресс тиража позволял не только содержать редакцию и выплачивать дивиденды, но и инвестировать. В 1881 г. «Тан» покидает здание типографии Шиллера (Schiller) на улице Фобур Монмартр, 10 и переезжает на бульвар Итальянцев, 5. Однако только в 1911 г. редакция переселилась в знаменитый особняк на улице Итальянцев.

«Тан» была и оставалась одним из самых «закрытых» изданий Франции. О жизни компании, о ее финансовых делах есть лишь крупицы информации. Ежегодные крайне лаконичные коммюнике по итогам заседаний генеральной ассамблеи – вот и все, что попадало во внешний мир. «Если и существует в прессе наглухо закрытая крепость, жизнь которой полностью спрятана от посторонних взглядов… то она находится на бульваре Итальянцев»15, – говорили в начале ХХ в.

Вот так выглядели финансовые отчеты компании. В 1892 г. «Тан» получила чистой прибыли 363 534 фр. Доходы составили 2 271 тыс. фр. (подписка – 1 057 тыс. фр., розничные продажи – 698 тыс. фр., реклама – 513 тыс. фр. или 23%, разное – 3 тыс. фр.). Расходы – 1 907 тыс. фр. (бумага – 422 тыс. фр., типография – 254 тыс. фр., почта – 235 тыс. фр., редакция – 813 тыс. фр., административные расходы – 152 тыс. фр., разное – 31 тыс. фр.)16 Больше никаких подробностей не давалось. Если верить этим отчетам, то газета отнюдь не была процветающим предприятием. Сам Эбрар довольно часто испытывал финансовые затруднения и брал кредиты, но не ясно, было ли это связано с «Тан» или другими его проектами.

Тираж издания продолжал уверенно расти: в 1891 г. – 30 тыс. экз., в 1904 г. – 35 тыс. экз., в 1912 г. – 45 тыс. экз17. Ежегодный доход в 1890-е гг. составлял в среднем 280 тыс. фр. или 31 % чистой прибыли, 1900−1910 гг. – 150 тыс. фр. или 17%18.

В 1909 г. Эбрар выпустил новые акции (капитал был увеличен до 1 млн 250 тыс. фр.) и заем на сумму 500 тыс. фр., что принесло 850 тыс. фр. и позволило купить землю и постройки на улице Итальянцев, 5−7, построить на этой площади новое здание и типографию с современным оборудованием, которые будут служить «Тан», а затем «Монд» (Le Monde) будет использовать их вплоть до 1961 г. Между последним этажом и крышей на особняке были установлены большие часы, ставшие символом газеты.

 

«Тан» – самая информированная газета Третьей Республики (1870−1914 гг.)

«Тан» сыграла свою роль в становлении республики, ее институтов. В период борьбы за республику газета стала занимать определенную позицию. Сторонница Тьера, она была враждебно настроена к Гамбетте и Кайо, не жаловала Клемансо, но безоговорочно поддерживала Жюля Ферри. Уже в первые годы определилась позиция издания на годы вперед: «Тан» считала главными угрозами республики власть, сосредоточенную в руках одного человека, и социализм. Единственная форма правления, которая должна быть во Франции – это парламентская республика. Убежденность газеты в этом проявилась уже в 1880-е гг., когда она развернула настоящую атаку на «генерала реванша» − Буланже. Газета никогда не выступала на радикальной платформе, однако, следуя курсу, провозглашенному республиканцами «Опасность слева!», «Тан» не принимала социализм в любых его проявлениях и была последовательна. «Если социализм – это прогресс, то “Тан” – реакционер», – говорили сотрудники издания и в 1930-е гг.

В 1870−1914 гг. «Тан» вместе со своими вечными конкурентами, «Журналь де деба» (Le Journal de Débats) и «Фигаро» (Le Figaro), стояла на позициях центра. Приобретя серьезные вес и влияние на политической арене Франции, она не только умело направляла мнения, но и готовила их. Министры были вынуждены считаться с ее позицией, элита – прислушиваться к тому, что она говорила. Газету интересовали все стороны жизни страны: она выступала за бесплатное светское начальное образование, отстаивала систему высшего образования, боролась за отделение церкви от государства, поддерживала государственное строительство железных дорог и колониальную экспансию и др. Все, что служило прогрессу, модернизации, экономическому развитию, росту престижа и влияния Франции, занимало достойное место на ее страницах.

Под руководством А. Эбрара «Тан», благодаря качеству информации и высокому уровню освещения международных событий, только укрепила свою репутацию «большой официальной газеты» республики. Эбрар вел себя здесь так же, как в своих коммерческих предприятиях и в политике. Известный скептик и интриган, он держал в тайне и свои финансовые операции, и всю информацию о жизни издания и ничто не пускал на самотек. Все еще молодой (в начале 1870-х гг. ему не было и 40 лет), он пользовался в редакции авторитетом. Большинство журналистов проработало в газете почти всю жизнь, и это тоже было ее особенностью. Увольнения были большой редкостью. Складывалось впечатление, что люди, работавшие в «Тан», были своего рода кастой, мнения которой были весьма авторитетными. А шутливый ответ А. Эбрара одному из молодых журналистов, попросившему надбавки: «А удостоверения журналиста “Тан” Вам не достаточно?» – не был просто шуткой.

Одним из первых новшеств, введенных в газете после 4 сентября 1870 г., стала анонимность материалов на политические темы на первой и второй полосах19. Это решение само по себе было неординарным: убрав подпись журналиста, подготовившего статью, посредника между газетой и ее читателем, «Тан» взяла на себя роль арбитра, к мнению которого следует прислушиваться. «Однако газета сумела сохранить свободу журналистского комментария, – подчеркивает историк прессы Пьер Альбер. – Часто на одну и ту же тему, в одном и том же номере среди множества статей можно было встретить разные акценты и нюансы, при этом целостность содержания и солидарность редакции не страдали»20.

Учитывая новое правило, сложно полностью восстановить имена команды журналистов «Тан», освещавших политические вопросы. Неффтцер перестал интересоваться политикой, оставив за собой лишь зарубежную корреспонденцию21. Основным журналистом стал Шерер, который писал много, несмотря на активную деятельность в парламенте. В период парламентской сессии он вел в газете рубрику «Письма из Версаля» (Lettres de Versailles), сразу ставшую знаменитой. Много внимания уделяли политике сам Адриен Эбрар и его брат Жак. Вопросы внутренней политики были поручены Южену Лотье, пришедшему в газету в 1885 г. в возрасте 18 лет, в начале следующего века он стал одним из самых влиятельных столичных хроникеров. «Бюллетень» был поручен Улиссу Ладе, затем, после его смерти в 1874 г., – Шарлю Дюбузе. В политический отдел издания пришли два новых журналиста - Эдуар Лаферьер и Сабатье.

Раздел международной информации продолжал активно развиваться. Сеть корреспондентов в основных столицах мира давала уникальные возможности. В Лондоне корреспондентом «Тан» с 1874 г. стал Паскаль Груссе. Два брата, Гюстав и Шарль де Кутули де Дорсе, писали о событиях в зарубежных странах. Первый в 1876 г. освещал визит наследного принца Великобритании в Индию, присылал заметки из Испании и Балканских стран. Второй заменил в Берлине Шейнгерле в 1872 г., а в 1877-1878 гг. готовил репортажи о действиях русской армии во время русско-турецкой войны. В дальнейшем они поступили на дипломатическую службу, где Гюстав сделал прекрасную карьеру.

В 1873 г. была открыта рубрика «Почта Индокитая» (Courrier dIndochine). С этого времени пробуждается интерес издания к французской колониальной экспансии, газета становится бескомпромиссной защитницей интересов метрополии в Африке и Индокитае − ее даже называют «вестником колонизации». В 1878 г. на ее страницах появляется репортаж Поля Бурде о жизни в Алжире, он станет впоследствии одним из самых авторитетных журналистов в области колониальной проблематики. Позднее его эстафету примет Пьер Милль, большая часть репортажей которого в 1896−1939 гг. будет посвящена жизни колоний22.

Качество международной информации обеспечивала не только развитая сеть корреспондентов за границей, но и связи издания с Министерством иностранных дел, поэтому часто в вопросах внешней политики газета выражала официальную точку зрения. Любопытно, что вплоть до 1878 г. у «Тан» не было возможности получать комментарии, официальные документы и пр. у правительства и МИДа. И только после того как пост министра иностранных дел получил известный политик-протестант Ваддингтон, газета стала пользоваться особыми привилегиями и приобретать репутацию органа французской дипломатии. Правда, как отмечает П. Альбер, условия и параметры этого соглашения никогда не разглашались23.

В 1885−1905 гг. за вопросы внешней политики отвечал Франсис де Олт де Прессансе, который вступил в социалистическую партию и ушел работать в «Юманите» (LHumanité). Его место занял Андре Тардьё − персонаж, который заслуживает отдельного внимания.

А. Тардьё родился в 1876 г. в богатой семье старой парижской буржуазии; блестяще окончив школу, поступил в «Эколь нормаль» (École Normale) в 1895 г., после чего находился на дипломатической службе. В 1899−1902 гг. работал секретарем кабинета Вальдек-Руссо (Waldeck-Rousseau). В 1901 г. начал сотрудничать с «Фигаро», где писал под псевдонимом Жорж Вилье. В августе 1903 г. Эбрар пригласил его в свою газету. Жизнь Тардьё – любопытный пример «двойной» карьеры государственного служащего и журналиста. Он оставался инспектором административных служб Министерства внутренних дел в 1902−1913 гг. и покинул занимаемую должность в звании почетного генерального инспектора. В «Тан» его карьера была не менее блестящей. Здесь в 1905−1914 гг. он вел рубрику «Зарубежный бюллетень» (Вulletin de l’étranger) − так теперь назывался «Бюллетень», − которая занимала первую колонку первой полосы и отражала внешнеполитический курс страны. «Зарубежный бюллетень» выходил практически ежедневно. Каждое утро Тардьё отправлялся в Министерство иностранных дел в поисках информации. Его колонка отражала официальную позицию разных правительств Третьей Республики, но он не избегал высказывать и свое собственное мнение. Например, в его статьях прослеживалась его личная симпатия к Теодору Рузвельту. Читательская аудитория у его рубрики была значительной: ясная и четкая манера изложения, глубина анализа, достоверность информации привлекали элиту Франции и зарубежных стран, которая читала публикации журналиста раньше всех других материалов газеты. Именно благодаря Тардьё за «Тан» закрепилось звание «шестой великой державы Европы». А произошло это так. Во время Альхесирасской международной конференции в 1906 г., призванной разрешить марокканский кризис, Тардьё с таким пылом отстаивал позиции Франции, что это сыграло свою роль: Германия была вынуждена пойти на уступки. Канцлер Германии Бюлов в сердцах сказал: «В Европе пять великих держав; шестая – месье Тардьё». В 1914 г. журналист покинул газету и продолжил политическую карьеру. Его имя еще долго звучало на политической арене республики. В газете его заменил один из его помощников, Ролан де Марес, который в свое время был корреспондентом «Тан» в Брюсселе.

Важное значение также имели новости политической жизни департаментов Франции. Одной из рубрик, посвященных регионам, были «Письма из провинции» (Les letters de province), появившиеся в 1878 г. Здесь публиковались материалы, подготовленные Феликсом Пеко и другими журналистами. У газеты была и развитая сеть корреспондентов в провинции. Кроме того, Эбрар продолжил начинание Неффтцера, который часто привлекал к сотрудничеству многочисленных знакомых из политических и деловых кругов с целью получить их комментарии по разным вопросам из жизни Франции и зарубежных стран, по примеру английских газет развивая формат «Писем издателю» (Lettre à l’éditeur). По инициативе Эбрара создается сеть специальных корреспондентов, которых отправляли осветить то или иное событие, подготовить тот или иной репортаж.

Существенно увеличилась неполитическая часть газеты. О журналистах, писавших на темы экономики и финансов, известно мало. Экономические вопросы чаще всего освещали Шерер и Долфюс, а также работавшие здесь с момента создания газеты А. Кошю, Курсель-Сенёй, Гань. В 1878 г. весь экономический раздел издания взял в свои руки молодой журналист Поль Деломбр, сделавший заметную карьеру и в «Тан», и в политике. Депутат от департамента Нижние Альпы с 1893 г., в 1898 г., он был назначен министром коммерции и промышленности. Примечательно, что П. Деломбр умер на своем посту в «Тан» в 1933 г. в возрасте 86 лет. После того как «Биржевая сводка» (Bulletin de la bourse) была поручена Клоду Манше, сумевшему превратить ее в источник самой полной и точной информации о состоянии дел на финансовых рынках, газета стала получать значительный объем финансовой рекламы.

Много места стало отводиться научно-техническому прогрессу, появились рубрики, посвященные развитию медицины, фармацевтики, химии. На третьей странице все больше внимания уделялось истории. Здесь можно было встретить статьи Жюля Сури, библиотекаря Национальной библиотеки Франции, и Альбера Сорля, генерального секретаря Сената. Однако настоящую популярность среди эрудитов материалы на исторические темы приобрели с приходом Ж. Ленотра, который в 1898−1935 гг. вел рубрику «Старые документы» (Vieux papiers). Огромной популярностью пользовалась рубрика «Сельская жизнь» (La Vie à la campagne) маркиза Гаспара де Шервиля, заядлого охотника, бывшего литературного «негра» Александра Дюма, выходившая два раза в месяц.

Разделы, посвященные культуре, театру, литературе, также существенно расширились. С 1873 г. известный драматург, Эрнест Легуве, готовил обзоры литературных новинок; он продолжал сотрудничать с изданием и после того, как был назначен директором «Эколь нормаль де Севр» (Ecole Normale de Sèvres) в 1881 г. Анатоль Франс сотрудничал с изданием с 1875 г. на нерегулярной основе, а в 1886 г. стал ведущим литературным критиком, заменив Шерера. В 1894 г. рубрика была поручена Полю Судею, готовившему обзоры литературы до своей смерти в 1929 г.

Все это способствовало росту престижа издания. Более того, «Тан» приобрела репутацию газеты, которая дает самую точную панораму интеллектуальной жизни Франции во всех ее проявлениях. Однако это не мешало некоторым скептикам обвинять ее в консерватизме24.

В стремлении быть «самой информированной газетой» (journal le mieux informé) «Тан» публиковала на самые разные темы с комментариями и без как можно больше новостей, поступавших от агентства «Гавас» (Havas), зарубежных и провинциальных газет, а также от своих корреспондентов. Интересно, что журналисты «Тан» практически никогда не давали источники информации, поэтому отследить их проблематично, но они всегда тщательно проверяли достоверность сообщений и были безмерно довольны, когда им удавалось поймать «Гавас» на ошибке, что случалось не так уж и редко. И эта «информативная» часть газеты давала пищу всей столичной и провинциальной прессе.

Чтение газеты было нелегким делом: она имела самый большой формат среди французских газет, а ее четыре очень большие страницы набирались очень мелким шрифтом. В 1878 г. формат был увеличен с 61х43 см до 72х50 см, и «Тан» действительно стала газетой с самым большим объемом информации. Она имела строгое оформление, здесь нельзя было найти крупных заголовков, практически полностью отсутствовали иллюстрации; газета не публиковала фотографий даже после того, как они получили широкое распространение. Материалы «Тан» не славились той непринужденностью тона, который был присущ ее соперницам, их стиль никогда не отличался пикантностью «Фигаро» или оригинальностью «Журналь де деба». Адриен Эбрар имел привычку повторять журналистам: «Месье, будьте нудными!» (Messieurs, faites emmerdant!) Журналистика «Тан» была серьезной, основанной на фактах и документах. Известно высказывание Альфонса Доде: «Великой силой «Тан» была скука»25. «Несомненно, – отмечает П. Альбер, – журналисты газеты стремились заинтересовать читателя, а не понравиться ему, просветить его, а не развлечь»26.

Любопытно и то, что романы с продолжением, которые публиковала «Тан», особой оригинальностью не отличались. В подвалах газеты внизу первой и второй страниц, отделенных от остального текста сплошной черной полосой, печатались произведения Жюля Верна (среди них «Путешествие вокруг света за 80 дней»), в 1877 г. – «Набоб» А. Доде, английские приключенческие романы. Довольно часто появлялись небольшие рассказы. А рубрика «Происшествия» (Faits divers) была слабо развита – по преимуществу представляла собой отчеты о судебных заседаниях. Только после 1879 г., когда она была поручена Ашилю Дальзему, бывшему журналисту массовой газеты «Пти журналь» (Le Petit Journal), происшествиям стало отводиться больше места. Вероятно, такая явная умеренность в отношении двух рубрик, которые по традиции французской прессы служили привлечению читателей, росту тиражей, была еще одним показателем серьезности издания.

Что же касается Эбрара, то он стал влиятельным политиком и коммерсантом. Он являлся сенатором почти двадцать лет (1879−1897 гг.). Его часто называли одним из серых кардиналов Парламента Франции начала ХХ в., которые делали закулисную политику. Он также был успешным бизнесменом. С 1875 г. владел газетой «Журналь де траво пюблик» (Journal des travaux publics), посвященной экономическим и финансовым вопросам, которая среди прочего публиковала информацию о торгах по государственным заказам. Сфера его интересов включала в себя строительство, электричество, телефон, металлургию. Эбрар умер 30 июля 1914 г. «Тан» стала маркой, как и фамилия Эбрар.

Исследователи французской прессы считают основной заслугой Эбрара то, что он сумел сохранить независимость «Тан» от политических партий27. «Есть газеты, которые были созданы для того, чтобы служить инструментом некой политической партии, и есть газеты, которые считают своим долгом при любых обстоятельствах и по отношению к любой партии сохранять свое право свободно судить и занимать позицию независимого критика. Наши читатели знают, что последнюю роль мы выполняем с самого начала»28, – именно так определяла «Тан» свою миссию. Эта независимость обеспечивала почти непререкаемый авторитет. Даже соперники – другие республиканские газеты – несмотря на то, что обвиняли «Тан» в высокомерии, надменности, покровительственном тоне, свойственном прежде всего ее политическим комментариям, никогда не ставили под сомнение ее уникальное положение.

 

Финансовый капитал и репутация информационного органа (1920−1930-е гг.)

После Первой мировой войны (1914−1918 гг.) «Тан» становится газетой с явным правым уклоном. Непримиримая противница социализма, она сыграла большую роль в первых послевоенных выборах, сделав все, чтобы Национальный блок (коалиция правых сил) получил большинство в парламенте. Затем она последовательно боролась с Картелем левых, выступала против Народного фронта. Все левые правительства подвергались беспощадной критике. Журналисты издания считали, что социалистический путь – это дорога в никуда, противоречащая национальной идее, угрожающая самому понятию свободы. По их мнению, социалисты способны были привести страну к краху, к катастрофе, а реализация их идей могла бы породить инквизицию, политический и налоговый террор. С долей иронии говорили: «Многие называли “Тан” официальной газетой… После двух лет систематической оппозиции Картелю никогда больше нас так называть не будут»29.

В 1914 г., после смерти А. Эбрара, владевшего 1 269 из 2 500 акций газеты «Тан», его доля перешла по наследству к старшему сыну, Эмилю. После смерти последнего в 1925 г. акции перешли к его младшему брату, Адриену, который, в свою очередь, в ноябре 1929 г. уступил их старому другу издания, члену Наблюдательного совета газеты с 1906 г., Луи Миллю. Адриена подтолкнуло к такому решению плохое состояние здоровья, однако он оставался председателем Наблюдательного совета30.

В области внешней политики «Тан» продолжала выражать позицию Франции на международной арене. Хотя статус официального органа французской дипломатии никогда не отрицался, в межвоенный период (1919−1939 гг.) газета позволяла себе большую самостоятельность и не всегда говорила от имени МИДа. «С целью проверки информации мы поддерживаем отношения с различными государственными органами. Естественно, по причине этой постоянной связи мы бываем вынуждены не мешать действиям правительства в случае, если мы считаем, что они служат высшим интересам Франции… Пусть мы и не являемся единственной газетой, выражающей официальную точку зрения, но “Тан” – трибуна с определенными полномочиями: когда правительство имеет что сказать, оно предпочитает объявить это с нашей помощью»31, – так объясняло руководство особое положение издания. «Зарубежный бюллетень» подходил для таких «объявлений» как нельзя лучше.

Газета соблюдала узнаваемую во всей Европе редакционную формулу. Журналисты покидали издание редко. Но появлялись и новые имена. Главой внешнеполитического отдела оставался Р. Де Марес, под его руководством работало несколько журналистов, отвечавших за определенные регионы. Например, Рейбаз занимался Германией, Лимузэн – англо-саксонскими странами, Роллэн – Россией, Дюбоск – Дальним Востоком. В эту команду также входили зарубежные корреспонденты. В 1930-е гг. это были: Л. Крю − в Лондоне, Рене Лоре − в Берлине, П. Жантизон − в Риме, М. Дюнан - в Вене, Кастеран − в Белграде, Лайа и Шапьюза − в Женеве, Жорж Лючиани − в Москве и Ю. Бёв-Мери − в Праге (до увольнения в 1938 г. в знак несогласия с политикой газеты, одобрившей Мюнхенские соглашения).

Внутреннюю политику освещали Реми Рур, Жюль Лефранк, П. Милль, Ги Лаборд и др. Финансовые и экономические рубрики вели П. Деломбр и Фредерик Женни. Неполитическая часть издания была по-прежнему богатой. О литературе писал Андре Терив, заменивший скончавшегося в 1929 г. П. Судея; театральную жизнь освещали Пьер Бриссон, перешедший в 1934 г. работать в «Фигаро», Анри Биду, Робер Кам; события культурной жизни представляли читателям Эрнест Шарль, Эдмон Жалу, Жюль Берто и многие другие журналисты. По сложившейся традиции «Тан» открывала свои страницы новым идеям, оригинальным взглядам и просто интересным темам. Нередко в форме «свободной трибуны» появлялись здесь статьи политиков, ученых, писателей или, напротив, неизвестных широкой публике людей, способных взглянуть на то или иное событие в неожиданном ракурсе.

У издания была определенная аудитория и определенная задача. Читатели имели обыкновение прочитывать шесть ее огромных страниц от корки до корки32. «Журналист “Тан” не говорит с человеком с улицы, с толпой, собравшейся на ипподроме, на теннисном турнире, на футбольном матче. Он обращается к интеллектуальной элите Франции. Каждый политический деятель, при условии, что он принадлежит к определенному классу, приговорен читать “Тан”, даже если он не разделяет ее идеи. “Тан” является частью институтов Франции, органом мыслящей Европы… Газета обращается, прежде всего, к здравому смыслу, а не к эмоциям», – писал в 1937 г. известный юрист и политический деятель Жозеф Бартелеми33. Именно так воспринимали издание все «приговоренные» его читать.

Сведений о тиражах «Тан» за этот период очень мало. В среднем они составляли от 50 до 80 тыс. экз. К примеру, в 1936 г. тираж немного превышал 73 500 экз. (50% – подписка), в 1939 г. – 68 500 экз. (47,4% – подписка). Газета имела самое высокое – около 20% – распространение за границей среди французских изданий. Однако, по всей вероятности, эти данные не включались в статистику. Единственное, что можно сказать абсолютно точно, - ее тираж никогда не превышал 100 тыс. экз. «Тан» была и самой дорогой газетой. В начале 1930-х гг. ее цена составляла 40 сантимов, в 1936 г. – 50, 1937 г. – 60, в 1938 г. – 7534. Несмотря на стабильные продажи, издание то получало прибыль, то испытывало дефицит35. Ежегодные финансовые отчеты свидетельствуют о том, что газете удавалось сводить концы с концами, но и только.

Директор газеты, Л. Милль, скоропостижно скончался 31 августа 1931 г. Через несколько дней после его смерти сотрудники издания обнаружили документ, из которого следовало, что Милль – всего лишь подставное лицо, а настоящими покупателями акций в 1929 г. были французские патроны, объединившиеся по инициативе магната металлургической промышленности Франсуа де Ванделя, президента Комитета металлургической промышленности, или «Комите де форж» (Comité des Forges)). Эта информация активно эксплуатировалась левыми и крайне правыми силами, которые стали напрямую называть газету органом «Комите де форж» и развернули настоящую атаку на нее. Это событие не могло не повлиять на положение и репутацию издания, оно оказало большое влияние и на общественное мнение. Слова бывшего министра, Франсуа Альбера, прекрасно иллюстрируют отношение общества: «Скажем честно: до этого дня “Тан” была Газетой, выдающейся газетой, газетой, которая наряду с коммерческим интересом имела моральные обязательства… “Тан” не будет больше “Тан”. Она не будет больше газетой для интеллектуалов»36.

Однако просто назвать «Тан» органом Комитета металлургической промышленности было бы упрощением, не отражающим реального положения дел. В ряде исследований были прояснены подробности этой сделки37. В консорциум покупателей входили представители крупного капитала, но они фигурировали в списках акционеров как частные лица, среди них: Эдгар Бонне, Рене Дюшмэн, Франсуа де Вандель и его братья, Анри де Пейеримофф, Ротшильды и др. Они инвестировали 25 млн фр., что обеспечило владение 51% акций издания. Однако выгоды от капиталовложений новые владельцы не получили: газета не приносила прибыль. «Французские патроны в межвоенный период, в отличие от патронов ХIХ в. и своих современников из англо-саксонских стран, культивировали сдержанность относительно информации о финансовых делах, – так объясняет историк П. Эвено причины секретности сделки. – Убежденные, что любое лоббирование их интересов должно проходить как можно более незаметно, они стремились действовать тайком, чтобы замаскировать влияние, которым обладали благодаря своему богатству»38. Французские патроны были заинтересованы и в том, чтобы «самая серьезная газета Республики» не попала в руки таких личностей, как Франсуа Коти, профашистские пристрастия которого были хорошо известны, или групп, финансируемых из-за границы, в частности, под контроль торговца оружием Базиля Захароффа, проявлявших в это время интерес к такому престижному изданию, как «Тан»39. Они стремились сохранить эту газету умеренных взглядов, выражающую официальную позицию. Однако, по мнению таких исследователей, как Жак Тибо, эти попытки минимизировать, сгладить негативный эффект, так и не принесли какого-либо существенного результата40.

И все же действительно непоправимый урон репутации газеты нанесли другие события. Во время кризиса конца 1930-х гг. «Тан» не выполнила свою функцию информационного органа элиты страны, не сумела предотвратить драматическую развязку или, по меньшей мере, предупредить страну об опасности. И это стало началом ее конца. Газета безоговорочно поддержала Мюнхенские соглашения. В самый разгар драматических событий, 1 сентября 1938 г., она писала: «Месье Гитлер часто, на публике и в частной жизни, выступает как борец за мир. Он заявляет, что, познав ужасы войны, не желает, чтобы его молодые соотечественники столкнулись с ними. Нет никаких причин сомневаться в его искренности». Более того, в 1938-1939 гг. курс издания совпадал и даже зачастую копировался с «Таймс» (The Times)41. «Как две самые великие газеты Запада – “Тан” и “Таймс” – могли считать Гитлера человеком мира и компромисса?» – задается вопросом Ж. Тибо42. «Мюнхенские соглашения – это не просто эпизод, – пишет он, – это важный этап в жизни современной Франции, ознаменовавший собой декаданс парламентского строя»43.

 

После подписания позорного для Франции перемирия в июне 1940 г. газета переехала вслед за правительством Петэна в Южную зону и обосновалась в Лионе. «Тан» была закрыта 29 ноября 1942 г., вскоре после оккупации фашистами всей территории страны. К этому времени она уже воспринималась во французском обществе как орган крупной буржуазии, которая для спасения своего финансового благополучия согласилась на политику сотрудничества с оккупантами, заняв, по сути, антинациональную позицию.

Тем не менее, несмотря на столь печальный и противоречивый финал, эта газета занимает особое место в истории французской прессы. «Тан» представляла (или, как иногда говорят, даже определяла) внешнеполитический курс страны более 70 лет, а в Европе с ее авторитетом могла соперничать лишь лондонская «Таймс». «Тан» была «духовным отцом» всех французских газет, она формировала мнения, ее публикации копировала сразу же после выхода в свет вся парижская и региональная пресса. Важно понимать, что роль подобных газет определяется не их тиражами, а высоким качеством информации и влиянием на общество.


  1. Газета не выполнила свою миссию в конце 1930-х гг., тем самым способствовав поражению Франции, за что и понесла суровое наказание. Существует версия, что дата, зафиксированная в ордонансах 1944 г., была выбрана не случайно. В серии ордонансов 1944 г. были зафиксированы новые правила и юридические нормы деятельности органов печати, они также регулировали послевоенную «чистку» прессы. Были запрещены все газеты и журналы, продолжившие выход через 15 дней после 25 июня 1940 г. (дата подписания перемирия в Северной зоне), и все газеты и журналы, продолжившие выход после 26 ноября 1942 г. в Южной зоне (дата оккупации фашистами всей территории Франции), а также все созданные в период оккупации издания (кроме подпольных). Таким образом, «Тан», которая была закрыта 29 ноября 1942 г. в Южной зоне, не получила разрешения на выход. В то время как, например, «Фигаро» (Le Figaro), закрывшаяся всего на две недели раньше, избежала такой судьбы. См., напр.: Thibau J. Le Monde. 1944−1996. Histoire d’un journal, un journal dans l’Histoire. Paris, 1996. Р. 55.
  2. Однако лишь 29 июля 1881 г. был принят закон о печати, отменивший все существовавшие ранее ограничения.
  3. Архивы газеты «Тан» за весь период ее существования (1861−1942 гг.) доступны на сайте Национальной библиотеки Франции. – URL: www.gallica.bnf.fr.
  4. Le Temps. 1861. Avril, 25.
  5. Ibid.
  6. Martin M. Médias et journalistes de la République. Paris, 1997. Р. 30.
  7. Eveno P. Histoire du journal Le Monde. 1944−2004. Paris, 2004. Р. 25.
  8. По мнению ряда исследователей, причиной, по которой О. Неффтцер без проблем получил разрешение на выход своей газеты, стали акционеры издания, владельцы крупных предприятий Второй империи, интересы которых власти не решились затронуть. Ведь насчет самого издателя у империи иллюзий не было – он ни при каких условиях не стал бы льстить или просто соблюдать нейтралитет. См. подр.: August Nefftzer fondateur du Temps. Conférence à la Société de Réintégration des Alsaciens-Lorrains le 17 janvier 1909. Paris, 1909. Р. 16-17.
  9. См. подр.: Albert P. Histoire de la presse politique national au début de la III-e République. 2 Vol. Paris-Lille, 1980. Р. 1164-1165.
  10. Интересные сведение о перипетиях творческого пути О. Неффтцера можно почерпнуть в таких работах, как: Brisson J., Ribeyre F. Les grands journaux de France. Paris, 1862; Avenel H. Histoire de la presse française. Depuis 1789 jusqu’a nos jours. Paris, 1900;Albert P. Op. cit. и др. Большая работа по изучению биографии известного журналиста была проделана исследователем Рене Мартэном, обратившимся к архивным материалам. См.: Martin R. La Vie d’un grand journaliste, Auguste Nefftzer, fondateur de la Revue germanique et du Temps (Colmar 1820 – Bâle 1876), d’après sa correspondence et des documents inédits. 2 Vol. Besançon, 1948−1953.
  11. Eveno P. Op. cit. Р. 25.
  12. Albert P. Op. cit. Р. 1166.
  13. Ibid. Р. 1167.
  14. Ibid.
  15. La France économique et financière. 1908. Août, 22.
  16. Histoire générale de la presse française. Sous dir. Bellanger C., Godechot J., Guiral P., Terrou F. Vol. 3. Paris, 1972. Р. 353.
  17. Ibid. Р. 352.
  18. Eveno P. Op. cit. Р. 26.
  19. По решению Национальной ассамблеи в начале 1850-х гг. журналистов обязали подписывать статьи своим именем, это стало одной из мер контроля за прессой при Второй империи. 4 сентября 1870 г. в Париже произошла революция, которая ознаменовала собой падение Второй империи. 1870−1940 гг. – Третья республика.
  20. См.: Albert P. Op. cit. Р. 1177.
  21. В 1873 г. О. Неффтцер обосновался в швейцарском городе Базель, где и скончался 20 августа 1876 г.
  22. Достаточно подробные сведения о жизни и творчестве ряда журналистов газеты – П. Милля, Ю. Лотье, А. Тардьё и др. - представлены в работе: Goedorp V. Figures du Temps. Paris, 1943.
  23. Albert P. Op. cit. Р. 1186.
  24. См. подр.: Albert P. Op. cit. Р. 1179-1180.
  25. Цит. по : Thibau J. Op. cit. Р. 31.
  26. Albert P. Op. cit. Р. 1172.
  27. Histoire générale de la presse française Op. cit. Р. 356.
  28. Le Temps. 1876. Décembre, 8.
  29. Цит. По: Histoire générale de la presse française. Op. cit. Р. 560.
  30. См. подр.: Eveno P. Op. cit. Р. 26-27.
  31. Цит. по: Histoire générale de la presse française. Op. cit. Р. 561.
  32. Газета иногда выходила на восьми или двенадцати полосах, но это было скорее исключением из правил.
  33. Цит. по: Thibau J. Op. cit. Р. 29.
  34. Между 1917 и 1938 гг. стоимость газет выросла в пять раз, с 10 до 50 сантимов. Цена ежедневных газет составляла 10 сантимов в 1917 г., 15 – в 1919 г., 20 – в 1920 г., 25 – в 1925 г., 30 – в 1936 г., 40 – в 1937 г., 50 – в 1938 г. См.: Albert P. Histoire de la presse. Paris, 1993. Р. 94.
  35. Так, в 1921 г. убытки составили 728 тыс. фр., в 1924 г. газета получила прибыль 550 тыс. фр., 1931 г. – убытки 728 тыс. фр., 1933 г. – прибыль 64 тыс. фр., 1936 г. – убытки 108 315 фр., 1938 г. – прибыль 107 тыс. фр. См. подробнее: Histoire générale de la presse française. Op. cit. Р. 558.
  36. Цит. по: Histoire générale de la presse française. Op. cit. Р. 559.
  37. Большое внимание этому вопросу уделяет известный французский ученый, Жан-Ноэль Жанненей, тщательно изучивший, в частности, архивы семьи Вандель. См.: Jean-Noël Jeanneney. François de Wendel en République, l’argent et le pouvoir, 1914-1940. Paris, 1976.
  38. Eveno P. Op. cit. Р. 27.
  39. Jean-Noël Jeanneney. Op. cit. P. 458.
  40. Thibau J. Op. cit. Р. 32.
  41. См.: Histoire générale de la presse française. Op. cit. Р. 560-561.
  42. Thibau J. Op. cit. Р. 24.
  43. Ibid. Р. 27.