Languages

You are here

Коммуникационная стратегия президента Никарагуа Даниэля Ортеги

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Communication Strategy of President of Nicaragua Daniel Ortega

 

Филаткина Гелия Сергеевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, geliya_sun@list.ru

Geliya S. Filatkina
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, geliya_sun@list.ru

 

Аннотация
В статье анализируются взаимоотношения государственной власти и СМИ в Никарагуа в период президентства Даниэля Ортеги. Особое внимание уделяется тому, как выстраивается коммуникационная стратегия действующего президента в условиях изменения политической и информационной среды и реализуются его цели в рамках разработанного для него стиля репрезентации под названием «ортегизм».

Ключевые слова: коммуникационная стратегия, государственная власть, Никарагуа, ортегизм, сандинисты.

 

Abstract
The article analyses the relationship between the state power and the media in Nicaragua during the presidency of Daniel Ortega. Special attention is given to the construction of the communication strategy of the sitting Nicaraguan President in response to the changes of political and information environment and the realization of his goals within the framework of the style of representation specially developed for him and referred to as “ortegism”.

Key words: communication strategy, state power, Nicaragua, ortegism, Sandinistas.

 

В последние годы авторитетные эксперты-международники отмечают, что на смену недавно доминировавшему в политическом пространстве Латинской Америки неолиберальному дискурсу приходит новый тренд – дрейф в сторону левой риторики, политики и идеологии (см., напр.: В. Давыдов. Левый дрейф Латинской Америки // Свободная мысль. 2006. № 11-12). Современный «левый поворот» закономерно приводит к появлению и распространению новой модели взаимоотношений между государственной властью и СМИ. В связи с этим исследование коммуникационных стратегий современных латиноамериканских политических лидеров левого толка представляется особенно актуальным.

В конце XX − начале XXI вв. на президентских выборах в латиноамериканском регионе победу одерживали в основном представители левых партий (Уго Чавес в Венесуэле, Эво Моралес в Боливии, Рафаэль Корреа в Эквадоре, Ольянта Умала в Перу, Хосе Мухика в Уругвае). В числе этих лидеров и президент Никарагуа Даниэль Ортега, во второй раз взявший бразды правления в 2006 г. Особенности политического правления Ортеги 1980-х гг. и его взаимоотношения с национальными СМИ хорошо изучены отечественными исследователями1, однако современные взаимоотношения между государственной властью в Никарагуа и никарагуанскими СМИ ими практически не рассмотрены. Чего нельзя сказать об исследователях зарубежных, прежде всего -латиноамериканских2. Не исследовано отечественной наукой и понятие «ортегизм», которое используется в латиноамериканских странах для характеристики управленческого стиля Даниэля Ортеги и его коммуникационной политики. Кроме того, как отечественными, так и зарубежными исследователями мало изучено позиционирование представителей государственной власти Никарагуа в популярных социальных сетях.

Для изучения этих вопросов был собран и проанализирован довольно внушительный эмпирический материал: публикации никарагуанских государственных информационных порталов («Эль 19 Дихиталь» (El 19 Digital), «Эль Пуэбло Пресиденте» (El Pueblo Presidente) и «Ла Вос дель Сандиниcмо» (La Voz del Sandinismo)) и частных периодических изданий («Эль Нуэво Диарио» (El Nuevo Diario), «Ла Пренса (La Prensa), «Эль Терсер Диарио» (El Tercer Diario)) за период с 2006 по 2013 гг., посвященные взаимоотношениям президента и частных СМИ; публикации сандинистской газеты «Баррикада» (Barricada) за 1985−1990 гг.; выступления Даниэля Ортеги на государственных телеканалах «Каналь 13» (Canal 13), «Мультинотисиас Каналь 4» (Multinoticias Canal 4) и «Теленика Каналь 8» (Telenica Canal 8); аккаунты государственных СМИ в Twitter (@radiosandino, @nuevaya, @EPP_Nicaragua); официальный документ никарагуанского правительства «Коммуникационная стратегия правительства Никарагуа» (Estrategia de Comunicación del Gobierno de Nicaragua).

Для анализа эмпирического материала был применен междисциплинарный подход, сочетающий различные методы, характерные как для политологии и лингвистики, так и для истории журналистики. Политологический метод подразумевает анализ места СМИ в системе политических отношений в Никарагуа, представленности СМИ в контексте различных политических сил, медийных средств политического влияния на аудиторию, роли новых медиа в политических процессах. Лингвистические методы (коммуникативно-дискурсивный и семантико-стилистический) позволили рассмотреть лексические и стилистические особенности дискурса Даниэля Ортеги. Исторический подход помог проанализировать роль фигур, определивших становление и развитие значимых никарагуанских СМИ, а также условия, в которых реализовывалась коммуникационная стратегия никарагуанских правительств разных лет.

На протяжении всего XX в. в Никарагуа складывались напряженные отношения между СМИ и государственной властью. Они были характерны как для крайне правого правления Анастасио Сомосы (1936−1979 гг.), так и для левоориентированного правления сандинистов (1979−1990 гг.). Правительство Виолеты Барриос де Чаморро (1990−1997 гг.), пришедшее к власти после сандинистов, проявляло большую толерантность по отношению к национальным СМИ, вероятно, потому, что ее супруг – Педро Хоакин Чаморро – известный журналист, главный редактор газеты «Ла Пренса» (La Prensa), боровшийся за свободу слова в своей стране, − был убит в 1978 г. Во время правления Арнольдо Алемана (1997−2001 гг.) СМИ даже в какой-то мере контролировали государственную власть, о чем им, однако, пришлось забыть в период правления Энрике Боланьоса (2002−2006 гг.). С приходом к власти Даниэля Ортеги начался новый, не менее сложный период взаимоотношений между независимыми СМИ и властью.

 

Второй президентский срок

Впервые Даниэль Ортега стал президентом Никарагуа в 1985 г. Тогда, возглавляя сандинистское правительство, сменившее в 1979 г. диктаторский режим семейства Сомосы, существовавший в небольшой центральноамериканской стране с середины 1930-х гг., Ортега вел себя как политический лидер, твердо придерживающийся принципов социализма, и активно сотрудничал со странами соцлагеря.

В 2000-е гг. Ортега несколько раз пытался занять президентское кресло, однако правая политическая риторика была более популярна в никарагуанском обществе. И только в 2006 г., в результате раскола либералов, не выдвинувших единого кандидата на выборах, а также благодаря поддержке президента Венесуэлы Уго Чавеса, Ортеге удалось одержать победу, получив поддержку 38% избирателей и оставив позади своих ближайших соперников – лидера Либерального никарагуанского альянса Эдуардо Монтеалегре (29%) и кандидата от Либерально-конституционной партии Хосе Рисо (26,2%).

За период, когда у власти в Никарагуа стояли правые режимы, Ортега значительно пересмотрел свои политические взгляды: он избавился от доброй части революционной риторики, стал активно использовать в выступлениях христианские образы, а красно-черный, отсылающий к анархистам сандинистский флаг заменил в ходе избирательной кампании на розовый. На этот раз он предстал в образе поборника национального примирения, умудренного опытом и склонного к компромиссам политика, провозгласившего идеи культурной и духовной революции, обещавшего гарантии предпринимательскому сектору и готового работать ради искоренения бедности.

Три составные части политики Ортеги – социализм, христианство и свободный рынок – получили название «ортегизм».

Термин «ортегизм» впервые появился в иностранной прессе, прежде всего в никарагуанской, после вступления Ортеги в должность президента в январе 2007 г. Однако, если поначалу данным термином называлась внутренняя политика лидера сандинистов, то спустя некоторое время латиноамериканские исследователи массмедиа3 и журналисты4 заговорили об ортегизме как об особой коммуникационной стратегии никарагуанского правительства, возглавляемого Даниэлем Ортегой.

Как стратегия, ортегизм сочетает несколько компонентов: прагматичный дискурс, состоящий из революционной риторики, необходимой для завоевания доверия народных масс, и лояльности по отношению к международным финансовым организациям, оказывающим помощь Никарагуа; наличие в государстве мощного аппарата официальных и проправительственных СМИ, осуществляющих государственную пропаганду; большая роль семьи Даниэля Ортеги в сфере владения СМИ и формирования информационной повестки дня; перманентная конфронтация президента с независимыми СМИ, критикующими действия правительства; привилегированное положение первой леди Росарио Мурильо, определяющей цели и задачи коммуникационной политики правительства Никарагуа; закрытость от общественности личной жизни президента и, как следствие, отсутствие его личных аккаунтов в социальных сетях. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов коммуникационной стратегии никарагуанского лидера.

 

Политический дискурс Даниэля Ортеги

В латиноамериканском дискурсе современных политических лидеров левого толка доминируют три идеологические стратегии: 1) критика американского гегемонизма с позиций марксистской теории капитализма и империализма; 2) стратегия ресурсного национализма, сочлененная с социалистической риторикой; 3) предложение в качестве альтернативы неолиберальной модели устройства глобального мира концепта латиноамериканского пути, движимого к обществу подлинной народной демократии и культурно-исторической идентичности5.

Для политического дискурса Даниэля Ортеги характерны все перечисленные компоненты, особенно первый и третий.

С первых же дней пребывания на посту главы государства Ортега сменил тональность своих выступлений. Предвыборные декларации о национальном примирении сменились частыми повторами лозунга «Единая Никарагуа непобедима», жесткими заявлениями о борьбе с врагами народа и призывами к реализации революционного проекта социализма XXI в. Контуры этого проекта охватывают пять основных линий: прямая демократия и участие граждан в политике, народное самоуправление в экономике, энергетическая революция, гарантии доступа населения к здравоохранению и образованию, участие в южноамериканском торгово-экономическом альянсе АЛБА.

Как и в 1980-е гг., во время второго президентского срока (2007−2011 гг.) Ортега продолжает использовать яркие антиимпериалистические формулировки, но уже в дозированном количестве. С одной стороны, отмечает политолог Карлос Наварро6, Ортега по-прежнему, в худших традициях латиноамериканского популизма, обвиняет во всех бедах своей страны империализм – развитые мировые державы и международные финансовые организации. Но, с другой стороны, Ортега явно заигрывает и с тем же империализмом, и с международными финансовыми структурами, и с крупным национальным капиталом, понимая, что без их помощи Никарагуа никуда не деться. А революционная риторика, по мнению Наварро, требуется Ортеге для завоевания доверия масс, разочарованных в правительствах последних лет, действовавших в рамках традиционной демократии, но погрязших в коррупции и оказавшихся неспособными решить многочисленные проблемы страны в условиях постоянного экономического кризиса7.

Особое место в дискурсе Ортеги отводится апеллированию к идеям национальной идентичности, братства, непосредственному участию народа в делах государства. В связи с этим в его публичных выступлениях и телеобращениях нередко фигурируют такие слова, как «братья», «мир», «любовь», «солидарность», «христианство», «социализм», «власть», «АЛБА», «команданте», «правительство», «народ». Однажды Даниэль Ортега решил обратиться к своему народу по телевидению. В семь часов вечера, во время традиционного просмотра никарагуанцами телесериалов, долго извиняясь за то, что нарушил покой и прервал просмотр любимого сериала, президент так обратился к нации: «Добрый вечер, мои никарагуанские братья, никарагуанские семьи! Я знаю, что в этот час, в пять минут восьмого, у себя дома вы смотрите сериал, фильм, спортивные, культурные, информационные передачи. Мы хотим украсть у вас несколько минут свободного времени, чтобы сообщить вам, моим никарагуанским братьям, о том, что вы являетесь правителями нации, что мы пришли, чтобы работать, развиваться и бороться с бедностью, ведь, как говорится в нашем гимне, “не красит кровью братьев нас твой славный стяг двухцветный”»8. Речь Ортеги длилась 30 минут, в течение которых он успел затронуть множество национальных и международных тем, начиная от сотрудничества с Венесуэлой и заканчивая конфликтом на границе с Колумбией.

Подобные телеобращения – важная составляющая коммуникационной стратегии Ортеги: прерывая ту или иную передачу в прайм-тайм, он затрагивает самые разные темы и объясняет их простым, доступным даже для малограмотного никарагуанца языком. Обращаясь к своим слушателям/зрителям, он называет их не иначе как «мои никарагуанские братья», «правители нации», «правящий народ», «суверенный народ» и т.д., показывая тем самым, что власть в Никарагуа принадлежит самому народу.

 

Официальные и проправительственные СМИ

Помня о годах, проведенных в оппозиции либеральным правительствам, когда у сандинистов был ограничен доступ к СМИ, Ортега сделал соответствующие выводы. И хотя в Никарагуа без цензурных ограничений действует более сотни частных радиостанций и несколько телевизионных сетей, а тенденциозная критика в адрес сандинистского правительства звучит круглосуточно, Ортега смог превратить массовые коммуникации в инструмент семейного бизнеса.

Никарагуанские журналисты9 разделяют СМИ, поддерживающие правительство Ортеги, на две категории: официальные и проправительственные. Разница между ними заключается лишь в характере владения. Так, официальные СМИ принадлежат государству, и их функция заключается в публикации официальных обращений главы государства и его администрации, а также законодательных актов и распоряжений. Проправительственными СМИ владеют частные лица, которые определяют редакционную и информационную политику своих медиа как независимую, однако они вынуждены демонстрировать лояльность власти, получая взамен различные привилегии.

На позитивный имидж Ортеги круглосуточно работают несколько телевизионных каналов. Одним из них – «Каналь 13» – руководят Маурисио, Камила и Лусиана – сын и дочери президента. Семья Ортеги также владеет каналами «Мультинотисиас Каналь 4», «Теленика Каналь 8». Последний возглавляет сын президента Хуан Карлос Ортега Мурильо в партнерстве с организацией АЛБА.

К проправительственным телеканалам, выбравшим тактику поддержания хороших отношений с правительством, относятся каналы «100% Нотисиас» (100% Noticias), «Каналь 23» (Canal 23), «Каналь 41» (Canal 41), «Каналь Экстра Плюс» (Canal Extra Plus) и «Каналь 10» (Canal 10).

Что касается радио, правительство поддерживают «Ла Нуэва Радио Я» (La Nueva Radio Ya), «Радио Сандино» (Radio Sandino), «Радио Примерисима» (Radio Primerísima), «Радио 580» (Radio 580), «Радио Никарагуа» (Radio Nicaragua) и десятки местных радиостанций.

В Интернете правительство владеет веб-сайтами Президента республики (http://www.presidencia.gob.ni/), Национальной Ассамблеи (http://www.asamblea.gob.ni/), Верховного Суда (http://www.poderjudicial.gob.ni/) и других государственных структур, а также интернет-порталами «Эль 19 Дихиталь», «Эль Пуэбло Пресиденте» и «Ла Вос дель Сандиниcмо». Кроме этого администрация Ортеги контролирует правительственную рекламу, доступы к официальным источникам и новостные службы, делающие рассылки по электронной почте, – «Никарагуа Триунфа» (Nicaragua Triunfa) и «Никарагуа Комовамос» (Nicaragua Comovamos). Ни один из современных латиноамериканских президентов не имеет столь мощной информационно-пропагандистской поддержки, как Ортега.

 

Оппозиционные СМИ

Открыто критиковать правительство осмеливаются лишь две общенациональные ежедневные газеты, которые, однако, являются самыми влиятельными и крупнотиражными в стране – «Эль Нуэво Диарио» и «Ла Пренса», а также еженедельный журнал «Конфиденсиаль» (Confidencial) и газеты «Ой» (Hoy) и «Эль Терсер Диарио». Совокупный тираж первых двух превышает 100 тыс. экз. Все эти издания принадлежат представителям известной никарагуанской семьи Чаморро. В частности, Педро Чаморро был главным редактором газеты «Ла Пренса», после его смерти в 1978 г. на посту редактора его сменила жена – Виолета Барриос Чаморро, которая в 1990 г. была избрана президентом Никарагуа и оставалась в этой должности до 1997 г. Газету «Эль Нуэво Диарио» с 1980 г. возглавлял Хавьер Чаморро, брат Педро Чаморро. После смерти в 2008 г. Хавьера Чаморро его заменил сын Франсиско. Журнал «Конфиденсиаль» возглавляет сын Виолеты Чаморро Карлос Фернандо Чаморро, известный никарагуанский журналист, который 1980-е гг. руководил печатным органом Сандинистского Фронта Национального Освобождения (СФНО) – газетой «Баррикада» (Barricada). Но времена изменились, сегодня Карлос Фернандо, президент Центра исследования коммуникаций CINCO10, ведущий новостных программ «На этой неделе» и «Сегодня вечером», жестко критикует правительство Ортеги, за что подвергается ответной критике со стороны государства. Так, в 2007 г. в своей программе «На этой неделе» Чаморро показал случай вымогательства со стороны истеблишмента партии СФНО. После выхода в эфир программы «Каналь 4» и «Ла Нуэва Радио Я» необоснованно обвинили Центр исследования коммуникаций CINCO в клевете11.

В январе 2010 г. руководство каналом «Каналь 8» перешло к Хуану Карлосу Ортеге Мурильо, сыну президента, при этом средства на покупку канала были выделены торгово-экономическим альянсом АЛБА. Об этом газете «Эль Нуэво Диарио» сообщил Рафаэль Паниагуа, венесуэльский управляющий АЛБА Никарагуа (АЛБАНИСА), что стоило ему увольнения. Впоследствии АЛБАНИСА опубликовала заявление, в котором отрицалось признание Паниагуа. Покупка канала означала для Чаморро закрытие его программ «Этим вечером» и «На этой неделе», которые он вел на этом телеканале. В марте 2010 г. он возобновил выпуск своих программ на телеканале «Каналь 12» (Canal 12), пообещав зрителям сохранить независимость и оппозиционность своих передач.

Среди аудиовизуальных средств массовой информации правительство критикует «Радио Корпорасьон» (Radio Corporación). Его владелец – Фабио Гадеа – известный никарагуанский журналист и политический деятель, в 2011 г. он выставлял свою кандидатуру на президентских выборах, но уступил Ортеге, придя к финишу вторым.

 

Первая леди и ее роль в политических коммуникациях

В 1980-е гг., во время первого президентства Ортеги, фигуре первой дамы не придавалось особого значения. Росарио Мурильо занимала пост министра культуры, проводила благотворительные акции, сотрудничала с Сандинистской ассоциацией работников культуры, успев, однако, поссориться почти со всей сандинистской интеллигенцией и, прежде всего, со священником, членом СФНО, Эрнесто Карденалем.

Во время второго президентского срока Ортеги Мурильо получила неограниченную власть. Она стала занимать пост пресс-секретаря президента, координатора национальной системы социального обеспечения, руководителя национальной Комиссии по защите детей, а также секретаря Совета по коммуникациям и гражданству. Последний пост Мурильо получила сразу после вступления Ортеги в должность президента. В Каса Мамон12 до прихода Ортеги к власти существовал отдел по связям с общественностью, через который посредством простого звонка пресс-секретарю решались любые информационные запросы. По словам Эдуардо Энрикеса, шеф-редактора газеты «Ла Пренса», «с тех пор как Ортега перевел свои службы в секретариат СФНО, этот отдел перестал существовать, и поговорить с сеньорой Мурильо стало практически невозможно»13. Ни один документ, предназначенный для СМИ, не проходит без одобрения супруги президента. Кроме этого она сопровождает мужа во всех зарубежных поездках, что также позволено только представителям официальной прессы.

При этом Мурильо определяет не только то, как должны вести себя члены правительства по отношению к прессе, но и государственную символику, которая распространяется на всей территории страны. Официальный цвет правительства – ярко-розовый, пурпурный или бледно-розовый. Этот цвет присутствует на логотипе правительства, футболках участников торжественных митингов и уличных шествий, а также на официальных плакатах и в оформлении правительственных веб-сайтов и интернет-изданий. Такой необычный выбор цвета объясняется тем, что розовый ассоциируется с сердцем, в котором живет любовь и прощение. Не случайно лозунг правительства гласит: «Любовь сильнее, чем ненависть».

Одеваться или украшать свой дом в розовый цвет означает проявлять симпатию по отношению к правительству. Стиль самой Росарио никарагуанцы называют словом «чамуко» (chamuco): ча (cha) от Chayo (уменьшительная форма имени Росарио), му (mu) от Murillo (Мурильо), ко (co) – суффикс с пренебрежительным значением. Согласно этому стилю, носить по три кольца на одном пальце означает «чамуко», надевать украшения из бирюзы – тоже «чамуко». Бирюза при этом выбрана Росарио не случайно. Никарагуанская журналистка София Монтенегро считает, что образ Мурильо приобретает вместе с этим символическое значение: супруга президента носит несколько ярких браслетов голубого цвета, потому что бирюза, согласно народным приметам, спасает ее владельца от нищеты и искореняет зло14. В данном случае подразумевается искоренение нищеты и зла в стране.

Еще один символ правительства Ортеги, введенный супругой президента, – Рука Фатимы, или Хамса, изображенная на плакате, который вывешивается за спиной президента во время правительственных заседаний. Он символизирует стремление человека к всемогуществу и всезнанию. Считается, что он защищает своего владельца от сглаза и колдовства и приносит ему счастье, богатство и здоровье15. На американском континенте этот символ был найден в культуре ацтеков, где он означал божественное вдохновение.

 

Особенности коммуникационной политики правительства Никарагуа

 

Именно первой леди принадлежит авторство документа «Коммуникационная стратегия правительства Никарагуа»16, которая определяет основные коммуникативные принципы взаимодействия правительства и президента с негосударственными СМИ.

Тот факт, что «Коммуникационная стратегия» была разработана в январе 2007 г., т.е. сразу после вступления Даниэля Ортеги в должность президента, делает ее еще более значимым документом. Стратегия состоит из введения и трех глав: «Наши тематические аспекты» (Nuestros ejes de contenido temáticos), «Наши ключевые идеи» (Nuestras ideas-fuerza), «Наш план действий» (Nuestro plan de acción). Каждая глава разбита на несколько параграфов. Во введении обосновывается глобальная цель коммуникационной стратегии никарагуанского государства – создание национальной самобытности и образа страны как внутри ее, так и за рубежом, а также такой формы политической организации и устройства общества, как прямая демократия, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.

На реализацию данной цели направлены усилия правительства, которые реализуются благодаря грамотной коммуникационной политике, особенности которой представлены в трех последующих главах. В первой главе, «Наши тематические аспекты», обосновывается одно из ключевых понятий коммуникационной стратегии – «Народ – президент» (El Pueblo Presidente)17. Это понятие коррелирует с концепцией прямой демократии. Никарагуанскому народу отводится ключевая роль в принятии важных государственных решений. Для правительства Ортеги очень важны эти изменения, поскольку неолиберальные режимы, правившие в Никарагуа в 1990-е и начале 2000-х гг., делали акцент на капитале как основном факторе развития страны. В рамках концепции «Народ – президент» была создана одноименная еженедельная телерадиопрограмма, демонстрирующая, как представители власти на национальном и местном уровнях общаются с жителями того или иного муниципалитета, выслушивают предложения местных жителей и совместно решают возникшие проблемы.

Концепция «Народ – президент» тесно связана с другим тематическим аспектом, который рассматривается в первой главе, – борьбой с бедностью. Формирование новой политической культуры обязывает вести борьбу с бедностью, делая акцент на активном и сознательном участии граждан в этом процессе. Все это необходимо для развития производства, улучшения условий труда и повышения благосостояния. Согласно документу, все политические и социально-экономические проекты, которые будут осуществляться в данном ключе, станут неисчерпаемым источником информации для средств массовой информации.

Еще одним важным тематическим аспектом коммуникационной стратегии правительства является единство нации. Концепция предлагает использовать лозунг «Объединенная Никарагуа торжествует!» (¡Unida, Nicaragua Triunfa!) во всех государственных СМИ и на официальных плакатах. Кроме единства национального, в документе развивается и идея латиноамериканского единства – создания Великого латиноамериканского Отечества, что, как указывалось выше, характерно для дискурса современных латиноамериканских политических лидеров левого толка.

Во второй главе, «Наши ключевые идеи», предлагается несколько опорных концепций, которые должны ассоциироваться с правящей властью. Для того чтобы ассоциации возникали, эти концепции должны постоянно провозглашаться СМИ и самими чиновниками. Например, развивая тему преимуществ прямой демократии для народа, важно говорить о постепенных изменениях («мы решим»), которые будут производиться при участии народа («мы вместе будем решать»). Этому будет способствовать и другая идея – «лицом к народу», которая подразумевает полную прозрачность работы государственного аппарата и разговор власти с народом без посредников, лицом к лицу. Подобное общение с народом сандинисты практиковали еще в 1980-е гг. «Любой акт коррупции должен быть признан и осужден с самого начала. Никарагуанцы должны иметь определенность и уверенность в том, что мы не собираемся обманывать их и что у нас не будут дрожать руки, когда мы будем наказывать виновных. Мы заботимся о нашем народе, − говорится в документе. – Даниэль – ваш товарищ, СФНО с вами навсегда!»18. Таким образом, коммуникационная стратегия предполагает, что верховная власть стремится поставить знак равенства между собой и народом, чтобы народ ощущал поддержку государства рядом, а не чувствовал ее недоступность.

Язык официальных сообщений, официальная повестка дня, надписи на правительственных плакатах, формы реакции чиновников на критику со стороны независимых СМИ, элементы политической эстетики и даже оформление стола, за которым председательствует президент, – все это изложено в третьей главе «Коммуникационной стратегии». Документ предлагает следующие рекомендации коммуникационного поведения правительственных СМИ и представителей власти:

  • «Педагогическая коммуникация». Документ утверждает, что немногие в Никарагуа знают, что такое АЛБА или КАФТА. Чиновникам, использующим подобные аббревиатуры, предписывается объяснять народу самым простым языком, что они обозначают.
  • «Сообщать о достижениях». Рекомендуется систематически сообщать народу посредством СМИ о важных достижениях и проектах национального и международного масштаба, чтобы граждане имели представление о том, что происходит в стране и за рубежом.
  • «Использование государственных СМИ». Правительство должно использовать только «свои» СМИ для публикации официальных сообщений, не допуская их независимый анализ, какое-либо сравнение или сокращение в независимости от их объема. Кроме этого ни один представитель исполнительной власти не имеет права делать официальные заявления СМИ без одобрения секретаря Совета по коммуникациям и гражданству, иначе им грозит увольнение19. Это требование мотивируется тем, что независимые и оппозиционные СМИ намеренно искажают полученную официальную информацию, в связи с чем у граждан формируется не соответствующий действительности образ государственной власти.
  • «Использование концепций “Коммуникационной стратегии”». Документ рекомендует составить для представителей власти правила и требования, согласно которым они должны использовать в своих выступлениях те термины и ключевые понятия, которые зафиксированы в данном документе.
  • «Транслировать энтузиазм». На эмоциональном уровне в речах никарагуанских политиков должны присутствовать понятия оптимизма, энтузиазма и надежды. Также нужно передавать «ощущение безопасности и веры в то, что мы движемся вперед, что придут лучшие времена, и мы идем в правильном направлении»20.
  • «Запись правительственных мероприятий». Важно делать видео- и аудиозаписи всех правительственных мероприятий. Впоследствии они могут быть использованы при съемках документальных фильмов, а также перед новым избирательным процессом. Кроме того, эти материалы можно предложить телевизионным каналам в случае, если они не смогли записать то или иное правительственное мероприятие.
  • «Ежедневный мониторинг СМИ». Необходимо осуществлять ежедневный мониторинг СМИ: анализировать информацию, отслеживать позиции печатных изданий и телерадиоканалов, замерять аудиторию.

После принятия «Коммуникационная стратегия» дорабатывалась и обновлялась, и ее действие было пролонгировано в период третьего президентского срока Даниэля Ортеги (2012−2017 гг.).

 

Даниэль Ортега и социальные медиа

Сегодня, согласно докладу Совета по политике цифровых технологий (Digital Policy Council), более 75% всех мировых лидеров либо самостоятельно ведут свои аккаунты в соцсетях, либо за них это выполняет специальная информационная служба21. Исследования показывают, что политические лидеры стали активно использовать соцсети, в частности Twitter, после событий Арабской весны 2011 г., которые продемонстрировали огромные возможности социальных медиа по информированию, мобилизации и организации людей.

Однако Даниэль Ортега – один из немногих современных политических лидеров, которые категорически отказываются использовать площадку социальных медиа для общения со своими соотечественниками или гражданами других стран. И это не мешает ему оставаться одним из самых популярных политиков в стране. Так, согласно последнему опросу компании M&R Consultores, который проводился в сентябре 2013 г. среди 1600 граждан старше 16 лет, Ортега обладает поддержкой 66,5% избирателей22. 76,4% и 77,2% никарагуанцев отметили, что удовлетворены политикой Даниэля Ортеги и Росарио Мурильо, соответственно. Согласно исследованиям мексиканской консалтинговой компании Mitofsky, Ортега занимает четвертое место из 19 по популярности среди президентов латиноамериканского региона, с уровнем поддержки в 65,5%23.

Объяснений тому, почему Ортега до сих пор не присоединился к лидерам, успешно использующим платформу социальных медиа, может быть несколько. Во-первых, Ортега тщательно скрывает свою личную жизнь, информация о состоянии его здоровья является государственной тайной, а политика социальных медиа, напротив, требует прозрачности частной жизни, доступности личной информации. Во-вторых, Никарагуа обладает самым низким в Центральной Америке уровнем проникновения Интернета. По данным на 2013 г., из 6 млн никарагуанцев доступ в Интернет имеют только 601 тыс., или 13,1% населения страны24. Это связано с высокой стоимостью подключения к Интернету (около 20 долл. США в месяц при средней зарплате в 150 долл.), отсутствием развитой инфраструктуры и доступа к широкополосной связи. Низкий уровень интернетизации страны сказывается и на невысоких показателях вовлеченности никарагуанцев в социальные сети. Так, согласно исследованию компании iLifebelt, изучившей тенденции развития социальных сетей в Центральной Америке, на начало 2013 г. в социальной сети Facebook было зарегистрировано около 813 тыс. никарагуанцев, или 13,5% населения, в то время как в Twitter – всего 200 тыс. пользователей, или 3%25. В-третьих, Twitter накладывает ограничения на длину публикуемых сообщений (до 140 символов), а Ортега, как известно, любит произносить длинные речи. В-четвертых, в связи с отсутствием в социальных сетях ключевых политических деятелей в Никарагуа не наблюдается политизации социальных сетей, в отличие, например, от Венесуэлы: никарагуанские фолловеры не отслеживают политические новости и не следят за жизнью политиков посредством социальных сетей.

Однако отсутствие Ортеги в социальных сетях компенсируется наличием в них аккаунтов государственных средств массовой информации («Радио Сандино» –@radiosandino, «Ла Нуэва Радио Я» – @nuevaya, «Эль Пуэбло Пресиденте» – @EPP_Nicaragua и др.).

 

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать несколько выводов о тактике и приемах коммуникационной стратегии никарагуанского президента Даниэля Ортеги. Итак, ортегизм, как коммуникационная стратегия, проанализированная нами на примере двух президентских сроков, характеризуется следующими признаками.

  • Единственный источник правды – официальные и проправительственные СМИ, которые публикуют информацию, исходящую непосредственно от государственных органов.
  • Большая роль в сфере владения СМИ и определения информационной повестки дня отводится семье Ортеги. Ни один из современных латиноамериканских политических лидеров не имеет столь мощной информационно-пропагандистской поддержки.
  • Осуществление строгого контроля над чиновниками исполнительной власти. Ни одно должностное лицо не уполномочено делать официальные заявления СМИ без согласования с секретарем Совета по коммуникации и гражданству Росарио Мурильо.
  • Наличие официальной системы СМИ, осуществляющих государственную пропаганду. Выступления и сообщения президента транслируются без независимого анализа и каких-либо ограничений.
  • Перманентная конфронтация президента с независимыми СМИ, критикующими действия правительства; введение политических и экономических санкций в отношении независимых СМИ.
  • Дискурс ортегизма активно использует такие словосочетания, как «правящий народ», «народ-президент», «гражданская власть», «суверенный народ», а также такие понятия, как «солидарность», «христианство», «социализм».
  • Стиль Ортеги максимально приближен к стилю простых людей: президент нередко носит неформальную одежду, допускает просторечные слова и выражения во время выступлений и общения с народом.
  • Обсуждение личной жизни и здоровья президента находится под запретом. Это одна из причин того, что Ортега остается одним из немногих мировых лидеров, не имеющих личных аккаунтов в социальных сетях.

Полученные результаты позволяют сформировать представление о коммуникационной политике современного никарагуанского президента, а также использовать их при сравнении с коммуникационными стратегиями других латиноамериканских политических лидеров.

 


  1. Барышников С.А. Теория и практика сандинизма (1979−1991 гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 1991; Булычев И.М. Проблемы общественного строительства и политическая борьба в Никарагуа в 1979−1986 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 1989; Горовая Е.В. Сандинистский фронт национального освобождения в Никарагуа: социальная база и политическая платформа (1961−1979). М., 1994; Идейное наследие Сандино: (Сб. документов и материалов). [Пер. с исп.] / Под ред. И.Р. Григулевича и др. М., 1982; Попов И.М. Враг не пройдет! Радио Кубы, Никарагуа, Сальвадора в борьбе против контрреволюции и империализма. М., 1988;Хачатуров К.А. Три знака времени. Полвека в международной журналистике. М., 2002.(Baryshnikov S.A. Teoriya i praktika sandinizma (1979−1991 gg.): dis. … kand. ist. nauk. Moskva, 1991; Bulychev I.M. Problemy obshchestvennogo stroitel'stva i politicheskaya bor'ba v Nikaragua v 1979−1986 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. Moskva, 1989; Gorovaya E.V. Sandinistskiy front natsional'nogo osvobozhdeniya v Nikaragua: sotsial'naya baza i politicheskaya platforma (1961−1979). Moskva, 1994; Ideynoe nasledie Sandino: (cb. dokumentov i materialov). [Per. s isp.] / Pod red. I.R. Grigulevicha i dr. Moskva, 1982; Popov I.M. Vrag ne proydet! Radio Kuby, Nikaragua, Sal'vadora v bor'be protiv kontrrevolyutsii i imperializma. Moskva, 1988; Khachaturov K.A. Tri znaka vremeni. Polveka v mezhdunarodnoy zhurnalistike. Moskva, 2002.)
  2. Becerra M. y Mastrini G. Los monopolios de la verdad: descifrando la estructura y concentración de los medios en Centroamérica y República Dominicana. Buenos Aires, 2009; Chamorro C. Los medios de comunicación en Nicaragua. Una introducción al sistema de medios y sus relaciones con el poder público y privado. Managua, 2005; Montenegro S. Los medios de comunicación como actores políticos en Nicaragua: los periodistas, los medios y el poder. Managua, 2007; Rabinovich E., Magrini A.L., Rincón O. Vamos a portarnos mal: [Protesta social y libertad de expresión en América Latina]. Bogotá, 2011; Rincon O. Los telepresidentes: cerca del publo lejos de democracia. Bogota, 2008; Rincon O. ¿Por qué nos odian tanto? [Medios de Comunicación y Estado en America Latina]. Bogotá, 2009; Santoro S. Sin nosotras, no se les acaba la fiesta! [América Latina en perspectiva de género]. Bogotá, 2009.
  3. См., напр.: Usulutlán R. Nicaragua según Ortega: ¿50 por ciento para Rosario y 50 para mí? // ¡Sin nosotras, se les acaba la fiesta! Bogota, 2009. P. 113−120.
  4. См., напр.: Blanco N. El orteguismo es útil. – URL: http://www.elnuevodiario.com.ni/opinion/231841 (дата обращения 03.09.2013); Blanco N. ¿Hay una dictadura en Nicaragua? – URL: http://www.elnuevodiario.com.ni/opinion/261119 (дата обращения: 05.09.2013).
  5. См., напр.: Русакова О.Ф. Дискурс новых латиноамериканских левых: от Че Гевары до Чавеса. Концепт «Наша Америка». – URL: http://discourse-pm.ur.ru/discours7/rusakova2.php (дата обращения 31.08.2013). (Sm., napr.: Rusakova O.F. Diskurs novykh latinoamerikanskikh levykh: ot Che Gevary do Chavesa. Kontsept «Nasha Amerika». – URL: http://discourse-pm.ur.ru/discours7/rusakova2.php (data obrashcheniya 31.08.2013))
  6. Даниэль Ортега: между популизмом и прагматизмом. – URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/270458.html (дата обращения: 29.09.2013). (Daniel' Ortega: mezhdu populizmom i pragmatizmom. – URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/270458.html (data obrashcheniya: 29.09.2013))
  7. Там же. (Tam zhe.)
  8. Rincón O. Los telepresidentes: cerca del pueblo, lejos de la democracia. Bogotá, 2008. P. 128.
  9. Ibid. P. 130.
  10. http://www.cinco.org.ni/ (дата обращения: 10.10.2013).
  11. Rincon O. ¿Por qué nos odian tanto? [Medios de Comunicación y Estado en America Latina]. Bogotá, 2009. P. 91.
  12. Президентский дворец в Манагуа.
  13. Rincon O. Los telepresidentes: cerca del publo lejos de democracia. Bogota, 2008. Р. 131.
  14. Santoro S. Sin nosotras, no se les acaba la fiesta! [América Latina en perspectiva de género]. Bogotá, 2009. P. 114.
  15. Gutiérrez Doña P. R. Fetichismo sandinista. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Opinion;id=6205 (дата обращения: 25.07.2013).
  16. Коммуникационная стратегия правительства Никарагуа. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (дата обращения: 06.07.2013). (Kommunikatsionnaya strategiya pravitel'stva Nikaragua. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (data obrashcheniya: 06.07.2013))
  17. В период третьего президентского срока Ортеги, в ноябре 2012 г., данная концепция была доработана и представлена в официальном документе «Никарагуа: ”Народ – Президент” (народ организованный, творец своей истории)». – URL: http://www.tortillaconsal.com/tortilla/es/node/12183 (дата обращения: 02.11.2013) (V period tret'ego prezidentskogo sroka Ortegi, v noyabre 2012 g., dannaya kontseptsiya byla dorabotana i predstavlena v ofitsial'nom dokumente «Nikaragua: ”Narod – Prezident” (narod organizovannyy, tvorets svoey istorii)». – URL: http://www.tortillaconsal.com/tortilla/es/node/12183 (data obrashcheniya: 02.11.2013))
  18. Коммуникационная стратегия правительства Никарагуа. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (дата обращения: 06.07.2013) (Kommunikatsionnaya strategiya pravitel'stva Nikaragua. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (data obrashcheniya: 06.07.2013))
  19. В свое время должностями поплатились Посол Никарагуа во Франции Оскар Рене Варгас и министр культуры Мархине Гутьеррес после того, как предоставили информацию газете «Ла Пренса». Как пояснил владелец издания Хайме Чаморро Карденаль, «в обоих случаях информация, которая поступила от госслужащих, касалась их сферы деятельности и не носила грифа секретности. Однако чиновники были уволены только потому, что разговаривали с представителями оппозиционного издания» (См.: Rincon O. Los telepresidentes: cerca del publo lejos de democracia. Bogota, 2008. Р. 131).
  20. Коммуникационная стратегия правительства Никарагуа. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (дата обращения: 06.07.2013) (Kommunikatsionnaya strategiya pravitel'stva Nikaragua. – URL: http://www.nicaraguahoy.info/dir_cgi/topics.cgi?op=print_topic;cat=Documentos;id=4865 (data obrashcheniya: 06.07.2013))
  21. Rogers T. Will Nicaragua’s Ortega ever join Twitter? – URL: http://www.nicaraguadispatch.com/news/2013/10/will-nicaraguas-ortega-ever-join-twitter/8291 (дата обращения: 02.11.2013).
  22. Daniel con gran apoyo popular. – URL: http://www.laluchasigue.org/index.php?option=com_content&view=article&id=3222:radio-la-primerisima&catid=81:nicaragua&Itemid=198 (дата обращения: 04.11.2013).
  23. Jarquin S. Última encuesta de MITOFSKY revela que Presidente Daniel tiene enorme respaldo del pueblo. – URL: http://nuevaya.com.ni/2013/10/ultima-encuesta-de-mitofsky-revela-que-presidente-daniel-tiene-enorme-respaldo-del-pueblo/ (дата обращения: 02.11.2013).
  24. Guerrero R., Castillo P. Poca y cara conexión a la Web. – URL: http://www.elnuevodiario.com.ni/economia/282668 (дата обращения: 05.11.2013).
  25. Estudios de Redes Sociales en Centroamérica realizados por iLifebelt América Central. – URL: http://redes-sociales.ilifebelt.com/ (дата обращения: 05.11.2013).