Languages

You are here

Церковь online: вечное и виртуальное

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Урина Наталья Валентиновна

Ежедневно по дорогам Интернета странствуют миллионы виртуальных паломников, которые ищут новые пути к своему Богу или еще только хотят обрести Его. Религиозные сайты множатся с завидной быстротой, они разнолики и неравноценны по содержанию. В этом легко убедиться, задав любой поисковой системе всего лишь одно слово - "God". Как утверждает "Panorama online", обрушившаяся лавина ссылок по объему будет уступать только ссылкам на запрос о сексе. Своего рода ориентиром в религиозном киберпространстве может служить книга итальянских авторов Марко Рестелли и Кристины Чечи «Религии онлайн», подтверждающая не только масштабность феномена, означенного в названии, но и его неоднозначность. В чем же кроются причины популярности религиозной тематики в Интернете и что думают по этому поводу церковные деятели, в частности католические? Ведь только в домене "it." насчитывается более 8 тыс. сайтов, охватывающих практически все стороны жизни католической церкви: от официального Ватикана до скромных приходских общин, от влиятельных орденов до малоизвестных изданий... Да и католическая иерархия, пожалуй, наиболее активно высказывается по поводу новейших коммуникационных технологий и их практического использования, демонстрируя свою современность и прогрессивность.

Доктринально оформленная позиция церкви по отношению к средствам коммуникации является плодом не только теоретического ума ее отцов, но и практического опыта, накопленного столетиями. Ни один общественный институт не имеет столь ярко выраженного коммуникативного характера, как церковь. Коммуникация - это и ее содержание, и форма одновременно, совершенствовавшиеся применительно к различным эпохам и пространствам: от римских катакомб до Нового Света, от античности до электронной эры, от межличностной коммуникации до глобальной. Церковью освоены практически все ее средства и формы: от устной проповеди до интернетовского сайта, от печатного станка Гутенберга до спутникового телевидения. Оснащенная этим неоценимым опытом католическая церковь в начале третьего тысячелетия христианства чутко улавливает те процессы, которые обозначились или только зреют в мире коммуникаций на базе новейших технологий.

По существу, католическая церковь сделала решительный шаг в этом направлении еще на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.), объявив миру о своем обновлении. «Aggiornamento» стало основой политики Ватикана в отношениях с современным миром. Одна из примечательных тенденций обновленческого характера в католической церкви - активное обращение к проблемам социальной коммуникации и средств ее реализации, что нашло отражение в документах II Ватиканского Собора (декрет «Inter mirifica») и послесоборной пастырской инструкции «Communio et Progressio» (1971 г.). В них содержатся основные доктринальные положения, не утратившие своей актуальности и значимости. Однако динамика развития современного мира, изменения конца 80-х - 90-х гг., затронувшие все сферы жизни общества (от падения Берлинской стены до стремительного взлета Интернета), не только подтвердили своевременность обращения Ватикана к проблемам социальной коммуникации, но и обозначили необходимость новых подходов к ним в реалиях сегодняшнего и даже завтрашнего дня.

Сейчас в Ватикане всеми этими вопросами занимается Папский совет по социальным коммуникациям, имеющий статус министерского ведомства Римской курии. Принципиально важным документом этого Совета стала пастырская инструкция "Aetatis novae" (1992 г.). Она начинается словами «Революция в коммуникации», как бы продолжая концовку инструкции «Сommunio et progressio», констатировавшей еще в 1971 г., что «началась космическая эпоха социальной коммуникации». Столь непривычное для церковного лексикона понятие как «революция в коммуникации» трактуется гораздо шире, чем технологический прорыв. Главное здесь заключено в том, что коммуникационная экспансия глубоко влияет на культуру всего мира и не оставляет на земле такого места, где бы ни сказывалось воздействие « медиа на религиозных и моральных отношениях, на политических и социальных системах, на воспитании». К привычным уже понятиям «информационное общество», «медийная культура» и «медийное поколение», которые отражают в определенной мере зависимость знаний и представлений о жизни от медиа, добавляется еще и «медийный опыт», подменяющий человеческий опыт. Опережающий всякие предсказания технологический прогресс способствует как эволюции «старых», так и появлению «новых медиа», которые вместе овладевают «новыми языками» коммуникации и с их помощью формируют «новую коммуникационную культуру». Такова логическая схема католической концепции в части, касающейся развития современной ситуации.

Плодом деятельности Совета стали и другие, весьма важные документы, в том числе: «Экуменическое и межрелигиозное сотрудничество в области социальных коммуникаций» (1989 г.), «Порнография и насилие в средствах коммуникации: пастырский ответ» (1989 г.), «Этика в рекламе» (1997 г.). И наконец, «Церковь и Интернет» и «Этика в Интернете», оба увидевшие свет в 2002 г. Все они посвящены актуальным вопросам, но весьма примечательны тем, что концентрируют внимание на морально-этических проблемах в такой чувствительной к ним сфере, как коммуникация.

Однако эти проблемы не являются прерогативой Папского совета, они так или иначе затрагиваются и в других церковных документах. Особое значение имеют, конечно, суждения Иоанна Павла II, содержащиеся в его энцикликах и других обращениях к миру. И хотя среди его энциклик нет ни одной, целиком посвященной средствам социальной коммуникации, папа редко обходит их молчанием. К примеру, в энциклике «Redemptoris missio» (1990 г.) сразу обратило на себя внимание пространное рассуждение Иоанна Павла II о мире коммуникаций. В нем папа обращается к миссионерству св.Павла, который нес Благую Весть людям в разных землях и разных собраниях, в том числе и в Афинском ареопаге. В современном мире, по его мнению, существует немало «ареопагов», в которых церковь должна заявить о себе: мир политики и культуры, экономики и науки, общественные движения в поддержку международного сотрудничества и мирного сосуществования. Однако «первый ареопаг современности - это мир коммуникации», поскольку «средства социальной коммуникации стали для многих людей основным инструментом информации и воспитания», наставником в личной, семейной и социальной жизни, а также создателем «новой культуры». В этой ситуации , считает папа, церковь должна не только и не столько использовать медиа для проповеди Евангелия, а интегрировать Божественное Послание в новую коммуникационную культуру, несмотря на всю сложность проблемы. Она порождается не одним новым содержанием, а и новыми способами коммуникации и новыми языками, новой техникой и новыми психологическими подходами. Оценивая трудность задачи, Иоанн Павел II тем не менее настаивает на ее неотложности и в подтверждение приводит слова Павла VI о том, что «разрыв между Евангелием и культурой, без сомнения, является драмой нашей эпохи».

Церковь стремится всеми средствами наладить контакты и взаимопонимание с миром коммуникаций, хотя на этом пути встречаются немалые препятствия. Так, в послании к ХХХШ Дню социальных коммуникаций (1999 г.) Иоанн Павел П, говоря о готовности церкви к любой форме диалога и сотрудничества, остановил свое внимание и на различиях в культуре церкви и культуре средств коммуникации, иногда приобретающих контрастный характер. Церковная культура, по мнению понтифика, базируется на Предании, Мудрости и Радости, а медийная - основана на преходящих новостях, информации и развлечении. Тем не менее папа усматривает возможность их сосуществования и взаимообогащения на благо человечества, чтобы в мире коммуникаций новости были достойны Предания, информация была богата Мудростью, а развлечение проникнуто Радостью.

Социокультурный контекст в католической доктрине является доминирующим, хотя и политический,и экономический присутствуют в ней. В частности, в ней отмечается зависимость национальных экономических структур от современных коммуникационных систем, оцениваются процессы коммерциализации и приватизации в телекоммуникационном секторе и проблема регламентации этих процессов со стороны властей. Однако в каком бы контексте ни рассматривались проблемы средств социальной коммуникации, они так или иначе связаны с личностью и ее развитием, защитой ее фундаментальных прав, свободой и ответственностью.

В церковной доктрине личность человека выступает началом, предметом и целью всех общественных установлений. В силу этого непременным долгом медиа является уважение достоинства личности и участие в ее интегральном развитии. Однако, что представляется весьма важным, отводя значительное место в этом процессе средствам социальной коммуникации, католическая доктрина предостерегает от подмены ими межличностной коммуникации. В этом она видит источник многих индивидуальных и социальных проблем. «Медиа не могут заменить ни прямого личного контакта, ни отношений между членами семьи или друзьями», - отмечается в инструкции «Aetatis novae», поскольку именно в разумном сочетании всех видов коммуникации заложена основа наиболее полного воплощения человеческой общности и единения. Признавая фундаментальным право личности на коммуникацию и информацию, католическая церковь концентрирует внимание на проблеме доступа к медиа, особенно новым, на всех уровнях: от отдельной личности до социальных групп. «Надо надеяться, что разрыв между теми, кто получает пользу от новых средств информации и выражения, и теми, кто не имеет еще доступа к ним, не станет в дальнейшем неконтролируемым источником неравенства и дискриминации», - подчеркивал Иоанн Павел II в одном из своих Посланий.

В неразрывной связи с вопросами о свободе коммуникации, праве на коммуникацию и доступе к ней Ватикан рассматривает вопрос об ответственности, которая равно распределяется между теми, кто владеет медиа, журналистами, и теми, кто их использует. Поэтому, как отмечал Иоанн Павел II, «каждый член человеческого сообщества, от рядового потребителя до могущественнейшего производителя программ, несут личную ответственность».

В контексте вышесказанного в католической доктрине углубленное внимание уделяется как положительному, так и отрицательному воздействию медиа на личность, семью и общество, т.е. выявлению их созидательной силы и разрушающей. Медиа могут и должны служить единству и взаимопониманию людей, но в то же время они могут и разъединять их, обогащать личность и обеднять ее, сплачивать семью и разрушать ее, способствовать развитию духовного начала в человеке и возбуждать низменные инстинкты... В связи с этим неизмеримо возрастает в новых условиях роль ценностных ориентиров и благоразумных решений в коммуникационной сфере. Поэтому церковь, не навязывая своей позиции, «стремится оказать реальную помощь, подсказывая этические и моральные критерии, применимые в этой области, критерии, которые основываются как на общечеловеческих ценностях, так и христианских». Конкретным воплощением этих намерений церкви стали упоминавшиеся выше документы Совета по социальным коммуникациям. Их анализ показывает, что предлагаемые в них рекомендации заслуживают самого пристального внимания, т.к. их реализация может способствовать очищению сферы коммуникации от аморализма, антигуманности и моделирования искаженной реальности.

В оценке современной коммуникационной ситуации в мире католическая церковь демонстрирует сбалансированный подход, отмечая несомненные преимущества новейших технологий, новых медиа и их практически неограниченных возможностей, с одной стороны. С другой, она старается привлечь внимание к негативным последствиям этих процессов, чтобы в интересах каждой отдельной личности и всего человеческого сообщества в возможной мере избежать их. Решение этой сложнейшей проблемы Ватикан видит в выработке морально-этических кодексов и законов, в социальной ответственности властей и журналистов, в исповедании людьми христианских и общечеловеческих ценностей. Поиск Истины в Любви и Надежде должен стать целью и содержанием социальной коммуникации, очищенной от ненависти и отчаяния, лжи и бездуховности. Это своего рода «экология коммуникации», которая так же, как и экология Земли, в третьем тысячелетии обретает еще большую актуальность.

И наконец, нельзя не сказать о Всемирном дне социальных коммуникаций, который, начиная с 1967 г., ежегодно проводится Ватиканом. Каждый из них имеет свою тему, о чем оповещает католический мир папа в своих Посланиях в день св.Франциска Сальского, покровителя католических журналистов. В этих Посланиях на фоне общих проблем конкретизируется позиция церкви по отдельным вопросам, которые должны стать предметом особого внимания всех католиков. В 2002 г. католикам была предложена тема «Интернет: новый Форум для проповеди Евангелия», в трактовке которой подчеркивается ее многозначимость для Церкви: от повседневной информации о жизни католической церкви до психологического воздействия на отдельную личность и все человеческое сообщество в целом. В плане разработки этой темы затем появились два документа Папского совета по Интернету, упоминавшиеся выше. В них, по сути, Интернет нашел официальное признание как средство социальной коммуникации, обладающее огромным потенциалом, который может быть использован как во благо, так и во зло человеку еще в большей мере, чем уже завоевавшие мир печать, радио и ТВ.

В целом, изучение церковных документов дает основание говорить о том, что Ватикан располагает строго очерченной концепцией средств социальной коммуникации, являющейся органичной частью всей католической доктрины. В ней сформулировано отношение церкви к средствам социальной коммуникации и их функциям, широко представлена оценка положительных и отрицательных эффектов их воздействия на личность и общество, определена роль церкви в мире коммуникаций и стоящие перед ней задачи, а также содержатся конкретные рекомендации журналистам, особенно католическим.

По традиции все католики, вовлеченные в средства социальной коммуникации, имеют своих небесных покровителей. Еще в 1923 г. пишущие журналисты обрели патрона в лице св.Франциска Сальского, затем над радио взял покровительство св.архангел Гавриил, а над телевидением - св.Клара. Не остались забытыми издатели, которые обращаются с молитвой к св.Джованни Боско, и специалисты по рекламе, ждущие помощи от св.Бернардино Сиенского. И вот, наконец, очередь дошла до Интернета. Однако выборы затянулись, хотя и проводились в режиме онлайн на специальном сайте "Santi, beati e testimoni" в три этапа. Последний, начавшийся 6 января 2003 г. и завершившийся в канун Пасхи 20 апреля, выявил двух претендентов на покровительство интернавтам: блаженного Джакомо Альберионе (23677 голосов) и св.Джованни Боско (23668 голосов). В голосовании приняли участие более 70 тыс.человек, представляющих католическую церковь во всех частях света. Таким образом, Интернет-католики высказали свое мнение и ждут, кому отдаст предпочтение церковная иерархия, чтобы виртуальное, наконец, соприкоснулось с вечным.