Languages

You are here

Франция: современные рыночные стратегии

Научные исследования: 
France: Present-Day Marketing Strategies

Шарончикова Людмила Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Sharonchikova Lyudmila V.
Ph. D., associate professor, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.

Аннотация
Статья посвящена современным стратегиям французских ежедневных газет, переживающих экономический кризис в связи с возрастающей конкуренцией в условиях развития новых информационных технологий и появления бесплатных информационных изданий. Наряду с анализом рыночных, маркетинговых приемов, к которым обращается французская пресса, рассматривается и совершенствование редакционной формулы газеты, адаптированной к меняющемуся медиа-пейзажу.


Ключевые слова: ежедневные газеты, бесплатные газеты,реклама, концентрация СМИ, группы прессы, Интернет, редакционная формула, распространение газет, "Монд", "Фигаро", "Либерасьон", "Метро", "20 минут".

Abstracts
The paper deals with the current strategies of French dailies battling against the growing competition from new IT products and free papers. Adjustments in marketing techniques and editorial polices to fit into the changing media scene are examined.
Key words: dailies, free papers, internet, editorial policy, distribution, Monde, Figaro, Liberation, Metro, 20 minutes.

 

Франция, в конце ХХ в. отстававшая от других развитых стран, в начале ХХ1 в. вступила в эпоху бурного развития новых информационных технологий. Французская пресса, уже не первое десятилетие испытывающая экономические трудности в связи с ростом производственных расходов, падением продаж и доходов от рекламы, в последние годы вынуждена противостоять новым вызовам: стремительной экспансии Интернета, мобильной телефонии как носителя информации, а также вторжению на рынок прессы информационных бесплатных ежедневных газет.

Рекламные доходы ежедневной прессы постоянно снижаются. Перераспределение рекламы в аудиовизуальные СМИ и журналы сопровождается и сокращением частных объявлений, перемещающихся в Интернет. Рекламодатели начинают понимать, что Интернет - это единственное СМИ, которое проникает на рабочее место, где потребитель проводит большую часть дня. Еще 20 лет назад рекламные доходы «Монд» составляли от 40% до 50%, теперь они не превышают 35%.

Изменяются привычки потребления информации. Появление новых видов СМИ каждый раз ослабляет позиции прессы. Интернет, бесплатные газеты делают информацию для потребителя почти бесплатной, традиционная газета кажется дорогой, к тому же она часто не отвечает запросам читателя. Читательская аудитория стареет, а молодежь считает газеты трудными для восприятия и далекими от ее ожиданий и тревог. Острой критике подвергается содержание газет, их считают слишком ангажированными, пристрастными. Укоренилось недоверие к журналистам и прессе в целом.

Перед сегодняшней прессой встает задача адаптации в новой конкурентной среде. Газеты и журналы уменьшают свои форматы, распространяются вместе с книгами и DVD по льготным ценам. Эти приемы больше касаются формы, чем содержания, значение маркетинга превалирует над важностью содержания. Наблюдается опора на менеджмент, который позволяет сократить расходы на производство и распространение. Появление новых носителей информации заставляет прессу искать другие приемы и способы выживания и нащупывать новую экономическую модель, используя преимущества новых электронных СМИ.

С середины 1990-х гг. газеты создают свои версии в Интернете. Сайты газет совершенствуются, преобразовываются и становятся все более привлекательными для пользователя и для рекламодателя, который начинает понимать, что потребитель использует Интернет в течение рабочего времени. Газеты постепенно вводят платные зоны в своих электронных версиях и начинают добиваться положительных результатов, предоставляя подписчикам дополнительные услуги.

Почти через десять лет после создания сайтов в Интернете издатели готовы пойти на риск сделать платным доступ к сайтам или к некоторым его зонам. «Больше невозможно дарить в Сети то, за что нужно платить в газетном киоске», заявляет руководство «Паризьен». Платной стала в основном информация на сайте экономической «Эко».

«Монд» вот уже несколько лет предлагает подписчикам на сайт за 6 евро в месяц дополнительную информацию и ставит перед собой задачу более гармонично выстраивать печатную версию и электронную. По мнению главного редактора газеты Ж. Кюртиса, «Монд» в Интернете должна стать входной дверью в традиционную версию газеты. Занимая первое место среди сайтов информационных изданий, Lemonde.fr имеет 600 тыс. посещений в день. Бесплатными для посетителей являются все новости в момент подключения, а для подписчиков на сайт предлагаются дополнительные услуги. К концу 2005 г. сайт имел 60 тыс. подписчиков. Его обновление в 2005 г. позволило расширить использование новых технологий в космосе онлайновой информации (блоги, видео и др.). Теперь сайт и газета дополняют друг друга. В то время как сайт открывает новый информационный пейзаж, предоставляя все больше возможности интерактивности, миссия газеты состоит в снабжении читателя богатой надежной аналитической информацией, следуя формуле директора газеты Ж.-М. Коломбани: «отступление от события, отбор информации, ее экспертиза и анализ»1.

Газета «Либерасьон» в 2005 г. инвестировала в свой сайт 300 тыс. евро. Выдвигается стратегия интеграции редакций традиционной и электронной версий с целью создать «монопродукт - бимедья». Сайт занимает второе место после «Монд», в конце 2005 г. имел 200 тыс. посетителей в день, за год количество посетителей увеличилось на 58%, доходы от рекламы выросли на 40%, но его доля в торговом обороте газеты всего 5%. В 2006 г. предполагается создание платных зон.

Провинциальные газеты также готовы переступить этот барьер, учитывая снижение продаж в киосках. «Мы сделаем платным то, что действительно представляет собой добавочное редакционное содержание, в первую очередь местную информацию, - говорит директор филиала Интернет «Дерньер нувель д‘Альзас», - наши читатели уже созрели, чтобы покупать информацию в Интернете, это становится распространенным явлением». Но, сокращая доступ к сайту, издатели наблюдают падение количества посещений, что не всегда компенсируется подпиской. «Телеграмм де Брест» уже год как перешла на платный доступ. Более гибкой является смешанная модель, и она очевидно и более рентабельна. Именно такую модель выбрала «Монд» с апреля 2002 г2.

В борьбе за выживание французская пресса использует как старые, традиционные рыночные стратегии сокращения расходов путем увольнений, уменьшения объема газет и, конечно, концентрации, так и ищет новые пути. Национальные ежедневные газеты живут не по средствам. Снижение распространения и доходов от рекламы привели к росту дефицита «Монд», долги группы составили к середине 2005 г. 63 млн. евро3. Газета вынуждена была пойти на серьезные сокращения своего персонала, назывались цифры более 200 человек из 1050 (вместе с рабочими типографии)4.

Трудную экономическую ситуацию, вылившуюся в редакционный кризис и забастовки персонала, переживает «Либерасьон». Приход в 2004 г. в качестве основного владельца газеты Э. Ротшильда (около 38% капитала), обещавшего инвестировать 20 млн. евро, не выправил положение. Газета ежемесячно приносит убытков на 500 тыс. евро. Распространение газеты в киосках падает: более 90 тыс. экз. в 2004 г., 82 тыс. в 2005 г. Руководство газеты объявило о плане сокращения 52 рабочих мест, с чем не соглашаются профсоюзы. В ноябре и декабре забастовки персонала приводили к срыву выпуска газеты. Переговоры между издателями и профсоюзами продолжаются.

Огромное количество названий газет и журналов, телевизионных каналов скрывают степень концентрации СМИ и ее влияния на плюрализм мнений. Концентрация в рамках одного вида СМИ - это только один из аспектов, так как наиболее мощные группы уже стали мультимедийными. Они имеют сильные позиции одновременно в прессе, телевидении, книгоиздании и интегрированы в промышленные группы (Буиг, Дассо, Лагардер), зависящие от государственных заказов. Такое положение ставит под угрозу независимость СМИ.

В последние три-четыре года возросла концентрация СМИ не только на уровне приобретения отдельных изданий, но и путем слияния целых групп прессы: Экспресс-Экспансьон и Сокпресс, групп Монд и Пюбликасьон де ля Ви католик (ПВК), групп Эксельсиор и Эмап и др.

Перераспределение капитала, процесс концентрации затронули в последние годы почти все национальные и многие региональные группы прессы. Реструктуризация группы Вивенди Юниверсал, а также инвестиции в группу «Монд» привели к укреплению позиций группы Лагардера, которая стремится занять место в различных секторах коммуникаций. Ашетт представлена в журнальной периодике, региональной печати, ежедневных национальных газетах, книгоиздательстве, телевидении, распространении периодики и книжной продукции.

Группа Сокпресс перешла под контроль авиапромышленника Сержа Дассо. Ему принадлежит более 80% капитала, около 70 названий печатных изданий, среди которых «Фигаро», «Экспресс», «Валер актюэль», региональные газеты «Прогре», «Дофине либере» и др.Дассо сразу заявил, что он не собирается сохранять убыточные издания. Уже проданы газеты северо-запада Франции, за счет котoрых укрепилось монопольное положение «Уэст-Франс». Выставлена на продажу «Прогре» в Лионе. Основную ставку Дассо делает на «Фигаро».

Газета «Монд», диверсифицируя свою деятельность и присоединяя активы других собственников, сумела создать крупную группу прессы. Присоединение Пюбликасьон де ля Ви католик позволило объединить издание ежедневных газет, журналов, а взаимный обмен частью капитала с «Нувель обсерватер», усиливает журнальный сектор группы.

Три французские группы: Ашетт-Филиппаки-Медья, Дассо-Сокпресс и Монд-ПВК - выделяются на фоне печатной прессы Франции. Все они представлены в различных сегментах рынка печатной прессы: ежедневные национальные газеты, информационные еженедельники, финансовые и экономические журналы, женские журналы, телевизионные еженедельники, массовые развлекательные издания. Поглощение английской Эмап изданий группы Эксельсиор («Сьянс э ви», «Биба», «Вэнт ан» и др.) позволило ей приблизиться к трем лидерам французского рынка прессы. Две следующие позиции занимают иностранные группы: Эмап и немецкая Призма-Пресс-Бертельсманн - тяжеловесы в сегменте журнальной периодики. И только за ними следуют группа Амори (напомним с участием Лагардера), DI Групп-Луи Вюитон (газета «Трибюн»), английская Пирсон («Эко»), Мари-Клер (женские журналы) тоже с участием Лагардера, а также региональные группы (Уэст-Франс, Сюд-Уэст и др.)

В сложившемся медиапейзаже существование независимого ежедневного или еженедельного издания становится проблематичным. Осложнилось положение газеты «Либерасьон». Новый владелец не сумел остановить рост дефицита издания и предложил план сокращения расходов за счет сокращения персонала и реструктуризации издательского процесса. В катастрофическом положении находится «Франс-суар», очередной ее владелец не мог приостановить падение распространения и рост долгов, газета объявлена банкротом, судебными инстанциями назначено внешнее управление. Покупки-продажи продолжаются, так как все стремятся избавиться от нерентабельных изданий.

Создаются объединения многих изданий, предлагающих рекламодателям одновременные рекламные кампании в различных СМИ по сниженным тарифам (от 50 до 60%), что позволяет издателям заявлять об аудитории, конкурентной по величине телевидению.

Возрастает вес инвестиционных фондов в СМИ Франции. В 2005 г. европейский фонд Montagu Private Equity приобретает газеты «Пари тюрф» и «Вик энд», посвященные скачкам, у группы Сокпресс. Группа Медимедья, уже принадлежавшая инвестиционным фондам Apax, Carlyle, Cinven, продала свои медицинские газеты «Котидьен де мэдсэн», «Женералист», «Котидьен дю фармасьен» английскому фонду United Business Media. Как отмечает Жан-Клеман Тексье, специалист в область сделок со СМИ банка BNP-Parisbas, cо времени продажи в 2002 г. профессиональных изданий группы Вивенди фондам Apax, Carlyle, Cinven значительно увеличилось количество операций фондов со СМИ. Инвестиционные фонды кардинально меняют подходы к прессе, они, не колеблясь, применяют методы управления, которые оправдали себя в других областях. Они исходят из рентабельности напечатанной страницы, количества статей, опубликованных журналистом и т. д. - критериев, которые не принято применять к прессе5.

В начале 2005 г. правительством была создана комиссия для изучения концентрации в СМИ Франции и выработки предложений об актуализации законодательства, касающегося этих проблем. Доклад комиссии, представленный премьер-министру в январе 2006 г., содержит следующее заключение: «При настоящем состоянии концентрации в сфере СМИ не существует прямой угрозы плюрализму... Связь между контролем за концентрацией и сохранением плюрализма в реальности не столь прямая, как это укоренилось в общественном мнении... Уровень горизонтальной концентрации во Франции не выше, чем в соседних европейских странах, и за последние десять лет плюрализм не пострадал»6. Доклад указывает также на отсутствие крупных французских групп международного масштаба.

Тем не менее, комиссия признает, что печатная пресса политической информации и новостей общего интереса « испытывает серьезный кризис, причиной которого является успех бесплатных газет и возрастание роли Интернета». Комиссия предлагает распространить антитрестовский, антиконцентрационный режим, действующий для платных изданий (фиксирует порог распространения только ежедневных газет) на бесплатные информационные газеты, а также информационные еженедельники.

Комиссия признает возрастающее значение как в аудиовизуальных СМИ, так и в прессе феномена вертикальной концентрации и считает оправданными меры, направленные на разграничение издательской деятельности и распространения печатной продукции. В качестве примера приводится группа Лагардера, капитал которой в самом крупном предприятии, занимающемся распространением периодической печати, НМПП, составляет 49%, в то время как группа является издателем ежедневных газет, журналов и контролирует значительную сеть киосков.

Для телевидения комиссия предлагает сохранить только один критерий - фиксировать максимальную аудиторию: 37,5% от общей аудитории, гарантом замеров которой должен стать Высший совет по аудиовизуальным СМИ (СSА). В докладе также содержатся правила, касающиеся мультимедийных групп.

Особую стратегию стали использовать платные газеты по отношению к бесплатным информационным ежедневным изданиям. Бесплатные «Метро» и «20 минут» стали частью информационного пейзажа Франции. Президент компании «Метро» Пелле Торнберг сравнивает свою стратегию с экспансией МакДоналдс. По данным исследований, этот информационный «фаст-фуд» должен потребляться за 16 минут. Читатели в возрасте до 45 лет составляют 70%. Секрет успеха этих изданий в системе распространения: «Метро» имеет контракты с транспортными компаниями крупных городов. Но эта система не могла быть применена в Париже, так как еще до появления ежедневной шведской «Метро» ее опередил в парижском метро бесплатный еженедельник «А ну Пари», и газета распространяется разносчиками только на входах в метро. «Метро» распространяет в 10 городах Франции 630 тыс. экз. (340 тыс. - в Париже), «20 минут» в 8 городах - 850 тыс. (450 тыс. - в Париже)7.

Чтобы выстоять от агрессивного вторжения на французский рынок скандинавских издателей, французские газеты решили действовать на их поле - создавать свои бесплатные издания, что позволит использовать доходы от рекламы, поступающие в эти издания. Издатели поняли, что бесплатные информационные газеты - это не дань моде и не только удобная экономическая формула, это и ответ на запросы общества, которое по-другому стало «потреблять» СМИ.

Количество бесплатных газет во Франции увеличивается. В 2005 г. газета группы Монд «Миди либр» стала выпускать бесплатную ежедневную «Монпелье Плюс». Впервые региональная газета начинает такое издание, не дожидаясь прихода на свой рынок скандинавских газет. Это уже пятое издание серии «Город Плюс». Первая («Марсель Плюс») появилась в Марселе в 2002 г. Такие газеты уже существуют также в Лионе, Лилле, Бордо. Группы платной прессы (Ашетт, Амори, Сокпресс) не скрывают намерения издавать бесплатные газеты, например, в Париже «Пари Плюс», чтобы привлечь национальную рекламу для всей сети «Город Плюс». Только запуск конкурентных проектов кажется единственно возможной стратегией, чтобы выстоять перед напором «Метро» и «20 минут».

Как показывают исследования, значительная часть аудитории бесплатных газет - это молодежь, которая не читает платные газеты. Таким образом, через бесплатное издание можно привлечь молодое поколение к чтению прессы не только в Интернете. Предпринимаются и другие шаги, чтобы заинтересовать прессой молодых читателей. В 2005 г. в Лилле прошел второй съезд, посвященный теме «Пресса и молодежь», в котором приняли участие 1200 студентов, учащихся лицеев, журналистов, издателей. Вот уже более 10 лет Центр связи образования и СМИ при министерстве образования ежегодно проводит «Неделю СМИ» в учебных заведениях. Преподавателям и учащимся предлагаются различные коллоквиумы и семинары, посвященные разнообразным СМИ и проблеме плюрализма мнений. Отдельные редакции провели «День открытых дверей», АФП в течение недели предложила учащимся наблюдать в реальном времени распространение информации на различных языках. В 2005 г. в «Неделе» приняли участие 4,3 млн школьников и студентов и около 400 тыс. преподавателей. Организаторы предложили включить прессу в процесс обучения и установить партнерство с различными СМИ8.

В 2005 г. отметила 10-летие ежедневная газета для детей «Мон котидьен», опыт которой показывает, что детей можно заинтересовать не только играми, но и новостями, если делать их доступными для восприятия ребенка и учитывать его возраст и интересы и таким образом выработать привычку читать газеты.

Чтобы расширить распространение, французские газеты стали в конце недели продавать по льготной цене вместе с газетой книги, DVD. В 2005 г. «Монд» предложила на DVD коллекцию лучших мировых фильмов, а «Фигаро» - 12-томную Универсальную энциклопедию. Приобретение книг и фильмов вместе с газетой обходится читателю гораздо дешевле, газета же увеличивает количество продаж.

Наряду с такими маркетинговыми приемами издатели занимаются также совершенствованием редакционной формулы газеты, которая должна уметь адаптироваться в меняющемся мире и найти свое место в медиа- пейзаже. В последние два года обновились почти все национальные газеты, но самые кардинальные изменения произошли в 2005 г. в «Монд» и «Фигаро».

В начале ноября 2005 г. выходит новая формула «Монд». Специальное приложение - своеобразный гид по новой газете - открывается обращением к читателям директора издания Ж.-М. Коломбани, где он обосновывает необходимость перемен революцией, которую переживает в связи с внедрением новых технологий потребление информации. Она поступает быстро, непрерывно, становится все более фрагментарной, появляются каналы распространения бесплатной информации и возможность интерактивного взаимодействия с ней потребителя. Ежедневная качественная пресса должна определить свою роль в современном обществе, чтобы отвечать запросам читателей. Необходимость преобразовать газету Коломбани объясняет также и критикой со стороны читателей и стремлением показать, что их пожелания услышаны, читатели должны быть уверены в надежности информации, строгости ее обработки, а журналисты должны соблюдать дистанции по отношению к событию и его участникам.

«Монд» преображается, оставаясь верной своим ценностям и профессионализму, опираясь на свой шестидесятилетний опыт, чтобы адаптироваться к новой медиасреде. Газета должна следовать трем основным принципам: иерархизации (приоритет в отборе и размещении информации) информации, чтобы расставить ориентиры, учитывая ее изобилие и сложность; дать необходимые ключи к пониманию настоящего времени и установить тесные связи между читателями и газетой. Именно эти требования и продиктовали три части в структуре газеты: Actualit?, D?cryptages, Rendez-vous. «Каждый день снабжать читателя надежной разнообразной информацией, давать наиболее справедливый и ясный взгляд на события и позволить читателям формировать свое мнение - таковы наши обязательства, чтобы мы могли стать для вас необходимыми»9, заключает Коломбани свое обращение к читателям.

Редакция ставит перед собой цель - предоставить надежную, но отличную от прежней газету, способную удивить но, и породить, размышления; вызвать новый интерес своих читателей; разбудить любопытство среди тех, кто впервые захочет открыть для себя «Монд» и возможно сделать ее своей газетой. Сохраняя глубокий анализ актуальной информации, газета стремится привести читателя к пониманию актуальных событий, все более богатых и сложных; наконец, приблизиться к каждому читателю, чтобы помочь ему сделать свой выбор во всех сферах жизни. Таким образом, принципы новой формулы, руководивший ее проектом Эрик Фоторино определяет тремя словами: иерархизация, глубина и близость (proximit?) к читателю.

Первая полоса, как принято, анонсирует несколько главных тем номера. Сразу можно отметить увеличение количества фото и их размеров; на первой странице фото доминируют (2-3). Это отступление от традиции -довольно неожиданное решение для газеты, которая в первые годы вообще не публиковала фото, а затем вводила их довольно осторожно. Как обещает редакция, фото никогда не будут в «Монд» размещаться для того, чтобы заполнить свободное место или просто «для красоты»; оно должно быть или важной составляющей текста, или его не должно быть. Изображение, картинка занимали все больше места в газетах в конкурентной борьбе с аудиовизуальными СМИ. Ничто не может соперничать с фотодокументом, чтобы передать страсть или драму, и невозможно представить себе информацию о катаклизмах последних лет и недавних событий, чтобы тут же не представить какую-нибудь картинку.

На второй странице публикуются аналитические материалы, а также редакционная статья. Взгляд «Монд», ее размышления об актуальных событиях и проблемах четко представлены здесь с целью отделить факты от комментариев. Далее следует получившая специальное название «Третья полоса», которая должна стать ежедневным сюрпризом - представить неожиданный, необычный сюжет. Расследование, репортаж, важные свидетельства, оригинальные и эксклюзивные, заслуживающие быть тотчас же представленными читателям. При сохранении приоритета международной и внутренней политической, экономической информации в первой части газеты отмечено увеличение материалов, посвященных проблемам общества, экологии, науки, медицины. Особое место отводится Евросоюзу.

Вторая часть газеты «Декриптаж» позволяет получить более глубокую информацию, посвященную горячим актуальным темам, сопровождаемую полными досье, часто снабженными инфографикой, результатами опросов и исследований, материалами дискуссий.

Последняя часть, получившая название «Рандеву» (Встреча с читателем), содержит публикации, посвященные повседневной жизни общества, досугу, путешествиям, спорту, играм и др., три страницы отводятся теме «Культура». На последней полосе публикуются горячие новости.

Особо нужно отметить перемены в оформлении газеты. Создатели концепции нового макета «Монд» Алли Пальмер и Терри Ватсон видели свою роль в визуализации идей группы журналистов под руководством Э. Фоторино, которые занимались созданием новой формулы. А. Пальмер и Т.Ватсон стремились, чтобы макет, дизайн, шрифты и видеоряд соответствовали видению создателей обновленной газеты. Основные вопросы возникли при выборе количества колонок на полосе и приемов сочетания редакционного материала с рекламой. Наконец, остановились на комбинации размещения текста в 5 или 6 колонках, что позволяет выделить на полосе особо важные статьи.

Редакция стремится привлечь читателя внешним видом издания: прибавилось количество цвета, из 32 полос 2/3 стали цветными. Увеличилось количество крупных фото, инфографики. Большое значение имеет выбор шрифтов. Известный дизайнер Матье Картер создал уникальную версию своего «Роки», приспособив его к длинным описательным заголовкам «Монд»; для текста был принят его же относительно новый «Фенвей». Этот шрифт, по мнению создателя, привлекает взгляд и облегчает чтение. Размер шрифта увеличен на 13%.

По понедельникам газета выходит с приложением «Экономика и занятость», по четвергам-«Книги», в субботу - «Радио и телевидение». Эти приложения оформляются в виде отдельной тетради. В пятницу еженедельно выходит журнальное приложение «Монд 2».

С 1 октября 2005 г. в киосках появилась обновленная «Фигаро». Редакция объясняет необходимость перемен эволюцией потребления информации, связанной с ее изобилием, скоростью доставки в режиме реального времени, доступностью с помощью новых носителей и возможностью получать ее бесплатно. Читатели ждут от ежедневной прессы новых подходов в обработке информации.

Если «Монд» стремится осуществить перемены, которые не сразу бросаются в глаза читателей, то «Фигаро» пошла на более радикальные изменения во внешнем облике издания. Газета долго сохраняла большой формат, но тенденция перехода ежедневных качественных газет на уменьшенный формат в этот раз затронула и старейшую парижскую газету, которая на 3,4 см уменьшилась по ширине. Изменен логотип, представляющий собой синий прямоугольник с белым шрифтом названия газеты, под которым сохранилась знаменитая цитата из Бомарше. Увеличилось количество цветных фото. На первой полосе сопровождающее основной материал фото занимает ? площади. Новый макет подготовлен Жаном Бейлем. Более четкая классификация информации по темам и центрам интересов читателей, менее плотная верстка делают чтение газеты удобнее и комфортабельнее.

Газета состоит теперь из 3 отдельных тетрадей, имеющих общую нумерацию страниц. Первая тетрадь (16 полос) посвящена международным и национальным актуальным событиям. Здесь читатель найдет политическую, социальную, научную информацию, рубрику «Дебаты и мнения», редакционную статью, актуальный репортаж, а также спортивную информацию.

Вторую тетрадь представляют розовые страницы, содержащие информацию и комментарий международных и внутренних проблем экономики. В разделе сохранились рубрики: расследование, предприятие, финансы, рынок, медиа и реклама.

В третьей тетради читателю предоставляется обширная информация о культуре, литературе, спорте, путешествиях, здоровье, телевидении и др., т. е. о повседневных проблемах и стиле жизни. Здесь периодически публикуются тематические страницы, посвященные моде, гастрономии, автомобилям, предметам люкса и т. д.

Еженедельные приложения становятся четвертой тетрадью: «Фигаро антреприз э амплуа» по понедельникам, «Фигароскоп» по вторникам для парижского региона, «Фигаро литтерер» по четвергам; «Фигаро патримуан» выходит раз в месяц по пятницам.

Волна обновления затронула и журнальные приложения конца недели «Фигаро магазин», «Мадам Фигаро», «ТВ магазин». Последний остается первым по распространению телевизионным еженедельником, так как распространяется с многими региональными газетами.

Одновременно газета обновила и свой сайт и расширила предложения услуг (занятость, спорт и др.).

На рекламную кампанию в прессе, на радио, телевидении и в Интернете было инвестировано 5 млн. евро.

Таким образом, французские издатели прессы внедряют рыночные стратегии, защищающие газеты от новых игроков на рынке СМИ, используя их же преимущества.


Приложение

Крупные группы прессы10.

Сокпресс (SOCPRESSE). Торговый оборот11 - 1,45 млрд. евро - самый высокий на территории Франции среди групп прессы. С лета 2004 г. 85% капитала принадлежит Сержу Дассо. Издает около 70 наименований различной периодичности («Фигаро», «Экспресс», «Экспансьон» и др.).

Ашетт-Филипакки-медиа - АФМ (Hachette Filipacchi m?dias - HPM). Общий торговый оборот - 2,1 млрд. евро, из них 1 млрд. евро - на территории Франции. Группа издает около 200 названий во Франции и по всему миру («Пари-матч», «Элль», «Теле-сет-жур». «Нис-матэн», «Прованс» и др.). Имеет значительные вклады в других издательских группах: Фингев («Псиколожи-магазин») - 49%; Мари-Клер - 42%; Амори - 25; Альзас - 20; Депеш дю Миди - 15%; Монд-ПВК - 15%. Кроме того, АФМ принадлежит одно из крупнейших рекламных агентств Интердеко (Interdeco), фотоагентства, а также 49% организации распространения печати НМПП.

Уэст-Франс (Ouest-France). Торговый оборот - 953 млн. евро. Региональная группа, издающая в Ренне первую по распространению ежедневную газету во Франции «Уэст-Франс».

Монд-ПВК (Le Monde - Publications de La Vie Catholique). Торговый оборот- 639 млн. евро. Основные издания: «Монд», «Телерама», «Ви», «Курье интернасьональ», «Миди либр» и др.

Амори (Amaury). Торговый оборот - 620 млн. евро. Семейная группа, 25% капитала которой принадлежит Лагардеру. Издает ежедневные газеты «Паризьен», «Ожурдюи ан Франс», «Экип» и др. Группа также контролирует Экип-ТВ и организацию спортивных мероприятий (велогонки Тур де Франс, ралли Париж-Дакар и др.)

Франс-Антий (France-Antilles). Торговый оборот - 618 млн евро. Контролируется семьей Эрсана. Издает региональные газеты на территории Франции («Пари-Норманди», «Авр либр», «Юньон» и др.) и в заморских департаментах. Ей принадлежит компания бесплатных изданий Комарег.

Присма-Пресс (Prisma-Presse). Торговый оборот - 567 млн евро. Филиал немецкой группы Бертельсманн. Издает журналы «Прима», Фамм актюэль», телевизионные еженедельники, а также массовые сенсационные журналы.

Эмап-Франс (Emap-France). Торговый оборот - 437 млн евро. Создана английской группой в 1994 г. после поглощения 28 изданий французской Эдисьон мондьяль («Теле-пош», «Ото-плюс» и др.) и десятка журналов группы Эрсана («Ото-журналь» и др.). В 2003 г. присоединила группу Эксельсиор («Биба», «Макси», «Сьянс э Ви» и др.)

Байяр (Bayard). Группа издает католическую ежедневную газету «Круа», а также журнальную периодику для детей и др.

Распространение ежедневных газет (2004-2005 гг.)12

Парижские газеты Региональные газеты Бесплатные газеты

(первая десятка)

Паризьен - Уэст-Франс 761 146 20 минут 647 070
Ожурдюи ан Сюд-Уэст 315 718 (распространяется Франс 504 432 Дофине либере 245 528 в 8 городах)
Монд 372 310 Прогре 243 052
Экип 357 731 Монтань 198 569 Метро 473 948
Депеш дю (распространяется Фигаро 343 690 Миди 197 478 в 10 городах)
Эко 142 966 Телеграмм 196 297 А ну Пари 297562
Либерасьон 142198 Эст- Репюбликен 193920 (еженедельник)
Круа 102 022 Дерньер нувель
Пари-тюрф 85 391 д ‘Альзас 189 960
Трибюн 81 110 Миди либр 161 070
Франс-суар61 896 Прованс 157 778
Юманите 54 083 Нис-матэн 121 918

 

Распространение информационных еженедельников (2004-2005 гг.)

Экспресс 544 575
Нувель обсерватер 542 898
Пуэн 391 189
Курье интернасьональ 195 043
Валер актюэль 82 817



1. Le Monde, 21 mars, 2005.

2. Le Figaro, 19 mars 2005.

3. L' Express, 11 avrile 2005.

4. Le Figaro, 1 avrile 2005.

5. Le Figaro, 5 avril 2005.

6. Le Monde, 14 janvier 2006.

7. Le Monde, 15 novembre 2005.

8. Le Monde, 14 mars 2005.

9. Le Monde, 7 novembre 2005.

10. OFM (Observatoire fran?ais des m?dias). Sur la concentration dans les m?dias. Paris, 2005, p. 95-96.

11. Данные здесь и далее на 2004 год.

12. www.ojd.com/fr