Languages

You are here

Франция: пресса в 2006 г.

Научные исследования: 

France: press in 2006

 

Шарончикова Людмила Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru

Sharonchikova Lyudmila V.
PhD, associate professor, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University, E-mail: cludmila@mail.ru

 

Аннотация
В статье дается картина состояния французской газетной прессы в условиях наступления новых медиа. Автор приводит последние статистические данные, изменения в составе информационных групп, произошедшие в результате процесса концентрации СМИ. Особое внимание уделяется новым конкурентам ежедневных газет интернету и бесплатным информационным газетам.

Ключевые слова: группы прессы, «Группа Лагардера», «Группа Монд», «Байяр-пресс», «Эрсан-медиа», национальные ежедневные газеты, «Монд», «Фигаро», «Либерасьон», «Круа», региональные газеты, «Прогре», бесплатные газеты, «Метро», «20 минут».

Abstracts
The article describes the state of the French newspaper market after the emergence of new media. The author gives the latest statistical information, names the changes that have taken place in the information groups as a result of the mass media concentration processes. Special attention is paid to the new rivals of the daily newspapers – the Internet and the free information newspapers.

Key words: press groups, ‘Lagard?re group’, ‘Monde group’, ‘Baillard press’, ‘Hersant media’, national daily newspapers, ‘Monde’, ‘Figaro’, ‘Liberation’, ‘Croix’, regional newspapers, ‘Progres’, free newspapers, ‘Metro’, ’20 minutes”.

 

В 2006 г ., несмотря на пессимистические прогнозы, продажа национальных ежедневных газет во Франции практически оставалась стабильной (-0,12% по сравнению с 2005 г .), в то время как ежегодное снижение в течение последних пяти лет составляло по 2%. Но эта хрупкая стабилизация не может скрыть контрасты положения отдельных изданий, переживших глубокий кризис, который мог привести к банкротству таких газет, как «Либерасьон» и «Франс-суар»1. В 2006 г ., несмотря на пессимистические прогнозы, продажа национальных ежедневных газет во Франции практически оставалась стабильной (-0,12% по сравнению с 2005 г .), в то время как ежегодное снижение в течение последних пяти лет составляло по 2%. Но эта хрупкая стабилизация не может скрыть контрасты положения отдельных изданий, переживших глубокий кризис, который мог привести к банкротству таких газет, как «Либерасьон» и «Франс-суар». Распространение журналов снизилось на 1,5%, причем телевизионных еженедельников – на 3%. Только информационные еженедельники («Экспресс», «Нувель обсерватер» и «Пуэн») не снизили продажи.
Наряду с появлением бесплатных информационных газет, бурным развитием интернета   деградация системы распространения – одна из причин неблагополучного состояния ежедневных газет. За 25 лет с 1980 г . по 2006 г . количество пунктов продажи сократилось с 36 тыс. до 28 тыс.2 Дефицит системы распространения «Нувель мессажри де ля пресс паризьен» (НМПП) с персоналом около 1500 человек приближается к 1,5 млн евро.
Как показывают исследования, для издателей прессы интернет уже не является угрозой. Из 480 опрошенных издателей 34,7% считают новые информационные технологии своим приоритетом в ближайшем будущем. И не только для того, чтобы использовать Сеть для распространения контента своих изданий, но и как важный носитель рекламы. Теперь, чтобы продвигать свою продукцию, более 90% издателей намерены все больше инвестировать в интернет.
Завоевав уже около 30 млн французов, интернет становится средством информации, без которого уже невозможно обойтись. «Интернет занял свое место как медиа, которое помогает выработать свое собственное мнение, ? объясняет Жером де Ля Бриф, президент «Интерактив Адвертайзинг Бюро», проводившего исследование имиджа интернета. – Реклама лучше воспринимается в интернете, чем в других СМИ, так как она интерактивна»3.   По данным этого исследования, 31% опрошенных утверждают, что реклама в интернете лучше помогает при выборе покупки, чем реклама в прессе (17%),   и реклама на телевидении (12%).
Сегодня экспансия интернета, распространение цифровых технологий, повышение уровня оборудования жилищ электронными приборами, распространение переносных компьютеров, бесплатных информационных газет – все это меняет привычки потребления информации. По данным организации «Медиаметри», 71% молодежи 16?20 лет заявляет, что использует несколько СМИ одновременно: интернет и радио, интернет и телевидение.
Новые носители информации в первую очередь привлекают внимание молодежной аудитории.   Франция занимает первое место в Европе по количеству блогеров (3 млн в 2005 г .), опережая Великобританию (900 тыс.). Из 10 блогеров 8 имеют возраст менее 24 лет, впервые у молодого поколения появилась возможность обращаться к своим сверстникам без посредников.   «Миллионы людей, которые никогда не имели средств выражать свои мысли, решили взять слово… Это глобальное, фундаментальное движение»4, ? пишет Сириль Фьеве, один из авторов «Блог стори», первой на французском языке книги, посвященной феномену блога.
  Французы на первом месте в мире   по количеству просмотра блогов. По данным «Медиаметри», в конце 2006 г . 8 717 000 французов обращались к блогам ежемесячно (в 2005 г . 6 724 000). За год их количество увеличилось на 58,7% , т.е. на 3 604 000. Молодежь в возрасте до 25 лет лидирует в создании блогов, но этот феномен затронул и новый срез возраста: одна треть просматривающих блоги имеет возраст от 25 до 49 лет. К началу 2007 г . ожидается 100 млн блогеров на планете5.
В 2006 г . отмечено оживление рынка рекламы в традиционных СМИ (пресса, радио, телевидение). Реклама на национальных телевизионных каналах выросла на 5,5%, в прессе – на 8,9%, на радио – на 6,6%.   Но победителем является интернет, где в начале 2006 г . был отмечен стремительный взлет расходов на рекламу. В январе они выросли на 60% в сравнении с январем 2005 г .

Эволюция инвестиций в рекламу (2005/2006 гг.)6

Интернет +47%
Кино +13,6%
Пресса +9,5%
Телевидение +9,1%

Прессе принадлежит 33,2% рекламного рынка, за ней следует телевидение (29,8%), обогатившееся тематическими каналами и наземным цифровым вещанием, на интернет в 2006 г . пришлось более 10% рынка7.   По мнению экспертов газеты «Эко», рынок рекламы в настоящее время находится в состоянии реструктуризации вокруг интерактивных медиа. Доходы в интернете во Франции в 2006 г . составили 2,184 млрд евро. Инвестиции в рекламу в 2005 г . выросли по сравнению с 2004 г . на 74%, а в 2006 г . по сравнению с предыдущим годом – на 48,2%8.  
И все же, несмотря на активное наступление новых информационных технологий, распространение платных и бесплатных газет в мире увеличилось на 9,95% за пять лет (2000?2005), по данным Всемирной ассоциации издателей газет ( AMJ ). Это увеличение произошло в основном за счет бесплатных газет, распространение которых за пять лет удвоилось. Генеральный директор AMJ Тимоти Болдинг подчеркивает размах индустрии прессы – 180 млрд долларов в мировом масштабе с большим количеством рекламы, чем на радио, в афишах, кино, журналах и интернете вместе9.  
Организация, занимающаяся изучением информационной ежедневной прессы во Франции, ( EPIQ – ? tude de la presse d ' information quotidienne , заменившая EuroPQN ) включила в сферу своих исследований и бесплатные информационные ежедневные газеты (Р QUG – presse quotidienne urbaine gratuite ) «20 Минют», «Метро» и сеть «Вилль-плюс», созданную ежедневными региональными газетами. Это послужило некой формой признания бесплатных газет журналистским корпусом через четыре года после их появления во Франции.

Распространение ежедневных национальных газет 2005-2006 гг.10

Названия газет

Франция

Общее

Ожурдюи ан Франс

166 565

167 790

Круа

96 558

103 565

Эко

120 114

140 300

Экип

362 814

366 634

Фигаро

332 373

337 779

Франс-суар

сведений нет

сведений нет

Юманите

52 885

56 047

Либерасьон

140 286

142 483

Монд

352 845

357 899

Пари-тюрф

82 394

83 219

Паризьен + Ожурдюи

504 805

511 805

Трибюн

79 436

89 615

Среди национальных газет «Экип» продолжает занимать первое место по читательской аудитории (2,4 млн читателей ежедневно). Спортивная газета опережает «Монд» (1,89 млн), у которой самая высокая читательская аудитория среди платных газет информации общего интереса, хотя по продажам ее немного опередила «Фигаро». Далее следуют бесплатные газеты «20 Минют» (1,88 млн) и «Метро» (1,33 млн), которые опережают «Фигаро» (1,22 млн). Общая аудитория газет группы Амори «Паризьен» (1,77 млн) и ее национальной версии «Ожурдюи ан Франс» (484 тыс.) выходит на второе место среди национальных газет. Самая низкая аудитория у газеты «Франс-суар» (344 тыс. читателей).
Информационная пресса ежедневная и журнальная составляет самый динамичный сегмент бесплатной прессы как по созданию новых изданий, так и по торговому обороту. Вся платная ежедневная пресса во Франции имеет аудиторию 23,17 млн читателей, т.е. 47,4% населения в возрасте более 15 лет. На региональную ежедневную прессу приходилось 18 млн читателей в 2005 г . Бесплатные газеты имеют аудиторию около 3 млн читателей.
Бесплатные имеют «уровень оборота» (количество читателей одного и того же экземпляра) более низкий, чем платные газеты. У них молодая аудитория (10,4% в возрасте 15?24 года), но она имеет более низкий уровень потребления, чем читатели платной прессы: национальные ежедневные газеты читают 32,8% руководителей предприятий, имеющих больше 10 служащих, управленческий аппарат, представители свободных профессий, но только   8,8% из них    читают бесплатные газеты.
Чтобы составить свое мнение о текущих событиях, молодежная аудитория отдает предпочтение в доверии ежедневной прессе (38%), по данным исследования «Молодежь, газеты и новые электронные СМИ». Не удивительно, что четыре ежедневные газеты для детей и подростков, издаваемые группой Плей бак, имеют 2,44 млн регулярных читателей, из них 2 млн только у «Пти котидьен» (1,044 млн) и «Мон котидьен» (876 тыс.) 11.
  К просчетам ежедневной прессы относят «недостаточную близость информации» и ее «неверное видение молодежи». Если 44% в возрасте от 15 до 24 лет несколько раз в день заходят в интернет, они же «являются и потребителями прессы», как и более взрослое поколение. В интернете 72% молодежи обращаются к сайтам газет общей информации, а также пользуются блогами, чтобы вступать в коммуникацию в большей степени, чем получить из них информацию.

 

Национальные ежедневные газеты
Французская ежедневная пресса переживает конъюнктурный и структурный кризис. Распространение национальных ежедневных газет снизилось за десять лет на 17,8%, а за 2005 г . – на 1,93%. Несмотря на обновление формулы издания, распространения с газетами книг, ДВД и др., падение распространения не останавливается. Рентабельными являются только «Круа», «Эко» и «Экип». «Фигаро» удается сохранить финансовое равновесие только за счет группы, которой она принадлежит. «Монд», «Трибюн» уже не первый год испытывают дефицит. Выживают предприятия прессы, которые заняли свою тематическую нишу (спорт, экономика и др.) или принадлежат коммуникационным мультимедийным или промышленным группам.
Несмотря на то, что в 2001?2005 гг. прессе ежегодно выделялись субсидии на модернизацию полиграфического оборудования и на социальные нужды, это не остановило падение читательской аудитории, а также процесс концентрации. Постоянная помощь предприятиям прессы со стороны государства не помогает снизить себестоимость газет. По мнению профессора права Ж.-П. Микара: «Государство не только имеет право, но и конституционную обязанность спасти предприятие прессы, испытывающее трудности; помогать прессе – это служит фундаментальному праву на информацию»12. В 2006 г . правительством был продлен до 2010 г . специальный льготный налоговый режим, которым могут воспользоваться около 100 предприятий прессы. На 2007 г . в бюджете утверждена прямая помощь прессе в размере 274 млн евро. Каждый из 34,4 млн налогоплательщиков во Франции на помощь прессе вносит 19,62 евро13.
Цифровая эра создала новый мир, который перевернул медиа-индустрию и ее экономику. За десять последних лет расходы на телефон, интернет в бюджете французов увеличились с 3% до 6%, а на ежедневную прессу в 2005 г . французы тратили всего 0,28% своего бюджета14.
Ежедневные газеты во Франции стоят дорого, цена их в последние тридцать лет росла в два раза быстрее, чем индекс цен. Читатели стали все менее постоянными, особенно молодые, для них покупка газеты не является привычкой, молодое поколение начинает знакомиться с прессой с бесплатных газет. Экономическая модель прошлого, основанная только на доходах от продажи и рекламы, устарела с появлением бесплатного доступа к информации и сегментации прессы.
Но ежедневная газета остается основным фактором в рамках демократии. «Она остается образцом медиа, – говорит Ф.Морель, директор «Фигаро». – Газеты должны пересмотреть свои связи с читателем, восстановить их». Феномен блогов показывает желание читателей участвовать в дебатах.   Директор газеты «Круа» Б. Фраппа считает, что «выход есть для качественной прессы, роль которой важна в функционировании демократии»15.
В 2006 г . с 24 октября по 5 ноября, чтобы привлечь рекламодателей, впервые французские ежедневные национальные   газеты, провели совместную   рекламную кампанию в 14 газетах и на 10 сайтах.
«Монд». Печатная версия газеты и ее филиал «Монд Интерактиф» ( Monde Interactif ) в 2006 г ., как заявил в интервью газете «Фигаро» президент-генеральный директор группы Ж.-М. Коломбани, достигли финансового равновесия. Впервые после 2002 г . газета получила доход от рекламы, запланированный в бюджете на 2006 г ., т. е. 62 млн евро. Новая формула позволила привлечь читателей. Но по данным организации, контролирующей распространение, продажи все же сократились в 2006 г . на 2,5%. Дирекция газеты настаивает на том, чтобы при подсчетах были включены и подписчики на версию газеты в интернете. Филиал «Монд Интерактиф» в прошедшем году получил прибыль 3 млн евро при торговом обороте 12 млн.
В преддверии продления мандата президента-генерального директора Ж.-М. Коломбани Общество журналистов «Монд» высказалось за разделение функций, Ж.-М. Коломбани и как президента-генерального директора группы и как главного редактора газеты. Учитывая право «вето», которым обладают журналисты газеты, предстоящее в 2007 г . продление мандата будет не легким и может вызвать очередной редакционный кризис.
«Фигаро». С апреля 2006 г . по понедельникам стало выходить приложение «Спорт» (12?16 стр.). Летом после продажи владельцем «Фигаро» Сержем Дассо региональных газет группы «Прогре» и «Дофине либере» был приостановлен выпуск «Фигаро-Льон», выходивший с 1986 г . С конца 1980-х гг. в регионе Рона-Альпы сложилась конкуренция региональных выпусков парижских газет. Но «Монд-Рон-Альп» закрылась в 1996 г ., «Льон-Либерасьон» – в 1992 г .
«Либерасьон». Самый тяжелый кризис в своей истории пережила в 2006 г . газета «Либерасьон». Продажи газеты падают, ее дефицит составляет около 15 млн евро. Основной акционер Э. Ротшильд (38,8% капитала)   пришел в «Либерасьон» с согласия Общества персонала газеты в 2004 г . Его инвестиции составили 20 млн евро. Но финансовая ситуация продолжала ухудшаться, предложенный С. Жюли план сокращения персонала привел к протестам и забастовке журналистов
В июне Э. Ротшильд направил в административный совет издания письмо, в котором выразил озабоченность финансовым состоянием газеты и предложил уйти в отставку С. Жюли, создателю и бессменному директору «Либерасьон». Общество персонала газеты (18,45% капитала), обладающее блокирующим меньшинством, опубликовало на первой полосе коммюнике в защиту Жюли, где говорится: «Вот уже 33 года Серж Жюли является гарантом нашей независимости… «Либерасьон» была, есть и должна остаться свободной и представлять свой взгляд на общество».
Французская пресса живо откликнулась на это событие. Как писала «Монд», «Серж Жюли – это «Либерасьон», и «Либерасьон» – это Серж Жюли. С самого рождения он олицетворял газету. Даже Бев-Мери, директор «Монд» в 1944?1969 гг., не достиг его рекорда [пребывания на посту директора. – Л.Ш. 16. В течение этого времени   он сопровождал каждую новую формулу «Либерасьон», он стимулировал ее эволюцию, определял ее исторические этапы, он брал на себя ответственность за ее успехи и катастрофы. Конечно, он хотел бы сам выбрать момент своего ухода. «Монд» признает: «Каковы бы ни были периоды, даже при отсутствии идеологической гибкости, С. Жюли предоставил своим журналистам самый дорогой подарок: свободу, он всегда охранял редакцию от давления».
С. Жюли принадлежит поколению, родившихся во время или после Второй мировой войны, пришедших в университеты в начале 1960-х и приобщившихся к политике через Союз студентов-коммунистов, выступивших против колониальной войны в Алжире. Они мечтали о социализме, но не о социализме ФКП. Жюли сблизился с маоистами, а после 1968 г . – с гошистом Кон-Бендитом. Он преклонялся перед главным редактором «Вашингтон пост» Беном Брэдли во время Уотергейта, Пьером Лазарефф, создавшим славу «Франс-суар».
Возглавив левацкое издание, отказавшееся жить по законам рынка, Жюли вскоре понял, что «Либерасьон» не может найти места в национальной прессе, не избавившись от своего прошлого, своих истоков. Необходима была адаптация к меняющемуся времени. Жюли почувствовал свое время, он отказывается от «милитантизма» и переходит к информационной журналистике; газеты маоистской, гошистской не стало. Он преобразует газету в 1980 г . и приведет ее к успеху на волне побед левых сил во Франции в 1980-е гг. Его редакционные статьи опережали политические решения и потрясения французского общества. Это был период «Либерасьон-2», которая к концу 1980-х гг. достигает тиража 200 тыс. экз.
Новая формула «Либерасьон» в 1994 г . («Либерасьон-3») – это начало упадка газеты. Она не оправдала надежд и принесла значительные убытки. Часть редакции начинает испытывать усталость от стареющего Жюли, он не всем по вкусу, особенно молодым журналистам, которые не проявляли к его личности пиетета, как старые его соратники, которые еще не забыли, каким он был в годы успеха газеты.   Его манера руководства уже не находит поддержки. А опубликованная им после референдума статья, обвиняющая в ксенофобии всех, кто проголосовал против европейской конституции, вызвала недовольство части редакции и 70% читателей.
В дни отставки Жюли мог быть удовлетворен признанием его заслуг профессионалами из «Монд», назвавшими статью о нем «Ситизен Жюли» (он обожал   персонаж известного фильма). «Он создал газету, самую динамичную, представляющую самым лучшим образом свое поколение, способную напугать своей «непохожестью», другим взглядом на вещи. Это глоток воздуха во французской прессе», написала «Монд»17.
Жерар Куртуа в «Монд» публикует статью под названием «“Либерасьон” без Жюли». Не каждому журналисту, считает он, суждено создать ежедневную газету и заново возродить свое ремесло. После войны это удалось только Ю. Бев-Мери, создавшему «Монд», и П. Лазарефф, обеспечившему успех «Франс-суар». Они сделали из своих газет самый чувствительный «сейсмограф своей эпохи». Именно это сумел сделать из «Либерасьон» Жюли в 1980-е гг.   Газета стала воплощением общественного движения, отражая его тупики и повороты. По мнению автора, в 1990-е гг. Жюли не удалось завоевать новое поколение, он не сумел   оценить дистанцию, которая постоянно удаляла его от редакции. «Трудно представить “Либерасьон” без Жюли, но нужно признать, что незаменимых нет. Остается надежда, что этот уход не позволит нам оказаться однажды без “Либерасьон”»18, ? заключает Куртуа.
В конце июня журналисты «Либерасьон» публикуют обращение к читателям с призывом поддержать газету, напоминая, что она занимает важное место в демократических дебатах во Франции. В истории французской прессы уже не раз читатели спасали свои газеты, откликаясь на обращения редакций. В 1930 г . появились Комитеты защиты коммунистической «Юманите», которые не только занимались распространением газеты, но и сбором средств для нее, в 1950-е годы читатели поддержали сторонников Бев-Мери, призвав его вернуться к руководству газетой «Монд». Да и создатели «Либерасьон» Ж.-П. Сартр и С. Жюли в конце 1973 г . попросили читателей своими взносами помочь только что появившейся газете, отказавшейся в ту пору от публикации рекламы. В течение нескольких дней поступили 500 тыс. франков.   В этот раз читатели также откликнулись на призыв редакции, и в октябре было создано Общество читателей «Либерасьон».
С этого времени редакция начинает постоянно информировать своих читателей о том, как развивается ситуация в газете, открывая на сайте рубрику «Что происходит в “Либерасьон”», где информирует о внутренней ситуации и беспрецедентном финансовом кризисе.
План вывода газеты из кризиса, предложенный Э. Ротшильдом, предусматривал значительные сокращения (около 100 из 286 сотрудников) и инвестирование 15 млн евро при условии отказа «Общества персонала газеты» от права «вето» при решении важных вопросов, касающихся газеты (редакционная линия, назначение главного редактора). Журналисты «Либерасьон» поддерживали план, который разработал по их просьбе Э. Пленель, бывший главные редактор «Монд». Его план не предусматривал такого радикального сокращения.
В середине сентября Э. Ротшильд настаивает на своем проекте как «последнем шансе» спасти газету. Только при принятии его условий он соглашался инвестировать в газету. Сотрудникам газеты ничего не оставалось, как утвердить нового руководителя газеты и дать согласие на изменение статуса издания – трансформацию газеты в акционерное общество с наблюдательным советом и советом директоров, чтобы новые и старые акционеры согласились на инвестиции. Это изменение влечет отказ «Общества персонала газеты» от права «вето» при увеличении капитала, назначении президента-генерального директора, оно сохранено только при назначении главного редактора. Подтверждалось невмешательство акционеров в редакционное содержание газеты.
  В ноябре главным редактором «Либерасьон» становится бывший   директор еженедельника «Нувель обсерватер» Лоран Жофрен. Свое решение он объяснил в электронном письме, отправленном в редакцию: «Финансовые трудности и внутренний кризис в “Либерасьон” заставили меня принять это самое трудное в моей профессиональной жизни решение. Исчезновение “Либерасьон” лишило бы голоса значительную часть французского общества и фактически исключило бы левые взгляды в утренней прессе». Он заверил, что газета четко будет позиционировать себя как левое, ангажированное издание.
В январе 2007 г . был обнародован новый состав акционеров газеты. Ротшильд остается основным акционером с долей капитала 38,7%, Карло Караччиоло (один из создателей итальянской газеты «Репубблика») становится вторым с капиталом 33,3%,   далее следуют группы «Пате» – 10%, «Медиакап» – 8%, «Суэц» – 2% и десяток персональных инвесторов, среди которых П. Берже, А. Русле, Б.-А. Леви, А. Сейду19.
Э. Ротшильд в начале 2007 г . опубликовал в своей газете статью «Настоящий разрыв с эпохой Жюли», в которой заявил: «Мы возобновляем свой путь на новой основе, с другим способом функционирования… с учетом некоторого присущего французской ежедневной прессе архаизма и необходимой модернизации всего сектора»20. Перед редакцией поставлена задача – добиться финансового равновесия к концу 2007 г . и прибыли – в 2008 г .
«Паризьен» . В мае 2006 г . скончался Филипп Амори,   возглавлявший газету 25 лет после ухода из жизни его отца, создателя газеты «Паризьен либере» Эмильена Амори.   Ему удалось возродить «Паризьен» как популярную качественно-массовую газету парижского региона, создав 10 местных выпусков в регионе Иль де Франс и национальный выпуск под названием «Ожурдюи ан Франс» (с 1994 г .), которая, несмотря на общий спад, увеличивает свое распространение.
Ф. Амори создал рентабельную группу прессы с торговым оборотом 1 млрд евро. В группе 4 тыс. сотрудников, в 2005 г . ее чистая прибыль составила 38 млн евро. «Паризьен» остается дефицитным изданием (около 6 млн евро. в 2006 г .).  
  «Франс-суар». Уже более десяти лет глубокий кризис переживает массовая газета «Франс-суар», сменившая за последние шесть лет пять владельцев, неоднократно менявшая свою формулу, но так и не сумевшая приостановить падение распространения. В 2001 г . ее распространение составляло 100   экз., а к 2005 г . оно сократилось вдвое.
В феврале 2006 г . газета пережила очередной кризис, связанный в этот раз с увольнением по распоряжению владельца Раймона Лака ее главного редактора Жака Лефранка за публикацию известных карикатур на пророка Мохаммеда. Это было первое из французских изданий, перепечатавших карикатуры.
Из-за финансовой несостоятельности газета с октября 2005 г . находилась под судебной защитой от кредиторов в ожидании новых инвесторов. В марте 2006 г . было объявлено, что газету покупает миллиардер Аркадий Гайдамак. Он устраивал редакцию, так как готов был взять на себя ее долги и не сокращать персонал (112 человек). Но французский коммерческий суд отказался предоставить возможность Гайдамаку из-за его сомнительной репутации стать владельцем «Франс-суар». Владельцами газеты стали журналист Оливье Рей и бизнесмен в области недвижимости Ж.-П. Брюнуа. Они собирались превратить «Франс-суар» в типичный таблоид скандальной информации, что фактически влечет закрытие отделов политики и культуры. В знак протеста персонал оккупировал здание редакции,   газета не выходила 8 недель, и руководству пришлось смягчить свой проект. К тому же, если газета станет чисто бульварным, развлекательным изданием, она не будет получать специальную государственную помощь, которую она получает с 2002 г.  

Выживание «Франс-суар» может стать еще более затруднительным, если немецкая группа «Аксель Шпрингер» начнет выпускать во Франции массовую газету, как ей это удалось сделать в Польше, добившись успеха с газетой «Факт». Во Франции массовая ежедневная газета «Пти журналь» за 1 су появилась в 1863 г ., в конце века имела тираж 1 млн экз. В 1930 г . массовую газету «Пари-суар» создал Жан Пруво. «Но во Франции всегда была некоторая сдержанность из принципов морали, может быть связанная с влиянием церкви, культуры», ? считает П. Альбер. Юридические рамки также объясняют трудности развития такой прессы. «Защита частной жизни очень сильна во Франции, пишет Ж.-М. Шарон, как и право изображения защищено; подача сенсационных фактов ограничена». Но тем не менее этот французский контекст не помешал развитию массовых сенсационных журналов.
Новые владельцы «Франс-суар» инвестировали 5 млн евро. В июле после длительного отсутствия газета вышла в новой формуле на 40 страницах, 8 из них отведены скачкам. Газета широко использует информацию «Агентства Франс Пресс». Распространение газеты продолжает снижаться: 30 тыс. экземпляров продаются в будние дни, 35 тыс. – в выходные. Значительно снижены расходы на зарплату, в редакции осталось всего 48 сотрудников, из них 30 постоянных журналистов, остальные работают в качестве внештатных корреспондентов.
«Экип». В 2006 г . исполнилось 60 лет со дня выхода единственной ежедневной спортивной газеты Франции – «Экип». В этом году она обогатилась еще одним приложением –   «Регби». В 1946 г . были основаны три спортивные газеты: «Спорт», «Элан», «Экип», в настоящее время сохранилась одна. Самые большие тиражи у газеты были в 1998 г . во время мирового первенства по футболу, проходившего во Франции (более 400 тыс. экз.), в 2005 г . – 355-358 тыс. экз.21.
«Юманите». Несмотря на то, что в последние пять лет продажи газеты французской компартии «Юманите» увеличивались, газета в 2005 г . потеряла более 2 млн евро. В 2005 г. распространение составило 51 639 экз. (прирост по сравнению с 2004 г . +5,7%).
В марте 2006 г . возобновил выход еженедельник «Юманите-диманш», который издавался с 1948 г ., но был закрыт в 1997 г . Это цветной журнал на 84 страницах, предназначенный «широкой публике левой ориентации». Для его возобновления Ассоциация друзей «Юманите» собрала 900 тыс. евро. Еженедельник имеет несколько тысяч добровольных распространителей.
  «Круа». Католическая    газета является одним из редких ежедневных рентабельных изданий. Вот уже в течение семи лет растет ее распространение. В конце 2006 г . она обновила формулу печатной версии   и сайт в интернете.
«Пти котидьен». Закрепилась на рынке ежедневная пресса для детей и подростков. «Пти котидьен» во Франции имеет 75 тыс. подписчиков, 1 млн читателей. Все ежедневные газеты группы «Плей бак», рассчитанные на разный возраст, имеют 200 тыс. подписчиков, их читательская аудитория достигла 2,4 млн читателей. С 2006 г . газета стала распространяться через интернет в США.

 

Региональная пресса

В 2006 г . четко обозначился кризис   прессы Лиона, столицы   региона Рона–Альпы, которая была испытательной лабораторией национальных газет в 1980-е гг. В Лионе выходили две ежедневные газеты: «Прогре» и «Льон-матэн», а также местные выпуски парижских газет: «Льон-Либерасьон», «Монд-Рон-Альп», «Льон-Фигаро» и «Юманите-Рон-Альп». Теперь наметился возврат к монополии «Прогре».
Под угрозой находится «Льон-Фигаро» после продажи газет группы «Сокпресс», издающей «Фигаро», ведь она выживала с помощью общей рекламы с «Прогре», а теперь они стали конкурентами. В штате «Фигаро-Льон», созданной в 1986 г ., работали 64 журналиста, она выходила на 60 полосах. Теперь газета выходит на 16 страницах, из них только 6?8 содержат редакционный материал. В Лионе распространяется 8 тыс. экз., из них 6 тыс. – по подписке. «Прогре» распространяет в Лионе 20 тыс. экз. С исчезновением «Фигаро-Льон» она займет монопольное положение в платной ежедневной прессе Лиона.
Настоящая ситуация ставит под угрозу плюрализм информации на региональном уровне. Подвергающиеся давлению со стороны местных властей два еженедельника информации общего интереса иллюстрируют трудности независимой прессы в регионе. «Льон капиталь», созданный в 1994 г ., – уже под юридическим надзором. Он вступил в полемику с мэром Лиона социалистом Жераром Колломбом. Мэрия тут же лишила его рекламы. Еженедельник оказался под угрозой банкротства. Владелец другого еженедельника общей информации «Трибюн де Льон» близкий к мэру также конфликтует с редакцией. Он решил уволить 7 журналистов из 13, которые выступают против его редакционной политики.
В Лионе базируется «Евроньюс», телеканал, контролируемый компаниями общественного телевидения   19 стран. На нем заняты 250 сотрудников, из которых 160 – журналисты.
Местный канал «Сите-телевизьон» – под юридическим надзором, «Теле Льон Метрополь» также под угрозой закрытия.
«Группа “Монд”»   в 2006 г . заключила соглашение с региональными газетами группы Лагардера. В стратегическом плане это должно быть выгодно, позволяя аккумулировать рекламу в газетах, охватывающих все средиземноморское побережье.
В отличие от национальных газет, французские региональные газеты долго сохраняли большой формат, но в 2006 г ., следуя мировой тенденции, несколько газет перешли на таблоидный (41/29), среди них «Норд эклер», «Вуа дю Нор», «Нис-матэн». Марсельская «Прованс» перешла на промежуточный, так называемый берлинский (47/32). «Миди либр» перешла на этот формат еще в 1997 г . Из 62 региональных ежедневных газет 21 уже уменьшила формат в последние годы, 7 газет собираются это сделать.

Бесплатные информационные ежедневные газеты
Бесплатные информационные газеты продолжают укреплять свои позиции во Франции как за счет появления новых названий, среди них и специализированные газеты, так и за счет роста распространения уже существующих. В 2006 г . при изучении эволюции и состояния печатных изданий были рассмотрены и бесплатные информационные газеты. По данным   организации «Софресс» ( Sofress ), бесплатные газеты «20 Минют» и «Метро» попадают в первую пятерку национальных газет по величине читательской аудитории.
Во время чемпионата мира по футболу летом 2006 г . стала выходить спортивная бесплатная газета, которая распространялась в 10 крупных городах. В июне в Париже и еще в 14 городах стала распространяться   вечерняя бесплатная газета «Директ-суар», издающаяся французским предпринимателем Вэнсаном Боллоре. Это массовое развлекательное издание с крупными фото. Газета претендует стать настоящим таблоидом среди бесплатных изданий. Из 28 страниц 15 отводятся теме отдыха.
В феврале 2007 г . вышла новая бесплатная газета «Матэн-плюс», финансируемая Боллоре (70%) и «Группой “Монд”» (30%). Она должна присоединиться к уже существующей в провинции сети газет   «Вилль-плюс». Такие газеты издаются в Марселе, Бордо, Лионе и др. крупных городах. Они были созданы региональными газетами, чтобы противостоять экспансии «Метро» и «20 Минют». «Марсей-плюс» издается газетой «Прованс», «Льон-плюс» – газетой «Прогре», выходящей в Лионе, «Бордо 7» – газетой «Сюд-Уэст», выходящей в Бордо. Чтобы претендовать на национальную рекламу, этой сети не хватало газеты в Париже.
Самой крупной в мире по распространению является газета   шведской группы «Метро», выходящая в более, чем ста городах   двадцати стран мира в количестве 7 млн экз. Во Франции «Метро» издается совместно с группой ТФ-1 (34,3% капитала), имеет 1,5 млн читателей.
Средний возраст 20 сотрудников французского издания 29 лет. Они работают в огромном редакционном зале, каждый отвечает за свою рубрику, т.е. за 1-2 страницы. Здесь невозможно отвлекаться: внимание сконцентрировано на экране компьютера.   «Метро» внедрила способ выпуска газеты, максимально автоматизируя процесс, благодаря   логистике, которая позволяет журналисту все делать самому. За всем процессом наблюдает заведующий редакцией, который в реальном времени на экране своего компьютера видит, как заполняются страницы будущего номера. Выпускается 9 версий для различных городов Франции.
В «Группе “Метро”» работает 450 журналистов, все они должны владеть двумя языками (обязательно английским). Редакции разных стран направляют в общую базу данных материалы, которые могут заинтересовать все редакции, и они могут воспользоваться этой базой статей. Здесь газеты черпают интервью со знаменитостями кино и эстрады. «Наш обменный банк очень полезен для стран с ограниченными средствами, он позволяет им отличаться от своих местных конкурентов, которые не имеют доступа к международным звездам», считает координатор международной сети, базирующейся в Лондоне, Женифер Галле. Французским издателям «Метро» постепенно удалось получить согласие на встречи и интервью с представителями политики, науки и др. И это важно, ведь читатели газеты – это новые читатели, которые не покупали ежедневные газеты. Задача бесплатных газет – найти этих   «30-летних горожан».
Тираж бесплатных газет зависит только от аппетита рекламодателей и от конкуренции с другими СМИ. Верную ставку сделала «Метро», вступив в альянс с телеканалом ТФ-1. «Благодаря этому, – говорит главный редактор «Метро-Франс» Валерии Декам, – мы моментально получили кредит доверия, вес на рекламном рынке»22. Хотя тираж газеты вырос за четыре года, чтобы быть рентабельной, каждый экземпляр должен побывать в руках трех читателей.
Но чтобы рекламодатель мог вернуть свои затраты, нужно привлечь читателя, в котором заинтересованы рекламодатели: среднего и молодого возраста, работающего, открытого к потреблению. Поэтому газета «Метро»   распространяется в утренние часы в местах перемещения работающих. «В идеале, тираж должен быть распространен до 10 утра, – считают в редакции, ? позже – это уже не та аудитория, к которой стремится рекламодатель». «Метро» поставляют в рестораны, которые посещают рабочие, служащие, студенты, газета имеет эксклюзивные соглашения с ресторанами предприятий, университетов, с сетью «Макдональдс».
Важно не только привлечь, но и сохранить читателя, а это значит – заинтересовать его содержанием публикаций, ему должно нравиться то, что он читает в газете. Сотрудники редакции делятся своими приемами в привлечении и сохранении аудитории: «Мы создали   тип-модель нашей читательницы: ее зовут Сара, ей 28 лет, она только что нашла свою первую постоянную работу, она живет отдельно от своего друга. Все анализируется по отношению к этому образу. Выбирая темы публикаций, мы всегда задаем себе вопрос: «Будет ли это интересно Сара?»23.
Редакционная политика группы заключается в стремлении   сохранять нейтральность в освещении важных общественных проблем, вырабатывая единую линию для всех изданий. В 2006 г .   ни одна из карикатур на пророка Мохаммеда не была опубликована в газетах «Метро». Это было коллективное решение, принятое единогласно постоянной рабочей группой, состоящей из главных редакторов всех выпусков. «“Метро” – нейтральная газета, у нее нет политической или религиозной ориентации», ? говорит В. Декам. Но главные редакторы всех выпусков «Метро» попросили своего датского коллегу написать статью о принципах свободы прессы и специфике ситуации в Дании. Она была опубликована всеми изданиями «Метро». Как видим, газета не уходит от освещения злободневной темы,   ранее она публиковала дебаты по поводу исламских платков-хиджабов.
Вот как объясняет решение издавать информационные бесплатные газеты создатель и президент самой крупной группы таких газет швед Пеле Торнберг: «Успех “Метро” – отражение философии нашей группы… Когда мы изучили сектор прессы, мы констатировали, что молодежь предпочитает журналы, телевидение, интернет. Мы попытались понять, почему она не читает ежедневную платную прессу – в первую очередь из-за отсутствия времени и потому что считает, что за информацию не нужно платить: ее уже достаточно в бесплатном доступе на телевидении, радио и в интернете. Молодые предпочитают расходовать деньги на новые технологии»24. Таким образом, шведская группа пришла к выводу, что молодежь готова читать ежедневную газету, но не готова за нее платить. Свою первую информационную бесплатную газету шведская группа выпустила в Стокгольме в 1995 г . «Метро» теперь самая распространенная газета в Швеции и наиболее прибыльная в Скандинавии: у нее самые высокие рекламные тарифы.
В течение немногим более десяти лет модель «Метро» распространилась во многих странах, обычно в сотрудничестве с местными партнерами.   Версии различных стран отличаются друг от друга, имеют свое лицо. Французское издание более качественное, серьезное, помещает материалы, посвященные политике, экономике, международным событиям, в то время, как в странах Восточной Европы и США предпочитают развлекательную информацию. Французский филиал «Метро» объявил о первой прибыли по результатам 2005 г . (300 тыс. евро).
Распространяемая на французском рынке «20 Минют» – норвежская концепция бесплатной информационной газеты, издается во Франции в партнерстве с группой «Уэст-Франс». Распространяется в Париже   и в 8 городах Нормандии и Бретани.
Газета   имеет в два раза больше журналистов, чем газета «Метро», это, конечно, сказывается на ее рентабельности, в 2005 г . убытки составили 8,8 млн евро. Патрон «20 Минют» во Франции Жан-Пьер Бозо, считает, что рекламодателей привлекает тот факт, что газета стала «образцовой маркой для активного горожанина». В конце 2006 г . «Группа Шибстед», издающая «20 Минют», заявила, что 50% дохода она получила от интернет-версии.
Обеим газетам предстоит отстаивать свое место в новой конкурентной среде с появлением новых бесплатных газет. К осени 2006 г . распространение «Метро» во Франции выросло до 880 тыс. экз., «20 Минют» – до 870 тыс. экз. «Директ-суар» распространяет 500 тыс. экз., из них 280 тыс. – в Париже.

 

Группы прессы
«Группа Лагардера». В 2005 г . торговый оборот «Лагардер-медиа» составил 7,8 млрд евро. Группа имеет 12 550 сотрудников, из них 3 000 во Франции.
  В интервью газете «Фигаро» владелец группы Арно Лагардер выделил 4 базовых сектора: 1) журнальная периодика, 2) книгоиздание, 3) распространение периодики и книг, 4) аудиовизуальные СМИ и интернет. В этом же интервью А. Лагардер прокомментировал проект объединения региональных газет его группы («Прованс», «Нис-Матэн», «Вар-Матэн», «Корс-Матэн») с газетами группы «Монд», выходящими на юге Франции, чтобы усилить позиции на рекламном рынке.
В феврале группа объявила о приобретении за 537,5 млн долларов «Тайм-Уорнер Бук», книгоиздательского филиала американской коммуникационной группы. Теперь Лагардер выходит на третье место в мире среди книжных издателей после английской группы «Пирсон» и немецкой «Бертельсманн». Торговый оборот «Тайм-Уорнер Бук» 570 млн долларов, филиал издает 380 новых названий в год; это массовая литература, издания для молодежи, религиозная литература, иллюстрированные издания, аудиокниги.
В 2006 г . произошел обмен 34% акций, которыми владел Лагардер в «Каналь-Сателлит»,   филиале спутникового телевидения   холдинга «Каналь+», на 20% капитала всего холдинга «Каналь+». Теперь, имея 20% капитала, он получает возможность его увеличения до 34%, а также право выйти из группы, если будет такая необходимость. Перед группой открываются новые возможности, в т.ч. и приобрести «Каналь+», если Вивенди, захочет его продать.
Напомним, что Лагардер имеет 17% капитала в группе «Монд». Конгломерат «Лагардер-групп» владеет 15% капитала EADS , аэрокосмической группы. Это участие имеет большое значение, так как придает «Группе Лагардера» мощь и заметное место на рынке СМИ, а также вес во всех уголках мира. В 2005 г . в чистых доходах «Группы Лагардера» 40% приходилось на EADS . По мнению «Фигаро», только EADS приносит Лагардеру финансовые возможности на уровне его амбиций.
В сентябре была изменена структура группы, и был освобожден от должности президент, генеральный директор «Ашетт-Филипаки-Медиа» (филиал прессы) 60-летний Жерар де Рокморель, который возглавлял этот сектор с 1997 г .   Теперь все СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет) объединены в филиал «Лагардер-Актив-Медиа», который будет управляться советом директоров во главе с Дидье Кийо. Свой выбор А. Лагардер объяснил желанием видеть во главе   филиала руководителя более молодого, открытого новым цифровым технологиям. Как заявил Лагардер, «эта новая организация должна сделать нас одним из международных лидеров создания контента на рынке мультимедиа».
«Группа Монд».   В 2006 г . имела торговый оборот 630 млн евро, количество сотрудников – 3300 человек, группа продолжала находиться в дефиците, хотя ей удалось сократить его с 29 млн евро. (в 2005 г .)   до 13 млн евро. По утверждению ее президента Ж.-М.  Коломбани, в 2006 г . она получила прибыль 4,5 млн евро, впервые после того, как понесла значительные убытки в 2004 г .
С целью сокращения долгов «Монд» уступила группе «Уэст-Франс» принадлежавшие ей 50% капитала журнала «Вуаль э вуалье», а также 15%   каталога «Кадрамплуа» «Группе “Дассо”». В ближайшее время будет приостановлено издание журнала «Топ фамий». Остаются дефицитными журнал «Ви» и издательский филиал «Флерюс».
Филиал региональных газет «Журно дю Миди», куда входят газеты «Миди либр», «Индепандан», «Сентр-пресс» получили прибыль около 4 млн евро. В целях рационализации производства и распространения было заключено соглашение между этими газетами и региональными газетами группы Лагардера, выходящими на юге Франции. Создается филиал, 51% капитала которого принадлежит группе «Монд» и 49% – «Группе Лагардера» (газеты «Прованс», «Нис-Матэн», «Мар-Матэн», «Корс-Матэн» и бесплатная «Марсей плюс»). Этот альянс будет выгодным в плане совместной рекламы, так как газеты будут покрывать все Средиземноморское побережье Франции.

«Групп-Эрсан-Медиа». В 2006 г . в медийный пейзаж Франции возвращается имя Эрсана.   «Групп-Эрсан-Медиа» ( GHM ) – так стала называться группа «Франс-Антий», возглавляемая Филиппом Эрсаном.   Первому акционеру Ф. Эрсану принадлежит 22% капитала семейной группы, имеющей еще 12 акционеров-наследников Робера Эрсана. В 2005 г . торговый оборот группы составил 651 млн евро25.
Родоначальницей группы «Франс-Антий» была региональная газета того же названия, созданная Р. Эрсаном на Мартинике в 1964 г . К началу 1980-х гг. вокруг этой газеты сложилась группа прессы заморских территорий. Возглавивший ее сын Р. Эрсана Филипп вскоре   присоединил региональные газеты, выходившие в метрополии «Юньон де Реймс», «Ардене», «Эст-Репюбликен» (25%) и «Эст-Эклер». А в 2003 г . Ф. Эрсан приобретает у Вивенди группу бесплатных газет объявлений «Комарег». Причем именно эти газеты составляют почти половину торгового оборота.
«Групп-Эрсан-Медиа» принадлежит 31 ежедневная региональная газета с общим тиражом 400 тыс. экз. и десятки региональных еженедельников с общим тиражом 170 тыс. экз. Еженедельно группа распространяет 18 млн экз. бесплатных газет объявлений. Газеты, выходящие в северных и восточных провинциях Франции, а также на Антильских островах рентабельны, а вот «Пари-Норманди» и «Авр либр» несут убытки.
Кроме того, в состав группы входят семь местных радиостанций в западном регионе Франции, местные телеканалы в Гренобле, Труа и на Мартинике26.   Группа Ф. Эрсана разработала стратегию, где приоритетными зонами инвестиций являются интернет и местное телевидение.
«Байяр-пресс». Экономические результаты католической группы в последние годы подтверждают ее сильные позиции как во Франции, так и в других регионах мира (10 стран). Торговый оборот группы в 2005 г . составил 433 млн евро, прибыль – 2 млн евро. На международную деятельность приходится 18% торгового оборота. Эти результаты обеспечивают издания для детей и молодежи, так как, по данным исследований, время чтения этой читательской категории не сокращается. Сильным сектором группы является религиозная периодика.
Успехи группы символизируют не только журналы, но и ежедневная газета «Круа», которая увеличивает распространение уже в течение семи лет27.
Эмап-Франс . В феврале 2006 г . английская холдинговая компания «Эмап» объявила о продаже французского филиала, занимающего третье место во Франции по изданию журналов. На «Ашетт» приходится 16% рынка, на группу «Присма» – 13%, на «Эмап» – 12%. Филиал издает более 40 журналов, среди которых «Теле-пош», «Теле-стар», «Биба», «Мод э траво», «Ото-журналь», «Ну де» и др. В 2005 г . торговый оборот группы составил 440 млн евро. В группе 1300 сотрудников28.
Во Франции «Эмап» появилась в 1994 г ., купив 28 журналов у группы «Эдисьон мондьяль» и 10 журналов у Эрсана. В 2003 г . она присоединила группу изданий для молодежи «Эксельсиор». В 2005 г . «Эмап» выпустила во Франции массовый развлекательный еженедельник «Клозер», его распространение уже достигло 400 тыс. экз.
Французский филиал группы «Эмап» является рентабельным, поэтому покупатели появились сразу же: инвестиционные фонды, итальянская группа «Мондадори», немецкая «Шпрингер», бельгийская «Руларта». В июне сделка состоялась. Группу «Эмап-Франс» покупает итальянский концерн «Мондадори». Новые владельцы намереваются закрыть убыточные журналы и создать французские версии итальянских журналов.
«Присма-пресс». Этой группе принадлежит во Франции три прибыльных телевизионных журнала, распространяющих более   1 млн экз. Среди этих журналов – кэнзомадер (двухнедельники), которые увеличили долю рынка группы до 18,3%.   Но самым прибыльным еженедельником является женский журнал «Фам актюэль». Основную часть доходов группы обеспечивают продажи тиражей.
«Группа Бауэр». Торговый оборот немецкого гиганта в области изданий журналов – 1,76 млрд евро в 2005 г ., из них 755 млн. евро приходится на издания за рубежом, т.е. 43% торгового оборота. Группа издает 166 названий в 14 странах.
Французский филиал создан в 1986 г . Известны такие издания, как «Макси» (459 685 экз.), «Герлс» (165 205 экз.). В 2006 г . вышел еженедельник «Бон вик». Основную часть дохода группа получает от продаж, а не от рекламы.
  «Группа Руларта» . Закрепилась на французском рынке самая крупная бельгийская группа Руларта, которая приобрела во Франции журналы «Стюдио-магазин», «Пуэн де вю», бесплатный еженедельник «А ну Пари». В 2005 г . она приобрела 35% «Экспресс-Экспансьон», филиала «Группы “Дассо”», в середине 2006 г . увеличила свой капитал до 65%, намерена овладеть 100% капитала. Она издает во Франции уже около 20 журналов.


Региональные группы . Значительные перемены наметились в региональной прессе восточной части Франции. В феврале было объявлено о покупке группой «Эст-Репюбликен» в партнерстве с банком «Креди Мютюэль» филиала «Сокпресс группы Дассо», в который входят газеты региона Рона–Альпы («Прогре», «Дофине либере», «Льон-плюс». «Бьен пюблик» и «Журналь де Саон э Луар»). Новое объединение, получившее название   «Франс-Эст-Медиа» (холдинг EBRA – Est – Bourgogne - Rhone - Alpe ), имеет 8 региональных ежедневных газет (кроме вышеназванных, «Эст-Репюбликен», «Дерньер нувель д'Альзас», «Либерте де л'Эст» и «Журналь де ля От-Марн») и выходит на первое место среди региональных групп прессы во Франции и одной из первых в Европе. Группе «Эст-Репюбликен» принадлежит 51% капитала нового объединения, «Креди Мютюэль» – 49%. Но разрешение на покупку, полученное от министерства экономики, было отменено Государственным советом в январе 2007 г ., по причине   превышения полномочий. Окончательного решения этого вопроса пока нет29.
Напомним, что С. Дассо уже избавился от региональных газет, выходящих на западе Франции: «Курье де л'Уэст», «Пресс-Осеан», «Мэн либр», – проданных группе «Уэст-Франс», а также от выходящей в Лилле газеты «Вуа дю Нор», которую купила бельгийская группа Россель.
Новая география региональной прессы будет зависеть от   завершения операции по покупке филиала Сокпресс. Но уже сейчас ясно, что значительное число региональных газет Франции принадлежат в основном четырем группам: «Эст-Репюбликен», «Уэст-Франс», «Монд-Лагардер», «Сюд-Уэст». За десять лет продажи региональных ежедневных газет сократились на 10%, т.е. на 700 тыс. экз., а количество газет с 1946 г . сократилось со 175 до 60. «Критические размеры групп необходимы, считает М. Тексье из «Уэст-Франс», при условии сохранения географических связей:   1 млн экз. газет и   500 млн евро торговый оборот – это минимум»30.

Вот уже в двадцатый раз газета «Круа» публикует результаты ежегодных опросов о доверии французов к своим СМИ, тщательно изучив их ожидания, удовлетворенность и разочарования. В этом году данные свидетельствуют о стабильности общественного мнения. Радио, как   и в предыдущие годы, на первом месте по доверию   опрошенных к распространяемой в СМИ информации, что подтверждается увеличением на 3 пункта по сравнению с прошлым годом. За ним следует пресса и телевидение, индекс доверия к которым также возрос.
Парадоксально, но это небольшое повышение уровня доверия к информации на радио, телевидении, в прессе сопровождается ростом подозрительности   и недоверия к независимости журналистов от власти и денег. Вопрос о независимости журналистов перед политическим и экономическим давлением не задавался с 2000 г . Результаты 2006 г . почти совпадают с данными 1990-х гг. Свобода   журналистов от власти и денег оценивается следующими показателями: 63% опрошенных считают, что журналисты не могут противостоять давлению со стороны политических партий и власти;    60% заявляют, что журналисты зависят от   денег31.
Кризис традиционной прессы, о котором говорят и пишут во Франции постоянно уже не одно десятилетие, ведет к сокращению реального доступа к информации. Однако в стране развиваются бесплатные информационные газеты, региональная пресса успешно защищает свои позиции. Газеты ищут способы выживания в условиях наступления новых медиа, которые меняют привычки доступа к информации.


  1. Le Figaro . 07. 03. 2007.
  2. Le Monde . 25-27. 11. 2006.
  3. Le Figaro . 24. 11. 2006.
  4. Le Monde . 03. 01. 2006.
  5. Le Monde . 10. 10. 2006.
  6. L‘Expansion . 29. 01. 2007.
  7. Le Figaro . 30. 01. 2007.
  8. Le Figaro . 15. 02. 2007.
  9. Le Monde . 06. 02. 2007.
  10. www.ojd.com
  11. Le Monde . 10. 03. 2006.
  12. Lib?ration . 02. 11. 2006.
  13. Le Poin . 23. 06. 2006. P. 36.
  14. Le Monde . 31. 08. 2006.
  15. La Croix . 03. 07. 2006.
  16. Le Monde . 14. 06. 2006.
  17. Le Monde . 15. 06. 2006.
  18. Le Monde . 02. 07. 2006.
  19. Lib?ration . 04. 01. 2007.
  20. Lib?ration . 05. 01. 2007.
  21. Le Figaro . 28. 11. 2006.
  22. Le Nouvele Obcervateur . 4?10. 05. 2006.
  23. Ibid.
  24. Цит по :Le Nouvele Obcervateur . 4–10. 05. 2007.
  25. Неизвестно , присоединится ли   к семейной группе внучка Р . Эрсана Од Рюэтар, которая вышла из Сокпресс, уступив С. Дассо принадлежавшие ей 13%.
  26. Le Monde . 02. 10. 2006.
  27. La Croix . 07. 06. 2006.
  28. Le Monde . 28. 02. 2006.
  29. Liberation . 07. 02. 2007.
  30. Le Monde . 15. 02. 2006.
  31. La Croix . 13. 02. 2007.