Ключевые слова: Финляндия, качественная пресса, президентские выборы, блоги "Куукаусилиите", Алма медиа.
Abstracts
The Finnish quality papers content is discussed. The focus is on the coverage of the geopolitical attitudes in Finland at the time of the presidential campaign of 2005 as well as on political advertising. An overview of the Finnish media market and its ongoing consolidations is given.
Key words: Finland, quality press, presidential election, Kuukansiliite blogs, Alma media.
Качественная пресса работала в привычном для финского читателя режиме и формате: полосы не перегружались политической рекламой, не нарушались принятые структуры газетных и журнальных номеров. Приоритетные темы в 2005 г. в целом оставались теми же, что и раннее. Финнов по-прежнему волнуют вопросы, связанные с иммиграцией, импортом продуктов питания из других стран Евросоюза, их качеством, демографические проблемы. На наш взгляд то, чем живет сегодня финское общество и, соответственно, о чем пишут газеты, как нельзя точно отображается в романе Кари Хотакайнена «Улица окопная»2: «Бензин опять подорожал. Отечественные огурцы продаются по баснословным ценам. ЕС поддерживает ленивых фермеров. Давайте еще укрупним сельхозпредприятия, тогда наконец избавимся от бездельников, сосущих финансовые вливания. Китайским ресторанам и турецким пиццериям выделяют лучшие места в городе. Финским возвращенцам из Швеции всячески содействуют. Лыжникам дарят земельные участки. И прыгунам с трамплина. Две секунды в воздухе - и на тебе участок на берегу озера»3.
Финнов также очень волнуют проблемы здоровья и будущего нации. Например, широко освещаются темы, связанные с деторождением. По статистике, которую приводит «Хельсингин Саномат», детей все чаще заводят женщины ближе к 35 годам, в то время как самая по физическим признакам оптимальная для деторождения возрастная группа 22-25 редеет, потому что все больше женщин выбирает карьеру.
Достаточно широко освещаются вопросы, связанные с глобализацией. В каких ракурсах их рассматривает пресса? Здесь явно прослеживаются два течения: к чему ведет или уже привела глобализация, и второе: глобализация - это угроза или нет? В частности, на страницах общественно-политических еженедельников (например, «Суомен Кувалехти» или ежемесячника «Куукаусилиите») представлены материалы о том, к каким результатам привело использование информационных технологий на рабочих местах (как проходит рабочий день, сократился он или наоборот увеличился), какое психологическое влияние оказывают мобильные коммуникации на детей, как быстро информатизируются общественные места, в частности кафе, и транспорт, где становится возможным использование беспроводного интернета. Меньше обсуждается тема национальной идентичности, хотя в ходе выборов ее поднимались.
Во внешней политике и экономическом плане важным для финнов остаются отношения Финляндии с Россией и Эстонией. Здесь нам представляется двоякая картина. С одной стороны, характер статей о России и из России носит негативный характер, с другой стороны, публикуются материалы, подтверждающие то, что финны не мыслят себя без России. Самое банальное проявление таких отношений - это общий бизнес. Например, показательна статья «Lappeenranassa tehd??n kauppoja ven?j?ksi» «В Лапенранте открывают магазины по-русски», в которой говорится о продажах финских товаров русским туристам в приграничных городах. В культурном плане тоже наблюдается позитивный сдвиг. Так, например, в одном из интервью с редактором отдела международных новостей ежедневной газеты «Аамулехти» Матти Посио, журналист отметил, что в редакции есть сотрудники, которым русская культура, литература, сами россияне очень близки по духу. Именно они решили создать еженедельное приложение к «Аамулехти» газету «Вало»* («Свет»), один из номеров которого в 2004 г. был полностью посвящен России4. С тех пор российская тематика не покидает страницы «Вало».
К Эстонии у Финляндии сохраняется отношение «старшего брата». Причем такого, который видит свою экономическую выгоду от развития этой страны. Так, например, финны много пишут о вложениях Финляндии в телекоммуникационный бизнес Эстонии. По данным 2005 г., финны по сравнению с другими игроками рынка телекоммуникаций, больше всех инвестируют такие предприятия в Эстонии5.
Но все же важнейшими вопросами в 2005 г., которые находили отображение на страницах серьезных газет и журналов, были вопросы геополитики Финляндии.
Президентские выборы
Тарья Халонен, действующий президент Финляндии, победила на выборах и обошла своего оппонента, вице-президента инвестиционного банка Совета Европы, Саули Ниинистё с совсем небольшим отрывом в количестве голосов: 51% и 49% соответственно6. По сравнению с другими кандидатами (например, Арто Лахти, профессор из Высшей коммерческой школы г. Хельсинки, яро призывал к вступлению Финляндии в НАТО и выступил с лозунгом «Карелию финнам!»7), участники второго тура не так жестко расходились во мнениях.
Наблюдая за борьбой Тарьи Халонен и Саули Ниинистё за президентское кресло, можно сказать, что это, прежде всего, была борьба двух ведущих в стране партий (Халонен - социал-демократ, представитель левого крыла), Ниинистё - бывший председатель правой Национал-коалиционной партии (НКП)). В НКП, партии, которая на протяжении своего почти столетнего существования (осн. в 1918 г.), представляла интересы крупного промышленного и финансового капитала и в настоящее время более ориентирована на Запад, большинство членов выступали за присоединение Финляндии к военному блоку и дружественные отношения с США. Ниинистё открыто не призывал к вступлению страны в НАТО, но и не отвергал эту идею. В своих выступлениях он давал понять, что этот вопрос должен быть выдвинут на народное голосование. Именно акцент на «европейском НАТО», в котором позиции США будут якобы ослаблены, в итоге и привел Ниинистё на почетное второе место в выборах. Эта ошибка консерватора (плюс еще некоторые обстоятельства, например, 100-летний юбилей в 2006 г. предоставления права женщинам Финляндии голосовать, что обязательно должно было сказаться на активности женщин, голосующих в пользу Халонен) стоила ему президентского кресла.
Все опросы общественного мнения показывали, что большинство финнов выступает против присоединения их страны к Североатлантическому альянсу. Тарья Халонен, в свою очередь, придерживалась твердой антинатовской линий. Здесь нужно отметить, что традиционное отношение социал-демократов к НАТО отрицательное. Но тем не менее в настоящее время в партии находятся и сторонники натовской идеи, чьи голоса имеют вес в сегодняшней политике: бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари и известный женщина-политик Лиса Йааконсаари. Таким образом, партия социал-демократов как бы раскололась на два лагеря. Тарья Халонен выступила в ООН с критикой Буша и его внешнеполитического курса. Халонен также выступала за сохранение нейтралитета и традиций, напоминая своим гражданам об историческом опыте Финляндии.
Халонен дала понять, что вопрос о финских территориях, отошедших к СССР в ХХ в., более не актуален для наших стран: «Российско-Финляндская граница не единственная, сформировавшаяся после Второй мировой войны. И в нынешней ситуации для всех лучше уважать имеющиеся границы. Историю, в том числе историю войн, должны изучать историки. Мы, политики, должны знать прошлое, но смотреть в будущее"8. Она также подчеркнула, что настроена и дальше углублять отношения с Россией. Нужно отметить, что за годы правления Тарьи Халонен (первая в истории Финляндии женщина-президент заняла свое кресло в 2000 г.) Всемирный экономический форум отнес страну тысячи озер к числу самых конкурентоспособных экономик за последние три года. Финляндия занимала первые места в мировых рейтингах среди стран с самым высоким уровнем жизни, с низким уровнем коррупции и с самой здоровой экологией.
Политическая реклама на страницах газет
Как мы уже указывали выше, политическая реклама не «забивала» остальные материалы, но была яркой, крупной (в буквальном смысле, например, портрет премьер-министра Матти Ванханена размером в полосу в воскресном выпуске «Хельсингин Саномат» в день выборов9), самобытной и даже кое-где претенциозной. Так, в той же «Хельсингин Саномат» мы видим портрет уже другого кандидата Саули Ниинистё, гораздо меньшего по размеру в сравнении с портретом Матти Ванханена, зато в полном президентском окружении: вокруг портрета буквой «П» в хронологическом порядке разместились все президенты Финляндии, начиная с 1918 г. И лозунг: «Мы всегда умели выбирать правильного президента в правильное время» (Olemme osanneet aina valita oikean presidentin oikeaan aikaan). И ниже: «Президент трудового народа» (Ty?v?en presidentti) Саули Ниинистё. Здесь нужно также сказать, что у избирательной кампании консерваторов и лично Ниинистё был еще и неофициальный слоган. Стал им призыв «Выплывем!» «Со второй позиции стартовать удобнее, - заметил он после первого круга выборов в интервью финской телекрадиокомпании Юле. - Мы и не из таких мест выплывали»10.
«Президент всего народа» (Koko kansan presidentti) - политический слоган избирательной кампании Тарьи Халонен. Матти Ванханен действовал под девизом «Ростом с республику» (Tasavallan mittainen), что очень символично, поскольку сам премьер-министр высокого роста. Однако популярность действующего премьер-министра, несмотря на то, что его предвыборная программа, по мнению журналистов, была очень похожа на программу фаворита гонки, была ниже, чем у Халонен. Хотя именно относительно слогана Халонен выступила не без ехидства вечерняя «Илта-Саномат», назвав Тарью Халонен «президентом 51,8% народа» и напомнив, что за Халонен проголосовала только половина финнов, и то - во втором туре. Победу «красной Тарье» (Puna Tarja), как называют президента за цвет волос и политические взгляды, принесли не только голоса женщин, но также голоса малоимущих и безработных, чьи интересы она защищала в ходе своей предвыборной кампании. Халонен не раз отмечала, что растущее благополучие Финляндии распределяется все еще несправедливо. Поэтому она обещала усилить социальный сектор и принять меры для сокращения государственного долга, чтобы не оставлять его будущим поколениям.
Одним из интересных явлений в ходе президентской кампании в финской прессе были блоги кандидатов в президенты. Несколько кандидатов, в числе которых и Матти Ванханен, и Саули Ниинистё, (исключение составляет Тарья Халонен: президент обходился без блога) вели свои дневники в интернете, которые пользовались популярностью среди населения. На страницах газет часто можно было встретить выдержки и цитаты из этих дневников. Необычны для нас и доверительные обращения кандидатов к своим избирателям. Так, рядом с огромным портретом кандидата в президенты под номером 7 Матти Ванханена в день выборов 15 января 2006г. мы читаем:
«СЕЙЧАС ТЫ ПРЕЗИДЕНТ. СООТВЕТСТВУЙ ЭТОМУ
Ниже:
В воскресение решается, кто из кандидатов выйдет во второй тур. И будет ли этот второй тур.
Что ты думаешь по этому поводу? В конце концов от тебя это тоже зависит.
Ты избиратель, у тебя власть. Поэтому тебя пытаются подмазать, приманить, напугать, тебе льстят, приказывают и оказывают на тебя давление...
Ты в таком же положении, как и президент, которого ты выбираешь. Ты один, а вокруг другие, которые пытаются повлиять на тебя. Кому ты можешь доверять?
Когда прочие указывают тебе, что делать, слушай себя самого. И принимай собственное решение, справедливое и беспристрастное. Так должен поступать президент. И ты поступай так.
В воскресение ты выбираешь того, кто будет говорить твоим голосом следующие шесть лет. Кандидаты уже сказали все, что хотели. В чьем голосе ты слышишь свой? Голосуй за того.
Матти Ванханен»11
Блоги
Что касается блогов, на наш взгляд интересен тот факт, что сами СМИ очень серьезно отнеслись к их появлению и пытались самостоятельно исследовать природу блогов и популярность такого рода дневников. Для этого печатные издания заводили собственные блоги. Наиболее показателен опыт ежемесячника «Куукаусилиите». На протяжении месяца (с 13 сентября по 18 октября 2005 г.) журналист, который, так сказать, проводил блог-экперимент, т.е. был ответствен за создание и поддержку блога под названием «Куукаусилиите, добрый день!», подробнейшим образом описывал особенности блоговой коммуникации. В своем дневнике он показал отношения авторов блогов в Сети между собой, стиль их общения, интересующие их темы. Дневник «Куукаусилиите» начинался так: «13 сентября... Начал подсчитывать финские блоги. Заметил, что их слишком много. Часть из них обычные сетевые дневники, где люди рассказывают о своих буднях. Но есть и другие. Один опубликовал стихи, другой - собственные фотографии, третий бросил курить и рассказывал о своих мучениях. А также разные колонки, фельетоны, линки - и их странное скопление... Начал придумывать идею газетного блога... И вот первая заметка готова. Кратко рассказал о своем замысле и попросил читателей прислать свои советы. Обещал в своем дневнике также подробно рассказывать о продвижении дела и опубликовать результаты данного проекта...Ожидание захватывает. Что же из этого выйдет? А что если никто не заинтересуется?»12
Далее приведем некоторые выдержки из блоговой переписки журналиста: «14 сентября, 7 час. 7 мин. Юкка Меларанта, 57-летний преподаватель [в блоге с Ником Маалайнен (букв. сельский житель)] пишет: Хотел бы, чтобы ты привнес в наше дело легкость и плодотворность. Блюстители газетного и издательского мира больше не препятствуют любителям пера. Получить читателей становится также просто, но иногда их становится так много, что кажется, будто пишешь для широкой публики, хотя это довольно иллюзорное представление».
«Сцилла, 12 час. 01 мин.: Блоги очень трудно описать, особенно тяжело рассказывать о них широкой публике, которая не знает о них ничего. Как разъяснить всю общность авторов блогов или по крайней мере виртуальное знакомство блоггеров друг с другом? Что расскажешь об огромных форумах и участии в них? А личности, которые кроются за этими дневниками? Научиться блогам нельзя, прочитав об этом в газете».
Просперо, 13 час. 16 мин. Блоги родились в противовес односторонней передаче данных, как то делает «Хельсингин Саномат». Они дали право голоса тем, у кого его раньше не было. Они представляют свободу слова и демократию. Поэтому они так интересны «Хельсингин Саномат».
«18 октября, Сами Суомалайнен: Когда вопрос все-таки стоит о ежемесячном приложении к качественной газете, хотелось бы видеть материалы более аналитичными, но все одновременно и развлекательного плана. Отсюда, на мой взгляд, идет традиционная статья».
Блоговый проект «Куукаусилиите» был с успехом завершен. Выяснилось, что молчаливые финны радостно начинают общаться и вести активную социальную жизнь именно в таких интернет-дневниках. Только автор проекта «Куукаусилиите, добрый день!» получил почти 500 отзывов в блоге и по электронной почте. Количество для 5-тысячной Финляндии немалое, если учесть, что всего в октябре 2005 г. в Финляндии насчитывалось172 тыс. блогов13. И это при крайне насыщенном медиарынке.
Финский медиарынок сегодня
Насыщенность финского медиарынка поддерживается ведущими медиаконцернами Финляндии: Санома ВСОЮ (далее по тексту Санома), Алма медиа, Илкка Групп, Турун Саномат Групп и Кескисуомалайнен, которые являются основными поставщиками мультимедийных услуг. Им также принадлежит 50% чистой выручки от всей продажи ежедневной прессы Финляндии. Говоря о собственности в системе финских СМИ, нужно сказать о возрастающей тенденции к образованию газетных цепей. В 2004 г. в Финляндии насчитывалось 22 газетные цепи. По данным на этот же год, в стране издавалось 200 газет, 320 популярных и 2100 специализированных журналов. Крупнейшими собственниками на газетном рынке на сегодняшний момент являются Санома и Алма Медиа. Саноме принадлежит 25% общего тиража газет, Алма Медиа - 19%. Помимо сильной пары «Хельсингин Саномат»- «Илта Саномат» в руках Санома цепь региональных и местных газет во всей юго-восточной Финляндии. Алма Медиа издает «Аамулехти» - ведущую газету региона Пиркан маа и, соответственно, третьего по величине города в Финляндии Тампере, вечерний таблоид в Хельсинки «Илталехти» и финансовую «Кауппалехти». Помимо этого концерну Алма Медиа принадлежит еще 19 газет в различных регионах страны14.
На рынке традиционных электронных СМИ представлены четыре национальных телеканала, три канала общественного радио на финском и два на шведском языках, 67 коммерческих радиостанций, одна из которых - Радионова - носит статус общенациональной. В год в стране производится 12 художественных фильмов и 12 миллионов звукозаписей. 67% населения пользуются интернетом. Популярны услуги кабельного (42% домовладений) и спутникового (15% населения) телевидения15.
Продажа доли собственности концерном Алма Медиа
На внешне спокойном, стабильном финском медиарынке, в плане передела собственности, в 2005 г. произошли серьезные изменения. Официально о них было объявлено еще в 2004 г, и началась серьезная подготовка процесса купли-продажи всего вещательного дивизиона, второго по величине медиаконцерна в стране, Алма Медиа. В итоге в январе 2005 г., как пишут финские СМИ, «мыльная опера подошла к концу»16, и большинством голосов акционеров было решено, что электронные СМИ компании, а именно коммерческий и первый по популярности общенациональный телеканал МТВ 3, радиостанция Радионова и четвертая часть акций шведского телеканала ТВ 4, которой владел Алма Медиа, переходят в руки шведского концерна Бонньеров, точнее его дочерней фирмы «Провентус». Печатные СМИ, а именно пара «Аамулехти» (утренняя) и «Илталехти» (вечерняя), старейшее в стране и самое крупное деловое ежедневное издание - газета «Кауппалехти», плюс различные региональные и местные издания, остались у Алма Медиа17. Нужно сказать, что фактически Бонньеры перекупили МТВ 3 у норвежского концерна Шибстед, который ранее заявлял о своем намерении приобрести вещательный дивизион Алма Медиа. Электронные СМИ Алма Медиа являлись объектом пристального внимания норвежского Шибстеда довольно долгое время. Но в результате продолжительных торгов МТВ 3 и Радионова оказались в руках конкурирующего с Шибстед на Скандинавском и не только медиарынке концерна Бонньеров. По условиям сделки, порядок вещания и деятельность МТВ 3 после перехода в другие руки не изменились. По условиям продажи, Финское правительство, как это обычно и происходит, выдает лицензии на вещание новым собственникам. На практике эта трансакция означает появление новой компании Алманова.
Финская пресса уделяла продаже вещательного дивизиона Алма Медиа огромное внимание. На страницах общественно-политических еженедельников, ежедневных газет высказывались по этому поводу различные эксперты, экономисты, журналисты. В целом настроения финских журналистов и представителей телекоммуникационного бизнеса были не очень радостные. Все чаще поднимался вопрос о патриотизме и гордости финской нации. Так, известный Йорма Оллила, возглавляющий концерн «Нокиа», явно был против передачи дивизиона Алмы в шведские руки и открыто сопротивлялся этому. Он выступил в печати со словами недоумения: «Неужели в стране не найдется денег, чтобы оставить МТВ 3 у себя»18. Тем не менее, в кругу акционеров решение уже было принято.
Санома в России
Равное по величине второе крупное событие, которое произошло в сфере СМИ Финляндии в 2005 г. - это покупка концерном Санома хорошо известного в России и успешно действующего на российском рынке издательского дома «Индепендент медиа». Голландские акционеры «Индепендент медиа» 19 января объявили о продаже своего издательского дома финской компании «Санома Мэгэзинс» - журнальному подразделению Санома. Нужно сказать, что концерн «Санома» после покупки газетно-журнального предприятия «VNU» в Нидерландах в 2001 г. стал самым крупным в Северной Европе медиаконцерном, который включает в себя пять издательских компаний, специализирующихся на выпуске журналов. Сделка была одобрена Российскими и Украинскими антимонопольными органами и полностью завершена в 2005 г. «Санома Мэгэзинс» выпускает более 250 журналов в 10 европейских странах, в компании работает около 4500 человек. Помимо Финляндии и стран Бенилюкса, «Санома Мэгэзинс» занимает сильные позиции в Центральной и Восточной Европе: в Венгрии, Чехии, Словакии и Румынии. В 2004 г. доходы всего концерна Санома от продаж печатной продукции составили 2.5 млрд евро в 17 странах.
«Выбор «Санома Мэгэзинс» был не трудным, - объясняет генеральный директор Дерк Сауэр, - портфолио этой компании очень похоже на наше: Санома, например, выпускает «Космополитэн» в шести странах Западной и Центральной Европы, его бизнес-культура тоже очень нам близка. Эта сделка позволит нам выйти на новые рынки, сейчас российский медиаландшафт очень быстро меняется, и конкурентов становится все больше... Санома очень децентрализованная компания, которой управляет менеджмент на местах. Санома дает дополнительные финансовые ресурсы для завоевания новых рынков в России и в Украине, она стремится к росту, и это совпадает с нашими планами»19.
Реакция партнеров «Индепендент медиа» - «Херста», «Доу Джонса» и «Файненшл таймс», по словам директоров, была также очень положительной. ««Санома Мэгэзинс» - один из самых важных партнеров в Европе у «Херста», так что такое сотрудничество их вполне устраивает. В издательском бизнесе у журналов Санома очень благоприятный имидж и они славятся своей скрупулезностью и честностью». По мнению Боудвейн Пулман, председателя наблюдательного совета «Индепендент медиа», сделка с «Санома Мэгэзинс» - это передача компании в надежные руки, «они полностью разделяют наши представления о независимой журналистике, качественной прессе и прозрачном бизнесе»20.
Печатные СМИ доминируют
Финляндия по-прежнему остается так называемой газетной страной. И несмотря на ощутимое падение тиражей в Европе (Финляндия, впервые со времен Второй мировой войны, тоже подверглась этому процессу21) в конце ХХ в., финская пресса и финский издательский бизнес остаются востребованными и находятся на высоком уровне. Тираж финских газет до сих пор один из самых высоких в мире. По количеству ежедневных газет на душу населения Финляндия уступает только Норвегии и Японии22. Если посмотреть на объемы медийного рынка в цифрах (а именно на долю, занимаемую на рынке различными СМИ), начиная с 1980-х гг., мы увидим, что ситуация в газетно-журнальном сегменте (как, впрочем и в секторе электронных СМИ) остается стабильной. Так, например, на долю газет и журналов в 1980-м г. приходилось 80%, в 1990 - 76%, в 2003 г. - 71% (для сравнения электронные СМИ: 13%-17% -20% соответственно)23. Продолжается тенденция тесного редакционного сотрудничества внутри газетных цепей и даже между независимыми друг от друга изданиями и издательскими домами. Специалисты называют это неким броском24, который ведет к конвергенции в рамках газетного контента. В основном в этом обмене участвуют региональные газеты. От этого сотрудничества несомненно выигрывает потребитель, поскольку он получает из газет наиболее разнообразные материалы.
Печатные СМИ доминируют и на рекламном рынке. Доля рекламы в печатных изданиях (71,7%) по-прежнему в несколько раз выше, нежели в электронных СМИ (телевидение, радио, интернет (25,2%)). Причем самым развитым в плане рекламных инвестиций остается именно газетный сектор. Так, на долю всех газет, платных и бесплатных, приходится 55, 2% рекламы25, на долю журналов (женских, журналов для потребителей и т.п.) и других специализированных изданий -16, 5 %. Для сравнения приведем количество рекламы в других СМИ и носителях: телевидение - 19,2%, радио - 4,4%, кино- 0,2%, интернет - 1,6%, наружная реклама/реклама на транспорте - 2,9%26.
Говоря о рекламе в периодических изданиях Финляндии, особенно в журналах, следует также заметить, что в Финляндии в период с середины. 1980-х до середины. 1990-х гг. наблюдался рекламный рост, в то время как во многих других европейских странах в этот период времени количество журнальной рекламы ощутимо пошло на убыль. Одной из причин такой абсолютно обратной ситуации - вразрез европейским тенденциям - является высокий уровень подписки. Финляндия одна из тех редких стран, где подписка на журналы превосходит продажу в розницу. Финский показатель - 90% подписки - один из самых высоких в Европе. Для сравнения, в Швеции на долю подписных журналов приходится 70%, в Великобритании почти 10%, в Ирландии и Испании - 5%27.
2. Кари Хотакайнен - один из самых популярных писателей современной Финляндии. Его роман «Улица Окопная» (финск. назв. «Juoksuhaudantie») получил главную финскую литературную премию «Финляндия», а также премию Совета северных стран. «Улица Окопная» была переведена на 10 языков и в одной лишь Финляндии разошлась тиражом свыше 100 тыс. экз.
3. Хотакайнен К. Улица Окопная/Пер. с фин. И. Урецкого. Спб.: Азбука-классика, 2004. С. 110.
4. Борзова О. Финская газета «Вало: образ России меняется». Материалы ежегодной научной конференции молодых ученых «Ломоносов - 2005». Факультет журналистики МГУ, Москва. 2005.
5. Suomen Kuvalehti. Helmikuu, 2005.
6. Halonen ja Niinist? l?hes tasoissa// http://www.yle.fi/vaalit/uutiset. 27.01.2006.
7. Selko-Uutiset. Joulukuu, 2005. P. 2.
8. Сорокина Н. Женщина против зануд. http://www.nikkolom.ru/2006/world_vybory
9. Helsingin Sanomat. 15 tammikuuta 2006. P. A12.
10. Зубков К. Вторая попытка Тарьи Халонен. http://www.nikkolom.ru/2006/world_vybory
11. Helsingin Sanomat. 15 tammikuuta, 2006. P. A12.
12. Kuukasiliite. Marraskuu, 2005. P.40.
13. Kuukasiliite. Marraskuu, 2005. P. 41
14. Joukkoviestimet 2004. Tilastokeskus 2005. Hakapaino OY: Helsinki, 2005. P. 9.
15. http://virtual.finland/netcomm/news/ 2004 г.
16. L?hteenm?ki P. Alma-draama loppuu Ruotsiin. http//www.talouelama.fi/doc.te 24.01.2005 г.
17. Лишившись электронных СМИ, Алма Медиа делает сильнейший упор на печатную продукцию. В октябре 2004 г. издательская группа «Кауппалехти», входящая в состав концерна, выпускает субботнее приложение к газете «Кауппалехти» «Прессо» (на 2005 г. тираж составил 50 000 экз.), ориентированное на так называемый новый креативный класс - людей, для которых работа занимает центральное место в жизни, независимых и целеустремленных. Группа «Кауппалехти» является самой большой компанией в сфере бизнеса СМИ в Финляндии, в ее состав также входит крупнейший в стране экономический журнал «Оптио» (на 2005 г. тираж составил 81 006 экз.), приложение «Прессо». К группе относятся информагентство «Балтик Ньюс Сервис», компания «Лехдентекийят», занимающаяся изданием журналов для потребителей с 1988 г.
18. http://www.helsinginsanomat.fi January, 2005.
19. См.: Independent media объявляет о продаже компании. http://www.imedia.ru/issue_22223.html. 2005.
20. Там же.
21. В период 1999-2003 гг. общий тираж газет сократился на 20%. В последние годы тенденции к снижению не наблюдается.
22. Joukkoviestimet 2004. Tilastokeskus 2005. Hakapaino OY: Helsinki, 2005. P. 9.
23. Ibid.P. 18.
24. Ibid. P. 9.
25. В странах Европейского Союза доля газет на рекламном рынке составляла 38 % (по данным на 2002 г.).
26. Ibid. P. 22.
27. Ibid. 205.