Fascist ideology in the Russian press abroad
Михалев Николай Михайлович
аспирант кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ
имени М.В. Ломоносова, nmihalev@yahoo.com
Nikolay M. Mikhalev
Doctoral student at the chair of Russian media history, Faculty of Journalism, Moscow State University, nmihalev@yahoo.com
Аннотация
Журналистика русского зарубежья с середины 1920 гг. и на протяжении всего предвоенного десятилетия испытала серьезное влияние идеологии фашизма – итальянского и немецкого. Рост популярности праворадикальных течений в русском зарубежье был обусловлен разочарованием активной части эмигрантов, преимущественно молодого поколения, в старых политических движениях и их методах борьбы с большевиками, которые не оправдали надежд на скорый реванш. Приятие тех или иных форм радикализма – национализма, фашизма – стало своеобразным поиском новых инструментов борьбы с советской властью. А ее центрами в эмиграции становились многочисленные антисоветские СМИ, которые в 1930 гг. выполняли, в том числе, организаторские функции.
Ключевые слова: фашизм, русская эмиграция, СМИ, большевики, пропаганда, революция.
Abstracts
In the 1920-30-th Russian emigrants’ mass-media had experienced serious influence from Italian and German fascist ideology. Grouth of popularity of radical right-wing movements was caused by general mood in active part of emigrants which felt disillusionment with old political movements, that couldn’t live up their expectations for immediate revanche over Bolsheviks. Searching for new effective instruments of struggle with Soviet authority some part of Russian emigrants accepted such forms of radicalism as nationalism and fascism. This kind ideology had been transformed in special Russian emigrants’ mode and interpreted in their mass-media, wich had performed also the organization functions.
Key words: fascism, russian emigrants, mass-media, Bolsheviks, propaganda, russian revolution.
Журналистика русского зарубежья с середины 1920 гг. и на протяжении всего предвоенного десятилетия испытала серьезное влияние идеологии фашизма – итальянского и немецкого. Со страниц эмигрантской печати не сходила дискуссия вокруг новых праворадикальных течений, которые распространялись в Европе и русском зарубежье. Рост их популярности шел в русле глобальной фашистской экспансии. Однако в русском зарубежье этот процесс был обусловлен разочарованием активной части эмигрантов, преимущественно молодого поколения, в старых политических движениях и их методах борьбы с большевиками, которые не оправдали надежд на скорый реванш.
Приятие тех или иных форм радикализма (национализма, фашизма) стало своеобразным поиском новых инструментов борьбы с советской властью. А ее центрами в эмиграции становились многочисленные антисоветские СМИ, которые в 1930 гг. выполняли в том числе организаторские функции. Правые активисты отмечали, что русское печатное дело за рубежом ширится и растет, «свершая свою исключительно важную работу»: «Когда молчат пушки – гремит свободное русское слово в борьбе с коммунизмом и III Интернационалом»1.
Интерес к фашизму как идеологическому союзнику в борьбе с Советами возник у эмигрантов-«стариков» еще в начале 1920 гг. Тогда правые активно обсуждали вопрос возможного сотрудничества со всеми антибольшевистскими силами, в том числе с фашистами. Вообще, противопоставление классово-интернационалистской политике большевиков национально-государственной идеологии было характерно для многих эмигрантских партий, объединений и групп2.
На фоне крепнущего СССР Муссолини и Гитлер казались русским эмигрантам достойными лидерами в крестовом походе против коммунистов. Для правых эмигрантов выбор был очевиден: «Бог, Нация, Труд» – такой лозунг выдвигают русские сторонники фашизма. Именно в этих словах они видели будущее своей страны, свободной от ига интернационалистов-коммунистов и космополитической власти мирового капитала3.
Особое место в правой периодике русского зарубежья занимала газета «Возрождение», которая создавалась с одной стороны для борьбы с оппозиционными идеями и движениями, а с другой – для формирования вокруг себя серьезных и дисциплинированных борцов за белую идею. В.В. Шульгин в своем письме П.Б. Струве от 30 июня 1925 г. писал, что задача «Возрождения» – «собрать вокруг избранного нами лица умственную дружину, искушенную в разных политических вопросах и сильно дисциплинированную»4. По словам Струве, «фашизм лишь в той мере есть явление творческое <...>, в какой <...> он духовно порывает с социализмом и коммунизмом»5.
В июне 1922 г. лидер Русского Народно-Монархического Союза Конституционных Монархистов С.С. Ольденбург в письме П.Б. Струве называл деятельность фашистов «огромным благотворным фактором, каковы бы ни были отдельные проявления»: «Это «революция» только по приемам, – вроде того, как Вы писали, что и русское белое движение должно было стать революционным по методам; – так вот фашисты сумели!»6. Аналогичные симпатии итальянскому фашизму в письме Струве высказывал В.В. Шульгин: «После зрелого размышления я пришел к убеждению, что без категорического императива ничего не будет. Это определение я понимаю несколько иначе, чем Кант, но объяснить его сейчас не могу. Во всяком случае, к Вашему лозунгу «отечество и собственность» я бы прибавил «и дисциплина». Под дисциплиной можно при желании понимать и форму правления, но во всяком случае и форму управления. Насчет этой последней я все более начинаю склоняться к итальянщине, конечно на русской основе»7.
Вопрос целесообразности отхода от демократических принципов в борьбе с диктатурой большевиков стал предметом жарких дискуссий в эмигрантской печати. В пользу безоговорочного сотрудничества со всеми антибольшевистскими силами выступал П.Б. Струве на страницах «Возрождения»: «Как бы критически не относиться к фашизму, к его отдельным проявлениям и приемам, – он есть спасительная, даже для демократии, реакция против коммунизма, он есть великое охранительное движение, сильное и замечательное тем, что консервативные соки и силы оно ищет и извлекает из народных глубин. Сейчас культурный мир от великих потрясений может спастись только сосредоточением в каждой стране ее охранительных сил и честным союзом охранительных сил всех стран… Мир должен сомкнуть свои ряды – против коммунизма и всего, что ведет к нему»8.
Следует отметить, что «Возрождение», ставшее форпостом фашистской идеологии в 1920 гг., много внимания уделяло фашистскому просвещению русского зарубежья. Так, на страницах газеты публиковались отчеты о проходивших в 1927 г. диспутах в «Школе фашизма»9. Воспитанием национального правосознания молодых эмигрантов занимался журнал И.А.Ильина «Русский Колокол» (Берлин, 1927−1930). На его страницах выступали такие харизматичные личности, как Иван Шмелев, Лоллий Львов, С.С. Ольденбург, Н. Цуриков, П. Краснов, А. Фон-Лампе, В. Рябушинский, граф Г.А. Шереметьев и князь Н. Щербатов.
В первом номере «Русского Колокола» редактор кратко определил программу спасения России, которая держится на трех столпах: «Первое, в чем нуждается Россия, есть религиозная и патриотическая, национальная и государственная идея… Это есть идея великодержавной России, воздвигнутой на основах подлинно христианской, волевой и благородной государственности. Второе, что необходимо ей, – воля и характер… И третье… – это свободный и спокойный патриотический реализм для мирного и творческого выхода из революции…» Для воплощения в жизнь этой программы «России нужен идейный волевой и творческий кадр: рыцарственный кадр». Подготовка его «в лишениях и испытаниях» и есть миссия русской эмиграции, рупором которой стал «журнал волевой идеи» Ильина10.
Появление «Русского Колокола» в 1927 г. стало своеобразным ответом на запрос В.В. Шульгина, который еще в 1925 г. писал П.Б. Струве о необходимости образования и воспитания «умственной дружины, искушенной в разных политических вопросах и сильно дисциплинированной»11. В «Русском Колоколе» этим занимался «Старый политик». В одноименной рубрике анонимный публицист рассказывал «русской национальной молодежи» «о политической работе»12, «о непредрешении»13 и «сопротивлении злу силою»14, «о политической провокации»15 и «тюремном заключении»16. Также юные эмигранты получали здесь советы, «как хранить тайну»17 и «распознавать людей»18. Весь этот, по выражению Н.А. Цурикова, «пафос героизма и идеи современности»19 должен был служить укреплению «русской организационной способности»20 во имя национальной великодержавной России. Финальным аккордом прозвучала статья И.А. Ильина «Отцы и дети в политике» в предпоследнем номере «Колокола». Здесь редактор призывает оба поколения русской эмиграции примириться во имя служения Родине, которое «возможно только на основе взаимного понимания и взаимного восполнения»21.
Три года пропагандистской работы принесли свои плоды. «Волевая идея» Ильина была адекватно воспринята молодым поколением эмигрантов, активная часть которых образовала ультраправые боевые дружины «нацмальчиков» – возникший в 1927 г. промонархический и аффилированный с РОВСом Союз Русской Национальной Молодежи (НСРМ), который с приходом М.А. Георгиевского был переименован на 2-ом съезде в декабре 1931 г. в Национальный Союз Нового Поколения (НСНП). С 1936 г. эта организация, перешедшая на позиции непредрешенчества, трансформировалась в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП), а с 1942 г. – в Национально-Трудовой Союз22.
В 1932 г. агенты ОГПУ передавали в центр: «В белоэмигрантской прессе, литературе, воззваниях, листовках, докладах и пр., посвященных вопросам организации и задач эмигрантской молодежи, задачи эти определяются необходимостью отбора «здорового национального элемента» и воспитания из кадров молодежи «фанатиков идеи»» для борьбы с советской властью23.
По признанию Г.П. Струве, НСНП и НТС играли «политически наиболее видную роль» в массе фашиствующих «пореволюционных» течений24. Современные исследователи также считают НСНП самым значительным – и по числу участников, и по разработанности идеологии – праворадикальным движением русского зарубежья 1930 гг.25 Этот факт подтверждает пристальное внимание к деятельности НСНП советских спецслужб, которым удалось внедрить своих агентов не только в структуру Союза, но и в его официальный орган – газету «За Россию» (София, 1932−1940). При создании НСНП его идеолог М.А. Георгиевский поставил задачу вести против Советской власти иную идеологическую борьбу, отличную от промонархического РОВСа, за создание другого государства на иной социальной основе.26
Значение «Русского Колокола» в формировании национального сознания эмигрантской молодежи признает председатель НСРМ (с 1928 г.) и один из основателей НСНП В.М.Байдалаков: «Журнал профессора И.А. Ильина «Русский Колокол» звучал набатом. П.Б. Струве, Н.А. Цуриков, В.Х. Даватц, Иван Лукаш, Иван Савин своими статьями и произведениями будили и будоражили»27. Вообще, «старики»-эмигранты сыграли существенную роль в формировании молодежных политических организаций, в частности НСНП, которые, однако, подчеркнуто дистанцировались от несостоятельных в борьбе с большевиками «отцов».
По данным советских спецслужб, пропагандистскую работу по организации и активизации эмигрантской молодежи в конце 1920 – начале 1930 гг. непрерывно развивали наиболее крупные белоэмигрантские организации – РОВС и БРП. «Создавая к/р28 организации эмигрантской молодежи, белоэмигрантское руководство преследует две задачи: 1. Расширение и укрепление этих организаций, как основных центров объединяющих вокруг себя молодежь и обеспечивающих на нее необходимое влияние. 2. Создание хорошо подобранных, крепко сколоченных групп эмигрантской молодежи для «идеологической» активистской обработки их («фанатики идеи») и практической подготовки боевых кадров из числа наиболее отборных»29.
Байдалаков подтверждает тот факт, что «староэмигрантские» СМИ были центрами, вокруг которых формировались организации молодых радикалов. Примером тому служит концентрация молодежных групп вокруг газет «За свободу» (Варшава, 1921−1932) Д. Философова и позже «Меча»30 (Варшава, Париж; 1934−1939) Владимира Бранда31. «То был период становления своей собственной молодежной организации зарубежного масштаба. Появились свои страницы в газетах старших – «Россия и Славянство»32 П.Б. Струве в Париже, «За Свободу» Д. Философова в Варшаве, «Русский Голос»33 В. Пронина в Белграде»34. Новопоколенцам представляли печатное пространство также официальный орган РОВСа «Часовой», «Возрождение» Ю.Ф. Семенова и др.35 Именно «старые правые» затем образовали Комитеты содействия НТСНП (членом белградского Комитета был, например, В.В. Шульгин). С «национал-солидаристами» сотрудничали такие крупные фигуры правоцентристского лагеря, как А.Д. Билимович, Е.В. Спекторский, Ю.Ф. Семенов.
Байдалаков отмечает, что с появлением в 1931 г. самостоятельного молодежного политического Союза (НСНП) и публикаций в перечисленных выше газетах стали приходить отклики от русской молодежи почти из всех стран Европы: «Чувствовался подъем, крепла вера в свое дело»36. На Съезде в 1931 г., объявившем о преобразовании НСРМ в НСНП, были приняты «Инструкция работы на местах», «Тактика» и «Задачи Союза», которые определили контуры контрреволюционной борьбы НСНП. Первоочередной задачей и основной целью провозглашалась «национальная революция в России». Доктрина национальной революции подразумевала отрицание интервенции и мирной эволюции коммунистической партии37. «Задачи Союза» были растиражированы эмигрантскими СМИ в январе 1932 г. вместе с «Идеологическими положениями», принятыми на I съезде и дополненными на II съезде.
После съезда НСНП основное внимание стало уделяться политическому обучению эмигрантской молодежи: проводились семинары и курсы, читались доклады. В начале 1932 г. была опубликована первая брошюра («Ошибки эмиграции, настоящее ее положение и наш долг») из курса «Национально-политической подготовки» (конспект НПП – знаменитые «зеленые романы»)38. В рамках идеологического просвещения «борцов с коммунизмом» было принято решение издавать свою союзную ежемесячную газету. С марта 1932 г. в Белграде начала выходить «За Россию». Тираж третьего номер составил 2000 экз. С 1935 г. название газеты трижды менялось: «За новую Россию» (1935−1937), «За Родину» (1937−1940), а с № 98/1 за 1940 г. снова «За Россию». Из протокола допроса идеолога и лидера НТСНП М.А.Георгиевского39 от 1 ноября 1944 г. следует, что при Союзе была также создана Казачья секция, которая издавала «Казачий вестник». Все эти издания исполнительное бюро рассылало по организациям Союза40.
В 1936 г. НСНП, преобразованная в НТСНП, получила новую программу, которая, по признанию М.А.Георгиевского, была близка к национал-фашистской, но имела идею солидаризма41. «Надо всем довлел соблазн фашизма-национал-социализма, выражавшийся в идеях «национальной диктатуры» на временный переходный период после освобождения, монопольной социальной роли трудовой организации, вспыхивавших порой, местами подражательных тенденциях: цветные рубашки, поднятие рук, вставание при появлении лидеров»42. В широком эмигрантском обиходе партия быстро заработала себе ироническую кличку «нацмальчики», что, по словам М.В. Славинского, никак не вредило ее фактическому рейтингу»43.
Праворадикальная идеология объединяла движение «нацмальчиков-солидаристов» с двумя эмигрантскими политическими организациями – Русским Национальным Coюзом Участников Войны (РНСУВ) А.В. Туркула (газета «Сигнал», выходившая под редакцией Н.В. Пятницкого в Париже с 1937 по 1939 гг.) и Российским народно-монархическим («штабс-капитанским») движением И.Л. Солоневича (издававшиеся в Болгарии газеты «Голос России» (1936−1938) и «Наша газета» (1938−1940), а также журнал «Родина» (май-август 1940)). Между ними существовало как тесное идейное родство, так и определенное единство в вопросах политической тактики44.
Тем не менее, в своем отношении к Гитлеру и немецкому национал-социализму эмиграция разделилась45. Разделение это отчасти шло по географическому признаку. Г.П. Струве полагает, что большая часть политически оформленной эмиграции в западноевропейских странах относилась отрицательно к гитлеровской Германии, «которая уже бросала зловещую тень от своей свастики на всю Европу». Много сочувствующих нацистам было на Балканах, во Франции – меньше.
Откровенно фашистскими были Дальний Восток и Балканы, ставшие колыбелью русского фашизма. Его влияние распространилось также на эмигрантские центры Северной и Южной Америки. Первая из известных эмигрантских фашистских организаций – Организация Российских Фашистов (ОРФ) – возникла в Югославии. Ее основал генерал П.В.Черский, проживавший в Загребе и усвоивший идеи итальянского фашизма через контакты с хорватскими усташами. Исследователи отмечают, что организационная работа Черского почти не дала результатов в Европе46. Но через тяньцзиньскую газету «Наш путь»47 (1927-1928) он сумел распространить свои идеи на Дальнем Востоке, прежде всего в полосе отчуждения КВЖД, где эмигрантская молодежь вплотную соприкасалась с большевистскими учреждениями и красной пропагандой. Студенты-эмигранты Харбинского университета, встретив в нем просоветские администрацию и профессуру, стали ядром консолидации оппозиционного промонархического Русского Студенческого Общества (РСО)48, в рамках которго и сформировалась харбинская ОРФ. Иногда ее называют Российской фашистской организацией (РФО). Дальнейшая история этой организации связана уже с именем К.В. Родзаевского, который стал членом РФО в начале 1926 г., а в 1927 г. выступил соорганизатором Союза Национальных Синдикатов русских рабочих фашистов Дальнего Востока (СНС)49.
В 1931 г. К.В.Родзаевский вышел со своей группой из РФО, создал и возглавил Русскую Фашистскую Партию (РФП). Ее печатным органом был двухнедельный иллюстрированный общественно-политический и литературно-военный журнал «Грядущая Россия» (Мукден, Харбин; 1932-1934). В 1934 г. РФП слилась с базировавшейся в США Всероссийской фашистской организацией (ВФО) А.А. Вонсяцкого и вошла во Всероссийскую фашистскую партию (ВФП).
Покровительство японских властей Всероссийской фашистской партии (ВФП), во главе которой стояли К.В. Родзаевский (Дальний Восток) и А.Н. Вонсяцкий (США), было обусловлено, в том числе, пораженческими позициями, которых придерживалась ВФП50. Соответствующие взгляды пропагандировались на страницах харбинских газет «Харбинское время» (1931−1945) и «Наш Путь» (1934−1938), а с 1936 г. в информационном бюллетене ВФП «Чернорубашечник». Первое издание было зарегистрировано как орган независимой мысли в японском Генконсульстве в Харбине и выходило под редакцией Ж. Осава и К. Фурусава. Именно газета «Харбинское время» в силу своей политической значимости представляла дальневосточные СМИ в списке выписываемых для Сталина эмигрантских изданий. «Наш Путь» был основан К.В. Родзаевским, издавался в Харбине и Шанхае при участии В.Н. Василенко и А.А. Кармиловым как орган русской национальной мысли за рубежом и русского фашистского движения.
Постепенно финансовая и политическая поддержка, оказываемая русским фашистам на Дальнем Востоке местными властями, стала поводом для раздора в ВФП и ее раскола. Нападки американского печатного органа А.А. Вонсяцкого «Фашист»51 на К.В. Родзаевского и вождя Дальневосточного союза казаков атамана Г.М. Семенова, возглавлявшего, по выражению Вонсяцкого, «японо-семеновских фашистов» и близкого к «Харбинскому времени», вызвали резкую реакцию японских властей в Маньчжурии, самого Семенова и Родзаевского. В итоге, Третий съезд российских фашистов (Харбин, 1935) исключил Вонсяцкого из ВФП52. Последний создал в США Всероссийскую Национал-Революционную Трудовую и Рабоче-Крестьянскую Партию Фашистов (ВНРП), которая откровенно симпатизировала Гитлеру. В 1936 г. в Шанхае начал выходить орган дальневосточного центра ВНРП еженедельник «Русский авангард» (1936−1940). В его редактировании принимали участие А.Н. Ленков и К.А. Стеклов.
В итоге после всех внутрикорпоративных перипетий в 1938 г. Всероссийская фашистская партия (ВФП), во главе которой стоял К.В.Родзаевский, изменила название на Российский Фашистский Союз (РФС) и создала разветвленную систему своих организаций по всему миру. Тогда при участии Родзаевского появились новый орган Российского фашистского союза – Российского национального фронта газета «Нация» (Харбин, 1938-1939) и одноименный ежемесячный общественно-политический журнал (Шанхай, Харбин; 1935−1938). Также Родзаевский был составителем трех однодневных харбинских газет – «Наш долг», «Наш стяг» и «Наша борьба». Эти издания вышли в 1938 г. и были приурочены к двадцатой годовщине цареубийства, белого движения и седьмой годовщине Фашистского союза.
Откровенно профашистские позиции заняло руководство Русского общевоинского союза (РОВС) и эмигрантские монархические круги во главе с Великим Князем Кириллом Владимировичем, которые в надежде на интервенцию в СССР финансировали первые штурмовые отряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП)53. Несмотря на декларировавшуюся ранее РОВСом аполитичность, официальная печать союза в 1930 гг. повела откровенную фашистскую пропаганду. В этом отношении показательна эволюция иллюстрированного журнала «Часовой», который создавался в 1929 г. как орган связи русского воинства за рубежом и просуществовал до наших дней как орган связи российского национального движения, хранитель военных традиций и знаний.
В «Часовом» сотрудничали В.В. Орехов,Е. Таруский, А.А. Вонсяцкий, П.Г. Архангельский, С.К. Терешенко, В.В. Полянский. На его страницах печатались И.А.Ильин, Б. Зайцев, И. Шмелев, И.А. Бунин, Н. Головин, А. Фон Лампе, Н. Берберова, В. Вейдле и другие известные писатели, военные, ученые, журналисты и политики правого крыла русского зарубежья.
На первых порах РОВС и «Часовой» дистанцировались от фашистской идеологии. Однако по мере усиления фашистов в Германии и их роли в международной политике на страницах «Часового» постоянными становятся статьи о Гитлере и Муссолини. Это связано в том числе с попытками Общевоинского союза и его печатного органа восстановить свое влияение среди эмигрантов, в частности привлечь на свою сторону молодежь, которая испытывала на себе влияние радикальных движений. Так, в том же 1931 г. редктор «Часового» Орехов в своей постоянной рубрике «Мысли белогвардейца» обращался к молодежи с призывом «встать под знамена»54. В ноябре 1932 г. идеолог «активизма» Н.А. Цуриков опубликовал в «Часовом» «отвечающую запросам многих читателей»55 программную статью «Непредрешенство и задача освободительной борьбы»56, которая обосновывает обновленную платформу правого крыла русской эмиграции во главе с РОВСом. Она сочетала в себе идеи монархизма и национализма.
В итоге в середине 1930 гг. после прихода в 1933 г. к власти в Германии Гитлера «Часовой» стал «Органом связи русского воинства и национального движения зарубежом»57, официально подчеркнув таким образом стремление РОВСа объединить под своими знаменами все националистические движения русской эмиграции. В 1937 г. в «Часовом» появилась отдельная вкладка «ЗА РОССИЮ. НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЮЗ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»58, что говорило о возможном альянсе фашиствующих «отцов» и «детей». Тогда же печатный орган РОВСа открыто объявил о дистанцировании Союза от «общественно-эмигрантских организаций «старшего поколения», деятельность коих ограничивалась до сих пор резолюциями, протестами и устройствами памятных дней»59. Процесс сближения «отцов» и «детей» планировалось ускорить путем переноса центра РОВСа из Франции в Югославию, которая была колыбелью «новопоколенцев». Против ухода РОВСа из Парижа в октябре 1937 г. выступило «Возрождение»60, на что «Часовой» ответил рядом критических статьей61. В 1938 г. «Часовой» сообщил о принципиальном согласии РОВСа и НТСНП «установить для согласования действий и взаимной информации деловой контакт в центре и на местах»62.
Лояльное, если не сказать верноподданеческое отношение «Часового» к установившемуся в Италии и Германии «фашистскому режиму, как воплощению права и социальной справедливости в противовес разлагающему эти понятия бесчестному и бунтарскому коммунизму»63 объяснялось надеждами на борьбу Гитлера и Муссолини с большевиками.
Редактируемое Ю.Ф. Семеновым «Возрождение» в 1930 гг. открыто приветствовало победу на выборах в Германии Гитлера, успехи «огненных крестов» во Франции, Муссолини в Италии, мятеж Франко в Испании и др. Гитлер воспринимался ультраправым крылом эмиграции как спаситель России: «И вот впервые в Европе поднимается знамя борьбы с коммунистическим злом; его поднимает Хитлер. Мы не были бы русскими людьми, если бы не приветствовали это знамя, под которым русские сражались на русской земле». «Возрождение» не хочет говорить о возможных последствиях фашистской военной экспансии в Россию: «Планы Хитлера и Розенберга о будущей колонизации России?.. О будущем мы будем говорить впоследствии. Россия же погибает сейчас. Бороться с большевиками надо немедленно… Мы продолжаем считать своими попутчиками тех, которые, как и мы, убеждены, что прежде всех задач, стоящих перед народами земного шара, должна быть поставлена задача истребления коммунизма во всем свете»64.
В предвоенные годы в печати много говорилось о позиции, которую должна занять эмиграция в случае нападения Германии на Советский Союз. Были пущены в ход термины «оборончество» и «пораженчество». «Пораженческие» настроения в эмиграции все же преобладали, ибо «пораженцы» были и среди тех, кто никаких симпатий к гитлеровской Германии не чувствовал, да и вопрос пока что ставился чисто теоретически, отвлеченно65.
С.С.Ольденбург на страницах «Возрождения» призывал эмигрантов не обременять себя какими-либо условностями: «У нас было с давних пор хорошее правило: когда идет борьба и по одну стороны линии мы видим красный интернационал, а по другую неких X – русские должны быть на стороне X. Всякое государство, вступившее с большевиками в открытую борьбу, тем самым становится союзником русского народа»66. «Часовой» уверен, что «мир подошел вплотную к разрешению Русского вопроса». «И в эти минуты вновь и вновь мы говорим: ТОЛЬКО БЕСПОЩАДНАЯ БОРЬБА С БОЛЬШЕВИЗМОМ и свержение советской власти может спасти Россию и окончательно вывести все народы из полосы недоразумений и кризисов»67.
В 1939 г. «Возрождение» приветствовало воссоздание «Священного Союза», который готовился выступить против коммунистов. Пополнить ряды борцов с Коминтерном призывал Ю.Ф. Семенов: «Наше положение сразу стало ясным и определенным. Мы вновь в рядах Антанты против злейшего врага России, против мирового зла»68.
Накануне Второй мировой войны новопоколенцы выработали новую тактику борьбы за Россию. 22 февраля 1939 г. во время выступления на собрании в Белграде с докладом «Иллюзии и действительность», отвечая на вопрос «с кем мы?», В.М. Байдалаков заявил: «У русской совести может быть на это только один ответ: ни со Сталиным, ни с иноземными завоевателями, а со всем русским народом. Наше место быть с народом».69 «Академик Петр Бернгардович Струве крепко жал мне руку и поздравлял. Но большая эмигрантская пресса отозвалась на доклад прохладно и свысока. Сконфузило нас тогда то, что полностью доклад напечатали и сопроводили его хвалебными словами... презираемые нами «русские фашисты» на Дальнем Востоке»70.
«В дни начала новой европейской войны» отношение правых к Гитлеру как борцу с коммунизмом начало меняться. «Адольф Гитлер, пришедший к власти под флагом борьбы с коммунизмом,.. пренебрег всеми этими принципами и заключил с большевиками договор, идущий, благодаря крупнейшему торговому соглашению, значительно дальше обыкновенного «пакта о ненападении». Этим А. Гитлер убил созданное им движение «антикоминтерна» и превратил себя из того, кем он многим казался – главы антибольшевицкого движения, в эгоистичного главу национального государства»71.
С принятием советско-германского договора о ненападении в августе 1939 г. и вторжением СССР в Польшу в сентябре ультраправая газета «Возрождения», изначально выступавшая на стороне Гитлера, сделала резкий идеологический поворот на 180о, который говорит о том, что большая часть русских националистов симпатизировали европейским фашистам только как союзникам в борьбе с большевиками.
«Не может больше быть сомнения в том, что отныне советская власть находится в подчинении у Хитлера, – пишет Ю.Ф. Семенов 22 сентября 1939 г. в передовой «Добрым путем Бог правит», – что Сталин выполняет поручения фюрера и что вследствие этого международная революционная деятельность Коминтерна с 23-го августа ведется с ведома и согласия и даже под руководством Хитлера…»72.
Теперь Гитлер оказался в стане врагов русских патриотов: «Друзья большевиков, злейших врагов России – наши враги. Враги большевиков – наши друзья… И всякий русский эмигрант, сражающийся ныне в рядах французской армии, исполняет священный долг русского патриота…»73. Когда война разразилась, газета Ю.Ф. Семенова оказалась лояльно-патриотичной по отношению к Франции74. Еженедельник встал на сторону французского народа, разделяя его патриотический порыв и желание оказать сопротивление немцам75.
На этом фоне газета «Возрождение» призывала не сомневаться в возможности войны, которая теперь неизбежна и обернется против СССР. Нападение Германии на СССР в 1941 г. внесло раскол в русскую эмиграцию. Часть ее выступила в поддержку Германии под лозунгом освобождения русского народа от большевистского ига и сотрудничала с вермахтом. Патологический антикоммунизм, выраженный в лозунге НТСНП: «В борьбе с большевиками цель оправдывает средства!», – обусловил сотрудничество «нацмальчиков» с нацистами76. Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны новопоколенцы пытались провести политическую линию «против Сталина и Гитлера», выдвинув лозунг «третьего выхода»: «не коммунизм, не национал-социализм, а солидаризм, не Сталин, не Гитлер, а Россия»77.
В отличие от праворадикальной эмигрантской «молодежи» большая часть «стариков» в основном отказалась от предложений немцев пойти к ним на службу. Многие русские участвовали в рядах Сопротивления, в партизанском движении. Большая часть русских СМИ во Франции, Югославии, Чехословакии и других странах, захваченных Германией, перестали выходить, так как германские оккупационные власти приостановили деятельность организаций, издававших их. Центр русского зарубежья перемещался в Америку.