Languages

You are here

Структура периодики третьей русской эмиграции

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Periodical press structure of the ‘third wave’ of emigration

 

Скарлыгина Елена Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Skarlygina Elena Yu.
Ph. D., associate professor, chair of literary and art criticism, Faculty of Journalism Moscow State University.

 

Аннотация
Статья представляет собой аналитический обзор основных периодических изданий третьей русской эмиграции, выходивших в 1970?1980 гг. в США, Германии, Франции и Израиле.

Ключевые слова: периодика, журнал, «третья волна» эмиграции.

Abstracts
This article represents an analytical review of the main mass media of the “third wave” of Russian emigration. The author analyses publications published in the period 1970?1980 in the USA, Germany, France and Israel.

Key words: periodical press, magazine, the “third wave” of emigration.

 

В начале 1970 гг., когда на Западе появились представители «третьей волны» русской эмиграции, в Европе и США уже давно, на протяжении десятилетий издавались журналы «Грани», «Посев», «Новый Журнал», «Вестник РХД», газеты «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и «Русская мысль» (Париж). Однако «третья волна», в составе которой было много представителей научной и творческой интеллигенции, сразу же приступила к созданию собственных периодических изданий. Это объяснялось не только жаждой самореализации, желанием печатать в бесцензурных условиях тексты, обреченные в СССР на запрет, но и необходимостью самоопределения внутри русской диаспоры, сложившейся на протяжении ХХ века. Диаспора, особенно потомки первой волны эмиграции, приняла представителей «третьей волны» весьма настороженно и с предубеждением: как советских , чуждых по духу и по культуре. Третьей русской эмиграции нужно было создавать и организовывать собственное медийное пространство.

Первым и наиболее представительным здесь стал литературный, политический и религиозный ежеквартальник «Континент» 1, созданный в 1974 г. в Париже по инициативе А. Солженицына. Необходимость издания русского «толстого» журнала в эмиграции обсуждалась еще на родине, до высылки писателя. Редактором стал известный в то время прозаик Владимир Максимов, которого за публикацию за рубежом романов «Семь дней творенья» и «Карантин» исключили из Союза писателей СССР. Вынужденный эмигрировать, В.Максимов обратился к западногерманскому медиамагнату Акселю Шпрингеру с идеей издания русского оппозиционного журнала и встретил полное понимание. К осенней книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 1974 г. вышел первый номер «Континента». В разные годы в редколлегию «Континента» входили Виктор Некрасов и Александр Галич, Вас.Аксенов и Э. Неизвестный, Э. Ионеско и В. Буковский. Бессменным заместителем главного редактора была Наталья Горбаневская. Название журнала было предложено А. Солженицыным, оно обозначало интерес не только к российским делам, но и ко всем странам Восточной Европы.

В № 1 была помещена неопубликованная глава романа «В круге первом» и «Слово к журналу» А. Солженицына. На страницах «Континента» увидели свет главы из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (конец 1975 ? начало 1976 гг.), повесть Ф. Искандера «Кролики и удавы», главы из романов В. Войновича «Москва?2042» и Г. Владимова «Генерал и его армия». Постоянными авторами «Континента» были Ю. Алешковский, С. Довлатов, Ю. Мамлеев, А. Гладилин, Саша Соколов, Н. Коржавин, И. Бродский, Ф. Горенштейн, Ю. Кублановский. Редакционная политика этого издания была связана с открытым противостоянием мировой экспансии коммунизма, с разоблачительной критикой советской системы и государственного атеизма. Но эта публицистическая установка не отражалась впрямую на подборе художественных текстов. Здесь печаталась как остро социальная проза самого В. Максимова, так и произведения, связанные с художественным поиском, эстетическим новаторством. «Континент» практически не занимался публикацией культурного наследия России, печатая прежде всего авторов-современников ? как живущих в СССР, так и эмигрировавших. На страницах «Континента», в частности, были опубликованы произведения Г. Айги, В. Аксёнова, Ю. Алешковского, В. Бетаки, Д. Бобышева, Л. Бородина, И. Бродского, И. Бурихина, В. Войновича, А. Галича, А. Гладилина, Ф. Горенштейна, С. Довлатова, Л. Друскина, Ф. Искандера, В. Кривулина, А. Кушнера, И. Лиснянской, Л. Лосева, Ю. Мамлеева, В. Марамзина, В. Некрасова, Саши Соколова, С. Юрьенена. В «Континенте» регулярно публиковались материалы политического и литературного самиздата из СССР. Кроме того, журнал предоставлял свои страницы (и это принципиально важно) для всех опальных авторов из социалистических стран Восточной Европы. С 1992 г. «Континент» издается в Москве под редакцией И. Виноградова ? журнал сумел обрести свое место на родине.

Хотя ведущая роль среди изданий «третьей волны» принадлежала, безусловно, «Континенту», следующим по значимости следует назвать «Синтаксис» 2 ? журнал небольшого формата с подзаголовком «публицистика, критика, полемика». Он выходил с 1978 г. по 1995 г. в Париже под редакцией писателя, литературного критика А. Синявского (Терца) и его жены М. Розановой. Всего было издано 37 номеров, журнал не имел строгой периодичности и представлял собой семейное предприятие супругов Синявских. Более того, он даже печатался в их собственной небольшой типографии, расположенной в частном доме в предместье Парижа. Назван в память о первом наиболее значительном машинописном журнале «Синтаксис», выходившем в 1959?1960 гг. в самиздате под редакцией Александра Гинзбурга.

«Синтаксис» часто полемизировал с «Континентом», взгляды их редакторов на современную общественную и литературную жизнь ? как в СССР, так и в эмиграции ? существенно расходились. Это было противостояние либерально-демократической и национально-почвеннической традиции в развитии русской общественной мысли. Ожесточенная полемика между «Континентом» и «Синтаксисом» (связанная, в том числе, с глубоким мировоззренческим конфликтом между А. Синявским и А. Солженицыным, чью сторону всегда поддерживал «Континент») привела к расколу «третьей волны» эмиграции на два непримиримых лагеря. Хотя в № 1 за 1974 г. журнала «Континент» была опубликована статья А. Синявского «Литературный процесс в России», в дальнейшем А. Синявский и В. Максимов очень резко разошлись и находились в многолетней ссоре. Лишь незадолго до смерти В. Максимова в 1995 г. этим двум писателям удалось примириться (оба резко отрицательно отнеслись к официальной позиции властей во время обстрела Парламента в октябре 1993 г.).

Большинство литературно-критических, публицистических статей в «Синтаксисе» принадлежат А. Синявскому (А. Терцу) и М. Розановой. С журналом сотрудничали Е. Эткинд, А. Есенин-Вольпин, И. Голомшток, П. Литвинов, Т. Венцлова, Б. Хазанов, З. Зиник, Э. Лимонов. Преимущество отдавалось здесь не реалистической, а гротескной, иронической прозе, фантастическим и сюрреалистическим элементам в литературе, новаторским эстетическим поискам. В журнале печатались рассказы, новеллы, критические очерки, философская и эстетическая полемика. Вплоть до 1985 г. в «Синтаксисе» сохранялась рубрика «Прислано из России», под которой печатались материалы «самиздата»: например, в № 12 за 1984 г. была помещена статья известного философа Г. Померанца, посвящённая памяти активного участника правозащитного движения в СССР – генерала Петра Григоренко.

Журнал «Стрелец» (издавался с 1984 г. как ежемесячник сначала в Париже, затем в Нью-Йорке) – детище искусствоведа, коллекционера А. Глезера, эмигрировавшего из СССР в 1974 г. Журнал литературы, искусства и общественно-политической мысли был полностью посвящён произведениям авторов «третьей волны» эмиграции, при этом проза и поэзия обязательно соседствовали с произведениями живописи, графики. На страницах «Стрельца» много места уделялось публикациям или перепечатке забытых произведений русской литературы и редких материалов 1920?1940 гг. Были помещены подборки из советских газет, отражавших травлю Б. Пастернака в 1958 г. и А. Солженицына в 1974 г. Широко публиковались стихи авторов-эмигрантов из США, СССР, Израиля, Франции, Германии. Большое место занимала литературная критика, полемика с советскими изданиями. «Стрелец» был единственным русским зарубежным изданием, в котором так много места уделялось изобразительному искусству. Постоянно публиковалась информация о художественных выставках, регулярно печатались статьи о художниках, которые не вписывались в нормативы официального искусства (таких, как О. Рабин, М. Шемякин, В. Комар, А. Меламид). В каждом номере журнала публиковались интервью с писателями и художниками: В. Аксеновым, Ю. Милославским, Ю. Кублановским, О. Целковым, А. Зиновьевым, В. Некрасовым и т.п. Журнал можно назвать иллюстрированным, так как в нем помещались портреты или фотопортреты авторов статей, а главное – репродукции картин (к сожалению, черно-белые), о которых шла речь. Большинство авторов журнала «Стрелец» принадлежат к поставангарду: поэты В. Бетаки, Ю. Кублановский, В. Кривулин, Г. Сапгир, Д. Бобышев, Л. Лосев, А. Цветков, Е. Шварц; прозаики Ю. Алешковский, Ю. Мамлеев, Ю. Милославский, С. Юрьенен, В. Нарбикова. В разделе «Литературный архив» помещались перепечатки произведений А. Аверченко, А. Белого, Г. Газданова, З. Гиппиус, А. Мариенгофа, А. Платонова, А. Ремизова, Ю. Терапиано, В. Ходасевича. До переезда в Россию в 1992 г. было издано более 80 номеров издания, однако вскоре журнал прекратил свое существование.

В 1976 г. А. Глезер, кроме того, основал и возглавил под Парижем собственное издательство «Третья волна» (где и выходил журнал «Стрелец»). Основной целью издателя было показать в единстве русскую литературу и искусство, развивающиеся как в метрополии, так и в эмиграции. Издателя всегда интересовала не только литературная, но и художественная жизнь России. Уже в конце 1960 гг. А. Глезер увлечённо и целенаправленно собирал картины неофициальных художников, был одним из организаторов знаменитой «бульдозерной» выставки в Москве (1974 г.), во время которой произведения художников «второй», неофициальной культуры демонстративно уничтожались властями. За двадцать лет существования издательство выпустило около 60 книг (среди них произведения В. Максимова, В. Войновича, Г. Владимова), а также 19 номеров альманаха литературы и искусства, который также назывался «Третья волна». В издательстве «Третья волна» в 1983 г. был опубликован примечательный и важный сборник «Потаённый Платонов». Кроме того, издательство выпустило две антологии: «Русские поэты на Западе» и «Русские художники на Западе».

«Эхо» 3 ? еще одно весьма необычное издание «третьей волны» русской эмиграции. Это именно литературный журнал, взявший на себя в конце 1970 гг. обязательство публиковать по преимуществу литературу самиздата, прежде всего ленинградского. Парижское эхо тех процессов, которые происходили в неофициальной литературе и печати СССР. Журнал являлся частной инициативой и издавался Алексеем Хвостенко и Владимиром Марамзиным на личные средства последнего. Название издания было предложено Иосифом Бродским. На титульном листе каждого номера воспроизводилось стихотворение А. Пушкина «Эхо», написанное стилизованной вязью.

Не имея никаких дополнительных дотаций и сторонней материальной поддержки, журнал просуществовал недолго, но оставил след в истории русской литературной журналистики. В 2002?2004 гг. издательство Ивана Лимбаха в Санкт-Петербурге выпустило трехтомник «Коллекция: петербургская проза (ленинградский период)», охватывающий литературу ленинградского андеграунда 1960?1980 гг. Многие тексты, вошедшие в это представительное и ценное издание, были первоначально опубликованы в журнале «Эхо».

Этот тонкий литературный журнал (по типу родственный журналам начала ХХ века «Весы», «Аполлон», «Золотое руно») издавался в Париже в 1978?1980 гг., всего вышло 12 номеров. Редакторы ? Владимир Марамзин ? прозаик, автор сюрреалистической повести «Блондин обеего цвета» и сборника рассказов «Тянитолкай» (в эмиграции с 1975 г.) и Алексей Хвостенко ? поэт, представитель нонконформистской литературы Ленинграда, эмигрировавший в 1977 г. Преимущество отдавалось литераторам, сознательно отвергающим реалистический метод и стремящимся к поиску новых художественных форм. Постоянными авторами «Эхо» были И. Бродский, И. Бурихин, Б. Вахтин, С. Довлатов, В. Кривулин, Э. Лимонов, Л. Лосев, Ю. Мамлеев. Из литературы 1920?1930 гг. публиковались стихотворные тексты А. Введенского, повесть А. Платонова «Ювенильное море», именно здесь в нескольких номерах за 1979-1980 гг. был впервые опубликован довольно подробный биобиблиографический указатель «Андрей Платонович Платонов» (1918?1982 гг.). Журнал «Эхо» был вполне аполитичным, важнейшим критерием отбора текстов служило литературное качество. В первом номере Владимир Марамзин счёл нужным подчеркнуть, что журнал «не занимается политикой, тем не менее никогда не забывает зловещей цифры 1917». «Эхо» стремилось соединить два насильственно разделённых потока русской литературы – создававшейся на родине и в эмиграции.

«Время и мы» ? литературный журнал «третьей волны» эмиграции, выходил с 1975 г. ежемесячно, а с 1980 г. шесть раз в год. Сначала журнал издавался в Тель-Авиве, с № 49 (1980 г.) по № 57 (1980 г.) в выходных данных значится «Нью-Йорк ? Иерусалим ? Париж», с № 106 (1989 г.) ? «Нью-Йорк». Основатель, бессменный главный редактор в течение 27 лет и издатель – Виктор Перельман. С 1980 г. помощниками В. Перельмана были Д. Штурман в Израиле и Е. Эткинд во Франции. С 1994 г. по 2002 г. журнал издавался совместными усилиями московской и нью-йоркской редакций, всего вышло 152 номера, после чего журнал прекратил свое существование. Журнал был открыт самым разным партийным взглядам и идейным течениям. В нем печатались А. Солженицын, А. Зиновьев, Л. Наврозов. Редактор поощрял острые идеологические дискуссии. Открытием журнала в области прозы стал писатель Фридрих Горенштейн. Роман А. Галича «Блошиный рынок» впервые появился в журнале «Время и мы» еще при жизни автора. Здесь же Н. Коржавин опубликовал «Поэму существования», В. Некрасов – «Персональное дело коммуниста Юфы», С. Довлатов – «Соло на ундервуде». Всего же, как утверждал В. Перельман, в журнале были опубликованы тексты 2210 авторов. Литературное издание содержало раздел «Вернисаж», где публиковались репродукции, фотографии скульптур русских художников. Поскольку издание первоначально возникло в Израиле, в нём немало внимания уделялось еврейским вопросам, но ими тематика не ограничивалась. Большинство авторов прозаических и поэтических текстов – эмигранты, но печатались в этом журнале и авторы, живущие в СССР (чьи тексты распространялись в «самиздате»). Публицистика, социология, философия, религия, литературная критика занимали на страницах «Время и мы» равноправные позиции. Среди авторов, неоднократно публиковавшихся в журнале, можно назвать поэтов Д. Бобышева, И. Бурихина, Н. Коржавина, И. Лиснянскую, А. Хвостенко и прозаиков Ю. Алешковского, Б. Вахтина, Ф. Горенштейна, С. Довлатова, З. Зиника, И. Ефимова, В. Некрасова, Ф. Розинера, В. Рыбакова, Б. Хазанова. В № 100 за 1988 г. был опубликован каталог журнала, включающий выпуски 1?100.

Журнал «Двадцать два» (22) , выходящий и сегодня в Иерусалиме на русском языке, возник в 1978 г. как продолжение журнала «Сион» (1972?1978 гг.), прекратившего свое существование на двадцать первом номере. Это общественно-политический и литературный ежеквартальник, который изначально был адресован еврейской интеллигенции, эмигрировавшей из СССР. До 1994 г. редактором журнала был Р. Нудельман, затем соредакторами стали А. Воронель и М. Хейфец (эмигранты «третьей волны»). Основная цель издания – диалог еврейской диаспоры и русского зарубежья, культурное взаимодействие русскоязычной литературы с литературой на иврите. На страницах журнала публикуются как художественная литература, так и публицистика, литературная критика, материалы по истории. Нумерация выпусков сквозная, к 2008 г. вышло 147 номеров.

Журнал «Страна и мир» 4 (1984?1992 гг.), который издавали в Мюнхене К. Любарский и Б. Хазанов, отличался от других изданий «третьей волны» эмиграции тем, что не печатал текущую эмигрантскую прозу и поэзию. В этом ежемесячном общественно-политическом, экономическом и культурно-философском журнале центральное место занимала публицистика, посвященная историческим, политологическим и экономическим вопросам. Название журнала было внутренне связано с работой А. Сахарова «О стране и о мире», целью редакции было знакомство читателя с современной мировой гуманитарной мыслью. В журнале были опубликованы неизвестные советскому читателю произведения Г. Бёлля, В. Страда, М. Джиласа, О. Хаксли, А. Мердок, А. Кестлера, Ф. Морриака. С журналом сотрудничали (под псевдонимами) публицисты и экономисты из СССР. В 1990 г. основная часть тиража печаталась уже в СССР, с 1987 г. по 1992 г. журнал выходил один раз в два месяца объемом 160?190 страниц.

«А?Я» ? иллюстративное периодическое издание, которое позиционировало себя как «журнал современного русского искусства». Нелегально готовился в СССР и издавался в Париже с 1979 г. по 1986 г. Редакторы: Александр Сидоров (под псевдонимом «Алексей Алексеев», Москва), Игорь Шелковский (Париж). Распространением журнала в США занимался Александр Косолапов (Нью-Йорк). Всего вышло 8 номеров. Первый номер имел тираж 7000 экз., в дальнейшем – 3000 экз. Использовалась цветная и черно-белая печать. Русский текст сопровождался параллельным текстом на французском и английском языках. Журнал позволил открыть всему миру имена тех художников, которые относились к неофициальному, нонконформистскому искусству в СССР. Это Эрик Булатов и Олег Васильев, Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Вагрич Бахчанян, Комар и Меламид и многие, многие другие. В 1986 г. выпуск журнала был прекращён в связи с радикальными политическими переменами в жизни страны. В 2004 г. в Москве было выпущено репринтное издание всех номеров журнала.

«Беседа» ? религиозно-философский журнал малого формата, объемом около 250 страниц. Главный редактор – известный представитель «самиздата» в СССР Татьяна Горичева, выпускавшая в Ленинграде совместно с поэтом В. Кривулиным машинописный журнал «37». В 1979 г. эмигрировала. Журнал «Беседа» издавался в Париже при участии Б. Гройса (Кёльн), имел выходные данные «Ленинград – Париж». Вышло 11 номеров (1983?1993 гг.). Поддерживался швейцарской религиозной организацией «Вера во втором мире», которая заботилась о жизни церкви в восточно-европейских странах. Имел литературно-богословский раздел, публиковал статьи по вопросам религиозной жизни и интервью с ведущими западноевропейскими богословами. Среди авторов – О. Клеман, Б. Гройс, Ж. Батай, Е. Шварц, Ю. Мамлеев, В. Лосская, И. Бурихин, В. Аксючиц, А. Жолковский и другие.

«Мария» ? журнал российского независимого женского религиозного клуба «Мария», созданного в Ленинграде русским феминистским движением. Первоначально выходил в самиздате машинописным способом. После того, как большинство сотрудниц оказались на Западе, стал издаваться во Франкфурте-на-Майне. Вышло шесть номеров (май 1980 г. ? март 1982 г.). Сотрудницы и соредакторы – Татьяна Горичева, Анна Малаховская, поэтесса Юлия Вознесенская. Имел литературный и религиозный разделы, раздел дискуссий. Содержание не сводилось к феминистской проблематике, освещались и общественно-политические вопросы.

Среди периодических изданий русской диаспоры в США непременно следует назвать газету « Новый американец», первый номер которой вышел 8 февраля 1980 г. в Нью-Йорке. Инициатива её создания принадлежала Сергею Довлатову, который стал главным редактором, начиная с № 13. Газета просуществовала два года, адресована была именно «третьей волне» эмиграции и имела остро полемическую направленность по отношению к «Новому русскому слову» (старейшей газете русской диаспоры) и её бессменному редактору – Андрею Седых. В библиотеках России не существует, к сожалению, не только полного комплекта, но даже отдельных номеров этого издания 5.

Появление в 1970 гг. на Западе большой группы эмигрантов из СССР, среди которых значительную часть составляли литераторы и журналисты, не могло не сказаться и на деятельности старейшей русской газеты в Европе ? «Русская мысль» 6 (издается с 1947 г. в Париже)

До 1978 г. еженедельник редактировала Зинаида Шаховская – очень влиятельный и авторитетный представитель первой волны русской эмиграции, журналист и литератор, автор книг «Отражения» и «В поисках Набокова». При ней газета уже начала самым подробным образом отражать события из жизни новой эмиграции: судьбу А. Солженицына и публикацию на Западе книги века ? «Архипелаг ГУЛАГ»; создание в 1974 г. В. Максимовым журнала «Континент»; лишение советского гражданства Г. Вишневской и М. Ростроповича и т.п. Начиная с № 3219 (31.08.1978), главным редактором издания была утверждена Ирина Иловайская-Альберти – человек, близкий Александру Солженицыну и его семье. С этого времени «Русская мысль» стала уделять всё больше внимания общественно-политическим и культурным вопросам, связанным с положением инакомыслящих в СССР (в частности, с судьбой А. Сахарова), с развитием в советской России неподцензурной культуры (самиздата и тамиздата), а также с жизнью заметно набирающей вес «третьей волны» русской эмиграции. В середине 1970 гг. газета знакомит читателя с главами из новых романов В. Максимова «Ковчег для незваных» и «Заглянуть в бездну», на протяжении четырех месяцев (с марта до начала июля 1976 г.) публикует дискуссионные материалы о «Прогулках с Пушкиным» А. Терца-Синявского, высоко оценивает его книги «Голос из хора» и «В тени Гоголя». В газете появляются развёрнутые интервью с И.  Бродским, А. Гладилиным, А. Зиновьевым, В. Аксёновым, Ю. Кублановским, А. Глезером, В. Войновичем, Г. Владимовым (то есть с каждым значительным художником, писателем, поэтом и режиссером, оказавшимся в эти годы в вынужденной или добровольной эмиграции).

Бесспорно, «Русскую мысль» волнует и судьба нонконформистской культуры в СССР, положение Ю. Любимова и труппы театра на Таганке, сложные обстоятельства в жизни и творчестве А. Тарковского, С. Параджанова, М. Ростроповича и Г. Вишневской. Стоит подчеркнуть, что несколько штатных сотрудников «Континента» одновременно являлись и корреспондентами «Русской мысли» (например, Н. Горбаневская, В. Бетаки, К. Сапгир). Майя Муравник, Александр Гинзбург, Юрий Кублановский, сотрудничая с «Русской мыслью», также были близки «Континенту», причем А. Гинзбург на протяжении многих лет входил в редколлегию журнала. Можно без всякого преувеличения сказать, что в 1970?1980 гг. газета «Русская мысль» фактически превратилась в издание «третьей волны» эмиграции, хотя, разумеется, освещала жизнь всей русской диаспоры в Европе.

Разумеется, представители «третьей волны» эмиграции печатались и в других изданиях русской диаспоры, которые возникли еще в 1940?1950 гг.: в «Новом журнале», «Гранях», «Посеве», журналах «Вече» и «Голос зарубежья», в «Вестнике РХД», но целью данной статьи являлся общий обзор изданий третьей русской эмиграции.

 


  1. Скарлыгина Е.Ю. Русский «толстый» журнал в эмиграции: «Континент» В. Максимова // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2004. № 4. С.89?98; Скарлыгина Е.Ю. Неисследованный континент (о журнале «Континент» В. Максимова) // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С.  162?171.
  2. Архангельский А. Прогулки в свободу и обратно // Toronto Slavic Quarterly . Academic Electronic Journal in Slavic Studies. University of Toronto. 2008. № 23.
  3. Скарлыгина Е.Ю. Литературный журнал в эмиграции: парижское «Эхо» // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2004. № 6. С.16?25.
  4. Хазанов Б. «За тех, кто далеко...» // Знамя. 1998. № 3.
  5. Статьи, написанные Сергеем Довлатовым для «Нового американца», собраны в книге «Довлатов С. Речь без повода… или Колонки редактора». М., 2006.
  6. Скарлыгина Е.Ю. «Русская мысль» и третья русская эмиграция // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2008. № 1. С.121?129.