Languages

You are here

Рынок печатных изданий в Польше и иностранный капитал (2005-2006 гг.)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The press market in Poland and foreign funds (2005-2006)

 

Евсеева Лия Петровна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистки и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Lya P. Evseyeva
Ph D, lecturer at the sub-department of foreign journalism and literature, Department of journalism, MSU

 

Аннотация
Статья посвящена рынку печатных изданий в Польше, образовавшемуся в начале нового тысячелетия, и роли иностранного капитала в его функционировании. В статье представлены крупнейшие информационные холдинги с зарубежным и отечественным капиталом, определяются черты новой польской журналистики.

Ключевые слова: информационный бизнес, рынок прессы, «Газета Выборча», «Факт», «Ньюсуик-Польска», «Дзенник», «Польскапресс», «Теле Тыдзень», «Оркла Пресс», «Жечьпосполита», «Впрост».

Abstracts
The article is devoted to the press market in Poland formed in the beginning of the new millennium. It also pays attention to the role which the foreign funds have in its functioning. The author mentions the biggest information holdings with foreign and domestic capital. The scholar also defines the features of the new Polish journalism.

Key words: information business, press market, ‘Gazeta Wyborcza’, ‘Fakt’, ‘Newsweek Polska’, ‘Dziennik’, ‘Polska press’, ‘Tele Tydzie?’, ‘Orkla Press’, ‘Rzecz Pospolita’, ‘Wprost’.

 

Одним из самых успешных в последнее время в Польше является информационный бизнес. Экономическая стагнация первых трех лет нового тысячелетия почти не отразилась на состоянии рынка печатных изданий. Он продолжал пополняться новыми изданиями, в том числе и ежедневными. Изменилось и качество издаваемой продукции в сторону ее улучшения.

Устойчивость печатного бизнеса в Польше обеспечивают крупнейшие мировые информационные и издательские концерны, которые с начала 1990-х гг. ринулись на дешевый польский печатный рынок за дивидентами. С тех пор прошло более десяти лет, и если ранее чаще всего происходил механический перенос популярного издания из-за рубежа, например, немецкого на польский рынок, распространялись в основном кальки известных немецких изданий, то в настоящий момент можно говорить о появлении в польской журналистике новых качеств весьма отличных от тех, которые были. Выросла новая генерация польских журналистов, которые работают в новых производственных, экономических и технологических условиях. Во-вторых, появился новый тип периодических изданий, которые имеют уже мало общего с традиционной польской журналистикой, которая была в межвоенное время (1920-1939), а тем более в Народной Польше(1945?1989) следовавшая принципам партийности печати и действующая в условиях жесткой цензуры и отсутствия плюрализма, нанесшая немалый вред национальным традициям демократической польской журналистики.

Польские аналитики печати старшего поколения, как например профессор В. Писарек из Центра печатоведения Ягеллонского университета, с интересом, но и тревогой, анализируют трансформацию, которую переживает современная польская журналистика. Особенно эти изменения касаются прессы общенационального значения, которой в основном владеют крупнейшие иностранные концерны. С мировой журналистикой ее сближает информативность и оперативность, качественность продукта, предлагаемого читателю, которое ей обеспечивают использование современных технологий, современный яркий дизайн, необходимый в телевизионный век и распространения интернета. С другой стороны, вынос на первую полосу в броском оформлении очередного криминала стал характерен для газет любого направления и таблоида и общественно-политического еженедельника. Таблоидизация прессы любого направления является сейчас характерной чертой и мировой прессы. Но внутренняя тема, проблемы страны, остаются доминирующими в содержании газет любого уровня. Профессор В. Писарек отмечает, что в Польше и сейчас есть примеры настоящего польского продукта среди изданий регионального значения. Как, например, «Дзенник польский», выходящий в Кракове: много местных новостей, много спорта и обязательно фельетон.

Печатная журналистика в Польше предлагает разнообразную продукцию на любые вкусы. Можно сказать, что в Польше сейчас издательский бум. По сведениям Института журналистики Ягеллонского университета, которые приводятся в рапорте специализированного журнала «Пресс», в Польше выходят около 5 тыс. изданий разного типа и объема. Выпуском этой продукции занимаются и крупные издательские концерны в основном с иностранным капиталом. В их руках наиболее мощные и доходные сегменты рынка прессы. Активно действуют и небольшие издательские группы, в которых задействован уже польский капитал. «Мы должны научиться конкурировать с иностранными специалистами, вооруженными самыми современными ноу-хау, противопоставляя им знание нашего рынка, особенно локального и регионального уровня», ? заявляют польские издатели. 150 издательских групп считаются наиболее успешными. Среди них есть и польские, выросшие в последние годы польские крупные издательские холдинги. В основе их деятельности лежали заработанные в Польше средства. И среди них ? крупнейший – «Агора», который возглавляет двадцатку перспективных издательских концернов. На информационном рынке Агора появилась с июня 1989 г., когда стала выходить первая независимая «Газета Выборча», являющаяся главной составляющей фирмы «Агора». Концерн издает еще 14 титулов, общий тираж которых в 2005 г. был 326 655923 экз. Финансовый оборот концерна в 2006 г. был 1 202138 тыс. зл. Доход от рекламы в первой половине 2006 года составил 445 млн зл. В «Агоре» трудятся 3626 человек. Два года тому назад холдинг переехал в новый многоэтажный современный издательский комплекс, что свидетельствует о его финансовой стабильности.

Положение «Газеты Выборчей» за прошедшие годы упрочилось. Количество ежедневно продаваемых экземпляров за последние десять лет не снижалось ниже 400 тыс. экз. Наиболее удачными были два года – 2000/2001, когда ежедневная продажа составляла 450-460 тыс. экз., в первой половине 2006 г. ежедневная продажа составила 432930 тыс. экз.

Успехи «Газеты Выборчей» многие годы связывали с личностью ее главного редактора, основателя, журналиста, последовательного демократа Адама Михника. Недавно ему исполнилось 60 лет. В последнее время Михник все чаще подвергается нападкам со стороны апологетов новой власти, которая проводит упорную чистку всех политических кругов в том числе и демократических. Тем не менее Михник остается брендом газеты и самым популярным демократическим журналистом еще со времен «Солидарности».,а газета продолжает держать марку «самой польской». Газета отстаивает духовные и демократические ценности, свободу личности, слова. По своему содержанию она приближается к типу изданий, известных а стране как газета или журнал мнений. Оперативная информация не является для нее самоцелью.

С развитием рынка прессы и прихода на рынок все новых изданий с заграничным капиталом и ноу-хау, авторитета и таланта одного человека недостаточно. Стабильность фирмы и газеты обеспечивается и талантливыми менеджерами, а также деятельностью президента фирмы Рапачинской. «Агора» является вторым концерном в стране по количеству изданий региональной прессы после издательской группы «Польскапресс».

Фирма увеличивает возможности притока рекламы. Так, в 2002 г. «Агора» создала АМС ? фирму, которая в настоящее время является самой крупной в Польше на рынке внешней рекламы. В 2005 году от продажи рекламы в газетах и интернете АМС получила 143 млн зл. В 2002 г. «Агора» купила от разорившегося издательства Прушинского 11 цветных специализированных журналов для женщин, автолюбителей, огородников и т. д., реклама, в которых также приносит значительный доход. С 2001 г. «Агора» выпускает бесплатную ежедневную газету «Метро» со средним тиражом в 500 тыс. экз. В 2006 г. «Газета Выборча» стала «газетой года».

«Издателем года» стала крупнейшая немецкая фирма Аксель Шпрингер «Польска». На польском рынке она появилась в 1994 г. Двадцать одно издание фирмы ? это цветные журналы, многостраничные «толстые» издания для женщин, т. н. глянцевая журналистика, еженедельники мнений, и наконец, ежедневная пресса. Совокупный годовой тираж изданий составляет 303 млн экз. Доходный оборот в 2005 г. составил 455 220 тыс. зл. Обслуживает этот гигантский холдинг 576 человек. Наиболее доходными в 2005 г. изданиями оказались на первом месте табдоид «Факт» ? 176,5 млн зл., еженедельник «Ньюсуик-Польска» ? 102,5млн зл. В конце 2005 г. концерн стал выпускать еще одну ежедневную газету «Дзенник», для которой главным содержанием стала оперативная информация, ее онлайновое издание может соперничать с оперативным радио и Интернетом. Успех сопутствует и женской журналистики еженедельникам ? «Оливия» и «Пани дому» ? доходы их составляют примерно ? 31-32 млн зл., «Авто-свят» ? 20 млн и «Форбс» ? 15,5 млн зл.

Два специальных отдела занимаются привлечением рекламы: один отдел занимается рекламой газет «Дзенника» и «Факта», а другой отдел обслуживает журнальный сектор.

«Деньги делают деньги» ? это девиз фирмы, поэтому не жалеют денег на зарплаты работникам, модернизацию производства и на привлечение рекламы. Средняя зарплата в 12 тыс. зл. в газетах Шпрингера стала привлекательной для журналистов из других изданий, а фирма имеет возможность выбирать лучших сотрудников.

Уже писалось о беспрецедентной рекламной кампании перед выходом «Факта», но мало кто знает, что часть тиража этого нового издания печаталась под Берлином и самолетом отправлялась в Польшу. Два года тому назад при выпуске новой газеты не хватило мощностей в Польше, а сейчас в Сосновце, близ Катовиц построена типография, которая печатает часть тиража ежедневных газет, распространяемого на Шленске. Типография была отстроена вместе с фирмой СПГ.

Появление двух ежедневных газет «Факта» и «Дзенника» АШ-Польска считается следующим этапом борьбы за польский печатный рынок. Это наступление поддерживается необычными проектами, которые выражаются в оригинальных приложениях. Не все они достигли цели. Например, было выпущено пятничное приложение к «Факту» «Жизнь прекрасна». Его название контрастировало с положением в стране. Это был явный просчет менеджмента. Название заменили на более скромное: «Факт. Женщина». К газете «Дзенник» решено прилагать аудиовизуальные выпуски «Энциклопедии Британика». Первый выпуск продавался вместе с номером газеты и тираж стал рекордным ? 490 тыс. экз.

Другой немецкий гигант фирма «Бауэр» на польском рынке с 1991 г. Именно с ее деятельностью связано появление копий- калек немецких женских журналов в начале 1990-х гг. в стране. Фирма выпускает 38 журналов в основном женской проблематики и журналы-телепрограммы. Но первый опыт был более ранний ? впервые фирма появилась на польском рынке в 1989 г. с калькированными выпусками «То и ово» и «Пани». Это была примерка и она имела успех. Затем появились «Тина», «Жиче на горонцо». Самая большая удача выпала на ежемесячное издание «Твуй стиль», который выходил и в русской версии. Фирма «Бауэр» издает самый массовый тележурнал «Теле Тыдзень» с тиражом в 1 млн 200 тыс. Для Польши это небывалый тираж, где самые популярные издания не превышают 500 тыс. экз.

Наиболее доходными в 2005 г. были следующие издания; «Теле Тыдзень» ? с годовым тиражом в 56,2 млн зл, «Твуй стиль» ? 50,4 млн зл. «Тина» ? 22,2 млн зл. «Жиче на горонцо» и «Мотор» по 11 и 12 млн зл., а «Свят кобеты» и «Хвыля для себе» ? по 10 млн зл.

Общий годовой тираж всех 38 изданий составлял 453 303 902 экз. Финансовый оборот в 2005 г. составлял 700 млн зл. Обслуживает этот гигант 1000 чел.

Фирма Бауэра действует не только в Польше. В 13 странах она издает 152 журнала. Предполагал ли основатель этой фирмы Иоган Бауэр в 1875 г., что она разрастется до мировой медиальной империи?

Издательская группа «Польскопресс» является основным издателем региональной прессы в стране. «Польскапресс» в 2006 г. отметила 15-летие своей деятельности в Польше. С 1991 г. в ее портфеле оказываются 18 газет. Общий тираж этих изданий составляет 332184 126 экз. Годовой оборот фирмы 500 000 тыс. зл. На конец 2005 г. фирму и ее отделы обслуживали 2600 человек. Ежедневно в Польше продается примерно 450 тыс. экз. региональных изданий, большая часть которых это продукция «Польскапресс». Шесть типографий «Польскапресс» печатают региональную прессу.

Мало, кто теперь помнит, что «Польскапресс» было детищем французского медиамагната Робера Эрсана, который появился со своими инвестициями на польском рынке в 1991 г., но финансовые проблемы на французском печатном рынке в 1994 г. заставили Эрсана продать собственность в польской региональной прессе ? всего 8 газет, баварской группе «Нойе-Пассау». Остальные газеты были проданы норвежской группе «Оркла Пресс».

«Оркла Пресс» издает региональную прессу по всей Польше ? всего 12 газет. Общий годовой тираж их ровнялся 141 млн, а оборот от продажи и рекламы составил 291 760 тыс. зл. Более 1000 сотрудников работают в этой фирме. Как отмечают польские исследователи, газеты этих концернов находятся в конкурентной среде, но в большой степени это относится к общенациональной прессе и прежде всего к «Факту» и «Дзеннику». Лидер польской журналистики «Газета Выборча» упорна в своих усилиях за популярность в регионах снижает свою цену, к основным изданиям прикладывает, например, туристические карты Польши, расписания транспорта, брошюры на популярные темы и т. д. А региональные газеты распространяются с учебным материалом и т. д. Так журналистика выживает в конкурентной борьбе за читателя.

Концерн «Пресспублика» участвует в издании старейшей и крупнейшей ежедневной газеты «Жечьпосполита». В ее издании когда-то был задействован и французский капитал Робера Эрсана в количестве 49%, 51% принадлежал государственной структуре. В связи со смертью Эрсана в 1996 г. его активы купила норвежская фирма «Оркла Пресс», и президентом «Пресспублики» стал норвежец Линд, а потом Гжегош Гауден. Газета подверглась приватизации. С 2004 г. главным редактором стал Г. Гаудер. В 2006 г. британский фонд «Меком» заявил о желании приобрести 51% «Пресспублики». «Пресспублика» издает еще одну ежедневную «Газету Гелда Паркет».

Норвежский концерн «Оркла Пресс» является крупнейшим издателем региональной прессы. В Польше она с 1991 г. Общий годовой тираж всех изданий за 2005 г. составит 141 млн экз., а доходы фирмы составили более 290 млн зл.

Крупнейшую в Польше газету - первый таблоид на польском рынке ? «Супер Экспресс» издает шведская фирма «Медиа Экспресс». Популярность газеты была бесспорной до тех пор пока на польский рынок в 2003 г. не рванулся таблоид «Факт» с большими капиталами издательской группы Аксель Шпрингер Ферлаг. Доходы «Супер Экспресса» стали катастрофически падать и к 2006 г. уменьшились почти вполовину: со 163 млн зл. до 93 млн зл. Газета теряла не только популярность и доходы, но и лучших журналистов, которые переходили в «Факт», где платили вдвое больше. Развернулась настоящая конкурентная борьба, в результате которой « С.Э.» решился на некоторое изменение формулы газеты: меньшими средствами с меньшим коллективом делать газету более качественную, не отказываясь от массово-развлекательной формулы, которую в начале 1990 гг. разработал для них знаменитый Гжегош Линденберг, автор многих удачных проектов польской журналистики.

Два издательских концерна швейцарский «Эдипресс Польска СА» и немецкий «Грунер унд Яр Польска» являются бесспорными лидерами по изданию еженедельников и ежемесячников по семейной и женской тематике. Швейцарский концерн пришел на польский рынок, когда там уже работали зарубежные издательские группы - в 1996 г. Концерн хорошо изучил опыт польской журналистики по выпуску периодической литературы по женской тематике. В странах Восточной Европы и в СССР были широко известны такие журналы как «Пшиятюлка», «Пани», «Пшекруй», «Урода». После трансформации прессы в 1989 г. в Польше эти издания с трудом выживали. В настоящее время часть подобных изданий находится в портфолио швейцарского издательства. Издательство является также лидером по выпуску периодической литературы для семьи, проблемам воспитания детей и т. д. Одиннадцать журналов выходят общим совокупным тиражом в 54 млн экз. Доходная часть их составляла в 2005 г. свыше 330 млн зл

Иные неведомые ранее в католическо-коммунистической Польше женские образы предлагали издания, с которыми пришли на рынок страны уже в 1992 г. журналы концерна «Грунер унд Яр». Теперь ее называют глянцевая журналистика, а в начале эти яркие с блестящими обложками, на которых красовались мировые звезды, с рекламой нижнего белья, французской и немецкой косметики. Страшно было брать в руки, не только покупать. Да и стоили они дорого. С самого начала глянцевая журналистика выживала за счет дорогой рекламы. В бедной Польше такая журналистика была обречена. Но на помощь пришли французы. Консультанты из страны развитого капитализма предложили в качестве эталона журнал «Фам Актуэль». Журнал «Клаудиа», скроенный по типу французского, стал локомотивом для успеха фирмы. Позже подобный путь прошел еженедельник «Най», даже несколько потеснивший «Клаудиа». Польский отдел издательства расширил тематику выпусков, издает семейные журналы.

В настоящее время в активе издательства восемнадцать журналов общим тиражом 63,5 млн экз. Доходы составили в 2005 г. 292,5 млн зл. В Варшаве находятся главный офис компании для всей Восточной Европы, что, безусловно, свидетельствует о значении, которое придает концерн «Грунер унд Яр» активной издательской деятельности в Польше и в других странах Восточной и Центральной Европы.

В ситуации острой конкурентной борьбы находится крупнейший издательский концерн «Маргвард Медиа Польска», входящий в пятерку издателей женских, развлекательных, спортивных ежемесячников. Концерн работает на польском рынке с 1992 г.

Среди одиннадцати изданий есть такие эксклюзивные как «Плейбой», «Космополитен», «Войяж» Концерн издает и одну популярную газету «Пшеглонд Спортовый». Доходы этой группы составляют 107 млн зл. Общий годовой тираж изданий в 2005 г. достигал почти 50 млн экз.

Конкурентная борьба и экономическая ситуация заставили объединиться изданиям специализированной литературы в одну общую фирму под названием «Информ СА», которая под свое крыло собрала 33 специализированных издания, хорошо продаваемых и популярных среди читателей. Здесь и ежемесячники, еженедельники, а также и одна газета, весьма популярная среди читателей ? это «Газета правна», что говорит о возросшем интересе польских граждан к правовым вопросам. Газета входит в шестерку самых популярных ежедневных газет, таких как «Газета Выборча», «Жечьпосполита», «Дзенник», «Факт». «Супер Экспресс» Доходы «Инфор СА» в 2005 г. составили 142 млн зл.

За последнее время произошли значительные перемены в издательском бизнесе с польским капиталом. Два популярных общественно-политических еженедельника «Политика» и «Впрост» организовали собственные издательства, в активе которых не только издания самих еженедельников. Так, издательство «Политика» издает еще два ? еженедельник «Форум», который печатает обзоры наиболее важных публикаций мировой прессы, а также квартальник «Рес Публика Нова»,популярное издание, возникшее как нелегальное в период «Солидарности».Издательство также владеет акциями популярного радио «Ток ФМ».

«Политика» появилась на рынке печатных изданий в 1990 г. на гребне образования демократической Польши и прочно удерживает позиции популярного особенно среди людей среднего и старшего возраста еженедельника «мнений». Годовой тираж изданий «Политики» составляет более 16 млн экз., доходная часть составляет более 78 млн зл.

Тираж «Впрост» и доходы этого нового издательского объединения почти повторяют уровень доходов и количество тиража издательства «Политика». Издательское агентство «Впрост» издает еще ежемесячник «Мой пес», который оказался очень доходным». Заработал в 2005 г 1,5 млн зл. Последний год ? 2006 стал для этих популярных еженедельников мнений не очень удачным, снизились тиражи, но тем не менее на планах расширения издательской деятельности они не отразились.

Десятое место в рейтинге распространения тиража занимает небольшая группа шведских энтузиастов ТПП, которые издают уже шесть лет еще одну бесплатную газету «Метрополь». Название ее пришлось изменить в судебном порядке после тяжбы с «Газетой Выборчей», которая уже до этого времени издавала бесплатную газету «Метро». Газета «Метрополь» в год выходит тиражом почти в 57 млн экз.

Первая двадцатка по количеству издаваемой продукции (тираж) выглядит следующим образом :

Издательство «Бауэр»;
Издательская группа «Польскапресс»;
«Агора СА»;
«Аксель Шпрингер Польска»;
«Оркла Пресс Польска»;
«Медиа Экспресс»;
«Пресспублика»;
«Грунер унд Яр Польска»;
«Телепрограммы»;
ТПП
«Эдипресс Польска СА»;
«Маквард Медиа Польска»;
«Фоникс Пресс»;
«ОД Медиа»;
Издательская группа «Инфор СА»;
«Официна Выдавнича Пресс-Медиа»;
«Ад Новум»;
«Експресс Медиа»;
Издательство «Веста Друк Мирослав Кулиш»;
Рекламно-издательское агентство «Впрост».

Этот список издательских групп отличается от списка, составленного журналом «Пресс» по рейтингу доходов. В первый список, приведенный выше, не вошли известные издательские группы еженедельника «Политика»: «Боньер Бизнес Польска», «Ридерс Дайджест Пшеглонд», «Муратор», «Эгмонт Польска».

Выделенные польскими аналитиками как наиболее крупные из 150 издательских групп эти двадцать с лишним дают представление об активизации издательской деятельности иностранных концернов и концернов с польским капиталом в последнее время в этой крупнейшей стране Центральной Европы.