Латвия столкнулась с серьезными проблемами на пути становления гражданского общества. Интеграция общества означает диалог, взаимопонимание и сотрудничество людей разных национальностей в пределах общего государства. Только при таких условиях возможно формирование сплоченного демократического гражданского общества.
2) Много тысяч жизней стоило Латвии сопротивление фашистам. Почти 300 тыс. человек были депортированы в Германию. В 1944 году уже Советской властью было депортировано 10 тыс. человек, а в 1949 ещё 125 тыс. Индустриализация привлекла в Советскую Латвию большое количество жителей из соседних республик. Число нелатышей выросло с 12, 5% в 1940 г. до 40% в 1991г., что вызвало рост националистических настроений среди латышей.
4 мая 1990 года Латышская республика объявила о своей независимости, которая была признана правительством России и президентом России Борисом Ельциным 24 августа 1991 года. После этого нелатыши попали в сложное положение, так как оказалось, что теперь они живут в другом государстве с новым политическим строем, в государстве, диктующем свои новые правила игры.
3) Информационное пространство Латвии можно условно разделить на две части, охватывающие, соответственно, латышскоязычную и русскоязычную аудитории. Российские источники информации продолжают играть значительную роль в формировании сознания нелатышей. Содержание и направленность материалов прессы, выходящей на латышском и русском языке, иногда совпадают в освещении событий местной жизни, спорта и культуры. Различается подход к освещению внешнеполитических событий. В СМИ, ориентированных на латышскоязычную публику, внешнеполитические новости во многих случаях почерпнуты из материалов западных агентств и их изложение в целом соответствует официальной внешней политике государства. Информационную политику СМИ в Латвии в большой мере определяют политические, экономические обстоятельства. В связи с расслоением общества, низким уровнем жизни многие жители Латвии не имеют достаточно широкого доступа к разнообразным источникам информации. Это уменьшает их способность ориентироваться в теперешних обстоятельствах и участвовать в общественной жизни.
4) Радиослушатели - то есть те люди, которые включают радио хотя бы один раз в неделю, составляют абсолютное большинство жителей Латвии - 1,7 млн. человек. В последнее время на латвийском радиорынке произошли серьезные изменения. А связаны они с уходом из эфира высокорейтингового Русского радио. Приступив к работе в канун 2000, "Русское радио" моментально вошло в число лидеров, среди станций вещающих в Риге. Уже через несколько месяцев после старта оно стало безоговорочным лидером в главном городе страны: согласно данным опроса BMF Gallup Media, его эфир слушали 17% рижан. Таким образом, "Русское радио", оставило позади и 1-ю программу Латвийского радио (16%), и "Радио PIK 100 FM" (12%), и SWH+ (9%).
5) В Латвии вещает 27 радиостанций. Из них две трети являются региональными. Надзор за ними осуществляет Национальный совет по телевидению и радиовещанию, который регулирует использование такого стратегически важного государственного ресурса, как эфир. В компетенции этого органа также находится вопрос выдачи лицензий, объявление конкурса на ту или иную свободную частоту, и контроль за соблюдением закона "О радио и телевидении". Как раз за нарушение этого закона, устанавливающего 25% квоту на вещание на иностранном языке, после ряда предупреждений и неоднократных судебных тяжб данный вопрос так и не был разрешен, а потому лицензию на вещание Русского радио не возобновили. Всю недолгую историю своего существования в Латвии Русское радио в роли лидера не устраивало никого. Рынок радиорекламы обвалился из-за демпинга со стороны Русского радио. Многие из мелких участников рынка во время существования Русского радио вообще находились на грани разорения.
6) После закрытия Русского радио ситуация изменилась: заметно выросли цены на рекламу, а слушатели самого популярного в Риге радио весьма неравномерно перераспределились между остальными станциями. На рынке появляются новые игроки: изменило свой формат радио Nova, станция Super FM стала вещать на всю Балтию. Самый большой рост популярности наблюдался у SWH+. Кроме того, наконец-то появилась публика у бывшего радио Amadeus, которое с появлением государственного канала Klassik изменило свой формат на 180 градусов и превратилось в SWH Rock. Подправили свои рейтинги и радио PIK, и Mix FM, и Super FM.