Languages

You are here

Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Convergence process in the media and journalism education

 

Баранова Екатерина Андреевна
соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, kat_journ@front.ru

Ekaterina A. Baranova
Doctoral degree-seeking student at the chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, kat_journ@front.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются мнения российских и зарубежных экспертов – теоретиков и практиков – по вопросам реформирования журналистского образования в условиях процесса конвергенции СМИ, развития ИКТ. Подробно рассматривается тема универсализации журналисткой профессии. Мнения российских журналистов-практиков основаны на результатах проведенного автором опроса, в котором приняли участие 20 человек – преимущественно редакторы интернет-версий деловых, массовых, общественно-политических и специализированных газет из 17 российских издательских домов, а так же из агентства РИА-Новости.

Ключевые слова: журналистское образование, реформирование журналистского образования, универсальный журналист, процесс конвергенции СМИ.

Abstracts
The article analyses the opinions of Russian and foreign experts ( theorists and practitioners) on the issues of journalism education reforms under the conditions of media convergence and the development of internet and communication technologies. The author pays special attention to the universalization of the journalistic profession. Opinions of Russian journalists-practitioners are based on the results of a survey conducted by the author . 20 persons – mainly web-editors of popular editions, business, politics and specialized newspapers from 17 Russian publishing houses and from RIA news agency have taken part in the expert survey.

Key words: journalism education, reforming journalism education, universal journalist, media convergence process.

 

Теме журналистского образования сегодня уделяется особое внимание. Это во многом объясняется тем, что процесс конвергенции СМИ во всем мире связан с обучением и переобучением журналистов. Развитие информационных технологий, появление новых каналов доставки контента, изменение потребителя информации, который становится все более требовательным, хочет оперативно получать интересующую его информацию в удобное ему время, по определенному каналу информации – все это требует от журналистов дополнительных навыков, переосмысления многих принципов работы. Именно поэтому западные эксперты Дэвид Доминго, Рамон Салаверриа, Марк Дезе и мн. др.) нередко рассматривают процесс конвергенции «с точки зрения пересмотра профессиональных ролей и навыков репортеров и редакторов»1, а также с точки зрения реформирования журналистского образования.

Теме журналистского образования большое внимание уделяют и отечественные эксперты. Как отмечает Я.Н. Засурский, «журналистика переживает перемены, которые требуют новых подходов и в журналистском образовании»2.

В «Вестнике» Московского университета за период с 2001 по 2008 гг. появилось 11 статей на тему журналистского образования. В 7 из них поднимается вопрос о журналистском образовании в условиях развития новых ИКТ, процесса конвергенции СМИ. Много внимания авторы «Вестника» уделяют «универсализации журналистской профессии»3.

 

Универсальный журналист

Понятию «универсальный журналист», которое стало особенно популярным с развитием процесса конвергенции СМИ, дают разные определения, например, в словаре Э.П. Кессарийскийского находим следующие толкование термина: универсальный журналист – это «тот, кто обладает отточенным пером, разбирается в основах верстки, может раздобыть рекламу. Ему доверяют роль дежурного редактора, он не бросит коллег в беде. Он всеобъемлющ»4. Сегодня под универсальным журналистом все чаще понимается журналист, способный готовить материалы для разных СМИ. Следует отметить, что данное толкование термина появилось уже достаточно давно. Еще в 50−60 годы прошлого века на вопрос, «какого принципа, по Вашему мнению, следует придерживаться при подготовке работников для разных средств информации (печать, ТВ, РВ, информационные агентства, сетевые СМИ, реклама, паблик рилейшнз)»5, 37,5% опрошенных – среди них выпускники факультета журналистики МГУ – отвечали: «готовить журналистов-универсалов для работы в любом средстве информации»6.

Зарубежные эксперты редко употребляют термин «универсальный журналист» (universal journalist) – гораздо чаще встречается понятие cross-media trained journalist7 − т.е. журналист, умеющий готовить материалы для разных СМИ, разных медиаплатформ, а также понятие multi-skilling journalist8. Исследователи проекта «Европейская мультимедийная новостная среда»9 дают ему такое определение: «люди, владеющие более чем одной журналисткой специализацией. Раньше те функции, с которыми теперь справляется один человек, выполняли несколько журналистов, прошедших обучение по разным специализациям, таким как: газетная журналистика, интернет-журналистика или радио/ТВ-журналистика»10.

Испанские эксперты Дэвид Доминго, Рамон Салаверриа и др. под понятием multiskilling подразумевают: не только media multiskilling11 (т.е. умение производить контент для разных медиа), но и Issue multiskilling12 (т.е. умение освещать разные темы).

Примером такого журналиста-универсала или журналиста, умеющего готовить материалы для разных СМИ, может служить Престон Менденхолл, международный корреспондент MSNBC.сom, который в мае 2001 г., вооружившись диктофоном, цифровой видеокамерой, фотоаппаратом, ноутбуком и спутниковым телефоном, отправился в Афганистан. Двухнедельная командировка обошлась MSNBC.сom, приблизительно, в 6 тыс. долл. США, включая услуги местного гида. 6 тыс. долл. − это приблизительно одна десятая стоимости обычной группы журналистов из четырех человек: видеооператора, корреспондента, режиссера и звукорежиссера.

Понятие «универсальный журналист» сегодня очень популярно и среди отечественных экспертов. Их многие статьи, в которых поднимается тема журналистского образования в условиях развития информационных технологий, сводятся к вопросу о том, должен ли современный журналист уметь одинаково хорошо готовить текстовые, видео, -аудиоматериалы, уметь мыслить мультимедийно. На факультете журналистики МГУ «стремятся воспитать … универсального журналиста, знающего законы журналистики бумажной, аудиовизуальной, электронной»13. На факультете журналистики МГУ была создана лаборатория цифровой журналистики, «которая пытается готовить студента к универсальной работе в средствах массовой информации»14.

 

А что на практике?

И все-таки понятие «универсальный журналист» больше популярно среди российских теоретиков. Автором статьи летом 2009 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 20 человек – преимущественно редакторы интернет-версий, а также журналисты деловых, массовых, общественно-политических и специализированных газет из 17 российских издательских домов, а так же из агентства РИА-Новости.

Участникам опроса задавались вопросы, связанные с процессом конвергенции СМИ, в том числе вопросы о том, должен ли быть современный журналист универсалом, уметь готовить видео- и аудиоматериалы. Редакторы и журналисты также рассказали нам о том, какие требования предъявляются к современным журналистам при приеме их на работу в газету, поделились своим мнением о том, должны ли факультеты журналистики менять свои программы в связи с развитием ИКТ, а также рассказали о тренинговых программах для журналистов.

На вопрос «должен ли быть журналист универсалом и вообще возможно ли такое на практике» положительно ответил только один участник опроса – Антон Глебов, редактор интернет-проекта www.sovsport.ru. Он полагает, что «универсализма вполне можно достичь, хотя это очень сложно, но к этому надо стремиться»15. От сотрудников интернет-отдела он требует универсализма: «каждый из журналистов отдела может справиться с работой, которую обычно не выполняет. Например, корреспондент, пишущий новости, может заняться статистикой, бильд-редактор в состоянии написать новость, а статистик без труда сделает фотографию»16.

А. Глебов отмечает, что «возможно, сейчас трудно себе представить журналиста-универсала, но лет через десять таких журналистов, скорее всего, будет очень много и студентов на первом курсе журфака будут этому обучать»17.

Западные журналисты-практики более оптимистично настроены в плане освоения кроссмедийной журналистики, чем большая часть опрошенных нами редакторов и журналистов. Например, практически все из 75 опрошенных журналистов и редакторов двух датских региональных газет – «Норджуске» (Nordjyske) и «Фюне стифтстиденде» (Fyens Stiftstidende) уверены, что «журналист должен уметь быстро написать материал для радио или интернет-сайта, найти нужный формат подачи материала для разных медиаплатформ»18.

Некоторые опрошенные нами журналисты тоже считают, что современный журналист должен иметь навыки подготовки материалов для разных медиаплатформ, желательно, чтобы газетчик знал азы фотожурналистики, азы видеосъемки, но при этом сохранял ключевую специализацию и в ней был профессионалом. Как отмечает Павел Сухов, главный редактор GZT.RU, «пишущий журналист должен уметь снять видео, положить его на сервер, а дальше другой человек должен его обработать. У журналиста должна быть ключевая компетенция. Невозможно одновременно содержательно комментировать событие, снимать себя на фоне происходящего события и монтировать запись»19. Так же считает и Марк Веббер, заместитель редактора сайта «Сан онлайн» (Тhe Sun Online), который говорит, что журналист не обязательно должен «держать в одной руке ручку, а в другой камеру – это различные специализации, и в каждой есть свои специалисты»20.

Другие опрошенные главным требованием сегодня видят умение писать, грамотно излагать свои мысли, а наличие каких-то дополнительных навыков (например, умение создавать и обрабатывать фото- и видеоматериалы) не считают необходимым. Александр Алиев, директор интернет-проекта «Известия», отмечает, что «много работал со студентами журфаков – главная проблема – не умеют писать, не умеют выражать свои мысли». Интересно отметить, что «самые распространенные критические высказывания, которые раздавались в адрес выпускников первых лет существования факультетов и отделений журналистики, звучали именно так: «не умеют писать»»21.

Более половины опрошенных считают, что вузы должны менять свои программы с учетом умения работы в новой мультимедийной среде. Каким образом надо менять эти программы? На этот вопрос есть разные мнения. Так, например, Алексей Синельников, шеф-редактор интернет-службы «АиФ» и Олеся Носова, шеф-редактор KP.RU, считают, что необходимы дополнительные курсы по фотожурналистике, азам видеосъемки. Роман Смирнов, шеф-редактор отдела «НГ-Интернет», полагает, что для пишущих журналистов хорошо было бы ввести курс графических приложений.

В этом вопросе журналисты-практики солидарны с теоретиками. Марк Дезе, отмечает, что «специалистам из учебных заведений, университетов …следует: хорошо подумать о технологической и технической стороне как о фундаментальных принципах обучающих программ»22. Согласен с ним и Я.Н. Засурский, который отмечает, что сегодня «более значимой становится техническая компетенция»23.

Отечественные практики и теоретики, рассуждая о том, какие навыки и компетенции необходимы современному журналисту, практически никогда не говорят о таком качестве современного журналиста, как умение взаимодействовать с другими отделами и подразделениями медиакомпании. Западные же журналисты-практики и теоретики очень часто выделяют это качество (co-operation) как одно из основных, так как «кроссмедийная журналистика основана на сотрудничестве между различными отделами и совместной работе людей из разных подразделений»24.

Необходимость наличия новых навыков у журналистов сегодня ощущают в некоторых российских медикомпаниях, где постепенно внедряются различные тренинговые программы. Такие программы сегодня есть в агентстве РИА «Новости», медиахолдинге «Алта-пресс», в «НГ», «АиФ», «Коммерсанте», «Советском спорте». В «АиФ» проводятся тренинги по фотожурналистике, по созданию видеоконтента для сотрудников из интернет-отдела и для всех желающих из газеты, бизнес-тренинги, основная цель которых научить журналистов продавать контент. В «Коммерсанте» тоже действуют различные тренинги на уровне отделов. В РИА «Новости» все сотрудники компании проходят целый курс из семинаров, лекций и практических занятий по принципам и основам мультимедийного вещания. В «Советском спорте» журналистов обучали тому, как ставить материалы на сайт, определять статус новости, место и время ее публикации, прописывать теги. Был тренинг и по созданию видеоматериалов, для чего пригласили видеоинженера из «КП», который рассказал об азах видеосъемки.

Тренинговые программы для журналистов есть практически во всех зарубежных медиахолдингах. Их гораздо больше и они намного разнообразнее, чем в российской практике. В качестве тренеров часто выступают специально приглашенные специалисты, а не сотрудники из других отделов, как это часто бывает в российских изданиях. Журналисты зарубежных медиакомпаний проходят обучение как в своей редакции, так и нередко в других организациях. Например, журналисты из «Манчестер Ивнинг Ньюс» (Manchester Evening News), которые повышают свою квалификацию в Центре мультимедийной интернет-журналистики и конвергенции при Университете Южной Каролины (Newsplex multimedia and convergence centre at the University of South Carolina).

Наличие большого количества тренинговых программ в зарубежных медиахолдингах и в ряде отечественных медиакомпаний, мнения журналистов-практиков, которые говорят о необходимости наличия определенных компетенций у современного журналиста, свидетельствуют о том, что вузовское журналистское образование необходимо реформировать. Эта реформа уже началась на факультете журналистике МГУ, во многих зарубежных вузах, например в Датской школе журналистики (Danish School of Journalism), откуда выходят большинство датских журналистов, в течение нескольких месяцев обучают работе в разных СМИ, даже если основная специализация – газетное отделение.

Думаем, что к универсализации в процессе обучения и на практике вряд ли стоит стремиться, должна сохраняться ключевая специализация при наличии базовых навыков подготовки материалов для разных медиаплатформ.


  1. Domingo, D. et al. (2007). «Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain». 8th International Symposium on Online Journalism. Austin, Texas (EEUU). P. 7.
  2. Засурский Я.Н. Журналистское образование: повестка на 2008 год // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2008. № 1. С. 3-4.
  3. Засурский Я.Н. Журналистское образование в информационном обществе // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2006. № 4. С. 6.
  4. Кессарийский Э.П. Журналистский словарь. Нижний Новгород, 2002. С. 279.
  5. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Проблемы подготовки журналистов (Итоги социологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2003. № 6. С. 16.
  6. Там же.
  7. Aquino R., J. Bierhoff, et al. The European Multimedia News Landscape. Mudia Reports. 2002. P. 8.
  8. Там же. P. 83.
  9. Aquino, R., J. Bierhoff, et al. The European Multimedia News Landscape. Mudia Reports. 2002.
  10. Там же. P. 83.
  11. Domingo, D. et al. (2007). «Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain». 8th International Symposium on Online Journalism. Austin. Texas, P. 8.
  12. Там же.
  13. Засурский Я.Н. Журналистское образование в МГУ // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2002. № 2. С. 8.
  14. Там же. С. 6.
  15. Личное интервью 27.07.09.
  16. Там же.
  17. Там же.
  18. Hans Paukens, Sandra Uebbing Leonardo da Vinchi pilot projects TRIMEDIAL: The Need for Cross-Medial Training in Local Media Houses in Scandinavia 2004-2005 P. 15.
  19. Личное интервью 07. 07. 09.
  20. Thurman N., Lupton B.Convergence Calls: Multimedia Storytelling At British News Websites. In: International Symposium on Online Journalism. Texas, 2008. April, 4-5. P. 11.
  21. Свитич Л.Г. Ширяева А.А. Проблемы подготовки журналистов (итоги социологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2004. № 3. С. 62.
  22. Dewze M. What is Multimedia Journalism? //Journalism Studies. Volume 5. 2004. Number, 2. P. 149.
  23. Засурский Я.Н. Журналистское образование: повестка на 2008 год // Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2008. № 1. С. 4.
  24. Hans Paukens, Sandra Uebbing Leonardo da Vinchi pilot projects TRIMEDIAL: The Need for Cross-Medial Training in Local Media Houses in Scandinavia 2004-2005 P. 17.