Languages

You are here

Польские медиа в конкурентной борьбе

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Евсеева Лия Петровна

В мае 2004 г. Польша была принята в Европейский Союз. Президент страны А. Квасневский, открывая Х1V Экономический форум в Кринице в сентябре 2004 г., подчеркнул, что последние 15 лет развития страны - это история политического и экономического успеха. Действительно, некоторые данные, приведенные в итоговых ежегодных документах, впечатляют. Польша стала одной из крупнейших нефтедобывающих стран региона: 76 нефтяных месторождений дали в 2003 г. 500 тыс. тонн нефти-сырца. Это третье место по объемам добычи после Румынии и Венгрии. Польша также занимает третье место по величине средней заработной платы после Венгрии и Чехии - 493 евро. Увеличивается и объем польского экспорта, в частности, в Россию. Польша становится одной из ведущих европейских стран по производству сельхозпродукции, как пишет "Жечьпосполита". Страна остается привлекательной и для иностранных инвесторов. 2004 г. стал рекордным: в страну инвестировано 4,4 млрд долл. Огромная внешняя задолженность, сохранившаяся еще со времен ПНР, недостаток рабочих мест и растущая в связи с этим безработица - слабые места в экономике страны. Несколько улучшилось положение после смены правительства и прихода нового премьер-министра Бельки. На июнь 2005 г. назначены выборы в парламент, а вскоре вслед за ними и выборы президента.

В 2004 г. польские СМИ отметили пятнадцатилетие своей свободы, в том числе и лидер польской журналистики "Газета Выборча", которая возникла на волне свободных выборов в мае 1989 г. Каковы же итоги этой свободы?

Экономический кризис, который переживает Польша с начала нового тысячелетия, не мог не отразиться и на состоянии средств массовой информации и коммуникации. В первую очередь он повлиял на традиционные медиа. Упали тиражи изданий, исчезли нерентабельные, например, старейший журнал "Ведза и жиче", основанный еще в 1910 г. Сократились тиражи у ведущих общенациональных ежедневных газет - "Газеты Выборчей" и "Жечипосполитой", популярных еженедельников мнений "Впрост" и "Политика". Тем не менее, информационный рынок устоял, не рухнул, приспособился к новым экономическим реалиям и даже продолжал обновляться.

Эту устойчивость ему обеспечивают прежде всего европейские медиагруппы, которые являются издателями 87% прессы Польши.

Крупнейший немецкий медийный холдинг Акселя Шпрингера затеял острую конкурентную борьбу, выпустив в октябре 2003 г. "польский Бильд" - таблоид "Факт", потеснивший до этого популярнейший в Польше таблоид "Супер экспресс". Несколько раньше, в 2001 г. стала выходить и "Ньюсуик-Польска", этого же владельца.

Труднее приходится региональной прессе и здесь есть свои потери. Контент-анализы, которые проводят аналитики Краковского печатоведческого центра, свидетельствуют о сложном положении печатного рынка Польши.

Аудиовизуальный сектор медиарынка не так резко реагирует на трудности текущего периода экономики Польши. Несмотря на то, что общественное телевидение страны многие годы находится в состоянии перестройки, положение его достаточно стабильно. В конкурентном противоборстве вот уже несколько лет находятся крупнейшие коммерческие телесети ТВН и Польсат, наращивая свои активы.

По остроумному замечанию профессора Валерия Писарека - известного польского ученого, в связи с экономическими трудностями и безработицей, граждане меньше покупают газеты, а больше смотрят телевидение. Так что на ближайшую перспективу количество телезрителей будет только расти.


Печать


Как правило, когда говорят о глобальных переменах в СМИ, то чаще всего имеют в виду изменения в аудиовизуальных медиа, напрямую связанных с быстрым развитием новых технологий. На этот раз речь идет о смене приоритетов в большинстве печатных СМИ в Польше. Изменения, которые произошли за последние два-три года в СМИ Польши, говорят о том, что рождается новая концепция, новый подход к изданию не только массовой польской печати. Но было бы слишком просто связывать напрямую перемены в печатных СМИ с экономической стагнацией. Существовали и другие серьезные причины.

Но кризис стал побудительной силой для перемен и острой конкуренции на рынке печатных медиа.

Печатный бизнес отреагировал на кризис увеличением роста концентрации и усилением монополизации. В Польше эти явления стали особенно характерны для регионального сектора печатных СМИ.

Рынок региональных СМИ окончательно поделили две крупнейшие медиагруппы: «Польскапресс», представляющая интересы баварской ферлаггруппы "Пассау", и норвежская "Оркла-пресс". Две газеты "Слово Польско" и "Вечур Вроцлава", принадлежащие норвежцам, в 2003 г. были куплены немецкой группой "Пассау". В результате большая часть газет региона перешла к немецкой группе. В сфере ее влияния оказалось двенадцать газет. После протеста Антимонопольного комитета группа "Пассау" объединила две газеты "Слово польско" и "Газету Вроцлавску" в одну, и она стала выходить под общим названием "Слово польско. Газета Вроцлавска", газета "Вечур Вроцлава" стала ее субботним приложением. Таким образом, баварская группа "Пассау" не потеряла своих активов и формально стала владеть десятью газетами, удовлетворив таким образом претензии Антимонопольного комитета. У норвежской группы "Оркла-пресс" осталось девять региональных газет, также она является крупнейшим акционером общенациональной газеты "Жечьпосполита", у которой также в период кризиса появились проблемы и уменьшился тираж. В последних числах декабря 2004 г. у нее стало два владельца: ППВ "Жечьпосполита" /49 %/ и норвежский холдинг "Оркла"-51%. Коммерциализация газеты открывает путь для ее полной приватизации и, в конце концов, она будет очевидно поглощена "Орклой". Этим переменам активно способствует новый главный редактор газеты Гжегош Гаудер, который также является и главой издательской группы.

Большим переменам при участии иностранных фирм подверглась и успешная "женская" журналистика. Так, крупнейший немецкий издательский концерн «Бауэр-ферлаг» купил лидера женской глянцевой журналистики "Твуй стиль", основал "Твуй стиль-лук", ежеквартальник "Твуй стиль-тренди", а также журнал о новых технологиях "СД-экшн". Были сделаны и другие приобретения, которые подверглись серьезным переделкам. Они коснулись прежде всего изменениям формата изданий в сторону уменьшения, снижения цены продажи, но повышения цен за рекламные объявления.

"Грунер унд Яр ферлаг" - дочерняя фирма Бертельсмана, изменила формат глянцевого женского издания "Гламур", сделав его карманным, снизила цену продажи. В результате "Гламур" стал лидером сегмента журналов типа Лайф-стиль.

"Эдипресс" всего лишь два года тому назад приобрела "знаменосцев" женской журналистики еще со времен ПНР журналы "Урода" и "Пани". В настоящее время издательство выпускает только первый из названных Еженедельник под измененным названием "Вива! Урода" выходит мини-форматом с рассказами только о звездах кино и эстрады. Второй журнал - "Пани" пришлось продать новому издательскому мини-концерну АВР "Впрост".

Другой немецкий концерн "Бурда ферлаг" стал издавать самый дешевый журнал "Добре рады" для женщин за минимальную цену в 1 зл. И он стал лидером продаж среди изданий, содержащих практические советы по ведению домашнего хозяйства с тиражом в 615 тыс. экз. Еще одна успешная сделка была проведена польским концерном "Агора", купившим женский журнал "Порадник домовый" вместе со всем издательством Прушинского и С-ка.

Швейцарская группа Марквард известна как издатель спортивной прессы. Она значительно изменила макеты изданий, а также формулу "Дзенника Спортовего", самой популярной спортивной газеты в Польше.

Среди издателей в Польше появились и новые игроки. Собственными издательствами обзавелись успешные еженедельники мнений "Впрост" и "Политика", которые в скором времени могут стать конкурентами. Политика выпускает теперь уже в цвете, еженедельное обозрение и публикации лучших статей иностранной прессы "Форум", а также ежеквартальник "Рес-Публика Нова", в годы "Солидарности" издававшийся подпольно под названием "Рес-Публика". Группа еженедельников мнений успешно развивается и является из всей польской периодики наиболее "польской". Их количество постепенно увеличивается. Кроме "Ньюсуика-Польска" весной 2005 г. появится еще один еженедельник "Озон" издательства «Озон Медиа», руководство которого предполагает повторить успех еженедельника "Ньюсуик-Польска".

Газетно-журнальный бизнес в Польше весьма подвижен и готовый к переменам. В этом, очевидно, кроется одна из причин его непотопляемости.

Но самым значительным событием в сфере польской специализированной и массовой печатной журналистики за последние два года аналитики считают появление на газетном рынке Польши таблоида "Факт", которое и стимулировало значительные изменения как в оформлении массовой печатной журналистики, так и самой ее концепции. На продвижение "Факта" на польский рынок Аксель Шпрингер - глава "Шпрингер ферлаг" выделил 20 млн евро и всего два месяца времени для внедрения на польский рынок печатной продукции. Начало этой кампании было положено во второй половине 2003 г., но уже в начале 2004 г. "Факт" стал лидером продаж, обогнав издание польской качественной журналистики "Газету Выборчу" - лидера продаж прежде. Беспрецедентная рекламная кампания, которую провели представители "Шпрингер ферлаг", заставила большую часть сообщества польских журналистов серьезно задуматься над будущем польской журналистики. Действиям самого богатого на польском рынке немецкого холдинга противопоставить было нечего. Шпрингер действовал по старому сценарию, такого рода примеры агрессивного внедрения на газетно-журнальный рынок хорошо известны в истории мировой журналистики.

Для рекламы "Факта" покупали страницы печатных изданий, время в теле- и радиоэфире. Самым популярным словом-брендом в рекламе стало слово "Факт". Его можно было прочесть на стенах домов, скамейках в парках, в автобусах и т.д. Места распространения и продажи таблоида выбирались самые удобные, чаще всего рядом с кассой магазина. Поскольку "Факт" продавался по демпинговой цене и стоил очень дешево, его чаще всего покупали, по выражению киоскеров, "в докладку" к другому привычному изданию.

Противостоять этой рекламной кампании могла только "Газета Выборча", принадлежащая крупнейшему медиахолдингу "Агора", оборот которого в 2004 г. впервые приблизились к 1 млрд злотых. Была надежда, что новая газета и станет конкурировать с "Газетой Выборчей". Но не ей была "объявлена "конкурентная война", а безраздельно господствовавшему многие годы на польском газетном рынке таблоиду "Супер-экспресс". На страницах периодики началась многомесячная дискуссия, в ходе которой высказывались самые противоположные мнения: от категоричных, заявлениям типа: "Двум таблоидам нет места в Польше!", до более обдуманных, смысл которых сводился к тому, что надо менять лицо польской печатной продукции, если хотите остаться на рынке.

Считается, что к началу 2004 г. в Польше не осталось печатного издания, которое бы не изменило графику газеты или журнала. Менялся цвет, его сочетания, шрифты, макет, формат, а иногда и сам проект.

Шведский Бонньер, издатель "Супер-Экспресса", не хочет уступать. Газета заказала американским графикам из Студио Q переделку оформления газеты. Доминирующий голубой был заменен красным и черным: "Мы делаем новый макет, а не проект", говорили в руководстве "Супер-Экспресса". Особое внимание было уделено первой странице, статьи и лиды делались короче. Все тексты брались в рамки. Этой работой занимались не только в таблоиде "Супер-Экспрессе". Многие газеты подключились к этой работе. Постепенно отрабатывалась концепция под лозунгом "Долой причесанную прессу!"

Заместитель главного редактора "Газеты Выборчей" высказал парадоксальную мысль, что "людям некогда читать". В приложениях к основному изданию "Газеты Выборчей" по уже отработанной схеме: были изменены цвет и формат, улучшен макет, статьи и лиды к ним стали короче. Другая популярная среди варшавян газета "Жиче Варшавы" пошла по пути "облегчения" контента.

Региональная пресса также подверглась изменениям. Преобразились макеты "Дзенника Балтицки", "Трибуны Шленска", "Газеты Краковской", "Газеты Вроцлавской", "Голоса Поможа". Особенно большие изменения произошли в оформлении "Дзенника Заходнего", которые также касались колористики, повышения качества фотографий, уменьшения объема статей и т.д. Привлечь читателя любыми способами стало кардинальной задачей всей печатной журналистики Польши.

В "женской" журналистике почти не осталось ни одного издания ,которое не претерпело изменений во внешнем оформлении. Но у руководителей женских гламурных изданий наметился свой путь: это эксклюзивность содержания. Каждый номер должен был содержать супер-материал. Повышенное внимание должно уделяться к качеству бумаги, которая должна быть только белая и блестящая. Для лучшей ориентации читательниц решено было тематически поделить содержание и каждой теме в журнале придать свой цвет, например, вопросам красоты - желтые страницы, кулинарии - красные и т. д. Редакторы некоторых женских журналов решили каждые три месяца вносить изменения, чтобы поражать читательниц. Именно "поражать" читательниц - это стало главной составляющей в концепции "женской" журналистики.

"Мужская" журналистика оказалась более консервативна и в подобных революционных изменениях не была замечена. Лишь "Авто-Мото" и "Авто-Суксесс" /А.Шпрингер/ изменили макеты изданий.

В Польше второй год продолжаются дискуссии по поводу таблоидизации печатного рынка. Эта дискуссия напоминает ту, что развернулась в момент появления в Польше коммерческого телевидения в начале 90-х годов. Таблоидизация создает новое качество польской журналистики, угрожает серьезной прессе, которая отличается объективностью и честностью. С другой стороны, как отмечают аналитики, появляется обычная пресса, цель которой удовлетворять потребности в информации большинства граждан, а не элиты. "Газета Выборча" мучается проблемами избранных и борется с популизмом. Нельзя представить интеллигента без "Газеты Выборчей" подмышкой, а делового человека - без "Жечипосполитой". Но ведь большинство этих газет остаются непрочитанными. Массовая газета борется с антидемократическим патернализмом. «Мы задаем себе их вопросы и боремся за их интересы», - так выразил общее мнение о корректировке в концепции таблоидов известный аналитик Богуслав Хработа.

Итак, в Польше уже год издаются два таблоида. Их противостояние постепенно приводит к тому, что они становятся похожи. Двадцать пять сотрудников "Супер-Экспресса" перешли в "Факт". На страницах изданий часто можно заметить словесную перепалку между сотрудниками двух таблоидов. Об этом ли мечтал А.Шпрингер, оплачивая дорогостоящую рекламную кампанию? - задает вопрос один из специалистов по маркетингу Линденберг. Оба таблоида рассчитаны на один сегмент читателей. Исследования показали, что любители этих таблоидов читают одни и те же газеты, они примерно одной возрастной группы, уровня образования. Не приведет ли эта конкуренция к тому, что в результате один из таблоидов будет поглощен другим, более успешным, более богатым?

В период активной трансформации польских СМИ в середине 90-х годов двадцатого века встал вопрос, движутся ли печатные медиа в сторону определенной национальной модели, которая должна быть характерна на все последующие годы? После 1989 г. Польша получила свободные, плюралистические СМИ. Дальше - нужны были средства, чтобы развивать журналистику. В те годы было распространено мнение, что иностранные фирмы, которые вкладывают немалые средства в польскую журналистику, заинтересованы, прежде всего, в прибыли, и ни на что другое, например, политические предпочтения, иностранные инвесторы влиять не будут. Пять-шесть лет тому назад на информационном рынке Польши действовало более двух десятков иностранных фирм. В настоящее время положение изменилось. Печатный рынок монополизирован, конкуренция между изданиями приобретает более жесткие формы, а внедрение новых изданий на польский рынок, как видно, приобретает драматический характер. В таких условиях сохранить "польский" характер печати весьма трудно. Потеря национальной самобытности польской печатной журналистики налицо. Борьбу за качественный информационный продукт с польским акцентом еще ведут несколько ежедневных общенациональных газет, такие как "Газета Выборча" и "Жечьпосполита", а также еженедельники, т.н. пресса мнений, такие издания как "Политика" и "Впрост".

Несмотря на упорную борьбу печатных изданий за выживание, итоги 2004 г. оказались неутешительными. Октябрь стал фатальным для общенациональных изданий. Союз контроля дистрибуции прессы /ZKDP| определил газету "Супер-Экспресс" как лидера в снижении тиража на 22,3 %: с 297,6 тыс. до 231,18 тыс. экз. Тираж левой газеты "Трибуна" снизился на 17%, "Газета Выборча" заняла по рейтингу второе место после "Факта", который увеличил тираж до 535, 5 тыс. экз. или на 22,3%. Особой популярностью у читателей пользуются номера газеты в четверг, когда выходит приложение ТВ "Факт" по демпинговой цене в один злотый. У "Газеты Выборчей" тираж в конце 2004 г. был 436 тыс. экз. Другая газета из ведущей пятерки польских общенациональных газет "Жечьпосполита" увеличила свой тираж всего на 2,3%.

Труднее всего приходится региональной прессе. В начале декабря 2004 г. вышел последний номер "Трибуны шленской", которая объединилась с "Дзенником заходним". Обе газеты принадлежат немецкой группе «Польскапресс». Таким образом, процесс монополизации продолжается.


Радио и телевидение

Лидером общенационального радиорынка по-прежнему является RMF FM. /18691 мин/, коммерческая радиостанция из Кракова. В 2005 г. она поменяла название на RMF Maxxx. Ее конкурентом выступает другая коммерческая станция варшавское Радио- ZET /17862 мин./. Но с января 2004 г., прежде лидирующая станция RMF Maxxx , стала терять своих слушателей, а конкурентная станция их приобретать, причем, в группе наиболее привлекательной для рекламодателей, т.е. в возрасте от 25 до 50 лет. Это противоборство происходит постоянно. В последний год радио ZЕТ стало приобретать слушателей в группе "после 15 лет" и этот факт был расценен как достижение. Разница в популярности станций очень небольшая, иногда они тесно сближаются, но для продвижения рекламы - это весьма важно, так как считается, что в Польше "рекламодатели не любят радио" и об этом говорят сравнительные таблицы. Так, в 2003 г. доходы от рекламы всех радиостанций в Польше равнялись лишь 340 млн злотых, телевидение заработало 2 млрд 300 млн, печатная пресса - 1 млрд 600 млн, в 2004 г. (по прогнозу) радио заработает 390 млн; телевидение - 2,61 млрд, печать - 1,73 млрд. Результаты предпочтений в радиосекторе говорят о том, что два первых места принадлежат двум радиогигантам, так же, как 58 % доходов от всей радиорекламы. В Польше продолжают действовать несколько десятков коммерческих радиостанций, многие из которых работают в тематическом формате: музыка разных жанров, авто-новости, ток-шоу, погода. В Польше продолжает действовать уже в течении десяти лет католическая станция - радио Мария, коммерческая станция, принадлежащая холдингу о. Рыдзика. В последние два года Радио Мария озвучивает пропагандистские постулаты о. Рыдзика, направленные против вступления страны в европейские структуры, находится в оппозиции к епископату Польши и правительству страны....

Вещание общественных радиостанций, бывших государственных, пользуется популярностью у слушателей старшего возраста и пенсионеров. Прежде всего, это Первая программа радио (88700 мин.) и Третья программа (8685 мин.). Но у рекламодателей другие предпочтения, поэтому становится понятным, что лишь 11% доходов от всей радиорекламы приходится на общественное польское радио. Среди региональных общественных радиостанций, которых сейчас насчитывается около двадцати, есть свои лидеры. Это, прежде всего, Катовицкое общественное радио /8174мин./.

А вот по степени доверия у граждан общественное радио занимает почетное четвертое место. В общем рейтинге доверия оно пропускает вперед только общественное телевидение, армию и Костел.

В Польше телевидение по-прежнему является лидером среди других средств массовой информации и коммуникации. На долю общественного телевидения - каналов ТВП-1 и ТВ-2, регионального ТВ-3 и ТВ Полонии приходится более половины телевизионного рынка - 54,6%. Две крупнейших коммерческих телестанций Польсат и ТВН занимают 40% телерынка. Спутниковое телевидение не так популярно в Польше - всего 4,5 %, хотя почти любому поляку в результате активного и быстрого развития в стране новых технологий доступны до 60 различных телеканалов.

ТВП-1, первую программу общественного телевидения, смотрят 62 % телезрителей, в среднем 84 мин. в день, а вообще телевидение занимает 92% времени, расходуемого на все медиа. Для сравнения: читающий поляк тратит на прессу 7 мин. в день.

Уже несколько последних лет польский зритель делит свое телевизионное время между четырьмя каналами: общественными ТВП-1 и ТВП-2 и двумя коммерческими - Польсат и ТВН. Между этими двумя группами и ведется конкурентная борьба за аудиторию. Но самая ожесточенная форма борьбы наблюдается между двумя коммерческими каналами Польсат и ТВН.

С приходом в январе 2004 г. на первый канал общественного телевидения новой команды топменеджеров во главе с Я.Двораком наметились серьезные изменения в программной политике, а концепция канала стала более определенной и приближенной к современным требованиям. Потребности телезрителя остаются определяющими для продвижения перестройки общественного телевидения. Предполагается открытие нескольких тематических каналов, что с успехом делается на коммерческом телевидении. Но сказывается различие в капитализации каналов. Также скорость преобразований на общественном телевидении упирается в поиск инвесторов. Есть информация о том, что найден инвестор для открытия нового тематического канала "Культура" с 1 апреля 2005 г. Предполагается, что он будет работать в течение 12 часов в будни и 18 часов в уикенд. Передачи канала будут доступны через спутниковые и кабельные сети. Этот значительный успех общественного телевидения был омрачен тем, что одновременно коммерческие станции Польсат и ТВН основали по несколько тематических каналов, а ТВН вторгся в сферу Полонии, которая прежде всегда обслуживалась общественным телевидением. Теперь канал ТВН-Интернейшнл будет вещать на 20 млн Полонию в Америке, Австралии, Канаде. Свои возможности общественное телевидение может проявить продолжая конкурировать с коммерческим ТВ на поле развлекательных программ.

В конце 2004 г. руководство общественного телевидения наметило серьезные перемены, и они касаются прежде всего повышения качества программного продукта. Как это выглядело на практике? На первом канале одни программы закрываются, как например, "Пегас" - программа по вопросам культуры. Программа "Кисс" будет сообщать о новых премьерах, программа "Парапет" будет посвящена проблемам свободного времени молодежи. На втором канале предполагается большое разнообразие новых программ и сериалов. Но самые большие перемены ждут зрителей в развлекательных программах. Известные комики Войцех Манн и Кшиштоф Матерна вновь появятся в новой программе, а сатирики Я. Ревински и К.Писсецки, которые перешли с канала ТВН, готовят программу, посвященную актуальным политическим событиям наподобие ЗОО, где сатирически представят некоторых политиков. Появятся и несколько новых ток-шоу. Как нам кажется, идет обычная рутинная работа, которая никогда не приносила особенных успехов, а лишь позволяла держаться на плаву, а увеличение числа развлекательных каналов на польском телевидении получило название "макдонализация" телевидения.

В своих планах коммерческие каналы менее откровенны. Пока они идут по пути увеличения тематических каналов. Так на ТВН образованы ТВН-Метео, ТВН-Турбо, ТВН-Интернейшнл и т.д. Перемены на телевидении Польши не принесут значительных успехов, если не будет принято новая редакция Устава по радиовещанию и телевидению, над которой уже много лет работают группы экспертов и Национальный Совет по радиовещанию и телевидению /КРРТ/. Устав был принят в начале 90-х годов и в настоящее время является тормозом в перестройке польского телевидения как общественного, так и коммерческого. Он соответствовал тем историческим реалиям и был принят, например, когда еще не было ни общественного телевидения, ни коммерческого, а телевидение имело статус государственного. В 2003 г. в Польше прошла конференция, имевшая широкую дискуссионную базу. Несколько десятков деятелей радио и телевидения, экспертов и ученых из различных институтов и университетов страны были единодушны в том, что новый Устав необходим. Но расхождения касались определения статуса как общественного телевидения, так и коммерческого. Общественное телевидение представлялось многим как "главное" телевидение, а коммерческое - как своеобразный придаток, функция которого сводится к развлекательной или, в крайнем случае, информационной роли. В комиссии по выработке новой редакции Устава нет специалистов по коммерческому телевидению, многие члены комиссии действуют по инерции в русле старых представлений.

На уже упомянутой конференции говорилось, что у общественного телевидения есть определенная миссия перед народом: просвещать, нести правду, помогать адаптироваться в новых исторических условиях. На что представители коммерческого телевидения резонно возражали, что и коммерческое телевидение также имеет подобную миссию, но пользуется другими способами и проявляет эту миссию в других формах. Совершенно справедливо отмечалось, что телевидение должно отказаться от хаоса политических дискуссий, от псевдодебатов, которые проводятся, чтобы показать себя, а не помочь обществу.

Но главный вопрос - это вопрос финансирования. Лишь 30% зрителей платят за абонемент, таким образом, общественное телевидение лишь на 30% является общественным, поэтому оно финансово зависимо. С другой стороны, цены за рекламу определяются бюрократическими структурами, не имеющими прямого отношения к телевидению. Как видно, самые важные вопросы развития телевидения не решены, а только поставлены. Воспитание зрителей общественного телевидения часто принимает наивные формы: в роликах показывают счастливых людей, которые регулярно вносят плату за абонемент.

Коммерческое или, как его называют в Польше, концессионное телевидение, развивается наиболее динамично, быстрее идет на освоение новых технологий, тем более, что перед обществом поставлена задача и принята правительственная программа от 13 января 2004 г. по информатизации страны. Хотелось бы увидеть ее практическое воплощение. В 2004 г. коммерческое телевидение и ТВН и Польсат достигли такого уровня, что могли выставить свои акции на бирже, цена на их акции постепенно увеличивалась. Три месяца участия в торгах принесли значительный доход, например, ТВН, капитализация которой повысилась и она заняла второе место среди медиаструктур, играющих на бирже, после концерна "Агора". Как сообщил глава ТВН Петр Вальтер, доходы ТВН в три раза превысили доходы станции в 2003 г. и составили 196 млн злотых. Борьба за зрителя - главная задача телестанции: чем больше зрителей, тем больше дохода. Привлечение капитала в ТВ активно идет и через рекламу крупнейших производителей, среди которых мировые бренды «Проктэр энд Гембл» (266 млн зл.), «Нестле Польска» (183 млн зл.), «Данон» (136 млн зл.). Крупнейшие польские торговые и промышленные фирмы являются также поставщиками рекламы на ТВ Польши. По итогам года, который проводит Медиа Тренди, ТВН было названо телевидением года, а "Газета Выборча" - газетой года, несмотря на то, что "Факт" стал лидером продаж среди газет в 2004 г.