New Mediaplatforms
Асмус Александра Васильевна
аспирантка кафедры экономической журналистики и рекламы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, aasmus@mail.ru
Alexandra V. Asmus
Doctoral student at the chair of economic journalism and advertising, Faculty of Journalism, Moscow State University, aasmus @mail.ru
Аннотация
В данной статье автор пишет о тенденциях развития средств массовой информации, рассматривает работу философа Маршала Маклюэна «Медиа есть сообщение: перечень следствий» (The Medium is the Massage: An Inventory of Effects).
Автор статьи пишет о новых медийных платформах. О том, что необходимой чертой медиа стала мультиплатформная валентность контента. Происходит стандартизация форматов контента для работы на всех платформах.
Ключевые слова: медиа, медиаплатформы, СМИ, «Веб 2.0», Маршал Маклюэн, Гугл (Google).
Abstracts
In this article the author dwells on the trends of developing the multimedia. The author reviews the work by the philosopher Marshal Mcluhan «The Medium is the Message: An Inventory of Effects».
The author of the article writes about new media-platforms. He considers the multiplatformal valence of content to be a relevant feature of media. The standartization of the content formats for working using all the platforms is taking place.
Key words: media, media-platforms, multimedia, Web 2.0, Marshal Mcluhan, Google.
Электронное общество Маршала Маклюэна
В последнее время на рынке СМИ происходят серьезные изменения: тиражи многих газет резко сократились, некоторые газеты вообще закрываются, другие пытаются перепозиционироваться. Этот кризис связан со многими причинами, одна из которых ? появление и бурное развитие альтернативных СМИ, в первую очередь интернета. Технологические возможности интернета во много раз превосходят возможности печатных изданий. Оперативность появления информации, доступ к информации, возможность ее обсуждения на форумах – все это и многое другое делает интернет более актуальным, современным, а значит привлекательным для пользователя и соответственно рекламодателя.
Такое развитие СМИ еще в 1960 гг. предвидел известный канадский философ Маршал Маклюэн. Именно он в 1962 г . вводит понятие «электронное общество». Он стремился изучать развитие современной культуры, прежде всего, электрических или электронных средств общения и коммуникации.
В своих монографиях ученый утверждал, что западная цивилизация достигла «водораздела» в ХХ в., имеющего не меньшее значение, чем эпоха Ренессанса. Качественные сдвиги в истории человечества, согласно Маклюэну, связаны именно с появлением новых технических средств коммуникации.
Маклюэн выделяет сущность медиа и пишет о том, что любое медиа есть в первую очередь сообщение аудитории. Огромная роль на современном этапе развития цивилизации, считает Маклюэн, принадлежит электричеству. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью, и превращает мир в одну «глобальную деревню». Если верить Маклюэну, то с помощью электронных СМИ, общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Электронные средства коммуникации: телеграф, телефон, телевидение и компьютер, считает ученый, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. В наступившей эпохе «нового племенного человека» царствует миф, а с помощью средств массовой информации, по предсказаниям Маклюэна, «можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур»1.
По мнению Маклюэна, создание новых технических средств в жизни общества всегда носит революционный характер. От алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации - таков путь развития цивилизации, причем все виды связи имеют или визуальный/пространственный способ организации (линейный, последовательный, перспективный) или, наоборот, ? слуховой (сферический, синхронный, имманентный). Ученый полагал, что появление печатного станка позволило зрению и слуху существовать раздельно, поскольку стало возможным чтение «про себя» и устный диалог утратил то значение, которое он имел ранее. Письменно-печатную культуру Маклюэн отнес к устной коммуникации, кино и фотографию – к визуальной. Телевидение, в его понимании, требует от зрителя активного участия «постоянного творческого диалога с иконоскопом», поэтому его Маклюэн считает осязательным (тактильным) средством коммуникации.
Используя джазовую терминологию, Маклюэн в монографии «Понимание средств общения» разделил все средства коммуникации на ?cool? (прохладные) и ?hot? (горячие). В джазе ?cool? означает – легкий, бесстрастный, спокойный ритм, ?hot? ? ритм быстрый, полный страсти и чувства. К «прохладным» средствам общения Маклюэн относил телевидение и радио частично потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К «горячим» он относил печатные СМИ, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличны и абстракты.
В 1990 гг., после его смерти, наступила эпоха интернета, и теории Маклюэна приобрели новой смысл. Идея мира как «глобальной деревни», в которой ничего нельзя скрыть, и все ответственны за все, стала созвучна времени. В электронной информационной среде, пророчески писал Маклюэн, уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства, когда «слишком много людей знают многое друг о друге, … новая среда требует участия и совместной серьезной работы»2. Ученый предвидел, что в новой эпохе текст и электронные СМИ сольются в одно целое. Если у Маклюэна печатные средства коммуникации «горячие» и линейные, электронные (телевидение и радио) ? «прохладные» и интерактивные, то его последователи определяют гипер-медиа в Сети как ?freezing? (замерзающие, застывающие)3.
Лидеры интернет-пространства в создании мультиплатформного контента
Сегодня необходимой чертой медиа стала мультиплатформная валентность контента: контент-порталы, кабельное и эфирное ТВ, мобильные устройства, компьютерные приставки, радио, виртуальные пространства. Происходит стандартизация форматов контента для работы на всех платформах, акцентуация смешанного аудиовизуального контента в ущерб чисто текстовому. Новые медиа «бегут» от национальной повестки дня, стремятся к кастомизации контента: пользователь хочет быть и автором, и редактором новостей. Основной платформой, на которой пользователь формирует контент, является, так называемая, социальная сеть.
Главные инструменты социальных сетей: блоги (виртуальные дневники); подкасты (аудио дневники); видео чаще всего собственного производства. Сетевые платформы, предоставляющие такие инструменты, переживают лавинообразный рост пользователей.
Основная ИТ-платформа, которая смогла обеспечить и поддержать новые тенденции в развитии СМИ и вкусов потребителей, называется Web 2.0.
Разработка концепции Web 2.0 началась с конференции, в ходе которой был проведен мозговой штурм между представителями двух компаний: «Орелли Медиа» ( O ' Reilly Media , Inc .) и «Медиалайв Интернэшнл» ( MediaLive International ).
Спустя полтора года термин «Веб 2.0» основательно закрепился, и при поиске Google выдавал более чем 9.5 миллионов результатов. Но все еще существуют разногласия по поводу того, что обозначает «Веб 2.0» ; одни люди считают его ничего не значащим маркетинговым словом, другие приняли его как новый условный термин.
Главный принцип, лежащий за успехом гигантов, рожденных в эпоху «Веб 1.0», гигантов, которые выжили и сделали «Веб 2.0» таким, какой он есть, заключается в том, что они усилили веб-технологии за счет коллективного разума.
В основе Веба лежат ссылки. Когда пользователи создают новый контент и новые сайты, они с помощью пользователей, обнаруживших этот контент и поставивших на него ссылки, попадают в структуру Веб. «Во многом это напоминает формирование синапсов в мозге, когда ассоциации закрепляются за счет многократного повторения или яркости переживаний: точно так же паутина связей разрастается за счет коллективной активности всех веб-пользователей»4.
Например, «Яху» (Yahoo!) (первая успешная интернет-компания) родилась как каталог или как директория ссылок ? результат старательной работы тысяч, а затем и миллионов пользователей. И хотя «Яху» с тех пор диверсифицировала свой бизнес, создавая самый разный контент, собранная пользователями коллекция до сих пор является ее главным активом.
Или другой пример: прорыв «Гугл» (Google) в поиске, в мгновение ока сделавший компанию безоговорочным лидером рынка, был основан на PageRank, методе, использующем для обеспечения наилучших результатов, прежде всего ссылочную структуру веба, а не характеристики проиндексированных документов.
Компания «Амазон» (Amazon) торгует теми же товарами, что и его конкуренты. У них те же описания продуктов, те же изображения обложек и тот же редакторский контент от производителей. Но «Амазон» научился привлекать пользователей. У «Амазон» на порядки больше пользовательских обзоров; приглашения поучаствовать в работе сервиса размещены буквально на каждой странице - и что еще важнее, компания использует пользовательскую активность для обеспечения более качественных результатов поиска. Если поиск на Barnesandnoble.com обычно ведет на собственные продукты компании или проплаченные результаты, то результаты поиска на «Амазон» ? это самые востребованные продукты, популярность которых вычисляется в реальном времени не только на основании продаж, но и с учетом других факторов, которые работники «Амазон» называют ?flow? (поток).
Так же существуют и другие значимые инновационные компании, сделавшие ставку на взаимодействие с пользователями:
«Википедия» (Wikipedia), онлайновая энциклопедия, построенная вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена любым пользователем и отредактирована другим. «Радикальный эксперимент в области доверия, на практике применивший афоризм Эрика Реймонда “У семи тысяч нянек дитя в шоколаде” для создания контента»5. «Википедия» уже сейчас находится в первой сотне вебсайтов, и многие думают, что вскоре она окажется и в первой десятке.
Однако от радикальной демократизации процесса создания, распространения и потребления контента, общая масса его эмитентов не обеспечивает:
Достоверность информации. Например, в течение недели страничка в «Википедии» о Тони Блэре изменялась 25 раз. «Донесения» некоторых пользователей свидетельствовали, что вторым именем ( middle name ) британского премьера было Хуп-де-Ду ( Whoop - de - Doo ), и что в детстве на стене в его комнате висел постер Адольфа Гитлера.
Формирование повестки. С пособность формировать повестку является не механическим трудом, а дорогостоящим активом, так как оно невозможно без глубокого, стратегического видения ситуации вообще; логично, что таким видением, да и то не пропущенным через фильтр личных предпочтений и предубеждений, обладают единицы обычных пользователей ( citizen journalists ).
Профессионализм. Написание текста, стандарты подачи ауди- и видеоконтента, верность корпоративным стандартам, этические ограничения, охват и возможность встраивания новостей в правильный контекст – качества, которым учат, приучают, за соответствием которым следят в традиционных СМИ.
Несмотря на серьезные изменения, которые происходят в СМИ:
Наиболее динамичная модель все-таки оставляет за СМИ XXI в. следующие базовые функции:
Сеятель полей . Для того, чтобы создать вокруг себя качественное сообщество, сперва необходимо предоставить пользователям высококачественный контент, привлечь, таким образом, наиболее подходящих из них, не переставая на первых парах инвестировать в них в смысловом и эстетическом смысле слова. На втором этапе вокруг медиаплатформы образовывается круг перспективных индивидуальных создателей контента, таким образом сообщество становится более демократизованным, менее иерархичным
Комплект стандартных инструментов . Необходимо создать или следовать политике открытых стандартов, совместимых форматов, предоставлять пользователям полный набор инструментов для творчества. Никто никогда не будет «владеть» аудиторией, посему всякое чувство ревности к иным платформам и контент-провайдерам, закрепленное в закрытости форматов и стандартов, лишь отталкивает пользователей
Фильтр и редактор . Радикальная демократизация приводит к пугающей какофонии, в условиях которой потребитель контента практически лишен возможности сделать выбор – отсутствуют авторитеты, критерии, единая система координат, единый язык.
Время является не восполняемым, ограниченным ресурсом, поэтому потребитель хочет, чтоб работу по поиску требуемого ему контента выполнил за него кто-то другой. Для обработки шквала как профессионального, так и любительского контента, требуются уникальные навыки «знатоков», визионеров, аналитиков, иными словами – редакторов.
Помимо трех дифференцирующих существуют также как минимум две «гигиенические» функции медиа XXI века:
В заключении можно сказать, что несмотря на демократизацию СМИ, надо помнить об основной миссии медиа, а именно о формировании и трансляции идеологии и ценностей. Сегодня как никогда ранее, рынку требуется устоявшийся брэнд модерируемой медиа.