The Mini-Series as a BBC Brand
Рунова Светлана Игоревна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, редактор телеканала «Культура». runovas@rambler.ru
Runova Svetlana
Doctoral Student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism Moscow State University, E-mail: editor of ‘Kultura’ TV channel, runovas@rambler.ru
Аннотация
В статье анализируется жанр «минисериала» на Би-Би-Си (BBC) как бренд корпорации в международной телеиндустрии. Приведены примеры, объясняющие, почему этот жанр как никакой другой отвечает требованиям общественного вещания.
Ключевые слова: Би-Би-Си, минисериал, общественное вещание, телеиндустрия.
Abstracts
The BBC mini-series as the corporation’s brand in the international TV industry is examined. Examples showing why this genre perfectly fits the public broadcasting requirements are given.
Key words: BBC, mini-series, public broadcasting, TV industry.
Жанр минисериала появился на Би-Би-Си (BBC) более полувека назад. Именно с минисериала «Эксперимент Куотармаса» режиссера Вела Гаста, показанного по каналу Би-Би-Си 1 в 1953 г., началась история не только самого минисериал, но и формата сериала в целом.
За свою пятидесятипятилетнюю историю формат пережил и свой «золотой век», который, кстати, совпал с «золотым веком» телевидения, и период застоя, когда на первый план выдвинулись «мыльные оперы», а также кризис и начало новой эпохи, которая пока благоприятствует этому сериальному жанру.
Минисериал вообще занимает особое место в сетке вещания Би-Би-Си. На протяжении различных этапов развития компании ни один другой телевизионный жанр никогда так не отвечал функциям общественного вещания.
Особенностью жанра минисериала является его двойственность. С одной стороны, признаки этого жанра сформировались под влиянием формата сериала, к которому он принадлежит, а с другой – он обладает только ему присущими особенностями, очевидно выпадающими из общей классификации по сериальным жанрам.
Связь минисериала с форматом сериала выражается в том, что он также является элементом массовой культуры, а значит, рассчитан на высокие рейтинги и коммерческий успех. А вот своим хронометражем, содержанием и качеством он явно выбивается из общей жанровой системы, применяемой к сериалам.
Если обратиться к терминологии, то минисериал – это телефильм, в котором рассказывается история, ограниченная числом эпизодов1. Западные минисериалы обычно не выходят за формат из 12 серий.
Главное в массовости – доступность подачи материала и популярность затронутых тем среди как можно большего числа зрителей. За основу минисериала берется только всемирно известные сюжеты, правда, как правило принадлежащие к лучшим образцам мировой классической литературы. По оригинальным сценариям минисериалы за рубежом снимают крайне редко
Если говорить о финансовых затратах, то это самый дорогой тип сериалов. Производство минисериалов, по сравнению с другими сериальными формами, отличается большими расходами, а вложенные деньги окупаются не ранее чем через год и более. Больше времени затрачивается также и на съемку, поскольку у минисериалов обычно один режиссер. Кроме того, длинный сериал раскручивает себя в значительной степени сам, в то время как для раскрутки коротких требуется много рекламы.
В то же время минисериал – это бренд. Продюсеры зачастую запуская минисериалы при отсутствии прямой коммерческой выгоды, делают это для того, чтобы поддержать свое реноме.
По мнению некоторых исследователей, минисериал – это замена кино, так как, во-первых, мало в чем уступает фильмам с бюджетом до ста миллионов долларов, а во-вторых, дает возможность обеспечить работой актеров, режиссеров, декораторов и т.п. В-третьих, в таком телесериальном жанре не считают зазорным сниматься звезды первой величины, к примеру Жерар Депардье, Джон Малкович, Изабелла Росселлини и др.
Сегодня минисериал производства Би-Би-Си – своеобразный знак телевизионного качества, известный во всем мире. Не случайно в мировой телеиндустрии, благодаря этому жанру, появилось такое понятие, как «жанр классического английского минисериала». Его характерной чертой считается умение его создателей передать содержание книги без искажений.
Кроме того, минисериал Би-Би-Си ввел несколько новых художественных тележанров, таких как научная фантастика, а также исторический, музыкальный, социально злободневный и документальный минисериал. Причем не только на телеканалах корпорации Би-Би-Си, но и на британском телевидении в целом.
Для самой корпорации минисериал – это не просто бренд, а еще и инструмент борьбы за выживание на современном коммерционализированном рынке. С одной стороны он отвечает принципу Би-Би-Си «Информировать, просвещать, развлекать», с другой – он также соответствует требованиям современного телерынка, на котором рейтинги ценятся превыше всего. Би-Би-Си сумела создать успешный «имидж» минисериала, благодаря правильной политике в отношении этого жанра. За все время его существования на Би-Би-Си компания даже в самые сложные для себя моменты не снизила планку требований в отношении минисериала.
Критериями создания и появления новых минисериалов на Би-Би-Си всегда были и есть высокое качество и стремление к оригинальности, в отличие от общей массы сериалов.
Так, продолжительность минисериалов собственного производства, за редким исключением, составляет обычно девять эпизодов, что, например, для американской телеиндустрии считается неприемлемым. С точки зрения американских телепродюсеров, минисериал такой длины никогда не окупится. Поэтому американские минисериалы значительно длиннее британских.
Самым важным для американской телеиндустрии остается окупаемость даже самых неформатных жанров.
Создание любого минисериала на Би-Би-Си всегда предполагает долгий (для сериального жанра) подготовительный период с привлечением большого количества специалистов-консультантов. Благодаря этому в минисериалах Би-Би-Си не встречаются исторические неточности и смысловые ляпы.
Не случайно на протяжении многих лет минисериалы Би-би-си получают премии «Эмми» в различных номинациях, а по рейтингу Ай-Эм-Ди-Би (IMDb) становятся лучшими экранизациями литературных произведений.
В то же время у Би-Би-Си нет возможности тратить на создание минисериалов неограниченный бюджет и нелимитированное время на съемки.
Свои требования к создателям современных минисериалов руководство Би-Би-Си сформулировало в 1990 гг. следующим образом: «Нам нужны, как рейтинги, так и совокупность параметров» (We need both ratings and profile)2.
Для получения необходимых финансовых средств создателям сериалов часто приходится аргументировано доказывать, почему именно их сериал займет лидирующее место в рейтингах, несмотря на то, что подобные вещи предсказуемы не всегда.
В 1990 гг. за основу минисериала принимались только самые читаемые в Великобритании литературные произведения, больше внимания стало уделяться тематической, содержательной стороне минисериалов. В результате были выделены несколько основных историй, наиболее привлекательных для зрителя, которые должны были стать типичными для сюжетов большинства сериалов. Среди них: различные вариации на тему прошлой и настоящей британской жизни, как в больших городах, так и в провинции, истории, связанные с интригами на работе, семейными взаимоотношениями и просто типичными человеческими характерами.
Еще одной тенденцией тех лет стало то, что главными героями минисериалов становились в основном известные люди (минисериалы: «Казанова», «Карл II: Власть и Страсть»).
Еще одно нововведение – скандальные истории, положенные в основу минисериалов. Правда, и тут Би-Би-Си остается верна себе – сюжеты эти взяты из литературной классики (напр., эротический минисериал «Бархатные ножки».
Новым способом, позволяющим полностью окупить затраты на создание телефильмов этого жанра, стал выпуск минисериалов собственного производства Би-Би-Си на DVD, который Би-Би-Си наладила в 1990 гг. При производстве минисериалов на DVD удалось сократить съемочный период за счет подготовительного периода. Так, съемки культового минисериала «Джейн Эйр» (2006 г.) длились всего 13 недель – как того требовал бюджет картины. Работа над сценарием велась несколько месяцев, а подготовительный период занял 10 недель.
Минисериалы Би-Би-Си демонстрируются по телеканалам корпорации исключительно в прайм-тайм и составляют сильную конкуренцию минисериалам коммерческих телеканалов. Кроме того, многие из них экспортируются за рубеж, и сегодная бренд «минисериал Би-Би-Си» известен во всем мире. При этом, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться общественному вещанию в новую эпоху жесткой конкуренции и коммерциализации, качество минисериалов отнюдь не ухудшается. И минисериал Би-Би-Си продолжает соответствовать задачам общественного вещания, в основе которого не опускаться до вкусов массовой аудитории, а напротив, развивать вкус зрителей.