Languages

You are here

Италия: СМИ в 2005 г.

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
Italian Media in 2005 
 
Урина Наталья Валентиновна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
 
Urina Nataliya V.
Ph. D., senior researcher, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.

Аннотация
В статье анализируется развитие итальянских СМИ в 2005 г. в контексте политических событий и экономической конъюнктуры. Особое внимание уделено ситуации, сложившейся вокруг газеты «Коррьере делла сера», телевизионному биполяризму и смене руководства РАИ.

Ключевые слова: СМИ Италии, политическая журналистика, медиарынок, общественное телевидение, ежедневная печать

Abstracts
Italian media as reflecting the political life and economic situation in 2005 are discussed. Particular attention is given to the situation around the ‘Corriere della sera', TV bipolarism, and a change in RIA's top management.

Key words: Italian media, political journalism, media market, public television, daily press.

 
 
Год был отмечен многими важными событиями, в освещение которых были вовлечены все CМИ. Эти события были связаны с различными сферами жизни: церковной и экономической, культурной и политической.

Весна 2005 г. была окрашена в мрачные тона. Уход из жизни Иоанна Павла П, работа конклава и избрание нового понтифика Бенедикта ХVI - эти темы долго были в центре внимания всех итальянских СМИ - и светских, и церковных. То, о чем и как повествовали они в эти дни, дает повод для выводов о медиатизации религии и церкви, об особенностях этого процесса и в то же время общих чертах с тем, что наблюдается в мире политики1.

Все, что связано с Ватиканом, в Италии приобретает особое звучание не только в силу исторической традиции, но и современных проблем, в которых религиозный фактор играет немаловажную роль. Позиция итальянского епископата по тем или иным вопросам еще способна оказывать влияние на общественное мнение страны, хотя, конечно, в меньшей мере, чем это было полвека назад. Подтвердил это, в частности, референдум, проходивший в июне 2005 г. На нем итальянцы должны были высказаться за отмену некоторых статей закона, принятого в феврале 2004 г. по инициативе правящего большинства2 и посвященного нормам в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Многими итальянскими специалистами этот закон был оценен негативно из-за ярко выраженного ограничительного характера, что и послужило поводом для проведения референдума. Дискуссии по поводу закона затронули чрезвычайно актуальные вопросы, связанные, с одной стороны, с напряженной демографической ситуацией в стране, а с другой, с нормами биоэтики и христианской морали. Итальянский епископат, исходя из принципа неприкосновенности человеческой жизни от стадии эмбриона до последнего вздоха, выступил против пересмотра статей закона и призвал католиков игнорировать референдум. Поэтому провал референдума вызвал широкое обсуждение в прессе, которое вышло за рамки медицинских вопросов. Однако постепенно ватиканские проблемы отошли на второй план, уступив место внутриполитическим и экономическим.

Состояние итальянской экономики, как всегда, давало немало поводов для дискуссий в СМИ. Часто стимулировал их английский еженедельник «Экономист», который пристально следит за ситуацией в Италии и порой сильно драматизирует ее. Статьи «Экономиста» - предмет постоянного и даже чрезмерного внимания итальянской прессы. К таковым материалам можно отнести появившийся в мае в еженедельнике аналитический обзор, в котором Италии был поставлен диагноз тяжелобольной страны в Европе, а в ноябре - статью с красноречивым заголовком «Прощай, сладкая жизнь». Характерное для «Экономиста» рассмотрение экономической ситуации в Италии в тесной связи с ее политическими проблемами, в частности, с эффективностью правительственного курса Берлускони, способствовало накалу страстей вокруг публикаций. Широкий отклик получили в прессе и различного рода скандалы, как, например, связанный с отставкой главы Банка Италии Антонио Фацио.

Однако как ни была высока значимость тех или иных вопросов, все они вписывались в контекст предвыборной борьбы, размах которой превзошел все ожидания. Средствам информации, «разобранным по интересам» противоборствующими левыми и правыми политическими силами, была отведена весьма существенная роль. Страницы газет и журналов, экраны телевизоров и интернет-сайты захлестнула волна политически ангажированной информации. С одной стороны, в СМИ шло обсуждение серьезных проблем, как, например, о двухпартийности, биполярности и поляризованном плюрализме или о судьбах демократии в современном мире. С другой стороны, в них шла ожесточенная словесная война, порой выходящая за рамки принятых правил и направленная на дискредитацию соперника. Она была фоном для всех событий - будь то апрельский правительственный кризис, экономические скандалы, формирование предвыборных блоков или смена руководства Раи. В этой предвыборной кампании, еще задолго до ее официального открытия, как и в 2001 г., с одной стороны, отчетливо звучал антиберлускониевский лейтмотив, а с другой, - антикоммунистический. При этом левый блок мучительно определял формы своего существования и выбирал лидера, а правый с большим трудом пытался сохранить единство.

Среди важнейших событий прошедшего года, которые будоражили общественное мнение, были и те, которые непосредственно связаны со СМИ. Особенно горячим выдалось лето 2005 г. Причинами этого стали, во-первых, ситуация, сложившаяся вокруг газеты «Коррьере делла сера», и во-вторых, смена руководства РАИ.

Что касается «Коррьере делла сера», то речь шла о перераспределении акционерного капитала издательского дома и вхождении в круг финансово-промышленной элиты нового лица - Стефано Рикуччи. И хотя в начале ХХ1 в. в СМИ в качестве владельцев утвердилось новое поколение итальянских промышленников (Кальтаджироне, Кайро), события вокруг «Корсера» очень напоминали те, которые происходили в 1970-х гг. прошлого века, когда за владение крупнейшими газетами и журналами сражались Чефис, Моратти, Аньелли и Риццоли, когда об изданиях говорили в основном как о «купленных и проданных»3 и когда царила атмосфера «партийного участия» в переделе информационного рынка. Теперь на фоне глобальных процессов в медиаэкономике купля-продажа в национальном масштабе не вызывает уже прежней реакции. Правда, это не относится к тем случаям, когда речь идет о Берлускони, которого часто подозревают если не в прямом, то косвенном участии в тех или иных сделках, его тень как бы стоит за любыми маневрами предпринимателей на медийном рынке. Именно поэтому события, связанные с «Корсерой», вызвали большой ажиотаж в прессе, напомнивший прошлые годы. «Коррьере делла сера», стремясь сохранить за собой статус выразительницы мнений всего итальянского капитала, маневрирует между его различными группами, которые входят в число акционеров «Риццоли-Корсера». Среди них есть и Фиат, генеральный директор которого Лука Кордеро ли Монтецемоло, кстати, является президентом Конфедерации итальянских промышленников. Сложилось так, что издания, входящие в сферу владения и влияния Фиата, конкурируют не только на рыночном, но и политическом поле с теми, которые находятся в сфере владения и влияния Сильвио Берлускони. К первым, в основном, относятся те, которые принадлежат Де Бенедетти и Караччоло: еженедельник «Эспрессо» и газета «Репубблика», сеть региональных газет и радио, а также туринская «Стампа», принадлежащая Фиату. Ко вторым - телеканалы Медиасет, еженедельник «Панорама» и газета «Джорнале» и т.д. Однако попытки «Корсера» остаться над схваткой и быть своего рода «третьей силой», чем-то вроде «партии журналистов» во главе со своим директором Паоло Миели, оказываются несостоятельными. Это еще раз подтвердили события 2005 г. В редакционной политике газеты на протяжении года все отчетливее просматривалась левоцентристская позиция. Поэтому сообщения о том, что активизировавшийся на рынке недвижимости Стефано Рикуччи, за которым якобы стоит Берлускони, покупает 15% акций издательской группы «Риццоли-Корсера», вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Объединенные пактом согласия акционеры, редакционный комитет и сочувствующая пресса задействовали все резервы, чтобы взбудоражить общественное мнение. Однако горячая тема затем потонула в водовороте банковских скандалов и финансовых махинаций, в которых оказался замешанным Рикуччи. До конца года она так и не получила своего завершения, и вопрос об акционерном участии Рикуччи в группе «Корсера» оставался открытым, хотя уже многое говорило о том, что за стремительным взлетом предпринимателя с сильно подмоченной репутацией может последовать его падение.

Вторая тема жаркого лета - это Раи с целым набором острых и трудноразрешимых проблем. В соответствии с новым порядком избрания руководства Раи, прописанным в законе 2004 г.4, из девяти членов административного совета, семь избираются парламентской комиссией и два, в том числе президент, назначаются министерством экономики. Новая система избрания руководства, как и большинство других статей закона, практически ни у кого не вызвала энтузиазма. Она может усилить влияние партий на РАИ, поскольку из семи членов административного совета, которые избираются парламентской комиссией, четыре представляют партии правящего большинства и три - оппозиционные. В прессе этот совет сразу назвали «parlamentino politico" (маленьким парламентом) и вспомнили пресловутую практику "lottizzazione" (распределения руководящих постов в соответствии с партийной принадлежностью, а не профессиональными качествами), бытовавшую на РАИ в 70-80-х гг. Процедура, занявшая много времени и державшая в напряжении политические и журналистские круги, походила на циничный политический торг или дерби без правил. Это была "схватка над пропастью" правящего большинства и оппозиции. В результате генеральным директором стал представитель правого блока Альфредо Меоччи, а президентом - Клаудио Петруччоли от левых. К сожалению, в Италии РАИ и ТВ вообще - разменная карта в политической борьбе. Разыгрывалась она и в течение всего 2005 г.

Смене гвардии на Раи предшествовала смена караула в высших эшелонах коммуникационной власти. В марте Управление по гарантиям в коммуникациях (L'Autorit? per le garanzie nelle comunicazioni) возглавил Клаудио Калабро, а в мае министром коммуникаций вместо сильно раздражавшего оппозицию Маурицио Гаспарри, которому пресловутый закон № 112 стоил поста, был назначен Марио Ландольфи. Он пытался успокоить оппонентов, говоря, что продвижение вперед в сфере телекоммуникаций необходимо, но делать это надо осторожно, особенно в том, что касается РАИ. При его участии в июле правительством был принят своеобразный свод законов в радиотелевизионной сфере, в котором упорядочена обширная нормативная база за последние 30 лет5 и который должен облегчить ее применение на практике.

Сам телевизионный рынок не претерпевал заметных изменений. Его характеризуют те же тенденции, что и в 2004 г. На нем превалировали бесплатные эфирные каналы, как национальные (их 11), так и местные (более 500). Сохранялась и самая примечательная черта итальянского телеэфира, а именно - его биполярность. Два гиганта в лице РАИ и Медиасет в 2005 г. имели долю чуть больше 85% (см.табл.1). С одной стороны, они являются конкурентами в борьбе за зрителя, а с другой, они не хотят многополярности и одинаково болезненно реагируют на появление соперников даже в сфере платного ТВ. Подобная ситуация делает их «заклятыми друзьями», но не отменяет рейтинговой гонки. Правда, разрыв между лидером РАИ (43,25%) и преследователем Медиасет (41,93%) чуть меньше, чем вся эфирная доля третьего участника - канала «Ла Сетте» (2,71%). Так что «телеразрыв» в Италии существует, но это разрыв между Раи и Медиасет, с одной стороны, и всеми остальными каналами, с другой.

В сфере печати в 2005 г. было относительное спокойствие, если не считать бурных событий, связанных с «Коррьере делла сера». И даже о перманентном кризисе печати говорилось значительно меньше и тише, чем в прошлые годы.

Представляя ежегодный отчет Национальной федерации издателей газет, ее президент Борис Бьянкери обратил внимание присутствовавших на позитивное, в целом, развитие печати в 2002-2005 гг. Несмотря на интенсивное развитие новых СМИ и не совсем благоприятную экономическую ситуацию, печать, по его мнению, подтверждает способность к конкуренции на рынке. Об этом свидетельствуют стабильность в продаже газет, увеличение продажи журналов, рост индексов чтения как газет, так и журналов, рост доходов от рекламы. Но самыми значимыми для Бьянкери являются данные, свидетельствующие о том, что у итальянцев, в том числе и молодых, возрастает интерес к чтению прессы. Так, в 2001 г. в Италии насчитывалось в среднем в день 19,496 млн читателей газет и 33,728 млн читателей журналов, а в 2005 г. их стало 20,946 млн и 33,919 млн читателей соответственно6.

Всякое положительное движение в секторе печати в Италии воспринимается как успех, поскольку предельно малый разовый тираж ежедневных газет (см.табл.2), минимальное распространение по подписке и большой остаток непроданных экземпляров остаются пока непреодолимыми препятствиями.

Двадцатку ежедневных газет, имеющих тираж свыше 100 тыс.экз., по-прежнему возглавляла «Коррьере делла сера» (843 тыс.), за которой почти вплотную шла «Репубблика» (791 тыс.). Они - лидеры на газетном рынке, которым уступает по тиражу даже популярная «Гадзетта делло спорт» (см.табл.3). Журнальный сектор всегда был в Италии более успешным и благополучным, чем газетный. В многоликом отряде еженедельников наибольший тираж отмечен у «Сорризи э канцони ТВ» (больше полутора миллионов экз.), а «Фамилья кристиана», которая раньше первенствовала, теперь имеет тираж вдвое меньший, чем «Сорризи», и занимает лишь пятое место (см.табл.4). Это достаточно символичная смена лидера: место семейного католического журнала занял еженедельник телепрограмм. По-прежнему популярны иллюстрированные еженедельники «Оджи» (902 тыс.) и «Дженте» (701 тыс.), по-прежнему конкурируют информационные еженедельники «Панорама» (718 тыс.) и «Эспрессо» (563 тыс.).

Несмотря на относительную стабильность в печати, она продолжает испытывать трудности, связанные с системой распространения, в которой очень мала доля подписки и которая ведет к большому количеству нераспространенных экземпляров (до 31% тиража у газет и до 50% - у журналов). Однако наибольший урон наносит печати недостаток рекламы, львиную долю которой поглощает телевидение. На долю печати приходится 35,8% рекламных инвестиций, а на долю ТВ - 56%. Несмотря на то, что в 2005 г. рекламные инвестиции в печать возросли на 3,5%, а в телевидение - на 2,7%, разрыв остался прежним (см. табл. 5). По сравнению с 2004 г. существенно возросли рекламные инвестиции в интернет (+18%). Интерес рекламодателей к нему вызван не только увеличением количества пользователей, но и расширением их социальной и возрастной базы, а также все большим женским присутствием в сети.

Темпы освоения итальянцами интернета не самые высокие, но последовательные (см.табл.6). Больше всего пользователей у домашнего интернета (22,9 млн чел) и меньше всего в сфере образования и общественных служб (5,4 млн). В целом, хотя и неравномерно, прогрессирует оснащенность итальянских семей информационно-коммуникационными технологиями. По данным доклада Federcomin-Anie, в 2005 г. 98% итальянских семей имели телевизор (в среднем 1,9 приемника на семью), 87% - мобильные телефоны (2,2 аппарата на семью), 52% - компьютер (1,2 компьютера на семью), 42% были активными пользователями интернета, 28% имели спутниковую антенну, 16% пользовались платным ТВ и 10% были подключены к широкополосному кабелю7.

Италия, традиционно считающаяся телевизионной страной, теперь приобретает черты страны «мобильной»: в 2005 г. она заняла первое место в Европе по концентрации сотовых телефонов - 109,42 на 100 жителей, уступив только Гонконгу (114,53) в мировом масштабе. Мобильные телефоны, которые в Италии ласково называют «телефонини», стали неотъемлемой частью жизни современного итальянца, особенно молодого. Мобильная телефония в сочетании с другими медиа обладает почти неограниченными коммуникационными возможностями, малая часть которых уже широко используется, а большая ждет своего времени. Феномен популярности «телефонини» тщательно изучается в Италии. Помимо социологов этим занялись даже философы. Один из них - Маурицио Феррарис - опубликовал оригинальную книгу «Где ты? Онтология мобильника»8, которая вызвала дискуссию в сети и в печати. На нее, в частности, откликнулся Умберто Эко, которого тоже весьма занимают коммуникационные проблемы в контексте развития новейших технологий9.

2005 г. не выявил в сфере СМИ принципиально важных новых тенденций. В какой-то мере это было затишье перед бурей - парламентскими выборами, которые станут основным событием 2006 г.

1. См. подробнее: Урина Наталия. Ватикан и СМИ: смена понтифика. Меди@льманах. 2006. № 1

2. Legge 19 febbraio 2004, n. 40 "Norme in materia di procreazione medicalmente assistita".

3. «Купленные и проданные» - понятие, отражающее интенсивный процесс монополизации сми в 70-х гг., в котором были задействованы крупнейшие финансово-промышленные группы Италии. Так называлась получившая широкий резонанс книга известного публициста Джанпаолы Пансы (Pansa Giampaolo. Comprati e venduti. I giornali e il potere negli anni '70. Milano. 1977).

4. См.: Legge 3 maggio 2004, n.112 "Norme di principio in materia di assetto del sistema radiotelevisivo e della RAI-Radiotelevisione italiana Spa, nonch? delega al Governo per l'emanazione del testo unico della radiotelevisione".

5. Decreto legislativo 31 luglio 2005, n.177. Testo unico della radiotelevisione. Gazzetta Ufficiale, n.208 del 7 sett. 2005 - Supplemento Ordinario n.150.

6. Fieg. La stampa in Italia 2002-2005. Pp.45, 48.

7. Federcomin-Anie. L'Italia dell'e-Family. Rapporto 2005. P.2

8. Ferraris Maurizio. Dove sei? Ontologia del telefonino. Milano. 2005

9. Eco Umberto. Il telefonino rivistato. Espresso. 2005. N 34;

Eco Umberto. Il telefonino e la verit?. Espresso. 2005. N 36.