Аннотация
В статье анализируется развитие итальянских СМИ в 2005 г. в контексте политических событий и экономической конъюнктуры. Особое внимание уделено ситуации, сложившейся вокруг газеты «Коррьере делла сера», телевизионному биполяризму и смене руководства РАИ.
Ключевые слова: СМИ Италии, политическая журналистика, медиарынок, общественное телевидение, ежедневная печать
Key words: Italian media, political journalism, media market, public television, daily press.
Весна 2005 г. была окрашена в мрачные тона. Уход из жизни Иоанна Павла П, работа конклава и избрание нового понтифика Бенедикта ХVI - эти темы долго были в центре внимания всех итальянских СМИ - и светских, и церковных. То, о чем и как повествовали они в эти дни, дает повод для выводов о медиатизации религии и церкви, об особенностях этого процесса и в то же время общих чертах с тем, что наблюдается в мире политики1.
Все, что связано с Ватиканом, в Италии приобретает особое звучание не только в силу исторической традиции, но и современных проблем, в которых религиозный фактор играет немаловажную роль. Позиция итальянского епископата по тем или иным вопросам еще способна оказывать влияние на общественное мнение страны, хотя, конечно, в меньшей мере, чем это было полвека назад. Подтвердил это, в частности, референдум, проходивший в июне 2005 г. На нем итальянцы должны были высказаться за отмену некоторых статей закона, принятого в феврале 2004 г. по инициативе правящего большинства2 и посвященного нормам в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Многими итальянскими специалистами этот закон был оценен негативно из-за ярко выраженного ограничительного характера, что и послужило поводом для проведения референдума. Дискуссии по поводу закона затронули чрезвычайно актуальные вопросы, связанные, с одной стороны, с напряженной демографической ситуацией в стране, а с другой, с нормами биоэтики и христианской морали. Итальянский епископат, исходя из принципа неприкосновенности человеческой жизни от стадии эмбриона до последнего вздоха, выступил против пересмотра статей закона и призвал католиков игнорировать референдум. Поэтому провал референдума вызвал широкое обсуждение в прессе, которое вышло за рамки медицинских вопросов. Однако постепенно ватиканские проблемы отошли на второй план, уступив место внутриполитическим и экономическим.
Состояние итальянской экономики, как всегда, давало немало поводов для дискуссий в СМИ. Часто стимулировал их английский еженедельник «Экономист», который пристально следит за ситуацией в Италии и порой сильно драматизирует ее. Статьи «Экономиста» - предмет постоянного и даже чрезмерного внимания итальянской прессы. К таковым материалам можно отнести появившийся в мае в еженедельнике аналитический обзор, в котором Италии был поставлен диагноз тяжелобольной страны в Европе, а в ноябре - статью с красноречивым заголовком «Прощай, сладкая жизнь». Характерное для «Экономиста» рассмотрение экономической ситуации в Италии в тесной связи с ее политическими проблемами, в частности, с эффективностью правительственного курса Берлускони, способствовало накалу страстей вокруг публикаций. Широкий отклик получили в прессе и различного рода скандалы, как, например, связанный с отставкой главы Банка Италии Антонио Фацио.
Однако как ни была высока значимость тех или иных вопросов, все они вписывались в контекст предвыборной борьбы, размах которой превзошел все ожидания. Средствам информации, «разобранным по интересам» противоборствующими левыми и правыми политическими силами, была отведена весьма существенная роль. Страницы газет и журналов, экраны телевизоров и интернет-сайты захлестнула волна политически ангажированной информации. С одной стороны, в СМИ шло обсуждение серьезных проблем, как, например, о двухпартийности, биполярности и поляризованном плюрализме или о судьбах демократии в современном мире. С другой стороны, в них шла ожесточенная словесная война, порой выходящая за рамки принятых правил и направленная на дискредитацию соперника. Она была фоном для всех событий - будь то апрельский правительственный кризис, экономические скандалы, формирование предвыборных блоков или смена руководства Раи. В этой предвыборной кампании, еще задолго до ее официального открытия, как и в 2001 г., с одной стороны, отчетливо звучал антиберлускониевский лейтмотив, а с другой, - антикоммунистический. При этом левый блок мучительно определял формы своего существования и выбирал лидера, а правый с большим трудом пытался сохранить единство.
Среди важнейших событий прошедшего года, которые будоражили общественное мнение, были и те, которые непосредственно связаны со СМИ. Особенно горячим выдалось лето 2005 г. Причинами этого стали, во-первых, ситуация, сложившаяся вокруг газеты «Коррьере делла сера», и во-вторых, смена руководства РАИ.
Что касается «Коррьере делла сера», то речь шла о перераспределении акционерного капитала издательского дома и вхождении в круг финансово-промышленной элиты нового лица - Стефано Рикуччи. И хотя в начале ХХ1 в. в СМИ в качестве владельцев утвердилось новое поколение итальянских промышленников (Кальтаджироне, Кайро), события вокруг «Корсера» очень напоминали те, которые происходили в 1970-х гг. прошлого века, когда за владение крупнейшими газетами и журналами сражались Чефис, Моратти, Аньелли и Риццоли, когда об изданиях говорили в основном как о «купленных и проданных»3 и когда царила атмосфера «партийного участия» в переделе информационного рынка. Теперь на фоне глобальных процессов в медиаэкономике купля-продажа в национальном масштабе не вызывает уже прежней реакции. Правда, это не относится к тем случаям, когда речь идет о Берлускони, которого часто подозревают если не в прямом, то косвенном участии в тех или иных сделках, его тень как бы стоит за любыми маневрами предпринимателей на медийном рынке. Именно поэтому события, связанные с «Корсерой», вызвали большой ажиотаж в прессе, напомнивший прошлые годы. «Коррьере делла сера», стремясь сохранить за собой статус выразительницы мнений всего итальянского капитала, маневрирует между его различными группами, которые входят в число акционеров «Риццоли-Корсера». Среди них есть и Фиат, генеральный директор которого Лука Кордеро ли Монтецемоло, кстати, является президентом Конфедерации итальянских промышленников. Сложилось так, что издания, входящие в сферу владения и влияния Фиата, конкурируют не только на рыночном, но и политическом поле с теми, которые находятся в сфере владения и влияния Сильвио Берлускони. К первым, в основном, относятся те, которые принадлежат Де Бенедетти и Караччоло: еженедельник «Эспрессо» и газета «Репубблика», сеть региональных газет и радио, а также туринская «Стампа», принадлежащая Фиату. Ко вторым - телеканалы Медиасет, еженедельник «Панорама» и газета «Джорнале» и т.д. Однако попытки «Корсера» остаться над схваткой и быть своего рода «третьей силой», чем-то вроде «партии журналистов» во главе со своим директором Паоло Миели, оказываются несостоятельными. Это еще раз подтвердили события 2005 г. В редакционной политике газеты на протяжении года все отчетливее просматривалась левоцентристская позиция. Поэтому сообщения о том, что активизировавшийся на рынке недвижимости Стефано Рикуччи, за которым якобы стоит Берлускони, покупает 15% акций издательской группы «Риццоли-Корсера», вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Объединенные пактом согласия акционеры, редакционный комитет и сочувствующая пресса задействовали все резервы, чтобы взбудоражить общественное мнение. Однако горячая тема затем потонула в водовороте банковских скандалов и финансовых махинаций, в которых оказался замешанным Рикуччи. До конца года она так и не получила своего завершения, и вопрос об акционерном участии Рикуччи в группе «Корсера» оставался открытым, хотя уже многое говорило о том, что за стремительным взлетом предпринимателя с сильно подмоченной репутацией может последовать его падение.
Вторая тема жаркого лета - это Раи с целым набором острых и трудноразрешимых проблем. В соответствии с новым порядком избрания руководства Раи, прописанным в законе 2004 г.4, из девяти членов административного совета, семь избираются парламентской комиссией и два, в том числе президент, назначаются министерством экономики. Новая система избрания руководства, как и большинство других статей закона, практически ни у кого не вызвала энтузиазма. Она может усилить влияние партий на РАИ, поскольку из семи членов административного совета, которые избираются парламентской комиссией, четыре представляют партии правящего большинства и три - оппозиционные. В прессе этот совет сразу назвали «parlamentino politico" (маленьким парламентом) и вспомнили пресловутую практику "lottizzazione" (распределения руководящих постов в соответствии с партийной принадлежностью, а не профессиональными качествами), бытовавшую на РАИ в 70-80-х гг. Процедура, занявшая много времени и державшая в напряжении политические и журналистские круги, походила на циничный политический торг или дерби без правил. Это была "схватка над пропастью" правящего большинства и оппозиции. В результате генеральным директором стал представитель правого блока Альфредо Меоччи, а президентом - Клаудио Петруччоли от левых. К сожалению, в Италии РАИ и ТВ вообще - разменная карта в политической борьбе. Разыгрывалась она и в течение всего 2005 г.
Смене гвардии на Раи предшествовала смена караула в высших эшелонах коммуникационной власти. В марте Управление по гарантиям в коммуникациях (L'Autorit? per le garanzie nelle comunicazioni) возглавил Клаудио Калабро, а в мае министром коммуникаций вместо сильно раздражавшего оппозицию Маурицио Гаспарри, которому пресловутый закон № 112 стоил поста, был назначен Марио Ландольфи. Он пытался успокоить оппонентов, говоря, что продвижение вперед в сфере телекоммуникаций необходимо, но делать это надо осторожно, особенно в том, что касается РАИ. При его участии в июле правительством был принят своеобразный свод законов в радиотелевизионной сфере, в котором упорядочена обширная нормативная база за последние 30 лет5 и который должен облегчить ее применение на практике.
Сам телевизионный рынок не претерпевал заметных изменений. Его характеризуют те же тенденции, что и в 2004 г. На нем превалировали бесплатные эфирные каналы, как национальные (их 11), так и местные (более 500). Сохранялась и самая примечательная черта итальянского телеэфира, а именно - его биполярность. Два гиганта в лице РАИ и Медиасет в 2005 г. имели долю чуть больше 85% (см.табл.1). С одной стороны, они являются конкурентами в борьбе за зрителя, а с другой, они не хотят многополярности и одинаково болезненно реагируют на появление соперников даже в сфере платного ТВ. Подобная ситуация делает их «заклятыми друзьями», но не отменяет рейтинговой гонки. Правда, разрыв между лидером РАИ (43,25%) и преследователем Медиасет (41,93%) чуть меньше, чем вся эфирная доля третьего участника - канала «Ла Сетте» (2,71%). Так что «телеразрыв» в Италии существует, но это разрыв между Раи и Медиасет, с одной стороны, и всеми остальными каналами, с другой.
В сфере печати в 2005 г. было относительное спокойствие, если не считать бурных событий, связанных с «Коррьере делла сера». И даже о перманентном кризисе печати говорилось значительно меньше и тише, чем в прошлые годы.
Представляя ежегодный отчет Национальной федерации издателей газет, ее президент Борис Бьянкери обратил внимание присутствовавших на позитивное, в целом, развитие печати в 2002-2005 гг. Несмотря на интенсивное развитие новых СМИ и не совсем благоприятную экономическую ситуацию, печать, по его мнению, подтверждает способность к конкуренции на рынке. Об этом свидетельствуют стабильность в продаже газет, увеличение продажи журналов, рост индексов чтения как газет, так и журналов, рост доходов от рекламы. Но самыми значимыми для Бьянкери являются данные, свидетельствующие о том, что у итальянцев, в том числе и молодых, возрастает интерес к чтению прессы. Так, в 2001 г. в Италии насчитывалось в среднем в день 19,496 млн читателей газет и 33,728 млн читателей журналов, а в 2005 г. их стало 20,946 млн и 33,919 млн читателей соответственно6.
Всякое положительное движение в секторе печати в Италии воспринимается как успех, поскольку предельно малый разовый тираж ежедневных газет (см.табл.2), минимальное распространение по подписке и большой остаток непроданных экземпляров остаются пока непреодолимыми препятствиями.
Двадцатку ежедневных газет, имеющих тираж свыше 100 тыс.экз., по-прежнему возглавляла «Коррьере делла сера» (843 тыс.), за которой почти вплотную шла «Репубблика» (791 тыс.). Они - лидеры на газетном рынке, которым уступает по тиражу даже популярная «Гадзетта делло спорт» (см.табл.3). Журнальный сектор всегда был в Италии более успешным и благополучным, чем газетный. В многоликом отряде еженедельников наибольший тираж отмечен у «Сорризи э канцони ТВ» (больше полутора миллионов экз.), а «Фамилья кристиана», которая раньше первенствовала, теперь имеет тираж вдвое меньший, чем «Сорризи», и занимает лишь пятое место (см.табл.4). Это достаточно символичная смена лидера: место семейного католического журнала занял еженедельник телепрограмм. По-прежнему популярны иллюстрированные еженедельники «Оджи» (902 тыс.) и «Дженте» (701 тыс.), по-прежнему конкурируют информационные еженедельники «Панорама» (718 тыс.) и «Эспрессо» (563 тыс.).
Несмотря на относительную стабильность в печати, она продолжает испытывать трудности, связанные с системой распространения, в которой очень мала доля подписки и которая ведет к большому количеству нераспространенных экземпляров (до 31% тиража у газет и до 50% - у журналов). Однако наибольший урон наносит печати недостаток рекламы, львиную долю которой поглощает телевидение. На долю печати приходится 35,8% рекламных инвестиций, а на долю ТВ - 56%. Несмотря на то, что в 2005 г. рекламные инвестиции в печать возросли на 3,5%, а в телевидение - на 2,7%, разрыв остался прежним (см. табл. 5). По сравнению с 2004 г. существенно возросли рекламные инвестиции в интернет (+18%). Интерес рекламодателей к нему вызван не только увеличением количества пользователей, но и расширением их социальной и возрастной базы, а также все большим женским присутствием в сети.
Темпы освоения итальянцами интернета не самые высокие, но последовательные (см.табл.6). Больше всего пользователей у домашнего интернета (22,9 млн чел) и меньше всего в сфере образования и общественных служб (5,4 млн). В целом, хотя и неравномерно, прогрессирует оснащенность итальянских семей информационно-коммуникационными технологиями. По данным доклада Federcomin-Anie, в 2005 г. 98% итальянских семей имели телевизор (в среднем 1,9 приемника на семью), 87% - мобильные телефоны (2,2 аппарата на семью), 52% - компьютер (1,2 компьютера на семью), 42% были активными пользователями интернета, 28% имели спутниковую антенну, 16% пользовались платным ТВ и 10% были подключены к широкополосному кабелю7.
Италия, традиционно считающаяся телевизионной страной, теперь приобретает черты страны «мобильной»: в 2005 г. она заняла первое место в Европе по концентрации сотовых телефонов - 109,42 на 100 жителей, уступив только Гонконгу (114,53) в мировом масштабе. Мобильные телефоны, которые в Италии ласково называют «телефонини», стали неотъемлемой частью жизни современного итальянца, особенно молодого. Мобильная телефония в сочетании с другими медиа обладает почти неограниченными коммуникационными возможностями, малая часть которых уже широко используется, а большая ждет своего времени. Феномен популярности «телефонини» тщательно изучается в Италии. Помимо социологов этим занялись даже философы. Один из них - Маурицио Феррарис - опубликовал оригинальную книгу «Где ты? Онтология мобильника»8, которая вызвала дискуссию в сети и в печати. На нее, в частности, откликнулся Умберто Эко, которого тоже весьма занимают коммуникационные проблемы в контексте развития новейших технологий9.
2005 г. не выявил в сфере СМИ принципиально важных новых тенденций. В какой-то мере это было затишье перед бурей - парламентскими выборами, которые станут основным событием 2006 г.
1. См. подробнее: Урина Наталия. Ватикан и СМИ: смена понтифика. Меди@льманах. 2006. № 1
2. Legge 19 febbraio 2004, n. 40 "Norme in materia di procreazione medicalmente assistita".
3. «Купленные и проданные» - понятие, отражающее интенсивный процесс монополизации сми в 70-х гг., в котором были задействованы крупнейшие финансово-промышленные группы Италии. Так называлась получившая широкий резонанс книга известного публициста Джанпаолы Пансы (Pansa Giampaolo. Comprati e venduti. I giornali e il potere negli anni '70. Milano. 1977).
4. См.: Legge 3 maggio 2004, n.112 "Norme di principio in materia di assetto del sistema radiotelevisivo e della RAI-Radiotelevisione italiana Spa, nonch? delega al Governo per l'emanazione del testo unico della radiotelevisione".
5. Decreto legislativo 31 luglio 2005, n.177. Testo unico della radiotelevisione. Gazzetta Ufficiale, n.208 del 7 sett. 2005 - Supplemento Ordinario n.150.
6. Fieg. La stampa in Italia 2002-2005. Pp.45, 48.
7. Federcomin-Anie. L'Italia dell'e-Family. Rapporto 2005. P.2
8. Ferraris Maurizio. Dove sei? Ontologia del telefonino. Milano. 2005
9. Eco Umberto. Il telefonino rivistato. Espresso. 2005. N 34;
Eco Umberto. Il telefonino e la verit?. Espresso. 2005. N 36.