Languages

You are here

Интеллектуальные права в сфере масс-медиа

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The Rights to Intellectual Property in the Mass Media Domain  

Панкеев Иван Алексеевич
кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Pankeev Ivan A.
Ph. D., associate professor, chair of editing, publishing and information science, Faculty of Journalism Moscow State University. 

Аннотация
Статья посвящена изменениям в законодательстве об интеллектуальной собственности, объектам и субъектам авторского права, сроку действия права на произведение, договорным отношениям, служебным произведениям.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, исключительное право, неимущественные права, неприкосновенность произведения, право собственности на материальный носитель, свободное использование произведения.

Abstracts
The paper deals with changes in the law on intellectual property, objects and subjects of copyright, expiry terms, contractual relations, and in-house works.

Key words: intellectual activity, exclusive rights, non-proprietary rights, copyright, property right to a medium, free use.

 

Рынок интеллектуальной собственности как результата интеллектуальной деятельности, расширяется во всём мире ежедневно. В XXI веке обилие новых информационных технологий, скоростная передача информации и лёгкий доступ к её источникам привели к тому, что многие произведения литературы и искусства стали восприниматься как «всеобщее достояние», хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора, без разрешения которого произведение не может быть использовано (воспроизведено, распространено, импортировано, сдано в прокат, сообщено в эфир или по кабелю, переведено, переработано и т. д.).

До 2008 г. правоотношения в сфере интеллектуальной деятельности (в частности, в журналистике) регулировались несколькими федеральными законами, в том числе и законом «Об авторском праве и смежных правах». С 1 января 2008 г. шесть таких законов, каждый из которых охватывал отдельную группу объектов, утратили силу. Теперь правовое регулирование осуществляется только на основе 4 части Гражданского кодекса РФ, с принятием которой завершена длившаяся четырнадцать лет кодификация нового российского гражданского законодательства.

Говоря о значимости этого события, известные юристы В.Ф. Яковлев и А.Л. Маковский отмечают, что «осуществлено полное сосредоточие в ГК всего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности», «расширена правовая охрана», «усилена защита прав граждан - создателей интеллектуальных ценностей», «усилена ответственность за нарушение исключительных прав»1 и т. д. Другие специалисты (например, Э.П. Гаврилов), некоторые подходы, содержащиеся в четвертой части ГК РФ, считают ошибочными, считая, что «такого безбрежно-широкого исключительного права нет нигде в мире»2.

Но закон существует и, независимо от отношения к отдельным нормам, его необходимо соблюдать. В противном случае применяется наказание (от административного до уголовного) и значительные штрафные санкции (от 10 тыс. до 5 млн рублей), что в последние годы не редкость - достаточно вспомнить прошлогодний иск композитора Д. Тухманова к ВГТРК, по которому, в соответствии с решением Савеловского суда, телеканал «Россия» выплатил 900 тыс. рублей. Причиной стало использование произведений Д. Тухманова во время трансляции в прямом эфире парада без указания имени автора исполняемых музыкальных произведений. Следовательно, было нарушено его личное неимущественное право на имя. К тому же, и договор с автором не был заключен. Подобных случаев - сотни (журналисты печатных СМИ произвольно используют фотографии размещенные в интернете; работники рекламных агентств в качестве слоганов берут строки из стихотворений; редакторы журналов без согласования с авторами правят рассказы и т.д. - по каждому из упомянутых способов есть судебные решения).

Можно ли было избежать конфликтов, которые привели не только к значительным финансовым издержкам, но и к потере репутации, к стрессам? Безусловно, для этого пользователям (сотрудникам редакций) всего лишь надо знать и соблюдать действующее законодательство; в первую очередь - договориться с автором об условиях использования его произведения. Но, к сожалению, приходится констатировать, что ежегодный рост судебных дел в этой сфере достигает 40 процентов и измеряется сотнями. Частично это связано с незнанием закона, частично - с недостаточной профессиональной ответственностью. Теперь может добавиться ещё одна причина: привыкшие работать в соответствии с нормами отменённого закона, многие журналисты могут не придать должного значения тем большим изменениям, которые содержатся в VII разделе 4 части ГК РФ («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Каковы эти изменения? Не имея возможности в рамках одной статьи осветить как авторские, так и смежные права (исполнителей, публикаторов, создателей баз данных, организаций эфирного или кабельного вещания и др.), остановимся на авторских.

Во-первых, объектами авторских прав являются почти все произведения, так или иначе в разной степени используемые масс-медиа, литературные, драматические, музыкальные, хореографические, аудиовизуальные, изобразительного искусства, дизайна, скульптуры; географические и другие карты, программы для ЭВМ, составные и производные (переводы, обработки, аранжировки и т.д.). Исходя из того, что авторское право распространяется только на произведения, выраженные в объективной форме, не охраняются идеи, концепции, открытия, факты. Следовательно, информация о событии или программа телепередач не относятся к объектам авторских прав. В силу закона не являются ими и официальные документы, государственные символы и знаки, фольклорные произведения. Последнее иногда неверно понимается журналистами: на страницах газет и в эфире появляются обработанные народные сказки, песни и т.д.; а в этом случае право принадлежит обработчику как автору производного произведения.

Во-вторых, изначально субъектом авторского права является только сам автор (после смерти - его наследники), т.е. гражданин, творческим трудом которого создано произведение (кстати, правительство РФ 28 апреля 2007 г. приняло постановление «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации», что позволяет более предметно трактовать статью 1295 ГК о служебных произведениях).

В-третьих, произведения охраняются не только независимо от того, в какой форме и каким способом они выражены, но и от их достоинств, художественной или научной ценности и т.д. В настоящее время в одном из столичных судов рассматривается дело о неправомерной публикации кулинарных рецептов. Несколько редакций расплачивались по искам автора, опубликовав его однострочный афоризм, сомнительный с точки зрения оригинальности. Но факт остаётся фактом: закон охраняет форму, а не содержание.

В-четвертых, интеллектуальные права - это исключительное (имущественное) право и личные неимущественные. Имущественное включает в себя 11 способов использования произведения, каждый из которых должен согласовываться с автором. Например, если разрешено воспроизводить очерк только в печатных СМИ, то самовольная передача этого очерка в эфир или размещение его на сайте - нарушение прав автора.

Что касается личных неимущественных прав автора, то неверное понимание их сути нередко приводит к искам. Право авторства и право на обнародование и опубликование не требуют особых пояснений. А право на имя многими воспринимается однозначно, хотя по закону это - право автора разрешать использовать произведение или под своим именем, или под псевдонимом, или анонимно. Например, телеведущий, показывая в передаче фотографию, не назвал имя автора снимка, и суд признал это нарушением права на имя, что привело к выплате значительной денежной компенсации. Здесь есть тонкость, не всегда учитываемая сотрудниками редакций: необходимо, чтобы читатель чётко ассоциировал произведение и имя автора. Но бывает, что на полосе размещается блок фотографий, а внизу - перечень фамилий фотографов. Если такой способ подачи материалов не был оговорен с авторами, они могут предъявить претензии.

К неимущественным правам относится также право на неприкосновенность произведения и защиту его от искажения. Обычно под искажением понимается внесение без согласия автора в произведение изменений, сокращений и дополнений. Но законодатель в статье 1266 расширил этот список. Теперь без согласия автора не допускается также «снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями». Здесь, конечно, можно вспомнить приведенные выше слова профессора Э.П. Гаврилова о безбрежно-широких правах, каких нет нигде в мире. Можно озадачиться вопросом: почему права одних (авторов) ограничивают права других (пользователей)? Можно посочувствовать работникам редакций (особенно книжных: получается, что романы М.А. Шолохова или М.А. Булгакова могут быть и не изданы, если наследники не согласятся на вступительную статью или рисунки). К тому же, если учесть, что неимущественные права охраняются бессрочно, получается, что эта норма распространяется на всю классику?

В-пятых, интеллектуальные права по закону не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено произведение. Однако по сей день редакция, купив зачем-то фотоснимок или взяв у героя очерка его портрет, сделанный кем-то, считает возможным публиковать его без разрешения автора. Но куплен конкретный экземпляр, а права на использование произведения не получены. Это все равно, что, купив в магазине книгу, покупатель станет считать, что теперь может печатать ее без договора с автором. Кстати, это же относится и к личным письмам - получатель обладает правом собственности на лист бумаги с буквами, а авторские права остаются у того, кто это письмо сочинил.

В шестых, могут очень пострадать те, кто невнимательно вчитался в статью 6 Федерального закона № 231 «О введение в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она гласит, что сроки охраны прав «применяются в тех случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года». Например, редакция решила напечатать очерк или рассказ А.Н. Толстого. Сомнений в правомерности использования не возникает, т.к. автор умер в 1945 г., права действовали 50 лет; с учетом того, что он участвовал в войне (плюс 4 года), они закончились 1 января 2000 г., после чего все обнародованные произведения писателя перешли в общественное достояние, т.е. могут использоваться любым лицом без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения. Так с 2000 г. и делается. Но в силу указанной выше статьи эти произведения вновь подпадают под охрану и теперь до 2010 г. для их использования (публикации, передачи в эфир, размещения в Интернете и т.д.) снова надо заключать договор с наследниками. А таких произведений («с обратной силой») тысячи.

В-седьмых, все имущественные права передаются только по договору. При этом закон, в соответствии с нормой статьи 1286 ГК, разрешает не в письменной, а в устной форме заключать договор об использовании произведения в периодическом печатном издании. Здесь следует акцентировать внимание на трех моментах: во-первых, речь идет лишь о печатных СМИ, следовательно, статья не действует в отношении других видов масс-медиа, где договор должен быть письменным; во-вторых, это не императивная норма («должен»), а разрешительная («может быть заключен в устной форме») - редакции некоторых журналов практикуют письменную форму, чтобы обезопасить себя; в-третьих, в случае возникновения конфликта (при устном договоре) стороны по закону лишены возможности ссылаться на свидетельские показания.

В-восьмых, введены такие виды договоров как лицензионный и об отчуждении исключительного права; в соответствии с последним правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме и на весь срок. Иными словами, всё и навсегда (т.е. до смерти и на 70 лет после нее). Следовательно, есть смысл обратить особое внимание журналистов на то, какой именно договор они подписывают.

В-девятых, внесены значительные изменения в статью о служебных произведениях (которые работник создает в силу выполнения своих трудовых обязанностей). Если до 2008 г. исключительное право на такое произведение навсегда переходило к работодателю, то теперь автор: а) имеет право на вознаграждение; б) возвращает себе эти права, если работодатель в течение трёх лет не начал использовать произведение или не сообщил автору о сохранении произведения в тайне; в) оставляет за собой право использовать произведение способом, не обусловленным целью служебного задания.

В-десятых, теперь можно без согласия автора создавать литературные, музыкальные и иные пародии и карикатуры на основе оригинального произведения. Хотя при этом законодатель, к сожалению, не пояснил, где заканчивается переработка и начинается карикатура. Поэтому, как было раньше, так и теперь сохраняется возможность для возникновения недоразумений.

По-прежнему спасительной для журналистов остаётся статья 1274 - «Свободное использование произведения в информационных, учебных или культурных целях», которая разрешает (с соблюдением некоторых условий) воспроизводить, сообщать в эфир или по кабелю, а также сообщать для всеобщего сведения ряд произведений в объёме, оправданном информационной целью.

Как известно, есть правоустановление и правоприменение. С первым всё ясно: право установлено. Второе вызывает множество вопросов, ответы на которые даст только судебная практика. Надеемся, что главенствовать при этом будет как справедливость, так и разумность

 

1. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. Вступительная статья // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. - М. : Норма, 2007. - С. V-XXVIII.

2. Гаврилов Э.П. О проекте части четвертой ГК РФ о праве интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. - 2006. - № 11. - С. 32.