Книгоиздательская деятельность крайне левого объединения кубофутуристов «Гилея» отличается разнообразием и широчайшим охватом. Она объединила поэтов-живописцев (Д. и В. Бурлюки, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых), разрабатывающих в литературе приемы живописи.
Если разделить на «лево-право» книгоиздательскую деятельность «Гилеи», то издания Михаила Матюшина (некоторые он издает под маркой собственного издательства «Журавель») окажутся на правом фланге. Все его книги («Трое», «Рыкающий Парнас»), кроме двух «Садков Судей» напечатанных на обратной стороне обоев, вполне традиционны и сработаны просто, без изысков, но качественно. Матюшин при издании, как правило, старался учесть пожелания своих сотоварищей. Щепетильный и ответственный петербуржец в почтенном возрасте, он подходил серьезно к своим издательским обязанностям. Финансово-независимый, он мог пренебречь групповой дисциплиной и издавал тех, кто ему нравился, часто играя роль замирителя.
Крайне левый фланг - издания Алексея Крученых. Большинство их вышло под маркой издательства «ЕУЫ». Его книгоиздательская деятельность носила крайне субъективный характер и отличалась экспериментаторством. Крученых в своих книгах исследовал подсознательные аспекты творчества, теорию заумного языка. Он издает рукописные литографированные и гектографированные книги («Мирсконца», «Взорваль», «Помада», «Тэ ли лэ»), в которых печатает преимущественно свои произведения, а также Хлебникова, игнорируя остальных «гилейцев». Объем его книг вряд ли когда превысил 50 страниц. Его книжные эксперименты продолжались и после распада «Гилеи».
Давид Бурлюк занимал положение в центре, между Матюшиным и Крученых. По смелости эксперимента он уступал Крученых и разрабатывал, как и Матюшин, старый тип литературно-художестенного альманаха, но с большим количеством иллюстративного материала.
Свое издательство он называет «Гилея ». Бурлюк издает только коллективные сборники. Ему принадлежит идея единого журнала футуристов (вышел в 1914 г.) Собственную книгу стихов «Лысеющий хвост» он издаст только в 1918 году непосредственно перед отъездом из России. Бурлюку также принадлежит авторство большинства манифестов и листовок «Гилеи». В Америке он продолжает книгоиздательскую деятельность журналом «Color and Rhyme». В то же время он оказался неважным редактором и большинство его книг вышло из печати с опечатками и погрешностями в макете.
Заявленная антикнижность изданий «Гилеи» имеет под собой основание. Кубофутуристы стремились разрушить классический стереотип книги, придать ему динамику. Отсюда смелые эксперименты с типографским шрифтом, выявляющие визуальные возможности текста. Отсюда особенные техники, например, литографированный текст, линогравюра, коллаж, раскраска вручную. Эксперименты со шрифтами первым начинает А. Крученых (книга «Возропщем» - Спб, 1913). Бурлюк подхватывает эстафету в августе 1913 (Дохлая луна. М. [Каховка]: изд. лит. К° футуристов «Гилея», 1913) и заканчивает свои опыты в марте 1914 года книгой «Железобетнные поэмы», изданной совместно с В. Каменским. После этого он участвует в издании вполне традиционных литературных альманахов.
Опыты футуристов были продолжены конструктивистами в функционально прикладном аспекте. Новое поколение, воспитанное на футуризме, определяет поиски в искусстве книги 20-х годов. Опыт русских авангардистов быть актуален и в наше время, связи с прогрессом психологии и появлением новой техники, облегчающей процесс книгоиздания.