Languages

You are here

Женщины-политики в СМИ: мифы и антимифы

Научные исследования: 

Women politicians in the mass media: myths and anti-myths

 

Воронова Людмила Александровна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, lusyandrik@gmail.com

Liudmila A. Voronova
Doctoral student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, lusyandrik@gmail.com

 

Аннотация
В статье сравниваются образы женщин-политиков в качественной прессе России и Швеции. Образные системы в СМИ двух стран автор представляет как системы мифов и антимифов, способствующих укреплению традиционных стереотипов и, напротив, разрушающих привычное представление о месте женщины в обществе.

Ключевые слова: антимиф, гендер, женщина-политик, миф, образ, СМИ.

Abstracts
The article is devoted to comparative analysis of women-politicians’ coverage in quality press of Russia and Sweden. Author presents image systems used by the media of two countries as systems of myths and antimyths able to strengthen traditional stereotypes or, vice versa, promote gender equality in political sphere.

Key words: antimyth, gender, image, media, myth, woman-politician.

 

Исследования образов женщин в СМИ появились в 1970 гг. Тогда, как и сейчас, говорилось о том, что женщины изображаются в масс-медиа в стереотипных ролях: матери, жены или секс-символа. И, несмотря на то, что все больше женщин сегодня заняты в коммуникационном секторе, СМИ продолжают воспроизводить стереотипы, базированные на сексизме, и создавать новые мифы. Можно предположить, что СМИ лишь отражают реальную ситуацию, но нельзя не считаться с тем, что они формируют повестку дня и влияют на политический процесс. Поэтому то, какой образ политически активных женщин создают СМИ, может сыграть существенную роль в становлении общественного мнения о женщинах-политиках и мобилизации женщин как электората и политических акторов. Нам показалось интересным сравнить образы женщин-политиков в СМИ России, где пока не существует законодательства или хотя бы этического кодекса, регулирующего гендерные аспекты в средствах массовой информации, и Швеции – стране, признанной одной из самых равноправных в мире, где существует ряд законов и организаций, цель которых – гендерный баланс на страницах газет и телевизионных экранах. Если реальность – все возрастающее число разнохарактерных женщин во власти разных стран, то призмы, через которые российские и шведские журналисты ее видят, совершенно различны. Основанный на стереотипах подход российских СМИ позволил нам говорить о создании «мифов» о женщинах-политиках, распространение которых служит поддержанию гендерных стереотипов в массовом сознании. Шведский же подход основан на постоянном стремлении к гендерному балансу, и для него характерно порой чрезмерное акцентирование внимания читателей на проблеме политической активности женщин.

Итак, мы выделим несколько «мифов», на которых строится система образов женщин-политиков в российских СМИ, и затем несколько шведских медийных «антимифов», т.е. образных систем, опровергающих те, которые основаны на стереотипах.

 

Миф № 1.

Внешность важна для любой женщины. Так ли важно, что она говорит, если она потрясающе/отталкивающе выглядит?

Когда в России две женщины получили министерские портфели, СМИ откликнулись довольно предсказуемо. На канале НТВ прошел такой сюжет: «Нынешнее правительство, по мнению некоторых, ? самое обаятельное и привлекательное в новейшей истории страны: сразу два министерских поста доверены женщинам. Если здравоохранением и социалкой хрупкие плечи нагружали и прежде ? ныне это сфера деятельности Татьяны Голиковой, то у экономического руля России представительница прекрасной половины человечества оказывается впервые. Впрочем, рекомендуют Эльвиру Набиуллину как блестящего профессионала»1. Как мы видим, особый акцент журналистом ставится вовсе не на профессионализме новых министров: об этом говорится в последнюю очередь, да еще и с уничижительным вводным «впрочем». Женщины-министры, по мнению канала, в первую очередь женщины – «прекрасная половина человечества», обладательницы «хрупких плеч», не наделенные политическими убеждениями, взглядами, представлениями.
По этому же поводу написал журнал «Профиль»: «Очки в модной тонкой оправе. Свежее декольте. Новая коллекция. Осень-зима 2007/08. Одной только полупрозрачной кофточки, в которой тогда еще заместитель министра финансов Голикова однажды появилась на заседании правительства, достаточно, чтобы почувствовать: тренд меняется. Брюнетка Набиуллина и блондинка Голикова неожиданно заставили по-иному посмотреть на женщин во власти… Можно и нужно быть модной и стильной, останавливать на себе мужские взгляды»2. Для автора этого материала у новых министров вообще нет других качеств, кроме умения хорошо одеваться. Опыт и профессионализм уходят на второй план: журналиста интересуют лишь декольте и цвет волос. Трудно представить себе, чтобы, например, о Викторе Зубкове и Сергее Иванове говорили как о шатене и блондине, останавливающих на себе взгляды.

 

Миф № 2.

Женщина должна оставаться женой и матерью. Можно ли совместить политическую карьеру и семейную жизнь? («Что скажет муж? На кого оставить детей?») Станет ли она «матерью» и «верной женой» для граждан своего государства?

Образ политика-матери очень любят российские СМИ. Например, «Аргументы и факты» задают вопрос о политическом участии женщин Валентине Матвиенко в рубрике «Между Кремлем и кастрюлей»3. А о президенте Либерии «Известия» в статье «Леди наступают» написали так: « “Мы все страдали, нам всем пришлось многое пережить. Но мы должны объединиться и идти дальше”, ? призывает соотечественников Эллен Джонсон-Серлиф, разведенная мать четырех сыновей, бабушка шести внуков»4. А вот как «Первый канал» откликнулся на очередное президентство Тарьи Халонен: «Второй президентский срок главы Финляндии Тарьи Халонен начался всего неделю назад. В некотором смысле этот пост даже помог ей выйти замуж. После 15 лет совместной жизни с юристом Пенти Араярви она была вынуждена оформить свои отношения»5.

Личная жизнь мужчин-политиков начинает интересовать журналистов только в случае скандала: развода, обнаруженного внебрачного ребенка, многократным изменам, неожиданному выяснению неправильной ориентации политика. Когда речь идет о женщине-политике, СМИ всегда делают акцент не на ее политических достижениях и опыте, а на семейном положении, количестве детей и умении совместить карьеру и семью. Это двойственно сказывается на реакции аудитории: с одной стороны, рождает большее доверие к женщине-политику (мать не может навредить «детям» ? гражданам государства), с другой, отсылает к стереотипной семейной роли женщины и создает ощущение необычности появления женщины в политике.

Еще один аспект этого мифа – представление взаимоотношений женщины-политика с ее коллегами-мужчинами как сексуальных/романтических. Например, «Коммерсант» озаглавил статью о формировании новой пропрезидентской коалиции в Украине « Юлии Тимошенко подбирают подходящую пару»6. Ассоциации очевидны, а речь в статье идет о том, что Ющенко провел встречу с главой БЮТ Юлией Тимошенко и Владимиром Литвином, лидером одноименного блока.

 

Миф № 3.

Раз уж женщину допустили к власти, она не имеет права на ошибку. Если она плохой политик, это потому, что она женщина. А если хороший политик, значит, она «ненастоящая» женщина, неспособная устроить личную жизнь.

Жертвой этого мифа в российских СМИ чаще всего становится Кондолиза Райс. Так, например, журнал «Эксперт» в статье «Ваше слово, товарищ дама!» с явной антипатией пишет: « Кондолиза Райс выглядела элегантно ? была в ярко-красном костюме и черных туфлях на высоком каблуке, которые, однако, терли ей пятки. Этим госпожа госсекретарь явно подчеркивала, что она единственная женщина-политик среди многих мужчин — факт, давно подмеченный консервативной американской прессой. А раз одна и женщина, значит, позволено больше. Высказывания г-жы Райс, распространенные российскими СМИ накануне ее встреч с министром иностранных дел Сергеем Лавровым , министром обороны Сергеем Ивановым и президентом Владимиром Путиным , звучали как выстрелы. То госсекретарь раскрывает тайну за семью печатями и говорит об облегчении доступа американских инспекторов на российские ядерные объекты... То заявляет про Белоруссию, что «никому не выгодна эта последняя диктатура в Европе»… Американскому политику позволено в России очень многое. А женщине… женщине у нас дозволено почти все»7. Таким образом, все заявления Райс воспринимаются не всерьез, автор буквально низводит их до уровня пяток, заставляя читателя понять, что противоречащие российской политике идеи женщины из «лагеря врагов», принадлежат в первую очередь женщине, от которой ничего, кроме политических глупостей, ожидать не приходится.

На «Эхо Москвы» в передаче А. Венедиктова, М. Гусмана и Н. Асадовой о Кондолизе Райс, напротив, говорили как о серьезном и опытном политике, но подметили, что «есть проблема и с годами она становится все более и более острой. Она не замужем. Она прожила всю жизнь незамужней и это становится все больше и больше для политического истеблишмента нонсенсом. До 50 годов дожила дама, была бы она какой-нибудь уродиной, нет…»8. «Жалея» Кондолизу Райс за неумение построить семью, журналисты создают миф об «ущербности» женщины-политика, неспособной привлечь внимание мужчин несмотря на необычайные политические успехи (а скорее всего, именно из-за них).

Особенно удивительным кажется то, что женщина-журналист Наргиз Асадова не отставала от своих коллег в воспроизведении стереотипов: «Кондолиза Райс очень очаровательна и, может быть, ее действия немногим нравятся, но когда она выходит и с белозубой своей улыбкой…. Кстати говоря, несмотря на то, что ей за 50 лет, у нее нет ни одной морщины на лице и говорилось, что, когда были переговоры в Израиле с Шароном, то он не мог оторвать взгляд от ее стройных ножек». Оказывается, согласно исследованиям, женщины-журналисты переняли «мужской взгляд» и научились оценивать женщин по-мужски, приноравливаясь к удобному для мужчин взгляду на жизнь. Так, например, журналистка из «Собеседника» в статье о женщинах-политиках говорит: «На самом деле я сама не в восторге от женщин – в политике мужчины выглядят как-то надежнее. А уж об утопической теории, что если президентами всех стран резко изберут женщин, то и слово «война» исчезнет из всех языков мира, даже слышать не хочется»9.

 

Миф № 4.

Политика – грязное дело, а женщина так чиста… Место ли женщине в политике?

Этот миф характерен в основном для европейской прессы. Тем не менее, иногда его используют и российские СМИ. Вот, например, отрывок из уже упомянутой передачи на радио «Эхо Москвы»:

«Н. Асадова – Внеплановое голосование я предлагаю сделать таким: способна ли женщина хорошо…
А. Венедиктов – Реально. Нажимать ядерную кнопку.
Н. Асадова – Да (смеется).
А. Венедиктов – Хватит ли женщине… это, кстати, спросили Сеголен Руаяль: “Найдете ли вы в себе духа, когда надо, нажать ядерную кнопку и запустить ракеты на ракеты?”
Н. Асадова – Вы знаете, проблема может быть в том, что она слишком истеричная, и будет нажимать ее не по делу (смеется)»10.

Мы видим, что журналисты здесь приписывают женщинам такие стереотипные качества, как излишняя мягкость, нерешительность, истеричность. Женщина, на их взгляд, не способна быть настоящим политиком, потому что ей придется стать жесткой до безжалостности. А у женщины вряд ли хватит на это духа, значит, и в политике ей делать нечего.

 

Миф № 5.

Женщина в политике – экзотика, а значит и истории о ней в СМИ должны подчеркивать необычность ситуации: она должна рассказать аудитории про сложность прихода во власть, оскорбления со стороны мужчин-коллег.

Материалы на основе этого мифа часто сопровождали Ирину Хакамаду в эпоху ее активного участия в политике. Сегодня же журналисты говорят о необычности самого «феномена» женщины у власти. Вот как делает это «Газета»: «Мужское поголовье глав государств начало стремительно сокращаться. Глядишь, лет через пять на памятной фотографии в честь очередного же юбилея ООН будет запечатлена новая Генеральная секретарша ООН в окружении мисс президентши США, фрау бундесканцлерин ФРГ, сонма латиноамериканских сеньорин эль пресиденте, а еще – премьерш, генеральш, султанш, шейхинь, вождиц и председательниц госсоветов»11. С помощью такого нехитрого грамматического и стилистического приема автору удается превратить материал в насмешку над серьезной мировой тенденцией, показывая читателю нелепость политической активности женщин: ведь даже слов женского рода для обозначения таких постов не существует.

 

Миф № 6.

Женщина не может прийти в политику самостоятельно: ее обязательно должны поддерживать влиятельные мужчины-политики.

Этот миф довольно часто встречается в российских СМИ: женщины-политики пока не воспринимаются журналистами как самостоятельные и весомые фигуры. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко часто представляется российским журналистам лишь как «приставка» к влиятельному «Пигмалиону» ? президенту Виктору Ющенко – «леди Ю». Сеголен Руаяль воспринимается как политический проект ее мужа – Франсуа Олланда. А целый ряд женщин изображен на страницах российских изданий в качестве «заместителей» своих мужей, несмотря на их немалый самостоятельный опыт в политике – Хиллари Клинтон, Кристина Киршнер и т.д.

 

В стране с иным историческим бэкграундом и развитой гендерной культурой ? Швеции ? СМИ выстраивают совершенно иную систему образов. К ачественные шведские СМИ, в отличие от российских, говоря о женщинах-политиках, делают акцент на их опыте, политических убеждениях и успехах; обязательно обращают внимание на факты дискриминационного отношения к женщинам-политикам в других странах. Тем не менее, обязательно подчеркивается, что это женщина-политик. В этом можно усматривать факт позитивной дискриминации , т.е. журналисты исходят из того, что женщины являются меньшинством в политике, где нормой являются мужчины (это понимается как дискриминация), однако акцентирование внимания читателя на проблеме вовлечения женщин в политический процесс можно оценить как позитивное явление.

 

Антимиф № 1.

Внешность важна для любого политика – как часть его / ее имиджевой стратегии .

Исследуя индивидуальные образы женщин-политиков с мировой известностью в российских и шведских СМИ, мы отметили, что шведские журналисты в отличие от российских практически никогда не акцентируют внимание читателя на внешности, стиле, физической форме женщины-политика. Это не означает, что шведские СМИ вообще не говорят о том, как политики выглядят. Просто в шведских изданиях о внешности – мужчины или женщины-политика говорится лишь в рамках имиджа, т.е. того образа, который выстраивает сам политик. Например, все российские СМИ подчеркнули, что президент Аргентины Кристина Киршнер – «54-летняя рыжеволосая красавица с карими глазами»12, «сильно накрашенная, но еще красивая женщина в ярко-розовом костюме»13, которая «носит каблуки от Армани и сумку от Эрмес с высоко поднятой головой»14. Шведские же издания говорят о том, что игра на внешности – часть ее предвыборной кампании: Кристина Киршнер «активно играет женскую роль: грива темных волос, подведенные черным глаза, широкая белоснежная улыбка, шикарная одежда, тяжелые украшения»15.

 

Антимиф № 2.

Любой политик, а в особенности женщина-лидер, должен влиять на мнение «обычных» женщин об их роли в обществе и пропагандировать активное участие женщин в общественной жизни.

Интересно проследить, насколько разные цитаты зарубежных женщин-политиков приводят шведские и российские СМИ в материалах об одних и тех же женщинах-политиках. Так, например, в статье о победе Кристины Киршнер на президентских выборах в Аргентине, российские СМИ приводили ее слова: «Бомбежка ничто – макияж все!» (в подтверждение того, что женщина-политик остается в первую очередь женщиной, которая не может выйти на улицу без макияжа даже в период волнений). Шведские СМИ приводят совершенно другую цитату: «Своим соратницам хочу сказать: вы не должны выбирать между семьей и карьерой! Давайте построим нашу страну вместе!»16

Шведские СМИ подчеркивают, что и мужчины-политики должны обязательно включать «женские вопросы» в свою политическую программу. Например, в газете «Дагенс Нюхетер» был опубликован материал о том, как премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт общался с женщинами, работающими в коммунальном секторе, заработная плата которых ниже, чем у мужчин на тех же должностях. Журналист не только не подшучивает над «странным» поведением мужчины-политика, но беспокоится о том, как бы это не было всего лишь пиар-ходом премьер-министра17.

 

Антимиф № 3.

Женщина-политик – действительно женщина. Но пол может и должен стать позитивным отличием, позволив женщине прийти к власти. При этом критиковать женщину-политика за то, что она женщина, ? несправедливо.

В материале о кандидате в президенты Хиллари Клинтон под заголовком «Вперед, Хиллари!», шведский журналист пишет: «Пол Хиллари Клинтон – это бонус. Не потому, что женщины правят иначе, чем мужчины. Ее пол – это символ. С появлением женщины в Белом доме мир сделает большой шаг в сторону от стереотипов, навстречу равным для всех возможностям»18. Важно отметить, что этот материал написан мужчиной-журналистом.

 

Антимиф № 4.

Женщины-политики – не единая группа, все они очень разные, и их должно быть в политике больше. При этом приход женщин к власти не всегда связан с волной феминизма. А в политике все должны подчиняться одним законам, не взирая на пол.

Шведские СМИ, как и российские, довольно часто объединяют в одном материале сразу нескольких женщин-политиков с мировым именем. Однако шведские журналисты понимают, что главное для женщин, как и для мужчин-политиков, - их политические убеждения, уровень амбиций, личностные характеристики. Как пишет журналист одного из шведских изданий, «женщины приближаются к вершине власти в США, Франции и Швеции. Но женская волна в политике не означает, что в мире начинает править феминизм. В национальной экономике или политике безопасности пол не играет никакой роли, там все повинуются одним законам. Ангела Меркель придерживается правых взглядов, Хиллари Клинтон – центристских, Сеголен Руаяль – левых. Не так уж у них и много общего, кроме того, что все они – женщины. Однако шаг вперед символичен. Когда женщины становятся премьер-министрами или президентами, обычные женщины во всем мире получают сигнал: все возможно»19.

 

Антимиф № 5.

Достижение равенства и равноправия – важнейшая задача любого государства. Женщина-политик должна перестать быть экзотикой.

Шведские журналисты очень гордятся тем фактом, что Швеция – общепризнанный мировой лидер по достижению равноправия во всех сферах. Во многих изданиях периодически появляются материалы под заглавием «Швеция – самая равноправная страна в мире»20. Тем не менее, по мнению шведских журналистов, еще очень много политических вершин шведским женщинам только предстоит взять. Например, в одном из материалов журналист сокрушается о том, что в самой равноправной стране пост премьер-министра до сих пор занимает мужчина: «Чили выбрали в президенты женщину. В Либерии произошло посвящение Эллен Джонсон-Серлиф. Все больше становится стран, где женщины поднимаются на политическую вершину, но только не в Швеции, одной из самых равноправных стран в мире»21. Далее автор рассуждает о возможных причинах этого парадокса, вспоминает влиятельных шведских женщин и заканчивает выражением надежды на то, что когда-нибудь пост премьер-министра займет Мона Салин, лидер партии социал-демократов. Достаточно сравнить этот материал с уже рассмотренным материалом о « премьершах, генеральшах, султаншах, шейхинях и вождицах» в российской газете, чтобы убедиться в том, насколько диаметрально отличается подход к подаче данной проблемы в СМИ этих двух стран.

 

Антимиф № 6.

Женщина в политике – «агент изменений». Она приходит во власть для того, чтобы изменить свою страну (и мир) к лучшему.

В этом антимифе заключена как бы обратная сторона мифа о «чистоте и невинности» женщины. Поскольку шведские издания чаще всего исходят из концепции «гендер-как-отличие», то стиль женщин-политиков воспринимается ими как отличающийся от традиционного – как мужского, так и женского. Например, президент Чили Мишель Бачелет ассоциируется у шведских журналистов с «новой эрой», а с приходом к власти президента Либерии Элен Джонсон-Серлиф шведские издания связывают с «новым будущим» Либерии22. Канцлер Германии Ангела Меркель, как представляется шведским журналистам, «образец для немецких женщин-политиков. Одна из тех, кто обозначает, что она пришла в политику не просто как женщина, которая будет играть роль «матери нации» и соскребать с себя сексапильность. Та, что укажет на возможность эмансипации для половины немецкого народа, но которая сама не пугает излишней раскрепощенностью»23.

 

Исследуя контент средств массовой информации разных стран, можно сделать вывод, что большое влияние на ту «призму», сквозь которую журналисты видят и показывают реальность, оказывает история страны и наличие или отсутствие регулирования проблемы гендерного равенства на государственном уровне. Если шведский подход к изображению женщин-политиков можно считать спорным (они используют концепцию «гендер-как-отличие» и акцентируют внимание аудитории на данном вопросе при помощи приемов позитивной дискриминации), то журналисты российских СМИ далеко отстают от своих шведских коллег по уровню гендерной культуры. Российским СМИ предстоит пройти долгий путь для того, чтобы развенчать собственные мифы и научиться изображать новых политических героев – женщин – без использования сексистских стереотипов. И возможно, однажды можно будет сказать, что женщины-политики в мире обладают реальной властью – тогда, когда произойдет их «воцарение» в «четвертой ветви» власти, средствах массовой информации.

 


  1. Сайт канала НТВ: http://news.ntv.ru/117787/
  2. Арифджанов Р. В поисках женщин // Профиль. 2007. №37.
  3. Сайт газеты «Аргументы и факты» // http://gazeta.aif.ru /online/aif/1317/64_06
  4. Шестернина Е. Леди наступают // Известия. 19.01.2006.
  5. Сайт « Первого канала » // http: // www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=86763&p_news_razdel_id=9
  6. Геда Е., Долгополова Л. Юлии Тимошенко подбирают подходящую пару // Коммерсантъ (Украина). 03.10.2007. № 172 (529).
  7. Ваше слово, товарищ дама! // Эксперт. 2005. № 16.
  8. Расшифровка передачи «Кондолиза Райс – госсекретарь США» на радиостанции «Эхо Москвы» от 11.10.2007.
  9. Сайт «Собеседника»: http://sobesednik.ru/issues/99/rubr/1200/politp/?3048
  10. Расшифровка передачи «Мишель Бачелет – президент Чили» на радиостанции «Эхо Москвы» от 8.03.2007.
  11. Гинодман В. Президентский женский день // Газета. 2006. № 4.
  12. Попова Н. Аргентинская Хиллари Клинтон // Известия. 09.09.2007.
  13. Баунов А. Дольче Эвита // Русский Newsweek . 29.10– 04.11.2007. № 44.
  14. Попова Н. Аргентинская Хиллари Клинтон // Известия. 09.09.2007.
  15. Forsberg H. ”Drottning Cristina” tar ?ver i Argentina // Svenska Dagbladet. 26.10.2007.
  16. Gustafsson, E. Cristina blir Argentinas president // Dagens Nyheter. 29.10.07.
  17. Th?rn Y. Reinfeldt har vilselett de l?gavl?nade kvinnorna // Dagens Nyheter. 28.10.2007.
  18. Ekdal, N. Heja Hillary // Dagens Nyheter. 13.01.2008.
  19. Ekdal N. Karlar kan // Dagens Nyheter. 24.11.2006.
  20. Sverige mest j?mst?llt i v?rlden // Dagens Nyheter. 08.11.2007.
  21. Ett kungarike f?r en kvinna // Dagens Nyheter. 18.01.2006.
  22. Koblanck A. Liberia v?ljer ny framtid // Dagens Nyheter. 09.10.2005.
  23. Lind I. Enfald och militans // Dagens Nyheter. 13.09.2005.