Крупнейший в мире информационно-развлекательный рынок продолжает в начале XXI века оставаться и наиболее успешным финансово, определяющим направления развития экономики медиа по всему миру. Информационная отрасль во всех своих проявлениях продолжает увеличивать влияние на американский бизнес, что отражается и на растущем объеме публикаций, затрагивающих различные аспекты существования СМИ, в специализированной экономической прессе. Важную роль в этом процессе играет расширение присутствия медийных предприятий на биржах, рынках капитала, которые, в свою очередь привлекли за это время десятки миллионов индивидуальных инвесторов. Таким образом, востребованным и интересным для массовой аудитории теперь стал не только продукт, произведенный СМИ, но и деятельность предприятий, его создающих.
В ведущих ежедневных изданиях, типа "Уолл-СтритДжорнал" или "Файнэншел Тайме", и в их еженедельных аналогах "Баррон", "Экономист" и "Бизнес Уик" практически каждый номер содержит оперативную и аналитическую информацию о работе и состоянии медиа-индустрии. Анализ политических, экономических и творческих аспектов развития СМИ постоянно присутствуют даже на первых полосах "Нью-Йорк Тайме" и "Вашингтон Пост", не говоря уже об их бизнес-секциях. Большинство текстов, связанных с медиапроблематикой, выходит из-под пера представителей двух групп - журналистов и работников академической сферы. Это, безусловно, общемировая аксиома, в Соединенных Штатах существенно отличаются лишь масштабы ее приложения. В России тоже можно встретить примеры заслуживающих внимания работ и в газетах, и в индустриальных изданиях, и в альманахах, выпускаемых факультетами журналистики. Однако, по большому счету, можно довольно быстро конкретизировать этот список и при этом ни разу не сбиться, составляя его полный вариант. Главным отличием американского рынка будут не только количественные показатели, но и существование сегментов, у нас практически не развитых.
Важнейшим из них следует признать состоящую из десятков названий группу журналов, посвященных анализу функционирования различных отраслей информационной промышленности. Их, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы. В первую входят журналы, издаваемые профессиональными объединениями газетчиков, вещателей, кинематографистов, представителей сферы интернета и телекоммуникаций. К примеру, посвященный работе ежедневной печати "Пресстайм" выходит под эгидой Газетной ассоциации Америки (Newspaper Association of America), объединяющей издателей более 1500 газет континента. Параллельно с этим важную роль в понимании проблем современных СМИ играют издания, которые входят в структуры крупных концернов, занимающихся выпуском литературы и периодики для представителей самых разных информационно зависимых профессий (врачей, юристов, ученых и т.д.), и являющиеся продуктом журналистского труда и коммерческих интересов. Так, "Эдитор энд Паблишер", тоже посвященный газетной прессе, в последние годы является частью голландской компании VNU, а "Броадкастинг энд Кэйбл", пишущий о радио и телевидении, входит в голландско-британскую группу Reed Elsevier. При этом, по нашим оценкам, уровень освещения важнейших событий и аналитики в обеих подгруппах вполне сопоставим.
Академическая среда также представлена журналами разных направлений. Практически каждая из нескольких десятков школ журналистики в США выпускает одно или несколько изданий, рассматривающих различные направления развития медийной сферы или специализирующихся на конкретных аспектах журналистской деятельности. Правда, к участию в создании контента для подобного рода журналов привлекается обычно широкий круг специалистов со всей страны. Показателен пример "Коламбия Джорнэлизм Ревью": издание Колумбийской школы журналистики в Нью-Йорке является одним из наиболее авторитетных в университетских кругах, однако штат школы включает в себя ограниченное количество исследователей, связанных с теоретическими аспектами информационной деятельности. В результате авторский коллектив журнала разбросан по всей стране и многие авторы, в первую очередь колумнисты, к работе школы отношения практически не имеют.
Издания типа "Коламбия Джорнэлизм Ревью" и "Америкэн Джорнэлизм Ревью" выходят с периодичностью 6-10 раз в год и сохраняют определенную оперативность, что накладывает отпечаток и на их содержание: практически все они, к примеру, уже успели детально проанализировать освещение войны в Ираке. Вместе с тем существует еще одна группа академических журналов, которые чаще всего рассматривают самые существенные вопросы с большего временного расстояния и с более отвлеченных позиций и не озадачены совмещением анализа и теоретизирования с относительной оперативностью. Создаются они исследователями с гораздо большим историческим и теоретическим уклоном в интересах, имеют в массе своей ежеквартальную периодичность, а изданием их занимаются чаще всего даже не факультеты или школы, а ассоциации или общества специалистов-историков, экономистов, коммуникативистов. Это, наверное, наиболее важный сегмент текстов по медиапроблематике, насыщенный журналами самого высокого уровня, такими как "Джорнэлизм энд Мэсс Коммюникейшн Куотерли", "Джорнал оф Мэсс Ломмюникейшн", или "Джорнал оф Медиа Экономикс". Большинство ассоциаций-издателей объединяют исследователей, выпускающих основной поток академической литературы по теоретическим, экономическим, творческим, социальным проблемам функционирования медиасреды. В этих изданиях в виде статей проходят "обкатку" основные положения готовящихся книг, обнародуются результаты специальных проектов и параллельно закладываются кирпичики и в фундамент карьерного роста авторов, который, как и у нас, подразумевает определенные статистические основания, в том числе количество и качество публикаций.
Кстати, если уж упомянуты монографии, необходимо заметить, что книги по медиа в Америке тоже отличаются разнообразием форматов. Кроме учебной и исследовательской литературы, можно обнаружить не меньший, по нашим оценкам, сегмент, состоящий из книг, написанных журналистами. Как мы уже упоминали, крупнейшие периодические издания являются, наверное, источником наиболее объемного свода текстов по ежедневному существованию СМИ. Журналисты привыкли работать быстро, книжные издательства все более ценят оперативность, в результате чего появляется широкий ряд произведений не столько о проблемах СМИ, сколько просто о СМИ или наиболее интересных фигурах, в них работающих или с ними связанных. К примеру, осенью-зимой 2003-2004 гг. в свет выходят сразу четыре книги, посвященные очень интересной теме - формированию и началу работы крупнейшего медиаконцерна America Online - Time Warner. Однако написаны они не университетскими специалистами, а журналистами ведущих газет - "Нью-Йорк Тайме", "Уолл-Стрит Джорнэл", "Вашингтон Пост", - освещавшими процесс создания и проблемы компании в своих изданиях. На основе статей и интервью с различными источниками внутри корпорации и были составлены довольно объемные тома, содержащие в основном хронику событий и целые главы, рассказывающие о том, как те или иные звездные персонажи (а топ-менеджмент крупнейших компаний сегодня приравнивается по уровню звездности к артистам или спортсменам) вели себя в различных ситуациях.
"Медиальманах" - издание новое, постепенно формирующее свою нишу в среде журналов, посвященных академическим исследованиям медиапроблематики и журналистики. На современном этапе мы пытаемся творчески интегрировать опыт российских и зарубежных научных публикаций. Поэтому представление о том, кто составляет основную группу наших американских коллег и какие вопросы ставят они она своих страницах, кажется нам достойным внимания.
"Коммьюникейшн ресерч тренде" (Communication Research Trends, CRT) Центра по изучению коммуникаций и культуры Калифорнийского отделения общества Иисуса (California Province of Society of Jesus) отличается концептуальным подходом к каждому из четырех своих годовых выпусков. В принципе это свойственно многим, но у CRT каждый такой номер представляет собой единый текст, написанный одним или несколькими авторами. В 2003 г. внимание было уделено "Риторике общественного диалога", "Коммуникативным особенностям системы обучения и образования в новом тысячелетии", отдельный выпуск "Война и медиа" представляет собой текст главного редактора Уильяма Бернатски. Война в Ираке стала объектом детального анализа множества специализированных изданий, и CRT сфокусировался на историческом контексте отношений внутри своеобразного треугольника "армия-СМИ-общество" после Второй мировой войны. Также, как и многие выпуски предшествующих лет, такие, как "СМИ и терроризм", "Религия и СМИ", "Глобализация медиа: обсуждение продолжается", и номер, посвященный войне, может быть и не содержит каких-то революционных по новаторству данных и мыслей, но на небольшом количестве страниц обобщает существенный объем информации по проблеме с достаточно непредвзятых позиций. Бернатски уделяет внимание подробному разбору конкретных случаев и основных тенденций освещения СМИ Корейской и Вьетнамской войн, вторжений в Гренаду и Панаму, войны в Персидском заливе и событий в бывшей Югославии. Боевые действия в Ираке получают наиболее детальный комментарий, сопровождающийся апелляцией к религиозным и психологическим аспектам современных военных конфликтов и их освещения в средствах массовой информации. Важнейшей задачей автор для себя считает отражение в "американских войнах" последних пятидесяти лет существенно отличающихся исторических эпох, донесение информации о них через различные СМИ и в то же время показ самих войн, работы на них журналистов - и все это как результат тех или иных общественных сдвигов, технологических и ментальных изменений в обществе. Со времени американской операции во Вьетнаме взаимоотношения прессы и армии стали для Америки неотъемлемой частью любых военных действий, хотя с тех пор отношения эти переживали различные стадии развития. Иракские события еще раз продемонстрировали невозможность реализации идеалистического представления о полностью открытой для общества войне. В противоборство вступают вполне естественное желание военных сохранить секретность боевых операций и стремление репортеров выполнить свой долг перед обществом и призывать правительство и армию к ответам на все ключевые вопросы. Многочисленные исторические, социальные, культурные, экономические, политические, психологические факторы сказываются на действиях, реакциях и важнейших решениях и военных, и политиков, и журналистов на эмоциональном и рациональном уровнях. Взаимосвязь этих факторов настолько сложна, что Бернатски рискует предположить отсутствие даже у лучших историков настоящего и будущего возможностей понять и раскрыть их полностью.
Альманах "Коммьюникейшн теори" (Communication Тhеоrу) является ежеквартальным продуктом совместных усилий Международной ассоциации коммуникативистов (International Communication Association) со штаб-квартирой в Вашингтоне и издательства Oxford University Press. Одно из центральных мест в журнале занимает актуальная сегодня тема глобализации и ее взаимодействия с региональными культурами и коммуникативными традициями, которой главный редактор Майкл Коуди, представитель Университета Южной Калифорнии, посвящает порой целые номера, скомпилированные из работ авторов со всей страны. За последний год статьи и эссе, так или иначе затрагивающие этот вопрос, составили, наверное, половину контента СТ. В настоящее время возросла актуальность изучения постколониальных обществ, их средств массовой информации и коммуникационных культур: этим вопросам было посвящено несколько монографий, в университетах появились специалисты по постколониальной коммуникативистике. Журнал опубликовал работы нескольких американских исследователей, анализирующих, к примеру, гибридность как основной троп во множестве сфер культурных исследований современности и как одну из наиболее широко используемых и часто критикуемых концепций постколониальной теории. Американская пресса, по наблюдениям Мирвана Крайди из Американского университета в Вашингтоне, часто прибегает к использованию теории гибридности при анализе глобальной восприимчивости к американской популярной культуре, в то время как понятие это слишком противоречиво и, по мнению автора, заслуживает деконструкции. Правда, для критического культурного транснационализма, проповедуемого Крайди, в работе гибридность является концептуально неизбежной, и требуется лишь ее использование в рамках интерконтекстуальной теории.
Большинство исследователей проблем глобализации, идентичности, транснациональности и т.п. представляют различные диаспоры на территории США, для которых эти темы, естественно, являются наиболее актуальными. Тот же Крайди вместе с Патриком Мерфи из Университета Южного Иллинойса являются соредакторами книги "Глобальные медиаисследования: этнографические перспективы", на основе которой написали программную статью "Международная коммуникация, этнография и вызов глобализации" для журнала. Предметом исследования для них служат история и региональные аспекты медиаэтнографии, важные для понимания локального опыта глобализации, для которой медиаэтнография важна как одно из звеньев теории международной коммуникации. Наиболее всестороннюю картину современных бихевиористских и культурных сдвигов дает материал Эндрю Вуда о понятии омнитопии - опыте места как конвергенции многочисленных пространств, при котором любое индивидуальное пространство является выражением целого. Сравнивая свою модель с опытом терминальных зон в аэропортах, автор определяет главные черты омнитопии (родовая среда, постоянное движение и взаимодействие по примеру атомов), а также рассматривает изменения, внесенные в его модель событиями 11 сентября 2001 года.
Кроме этого нынешние интересы альманаха затрагивают вопросы поведенческих и культурных последствий коммуникативных кампаний и простираются в сферу попыток сформулировать основные положения теории этих кампаний. Проводя сравнительный анализ рассеивающих и соучаствующих моделей побудительных коммуникаций, различные авторы журнала, признавая их существенное отличие, приходят к заключению о том, что сегодня обе модели объективно дополняют друг друга. И в ряду своих задач отводят место наведению мостов между ними, что должно послужить лучшему пониманию формирования и поведения современных коммьюнити-сфер.
Национальная ассоциация коммуникативистов (National Communication Association), объединяющая специалистов практически всех крупнейших факультетов журналистики США, выпускает "Критикал стадиз ин медиа коммьюникейшн" (Critical Studies in Media Communication, CSMC). Издание затрагивает более доступные для понимания темы, чем предшествующее, что можно иллюстрировать примером, допустим, весеннего выпуска этого года, в котором значительное место уделено анализу визуальных коммуникаций. Так, профессор Университета Колорадо Брайан Тейлор в статье "Ядерная иконография в культуре периода после холодной войны" добавляет к традиционным представлениям о дискурсе по ядерному оружию, находящемуся в контексте влияния фотографий и фильмов, демонстрирующих его воздействие и последствия, понятие анти-ядерной иконологии как важнейшего явления в формировании критического отношения к ядерным программам на массовом уровне. На этом примере можно видеть роль визуальной риторики в культуре в целом, и в эпохе без железного занавеса, и иконографии холодной войны. Схожая по теме статья Роберта Харимана из Университета Дрейка "Общественная идентичность и коллективная память в американской иконической фотографии" разбирает вопрос влияния фотографии на общественное сознание, коллективную память и социальную ответственность, используя, в частности, анализ реакций на знаменитый снимок времен Вьетнамской войны "Случайный напалм".
Большинство статей CSMC посвящено визуальным и вещательным коммуникациям, анализу культурных и поведенческих эффектов кинематографа, фотографии, телевидению на локальном и глобальном уровнях. Проблемам "новых медиа", еще недавно чрезвычайно актуальным, внимания уделяется меньше, но, к примеру, материал Пола Леонарди из Университета Колорадо "Проблематизируя новые медиа: культурные предпочтения мобильных телефонов, компьютеров и интернета среди американских латино", рассматривающий проблему влияния национальных культурных особенностей на пользование мобильной телефонией, компьютером и интернетом у представителей испаноговорящего населения США, заслуживает специального упоминания. В принципе эта фокусная группа во многом сходна по своему отношению с более массовой аудиторией пользователей, которая рассматривает сотовые телефоны как средство упрочения человеческих отношений, в то время как интернет ей представляется скорее орудием разобщения. Результаты исследования автора на примере узкой группы делают лишь более конкретным, зависимым в данном случае от культурных особенностей (большая общительность, крепость семейных уз и т.д.) латинского населения представление о том, что новые медиа вовсе не однородны по той реакции, которую они вызывают у аудитории.
В последнем номере коммуникативисты затронули и проблему электронной коммерции "Одеваться в онлайновых магазинах". В статье, по мнению Джона Джордана из Университета Висконсина через технологию "виртуального тела" вносится свежая струя в традиционное представление о значимости образа для связи продукта и мотивации покупателя в потребительской культуре. Обращение не к чужому, а вроде бы к своему виртуальному телу, которое предлагают одеть некоторые интернет-магазины, существенным образом влияет на сознание и поведение личности в онлайновом мире: она еще более теряет свою офлайновую идентичность. Вызванное коммерческими интересами торговцев искажение реальности, которому помогает сам пользователь, составляя свой интерактивный портрет, добавляют красок в рисуемую журналом картину влияния медиатехнологий на сознание потребителей. На наш взгляд, обращение к опыту новых медиа, природа которых позволяет влиять посредством визуальных образов на индивидуальное сознание даже больше, чем на массовое, заметно расширяет горизонты исследования в областях, на которых фокусируют свое внимание CSMC.
Журнал "Мэсс коммьюникейшн энд сосаети" (Mass Communication and Society) выпускается при посредничестве издательства Lawrence Edbaum Associates подразделением по изучению массовой коммуникации и общества американской Ассоциации работников журналистского и масс-медиа образования (Association for Education in Journalism and Mass Communication). В редакционный совет входят ведущие представители крупнейших факультетов и школ журналистики в стране - Элан Элбаран, Элисон Александер, Джозеф Доминик, Роберт Пикар, работы которых можно найти и в наших библиотеках. Число авторов, безусловно, гораздо больше, и материалы их затрагивают практические стороны и проблемы журналистики, фокусируя наше внимание на структурных, экономических, политических факторах, влияющих на работу СМИ. Так, Стивен Лейси из Мичиганского университета и Дэвид Колсон из Университета Невады в статье "Взгляд телерепортеров на то, как конкуренция между телевидением и прессой влияет на освещение работы мэрий" рассматривают актуальную проблему снижения уровня и распространенности качественной журналистики в современных американских СМИ, которые под давлением рыночных требований предпочитают выдавать все более облегченное, коммерциализированное содержание. В последний год напряженные дебаты сопровождали рассмотрение Федеральной комиссией связи вопроса об отмене запрета на перекрестное владение газетой и вещательными станциями на одном рынке, и материал Лейси и Колсона вносит свой вклад в эту дискуссию, хотя сами они этого отдельно не отмечают. Местная тележурналистика сейчас подвергается даже большей критике профессионалов, чем газетная, и авторы останавливаются на проблеме влияния конкуренции на освещение работы местных органов управления, прежде всего мэрий, телерепортерами. Конкуренция между телевизионными станциями, по мнению большинства журналистов, цитируемых в статье, оказывает неоднородное влияние на их работу по освещению локальной политики - она может увеличивать число материалов и глубину проникновения в проблемы, а может приводить и к нехватке места в сетке новостного вещания для необходимого количества и времени сюжетов. Однако наиболее значимым фактором, положительно влияющим на объем и качество материалов, оказывается не внутрителевизионная конкуренция, а соперничество с местной ежедневной и еженедельной прессой.
Проблемам телевизионной журналистики и развитию телевидения вообще, конечно, уделяется больше места, чем журналистике и коммуникациям печатным, что в целом оправдано сохраняющимся положением ТВ как более массового СМИ, работающего в гораздо большем количестве форматов. Самым обсуждаемым тележанром в академической среде продолжает оставаться ток-шоу, которое вызывает у исследователей полярные реакции: от утверждения их деструктивной природы до выявления положительных социальных эффектов. Развитие в последние годы испаноязычного медиарынка, в особенности кабельных и эфирных телесетей, породило целую волну публикаций, анализирующих, в частности, ток-шоу на Telemundo и Univision, - крупнейших каналах испаноязычного телевидения. В этом году Каролина Акоста-Азуру из Университета Джорджии детально рассмотрела практику ток-шоу через призму концепций "режимов правды" и "исповеди Фуко". В них роль ведущего отводится католическим священникам. В 2003 году в журнале также анализировались проблемы влияния таких показателей, как частота смены камер, частота смены сцен, процент активного движения в кадре, процент активного музыкального ряда и т.п., на детскую психологию и поведенческие стереотипы. Всплывала и неувядающая тема взаимовлияния телевизионного и реального насилия и жестокости.
Интересная работа Дженнифер Гриер из Университета Невады "Оценивая доверие к онлайновой информации: тестирование влияния источника и рекламы" посвящена оценке доверия к источнику информации в Интернете, и делает упор не только на ориентации на бренд, но и на достоверность и качественность рекламы на открываемой странице. При огромном количестве источников, на которые можно попасть, используя интернет для исследований различного рода, анализ рекламного контента может стать не менее эффективным для оценки доверия, чем выявление связей создателей сайтов в информационном мире. Проблемой этого подхода, правда, остается то, что большинство пользователей продолжает обращать на интернет-рекламу минимум внимания.
Та же Ассоциация работников журналистского и масс-медиа образования выпускает и одно из наиболее авторитетных в академических кругах изданий "Джорнэлизм энд мэсс коммьюникейшн куотерли" (Journalism and Mass Communication Quarterly, JMCQ), редактором которого сейчас является Дэниэл Риффе из Университета Огайо. В традициях журнала, самого, наверное, объемного в своей категории, делить номера на тематические разделы, не постоянные, а формирующиеся по мере накопления материала или на основе предложений редколлегии. Так, в уходящем году были отработаны "Методология исследований", "Исследование контента", "Закон об авторском праве", "Оценка достоверности и предвзятости", "Газета как организация" и т.д. Привлекается опыт исследования самых разных медиаотраслей, от печати до интернет-источников, при этом размер журнала позволяет уйти от наиболее распространенных в исследовательских СМИ 3-4 статей в номере и включать в номер более 10, благодаря чему количество материалов, к примеру, о печати, о ежедневной прессе значительно возрастает. Уже упоминавшиеся различные разделы в 2003 году анализировали самый широкий спектр проблем современной американской газетной прессы: и ее политическую пристрастность ("Объективное свидетельство медиапредвзятости: освещение газетами партийной борьбы в конгрессе" Дэвида Нивена), и усиление роли дизайнерских решений ("Объясняя разнообразие газетного дизайна: исследование роли редакционных подгрупп" Уилсона Лоури), и изменения в культуре редакций местной прессы под влиянием коммерческих факторов ("Меняя редакционную культуру" Питера Гейда и Эрнеста Перри). Особенно интересна статья Рэндала Бима из Университета Индианы "Различия контента ежедневных газет с сильной и слабой рыночной ориентацией", на основе контент-анализа тринадцати газет давшего еще одно подтверждение позиции критиков, считающих изменения в структуре собственности прессы фактором, негативно влияющим на качество журналистских материалов. По оценке Бима, усиление маркетинговых подразделений в газетах ведет к снижению числа публикаций о политике и общественно значимых событиях и процессах, которые уступают место спорту и материалам о стиле жизни. Правда, автор отдельно замечает, что первые полосы остаются минимально коммерциализированными, даже в самых рыночно-ориентированных изданиях.
В ряду обязательных для всех исследовательских журналов материалов о кино- и теленасилии, достоверности онлайновых источников информации и т.п. нам кажется любопытной работа Джулии Андлигер из Вашингтонского университета и Терезы Мастин из Университета Теннеси "Влияние расовых и региональных различий на оценку читателями степени доверия к политическим колумнистам в зависимости от их расы и пола". Авторы считают, что их статья должна положить начало обширной дискуссии по вопросу, однако уже предлагают вниманию коллег первые выводы: на основании опроса более тысячи студентов факультетов журналистики в различных частях страны практически все колумнисты получили в целом одинаковый рейтинг доверия, и лишь при детальном изучении реcпондентов-читателей оказалось, что для белых читателей белые колумнисты являются, конечно, более заслуживающими доверия, хотя к цветным женщинам-обозревателям белые мужчины готовы прислушиваться с большим вниманием. На фоне сохраняющихся в американском обществе и СМИ тенденций к усилению роли политкорректности заданная тема, вполне вероятно, может действительно получить развитие, особенно в работах представителей различных меньшинств.
Интересен и ряд статей Джо Боба Хестера и Ронды Гибсон, посвященных "Экономике и медиаконтенту", в которых анализируется телевизионное, журнальное и газетное освещение экономических процессов в США в 1998-2002 годах. Рассматриваемый период показателен сам по себе, так как за этот короткий срок экономика страны успела пережить переход от стремительного и бурного роста к глубокой рецессии и даже кризису отдельных отраслей, что, безусловно, отражалось в телеэфире и на печатных полосах. Для нас результаты анализа, выявившие значительное преимущество негативных настроений в новостях и мнениях за рассматриваемый этап, стали несколько неожиданными, ибо шквал восторгов, сопровождавший в СМИ события 1998-1999 годов, казалось, заложил прочный фундамент под обратные результаты подобных исследований. Интересна и позиция авторов, которые не только делятся данными, но и выводят на суд коллег предположение, что характер новостных и аналитических материалов не просто отражает состояние экономики, а непосредственно влияет на её функционирование и уровень потребительской активности.
"Джорнэл оф Коммьюникейшн" (Journal of Communication) -официальное издание Международной ассоциации коммуникативистов, которой в выпуске помогает Oxford University Press. Нынешним главным редактором является Уильям Бенуа, представитель Университета Миссури, с которым факультет журналистики МГУ состоит сейчас в тесных партнерских отношениях. Наряду с JMCQ этот журнал выходит самым крупным среди себе подобных изданий тиражом в шесть тысяч экземпляров, хотя, по оценкам академической аудитории, несколько уступает JMCQ в авторитетности и влиятельности.
На наш взгляд, среди последних материалов можно выделить обращение к все более распространяющейся в практике телеповторов программ самых разных эпох и жанров, которая сегодня является одной из базовых моделей существования американского телевидения. Кроме очевидного экономического эффекта этого явления после ознакомления со статьей Джона Уэйспфеннинга из Колледжа Оттербейн в Огайо "Культурные функции повторов: время, память и телевидение", которая идет в русле культурного и коммуникативного подходов к практике повторов, становятся более очевидными и ее социальные аспекты. К культурным функциям автор причисляет кросс-поколенческое информирование, в ходе которого различные поколения смотрят одни и те же программы в схожем возрасте; социальный континуум, когда повторы совпадают и взаимодействуют с процессами важнейших общественных изменений; коллективную память, для которой повторы делают возможным возобновление опыта, определяющего самоидентификацию поколений и культур. Ощущение стабильности, приносимое повторами, согласно автору, позволяет зрителям сохранять связь с прошлым и увереннее смотреть в будущее.
В целом же материалы журнала укладываются в уже ставший стандартным набор тем, которые мы уже не раз упоминали в нашем обзоре: визуальные коммуникации и жестокость; бехивиористские эффекты телевидения, в особенности его отношения с детской, молодежной и женской аудиториями; влияние медиа на общественные проблемы и жизнь политических сообществ; роль половой и расовой принадлежности зрителей и читателей в восприятии контента и формировании его предложения средствами массовой информации; глобализация, переходный период в жизни многих стран, коммуникативные теории новых рынков; испаноязычные медиа и их форматы, жанры и модели; ток-шоу и т.д. В отличие от Quarterly, практически все материалы анализируют опыт аудиовизуального сектора, что в целом также укладывается в прослеженную нами тенденцию.
Заключая, сошлемся на весенний номер JMCQ, открывавшийся интересной статьей Раша Камауи и Дэвида Уивера из Университета Индианы "Изменения в подходах к исследованию массовой коммуникации в 1980-1999 годы", которая во многом подтверждает и наши наблюдения. Основными позициями, на которые обращали внимание авторы, стали соотношение качественного и количественного анализа, использование положений различных коммуникативных теорий в работах, интерес к разным медиа в за изучаемый период. И в последней категории, кроме очевидного роста внимания к интернету (между прочим, пока еще не развившемуся в достаточно обширный сегмент академических журнальных публикаций), авторы отметили несколько сократившийся за двадцать лет разрыв между объемом материала по вещательным и печатным СМИ, но все равно телевидение намного опережает прессу по количеству обращений к его проблемам среди исследователей, писавших для десяти крупнейших журналов по теоретическим вопросам из области медиапроблематики. Среди методов сохраняется доминирующее положение опросов и контент-анализа, хотя постепенно часть их популярности переходит к методу экспериментальному. Это, соответственно, идет в русле развития положения о продолжающемся более частом использовании количественного анализа, хотя качественный, по наблюдениям авторов, стал чуть более распространен в девяностые, после практически забвения восьмидесятых. Меньше половины изученных научных публикаций апеллировали хотя бы к одной из множества теорий, которым, как мы видели, в коммуникативистике посвящаются отдельные издания.